Публикатор

4.09.1916:34

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 4 сентября 2019 года

1763-04-09-2019

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

СОДЕРЖАНИЕ

  1. О переговорах Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Министром иностранных дел и европейской интеграции Республики Молдова Н.Попеску
  2. Об участии Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в расширенном заседании Генерального совета Всемирной федерации торговых палат
  3. О пятом Восточном экономическом форуме
  4. О II Конференции-Диалоге молодых дипломатов стран Азиатско-тихоокеанского региона «на полях» V Восточного экономического форума
  5. О мероприятиях, посвященных 80-летию начала Второй мировой войны, в Польше
  6. О церемонии зажжения Вечного огня у российского воинского мемориала в Любляне
  7. О текущей ситуации в Венесуэле
  8. Об открытии в Посольстве США в Колумбии «секции по делам Венесуэлы»
  9. Об исходящей с территории Косово террористической угрозе
  10. О реакции Германии на авиаудары США в Идлибе
  11. О председательстве России в Совете Безопасности ООН в сентябре 2019 года
  12. Об урагане «Дориан»
  13. О пятом Международном форуме русскоязычных вещателей

 Из ответов на вопросы:

  1. Об авиаударах США по провинции Идлиб
  2. О возможном участии России в заключении мирного соглашения между США и Движением талибов
  3. Об освобождении и передаче удерживавшихся на Украине и в России лиц
  4. О решении партии «Демократический союз» блокировать работу новостного канала «Курдистан 24»
  5. О высказывании Премьер-министра Армении Н.В.Пашиняна касательно Карабаха
  6. О ситуации вокруг армянского военнослужащего А.Казаряна
  7. Об обострении ситуации на границе Южной Осетии и Грузии
  8. Об отношениях России и ЕС
  9. Об отказе Армении участвовать в памятных мероприятиях в Польше

 

 

 

О переговорах Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Министром иностранных дел и европейской интеграции Республики Молдова Н.Попеску

 

11 сентября в Москве состоятся переговоры Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Министром иностранных дел и европейской интеграции Республики Молдова Н.Попеску. Это первый визит в Москву нового главы молдавского внешнеполитического ведомства после формирования нового Правительства в этой стране в июне текущего года.

Предстоит актуализировать повестку дня двусторонних отношений на основе принципов, которые заложены в Договоре о дружбе и сотрудничестве 2001 года. Состоится обмен мнениями по актуальным вопросам российско-молдавского взаимодействия и международной тематики, которые представляют обоюдный интерес.

Назад к оглавлению

 

Об участии Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в расширенном заседании Генерального совета Всемирной федерации торговых палат

 

Планируется, что 11 сентября Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров примет участие в расширенном заседании Генерального совета Всемирной федерации торговых палат (ВФТП), которое пройдет в Конгресс-центре Торгово-промышленной палаты России.

Федерация является международной неправительственной организацией, представляющей интересы торгово-промышленных палат со всего мира. Ее деятельность направлена на развитие института торговых палат и поощрение сотрудничества между ними.

В рамках заседания планируется обсудить роль международного предпринимательского сообщества в решении актуальных проблем глобального экономического развития.

Назад к оглавлению

 

О пятом Восточном экономическом форуме

 

4-6 сентября во Владивостоке состоятся мероприятия в рамках уже пятого по счету ежегодного Восточного экономического форума (ВЭФ), учрежденного Президентом Российской Федерации в целях содействия ускоренному развитию российского Дальнего Востока и расширению международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).

Главными гостями Форума станут Премьер-министр Индии Н.Моди, Премьер-министр Малайзии М.Мохамад, Президент Монголии Х.Баттулга и Премьер-министр Японии С.Абэ, которые также проведут двусторонние встречи с Президентом Российской Федерации В.В.Путиным.

В этом году Владивосток примет свыше 4 тыс. представителей официальных и деловых кругов более чем 30 иностранных государств. Самыми многочисленными будут делегации Японии, Китая, Индии, Великобритании, США, Швейцарии и Италии.

Повестка дня Форума предусматривает обсуждение широкого спектра действующих и новых мер по поддержке экономического роста и повышению качества жизни на российском Дальнем Востоке, а также конкретных перспективных проектов. Особый акцент имеется в виду сделать на возможностях для наращивания практического взаимодействия с зарубежными партнерами. В числе основных вопросов этого блока – научно- техническое сотрудничество, цифровая трансформация экономики и международной торговли, участие дальневосточных регионов России в глобальных цепочках добавленной стоимости, будущее российской Арктики и трансграничных транспортных коридоров.

В деловую программу включено порядка 70 мероприятий: тематические панельные сессии, «круглые столы», бизнес-диалоги по линии «Россия-АСЕАН», «Россия-Индия», «Россия-Китай», «Россия-Япония», «Россия-Республика Корея» и «Россия-Европа».

«На полях» запланировано проведение заседаний Межправительственной Российско-Сингапурской комиссии высокого уровня и Общественного совета Северного морского пути, конференции «Общее экономическое пространство от Тихого до Атлантического океана. Большое Евразийское партнерство», 8-й Международной конференции АТЭС по сотрудничеству в сфере высшего образования, V Форума СМИ России и Китая.

Подготовлена обширная выставочная и культурная программа. Состоится ряд спортивных соревнований, в том числе международный турнир по дзюдо под патронатом Президента Российской Федерации В.В.Путина и Премьер-министра Японии С.Абэ.

Рассчитываем, что пятый Восточный экономический форум станет еще одним крупным шагом в реализации стратегической линии нашей страны на закрепление этой части России в качестве одного из центров экономического роста в АТР.

Назад к оглавлению

 

О II Конференции-Диалоге молодых дипломатов стран Азиатско-тихоокеанского региона «на полях» V Восточного экономического форума

 

5-6 сентября «на полях» V Восточного экономического форума состоится II Конференция-Диалог молодых дипломатов стран Азиатско-тихоокеанского региона. Это новая дискуссионная площадка, запущенная Советом молодых дипломатов МИД России (СМД) ровно год назад и успешно зарекомендовавшая себя в качестве инструмента т.н. горизонтальной дипломатии. Суть этой концепции заключается в создании неформальных сетевых связей между молодыми сотрудниками внешнеполитических ведомств – и является продолжением реализации инициативы «Форумы молодых дипломатов».

В ходе предстоящей встречи будет обсуждаться широкий спектр тем, затрагивающих как комплексную международную повестку дня, актуальную для всего дальневосточного региона, так и локальные темы, представляющие общий интерес. Программой Конференции-Диалога предусмотрены специальные встречи молодых дипломатов стран АТР с приглашенными спикерами, включая Губернатора Амурской области В.А.Орлова.

По результатам II Конференции-Диалога планируется принять итоговый документ.

По вопросам аккредитации СМИ:  Шумская Раиса Витальевна, +7-985-413-00-45.

Назад к оглавлению

 

О мероприятиях, посвященных 80-летию начала Второй мировой войны, в Польше

  

Эти мероприятия должны были быть посвящены 80-летию начала Второй мировой войны. Трагической странице не просто в истории XX века, в истории человечества. То, во что превратились мероприятия, которые проходят не первый год, собирали представителей различных стран на протяжении многих лет и само событие, которое действительно достойно глобального международного внимания, честно говоря, повергает в шок. Это ярчайший пример переписывания истории. Только в этот раз все зашло слишком далеко и превратилось в какое-то настоящее мировое и глобальное мракобесие.

Варшава превратила то, что хотелось бы назвать мемориальными памятными событиями, в действо, которое было полностью подчиненно демонстрации некоего «единения цивилизованного, свободного и демократического мира против сил зла – сначала гитлеризма, потом коммунизма и, наконец, современного империализма». Все это зло якобы олицетворяет собой Россия. Совершена попытка перекроить историю и придумать некую «ось правды». Естественно, в основу всей этой концепции легли циничные, грубые, жесткие натовские разработки. Это даже не пропаганда и не дезинформация, а преступление против нашей общей истории.

Концепция мероприятия была сформулирована в речи Президента Польши А.Дуды, который заявил, что  Вторая мировая война в политическом смысле закончилась только в 1989 г. с  ослаблением и уходом с исторической сцены Советского Союза. Что это такое? Где он такое прочитал? Кто это такое придумал? Где та группа реальных историков, я хотела бы на них посмотреть? Не те, кто приписывают себя к таковым, не те, кто написал пару постов в социальных сетях, а те, у кого есть научные труды и признан  в научном мире. Где эта группа историков, которая под этим подписалась?

Он был не единственным, кто реализовывал в своих выступлениях все эти инсинуации, там была целая группа подпевал и, конечно же, страшная, циничная и очень опасная ложь.

Напомню всем тем, кто вынужден был это слушать, а потом, наверное, и читать. Международный военный трибунал, созданный по инициативе СССР Лондонским соглашением от 8 августа 1945 г. между правительствами СССР, США, Великобритании и Франции, не только четко очертил хронологические рамки одного из самых кровопролитных конфликтов в современной истории, но и определил круг ответственных за него лиц. Это высшее руководство Третьего Рейха, стран оси и все те, кого мы раньше и сейчас продолжаем называть коллаборационистами-приспешниками. Любые интерпретации, псевдонаучные концепции,  включая заявления о некой ответственности, которую нужно еще пересмотреть, равной ответственности, о борьбе двух тоталитарных режимов или «двух оккупациях» Восточной Европы. Все то, что обильно звучало в Варшаве, не имеют под собой никаких правовых и исторических оснований. Все попытки подвергнуть ревизии итоги Второй мировой войны, переписать ее, в частности, забывая или переиначивая итоговые документы, в том числе, отправив постфактум на скамью подсудимых кого-то еще, кого там не было, помимо нацистских преступников, все это будет нами жестко пресекаться. Потому что это и есть преступление против мировой истории, против нашей общей истории, против той истории, за которую заплачены миллионы жизней. На этом мракобесие не закончилось.

Отличились многие. Отличился и Министр обороны Польши М.Блащак с заявлением об ответственности Москвы за неполученные Польшей от Германии репарации. Это вообще не просто за гранью приличия, а за гранью человечности.  Хотела бы также напомнить, что Декларация 1953 г. об отказе от военных репараций принималась легитимным польским правительством, которое было признано мировым сообществом и представляло свою страну в ООН. Или сейчас в Варшаве думают иначе? Если в Варшаве передумали и считают как-то по-другому, то сначала нужно разобраться с собственной историей. И, прежде чем делать такие заявления, нужно подумать, в том числе и о юридических последствиях. Также напомню, что благодаря целому ряду дипломатических усилий советского правительства по итогам войны Польше отошли 25 % территории Германии в границах 1937 г. (области восточнее линии Одер-Нейсе и др.). Что касается огромной финансовой и материально-технической помощи, которую Советский союз оказал Польше и того, как шло восстановление, об этом мы опубликуем материал дополнительно.

Мы не устанем возвращаться к этой теме. Мы не устанем заниматься опровержениями всех подобных фейков, инсинуаций и дезинформации. Потому что эта тема относится к разряду вечных и непроходящих. Многонациональный народ Советского союза, мы всегда это подчеркивали, народы стран-союзников СССР по антигитлеровской коалиции,  участники партизанских движений проявили беспримерное мужество, чтобы последующие поколения жили, творили, созидали в мире свободном от челоконенавистической идеологии гитлеризма.

Победа над гитлеровским национал-социализмом несет в себе колоссальный объединяющий посыл. Мы не устаем повторять, что, несмотря на идеологические расхождения, народы, воевавшие и восставшие против преступлений гитлеризма, представляли собой разные культуры, традиции, религии, в том числе взгляды на свое будущее в культурном, экономическом, политическом смыслах, но они объединились. Они сумели преодолеть разногласия ради того, чтобы не допустить катастрофы, которая действительно захватила все человечество. Этот объединяющий посыл был обращен государствам всего мира. Одной из основных задач государств и правительств, которые выстояли и которые сумели перебороть фашизм и гитлеризм, было объединение усилий для недопущения подобных ошибок в будущем. Еще раз хотела бы подчеркнуть, что даже тогда, в годы «холодной войны» это удавалось сделать, несмотря на различные политические, экономические взгляды. В отличие от наших западных партнеров мы ценим вклад всех государств и народов в борьбу с гитлеризмом и не делаем попыток на конфронтационной основе разделить победу на «свою» и «чужую». Только коллективными усилиями мы можем предотвратить повторение ужасов войны. Этот объединяющий заряд нивелируется усилиями руководства ряда западных государств, среди которых «первую скрипку» – теперь и это видят все – играет Польша, но не народ, а польские политики, которые реализуют  эти концепции.

Хотела бы напомнить, что Варшава последовательно проводит линию на фальсификацию истории: сносит памятники советским воинам-освободителям, оскверняет их память. К сожалению, некоторые наши бывшие союзники по антигитлеровской коалиции решили в чем-то, наверное, солидаризироваться с Польшей, поддержать этот тренд: мода есть мода. 

Например, в своем выступлении на мероприятиях 1 сентября вице-президент США М.Пенс озвучил такие фразы, как «два нападения на Польшу в 1939 г.», «две оккупации этой страны», затем поблагодарил европейские народы, внесшие вклад в «борьбу за свободу», при этом ни слова не сказал о советском народе. В интерпретации высокопоставленного представителя США  получилось, что заслуги в освобождении Европы от гитлеризма принадлежат исключительно «16 млн. солдатам США», британцам и патриотам-сопротивленцам. Помним, кто освобождал Польшу и как, цену, которая за это была заплачена.

Подобными действиями и заявлениями лидеры западного мира лишь расписываются в собственном политическом бессилии и исторической близорукости. Своими политизированными, далекими от исторической правды оценками они предают память всех павших в той войне, в том числе своих соотечественников.

Давайте вспомним то, о чем забыли сказать в Варшаве: что же предшествовало началу Второй мировой войны?

Тогда в ряде центрально- и восточно-европейских стран к власти пришли правонационалистические силы, которых не устраивали границы, установленные Версальским договором. Например, в Польше, которая готовилась к участию в разделе Чехословакии и в расчете на поддержку со стороны Германии заключила с ней в 1934 г. Пакт о ненападении, фактически предполагающий установление союзнических отношений с нацистами. Можно вспомнить и 1938 г., когда Великобритания и Франция в стремлении направить военную машину Вермахта на восток пошли на Мюнхенский сговор.

Думаю, что задуматься следует и о том, что в реальности представлял из себя «либеральный миропорядок», которому сейчас были совершены «жертвоприношения» в виде отхода от исторической правды в Варшаве. Этот «либеральный миропорядок» для большинства развивающихся стран мира означал продолжение колониального или неоколониального режима. Очень странно, что эти слова не были произнесены в Варшаве в 2019 г., когда говорилось о свободном мире, ценностях. Этот режим означал «право сильного» и «закон джунглей» для целого ряда не просто государств или народов, а континентов. Вспомним напалм во Вьетнаме, обедненный уран в Югославии. Может быть, кто-то забыл про Абу-грейб и те методы, которыми этот самый «либеральный миропорядок» в их понимании, а на самом деле – режим действовал на территории Ближнего Востока и Севера Африки с начала 2000-х. А, может быть, мы еще вспомним, как представители этого «либерального миропорядка» расправлялись с теми, кто хотел напомнить об их механизмах в виде Дж.Ассанжа. Многие страны Азии, Латинской Америки и Африки не получили возможности, шанс на должное развитие в XX веке именно из-за этого «либерального миропорядка». Их правительства просто тасовались в угоду тем, кто представлял собой государства, которые сейчас называются либеральными и демократическими.  На счету этого «либерального миропорядка» бесчисленные экспедиционные войны с количеством жертв, исчисляемых миллионами, искалеченные экономики и бедное, бесправное население целых регионов мира. Это правда. Что же вы в Варшаве об этом не поговорили?

Теперь о главном. О том, о чем надо было говорить в Варшаве, раз они так вольно пролонгируют мировые войны, начинают и заканчивают их тогда, когда они хотят. Давайте поговорим о международном терроризме, с которым сегодня мировое сообщество не знает, что делать. Он родился и вырос из преступных экспериментов того самого «либерального миропорядка», когда Запад поддерживал разного рода антиправительственные, экстремистские группировки для того, чтобы они с оружием в руках отстаивали ценности «либерального миропорядка» на подконтрольных им территориях.  Например, моджахеды в Афганистане. Это же они переродились потом  в «Аль-Каиду». Неинтересно было поговорить на эту тему в Варшаве, коль скоро от основной темы мероприятия так далеко все отошли?  

Давайте уже скажем честно и прямо.  Все послевоенное время СССР, его союзники удерживали мир от глобальной катастрофы и полного одичания, пресекали экспансию, которую всеми силами старались реализовать вожди «либерального миропорядка». Процесс деколонизации. Какое отношение «либеральный миропорядок» имел к этому процессу? Назовите те страны и народы, которые получили возможность перестать быть колониями, добровольно, по воле представителей стран западного мира. Тех самых стран, которые заявили о фантастических достижениях в сфере свободы «либерального миропорядка». Кто-то знает, кто-то может напомнить?  

Именно Советский союз придал импульс процессам деколонизации в Азии, Африке и Латинской Америке, а также поддерживал региональную безопасность в Европе, при этом одновременно воссоздавал своими силами экономическую инфраструктуру стран, разрушенных войной. Об этом не хотят помнить. Это неинтересно, потому что полностью перечеркивает миф о том самом «либеральном миропорядке» и тех благах, которые он принес человечеству. Нужно было бы напомнить, и будем. Раньше стеснялись, но после той вакханалии, которая была в Варшаве, у нас другого варианта нет.     

Мы призываем наших западных партнеров прекратить искажать исторические факты, отказаться от курса на подрыв существующей международно-правовой системы, руководствоваться в своих оценках международным правом, в котором итоги Второй мировой войны закреплены однозначно. В наших общих интересах – максимально деполитизировать дискуссии на темы из нашего недавнего исторического прошлого и перевести их  в русло профессионального диалога ученых-историков.

Назад к оглавлению

 

О церемонии зажжения Вечного огня у российского воинского мемориала в Любляне

 

1 сентября в столице Словении Любляне состоялась торжественная церемония зажжения Вечного огня у памятника российским и советским воинам, павшим на словенской земле в годы двух мировых войн. Частица пламени была доставлена в Словению от Могилы Неизвестного Солдата у Кремлевской стены.

В мероприятии, приуроченном к 80-летию начала Второй мировой войны, приняла участие российская делегация во главе с Заместителем Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации П.О.Толстым. В ее состав вошли представители МИД России, Минобороны России, Минкультуры России, Правительства Самарской области, Российского исторического общества, Российского военно-исторического общества, Российского союза ветеранов. Со словенской стороны присутствовали Председатель Государственного совета Словении А.Ковшца, мэр Любляны З.Янкович, другие официальные лица, актив антифашистских и молодежных НПО.

Рассматриваем зажжение Вечного огня в Любляне как важное подтверждение объединяющего народы России и Словении стремления хранить историческую правду о событиях 1914-1918 и 1939-1945 гг., обоюдного уважения к беспримерным подвигам предков, одержавших Великую Победу над нацизмом. Благодарны словенским партнерам за бережное отношение к находящимся на территории Словении российским воинским мемориалам, за последовательную поддержку деятельности Международного исследовательского центра Второй мировой войны в Мариборе (Словения), нацеленной на продвижение объективных оценок прошлого.

Убеждены, что дальнейшая реализация двусторонних проектов на военно-мемориальном направлении будет способствовать укреплению мира и взаимопонимания в Европе. Открыты для подключения к такому сотрудничеству максимально широкого круга государств.

Назад к оглавлению

 

О текущей ситуации в Венесуэле

 

Венесуэльская радикальная оппозиция продолжает предпринимать шаги по дестабилизации внутриполитической ситуации в стране. На днях (29 августа) председатель Национальной ассамблеи Х.Гуайдо заявил о формировании собственного «правительства». Считаем это решение очередной опасной попыткой узаконить двоевластие, создать псевдоправовую реальность, ведущую к дальнейшей поляризации венесуэльского общества и затягиванию поиска компромиссных решений, в которых так нуждается Венесуэла для улучшения гуманитарной ситуации и возвращения на путь поступательного развития.

Нет сомнений, кем инспирировано заявление Х.Гуайдо. Видимо, США, убедившись в провальности силовых сценариев смещения законной венесуэльской власти, пытаются разработать новую стратегию по «восстановлению демократии» в этом государстве. Теперь этим лозунгом оправдывается создание параллельного правительства в нарушение всех норм функционирования правового государства. Отсутствие правовых основ в действиях Вашингтона проявляется со всей отчетливостью:  многие из т.н. министров Х.Гуайдо давно работают на организации, спонсируемые американскими НПО. Это вновь подтверждает неготовность Белого дома позволить венесуэльцам самостоятельно договориться о политическом решении внутренних противоречий в строгом соответствии с Конституцией.

Продолжим совместно с государствами-единомышленниками выступать против навязывания внешнего управления суверенному государству, призывать к строгому следованию нормам и принципам международного права во всех вопросах внутривенесуэльского урегулирования.

Назад к оглавлению

 

Об открытии в Посольстве США в Колумбии «секции по делам Венесуэлы»

 

Обратили внимание на решение США открыть при своем Посольстве в Колумбии «секцию по делам Венесуэлы». С учетом того, что американо- венесуэльские дипломатические отношения разорваны, возникает логичный вопрос: какие задачи США ставят перед учреждаемым подразделением? Как следует из заявления Госдепартамента, Вашингтон планирует использовать его для легитимизации контактов с самопровозглашенным «врио Президента» Х.Гуайдо и дальнейшего давления на законное Правительство в Каракасе.

Эта политико-пропагандистская конструкция была разработана в недрах соответствующих вашингтонских структур. Возникает немало вопросов к тому, какими методами будет претворяться заявленная задача по т.н. «восстановлению демократии, конституционного порядка, обеспечению безопасности и благополучия венесуэльского народа». Как можно говорить о восстановлении конституционного порядка, если все, кого поддерживают в Вашингтоне в качестве легитимного правительства, спонсируются тем же самым Вашингтоном?   

В последние годы мы видели, как под подобными благими предлогами восстановления демократии Администрация США продвигала свои собственные интересы (которые вообще не имеют никакого отношения к интересам стран и народов в других регионах), вмешивалась во внутренние дела суверенных государств, применяла силу и незаконные односторонние санкции в обход Совета Безопасности ООН.

Вновь призываем все имеющие влияние государства воздерживаться от односторонних шагов, содействовать внутривенесуэльским переговорам по поиску решения через инклюзивный диалог в строгом соответствии именно с Конституцией Венесуэлы.

Назад к оглавлению

 

Об исходящей с территории Косово террористической угрозе

 

Констатируем, что Косово продолжает превращаться в оплот терроризма. Изъяли целую территорию, не спросив никого вопреки решению еще одного суверенного государства – Сербии, выдали все это за отстаивание либеральных ценностей. Давайте я вам расскажу, к чему приводит это в данном регионе.     

Из зоны боевых действий в край возвращаются игиловцы (они знают, куда возвращаться. Это «черная дыра», там можно, как они считают, продолжить восстановление, а затем – марш-броски в другие регионы мира), завербованные ранее из числа косовоалбанцев и прошедшие соответствующую подготовку. Таких случаев зафиксировано уже около 250. А нам рассказывали, что Косово – это страна возможностей. Видимо, возможности должны быть не только для террористов. Возможности должны быть предоставлены мирным гражданам. Не только тем людям, которые живут в Косово. Почему в безопасности отказывают сопредельным государствам и странам, в том числе Сербии, которая не пересматривала своих взглядов на территориальные вопросы и суверенитет?      

Важно понимать, что речь идет о носителях радикальной идеологии, имеющих обширный боевой опыт. Это создает очевидные риски для безопасности на Балканах и в Европе в целом. Налицо разрастание террористической угрозы, противодействовать которой косовоалбанские власти не в состоянии, даже если бы хотели.

Призываем тех, кто стоит за Приштиной, – США и ЕС – обратить на эту проблему самое серьезное внимание. Исходим из того, что Силы для Косово и Миссия ЕС в области верховенства закона в рамках имеющихся мандатов предпримут необходимые меры, чтобы ее нейтрализовать. Ответственность за ситуацию лежит, в первую очередь, на упомянутых международных структурах.

Назад к оглавлению

 

О реакции Германии на авиаудары США в Идлибе

 

Обратили внимание на заявление официального представителя Правительства Германии Ш.Зайберта об отсутствии в Берлине исчерпывающей информации об авиационном ударе, нанесённом вооружёнными силами США 31 августа в зоне деэскалации в Идлибе. Что значит нет «исчерпывающей информации»? А что нужно для того, чтобы она была? Когда предпринимались меры в связи с некими событиями в Солсбери, у которых нет никаких подтверждений, нам говорили, что «есть исчерпывающие данные», которых никто не видел.  А когда весь мир видел, все СМИ передали о том, что по Идлибу США нанесли авиаудары, и США сами об этом сказали, Правительство ФРГ говорит, что исчерпывающей информации нет. Это как? Это такая интересная демократия, свобода слова?

ФРГ как участник ведомой Вашингтоном международной коалиции могут запросить (если нет исчерпывающий информации в СМИ и невозможно прочитать сообщения на официальных сайтах госструктур США) у своих союзников соответствующие сведения, можно воспользоваться механизмами НАТО. Можно было бы уточнить по линии Евросоюза, что там произошло. Мы же знаем о партнерских отношениях Вашингтона и Брюсселя, который бесконечно делает заявления о ситуации в Идлибе и в Сирии в целом. Уверены, что эти данные позволили бы германской стороне лучше прояснить для себя ситуацию, сложившуюся в упомянутой сирийской провинции.

Удивляет то, что на фоне такой неосведомлённости в Берлине позволяют себе беспочвенные выпады в отношении России, обвиняя нашу страну в целенаправленных бомбардировках гражданской и гуманитарной инфраструктуры в Идлибе. Неоднократно давали германским партнёрам исчерпывающие и основанные на объективных данных разъяснения на счёт звучащих в адрес России обвинений.

Безапелляционная риторика, которая направлена исключительно на произвольное назначение виновных, а не на поиск истины и взвешенный анализ, едва ли соответствует духу конструктивного взаимодействия, включая диалог по Сирии.

Назад к оглавлению

 

О председательстве России в Совете Безопасности ООН в сентябре 2019 года

 

3 сентября члены Совета Безопасности ООН согласовали программу работы этого органа на сентябрь под председательством Российской Федерации. В начале-середине 2000-х гг. существовала концепция целого ряда официальных представителей, действующих политических фигур в Вашингтоне, что ООН надо закрыть. Это тоже могло бы стать достижением «либерального миропорядка», если бы не жесткая позиция Российской Федерации по отстаиванию международного права. Что только не пытались сделать с ООН – бесконечные информационные кампании в СМИ, скандалы, которые, то тут, то там якобы вскрывались в отношении сотрудников Организации. Это и просто прямая агрессия в отношении членов СБ ООН и самого института Совета Безопасности – я имею в виду фальсификацию, которую США позволили себе в зале Совбеза с пробирками, когда К.Пауэлл использовал площадку и авторитет этого органа для того, чтобы реализовать собственные цели. Ведь был удар нанесен именно по СБ ООН. Ведь кадры именно зала Совета облетели весь мир, а потом использовались в качестве доказательств вранья США. Но К.Пауэлл сидел в здании ООН и в зале СБ ООН. Кто ответит за это? Кто ответит за подрыв доверия людей в разных странах и уголках планеты к СБ ООН? Как сложно было восстановить это доверие!            

Работа Совета в предстоящем месяце будет проходить в напряженном режиме, принимая во внимание, в частности, начало работы 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и проведение в ее рамках общеполитической дискуссии.

Центральным мероприятием российского председательства станет открытое министерское заседание СБ на тему «Сотрудничество ООН с региональными и субрегиональными организациями в поддержании мира и безопасности: вклад ОДКБ, СНГ и ШОС в борьбу с террористическими угрозами», которое состоится 25 сентября.

В фокусе внимания будут практические усилия указанных объединений по противодействию терроризму и связанным с ним явлениям на пространстве Евразии, в том числе торговле наркотиками, оружием, людьми, культурными ценностями. Особый акцент в этом контексте имеется в виду сделать на ситуации в Афганистане в контексте угроз, исходящих с территории этой страны.

В более широком плане планируется рассмотреть подходы к дальнейшей консолидации международных усилий, в том числе на «площадке» ООН, в интересах отражения глобальной террористической угрозы, формирования широкого антитеррористического фронта на основе общепризнанных принципов международного права, закрепленных в Уставе ООН.

Попытки террористического интернационала в лице ИГИЛ, «Аль- Каиды» и связанных с ними группировок создать сеть «спящих ячеек» на широком пространстве Евразии, особенно в Центральной Азии, требуют от государств и организаций региона дальнейшей активизации сотрудничества, совершенствования механизмов взаимодействия правоохранительных и судебных органов, а также вооруженных сил. 

Слаженные усилия региональных объединений как никогда востребованы на фоне возвращения и передислокации из Сирии иностранных террористов-боевиков, распространяющих свою идеологию и стремящихся создать новые опорные пункты. Регионалам также необходимо продолжать укреплять взаимодействие с профильными структурами ООН в интересах эффективного противодействия этому феномену, что послужило бы весомым вкладом в глобальные антитеррористические усилия.

Вторым министерским заседанием Совета Безопасности ООН в период председательства Российской Федерации станет дискуссия на тему «Мир и безопасность в Африке: партнерство во имя укрепления регионального мира и безопасности», которое мы организуем 26 сентября совместно с африканскими членами Совета – Кот-д'Ивуаром, Экваториальной Гвинеей и ЮАР.

Кризисные ситуации в Африке и их последствия представляют серьезную угрозу региональному и международному миру и безопасности. Их предотвращение и урегулирование, постконфликтное восстановление также требуют наращивания коллективных усилий международного сообщества.

Несмотря на позитивную динамику в ряде государств, в том числе в ДР Конго, Южном Судане и ЦАР, на континенте остается немало «горячих точек». В некоторых случаях, например, в Сахаро-Сахельском регионе или в Сомали, ситуация осложняется возросшей активностью террористических группировок.

Единственный путь к искоренению вооруженных конфликтов на континенте – повышение соответствующего потенциала самих африканских стран. Задача международного сообщества – всесторонняя поддержка региональных инициатив в русле принципа: «африканским проблемам –африканские решения». В этой связи актуальным видится дальнейшее углубление взаимодействия между ООН и Афросоюзом на основании Главы VIII Устава ООН.

Из других важных вопросов сентябрьской повестки хотелось бы отметить следующее.

Продолжится работа Совета Безопасности по политическим и гуманитарным аспектам конфликта в Сирии, а также по сирийскому «химическому» досье. Предстоит обсудить положение на Ближнем Востоке. Будет рассмотрена ситуация в Йемене. Запланированы квартальные дебаты, посвященные обстановке в Афганистане. Предметом обсуждения станет ситуация в Ливии, предполагается продлить мандат Миссии ООН по поддержке этой страны. Совет оценит прогресс в стабилизации обстановки в Гвинее-Бисау и Республике Южный Судан. Также имеется в виду продлить полномочия Контрольной миссии ООН в Колумбии. Состоятся ежегодные дебаты по вопросам операций ООН по поддержанию мира.

Российская Федерация приложит максимум усилий для обеспечения скоординированной и эффективной работы главного органа ООН, ответственного за реагирование на угрозы международному миру и безопасности, на основе конструктивного взаимодействия всех его членов и в интересах формирования многополярного мироустройства, основанного на нормах и принципах международного права и Устава ООН.

Назад к оглавлению

 

Об урагане «Дориан»

 

27 августа на северо-восточную часть Карибского бассейна обрушился сформировавшийся в Атлантическом океане ураган «Дориан» (достигал «пятой» категории опасности по пятибалльной шкале, к 3 сентября – категория «три»). Он затронул Малые Антильские острова Пуэрто-Рико (27 августа введен режим ЧС, от стихии погиб один человек), Доминиканскую Республику, Кубу, Багамские острова, американские штаты Флорида, Джорджия, Южная и Северная Каролина, Виргиния.

Несмотря на эвакуацию местных жителей и туристов с северных Багамских островов, по состоянию на 4 сентября жертвами бедствия на острове Абако стали, по меньшей мере, 7 человек, трое считаются пропавшим без вести, более 13 тыс. строений получили существенные повреждения. Ураган сопровождался порывистым ветром, скорость которого достигала 250 км/ч, торнадо, подтоплениями территорий. В штатах Флорида, Джорджия, Южная и Северная Каролина объявлен режим чрезвычайной ситуации, проводится обязательная эвакуация населения с побережья, приостановлена работа международных и региональных аэропортов, задержано и отменено более 1000 авиарейсов.

МИД России оперативно и своевременно оповещал о надвигающейся угрозе российских граждан, в том числе с использованием мобильного приложения «Зарубежный помощник». В связи с разгулом стихии Посольство России в Вашингтоне и в Гаване на своих официальных страницах в социальных сетях «Твиттер» и «Фейсбук» размещали предупреждения для находящихся в регионе российских граждан. Большая просьба также обращать на это внимание.

По многолетним метеонаблюдениям риск ухудшения погодных условий в странах Карибского бассейна наиболее высок в период с конца лета до конца осени.

Это необходимо учитывать при планировании соответствующих поездок в регион.

Назад к оглавлению

 

О пятом Международном форуме русскоязычных вещателей

 

10-11 сентября в Москве состоится пятый Международный форум русскоязычных вещателей. Мероприятие организуется Российской Академией Радио, которая является отраслевым объединением крупнейших национальных радиовещательных структур, при поддержке МИД России, Россотрудничества и Роспечати.

Планируется участие около 200 делегатов из России, стран СНГ, Европы, Северной и Южной Америки, которые смогут поделиться своим опытом, рассказать об успехах и трудностях русскоязычного вещания за рубежом.

Будет обсуждаться взаимодействие России и международных организаций в сфере СМИ, тенденции развития и роль русскоязычного вещания в мире, сотрудничество русскоязычных вещателей с российскими медиа-структурами, социальная ответственность СМИ в современных коммуникациях.

Форум пройдет в пресс-центре МИА «Россия сегодня».

Все подробности о программе, выступлениях и возможности участия можно узнать на официальном сайте Российской Академии Радио.

Назад к оглавлению

 

Из ответов на вопросы:

Вопрос: США без уведомления России и Турции нанесли авиаудары по провинции Идлиб. Как, на Ваш взгляд, это отразится на договоренностях, достигнутых в ходе последнего визита Президента Турции Р.Т.Эрдогана в Москву? Почему американцам понадобилось наносить удары именно сейчас?

Ответ: Почему именно сейчас – задайте, пожалуйста, этот вопрос американцам.

Что касается наших оценок, они тут же были даны. Развернутый комментарий находится на официальном сайте МИД России (http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3767814). Он актуален и на сегодняшний день.

Назад к оглавлению

Вопрос: Заместитель Министра иностранных дел России И.В.Моргулов ранее не исключил возможность участия России в заключении мирного соглашения между США и Движением талибов в Афганистане. В каком формате может происходить такого рода участие? Будет ли Москва выступать в роли гаранта?

Ответ: Завершение девятого раунда переговоров между США и Движением талибов пока не дает однозначного ответа на вопрос о том, достигли ли стороны окончательных договоренностей по итогам проведенной работы или нет. Мы сейчас ожидаем официального подтверждения этой информации. Российская сторона пока еще не располагает содержанием проекта американо-талибского соглашения. О нем очень много говорится в СМИ, но, как Вы понимаете, в данном случае мы должны оперировать не только сообщениями, которые опубликованы в СМИ. Самое главное для нас – получить соответствующие документы по официальным каналам.

Судя по имеющим место утечкам информации, принципиальные договоренности достигнуты по параметрам вывода иностранных войск из Афганистана, прекращению огня и запуску межафганских переговоров. Это рамки того, о чем идет речь. Движение талибов также настаивает на том, чтобы Россия, Китай, Иран, Пакистан и некоторые другие государства выступили в роли гарантов выполнения данного соглашения. Это то, что озвучивалось в публичной сфере. В данном случае мы обобщили имеющуюся информацию, но других официальных данных у нас пока нет, мы их ждем.

Российская сторона подтверждает свою готовность выступить в роли гаранта выполнения упомянутого соглашения в случае получения соответствующего обращения от заключивших его сторон и приложить максимальные усилия для скорейшего запуска мирного процесса в Афганистане. Используем все свои возможности для содействия этому.

Назад к оглавлению

Вопрос: Готовится ли обмен военнопленными с Украиной? На какой стадии находится подготовка? В каком формате он будет проходить?

Ответ: Как Вы понимаете, каждым вопросом должны заниматься официально уполномоченные на это люди. В данном случае вопрос судьбы заключенных и взаимодействия с соответствующими сторонами находится в компетенции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Т.Н.Москальковой. Она активнейшим образом занимается этой проблематикой, регулярно комментирует ее в СМИ. На данном этапе это исключительно ее прерогатива, так же как и правоохранительных органов, которые могут комментировать эту тему. На данный момент мне нечего добавить к имеющейся информации, озвученной Т.Н.Москальковой. Как только у нас появятся соответствующие материалы и оценки или необходимость что-то прокомментировать, мы, безусловно, это сделаем.

Назад к оглавлению

Вопрос: В северо-восточных районах Сирии партия «Демократический союз» приняла политическое решение о блокировке работы новостного канала «Курдистан 24» («Kurdistan 24»). Как Вы можете прокомментировать данный поступок?

Ответ: Я, честно говоря, не знаю, чем руководствовались при принятии такого решения. Как Вы знаете, мы поддерживаем свободу слова, СМИ. Считаем, что СМИ, объективно освещающие события, не занимающиеся пропагандой террористической деятельности и работающие в рамках и в соответствии с законодательством и положениями, регулирующими их деятельность в стране, должны полностью обладать соответствующими правами, которые мы всегда поддерживаем и отстаиваем. Но в данном случае нужно изучить суть вопроса, без дополнительной информации комментировать это очень сложно. Если Вы найдете хотя бы объяснение причины подобного шага, то будет проще. Дополнительно мы обязательно прокомментируем эту ситуацию.

Назад к оглавлению

Вопрос: Как Россия, будучи сопредседателем Минской группы ОБСЕ, относится к высказываниям Премьер-министра Армении Н.В.Пашиняна о том, что Карабах является частью Армении? Как такие высказывания влияют на решение конфликта? Усложняют ли они задачу России и стран-посредников?

Ответ: Исходим из того, что, безусловно, есть внутренняя риторика и внутренние установки, которые отражают мнения политических движений и партий, учитывая, что мы говорим о демократическом государстве. А есть тот самый мирный процесс, в котором объединены и участники процесса, и коспонсоры, и международные усилия по достижению мирного урегулирования. Безусловно, мы исходим из того, что заявления сторон должны вписываться в контекст общих усилий, направленных на мирное урегулирование.

Всегда очень сложно в переговорном процессе возвращаться на прежние позиции после заявлений, которые превращаются в яблоко раздора и привносят дополнительные вопросы или могут разбалансировать хрупкий переговорный процесс. Мы, к сожалению, такие заявления слышали и продолжаем с ними сталкиваться на разных уровнях с разных сторон. При всем уважении ко внутриполитическому процессу и понимании того, что при демократической модели политического устройства люди имеют право не просто высказываться на любые темы, но еще и формировать соответствующие политические предпосылки, очень хотелось бы, чтобы все стороны исходили из главного – направления всех ресурсов на скорейшее достижение мирного урегулирования. Процесс сложный и длительный. Думаю, что есть общее понимание необходимости двигаться быстрее. Для этого заявления должны быть соответствующими и способствующими этой главной цели.

Назад к оглавлению

Вопрос: 12 августа при невыясненных до конца обстоятельствах армянский военнослужащий А.Казарян перешел линию соприкосновения войск на карабахском участке. Судьба этого солдата, как и мирного жителя села Бердаван К.Казаряна, который оказался у азербайджанской стороны, остается нерешенной, несмотря на гуманитарный односторонний жест армянской стороны, которая отпустила азербайджанского военнослужащего Э.Хусейнзаде, задержанного ранее у села Талиш в районе Нагорного Карабаха. Не считаете ли Вы необходимым и важным конкретное решение подобных вопросов, что может способствовать обеспечению взаимного доверия у противоборствующих сторон?

Ответ: Эти вопросы необходимо решать в существующих, установленных для этого форматах, и они есть. Не думаю, что сейчас с моей стороны требуется дополнительная политическая оценка. У нас есть действующий механизм – сопредседатели Минской группы ОБСЕ. При необходимости они могут задействовать соответствующие механизмы для дополнительного оказания содействия сторонам. Если у соответствующих сторон есть необходимость в поддержке, например, со стороны России, в решении какого-то вопроса, то они могут решаться на двусторонней основе по дипломатическим каналам.

Назад к оглавлению

Вопрос: Южная Осетия обвинила Грузию в беспрецедентном с 2008 г. обострении ситуации на границе. Следит ли МИД России за ситуацией? Планирует ли Россия как-то вмешаться и способствовать уменьшению напряженности между Цхинвалом и Тбилиси?

Ответ: Мы не  просто следим за ситуацией, а 30 августа опубликовали соответствующий комментарий, который был полностью этому посвящен (http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3767452), и призываем Вас тоже следить и за ситуацией, и за нашими комментариями.

Назад к оглавлению

Вопрос (перевод с английского): Финляндия призвала ЕС улучшать отношения с Россией. Учитывая Вашу сегодняшнюю критику глобального либерального порядка, какие меры укрепления доверия Вы считаете возможными для претворения в жизнь этого замысла – улучшения отношений между Москвой и Брюсселем?

Ответ: Я не занимаюсь критикой либерального миропорядка в отрыве от реальности. Я сказала, что мы никогда не позволяли себе высказываться критически в отношении тех или иных устройств политических систем, ценностей и предпочтений, которые были выбраны народами тех или иных стран. Но когда проводятся мероприятия, которые прошли сейчас в Варшаве, которые заявляются как мероприятия, посвященные началу Второй мировой войны, а по сути превращаются в переписывание истории и в линчевание России, мы будем реагировать. Когда переиначивается история, и вместо реального отношения к различным политическим системам, их вкладу или роли в XX-XXI вв., предпринимаются попытки реинкарнации гегемонизма, и предлагается только одна политическая система в качестве глобальной ценности, а все остальное отрицается – мы будем реагировать. Мы это делаем не в одностороннем плане и не инициативно. Мы отвечаем, напоминая, что есть исторические факты и реалии. Говорить о том, что либеральный миропорядок принес в мир стабильность и процветание, нельзя. Тогда надо конкретно перечислить страны, где либеральный миропорядок принес процветание, стабильность, свободу. Надо указать те страны, где действительно за эти годы стало лучше, а где стало хуже; где стало лучше от того, что в других стало хуже, и в этом есть прямая связь.

Хотела бы подчеркнуть, что мы исключительно и только констатируем реальность, напоминаем об исторических фактах и не призываем никого заниматься критикой соседних стран, регионов или континентов. Мы призываем сотрудничать и заниматься взаимовыгодным взаимодействием. Считаем, что заниматься критикой и историческими ревизиями на основе политической конъюнктуры – вредно и преступно. Если в ХХ веке страны, которые прошли через колоссальную трагедию, и, несмотря на разные взгляды на мироустройство, смогли победить зло и договорились о том, как они это зло оценивают, с какой стати спустя десятки лет политики, которые не имеют никакого отношения к тем событиям, считают себя вправе все это переписывать и обнулять? Кто им дал такое право?

Они делают это именно сейчас – не десять или пятнадцать лет назад – потому что ветераны уже умерли. Потому что ветеранов по всему миру остались считанные единицы. Пришло время, когда мир с точки зрения тех, кто делал подобные заявления в Варшаве, не может встать на защиту исторической правды. Ветеранов и участников тех событий практически не осталось. Такое никто не позволил бы сказать 10–20–30 лет назад вне зависимости от политических систем. Потому что пришли бы люди, ветераны, которые воевали тогда, рассказали, как это было, и не позволили бы заниматься мракобесием, которое происходило в Варшаве.

Не знаю, о каком призыве Финляндии Вы говорите. Может быть, у Вас есть цитата того, кто призвал Европу налаживать отношения с Россией. Странно, что это вызывает у Вас вопросы. Но ведь это хорошо – взаимодействовать, нормально – развивать отношения и сотрудничество между странами. Ненормально – вводить односторонние санкции, заниматься попытками изоляции других стран, вмешательством в дела других государств, при этом выдавать свои действия за сохранение и поддержку мира и демократии. Мы никогда, даже в те моменты, когда не согласны, когда на себе чувствуем агрессивную политику западных стран, мы никогда не отказывались от концепции взаимодействия и сотрудничества. Мы всегда были только за это.

Казалось бы, можно было занять иную позицию, потому что только за XX век мы видели неоднократные попытки агрессивного отношения к нашей стране. Но мы никогда не уставали говорить о том, что будем отстаивать свои интересы, но при этом мы нацелены на взаимодействие и сотрудничество. Возможно ли отстаивать свои интересы и при этом поддерживать взаимодействие на равных? Безусловно. Для этого есть международное право, юридическая основа отношений. Она разработана, ее не надо разрушать. Она дает возможность странам при отстаивании собственных интересов, заниматься взаимодействием, развитием, в том числе нормально, честно конкурировать в различных сферах жизнедеятельности – экономике, финансах, развитии, науке и т.д. Это нормально. Ненормально разрушать основы, изолировать страны, использовать право силы в XXI веке, когда мы пришли к пониманию доминанты права как основы жизни государств, народов и индивидуумов. Если Вы скажете, кто именно это заявил, я смогу прокомментировать более конкретно. А пока только в общем плане.

Вопрос (перевод с английского): Это была статья в Financial Times. Финляндия сейчас председательствует в ЕС и призывает к улучшению отношений с Россией. Это было в сегодняшней статье.

Ответ: Это вытекает из жизненных реалий, желаний людей, бизнеса. Все, что мешает развивать нормальное взаимодействие между ЕС и Россией, – это позиция ряда политиков и представителей политического истеблишмента, причем не в самой Европе. Как мы понимаем, импульс идет из США. Вспомните, что санкции в отношении России Брюссель принял только под нажимом США. В этом признались представители как Брюсселя, так и США. Могу привести конкретные цитаты представителей Белого дома, когда они рассказали, что только после прямого нажима Вашингтона Брюссель все-таки решился на принятие санкций в отношении России. Мешает только это. Все остальное идет полностью в русле взаимодействия России и ЕС. По-моему это очевидно. Самое главное доказательство – это те издержки, которые понес ЕС после того, как искусственным образом затормозил развитие сотрудничества с Россией.

Назад к оглавлению

Вопрос: Армения отказалась принимать участие в памятных мероприятиях в Польше. В этой связи было принципиальное заявление Министра иностранных дел Армении З.Мнацаканяна. Не считаете ли Вы актуальным проведение крупных международных мероприятий на постсоветском пространстве, приуроченных к общей победе в Великой Отечественной войне?

Ответ: Конечно, считаю актуальным. Видела это заявление Министра иностранных дел Армении и его поддерживаю, как и все наши коллеги.

Работа ведется. Принималось соответствующее заявление на уровне глав государств СНГ (http://www.cis.minsk.by/news.php?id=11711). Зачитывала его на одном из прошлых брифингов. Всегда подчеркивали, что победу нельзя делить ни внутри стран, входивших ранее в СССР, а ныне суверенных и независимых, ни между союзниками во Второй мировой войне. Но мы видим, что происходит сейчас с союзниками…

Полностью поддерживаю данное заявление главы МИД Армении. Видим отстранённую и особую позицию Украины. Мы понимаем, какие процессы там проходят, и кто ими заправляет на этом направлении. Но если говорить об остальных странах-членах СНГ, мне кажется, они полностью разделяют идею о недопустимости деления победы, переписывания истории.

Приятно и важно, что это касается не только заявления, но и конкретной политики, которая проводится в этих странах. Это забота о памятниках, поддержка ветеранских организаций, проведение круглых столов, конференций, издание книг. В каждом государстве есть свои нюансы, события, являющиеся на взгляд населения и историков чрезвычайно важными для истории страны и народа, но при этом есть незыблемые вещи в контексте Второй мировой войны. Отталкиваться нужно в первую очередь от итогов Нюрнберга.

 

Назад к оглавлению

Дополнительные материалы

Видео

Фотографии

x
x
Дополнительные инструменты поиска