Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Начальником Федерального департамента (Министром) иностранных дел Швейцарии И.Кассисом, Москва, 19 июня 2019 года

1282-19-06-2019

  • ru-RU1 fr-FR1 en-GB1

 

Уважаемые дамы и господа,

Мы провели хороший разговор.

Связи между Россией и Швейцарией имеют давнюю историю, опираются на принципы равноправия и взаимного уважения, взаимного учета интересов. Сегодня мы подтвердили обоюдный настрой на их дальнейшее динамичное развитие во всех областях.

У нас хороший политический диалог на всех уровнях. Уверенный рост взаимной торговли. В прошлом году она достигла 7,5 млрд долл.США, увеличившись более, чем на 20%. В первом квартале этого года также зафиксирован рост на 18%.

Приветствовали также сохраняющийся высокий уровень активности в    инвестиционной сфере. Швейцарские прямые инвестиции, накопленные в России, исчисляются почти 12 млрд долл.США, а российские в Швейцарии  – 18 млрд долл.США. Договорились и впредь поощрять интерес деловых кругов к наращиванию прямых контактов, в том числе в рамках существующих механизмов продвижения экономического взаимодействия. Имею в виду Смешанную Межправительственную комиссию по торговле и экономическому сотрудничеству и ее рабочие группы, в том числе рабочую группу, которая специально создана для того, чтобы снимать озабоченности бизнесменов обеих стран.

Видим обоюдный интерес в том, чтобы привлекать большее число российских регионов к сотрудничеству и вообще продвигать межрегиональное взаимодействие. Этому будет способствовать недавнее учреждение постов почетных консулов Швейцарии в Самаре и в Новосибирске. Россия в дополнение к почетным консулам в Цюрихе и Лозанне предлагает и получила одобрение на назначение почетного консула в Лугано.

Довольны диалогом по линии внешнеполитических ведомств. Он опирается на План межмидовских консультаций, который был утвержден в ходе нашей встречи в Женеве в ноябре 2018 г., и весьма полезен по оценке обеих сторон.

Мы в очередной раз поблагодарили наших швейцарских партнеров за неизменное и добросовестное выполнение функций по представительству интересов России в Грузии, а также за их содействие в выполнении российско-грузинского межправительственного Соглашения об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга торговли товарами, которое было подписано 9 ноября 2011 г. при посредничестве швейцарской стороны. Конечно же, мы признательны коллегам за их вклад в проведение Женевских дискуссий по вопросам стабильности и безопасности в Закавказье.

По актуальным международным и региональным вопросам мы поговорили достаточно подробно. Большое внимание уделили ситуации в Совете Европы. Подчеркнули необходимость возвращения к тем принципам, которые заложены в Уставе Организации и которые были переподтверждены на майском заседании Комитета министров Совета Европы. Эти принципы заключаются о необходимости обеспечивать равные права для всех стран-участниц Совета Европы во всех органах этой структуры. Ценим принципиальную позицию Швейцарии по этому вопросу.

Мы также обсудили ситуацию вокруг украинского урегулирования. У нас общая позиция в необходимости полной и последовательной реализации минского «Комплекса мер» в интересах скорейшего преодоления  внутриукраинского кризиса. Также обсудили оценки, которые высказываются в этой связи некоторыми нашими западными партнерами, весьма своеобразно трактующие ситуацию с выполнением минского «Комплекса мер», связывая его полную реализацию исключительно с действиями российской стороны. Мы подробно объяснили нашим швейцарским коллегам, как обстоят дела на самом деле. Привели конкретные примеры саботажа, который осуществлялся украинскими властями при П.А.Порошенко в отношении этого важнейшего документа. Надеемся, что после формирования структур в новом украинском Правительстве, которые будут заниматься этим вопросом, ситуация сможет измениться. По крайней мере, рассчитываем, что те западные страны, которые покровительствуют Киеву, сделают для этого все необходимое и выполнят свои обязательства по выполнению резолюции 2202 СБ ООН, утвердившей Минские договоренности.

Со Швейцарией мы регулярно обмениваемся мнениями в отношении ситуации на Ближнем Востоке и Севере Африки. Привержены решениям ООН относительно ближневосточного урегулирования. Поделились с нашими швейцарскими коллегами информацией об усилиях России вместе с другими странами по стабилизации положения в Сирии, прежде всего, по линии «астанинского формата» в интересах выполнения резолюции 2254 СБ ООН. Также на данном этапе считаем важным устранить двойные стандарты в вопросах оказания гуманитарной помощи всему сирийскому населению на недискриминационной основе, обеспечить такой же подход к восстановлению инфраструктуры для возвращения беженцев и внутренне перемещенных лиц. 

Затронули ситуацию, которая сложилась в Венесуэле и вокруг нее. Россия и Швейцария выступают за ее урегулирование исключительно мирным, политическим путем. Приветствуем усилия, которые в различных форматах предпринимаются в этом направлении.

У нас также близкие позиции относительно необходимости сохранить   Совместный всеобъемлющий план действий по иранской ядерной программе. С нашими собеседниками поделились оценками ситуации, которая сложилась в сфере стратегической стабильности, в том числе в свете выхода США из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.

Рассмотрели деятельность ОБСЕ, которую сейчас возглавляет Генеральный секретарь Т.Гремингер (швейцарский гражданин). У нас с представителями Секретариата, включая Т.Гремингера, регулярные контакты. Видим заинтересованность наших швейцарских коллег продвигать в ОБСЕ подходы, которые будут опираться на принципы, одобренные в этой Организации, начиная с Хельсинкского Заключительного акта. Эти принципы требуют от всех стран-участниц двигаться к поиску баланса интересов, выработке компромиссных и консенсусных подходов. В ближайшее время, через пару недель, состоится неформальная министерская встреча стран-членов ОБСЕ в Словакии, которая сейчас председательствует в ОБСЕ. Думаю, что мы со Швейцарией будем стремиться направить дискуссию в русло конструктивного диалога, поиска общеприемлемых подходов.

Весьма признателен моему коллеге за совместную работу.

Вопрос: Учитывая итоги визита Президента Украины В.А.Зеленского в Берлин и Париж, очевидно, что Украина не демонстрирует настрой на разрешение кризиса на Юго-Востоке страны. В то же время она продолжает обвинять Россию в отсутствии шагов, воли к урегулированию ситуации в Донбассе. Принимая во внимание эти факторы, какова вероятность организации встреч в «нормандском формате», в том числе на высшем уровне?

С.В.Лавров: Я уже несколько раз комментировал эту тему. Мы исходим из того, что для того, чтобы встречаться, нужно обеспечить договороспособность таких контактов. Я услышал, что Президент Э.Макрон, комментируя эту тему, сказал, что он рассчитывает, что в ближайшее время удастся договориться о созыве нового «нормандского» саммита. Но, конечно, также необходимо обеспечить, чтобы договоренности выполнялись. Я полностью с этим согласен. Напоминаю, что договорённости, которые достигались в «нормандском формате» на высшем уровне за последние три с половиной  года, предполагают решение вопроса о полном разведении сил и средств в трех районах на линии соприкосновения и закрепление на правовом уровне т.н. «формулы Штайнмайера», которая гласит, что особый статус территорий, о которых идет речь, вступает в силу в день местных выборов на временной основе, а на постоянной основе – после того, как ОБСЕ подтвердит, что выборы состоялись и были справедливыми. Об этом договорились на высшем уровне в 2015 г. и затем в 2016 г. на встречах в Париже и Берлине. Ни то, ни другое не выполняется украинской стороной. По крайней мере, режим П.А.Порошенко делал все, чтобы не допустить перевода этих договоренностей в конкретную плоскость. Это будет, наверное, тестом для «нормандского формата», когда речь зайдет о подготовке очередных встреч, - посмотреть, насколько новые власти будут договороспособны, насколько мы сможем не просто встречаться, но и перед каждой встречей обеспечивать на практике все то, о чем договорились на предыдущей. Не будем также забывать, что кроме «нормандского формата» есть Контактная группа – единственная площадка, на которой идет прямой диалог Киева с Донецком и Луганском. Именно прямой диалог является главным инструментом реализации Минских договоренностей в соответствии с положениями этих самых договоренностей, напомню – единогласно одобренных СБ ООН. Один из соратников г-на Зеленского – г-н Разумков, который возглавляет партию «Слуга народа». Я читал высказывания, которые он якобы произнес. Он сказал, что территории, о которых идет речь в Донбассе, будут возвращены не военной, а информационной силой и пояснил, что они будут активно объяснять жителям этих территорий, что они их любят, что они их граждане, что у них единые флаг и страна. Прекрасно! Только до сих пор порошенковский режим называл этих людей сепаратистами, террористами, объявил против них антитеррористическую операцию (АТО), заявлял, что никогда не подаст им руки. Если сейчас тенденция меняется, мы с удовольствием дождемся, когда это обретет какие-то осязаемые черты. Пока, конечно, расстраивает, что Президент В.А.Зеленский, отвечая на какой-то вопрос по ходу своего движения, на выкрик журналиста, будет ли он вести прямой диалог с Донецком и Луганском, сказал, что не будет. В этой связи нам очень хочется понять, что конкретно обсуждали и о чем договорились в Берлине и Париже. Мы рассчитываем, что наши французские и немецкие коллеги как соучастники «нормандского формата» расскажут нам, как они проводили линию на необходимость полного выполнения Минских договорённостей в ходе переговоров с Президентом В.А.Зеленским в своих столицах.

Вопрос: Швейцария традиционно проводит политику нейтралитета, нередко выступает  посредником в решении международных проблем. Существует ли перспектива участия Швейцарии в качестве посредника в урегулировании кризисов на Украине, в Оманском проливе? Какова позиция России на этот счет?

С.В.Лавров: Мы очень ценим роль Швейцарии как нейтральной страны в посредничестве по урегулированию различных кризисов. Швейцария выступает представителем интересов России в Грузии, США в Венесуэле, представляет многие другие страны в тех государствах, с которыми у соответствующих стран возникают проблемы. Швейцария делегировала своего гражданина на пост Генерального секретаря ОБСЕ, о чем я уже упоминал. Единогласное избрание г-на Гремингера лишний раз подчеркнуло высокий авторитет и репутацию Швейцарии в международных кругах как страны нейтральной, беспристрастной, не имеющей привычки продвигать какие-либо «двойные стандарты».

Что касается практического подключения к украинскому урегулированию, во-первых, швейцарцы участвуют в специальной мониторинговой миссии ОБСЕ (СММ ОБСЕ). Швейцария, как только что сейчас подчеркнул г-н Министр, считает необходимым полностью выполнять Минские договорённости, включая их гуманитарные положения. Швейцария, как и Российская Федерация, оказывает помощь жителям Украины, которые находятся в торгово-экономической блокаде, объявленной режимом П.А.Порошенко. Эта блокада очень негативно и серьезно влияет на гуманитарную ситуацию на Востоке Украины. Если бы Швейцария в развитие того, о чем сказал г-н Министр, присоединилась бы к усилиям, которые нацелены на то, чтобы отменить эту блокаду, нарушающую Минские договорённости, и убедить в этом украинское руководство, я думаю, что такое посредничество всеми бы приветствовалось. По крайней мере, всеми, кто заинтересован в урегулировании украинского кризиса на основе имеющихся договоренностей.

Что касается Оманского залива, то в мире много конфликтных ситуаций, к сожалению, их можно перечислять очень долго. Если наши швейцарские друзья выступят с какой-то инициативой по продвижению урегулирования в любой точке земного шара, это будет их решение и они его будут принимать, исходя из объективной оценки ситуации, своих возможностей. В случае принятия таких решений мы, конечно же, будем относиться к этому позитивно.

С.В.Лавров (добавляет после И.Кассиса): Коллега сказал, что признателен российской стороне за то, что мы обеспечиваем доступ к заключенным на территории ДНР и ЛНР. Доступ обеспечиваем не мы, а власти на местах в Донецке и Луганске. Мы, используя наши отношения с Донецком и Луганском, оказываем в этом содействие. Это важный момент, который я хотел бы, чтобы все отметили.

Вопрос: Как известно, прошлой осенью швейцарское правительство было слегка возмущено тем, что российская разведка вела себя слишком активно в отношении швейцарских органов власти. Из-за этого возникли некоторые проблемы в отношениях между нашими странами. Как я понимаю из ваших выступлений, сейчас это позади. Были ли те проблемы темой вашего разговора сегодня? Дали ли Вы швейцарской стороне гарантии того, что российская сторона в будущем будет вести себя более осторожно в вопросах, касающихся разведки на территории Швейцарии?

С.В.Лавров: Вы сказали, что, как Вы понимаете, эта тема позади. Но, тем не менее, все равно задали вопрос. Вы правильно понимаете. Я сожалею, что наши контакты с И.Кассисом не очень внимательно отслеживаются швейцарской прессой. Эту тему мы комментировали и закрыли ее в ноябре, когда я был с визитом Женеве и после переговоров мы выступали перед средствами массовой информации.

Странно слышать вопрос относительно гарантий от швейцарского гражданина. Обычно нам это говорят англичане, американцы: дайте гарантии, что вы не будете вмешиваться ни в какие наши дела. Мы просим их предъявить факты, которые подтверждают наше вмешательство. Но кроме «хайли лайкли», или «почти наверняка», или «скорее всего» мы ничего не получаем. Мы сегодня говорили об этом. Складывается очень тревожная ситуация, когда по любому поводу, где так или иначе можно уязвить Россию, начинают выдвигаться голословные обвинения. А на все вопросы: где доказательства, никакого ответа не следует. Только все эти размытые, мутные заверения типа «хайли лайкли».

Кстати, это относится и к другим направлениям мировой политики, где наши западные коллеги пытаются устанавливать свои порядки и правила. Например, ситуация с химическим оружием в Сирии. Уже более года Запад препятствует тому, чтобы была раскрыта полная картина того, что произошло в г.Думе в Восточной Гуте весной 2018 г., где путем манипуляций и инсценировок попытались обвинить сирийское правительство в применении химического оружия. Эта история была полностью разоблачена. Мы требуем дознания и проведения в Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) внутрисекретариатского расследования. Нам пытаются препятствовать. Опять ссылаются то на «Белые каски», которые полностью дискредитировали себя как организация, работающая на поддержку экстремистов и террористов, то на некие анонимные звонки, каких-то информаторов в социальных сетях. Поэтому проблема требования гарантий гораздо шире.

Гарантии – это вещь, которая должна подлежать согласованию. Например, мы сегодня обсуждали Украину. Франция, Германия и Польша гарантировали выполнение соглашения, которое было подписано в Киеве 21 февраля 2014 г. Наутро оппозиция растоптала это соглашение. И Франция, и Германия, и Польша, и весь Евросоюз просто промолчали, никак не ответили на это прямое унижение. Вот откуда берут корни проблемы, которые сейчас происходят на Украине.

Конечно, мы хотим выполнить другие гарантии, которые заключены в Минских договоренностях и одобрены Советом Безопасности ООН. Гарантии работоспособны, когда они отражают баланс интересов. Я не считаю, что оправдываться в том, чего ты не делал, в чем тебя подозревают бездоказательно, достойно наших отношений со Швейцарией.

Еще раз подчеркну, мы откровенно обсуждаем любые ситуации, которые возникают в наших связях и вызывают озабоченности у одной или другой стороны. Это абсолютно естественная вещь. Ни в одних двусторонних отношениях не бывает абсолютно беспроблемно. Всегда возникают какие-то вопросы, тем более когда объем сотрудничества достаточно большой. Со всеми нашими соседями у нас развивается насыщенная повестка дня, и всегда возникают какие-то вопросы, которые нужно регулировать. Мы их регулируем на основе обоюдного согласия и к обоюдному удовлетворению.

Подчеркну, зря Вы не следили за нашими переговорами в ноябре прошлого года в Женеве.

Вопрос: Генеральная прокуратура Швейцарии расследует дело трех граждан России, подозреваемых в политическом шпионаже. Это расследование было одобрено Правительством Швейцарии в прошлом году. Было ли оно темой ваших сегодняшних переговоров?

С.В.Лавров: При всем уважении, мне пришла в голову одна аналогия. Наши друзья фоторепортеры прицеливаются на меня, моего коллегу и ждут, когда мы либо почешемся, либо чихнем. И потом это будет главным в тех фотографиях, которые они отправят на первые страницы своих газет. Все-таки наши отношения более всеобъемлющие, чем один вырванный из контекста эпизод.

 

 

 

Дополнительные материалы

Видео

Фотографии

x
x