15.03.1611:09

Комплексная программа действий по развитию сотрудничества Российской Федерации и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии на 2005-2015 гг.

  • en-GB1 ru-RU1

 

Настоящая Комплексная программа действий нацелена на углубление и диверсификацию взаимовыгодного сотрудничества Российской Федерации и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), реализацию целей и задач, изложенных в Совместной декларации главы государства Российской Федерации и глав государств и правительств государств-членов АСЕАН о развитом и всеобъемлющем партнерстве, подписанной 13 декабря 2005 года в Куала-Лумпуре (Малайзия), Соглашении между Правительством Российской Федерации и правительствами государств-членов АСЕАН о сотрудничестве в области экономики и развития, подписанном 10 декабря 2005 года в Куала-Лумпуре, Совместной декларации Министров иностранных дел России и АСЕАН о партнерстве в деле мира и безопасности, а также процветания и развития в АТР, принятой 19 июня 2003 года в Пномпене (Камбоджа), а также Совместной декларации Российской Федерации и АСЕАН о сотрудничестве в борьбе с международным терроризмом, принятой 2 июля 2004 года в Джакарте (Индонезия).

С учетом вышеизложенного Российская Федерация и АСЕАН в соответствии со своими международными обязательствами и законодательством своих государств намерены там, где это возможно, предпринять совместные действия и меры в следующих областях:

 

I.                                   Сотрудничество в области политики и безопасности

-         проводить регулярные встречи и консультации по вопросам, представляющим взаимный интерес, в рамках диалоговых механизмов Российская Федерация–АСЕАН: ежегодных Постминистерских конференций (ПМК) АСЕАН с Российской Федерацией в формате 10+1, Совещаний старших должностных лиц Российская Федерация–АСЕАН (ССДЛ), Совместного комитета сотрудничества Российская Федерация–АСЕАН (СКС), Совместного планово-распорядительного комитета Российская Федерация–АСЕАН (СПРК);

-         создавать по обоюдному согласию новые диалоговые механизмы на соответствующем уровне в различных сферах сотрудничества в случаях, когда это будет признано необходимым;

-         расширять и углублять взаимодействие и координацию в рамках Организации Объединенных Наций (ООН), проводить в случае необходимости отдельные встречи министров иностранных дел Российской Федерации и АСЕАН в ходе сессий Генеральной Ассамблеи ООН, консультации делегаций по повестке дня этих сессий, а также встречи Постоянных Представителей при ООН;

-         проводить консультации по вопросам повестки дня сессий Регионального форума АСЕАН (АРФ);

-         продолжить участие в переговорах по вопросу о присоединении пяти ядерных держав к Договору о Зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии;

-         организовать в 2006 г. юбилейные мероприятия по случаю десятилетия установления диалогового партнерства Российская Федерация–АСЕАН.

 

II.      Сотрудничество в области противодействия терроризму

и транснациональной преступности

 

-         регулярно проводить Совещания старших должностных лиц Российская Федерация–АСЕАН по транснациональной преступности (ССДЛ-ТНП);

-         изучить возможность создания Рабочей группы Российская Федерация–АСЕАН по противодействию терроризму и транснациональной преступности, которая на уровне экспертов компетентных органов Российской Федерации и государств-членов АСЕАН будет координировать взаимодействие Российской Федерации и государств-членов АСЕАН в данной сфере.

 

1)       Противодействие терроризму

          В соответствии со своими международными обязательствами и законодательством своих государств:

-         укреплять центральную роль ООН в объединении и координации международных усилий в противодействии терроризму во всех его формах и проявлениях, выявлении коренных причин и факторов, способствующих возникновению терроризма;

-         предпринимать меры по развитию многостороннего и двустороннего сотрудничества на основе норм международного права;

-         продолжить прилагать усилия по завершению выработки Генеральной ассамблеей ООН Всеобъемлющей конвенции о борьбе с международным терроризмом;

-         предпринять меры к скорейшему подписанию и ратификации Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма;

-         развивать сотрудничество на различных уровнях по антитеррористическим инициативам;

-         обмениваться информацией о террористических группировках и потенциальных угрозах террористических атак, включая возможные акты с использованием химического, биологического, радиоактивного или ядерного оружия;

-         продолжить обмен информацией о террористических организациях, их лидерах и членах, методах деятельности и структурах поддержки;

-         продолжать сотрудничество и наращивание потенциала сил обеспечения безопасности, задействованных при проведении визитов на высоком уровне, а также государственных и международных мероприятий;

-         обмениваться информацией о возможных террористических актах против своих государств и граждан, делиться наработками, знаниями и опытом в области предупреждения, пресечения и расследования таких террористических актов, а также о судебном преследовании террористов и их пособников;

-сотрудничать в борьбе с незаконным оборотом стрелкового оружия;

-поощрять межконфессиональный диалог с целью повышения взаимопонимания между цивилизациями и религиями;

-         организовывать на основе взаимных интересов программы подготовки, симпозиумы и семинары по противодействию терроризму;

-         координировать совместные меры по предотвращению финансирования терроризма;

-         сотрудничать в соблюдении международных требований безопасности на воздушном, наземном и морском транспорте;

-         оказывать содействие в проведении поисково-спасательных операций, доставке техники и гуманитарных грузов, медицинской помощи и реабилитации пострадавших от террористических актов;

-         сотрудничать в изучении вопросов и тенденций, связанных с терроризмом.

 

2)       Противодействие транснациональной преступности

          В соответствии со своими международными обязательствами и законодательством своих государств:

-         укреплять сотрудничество в области борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным и/или иным незаконным путем, в частности, таких, которые используются на цели финансирования террористической деятельности, а также делиться наработками, наращивать потенциал и оказывать необходимую помощь в пресечении такой деятельности;

-         обмениваться информацией и сотрудничать в целях предупреждения и пресечения незаконного оборота наркотических средств;

-         сотрудничать и оказывать взаимную помощь в предупреждении и пресечении торговли людьми и связанных с ней преступлений в рамках соответствующих соглашений;

-         осуществлять обмен информацией и сотрудничать в борьбе с изготовлением, сбытом и использованием фальшивых или поддельных средств платежа, а также документов, удостоверяющих личность;

-         осуществлять обмен информацией, знаниями и наработками в борьбе с морским пиратством и преступлениями против безопасности транспортных средств;

-         сотрудничать в оказании друг другу содействия в предупреждении и пресечении преступлений в сфере компьютерной информации, в частности, преступлений, связанных с использованием сети Интернет и других средств связи в нарушение прав интеллектуальной собственности;

-         изучить возможность сотрудничества по выявлению и перехвату каналов связи транснациональных преступных групп и террористических организаций.

 

III.    Сотрудничество в области экономики

 

1)Торгово-инвестиционное сотрудничество

-         на регулярной основе проводить Консультации старших должностных лиц по экономическим вопросам Российская Федерация–АСЕАН, а также проводить заседания Рабочей группы Российская Федерация–АСЕАН по торгово-экономическому сотрудничеству (РГТЭС);

-         содействовать торгово-экономическому и инвестиционному сотрудничеству;

-         обмениваться информацией в области торговли и инвестиций, в частности, тарифной политики, о применяемых санитарных, фитосанитарных и других мерах нетарифного регулирования, в том числе технических регламентах, стандартах и процедурах оценки соответствия, о страховании, интеллектуальной собственности, мерах по защите инвесторов и инвестиций;

-         укреплять и развивать сотрудничество по следующим направлениям:

(a)установление контактов между государственными органами, регулирующими отношения в сфере разработки технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия;

(b)обмен информацией о принятых и разрабатываемых технических регламентах, стандартах и процедурах оценки соответствия;

(c)подготовка кадров в сферах разработки технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия, а также обмен экспертами.

-         поддерживать региональную интеграцию АСЕАН, включая Инициативу интеграции АСЕАН (ИАИ), обеспечивать особый и дифференцированный подход к «новым» государствам-членам АСЕАН, а именно Камбодже, Лаосу, Мьянме и Вьетнаму со стороны Российской Федерации с целью содействия их эффективному участию в реализации настоящей Комплексной программы действий;

-         способствовать активизации работы Делового совета Российская Федерация–АСЕАН, регулярно проводить многосторонние и двусторонние бизнес-форумы с целью более широкого ознакомления предпринимателей обеих Cторон с возможностями соответствующих рынков;

-способствовать обмену делегациями деловых кругов.

 

2)Промышленность

-         поощрять участие компаний Российской Федерации и государств-членов АСЕАН в крупных проектах друг друга, в том числе в совместных инвестиционных проектах;

-         расширять промышленное сотрудничество в отдельных отраслях производства и высоких технологий, таких как тяжелое машиностроение, станкостроение, автомобилестроение, производство дорожно-строительной техники, электротехнических изделий и сельскохозяйственной техники;

-         расширять сотрудничество в сфере научных исследований, инноваций и внедрения появляющихся и передовых технологий в горнодобывающей промышленности;

Конкретные условия и формы такого сотрудничества будут определяться на основе прямого диалога между уполномоченными органами Российской Федерации и АСЕАН.

 

3)Энергетика

-         проводить консультации по сотрудничеству в области энергетики;

-         выявлять инвестиционные возможности для развития инфраструктуры в сфере энергетики, нефти и природного газа на коммерческой основе;

-         обмениваться разработками и технологиями в различных областях энергетики;

-         способствовать использованию новых и возобновляемых ресурсов на коммерческой основе;

-         содействовать реализации программ рационального энергопотребления и сохранения энергоресурсов;

-         содействовать эффективному использованию энергии и широкому применению там, где это возможно, возобновляемых и альтернативных источников энергии (солнца, ветра, морских приливов и волн, гидро-, геотермальных вод, биомассы и других) путем укрепления потенциала в сферах выработки политики и регулирования, обмена и передачи технологий, исследований и разработок;

-         использовать экологически чистые ресурсы и технологии;

-         развивать сотрудничество в области разведки, добычи, транспортировки и потребления нефти, газа и продуктов их переработки, включая технический обмен в нефтегазовой отрасли;

-сотрудничать в области разведки и транспортировки нефти и газа.

 

4)Транспорт

-         проводить консультации по вопросам транспортного сотрудничества;

-         сотрудничать в области обеспечения безопасности морского судоходства и авиаперевозок в Российской Федерации и АСЕАН;

-         исследовать потенциальные угрозы безопасности транспортной системы;

-         обмениваться информацией в области противодействия терроризму на всех видах транспорта;

-         совместно готовить специалистов по вопросам обеспечения транспортной безопасности;

-         сотрудничать в рамках программ по наращиванию потенциалов использования и управления речным транспортом и судоходством;

-         осуществлять обмен информацией, опытом и наработками по проектам строительства шоссейных автодорог, метро и портов.

 

5)Финансы

-         налаживать обмен знаниями, опытом и информацией в вопросах противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, а также участвовать в деятельности соответствующих рабочих групп по противодействию терроризму и соответствующих региональных программах подготовки кадров;

-         рассмотреть вопрос об оказании Российской Федерацией услуг по подготовке кадров и технической помощи государствам-членам АСЕАН в рамках соответствующей региональной программы центра подготовки кадров Евразийской группы по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (ЕАГ), созданного при Росфинмониторинге;

-         проработать вопрос об оказании Российской Федерацией как членом Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и Контртеррористической рабочей группы «Группы восьми» (СТАГ) политической поддержки государствам-членам АСЕАН для получения иностранной технической помощи, направленной на укрепление их национальных потенциалов противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.

 

6)Малое и среднее предпринимательство (МСП)

-         проводить консультации по вопросам сотрудничества организаций МСП;

-         развивать более тесное сотрудничество МСП Российской Федерации и государств-членов АСЕАН в области укрепления потенциала, передачи технологий и изучения рынка;

-         поощрять участие МСП в выставках и торговых ярмарках, содействовать установлению связей между МСП Российской Федерации и государств-членов АСЕАН;

-         способствовать развитию людских ресурсов на уровне организаций, включая обучение менеджменту, организацию ознакомительных посещений предприятий, обмен предпринимателями, а также стажировку и обучение в приоритетных секторах;

-         способствовать наращиванию организационного потенциала в сфере вспомогательных бизнес-услуг, включая распространение информации, организацию выставок и презентаций продукции МСП, форумов МСП и семинаров по подбору партнеров, создание веб-сайтов МСП, подготовку деловых справочников, создание служб технической и консалтинговой поддержки, а также служб содействия и поддержки экспорта;

-         содействовать осуществлению мер, нацеленных на укрепление взаимодействия между органами государственной власти и частными организациями с целью развития МСП;

-         содействовать увеличению инвестиций путем применения различных стимулов, пересмотра правовых и регулирующих механизмов, совершенствования и рационализации процедур, развития людских ресурсов, внедрения субподрядов и других форм привлечения МСП.

 

IV.          Функциональное сотрудничество

 

1)Научно-технологическое сотрудничество

-         регулярно проводить заседания Рабочей группы Российская Федерация–АСЕАН по научно-технологическому сотрудничеству (РГНТС);

-         определять приоритетные направления, отдельные сферы, инициативы и формы сотрудничества на основе Концепции сближения интересов между  Российской Федерацией и  Комитетом АСЕАН по науке и технологиям (КНТ) в области науки и технологий, разрабатываемой РГНТС;

-         поощрять передачу и обмен технологиями для взаимной выгоды Российской Федерации и государств-членов АСЕАН;

-         обмениваться научно-технической информацией и осуществлять крупные совместные проекты;

-         обеспечивать эффективную охрану прав интеллектуальной собственности, полученной в рамках настоящей Комплексной программы действий, в соответствии с международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государства-члены АСЕАН, и их национальным законодательством.

 

2)Сотрудничество в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

 

-         проводить консультации по вопросам сотрудничества в сфере ИКТ с целью развития сотрудничества по следующим направлениям: телемедицина, электронное правительство, электронная торговля, дистанционное обучение, информационная безопасность и признание цифровой подписи.

 

3)Сотрудничество в области предупреждения и преодоления последствий стихийных бедствий

 

-         проработать в практическом плане вопрос об оказании Российской Федерацией содействия государствам-членам АСЕАН в развитии потенциала реагирования на стихийные бедствия и техногенные катастрофы путем создания и укрепления национальных служб по чрезвычайным ситуациям и оснащения их оборудованием и специальной техникой, включая авиационную;

-         рассмотреть вопросы применения авиационных технологий Российской Федерации для борьбы с лесными и почвенными пожарами;

-         проработать вопросы использования современных российских технологий предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе систем оценки устойчивости зданий и различных сооружений, а также прогнозирования ущерба от стихийных бедствий;

-         внедрять российские технологии и опыт мониторинга опасных техногенных и экологических процессов, а также программное обеспечение принятия решений по реагированию на стихийные бедствия;

-рассмотреть возможность оказания Российской Федерацией содействия государствам-членам АСЕАН в подготовке кадров.

 

4)Сотрудничество в области природопользования, восстановления и охраны окружающей среды

 

-         проводить консультации по сотрудничеству в сфере природопользования, восстановления и охраны окружающей среды;

-         развивать сотрудничество в сфере природопользования и охраны окружающей среды по следующим приоритетным направлениям:

а) борьба с трансграничным загрязнением окружающей среды;

b) сохранение биологического разнообразия и объектов природного наследия, создание сети охраняемых природных территорий;

c) охрана прибрежной и морской среды и рациональное использование морских ресурсов;

d) широкое применение наиболее совершенных и допустимых с экологической точки зрения производственных технологий, а также стратегий экологически чистого производства и потребления продукции;

e) устойчивое управление водными ресурсами;

f) устойчивое лесопользование, включая сохранение лесного фонда и борьбу с лесными пожарами;

g) борьба с нелегальными рубками леса и торговлей незаконно заготовленной древесиной;

h) осуществление мер по стабилизации климатической системы и адаптации населения и экономики к негативным последствиям изменения климата;

i)  образование и просвещение в области экологии;

-проводить совместные научные исследования и изыскания, а также консультации, семинары и деловые встречи в указанных областях.

 

5)Сотрудничество в области развития людских ресурсов

-проводить консультации по сотрудничеству в области развития людских ресурсов;

-         способствовать развитию связей между вузами Российской Федерации и государств-членов АСЕАН путем налаживания студенческого обмена, командировок преподавателей и специалистов, а также разработки совместных программ;

-         наладить сотрудничество в сфере естественнонаучного и математического образования через Ассоциацию университетов АСЕАН (АУН);

-         способствовать обмену опытом развития сотрудничества в области трудовых ресурсов между Российской Федерацией и государствами-членами АСЕАН и проработать в практическом плане возможность оказания помощи Российской Федерацией и государствами-членами АСЕАН в наращивании потенциала в этой сфере.

 

 

6)Сотрудничество в области культуры и информации

 

a) Сотрудничество в области культуры

-         проводить регулярные консультации экспертов в сфере культуры, включая информационный обмен;

-         на регулярной основе проводить в Российской Федерации и государствах-членах АСЕАН культурные фестивали, в том числе кинофестивали;

-         периодически проводить в Российской Федерации и в государствах-членах АСЕАН фестивали культуры народов Российской Федерации и государств-членов АСЕАН;

-         развивать обмен информацией в области кинематографии и взаимно участвовать в культурных выставках и международных фестивалях;

-содействовать развитию контактов между людьми путем обменов деятелями культуры и искусства, специалистами и исполнителями в области театра, музыки, акробатики, танца, «театра одного актера», музейного и библиотечного дела, народного творчества, охраны и реставрации памятников культуры и искусства, а также кинематографии;

-развивать сотрудничество между ведущими библиотеками, музеями, учебными и научными заведениями;

-наладить подготовку кадров, проведение семинаров и ознакомительных поездок в сфере культуры и искусства;

-рассмотреть возможность предоставления стипендий на подготовку деятелей культуры АСЕАН;

-поддерживать сотрудничество между культурными учреждениями Российской Федерации и государств-членов АСЕАН и наладить взаимодействие между специалистами и молодыми артистами в целях обучения и обмена опытом;

-способствовать участию специалистов и молодых артистов в проводимых курсах, конференциях и семинарах в области их специализации;

-         способствовать развитию культурных обменов на коммерческой основе.

 

b) Сотрудничество в области информации

-рассмотреть возможность установления контактов между Росархивом и соответствующими органами АСЕАН, а также архивными службами заинтересованных государств-членов АСЕАН, в частности, с учетом планируемого проведения в 2008 году в Куала-Лумпуре Международного конгресса архивов;

-углублять сотрудничество между ИТАР-ТАСС и информационными агентствами государств-членов АСЕАН;

-способствовать обмену журналистами Российской Федерации и государств-членов АСЕАН;

-способствовать обучению и проведению семинаров в Российской Федерации для сотрудников средств массовой информации государств-членов АСЕАН.

 

7)Сотрудничество в области туризма

-проработать вопрос об организации Консультаций Российская Федерация–АСЕАН по туризму;

-развивать информационный обмен и сотрудничество в области туризма между государственными органами по туризму, включая проведение совместных рекламных и маркетинговых мероприятий путем выпуска сопутствующих материалов, а также публикацию рекламы в туристических журналах с целью презентации различных мест отдыха в Российской Федерации и государствах-членах АСЕАН;

-развивать сотрудничество с целью продвижения национальных туристических продуктов, используя международные туристические выставки, например, «ТРАВЕКС» в рамках Туристического форума АСЕАН (АТФ) на Филиппинах в январе 2006 года и Первую международную туристическую выставку «Интурмаркет», которая должна состояться в Москве в марте 2006 года, а также другие соответствующие туристические выставки в государствах-членах АСЕАН;

-проводить конференции и семинары по развитию туризма в Российской Федерации и государствах-членах АСЕАН, в том числе с целью укрепления потенциала и обмена инновациями и опытом государственного регулирования туристической деятельности, развития людских ресурсов, устойчивого развития туризма и инвестиционной деятельности в сфере туризма;

-способствовать проведению встреч, развитию стимулирования, организации конгрессов и выставок совместно Российской Федерацией и государствами-членами АСЕАН.

 

8)Сотрудничество в области спорта

-         осуществлять сотрудничество между спортивными ведомствами, организациями и клубами Российской Федерации и государств-членов АСЕАН;

-         взаимно участвовать в различных спортивных мероприятиях, проводимых на территории Российской Федерации и государств-членов АСЕАН;

-участвовать в различных международных спортивных выставках, конференциях и семинарах, организуемых в Российской Федерации и государствах-членах АСЕАН.

 

 

9)Сотрудничество в области продовольствия,

сельского и лесного хозяйства

 

-проводить консультации по сотрудничеству в области сельского и лесного хозяйства;

-развивать сотрудничество и техническую помощь, а также поощрять инвестиции в области пищевой промышленности;

-содействовать наращиванию потенциала и развитию людских ресурсов посредством подготовки кадров и обмена информацией, опытом и наработками в различных областях сельского и лесного хозяйства;

-обмениваться разработками и технологиями в области сельского и лесного хозяйства.

 

V.      Механизм реализации

 

1)Российская Федерация и АСЕАН будут использовать Финансовый фонд диалогового партнерства Российская Федерация–АСЕАН для выполнения настоящей Комплексной программы действий.

2)Российская Федерация и АСЕАН в случае необходимости составят отдельные рабочие планы по реализации мер, предусмотренных в настоящей Комплексной программе действий, и будут оказывать техническое содействие Секретариату АСЕАН в координации работы по выполнению настоящей Комплексной программы действий.

3)Ход выполнения настоящей Комплексной программы действий будет регулярно рассматриваться в рамках имеющихся механизмов диалогового партнерства Российская Федерация–АСЕАН.