Публикатор

5.12.1816:15

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 5 декабря 2018 года

2341-05-12-2018

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

СОДЕРЖАНИЕ

  1. О двусторонних встречах Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова «на полях» СМИД ОБСЕ в Милане
  2. Об участии Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в заседании Попечительского совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом
  3. Об участии Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в совместном заседании Наблюдательного и Попечительского советов МГИМО МИД России
  4. Об участии Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в семинаре для руководителей законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации – членов Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации
  5. Об участии Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова  в заседании Совета министров иностранных дел Организации Черноморского экономического сотрудничества
  6. О ситуации вокруг М.В.Бутиной
  7. О развитии ситуации в Сирии
  8. О развитии обстановки на «голубой линии» ООН между Израилем и Ливаном
  9. О ситуации на Украине
  10. Об ограничении въезда граждан России на территорию Украины
  11. О ситуации вокруг ДРСМД
  12. О планах по развертыванию военной инфраструктуры США на Кипре
  13. Об итогах работы Четвертой конференции по рассмотрению действия Конвенции о запрещению химического оружия
  14. О грубом антироссийском выпаде Министра иностранных дел Литвы Л.Линкявичюса
  15. О публикации в голландском издании «НРЦ Ханделсблад»
  16. О выступлении Премьер-министра Дании Л.Лёкке Расмуссена в Европарламенте
  17. О российских журналистах, пострадавших во время протестных акций в Париже
  18. О «шпионском» скандале вокруг Т.Сиразиева в Великобритании
  19. Из ответов на вопросы:
    1. О российско-японских отношениях
    2. О российско-эстонских отношениях
    3. О российско-китайских отношениях
    4. О ситуации вокруг провокации в Керченском проливе
    5. О заявлении спецпредставителя Государственного секретаря США по Сирии Дж.Джеффри относительно сочинского и астанинского процессов
    6. О заявлении Госсекретаря США М.Помпео по ДРСМД
    7. О встрече на высшем уровне в рамках формата «Россия-Индия-Китай» в ходе саммита «Группы двадцати»
    8. О заявлении спецпредставителя США по украинскому урегулированию К.Волкера об усилении или введении новых санкций в отношении России

 

 

 

О двусторонних встречах Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова «на полях» СМИД ОБСЕ в Милане

 

В ходе прошлого брифинга я уже анонсировала участие Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в предстоящем заседании Совета министров ОБСЕ в Милане 6-7 декабря. Сегодня хотела бы более подробно рассказать о запланированных встречах главы российского внешнеполитического ведомства «на полях» заседания. Как вам известно, график такого рода многосторонних мероприятий остается «плавающим» вплоть до последней минуты. Так что изменения возможны, мы постараемся держать вас в курсе.

По состоянию на текущий момент прорабатывается встреча министров иностранных дел государств-членов ОДКБ. Кроме того, ожидаются переговоры С.В.Лаврова с Высоким представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ф.Могерини, Генеральным секретарём ОБСЕ Т.Гремингером, Председателем ПА ОБСЕ Г.Церетели, министрами иностранных дел Ватикана П.Галахером, Норвегии И.М.Эриксен Серэйде, ФРГ Х.Маасом, Киргизии Ч.А.Айдарбековым.

Также в ходе прошлого брифинга мне были заданы вопросы относительно предстоящей встречи по нагорно-карабахскому урегулированию.

Сегодня, накануне открытия СМИД ОБСЕ в Милане, запланирована встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана по нагорно-карабахскому урегулированию при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ (Россия, США, Франция; от России – Посол по особым поручениям И.В.Попов). Соответствующий анонс был сделан сторонами 3 декабря. Планируется согласование заявления по НКУ. Рассматриваются два варианта принятия документа: только сопредседателями или с участием мининдел Армении и Азербайджана (формат 3+2).

К оглавлению

 

Об участии Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в заседании Попечительского совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

 

10 декабря под председательством Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова состоится заседание Попечительского совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом.

В ходе мероприятия будет проанализирована деятельность Фонда в условиях обострения международной обстановки, усиления давления в ряде западных государств на представителей российской диаспоры. Предстоит также рассмотреть задачи Фонда на ближайшую перспективу, обсудить новые формы и методы его работы.

К оглавлению

 

Об участии Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в совместном заседании Наблюдательного и Попечительского советов МГИМО МИД России

 

12 декабря под председательством Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова состоится совместное заседание Наблюдательного и Попечительского советов МГИМО МИД России.

Члены Наблюдательного совета и попечители заслушают информацию ректора МГИМО МИД России А.В.Торкунова о результатах и основных направлениях деятельности Университета, рассмотрят проекты его перспективного развития. Особое внимание будет уделено мероприятиям, приуроченным к отмечаемому в октябре 2019 г. 75-летию МГИМО МИД России.

К оглавлению

 

Об участии Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в семинаре для руководителей законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации – членов Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации

 

13 декабря глава внешнеполитического ведомства С.В.Лавров примет участие в семинаре для руководителей законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов России – членов Совета законодателей при Федеральном Собрании Российской Федерации и выступит с докладом на тему: «О международной обстановке: актуальные вызовы и тенденции».

В программу включены также выступления членов Правительства Российской Федерации, ученых Российской академии наук, экспертов ведущих научных центров страны. Мероприятие организовано Советом Федерации совместно с Российской академией наук и проводится ежегодно, начиная с 2016 года.

К оглавлению

 

Об участии Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова  в заседании Совета министров иностранных дел Организации Черноморского экономического сотрудничества

 

14 декабря в Баку в заседании Совета министров иностранных дел Организации Черноморского экономического сотрудничества (СМИД ОЧЭС) примет участие Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров.

В ходе мероприятия будут подведены итоги полугодового азербайджанского председательства в Организации, прошедшем под девизом об укреплении взаимосвязанности Черноморского региона с особым вниманием к вопросам торговли. Будет также обсужден широкий круг вопросов региональной повестки дня в области экономического сотрудничества, включающей такие актуальные отраслевые проблемы, как транспорт, энергетика, сельское хозяйство, наука и технологии, здравоохранение.

Россия будет использовать предстоящий СМИД для продвижения объединительной повестки дня и востребованных предложений в поддержку задач ОЧЭС, включая согласование инициированных Минэкономразвития России рамочных основ в области развития электронной торговли и внедрения «единого окна». Будем способствовать укреплению ЧЭС в качестве деполитизированной площадки для межгосударственного диалога в интересах расширения взаимовыгодного экономического сотрудничества в регионе, активизации хозяйственных связей, придания им более устойчивого характера и повышения практической отдачи от реализуемых проектов.

Россия активно вовлечена в работу ОЧЭС, направленную на обеспечение процветания и поступательного развития Причерноморья, выступает в качестве донора ОЧЭС и акционера связанного с ней Черноморского банка торговли и развития. В 2016 г. по инициативе и при финансовой поддержке России был создан Механизм развития проектного сотрудничества в Черноморском регионе, деятельность которого в настоящий момент набирает обороты.

К оглавлению

 

О ситуации вокруг М.В.Бутиной

 

Возмущены давлением, которое американские власти оказывают на гражданку России М.В.Бутину, арестованную в США минувшим летом по сфабрикованным обвинениям.

В очередной раз ужесточен тюремный режим ее содержания. Он предусматривает полную изоляцию в течение 22 часов в сутки. М.В.Бутиной не оказывается квалифицированная медицинская помощь. Считаем, что такими действиями ее пытаются запугать и сломить накануне намеченного на 19 декабря судебного заседания, напомню и подчеркну еще раз, по инспирированному против нее делу.

Российские дипломаты в Вашингтоне всемерно поддерживают нашу соотечественницу, регулярно созваниваются с ней и навещают. Руководству тюрьмы выражен решительный протест с требованием прекратить издевательства. В Госдепартамент США направлена нота с жестким демаршем по этому поводу.

Продолжим требовать освобождения гражданки России, являющейся жертвой откровенного произвола. Кстати, Мы услышали большое количество заявлений и комментариев официальных лиц США относительно задержанных украинский моряков. Ни к одному из задержанных украинских моряков не применяется ничего подобного. И если наши американские партнеры считают себя в праве комментировать задержание людей, которые нарушили Государственную границу Российской Федерации, то начать они должны с комментариев относительно ситуации вокруг политической заключенной, которую держат у них в стране.

К оглавлению

 

О развитии ситуации в Сирии

 

Продолжается выполнение Меморандума о стабилизации ситуации в Идлибской зоне деэскалации, согласованного президентами России В.В.Путиным и Турции Р.Т.Эрдоганом в Сочи 17 сентября. Турецкая сторона прилагает усилия по размежеванию террористов с «умеренными» оппозиционерами. Несмотря на это, не все экстремисты подчиняются требованию о создании двадцатикилометрового пояса демилитаризованной зоны. Пока не удается прекратить ежедневно предпринимаемые боевиками провокации, направленные на срыв совместной российско-турецкой деятельности.

По информации российских военных, продолжают фиксироваться нарушения режима прекращения боевых действий. Произведен обстрел населенных пунктов Зеллакият в провинции Хама, Джуб аль-Мгара в провинции Латакия и района Хай аль-Ансари в городе Алеппо, В результате обстрела н.п. Зеллакият погиб один военнослужащий вооруженных сил Сирии и один – ранен.

Как известно, в ходе состоявшейся в Буэнос-Айресе 1 декабря «на полях» сессии «Группы двадцати» встречи В.В.Путина и Р.Т.Эрдогана были подтверждены имеющиеся договоренности по «Идлибу» и согласованы дальнейшие шаги по их выполнению.

Нарастающую озабоченность вызывает сомнительная деятельность ведомой США т.н. коалиции в Сирии. Продолжается незаконная оккупация 55-киломентровой зоны вокруг военной базы в Ат-Танфе, где американцы ведут себя уже как полноправные хозяева. Оттуда в ночь на 3 декабря было нанесено несколько ракетных ударов по позициям правительственных войск, находившихся вне зоны в районе Аль-Гураб. Американская сторона утверждает, что обстрел производился якобы по местам расположения боевиков ИГИЛ, однако официальные сирийские СМИ это опровергают.

За подобными действиями американской стороны усматриваем нежелание обеспечить хотя бы минимальную стабильность в этой части Сирии, которая требуется для налаживания регулярных поставок гуманитарной помощи в расположенный там лагерь беженцев «Рукбан».

В более широком плане цель незаконного американского присутствия, как нам видится, заключается в попытке разыграть в Заевфратье «курдскую карту», вести дело к банальному расчленению суверенной Сирии, несмотря на официальные заявления о якобы приверженности ее единству и территориальной целостности.

«Крупного» успеха силы западной коалиции добились на юго-востоке Сирии, сумев, наконец, отбить у игиловцев северную часть поселка Хаджин. Однако хотелось бы обратить внимание на то, что сирийские правительственные войска за гораздо более короткий срок, чем продолжающаяся более полугода американская операция, сумели зачистить от «игиловцев» плато Ас-Сафа в провинции Сувейда (92 км от Дамаска) площадью 380 кв. км. При этом у боевиков было изъято большое количество оружия, в том числе противотанковые управляемые ракеты американского производства.

Из позитивных моментов можно отметить, что к 3 декабря за сутки в Сирию вернулось более 1000 беженцев из Ливана и Иордании. Особое внимание уделяется созданию благоприятных условий, в том числе правовых, для репатриации сирийских граждан. В частности, в рамках реализации указа Президента Б.Асада от 9 ноября 2018 г. сирийские власти продолжают работу по оформлению амнистии уклонившимся от несения военной службы лицам, в том числе среди беженцев и бывших членов НВФ. По состоянию на 1 декабря такую процедуру прошли уже более 14 тысяч человек.

К оглавлению

 

О развитии обстановки на «голубой линии» ООН между Израилем и Ливаном

 

В СМИ появились данные о намерении израильских военных осуществить операцию «Северный щит». Она направлена на ликвидацию якобы устроенных «Хизбаллой» в районе «голубой линии» ООН, разделяющей Израиль и Ливан, а также в северной части Голанских высот тоннелей, предназначенных для «засылки диверсантов» на территорию Израиля.

С этой целью усилена израильская армейская группировка в северной части страны. В соответствии с заявлением израильских военных, операция будет проводиться исключительно на территории, контролируемой израильской армией.

Не вызывает сомнений право Израиля защищать свою национальную безопасность, в том числе препятствовать незаконному проникновению в страну кого бы то ни было. Одновременно выражаем надежду, что предпринимаемые с этой целью действия не будут вступать в противоречие с положениями резолюции 1701 СБ ООН, определяющей правила поведения сторон в районе «голубой линии», которая, хотели бы напомнить, не является международно-признанной границей. Рассчитываем, что размещенный в этом районе контингент Временных сил ООН в Ливане выполнит свою мониторинговую миссию и не допустит каких-либо нарушений.

Призываем все стороны проявить необходимую ответственность и сдержанность, избегать провокационных шагов и резких заявлений, способных еще больше накалить и без того напряженную ситуацию в ближневосточном регионе.

К оглавлению

 

О ситуации на Украине

 

На брифинге 30 ноября мы уже говорили о том, что введение на Украине военного положения – это часть хорошо продуманного плана с очевидным внутриполитическим подтекстом. Во имя своего сохранения во власти нынешний киевский режим готов пойти на все, вплоть до развязывания нового «блицкрига» на юго-востоке.

К сожалению, в последние дни все чаще стала появляться информация об активных приготовлениях к возможным силовым акциям ВСУ в Донбассе. За «шумовой» информационной завесой киевский режим  опять пытается переключить внимание мирового сообщества на собственную провокацию в районе Керченского пролива, которую выдают за некие агрессивные действия России. В регион перебрасываются существенные наступательные компоненты, которые затем рассредоточиваются вдоль всей линии соприкосновения. На днях в соцсетях были опубликованы фотографии переброшенных в Мариуполь танковых подразделений. Кроме того, в зону конфликта передислоцируется личный состав десантно-штурмовых и механизированных бригад ВСУ, прошедших в ноябре при активном участии американских, канадских и британских инструкторов интенсивные тренировки на полигонах в Житомирской и Львовской областях. Объявлено о начале учений в Запорожской, Херсонской и Черниговской областях, а также об учебных сборах резервистов. На линии соприкосновения были замечены также «специалисты» из иностранных частных военных компаний, которые вели обучение сотрудников украинских спецподразделений с прицелом на осуществление, подчеркиваю, наступательных операций. На «военные рельсы» переводятся система функционирования оборонпрома, ремонтно-восстановительные мощности для армейских нужд Украины.

Одним словом, военное положение – это камуфляж, если хотите, ширма, за которой режим П.А.Порошенко явно пытается скрыть намерение организовать в Донбассе очередную провокацию. Я сегодня приведу конкретные цифры и факты на эту тему. Причем все это вновь будет, как мы предполагаем, подаваться как некое очевидное свидетельство «российской агрессии».

Мы также обратили внимание на сообщение британских СМИ о направлении на Украину военнослужащих 77-й бригады ВС Великобритании, в число основных задач которой входит проведение спецопераций в Интернете, а также осуществление психологического и информационного противоборства.

Подобная информация свидетельствует о продолжении Лондоном провокационного курса на дестабилизацию обстановки на Украине, может рассматриваться как прямая попытка спровоцировать новый виток военного противостояния в Донбассе, а также  сорвать процесс мирного урегулирования. Такие действия считаем категорически неприемлемыми.

Теперь конкретные примеры, о которых я говорила. Очевидно, что Киев откровенно саботирует Минский «Комплекс мер». Это вызывает опасения с нашей стороны. Еще раз хотела бы сказать о том, что введенное  по инициативе Президента Украины П.А.Порошенко с 28 ноября военное положение в десяти областях Украины, в том числе в Донбассе, не только противоречит букве и духу «Комплекса мер», но и несет в себе серьезнейшую угрозу возобновления боевых действий. Хотела бы еще раз обратить ваше внимание на то, что к настоящему времени в указанной зоне сформирована ударная группировка вооруженных сил Украины, которая способна в любой момент развязать масштабные военные действия вдоль всей линии соприкосновения. В ноябре наблюдателями СММ ОБСЕ зафиксировано более 50 единиц военной техники ВСУ в нарушение п.2 «Комплекса мер» и более 150 единиц вооружения сразу за пределами линии отвода. Они засекли стягивание в Донбасс ЗРК «БУК» 12 ноября у н.п. Шевченко и ЗРК «С-300» у н.п. Никольское (бывшее Володарское), станций радиоподавления Р-934Б/БМ у Пречепиловки и других вооружений.

Кроме того, в нарушение «Комплекса мер», предусматривающего запрет полетов беспилотных летательных аппаратов, за исключением используемых мониторинговой миссией ОБСЕ, вдоль всей линии соприкосновения сторон, ВСУ активно применяют в Донбассе БПЛА, в том числе ударные.

Переняв тактику их использования напрямую у террористов ИГИЛ, украинские силовики с помощью беспилотников сбрасывают ручные гранаты и мины на гражданские объекты. Жертвами этих действий становятся гражданское население, мирные люди. Так, в результате применения ВСУ беспилотников, снаряженных ручными гранатами, 7 ноября был ранен житель поселка Минеральное, а в Старомихайловке повреждены жилые строения.

По имеющейся у нас информации, только за последний месяц силовыми структурами народных республик уничтожено 9 БПЛА ВСУ, что само по себе говорит о масштабах их применения Украиной. Говоря Украина, я имею в виду киевский режим.

В этой связи не может не вызывать озабоченность поступающая информация о возможности совершения украинскими силовиками в Донбассе различного уровня и масштаба провокаций, в том числе и с использованием химических отравляющих веществ. Такие действия могут привести к жертвам среди мирного населения и противоречат не только минским соглашениям, но и международным договоренностям о запрете и ограничении оружия массового поражения.

Призываем СММ ОБСЕ интенсифицировать наблюдательную деятельность в Донбассе. Требуется не фрагментарная информация, а комплексный взгляд на военные приготовления ВСУ. Тем более, что мы эти факты сегодня не только озвучили, но и передаем их нашим коллегам по линии ОБСЕ. Недостаточно фиксировать направление огня или ограничиваться констатацией факта обстрела. Нужен детальный разбор инцидентов и принятие соответствующих мер. По каждому случаю гибели или ранения мирного жителя в результате обстрела необходим отдельный подробный ситуационный отчет и безусловное наказание виновных, в том числе с использованием механизмов международных судебных инстанций.

К оглавлению

 

Об ограничении въезда граждан России на территорию Украины

 

Теперь о продолжающейся антироссийской истерике нынешнего украинского руководства. На днях стало известно о том, что в Киеве решили ввести ограничения для въезда российских граждан на территорию Украины.

Это решение распространяется на мужчин – граждан России в возрасте от 16 до 60 лет. Им запрещено без предоставления неких «веских оснований» пересекать границу Украины. Это стало практически невозможно. Констатируем, что рестрикции уже коснулись известных российских артистов, деятелей культуры, не говоря уже о простых россиянах, которые направлялись на Украину, чтобы проведать своих родных и близких в связи с гуманитарными случаями.

Абсолютно нелепыми выглядят заявления киевских властей о том, что граждане России могут «формировать отряды частных армий» на территории Украины, и поэтому надо якобы ограничить их поток. Это полное безумие.

Реальная же подоплека упомянутого решения вполне очевидна. Она очень приземленная. Здесь не нужно ничего выдумывать. Действующее украинское руководство за счет простых людей отчаянно пытается удержать свой падающий рейтинг, заигрывает и с националистически ориентированным  электоратом. Расцениваем эту абсолютно русофобскую инициативу киевских властей как стремление навредить простым людям на бытовом уровне. Убеждены, что через несколько месяцев украинцы дадут должную оценку действиям нынешнего киевского руководства.

Кроме политических заявлений и политологического анализа, которые существуют, мне кажется, граждане Украины должны сами себе и  руководству, которое сейчас «восседает» в Киеве, задать простые вопросы: «Зачем все это? Почему происходящее сейчас реализуется в таких масштабах и темпах? К чему все это приведет? Что мы получаем от этого? Становится ли наша жизнь от этого лучше?».

Хотела бы повторить еще раз тезис, озвученный Президентом Российской Федерации В.В.Путиным, о том, что со своей стороны, мы не намерены предпринимать никаких ограничительных мер в отношении граждан Украины, находящихся на нашей территории или намеревающихся посетить Россию. Создавать никому не нужные проблемы мы не собираемся.

Мы практически ежедневно слышим истерику украинских официальных лиц относительно того, сколько соглашений, договоров и правовых актов с Россией они уже разорвали или разрывают в настоящий момент, сколько разорвут в будущем.

Большого ума для того, чтобы, во-первых, делать подобные заявления, во-вторых, – что-то разрывать – не надо. Вопрос: Как дальше жить? Есть ли у них какая-либо альтернатива в правовой сфере – не для российской стороны, а в первую очередь для своих граждан – которая регулировала бы отношения, которые нужны народом двух стран.

К оглавлению

 

О ситуации вокруг ДРСМД

 

Накануне в Брюсселе, где проходит встреча мининдел НАТО, было сделано много громких заявлений по тематике Договора о РСМД. Ситуация складывается следующим образом.

Вечером 4 декабря Посольство США в Москве передало в МИД России официальную ноту с уведомлением о том, что американская сторона приостановит выполнение своих обязательств по ДРСМД через 60 дней, если Россия не вернется к соблюдению его условий. Мы, безусловно, приняли эти документы для дальнейшей проработки.

Хотела бы сказать, что в этом тексте вновь воспроизведены беспочвенные и ничем не подкрепленные обвинения в связи с якобы нарушением российской стороной этого соглашения.

Сегодня более подробно хотела бы сказать о том, что российская сторона неоднократно заявляла, что это – домыслы. Никаких доказательств, которые подтверждали бы эту американскую позицию, нам так и не было представлено. Если они были представлены членам НАТО, то почему США скрывают их от России? Хотела бы подчеркнуть, что российской стороне никто никаким образом не передавал никаких материалов, данных и фактуры, которые свидетельствуют о том, что Москва каким-либо образом нарушает или не выполняет добросовестно положения указанного соглашения.   

Вновь подтверждаем нашу неизменную позицию. ДРСМД – одна из ключевых опор стратегической стабильности и международной безопасности. Россия категорически против его слома. Готовы к продолжению диалога в соответствующих форматах по всему комплексу проблем, связанных с действием Договора. Разумеется, на взаимоуважительной и профессиональной основе, без выдвижения голословных обвинений и ультиматумов. Сделанные нами предложения на этот счет известны и остаются «на столе».

К оглавлению

 

О планах по развертыванию военной инфраструктуры США на Кипре

 

Из различных источников поступает информация об активной проработке американцами возможностей наращивания своего военного присутствия на Кипре. Цель не скрывается – противодействие возрастающему российскому влиянию в регионе в свете успешного хода операции российских ВКС в Сирии.

В частности, некоторое время назад делегация американских экспертов проинспектировала на острове объекты военно-стратегического значения с точки зрения перспектив создания пунктов передового базирования Вооруженных сил США. Вашингтон проводит интенсивные консультации с Никосией по различным аспектам расширения сотрудничества в военно-технической сфере.

Со своей стороны неоднократно привлекали внимание руководства Республики Кипр к тому, что дальнейшая милитаризация острова, его втягивание в реализацию американских и натовских планов в Восточном Средиземноморье и на Ближнем Востоке неизбежно приведет к опасным дестабилизирующим последствиям для самого Кипра. В Москве не могут не учитывать антироссийскую составляющую этих планов, в случае реализации которых мы будем вынуждены принять ответные меры.

К оглавлению

 

Об итогах работы Четвертой конференции по рассмотрению действия Конвенции о запрещению химического оружия

 

Прежде всего хотелось бы выразить наше глубокое разочарование по поводу того, что в ходе Четвертой Обзорной конференции по рассмотрению действия Конвенции о запрещении химического оружия, которая проходила в Гааге с 21 по 30 ноября, так и не удалось выработать итоговый документ. И это несмотря на то, что государства-участники уже были близки к достижению консенсуса.

Согласовать этот документ было вполне реально благодаря доброй воле и готовности к компромиссам большинства делегаций. В ходе консультаций председателю этого форума, постоянному представителю Сальвадора при ОЗХО А.Гомесу удалось подготовить в целом приемлемый практически для всех итоговый документ. Его принятие продемонстрировало бы, что, несмотря на раскол, произошедший в Организации в последние годы из-за сирийского «химического досье», инспирированного Великобританией «дела Скрипалей», а теперь уже и по вопросу атрибуции, шансы для выравнивания ситуации и работы на основе консенсуса все еще сохраняются.

К сожалению, приходится констатировать, что почти готовый консенсусный документ Конференции «убили» США и их ближайшие союзники. В последний момент они преднамеренно «насытили» его пунктами, по которым у стран-членов сохраняются непреодолимые разногласия. Вынуждены отметить, что такой подход у них уже вошел в норму.

Очень важно, когда речь идет о политике, говорить не только о итогах работы или внешних аспектах внешнеполитической деятельности, но и о целеполагании. В данном случае никаких целей, которые были бы направлены на достижение действительно единства в международной Организации, на предание ее работе большей эффективности, американской делегацией и теми, кто их поддерживал, не ставилось. Цели были поставлены совершенно иные.     

В результате этих деструктивных действий Конференция завершилась лишь опубликованием абсолютно не обязывающего доклада председателя Конференции. И это, конечно, весьма печальный результат. Он говорит о том, что разобщенность в ОЗХО становится все более глубокой. Разумеется, это влияет на эффективность работы Организации и, как следствие, на ее авторитет.

И уж совсем не на пользу этой технической, по своей сути, международной структуре пойдет «продавленная» ранее узкой группой стран инициатива о наделении ее Технического секретариата функциями «по определению виновных» в применении химоружия (т.н. атрибуция), что фактически является прямым вторжением в исключительные прерогативы СБ ООН вразрез с положениями КЗХО и нормами международного права.

К оглавлению

 

О грубом антироссийском выпаде Министра иностранных дел Литвы Л.Линкявичюса

 

Обратили внимание на появившуюся на Интернет-портале «Делфи» авторскую статью Министра иностранных дел Литвы Л.Линкявичюса, в которой он отметился оскорбительными высказываниями в адрес России и ее руководства в привязке к недавним событиям в Керченском проливе.

Это не первая хамская выходка со стороны официального Вильнюса, ведущего курс на обострение отношений с нашей страной с тем, чтобы отвлечь внимание от множащихся проблем у себя дома. Такой подход идет вразрез с интересами литовского народа, которым – убеждены в этом – отвечало бы взаимовыгодное добрососедское сотрудничество с Россией. Вообще хамство для Министра иностранных дел – это мелко.

К оглавлению

 

О публикации в голландском издании «НРЦ Ханделсблад»

 

Не можем обойти вниманием очередную попытку западных журналистов вновь поэксплуатировать тему российской шпиономании. На этот раз отличилось, казалось бы, серьезное голландское издание «НРЦ Ханделсблад», которое опубликовало 1 ноября пространный, на два газетных оборота, материал под броским, но не свежим заголовком «Шпионы Путина в Нидерландах».

В этой статье журналисты пошли дальше и назвали Посольство России в Гааге «мозговым центром шпионажа», а половину его сотрудников – шпионами. При этом перечислили поименно бывших и нынешних сотрудников российской дипмиссии и аппарата военного атташе. Естественно, все обвинения без какой-либо фактуры. Все это догадки, вымыслы, избитые клише и никаких доказательств, которые можно было бы как-то применить. Все, как всегда.

Этот вброс не удивляет. Удивляет то, что он появился в солидном издании. Видим, что официальная Гаага уже давно не жалеет усилий и средств на разрушение двусторонних отношений с Москвой. Привлекло внимание другое – статья вышла в свет сразу после заявлений министров иностранных дел и обороны Нидерландов, очень высоко оценившим голландские спецслужбы, которым якобы удалось самостоятельно добыть т.н. «доказательства» нарушения Россией Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Ранее же воспевались заслуги нидерландской контрразведки в пресечении якобы подготовленной агентами ГРУ кибератаки на штаб-квартиру ОЗХО.

Давайте говорить реально и уже с фактами на руках, для чего все это было нужно. А нужно все это было для того, чтобы убедить голландских подданных в необходимости тратить еще больше бюджетных средств на содержание спецслужб. Вот так прямолинейно работают наши нидерландские партнеры, используя поистине демократические институты и механизмы для решения своих сугубо прагматичных вопросов. 

К оглавлению

 

О выступлении Премьер-министра Дании Л.Лёкке Расмуссена в Европарламенте

 

Мы не могли оставить без внимания выступление Премьер-министра Дании Л.Лёкке Расмуссена в Европарламенте 28 ноября, в котором он, в частности, упомянул о том, что его «мама стала свидетелем бомбардировок о.Борнхольм русскими после того, как Дания вновь обрела независимость в мае 1945 г. Она видела обжигающий огонь, когда бомбы падали с небес». Какое-либо глумление, сарказм в отношении воспоминаний очевидцев событий тех лет кощунственны. Вам известно, как мы к этому относимся. Речь идет совершенно о другом. 

Эти высказывания главы датского Правительства – классический пример извращения исторической правды в пропагандистских целях.

Давайте вспомним, о чем на самом деле идет речь и что на самом деле видела мама Премьер-министра Дании Л.Лёкке Расмуссена в те годы. Речь идет об операции советских войск по освобождению Борнхольма от немецко-фашистских захватчиков.

Напомню хронологию тех событий. В конце Второй мировой войны остров активно использовался немцами в качестве тыловой перевалочной базы для своих войск в Прибалтике и Восточной Пруссии. На нем был расквартирован 12-тысячный гарнизон. 7-8 мая 1945 г. после отказа немецкого коменданта капитулировать советские войска нанесли авиаудары по немецким соединениям в портах Рённе и Нексё и высадились на острове. При этом датская сторона была проинформирована, что советские войска находятся там временно до тех пор, пока не будут разрешены военные вопросы в Германии. На Борнхольме продолжала действовать датская администрация.

16 марта 1946 г. советское правительство направило датчанам уведомление о том, что в течение месяца войска будут выведены с острова. Уже 4 апреля был подписан акт о передаче Борнхольма представителям датских властей, а на следующий день командующий советскими частями на острове генерал А.В.Якушев покинул его на военном корабле, тем самым завершив вывод советских войск.

Имеются многочисленные свидетельства современников тех событий, задокументированные в советских и датских источниках. Вот несколько примеров.

Министр иностранных дел К.Мёллер по радио 10 мая 1945 г. сказал: «Датский народ выражает России свою благодарность за ее участие в освобождении Дании, а также свои пожелания счастливого восстановительного периода. Мы также надеемся, что в дальнейшем Советский Союз и Дания будут строить свои отношения на основе той дружбы, которая возникла между нашими народами в тяжелые дни войны».

Датская газета «Политикен» писала в те дни: «Русские войска оставят о себе наилучшие воспоминания, их дисциплина была примерной. Они пришли как друзья и принесли с собой освобождение. Мы никогда этого не забудем».

На братской могиле советских воинов, погибших при высадке десанта на острове, установлен обелиск, на котором золотыми буквами написано: «Вечная слава русским богатырям, погибшим в боях за Борнхольм».

Нынешний глава Правительства Дании исказил исторические факты и в качестве примера ужасов Второй мировой войны привел не немецко-фашистскую оккупацию, принесшую смерть и разрушение в Европу, а освободительную операцию Красной Армии на о.Борнхольм.

Возникает вопрос: он плохо учился в школе и не знает историю своей собственной страны? Про историю других стран и народов я вообще не говорю. Может, он сделал это специально, зная историю собственной страны? Тогда это просто преступление. В любом случае такие высказывания еще больше усугубляют ту негативную атмосферу, которая в последнее время формируется официальным Копенгагеном в российско-датских отношениях.

Хотела бы напрямую обратиться к Премьер-министру Дании Л.Лёкке Расмуссену: Вы маму свою не позорьте. 

К оглавлению

 

О российских журналистах, пострадавших во время протестных акций в Париже

 

С тревогой отнеслись к новостям из Парижа о российских журналистах, пострадавших при освещении протестных акций. По информации телеканала «Раша Тудэй», за время массовых протестов травмы получили восемь сотрудников «Раша Тудэй Франс», два журналиста «Раша Тудэй Интернешнл» и два стрингера видеоагентства «Раптли». При этом один из сотрудников телеканала был ранен резиновой пулей, а другой пострадал от полицейской гранаты со слезоточивым газом. Кроме того, во время беспорядков травму ноги и отравление газом получила корреспондент ВГТРК Д.Григорова.

Призываем официальный Париж воздержаться от чрезмерного употребления силы, конечно, не применять в принципе силу в отношении журналистов, не забывать о нормах уважения свободы слова и обеспечения безопасности деятельности представителей СМИ, под которыми он подписывался, а также, руководствуясь общепринятыми принципами гуманизма, осуществлять в данном случае правоохранительную деятельность. Требуем от французской стороны создавать необходимые условия для безопасной работы журналистов в полном объеме. Журналисты не должны становиться мишенью для полиции. Хотела бы напомнить, что именно этому нас регулярно «учили» коллеги из Министерства иностранных дел Франции. Не забывайте о том, чему учили нас.  

К оглавлению

 

О «шпионском» скандале вокруг Т.Сиразиева в Великобритании

 

Обратили внимание на новую скандальную историю в Великобритании, в центре которой оказались два российских сотрудника «Первого канала»: корреспондент Т.Сиразиев и оператор Д.Волков. Известно, что 21 ноября журналисты снимали телерепортажи вблизи расположения 77-й армейской бригады в графстве Беркшир, другими словами, выполняли стандартную журналистскую работу. При этом на территорию воинской части они не заходили, а при обращении к охраннику на контрольно-пропускном пункте сами в инициативном порядке предъявили документы во избежание возможных недоразумений.

Однако в итоге это вызвало бурную реакцию со стороны британских СМИ, с легкой руки которых наши журналисты моментально превратились в шпионов. Практически все ведущие печатные издания Великобритании заявили о том, что Т.Сиразиев вместе с оператором вели тайную съемку в расположении «сверхсекретного подразделения армии», которое работает с британскими спецслужбами в «электронных и психологических войнах». И это при том, что информацию о якобы «сверхсекретной» 77-й бригаде с легкостью можно найти в Интернете. Есть даже соответствующая статья на сайте «Википедии» с фотографиями военных объектов и их координатами.

Примечательно также, что к съемочной группе «Би-Би-Си», которая впоследствии приехала на место событий для подготовки своего репортажа о произошедшем инциденте и вела съемку буквально с того же места, откуда снимали и наши журналисты, никаких вопросов не возникло.

Данный эпизод, конечно, – очередной пример дискриминации, политического давления и создания атмосферы «токсичности» в отношении наших СМИ в Великобритании. Поражает позиция т.н. «независимой» британской прессы. Хотелось бы обратиться к британским СМИ: нельзя материалы, которые вам передают как под копирку (мы знаем кто) как-то разнообразить и вставлять какие-то слова от себя. Видно, что дан соответствующий залп, который потом нашел отражение в статьях т.н. независимых СМИ Великобритании.  

Хотела бы также напомнить британской стороне о ее обязательствах по обеспечению необходимых условий для работы прессы в рамках существующих международных договоренностей, включая соблюдение таких принципов международного права, как свобода выражения мнений и равный доступ к информации для всех.

Требуем прекратить политику нагнетания нетерпимости и вражды в отношении российских СМИ. Британские СМИ у нас работают в режиме благоприятствования. Не только они, но и другие иностранные корреспонденты нарушают режим. Никто их не объявляет шпионами, не устраивает массовую травлю, не публикует их персональные данные. Хотя все данные у нас есть – сколько раз, как, где, в каких обстоятельствах и даже с какими целями британские корреспонденты делали т.н. репортажи, нарушая при этом российское законодательство. Если дело так пойдет и дальше, мы сделаем зеркальный ответ. Например, опубликуем информацию о британских журналистах и расскажем о том, сколько раз они по-настоящему нарушали правила аккредитации. Хотела бы напомнить, что речь идет не просто о правилах, придуманных МИД России, а о хорошо всем известном законодательном акте, который действует в нашей стране много лет.

К оглавлению

 

Из ответов на вопросы:

Вопрос: 29 ноября Сахалинская областная Дума приняла обращение к Министру иностранных дел России с просьбой исключить территориальный вопрос из повестки дня обсуждения мирных договоренностей с Японией. 3 ноября Министр иностранных дел Японии заявил, что их  базовая позиция: заключение мирного договора после решения территориальной проблемы. МИД России неоднократно заявлял, что суверенитет России по Южным Курилам сомнению не подлежит. Из каких позиций исходит Россия на переговорах с Японией? Если суверенитет России над Южными Курилами сомнению не подлежит, то какие положения Советско-японской декларации 1956 г. взяты за основу переговорного процесса?

Ответ: Мы так объемно и часто комментируем и излагаем наш подход к переговорам с японскими коллегами, что любые вопросы и упреки относительно того, что российский подход неизвестен или не изложен, я принять не могу. Если Вы зайдете на сайт Министерства иностранных дел, посмотрите тексты наших брифингов, выступлений, ответов на вопросы СМИ, интервью Министра иностранных дел России, Вы увидите, что этой теме в последнее время уделяется повышенное внимание. Помимо всего прочего детально раскладываются те шаги, которые предпринимаются российской стороной.

Мы видели обращение из регионов, о котором Вы сказали. В силу действующего правового поля, организации работы нашего ведомства, принимаем во внимание подобное обращение как волеизъявление определенной группы граждан. Это могут быть частные лица, группы законодателей, представители политических партий, общественных движений. Для нас это тоже часть работы. Безусловно, их мнение не просто поступает в МИД, но и учитывается при работе. Они получают ответы. В данном случае ситуация будет аналогичной. На поступающие заявления по данной проблематике заявители получают ответы в индивидуальном порядке.

Что касается российского подхода, еще раз хотела бы сказать, что на сайте Министерства он целиком и полностью изложен. Хотела бы также обратить ваше внимание, что 14 ноября на встрече в Сингапуре Президент России В.В.Путин и Премьер-министр Японии С.Абэ договорились ускорить переговорный процесс на основе совместной декларации 1956 г. В послевоенный период данный документ служил договорно-правовой базой для выстраивания отношений между СССР, государством-продолжателем которого является Россия, и  Японией. Декларация была ратифицирована парламентами обеих стран и зарегистрирована в Секретариате ООН. Это к вопросу о том, что кому-то хочется дополнить переговорный процесс какими-то элементами или изъять их из него. В данном случае переговорный процесс опирается на имеющуюся правовую базу. Она сформирована, ратифицирована парламентами обеих стран, зарегистрирована в Секретариате ООН. В ней закрепляется юридический факт прекращения состояния войны и восстановления дипломатических отношений между СССР и Японией.

Таким образом, отсылки к Декларации и  политическому диалогу с Японией обоснованы и естественны. Разумеется, российская сторона исходит из необходимости учета в рамках переговорного процесса всех имеющихся двусторонних документов и дипломатической переписки, включая памятные записки Правительства СССР  от 27 января и 24 февраля 1960 г. Вот дополнительный, очень краткий экскурс в эту проблематику. Но еще раз хочу сказать, что российская позиция в данном случае, несмотря на интенсивный диалог с японской стороной, основывается на очень солидном, правовом фундаменте. Эта позиция, которая формируется не стихийно, а на основе действующего законодательства.

Вопрос: В парламент Эстонии на днях был внесен проект решения о возможном отказе от ратификации российско-эстонского пограничного договора. За несколько дней до этого эстонские депутаты осудили действия России в Керченском проливе и призвали ввести новые санкции. Какие могут быть ответные действия со стороны России на эти заявления и инициативы?

Ответ: Это инициативы направлены не то что не на улучшение, а даже не на поддержание нормальных отношений между двумя государствами.

Что касается конкретных заявлений официальных представителей Эстонии в отношении ситуации в районе Керченского пролива, я более чем уверена, что если детально спросить, побеседовать с ними, о том, что же там произошло, гарантирую, что они не смогут дать даже приблизительный ответ, не то что детальный и основанный на данных, которые предоставлены, зафиксированы и выложены в сеть российской стороной. Они не смогут даже в общем и целом описать произошедшее.

Во-первых, это говорит о политической ангажированности. Эти заявления делаются не для того, чтобы разрядить обстановку, а только исходя из того курса, который реализуется в последнее время: тотально критиковать, безоглядно и без фактологии обвинять Россию во всем.

Во-вторых, это говорит об отсутствии основательной и суверенной линии этого государства в международных делах.  Это повторение и копирование озвученного кем-то другим. Увы, это становится нормой, в частности, для государств Прибалтики по многим вопросам. Это вызывает большое сожаление.

Мне кажется, что здесь нужно задуматься и самому народу Эстонии, потому что всё-таки речь идет о заявлениях от имени государства. Нужно задать вопрос своим политиками, действующей власти. Насколько они вообще разобрались, что произошло? Запрашивали ли российскую сторону о деталях? Может быть, у них были какие-то дополнительные вопросы о том, что случилось? На основании какой информации они приняли соответствующие решения?

Вопрос: Во время встречи с Президентом России В.В.Путиным на саммите «Большой двадцатки» в Аргентине Председатель КНР Си Цзиньпин принял предложение посетить Петербургский международный экономический форум в 2019 г. и пригласил Президента России В.В.Путина принять участие во втором саммите «Один пояс, один путь» в апреле будущего года. Как Вы оцениваете этот новый прогресс в отношениях между Россией и Китаем? Какие перспективы открывают эти форумы?

Ответ: Хотела бы напомнить, что президентскую повестку комментирует Администрация Президента России.

Не могу с Вами согласиться, что это новый прогресс. В данном случае это как раз показатель имеющегося прогресса и одно из проявлений того высочайшего уровня отношений, который мы фиксируем между Россией и Китаем.

Отрадно, что такие приглашения поступили и были приняты. Это не единичные случаи. Наши лидеры регулярно обмениваются визитами, посещают мероприятия исторического и экономического характера в России и Китае, проводят телефонные переговоры, делегируют представителям исполнительной и законодательной власти своих стран проведение переговоров по углублению взаимодействия в различных областях и участие в мероприятиях, которые сами руководители государств не могут посетить в связи с загруженностью графика.

Мы придаем особое значение развитию отношений с Китаем на всех направлениях. Помимо того, что наши отношения являются самоценными, не зависят от мировой конъюнктуры и ситуации в других регионах мира, мы являемся соседями. Нас связывает общая граница, география, история и интересы народов наших стран. При этом нельзя не замечать, что в нашем мире, в котором отсутствует тенденция к какой-либо стабильности, важно иметь тесный диалог между теми странами, которые являются ответственными мировыми игроками. Москва и Пекин неоднократно подтверждали эти качества.

Вопрос: Один из задержанных в связи с ситуацией в Керченском проливе, В.Варимез, является этническим болгарином. Может ли МИД России предоставить нам возможность сделать с ним репортаж с места пребывания, заключения?

Ответ: Это вопрос к правоохранительным органам, которые и без нашей помощи общаются с прессой. Но мы постараемся помочь Вам в установлении контакта, учитывая, что Вы представляете зарубежное СМИ.

Никогда не знала, что во внимание принимается, в том числе, как Вы его назвали, этническое происхождение. Не знаю об этническом происхождении других задержанных украинских военных моряков. Не интересовалась этим вопросом. Мы поможем передать Ваше обращение правоохранительным органам.

Вопрос: Россия всегда проявляла благородство во всех войнах. Может ли она освободить всех заключенных, простых солдат, связанных с ситуацией в Керченском проливе?

Ответ: Во-первых, там не только простые солдаты, но и представители СБУ. Во-вторых, идет следствие. Из той публичной риторики, которую мы наблюдаем, очевидно, что они выполняли приказ, который реализовывался в рамках заранее спланированной провокации. Однако Президент Российской Федерации В.В.Путин сказал, что необходимо установить все детали. Идет следствие.

Вы говорите, что Россия всегда проявляла гуманизм. Но нас также призывали уважать и право, и мы с уважением и благодарностью этот путь восприняли.

Была нарушена государственная граница Российской Федерации. То, каким образом защищалась эта граница, и то, с каким терпением российская сторона отнеслась к людям, которые были вынуждены по приказу киевского режима совершать эти провокативные действия – как раз один из примеров такого гуманизма.

Хочу также обратить ваше внимание на историю. Таких инцидентов, как произошедший в Керченском проливе, вы найдете сотни или даже тысячи. Вы прекрасно знаете, каким образом они обычно разрешаются. Никто часами не просит остановить безумные действия и не выпрашивает позывные. Никто часами не пытается остановить, приостановить осуществление провокативных действий. Российская сторона, как Вы правильно сказали, не забывая о гуманизме, пошла на это. Любая другая страна, включая Болгарию, средство массовой информации которой Вы представляете, знает, что такое защита государственной границы. Обратитесь к истории, в том числе новейшей, и посмотрите, каким образом страны осуществляют законную деятельность по охране своих государственных границ. Ни одна страна в данном случае не церемонилась бы. Тем более ни одна страна не пыталась бы остановить это безумие, столько времени подвергая риску своих собственных граждан,.

Я понимаю, что это абсолютно разные истории, но мы каждую неделю, каждый день в публичном пространстве и в закрытом дипломатическом формате говорим о ситуации с М.В.Бутиной, которая не нарушала границ и имела законное право находиться в стране, в которую она приехала. Она никому не угрожала, не занималась подрывной деятельностью, не представляла ни для кого угрозы. А над этим человеком столько времени издеваются и проводят психологические эксперименты. Где же вы, представители западных СМИ и почему не уделяете ей первые полосы своих изданий?! Почему вы не задаете вопросы на брифинге Госдепартамента о том, когда отпустят М.В.Бутину, и когда Вашингтон проявит гуманизм?!

Напомню и про К.Вышинского. Это журналист, который никому не угрожал и не занимался не то что террористической или подрывной деятельностью, а вообще какой-либо деятельностью, которая могла бы хоть как-то и кому-то угрожать на Украине. Где же гуманизм?! Это журналист, который просто писал материалы. Да, они может кому-то не нравились. Но сколько его держат в застенках!

Вспомним Н.Савченко. Сколько людей и международных структур билось в истерике, чтобы ее освободили, при том, что ей предоставляли всё необходимое по первому требованию, предъявив очень серьезные обвинения, которые подтвердились.

Вспомните, что вся история о гуманизме и требованиях его реализации, адресованных России, тут же закончилась, когда Н.Савченко пересекла границу Украины. Её имя стало табуировано после ареста в собственном государстве. Как во всех этих ситуациях с гуманизмом?

Давайте для стандартизации подходов исходить из права и его уважения.

Вопрос: Официальный Киев не отрицает пересечение границы, вторжение в суверенное пространство России, заявляя, что уведомлял Россию о своем акте. Есть ли у Министерства иностранных дел России информация о наличии таких уведомлений? По каким каналам Украина должна была предоставить их России?

Ответ: Есть положение, разработанное Министерством транспорта России, о порядке прохода зарубежных судов в данной акватории. Это положение доступно не только украинским партнерам: оно опубликовано и доступно всем, кто интересуется этой проблематикой, тем более тем, кто осуществляет судоходство в данном регионе. Согласно этому положению существует четкий, не меняющийся день ото дня или в связи с настроением Президента Украины П.А.Порошенко, порядок прохода судов.

Хочу обратить ваше внимание на то, что речь идет о государстве Украина, в котором на протяжении нескольких лет происходят очень специфические события. Например, государственные перевороты, полное переписывание правовых основ государственного устройства, замена политических элит – это фактология, а не лирика. Причем государственный переворот на Украине происходит уже не в первый раз. Это государство, на территории которого другие государства – США, страны Евросоюза – напрямую вмешиваются во внутриполитические процессы. Они их не только модерируют, но и моделируют. И в этих условиях ситуация в регионе, как вы понимаете, мягко говоря, непростая. Соответственно, четкие положения, регулирующие порядок прохода, являются гарантией, как нам представлялось, избежания подобных инцидентов.

Ранее, в сентябре, украинская сторона беспрекословно выполняла соответствующие предписания. Никаких вопросов у нее не возникало. Что же нелогичного было в этих предписаниях? Что такого, ущемляющего национальное достоинство или честь и гордость украинских моряков, содержалось в этих предписаниях? Или в нем были какие-то противоречия международному морскому праву? Что было не так?

Может быть, украинская сторона направляла какие-либо ноты с предложением создать рабочую группу по формированию упрощенного прохода своих судов? Конечно, нет.

Речь идет о провокации. Поэтому нет смысла говорить о том, что пошло не так именно в этой ситуации – ведь все пошло не так заранее.

Украинская сторона решила провести целый набор определенных действий, которые должны были привести к заранее намеченному результату. Этот результат теперь очевиден – введение военного положения для решения внутриполитических задач, в том числе накануне выборов.

Посмотрите инструкцию и положение Минтранса России. Оно доступно, мы его неоднократно цитировали. Там есть порядок уведомления. В данном случае он не то, что был нарушен, а украинская сторона даже не прибегла к нему для осуществления прохода кораблей в этой акватории.

Вопрос: США пригрозили России «болью и последствиями» из-за задержания в Керченском проливе украинских моряков. Об этом стало известно со слов представителя Госдепартамента США в ходе заседания Североатлантического совета НАТО. Каков будет ответ Министерства иностранных дел России?

Ответ: Помните выражение «сделай мне больно»? Мне кажется, оно из той же серии.

Я посмотрела оригинал и, честно говоря, не согласна с переводом, который был осуществлен многими российскими СМИ. На самом деле, фраза сложнее, чем ее передали. При переводе ее сократили. Мне кажется, она сложно и неудачно построена. Вопрос, конечно, в том, что именно хотели сказать наши американские партнеры.

Заявления такого рода – а их из Вашингтона приходит немало – похожи на риторику обезумевшего доктора, своеобразного «Доктора Зло». Действия американской стороны, направленные не на улучшение, а на ухудшение ситуации, – это уже сценарий для фильма ужасов. Я бы так это охарактеризовала.

Еще раз призываю быть более точными с переводами. Понимаю, что бывает очень сложно. Мы сами думали, как можно было бы это сделать. Но этот абсурд перевести невозможно – в любом случае он останется абсурдом.

Вопрос: Как Вы можете прокомментировать недавнее заявление спецпредставителя Государственного секретаря США по Сирии Дж.Джеффри о том, что Вашингтон предлагает свернуть сочинский и астанинский процессы, если они не позволят к середине декабря сформировать Конституционный комитет Сирии?

Ответ: Это заявления, сделанные «с широкого плеча». Во-первых, мы неоднократно констатировали намёки Вашингтона на «последствия и боль», если Россия будет осуществлять те проекты по политическому урегулированию в Сирии, которые им невыгодны. Сейчас они начали говорить об этом открыто.

Во-вторых, мы также неизменно подчёркивали, что никакие временные рамки, которые навязывались бы в качестве рецепта, в данном случае неуместны, потому что они не только неэффективны, но и деструктивны. Это тонкий и сложный процесс построения будущего государственного устройства, многоконфессионального, многонационального народа Сирии, в котором присутствуют различные политические течения. Причём не те течения, что фигурируют в политологических анализах, а конкретные, ещё недавно противоборствующие стороны, которых благодаря как раз сочинскому процессу удалось усадить за один стол переговоров. Эти люди ещё недавно воевали между собой и рассматривали друг друга через оптические прицелы. Такие «широкие» заявления относительно того, что «если не в декабре, то всё», неуместны. Для экспертов они вообще свидетельствуют о непрофессионализме тех людей, которые дают подобные оценки.

Конечно, в данном случае есть ещё третий аспект – такие заявления не идут на пользу мирному процессу, льют воду на мельницу тех, кто выступает против него. Они становятся дополнительным аргументом для остающихся экстремистов, боевиков – мол, раз к декабрю на этом направлении не будет очевидного движения, значит, никакие мирные инициативы реализовать не удалось.

В комплексе мы считаем эти высказывания, мягко говоря, неконструктивными. Процесс политического урегулирования при содействии, в частности, российской стороны идёт, хотя и непросто. Наши эксперты этим занимаются на ежедневной основе со своими коллегами, о чём мы регулярно рассказываем.

Вопрос: Я бы хотел вернуться к заявлениям Госсекретаря США М.Помпео по ДРСМД. Вы упомянули слово «ультиматум» – российской стороной это воспринимается исключительно так. Мы знаем, что при Президенте США Д.Трампе Вашингтон иногда вообще не оставляет никаких временных зазоров, а просто в одностороннем порядке выходит из ключевых международных договорённостей. Они нас к этому уже приучили в случае с Ираном, Парижским соглашением по климату. Может, всё-таки есть смысл рассматривать этот временной период как очередную возможность попробовать провести консультации, в том числе на высшем уровне, и о чём-то договориться?

Ответ: Что касается «ультиматума», то так было представлено нашими коллегами, в частности, прошло в средствах массовой информации. Мы на это только реагировали.

Дело в том, что сначала нужно изучить текст Договора и посмотреть, есть ли там пункт о приостановлении его действия. Вернёмся к правовой стороне вопроса. Гибридные схемы – 60 дней, приостановка, заморозка, разморозка, частичная заморозка – это всё из политического лексикона. Есть правовики-эксперты, которые должны изучить текст документа, в частности вопросы, непосредственно касающиеся приостановления его действия, выхода из него или разрыва. Только исходя из того, что записано в самом Договоре, под которым подписались стороны, можно сделать выводы о том, можно ли его приостановить, либо речь идёт только о выходе.

Сейчас, как я уже сказала, документ, который нам прислала американская сторона, находится на изучении на предмет соответствия тексту Договора. Этим занимаются юристы.

Что касается контактов, то они и не прерывались. Мы находимся на связи с американским посольством, которое прислало ноту. Наше посольство в Вашингтоне контактирует с Госдепом.

Вопрос: В ходе саммита «Группы двадцати» состоялась встреча на высшем уровне в рамках формата «Россия-Индия-Китай». До этого больше 10 лет такие встречи проходили на уровне министров иностранных дел. В чём необходимость повышения уровня этого формата? Какие у него перспективы?

Ответ: Перспективы формата – очень хорошие. Вопрос о том, почему повышен уровень – риторический. Потому что назрела необходимость, потому что за эти годы накопился большой объём наработок в сфере политики, дипломатии, международных отношений, в других областях, которые уже можно выносить на уровень глав государств.

Следующий момент – очевидное проявление концепции многополярности этого мира, о которой столько говорят в Москве и Пекине как о реальности, которую не хотели и не хотят до сих пор замечать в других странах, утверждая, что мир – однополярен, что есть или может быть только один центр принятия решений. Мы всегда говорили, что таких центров уже сейчас много. Это реальные центры силы, исходя из экономического развития, геополитических факторов. Этот формат живой, в его рамках принимаются не только политические заявления, но и ведётся прикладная дипломатия, решаются вопросы, непосредственно касающиеся трёх стран-участниц, а также международной повестки дня.

Вопрос: Вы можете прокомментировать заявление спецпредставителя США по украинскому урегулированию К.Волкера об усилении или введении новых санкций в том случае, если Россия не освободит украинских моряков? При этом он сказал, что Россия должна освободить их перед праздниками.

Ответ: К.Волкер – человек, хочу Вам напомнить, который должен, как это, наверное, записано у него в мандате, заниматься содействием урегулированию ситуации на Украине. Это его непосредственное «досье». Складывается ощущение, что у него в мандате написано, что он должен заниматься усугублением ситуации на Украине и в регионе в целом. Все его заявления, интервью, статьи настолько не соответствуют дипломатической практике и далеки от задачи, которая официально была объявлена – урегулирование ситуации на Украине и в целом гармонизация ситуации в регионе – что просто диву даёшься.

Во-вторых, странно слышать от представителя США заявления с требованием немедленного освобождения людей, в отношении которых заведены уголовные дела, которые арестованы не по надуманным предлогам, а в связи с конкретными действиями по нарушению государственной границы. Очень хочется услышать такой же пафосный комментарий К.Волкера в отношении Марии Бутиной. Будем ждать.

 

К оглавлению

 

Дополнительные материалы

Видео

Фотографии

x
x
Дополнительные инструменты поиска