15.03.1613:32

«Дорожная карта» торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества России и АСЕАН

  • en-GB1 ru-RU1

НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ ПЕРЕВОД

 

1.      Исторический аспект экономических взаимоотношений России и АСЕАН

 

Россия стала диалоговым партнером АСЕАН в 1996 году. На начальных этапах развития диалога основной темой обсуждений  являлись вопросы внешней политики и безопасности. С учреждением Рабочей группы по торговому и инвестиционному сотрудничеству в 2002 году круг вопросов, обсуждаемых в рамках Диалога,  стал охватывать также вопросы экономического сотрудничества.

 

Среди основных итогов первого Саммита Россия-АСЕАН, прошедшего в Малайзии в декабре 2005 года, можно выделить подписание следующих документов: Соглашение между Правительством Российской Федерации и правительствами государств-членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии о сотрудничестве в области экономики и развития; и Комплексная программа действий по развитию сотрудничества Российской Федерации и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии на 2005-2015 гг.

 

В ходе первых консультаций старших должностных лиц по экономике Россия-АСЕАН (SEOM-Россия), прошедших в Сингапуре в июле 2006 года, достигнута договоренность о проведении встреч по мере необходимости. В ходе вторых консультаций SEOM-Россия, организованных накануне первой встречи министров экономики Россия-АСЕАН (AEM-Россия) во Вьетнаме в августе 2010 года, был получен мандат на разработку «Дорожной карты» торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества России с АСЕАН. Министры также отметили создание Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном.

 

В настоящее время  Россия и АСЕАН проводят работу по укреплению сотрудничества в сфере энергетики, космической отрасли, чрезвычайных ситуаций, отраслях культуры и туризма, в развитие чего были установлены прямые контакты между соответствующими организациями обеих сторон. Принята Рабочая программа по сотрудничеству в области энергетики Россия-АСЕАН на 2010-2015 гг.

 

2. Принципы и цели «Дорожной карты» торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества России с АСЕАН.

 

Основываясь на Соглашении о сотрудничестве в области экономики и развития, заключенного между правительствами России и АСЕАН             10 декабря 2005 г., «Дорожная карта» по торгово-экономическому и инвестиционному сотрудничеству России с АСЕАН создается на основе принципов равенства, взаимоуважения, взаимопонимания, доброжелательности, взаимопомощи и поддержки. При этом принимаются во внимание потенциал России и стран-членов АСЕАН и желание достичь практических результатов. «Дорожная карта» должна поддержать социально-экономический прогресс Сибири и Дальневосточных регионов России, а также региональную интеграцию АСЕАН, в том числе в рамках Инициативы по интеграции АСЕАН (IAI); обеспечить специальный, дифференцированный подход со стороны Российской Федерации к странам, присоединившимся к АСЕАН недавно, а именно к Камбодже, Лаосу, Мьянме, Вьетнаму, в целях их эффективного участия в реализации настоящей «Дорожной карты».

 

Основная цель «Дорожной карты» заключается в установлении всестороннего диалогового механизма в торговой сфере для продвижения сотрудничества в области взаимных интересов России и АСЕАН с учетом регионального и глобального развития. «Дорожная карта» также будет нацелена на преследование следующих целей:

 

а)      создание благоприятной среды для развития  торговли и инвестиций между Россией и АСЕАН;

б)     взаимодействие в сферах взаимного интереса, включая технические нормы, стандарты, процедуры по оценке соответствия, санитарные и фитосанитарные нормы, методы регулирования торговли, интеллектуальную собственность и электронную торговлю с целью облегчения торговли товарами и услугами, а также инвестиционного сотрудничества;

в)     развитие сотрудничества в других сферах, включая малое и среднее предпринимательство, науку и технологии, энергетику, финансы и банковскую деятельность, сельское хозяйство, медицину, транспорт, информационные и коммуникационные технологии, развитие человеческих ресурсов, туризм и природные ресурсы.

 

При определении областей взаимного интереса к сотрудничеству России и АСЕАН будут также учитываться возможности для взаимодействия по наиболее важным направлениям «Мастер-плана по взаимосвязанности АСЕАН» для поддержки региональной интеграции и сокращения разрыва в развитии, главным образом, наименее развитых стран-членов АСЕАН.

 

«Дорожная карта» станет главной темой повестки дня встреч старших должностных лиц по вопросам экономики России и АСЕАН, и будет пересматриваться на постоянной основе.

 

 

Сфера

Задачи

Деятельность

Сроки проведения

I.

Политический диалог высокого уровня.

Обеспечение полного политического руководства для укрепления экономического сотрудничества России с АСЕАН и усиление региональной экономической интеграции.

Организация ежегодных консультаций министров экономики России и АСЕАН.

Ежегодно – на полях встречи министров экономики АСЕАН.

II.

Консультации на уровне старших должностных лиц по вопросам экономики.

1. Осуществление надзора над внедрением программ и мероприятий экономического сотрудничества;

2. Обмен мнениями по диалогу АСЕАН с партнерами по экономическому сотрудничеству, а также по диалогу России с партнерами по экономическому сотрудничеству;

3. Проведение заседания для обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес, включая вопросы региональной экономической интеграции;

4. Поддержка консультаций министров экономики Россия-АСЕАН

Организация консультаций старших должностных лиц по экономике Россия-АСЕАН

 

 

 

 

 

 

Не менее одного раза в год на полях обычных встреч старших должностных лиц по вопросам экономики АСЕАН.

Обеспечение своевременной имплементации «Дорожной карты» торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества России и АСЕАН.

На постоянной основе.

Рекомендовать министрам экономики поддержать инициативы диалога Россия-АСЕАН в отношении региональных и глобальных вопросов, которые могут благоприятно повлиять на расширение торгово-экономического сотрудничества России с АСЕАН.

В случае возникновения необходимости.

III.

Секторальный диалог между должностными лицами России и АСЕАН.

1. Обмен лучшими практиками, опытом и экспертными оценками, а также  обсуждение возможностей сотрудничества по приоритетным направлениям;

2. Реализация программ экономического сотрудничества и деятельности по приоритетным направлениям.

 

Поддержка диалога между отраслевыми организациями России и  АСЕАН, взаимное использование лучших практик в таких сферах как транспорт, связь, здравоохранение, охрана окружающей среды, туризм, финансы, сельское хозяйство, энергетика, интеллектуальная собственность, сотрудничество в промышленной и инновационной сферах. Выявление других областей, представляющих взаимный интерес.

Начиная с 2012 года.

3. Укрепление двусторонней торговли сельскохозяйственной продукцией между Россией и АСЕАН.

3.1. Проведение семинаров и конференций для обсуждения положений и норм, механизмов, касающихся санитарных и фитосанитарных мер в России и АСЕАН;

3.2. Осуществление обмена информацией и технологиями, например, по линии   географической информационной системы (ГИС) для планирования и развития лесного комплекса;

3.3. Наращивание потенциала в области культивирования и испытания новых сортов;

3.4. Совместное использование информации, касающейся биотехнологий, диагностики и предотвращения заболеваний аквакультур, животных и птиц;

3.5. Организация совместной выставки России и АСЕАН в области сельского хозяйства.

4. Укрепление сотрудничества в сфере электроэнергетики.

Имплементация Рабочей программы энергетического сотрудничества России и АСЕАН на 2010-2015 гг.

5. Разработка рентабельных, безопасных и надежных логистических цепочек между Россией и АСЕАН.

5.1 Проведение демонстрационной доставки контейнерных грузов по интермодальным маршрутам посредством морского транспорта в дальневосточные порты Российской Федерации с последующей доставкой по России и далее в Европу и Центральную Азию через Транссибирскую магистраль;

5.2. Исследование возможностей внедрения новых методов транспортной навигации, основанной на последних навигационных системах;

5.3. Исследование перспектив внедрения совместных проектов по развитию транспортной инфраструктуры;

5.4. Исследование возможностей обсуждения и подписания Соглашения о воздушных услугах между Россией и АСЕАН в целях развития воздушного сообщения между Россией и АСЕАН.

6. Укрепление сотрудничества в области промышленности.

Определение возможных сфер взаимных интересов в области сотрудничества в секторе промышленного производства.

7. Укрепление сотрудничества в сфере инноваций, модернизации, создания интеллектуальной собственности, управления и коммерциализации.

7.1. Изучение перспектив учреждения центров совместных исследований, а также осуществление технологической поддержки должностным лицам и/или патентным библиотекам в университетах и научно-исследовательских институтах;

7.2. Изучение перспектив учреждения центров совместных исследований передового опыта, охватывающего  такие сферы как коммерциализация интеллектуальной собственности и передача технологий;

7.3. Изучение перспектив сотрудничества в сфере образования, включая внедрение совместных образовательных программ для высококвалифицированных специалистов;

7.4. Изучения возможности сотрудничества в сфере телекоммуникаций;

7.5. Передача российских технологий в страны АСЕАН для развития сельского хозяйства и сельских территорий, а также человеческого потенциала;

7.6. Изучение возможностей сотрудничества с Фондом «Сколково».

8. Развитие сотрудничества в сфере человеческих ресурсов.

8.1. Обмен лучшими практиками в установлении квалификационных стандартов для индивидуальных работников и организаций, задействованных в секторальном сотрудничестве (там, где необходимо);

8.2. Изучение возможностей заключения соглашений о взаимном признании в отдельных секторах;

8.3. Обмен информацией о правилах регулирования в отношении управления человеческими ресурсами.

9. Развитие сотрудничества в сфере туризма.

9.1. Проведение симпозиумов и семинаров по туризму с охватом инвестиционных аспектов и отдельных туристических продуктов;

9.3. Обмен информацией, включая статистику, законодательство и нормативные акты, а также аспекты регулирования посещений и инвестиционной деятельности в области туризма;

9.4. Осуществление мер совместного стимулирования туризма в рамках участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях, а также в области торговой деятельности;

9.5. Обмен экспертами в сфере туризма и проведение обучающих мероприятий по развитию специалистов в этой сфере;

9.6. Осуществление регулярных встреч АСЕАН и Российской национальной туристской организации для обсуждения вопросов сотрудничества в сфере туризма.

 

10. Сотрудничество в сфере развития малого и среднего предпринимательства.

10.1. Обмен лучшими практиками в области развития малого и среднего предпринимательства;

10.2. Организация симпозиумов в целях повышения осведомленности малого и среднего предпринимательства о торговых и инвестиционных возможностях России и АСЕАН;

10.3. Определение барьеров для малого и среднего предпринимательства в области торговли и совместное преодоление этих барьеров;

10.4. Изучение возможных путей развития участия  малого и среднего предпринимательства в торговой и инвестиционной деятельности.

IV

Стимулирование торговли и инвестиций.

1. Поддержание «прозрачности» и информационного обмена по вопросам, касающихся развития торгового и инвестиционного сотрудничества между Россией и АСЕАН;

2. Осуществление мероприятий, направленных на стимулирование торговли и инвестиционного сотрудничества между Россией и АСЕАН

 

Начиная с 2012 года.

 

3.1. Определение возможностей развития торговли между представителями деловых кругов России и АСЕАН. Обмен информацией о тарифах между Россией и АСЕАН, включая информацию касательно ЗСТ АСЕАН и Российской Федерации;

3.2. Обмен информацией о нормах технического регулирования, стандартах,   процедурах определения соответствия, регулирования торговли и других нетарифных мерах регулирования, особенно тех, которые оказывают неблагоприятный эффект на развитие двусторонней торговли между Россией и АСЕАН;

3.3. Определение представителей для обмена и обновления информацией по тарифным и нетарифным мерам регулирования в целях определения основных барьеров, препятствующих торговле России и АСЕАН;

3.4. Обмен лучшими практиками в области упрощения таможенных процедур и модернизации таможенных служб в России и странах АСЕАН;

3.5. Обмен информацией о правилах и нормах, регулирующих сферу торговли услугами в России и АСЕАН;

3.6. Обмен информацией о регулировании прав интеллектуальной собственности  в России и АСЕАН, а также продвижение инициатив по обучению официальных представителей, задействованных в данной сфере, а также правообладателей и пользователей интеллектуальной собственности.

4. Стимулирование инвестиций.

4.1. Определение возможностей развития инвестиционного сотрудничества по линии компаний России и АСЕАН;

4.2. Стимулирование инвестиций в сферу инноваций, включая зеленые технологии;

4.3.  Обмен информацией о правилах/требованиях, в частности, в области регулирования текущего обменного курса, которое влияет на состояние текущего счета, притока прямых иностранные инвестиций и условия по ведению бизнеса в России и АСЕАН.

 

V

Развитие диалога с деловым сообществом.

1. Развитие диалога между Россией и АСЕАН на частном и частно-государственном уровнях в целях повышения осведомленности о возможностях развития торговли и инвестиций в России и АСЕАН;

2. Нахождение возможностей участия частного сектора в определение барьеров, препятствующих торговле  между Россией и АСЕАН.

Организация деловых саммитов, диалогов и инвестиционных симпозиумов для повышения степени осведомленности деловых ассоциаций о преимуществах ведения бизнеса в России и АСЕАН.

Начиная с 2012 года.