Публикатор

28.09.1718:48

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 28 сентября 2017 года

1823-28-09-2017

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

СОДЕРЖАНИЕ

  1. О визите Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в Республику Казахстан
  2. О развитии ситуации в Сирии
  3. О запуске трехстороннего гуманитарного механизма в Сирии
  4. О подписанном Президентом Украины П.А.Порошенко законе «Об образовании»
  5. О российском проекте резолюции СБ ООН об учреждении Миссии ООН по содействию охране Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Юго-Востоке Украины
  6. О недопущении журналиста Д.М.Асламовой на территорию Молдавии
  7. О претензиях США к России по Договору по открытому небу (ДОН)
  8. О ситуации в Каталонии
  9. О 120-летии российско-таиландских дипломатических отношений
  10. О прямом чартерном авиарейсе на южные Курильские острова
  11. О прошедших в сентябре «Днях Москвы» в Италии
  12. О проведении в Таллине «Петербургских встреч»
  13. О заявлении Госдепартамента CША в отношении Н.М.Семены
  14. О требованиях США к «Раша Тудэй Америка» зарегистрироваться в качестве иностранного агента
  15. О годовщине Мюнхенского сговора
  16. Из ответов на вопросы:
    1. О нагорно-карабахском урегулировании
    2. О ситуации на Корейском полуострове
    3. О сирийской проблематике
    4. О направлении японской бизнес-миссии на Курильские острова
    5.  О ситуации на Корейском полуострове
    6.  О транзите нефти и результатах референдума в Ираке
    7. О российско-польских отношениях
    8. О российско-японских отношениях

 

О визите Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в Республику Казахстан

 

6 октября по приглашению Министра иностранных дел Республики Казахстан К.К.Абдрахманова и в связи с 25-летием установления дипломатических отношений между Россией и Казахстаном (22 октября 1992 г.) Министр иностранных дел России С.В.Лавров посетит Республику Казахстан с официальным визитом.

В ходе переговоров главы внешнеполитических ведомств России и Казахстана рассмотрят актуальные вопросы российско-казахстанского стратегического партнёрства и взаимодействия двух стран в рамках межгосударственных объединений таких как ЕАЭС, ОДКБ, СНГ, ШОС, ООН, ОБСЕ.

Министр иностранных дел России С.В.Лавров также примет участие в IV Форуме выпускников МГИМО.

Назад к оглавлению

 

О развитии ситуации в Сирии

 

Несмотря на непрекращающиеся попытки экстремистов сорвать договоренности, которые были достигнуты в ходе международных встреч по Сирии в Астане (МВСА), и заново раскрутить маховик насилия, в целом обстановка в зонах деэскалации оценивается как стабильная. Страны-гаранты режима прекращения боевых действий – Россия, Турция и Иран – поддерживают регулярные контакты в интересах координации усилий по снижению остроты военно-политической ситуации, спровоцированной наступательными действиями террористов «Хейат Тахрир аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра») в Идлибе.

С целью ликвидации возникшей угрозы и недопущения новых провокаций задействуются силы и средства ВКС России и ВМФ России, перед которыми поставлены задачи остановить террористов и нанести им максимальный ущерб. Эти задачи успешно выполняются. Террористы несут серьезные потери в живой силе и технике.

Примером эффективности действий российских военных может служить точечный ракетно-авиационный удар в районе Маарат Аль-Хорма в Идлибе. И таких примеров много. По линии Министерства обороны Российской Федерации соответствующая информация предоставляется очень оперативно. Рекомендую регулярно посещать официальный сайт Минобороны России, где публикуются действительно эксклюзивные материалы.  

Слышим и принимаем к сведению заявления западных партнеров о том, что ликвидация ИГИЛ в Сирии остается приоритетом их политики. Хотелось бы этому верить. Об этом неоднократно говорил Министр иностранных дел России С.В.Лавров. Критерий, однако, в этом вопросе может быть только один – налаживание практической координации и взаимодействия в борьбе с террористами и честного взаимоуважительного сотрудничества в содействии скорейшему политическому урегулированию в Сирии на основе резолюции 2254 Совета Безопасности ООН. Со своей стороны, мы к этому готовы, о чем неоднократно говорили и подтверждали на деле.  

Предмет нашего особого внимания – улучшение гуманитарной обстановки в Сирии. Призываем все заинтересованные и неравнодушные стороны активизировать гуманитарную помощь пострадавшему сирийскому населению, способствовать безотлагательному восстановлению гражданской инфраструктуры Сирии, созданию условий для возвращения домой сирийских беженцев и ВПЛ.

Так, катастрофическое положение сложилось в лагере беженцев Рукбан, расположенном в произвольно установленной американскими военными т.н. «зоне безопасности» вокруг Ат-Танафа на юге Сирии. Там нашли убежище, по оценкам, до 60 тыс. человек. Гуманитарная помощь не поступала в лагерь несколько месяцев. Конечно, такое положение дел абсолютно неприемлемо.

В Москве обратили внимание на заявление заместителя Председателя Совета министров Сирии, Министра иностранных дел и по делам эмигрантов В.Муаллема о том, что в Дамаске готовы обсуждать с сирийскими курдами вопрос самоуправления после окончательной победы над ИГИЛ. Приветствуем и поддерживаем усилия Правительства Сирии, направленные на национальное примирение, создание комфортных условий для сосуществования в рамках единой Сирии представителей различных этноконфессиональных сегментов сирийского общества.

Назад к оглавлению

 

О запуске трехстороннего гуманитарного механизма в Сирии

 

В Дамаске начал работу трехсторонний (Россия-ООН-Сирия) гуманитарный механизм, призванный решать насущные проблемы обеспечения доступа населения к гуманитарной помощи.

Состоялись два заседания механизма: 19 и 25 сентября. В них приняли участие представители сирийских властей, Сирийского общества Красного Полумесяца, главы базирующихся в Дамаске ооновских структур и руководство российского Центра по примирению враждующих сторон. Обсуждались вопросы совершенствования системы направления конвоев с гуманитарной помощью в нуждающиеся районы и упрощения процедур осуществления гуманитарных операций в зонах деэскалации. Намечено проработать конкретные предложения по улучшению качества контроля за распределением гуманитарной помощи населению в районах, контролируемых вооруженной оппозицией.

Участники трехстороннего формата рассчитывают на ощутимую практическую отдачу от его работы в плане согласования конкретных параметров осуществления гуманитарных конвоев, налаживания плотного взаимодействия между ООН и Сирийским обществом Красного Полумесяца.

Убеждены, что работа новой структуры будет способствовать улучшению гуманитарной ситуации в стране, более оперативной проработке запросов на доставку гуманитарных грузов. Кроме того, она послужит подспорьем в деятельности Гуманитарной целевой группы, функционирующей в рамках Международной группы поддержки Сирии. Этот формат еженедельно собирается в Женеве, но, к сожалению, без участия представителей Сирии. Созданный механизм призван, среди прочего, восполнить существенный пробел.

Назад к оглавлению

 

О подписанном Президентом Украины П.А.Порошенко законе «Об образовании»

 

Украинский закон «Об образовании», подписанный Президентом Украины П.А.Порошенко 25 сентября, нарушает основополагающие принципы, закрепленные в документах ООН, ОБСЕ и Совета Европы, и противоречит обязательствам Украины в этих международных организациях. Хотела бы подкрепить слова примерами и цитатами из международно-правовых документов. Нарушены, в частности, положения Протокола № 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст.2), Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств (ст.14), Европейской хартии региональных языков и/или языков меньшинств (ст.8).

Призываем правительства всех стран мира к принятию эффективных мер с целью его отмены.

Исходим из того, что Совет по правам человека ООН, Консультативный комитет Рамочной конвенций Совета Европы о защите национальных меньшинств, Комитет экспертов Европейской хартии региональных языков и/или языков меньшинств и другие профильные международные структуры безотлагательно дадут объективную оценку этого, с позволения сказать, законодательного акта.

Новые положения украинского законодательства вступают в явное противоречие с рекомендациями Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств (ВКНМ).

Гаагские рекомендации ВКНМ о правах национальных меньшинств на образование 1996 г. прямо определяют права представителей нацменьшинств на обучение на родном языке в рамках начального, среднего, профессионального и высшего образования. В документе подчёркивается, что «право представителей национальных меньшинств на сохранение своей самобытности может быть полностью реализовано только в том случае, если они получают должное знание родного языка во время образовательного процесса».

В Люблянских рекомендациях ВКНМ по интеграции разнообразных сообществ 2012 г. отмечается, что «государства должны уважать право лиц, принадлежащих к меньшинствам, обучаться своему языку или получать образование на этом языке».

Право национальных меньшинств на образование на родном языке было закреплено в Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 г. и в Докладе Женевского совещания экспертов СБСЕ по вопросам национальных меньшинств 1991 г. На межгосударственном уровне важность упомянутых рекомендаций, «касающихся образования, вовлечения общественности и вопросов языка» признана в Документе одиннадцатой встречи Совета министров ОБСЕ в Маастрихте в 2003 г.

Хотела бы сказать, что для того, чтобы не забывать к чему приводит тотальное игнорирование прав на культурную идентичность своего собственного народа, я посоветовала бы киевскому режиму и чиновникам посмотреть художественный фильм режиссера А.В.Пиманова «Крым», премьера которого вчера состоялась в Москве. Фильм художественный, но я думаю, что он будет неплохим подспорьем, в том числе для отрезвления людей, которые принимают подобные законы. История должна чему-то учить. Если в Киеве забыли о событиях буквально трехлетней давности, то для восстановления памяти можно посмотреть художественный фильм «Крым».      

Назад к оглавлению

 

О российском проекте резолюции СБ ООН об учреждении Миссии ООН по содействию охране Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Юго-Востоке Украины

 

Мы отмечали, что сразу после того, как был внесен подобный проект резолюции на рассмотрение членам СБ ООН и еще ранее, когда была впервые озвучена российская инициатива, она, к сожалению, практически сразу была искажена многими СМИ Украины, преподнесена совершенно не так, как озвучивалась. Изначальная идея тут же была вывернута. Поэтому мы так часто обращаемся к этой теме именно для того, чтобы было четкое понимание того, что закладывалось и имеется в проекте этой резолюции, а также из чего исходит российская сторона.    

Как известно, одна из серьёзных проблем на пути к урегулированию внутриукраинского конфликта – обеспечение безопасности наблюдателей ОБСЕ. Об этом мы неоднократно слышали, в том числе от представителей киевского режима. С учётом этого 5 сентября российская сторона внесла на рассмотрение Совета Безопасности ООН проект резолюции, предусматривающий, что Специальная мониторинговая миссия (СММ) ОБСЕ ведёт постоянный мониторинг на линии соприкосновения, а для её охраны там развёртываются ооновцы, вооружённые лёгким стрелковым оружием.

11 сентября параметры Миссии ООН обсуждались Президентом России В.В.Путиным и Канцлером ФРГ А.Меркель.

На наш взгляд, принципиально важный момент заключается в том, что Миссия ООН по содействию охране не должна подменять действующие форматы урегулирования – Контактную группу и «Нормандскую четвёрку», конкурировать со Специальной мониторинговой миссией ОБСЕ в вопросе мониторинга, который СММ осуществляет в соответствии с «Комплексом мер по выполнению Минских соглашений».

Кроме того, для развёртывания Миссии необходимо соблюсти ряд важных условий: 1) её мандат должен быть чётко ограничен по функциям – исключительно задачами обеспечения безопасности сотрудников ОБСЕ, 2) ввод Миссии может состояться только после разведения сил и отвода тяжёлой техники, 3) обязательно согласие сторон конфликта – как официальных властей Украины, так и самопровозглашённых ДНР и ЛНР. Это четкая позиция, которая уже была озвучена российским руководством и лежит в основе российских подходов, сформулированных в проекте резолюции СБ ООН. 

Звучащие с украинской стороны требования о том, чтобы миротворцы были размещены на всей территории Донецкой и Луганской Народных Республик, прежде всего, как на этом настаивает Киев, вдоль всей границы с Россией, а также имели «полновесный» мандат, с нашей точки зрения, явно ведут к слому существующих форматов урегулирования и изменяют последовательность шагов, предусмотренных «Комплексом мер по выполнению Минских соглашений». Хотела бы также напомнить, что согласно этому документу восстановление полного контроля Киевом над границей является финальным этапом урегулирования и возможно только после выполнения всех положений «Комплекса», в том числе политических. Я также хочу напомнить то, что так старательно пытаются забыть в Киеве – под этим документом стоит подпись руководителя Украины.  

Назад к оглавлению

 

О недопущении журналиста Д.М.Асламовой на территорию Молдавии

 

26 сентября молдавские власти в очередной раз воспрепятствовали въезду работника российских СМИ – в данном случае, журналистки «Комсомольской правды» Д.М.Асламовой, – на территорию своего государства. Несмотря на то, что она прибыла по приглашению Президента Молдавии И.Додона, ее буквально схватили, не дав возможности сориентироваться, а также сообщить в установленном порядке о факте нарушения ее прав, увезли.

Полностью согласны с квалификацией произошедшего И.Додоном как «очередного враждебного шага Правительства (Молдовы) в отношении Российской Федерации».

Со своей стороны незамедлительно обратились к Представителю ОБСЕ по вопросам свободы СМИ А.Дезиру за профессиональной оценкой возмутительных действий молдавских властей, подрывающих фундаментальные принципы свободы слова. Мы также направили соответствующую ноту во внешнеполитическое ведомство этой страны.

Хотела бы сказать, что материалы Д.М.Асламовой не всегда кажутся и российскому внешнеполитическому ведомству «мягкими и пушистыми». Она умеет сказать, так сказать. Но при этом мы видим в ней, прежде всего представителя СМИ, человека профессионально занимающимся своей деятельностью, которая регулируется законом, а не политической конъюнктурой, не внутриполитическими разборками и уж тем более какой-то абсолютной вседозволенностью людей, представляющихся силовиками, властью и так далее. Если есть претензии к журналисту и к его материалам, то их необходимо решать в соответствии с законами – писать опровержения, давать интервью, приглашать, объяснять, показывать и рассказывать, но не действовать так, как действуют в отношении представителей российских СМИ в целом ряде государств. К сожалению, это стало очень некрасивым трендом.

Назад к оглавлению

 

О претензиях США к России по Договору по открытому небу (ДОН)

 

В последние дни в СМИ мы отфиксировали большое количество сообщений о том, что США, ссылаясь на некие «российские нарушения ДОН», намерены принять ряд мер, затрудняющих проведение наших наблюдательных полетов над этой страной. О каких конкретно «нарушениях» идет речь и каково наше отношение к этим обвинениям хотелось бы сегодня разобраться и проинформировать вас.

Как мы понимаем, в Вашингтоне обвиняют Россию в трех «нарушениях».

Первое. Россия якобы неправомерно ограничила дальность наблюдательных полетов над Калининградской областью. Это, с точки зрения США, не дает возможности наблюдать всю территорию нашей страны за согласованное число полетов и снижает эффективность наблюдения. Кроме того, страны НАТО упрекают нас в желании якобы «спрятать» какие-то военные объекты под Калининградом от камер самолетов открытого неба.

На самом деле все гораздо проще. Некоторые наши партнеры, имея право совершать наблюдательные полеты на дальность до 5500 км, значительную ее часть использовали именно над Калининградской областью, пересекая ее вдоль и поперек, и тем самым создавая проблемы для использования ограниченного воздушного пространства региона и для работы международного аэропорта Храброво. Наши попытки договориться с ними о некой разумной сдержанности успеха не возымели. Именно поэтому мы были вынуждены минимизировать издержки путем объявления максимальной дальности для полетов над Калининградской областью (500 км). Это не противоречит ни Договору, ни последующим решениям, принятым его участниками. Причем общая дальность полета, хотела бы подчеркнуть, осталась прежней (5.500 км), т.е. сохраняется и прежний охват территории России. Ну а дальность в 500 км позволяет в рамках каждого полета над Калининградской областью наблюдать любую ее точку, пусть даже самую дальнюю, т.е. сохраняется и изначальная эффективность наблюдения.

Кстати говоря, Вашингтон точно так же установил в свое время отдельную дальность для своего анклава Аляска в рамках наблюдательных полетов, начинающихся с континентальной части США.

Мне очень нравится, как говорят наши американские коллеги, которые озвучивают, в том числе и эти претензии, что они недавно на своих постах, поэтому многого не знают. Когда не знают, мы готовы подсказать, обращайтесь.   

Второе. Нас обвиняют в неправомерном отказе в проведении наблюдательных полетов в 10-километровой полосе вдоль границы с «грузинскими регионами» – Абхазией и Южной Осетией.

Этот вопрос вытекает из политических разногласий. В ДОН записано, что «маршрут полета самолета наблюдения проходит не ближе десяти километров от границы прилежащего Государства, которое не является участником Договора». Для нас, так же как и для ряда других государств, Абхазия и Южная Осетия еще с 2008 г. (это я для тех, кто не так давно пришел в офисы за океаном) являются не «грузинскими регионами», а независимыми государствами, к которым в полной мере применимо процитированное положение. Причины этого хорошо известны. И если некоторые наши партнеры до сих пор не могут свыкнуться с современными политическими реалиями на Кавказе, то это проблема не наша, и уж точно не «нарушение» Договора.

Кстати, Грузия под политизированным предлогом вообще прекратила принимать российские наблюдательные полеты, и это как раз явное и грубое нарушение ключевого положения ДОН. Однако почему-то наши западные партнеры не обращают на это внимания и не высказывают Тбилиси никаких претензий.

Третье. Нам ставят в вину неправомерное использование ссылки на «форс-мажор» (обстоятельства непреодолимой силы) для внесения поправок в согласованный план наблюдательного полета в связи с перемещением первых лиц государства вблизи намеченного маршрута.

Это самое нелепое обвинение, поскольку за всю историю выполнения ДОН (с 2002 г.) подобный случай имел место лишь однажды, несколько лет назад. С тех пор этот вопрос обсуждался с партнерами, при общем понимании, что приоритет перемещения первых лиц государства, существующий, разумеется, и у других государств-участников, можно обеспечить и без ссылок на «форс-мажор». Казалось бы, вопрос снят, и пора о нем забыть. Но, видимо, слишком велик соблазн выдвинуть нам как можно больше претензий, и каким-то образом обосновать свою теорию, пусть даже это получается совершенно бессмысленно.

Для чего это делается? С одной стороны, видимо, это объясняется желанием увести фокус внимания от действительно серьезных случаев нарушения и несоблюдения ДОН со стороны именно самих США, их союзников и «подопечных». Таких случаев немало, один их перечень занимает целую страницу. Самые серьезные из них связаны с запретом (прямым или косвенным) на наблюдение всей территории или целых регионов некоторых государств-участников. Но опять же этого в Вашингтоне предпочитают не замечать.

С другой стороны, причиной может быть и негативное отношение части конгрессменов и военно-политической верхушки США непосредственно к самому Договору.

Как бы то ни было, ничего хорошего для будущего ДОН такой подход Вашингтона не обещает, и об этом мы со всей серьезностью предупредили наших партнеров.

Если говорить о вводимых Соединенными Штатами мерах, которые, как пишут СМИ, призваны затруднить проведение российских наблюдательных полетов над Америкой... Что ж, мы их оценим, в том числе и на предмет соответствия Договору. Оценим и примем решение о собственных адекватных шагах – ведь принцип взаимности в международных отношениях никто не отменял. И совсем не факт, что США в результате останутся в выигрыше. Во всяком случае, добиться односторонних преимуществ они Вашингтону явно не помогут.

Однако еще раз хотела бы подчеркнуть, что конфронтация – не наш выбор. Поэтому мы предлагаем американским партнерам не срываться в очередную пропасть мер и контрмер, а остановиться (пока объявленные ими шаги еще не вступили в силу) и заняться деполитизированным поиском взаимоприемлемого решения проблем Договора. При том, разумеется, понимании, что в нем будут учтены озабоченности и интересы не только одной американской стороны.

Назад к оглавлению

 

О ситуации в Каталонии

 

 Считаем ситуацию в Каталонии внутренним делом Испании. Полагаем, что развитие событий вокруг каталонского сюжета должно происходить строго в русле действующего испанского законодательства.

Запланированный на 1 октября каталонскими властями т.н. «референдум о независимости», равно как другие односторонние инициативы местных законодателей, воспринимаем в контексте принятых по данным вопросам решений Конституционного суда Испании.

В своих отношениях с Испанией исходим из безусловного принципа уважения суверенитета и территориальной целостности этой страны.

Я также хотела бы обратить внимание и еще раз повторить, что мы уже подробно комментировали эту тему, а также обратить ваше внимание на соответствующие высказывания Министра иностранных дел России С.В.Лаврова и Пресс-секретаря Президента России Д.С.Пескова.

Назад к оглавлению

 

О 120-летии российско-таиландских дипломатических отношений

 

В текущем году отмечается 120-летие дипломатических отношений с Королевством Таиланд, договоренность об установлении которых была достигнута 3 июля 1897 г. в ходе визита в нашу страну Короля Рамы V.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации образована межведомственная рабочая группа, которая подготовила план праздничных торжественных мероприятий. В частности, в июле состоялся обмен посланиями министров иностранных дел двух стран, в МИД России была открыта выставка архивных документов и материалов об истории двусторонних отношений, осуществлен совместный выпуск юбилейной почтовой марки.

В увязке с юбилеем в августе состоялся рабочий визит в Таиланд Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова. В конце сентября – начале октября ожидается приезд в нашу страну таиландской принцессы Маха Чакри Сириндон, которая является младшей сестрой Короля Таиланда.

Помимо этого, проводится целый ряд культурных мероприятий. В сентябре в Бангкоке состоялись выступления Екатеринбургского театра оперы и балета. В октябре в Санкт-Петербурге запланировано выступление таиландского традиционного театра масок.

Насыщенная программа празднования юбилейной даты в российско-таиландских отношениях подтверждает взаимное стремление и далее укреплять многоплановое сотрудничество, взаимопонимание и традиционные дружественные связи между народами двух государств.

Назад к оглавлению

 

О прямом чартерном авиарейсе на южные Курильские острова

 

23-24 сентября в соответствии с договоренностью между Президентом Российской Федерации В.В.Путиным и Премьер-министром Японии С.Абэ на южные Курильские острова – о.Кунашир и о.Итуруп – был организован прямой чартерный авиарейс. Он доставил бывших японских жителей этих островов для посещения мест захоронений своих родственников. Японские участники поездки были разделены на две группы, одна из которых посетила о.Кунашир, другая – о.Итуруп.

Первоначально планировалось, что поездка займет один день и обе группы вернутся в Японию вечером 23 сентября. Но погода внесла свои коррективы, и из-за неблагоприятных метеоусловий самолет, вылетевший с японской группой с о.Итуруп, не смог приземлиться на о.Кунашир и был вынужден полететь в г.Южно-Сахалинск, где и совершил посадку. Члены японской группы благодаря усилиям Администрации Сахалинской области были размещены в гостинице и обеспечены питанием. Соответственно, другая японская группа переночевала в расположенном на о.Кунашир «Доме российско-японской дружбы». На следующий день, хотя погодные условия оставались весьма сложными, самолет смог приземлиться на о.Кунашир, и далее обе японские группы благополучно возвратились на нем на о.Хоккайдо.

Осуществление данного авиарейса стало еще одним свидетельством проявления доброй воли и внимания российской стороны к гуманитарным вопросам, связанным с бывшими японскими жителями южных Курил, и практическим выполнением договоренностей, достигнутых лидерами двух наших стран.

Назад к оглавлению

 

О прошедших в сентябре «Днях Москвы» в Италии

 

С 18 по 22 сентября в ряде городов Северной Италии с большим успехом прошли «Дни Москвы». Главным организатором выступило Правительство российской столицы. Программа проекта включала многочисленные культурно-гуманитарные мероприятия, а также встречи по линии городских властей и деловых кругов в Венеции (18 сентября), Больцано (19 сентября), Милане (19-21 сентября) и Генуе (22 сентября).

В рамках «Дней Москвы» состоялись концерты оркестра «Виртуозы Москвы» под управлением В.Т.Спивакова, музыкального коллектива «Хор Турецкого», выступления Московского кадетского музыкального корпуса, кинопоказы, фотовыставки, презентации туристического потенциала Москвы и предстоящего в России Чемпионата мира по футболу-2018.

У меня такое впечатление, что у меня даже лицо меняется от чтения подобных новостей, настолько они мне доставляют удовольствие. Мне кажется, их должно быть больше.

Отдельное внимание уделялось спортивным и молодежным мероприятиям, в числе которых сеанс одновременной игры в шахматы с участием А.Е.Карпова (это мероприятие прошло в Милане), товарищеские матчи по футболу между юношескими командами (Милан, Генуя) и баскетболу (Венеция). В Милане и Венеции были проведены деловые форумы с презентациями экономического и инвестиционного потенциала Москвы.

В ходе встреч с представителями Правительства Москвы местные муниципальные власти выражали единодушное стремление к укреплению связей с российской столицей в различных областях, бизнесмены подтвердили настрой на углубление торгово-экономических обменов с нашей страной, реализацию инвестиционных проектов на ее территории. Итальянские партнеры на всех уровнях демонстрировали свое дружественное отношение к России, а также высказывались за отмену антироссийских санкций и скорейшее восстановление полноформатного российско-итальянского сотрудничества.

Назад к оглавлению

 

О проведении в Таллине «Петербургских встреч»

 

С 19 по 21 сентября в Таллине состоялись традиционные «Петербургские встречи», в которых приняла участие представительная делегация Администрации Санкт-Петербурга. В ходе её пребывания в эстонской столице обсуждался ряд интересующих обе стороны практических вопросов, прежде всего в сфере культуры, образования и спорта, информационных технологий, жилищно-коммунального хозяйства и градостроительства.

Прошедшее уже в семнадцатый раз мероприятие вновь наглядно продемонстрировало сохранение взаимного интереса к развитию конструктивного российско-эстонского межрегионального сотрудничества, несмотря на попытки властей в Таллине насаждать в обществе враждебное отношение к нашей стране.

Назад к оглавлению

 

О заявлении Госдепартамента CША в отношении Н.М.Семены

 

Как вам известно, в Вашингтоне вновь заявили и продемонстрировали, что ни во что не ставят свободное демократическое волеизъявление, если оно не соответствует американским установкам. Госдепартамент США в публичном заявлении опять рассуждал об «оккупации» Крыма, жители которого три года назад определили свою судьбу на общенародном референдуме подавляющим большинством голосов, который последовал после антиконстуционного переворота на Украине.

На этот раз поводом для такой отповеди Госдепартамента США послужил приговор симферопольского суда Н.М.Семене. За призывы к блокаде полуострова с применением силы этот гражданин, который сотрудничал с американской пропагандистской машиной, получил два с половиной года условно. Призыв к блокаде, а вы представляете, что такое блокада, потому что Крым уже переживал блокаду – энергетическую, мы все помним, к чему это привело, и какие силы были задействованы для того, чтобы полуостров вернуть к нормальной жизни. Этот призыв полностью противозаконен с точки зрения общемирового законодательства, и во многих документах, под которыми стоят подписи ведущих стран, призывы к блокаде либо блокада (энергетическая, продуктовая и т.д.) приравнены к актам терроризма. Еще раз говорю, этот призыв к блокаде своих же земляков в Госдепартаменте США вообще не заметили. Как будто этого и не было. А вердикт, который в данном случае многие эксперты полагали весьма мягким и снисходительным, такое впечатление, что он просто даже расстроил наших партнеров, так как не позволил дополнительно сделать заявления по поводу тяжести наказания. Хотела бы отметить, что, если бы такой призыв, представим на секунду, был бы осуществлен на территории США (например, к блокаде любого штата США, какой-то его территории, группы населения), никакого условного срока не было бы – срок был бы реальный и очень большой.

В очередной раз мы видим пример систематических попыток США вмешиваться в наши внутренние дела, указывать судам, диктовать, что и как делать и каким образом выстраивать внутреннюю политику. Честно говоря, понять сложно, почему в США вмешательство в жизнь других государств, считается допустимым.

Назад к оглавлению

 

О требованиях США к "Раша Тудэй Америка" зарегистрироваться в качестве иностранного агента

 

Мы неоднократно комментировали отношение в США не только политиков и представителей официоза, но и силовиков к российским СМИ и журналистам.         

В США требуют, чтобы компания, которая обслуживает «Раша Тудэй Америка» в США, зарегистрировалась как иностранный агент. С одной стороны, это, конечно, политика двойных стандартов. Так можно было бы это охарактеризовать, если бы ситуация не была намного более серьезной, многослойной и глубокой.

Дело в том, что все требования, которые предъявляются на сегодняшний момент к телекомпании «Раша Тудэй» и к «Спутнику», противоречат американским же принципам свободы слова.

Во-первых, выборочное и явно политически ангажированное, применение законодательства к российским СМИ будет означать ограничение свободы слова, которое, как мы знаем, гарантируется Конституцией США.

Во-вторых, применение к «Раша Тудэй» ФАРА грозит серьезными юридическими последствиями, а также сопряжено с рисками для безопасности сотрудников. Обязательство раскрывать внутренние данные телеканала, в том числе, подчеркиваю, штатное расписание и личные данные сотрудников,  в атмосфере «охоты на ведьм», которая ведется в США, может представлять реальную угрозу.

В-третьих, обвинения «Раша Тудэй» в распространении «российской пропаганды» начались  после выхода бездоказательного доклада разведывательного сообщества США о вмешательстве в выборы. В нем телеканал «Раша Тудэй» упоминается более 100 раз, но среди «доказательств» вмешательства его в выборы не приводится ни одного примера. То есть ни одной т.н. «фейковой» новости, которую бы распространял российский телеканал на территории США, не привели. Ее просто не нашли, их просто нет. Другое дело, что что-то могло не нравиться. Доказательств же того, в чем обвиняли, привести так и не смогли.

В-четвертых, систематические атаки на канал от западных лидеров и лояльных им структур усилились именно в последние годы. Так, например, Атлантический Совет, тесно связанный с НАТО, опубликовал доклад, в котором рекомендовал Польше внести телеканал «Раша Тудэй» в список потенциальных объектов для кибернападения. Эта же Организация активно лоббирует включение «Раша Тудэй» в список иностранных агентов.

В-пятых, огромное количество русскоязычных информационных ресурсов, в том числе американских, имеющих аудиторию на территории России, получает  финансовую поддержку из США. Тем не менее, пока они не проходят в качестве иностранных агентов, скрывают источники финансирования и в качестве иностранных агентов не регистрируются.

Подводя итог этому комментарию, хотела бы сказать, что Россия привержена всем международным положениям и соответствующим нормам в части свободы слова и неоднократно это доказывала. Когда начинаются «бои без правил», закон извращается и превращается в инструмент изничтожения телекомпании, то каждый шаг в отношении российских СМИ будет иметь соответствующий ответ. А на кого он придётся, вот это в Вашингтоне должны хорошо просчитать. Время пошло.

Назад к оглавлению

 

О годовщине Мюнхенского сговора

 

30 сентября, к сожалению, одна из самых трагических дат в мировой истории. В этот день в 1938 г. в Мюнхене премьер-министры Великобритании и Франции Н.Чемберлен и Э.Даладье подписали с А.Гитлером и Б.Муссолини соглашение, более известное как «Мюнхенский сговор», о передаче Германии Судетской области Чехословакии. Представители самой Чехословакии присутствовали в зале подписания этого документа формально, лишь для того, чтобы под давлением поставить свои подписи под ним. В бесцеремонном разделе Чехословакии также приняли участие Польша и Венгрия.

Историческая наука оценивает «Мюнхенский сговор» как фактическую капитуляцию западноевропейских стран перед набирающим мощь нацизмом. Отказавшись противодействовать совместно с СССР немецкому национал- социализму, лидеры ведущих стран Западной Европы избрали тактику умиротворения агрессора, полагая, что смогут отвести угрозу от себя и направить германскую военную машину на Восток. В этот же день, 30 сентября 1938 г., британский Премьер-министр Н.Чемберлен подписал с А.Гитлером декларацию о ненападении, а спустя три месяца, 6 декабря, аналогичную декларацию с Германией подписала и Франция.

Фактически именно «Мюнхенский сговор» позволил А.Гитлеру развязать Вторую мировую войну, которая обернулась катастрофой планетарного масштаба и принесла неисчислимые бедствия всему человечеству, в особенности, народам бывшего СССР, положившего на алтарь победы над «коричневой чумой» почти 30 миллионов жизней своих граждан.

Потребовались неимоверные усилия всех прогрессивных сил человечества и формирование антигитлеровской коалиции для отпора агрессору, разгрома Гитлера и освобождения Европы. Человеконенавистническая идеология и практика нацизма были объявлены преступными Нюрнбергским трибуналом.

Считаем, что события 30 сентября 1938 г. должны служить вечным предупреждением о том, чем могут обернуться попытки политического манипулирования общественным сознанием, заигрывания с нацизмом и инфантильное потакание неонацизму, который продолжает возрождаться, приобретая, к сожалению, новые формы на европейском пространстве.

Назад к оглавлению

 

Из ответов на вопросы:

Вопрос: Завтра в Санкт-Петербурге будет проходить акционерное собрание ПАО «НК «Роснефть». Бывший канцлер Германии Г.Шредер, возможно, станет председателем совета директоров этой компании. Не могли бы Вы прокомментировать эту тему?

Ответ: Это не имеет никакого отношения к МИД России.

Вопрос: В немецких СМИ идет большая полемика на этот счет.

Ответ: Немецким СМИ есть чем заняться, вот они и обсуждают этот вопрос. К МИД России это не имеет отношения.

Вопрос: На днях спецпредставитель Парламентской ассамблеи ОБСЕ по Южному Кавказу в ходе визита в Азербайджан напомнил, что в 2018 г. исполнится 25 лет с момента образования Минской группы ОБСЕ и заявил, что в этой связи может быть пересмотрен ее состав. Параллельно с этим в США заявили о ликвидации должностей спецпослов, занимающихся нагорно-карабахским конфликтом в Минской группе ОБСЕ. Не могли бы Вы это прокомментировать?

Ответ: У меня нет информации относительно изменений. Я уточню у экспертов и представлю Вам подробный материал.

Роль России в урегулировании этого конфликта и основы нашей позиции не претерпели изменений.

Вопрос: Хотелось бы узнать содержание, место и время проведения переговоров между Послом по особым поручениям МИД России О.Н.Бурмистровым и приезжающим в Москву директором Департамента Северной Америки МИД КНДР Цой Сон Хи. Какова цель проведения этих консультаций?

Ответ: 29 сентября в Москве Посол по особым поручениям МИД России О.Н.Бурмистровым проведет консультации с директором Департамента Северной Америки МИД КНДР Цой Сон Хи, в ходе которых состоится обмен мнениями относительно складывающейся ситуации на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии.

Это информация, которой я могу поделиться до начала переговоров, а по их итогам мы вас проинформируем, разместив на сайте МИД России соответствующее сообщение для СМИ.

Вопрос: Глава МИД Ирана М.Дж.Зариф заявил, что американские власти не стремятся к победе над ИГИЛ в Сирии. По его словам, США важнее не допустить, чтобы власти Сирии вернули контроль над границей с Ираком. Он подчеркнул, что Тегеран заинтересован в мирном урегулировании сирийского кризиса и добавил, что Иран имеет отличные от США цели. Как бы Вы могли прокомментировать данное заявление?

Ответ: Какие цели в Сирии преследует США, в отличие от Ирана – вопрос к иранской стороне, поскольку это было мнение иранского Министра иностранных дел, комментирующего различие в подходах Тегерана и Вашингтона.

О российском подходе к сирийскому урегулированию и имеющихся опасениях или разногласиях с американской стороной я сказала. Исходим из того, что заявленные контртеррористические цели, антитеррористические мероприятия, которые проводятся США, соответствуют именно заявленным целям. Хотим на это надеяться и полагаем, что так и должно быть. Что касается позиции Тегерана, то это вопрос к иранской стороне.

Вопрос: Насколько я знаю, на встрече Президента России В.В.Путина и Премьер-министра Японии С.Абэ было оговорено, что на Курильские острова будет направлена ещё одна бизнес-миссия. Не могли бы Вы подсказать, в какое время это планируется?

Ответ: Как Вы знаете, был намечен достаточно обширный план, и он реализуется. Я уточню конкретную дату, и мы Вам сообщим.

Вопрос: В продолжение вопроса коллеги о визите в Россию директора Департамента Северной Америки МИД КНДР Цой Сон Хи. Радио «Свободная Азия» сообщило сегодня, что в октябре ожидается встреча представителей северокорейского МИД и экспертных кругов США, в которой предполагается участие и Цой Сон Хи. Что бы Россия хотела донести в ходе завтрашних переговоров до северокорейской стороны перед другой предстоящей встречей?

Ответ: Всё, что касается завтрашней встречи, я уже озвучила. По итогам мы Вас проинформируем. Вы прекрасно знаете наши подходы к урегулированию, они также не претерпели изменений.

Читала даже, что завтрашняя встреча – «тайная», «секретная». Как Вы понимаете, она таковой не является. Мы, собственно говоря, сейчас о ней и сказали, кроме того, в последние дни мы в ответ на вопросы СМИ  подтверждали её проведение. Просто на встречах подобного уровня не предполагается приглашение на протокольную съёмку СМИ. Такие встречи – на экспертном уровне – проходят, как правило, без протокольных съёмок.

Вопрос: Турецкие СМИ со ссылкой на источники в Дейр-эз-Зоре сообщили о похищении двух российских полковников. Есть ли у Вас информация по этому поводу?

Ответ: Я видела эти сообщения перед брифингом, у меня нет подтверждения либо опровержения таких данных. Они нуждаются в проверке.

Вопрос: Представитель Курдского автономного района Ирака Х.Бабакр сказал, что если Турция закроет транзит для нефти из региона, то Россия поможет её продать. Не могли бы Вы это прокомментировать? И признаёт ли Россия результаты референдума в Ираке?

Ответ: Что касается референдума в Иракском Курдистане, то, прежде всего, хочу обратить Ваше внимание на наш развёрнутый комментарий, опубликованный на сайте МИД России 27 сентября. Там говорилось о том, что в Курдском автономном районе Ирака (КАР) прошёл референдум о независимости этого национально-территориального образования. Голосование состоялось как на территории самой автономии, так и в прилегающих районах иракских провинций Дияла, Найнава и Таамим, находящихся под контролем курдских вооруженных формирований.

По предварительным данным, свыше 90% принявших участие в голосовании высказались за независимость. Окончательные итоги, как понимаем, были подведены сегодня. Думаю, что они соответствуют и предварительным данным.

В связи с проведённым референдумом российская сторона заявила о своей принципиальной позиции, которая заключается в том, что необходимо и очень важно избегать всего, что может дополнительно осложнить и дестабилизировать ближневосточный регион, и без того перегруженный конфликтными ситуациями. Неизменной остается наша поддержка суверенитета, единства и территориальной целостности Ирака, других государств Ближнего Востока.

В Москве с уважением относятся к национальным устремлениям курдов. Исходим из того, что все спорные вопросы, существующие между федеральными властями Ирака и руководством Курдского автономного района, могут и должны решаться путем конструктивного и уважительного диалога, призванного выработать взаимоприемлемую формулу сосуществования в рамках единого иракского государства.

Могу добавить, что мы внимательно отслеживаем ситуацию, наблюдаем за развитием событий в этой стране. Безусловно, если ситуация будет каким-либо образом изменяться и развиваться, мы оперативно это прокомментируем.

Что касается вопроса про нефть, то я не видела этих заявлений. Полагаю, что за российскую сторону должна говорить российская сторона. Не думаю, что стоит опираться на подобные высказывания.

Вопрос: Мой вопрос касается сноса мавзолея на месте братской могилы в г.Тшчанка (Великопольское воеводство). Уже несколько недель, как был снесен мавзолей на братской могиле, но польские власти продолжают утверждать, что на самом деле там нет братской могилы, что была произведена эксгумация, а место де было выбрано символически. В действительности это не так. Буквально позавчера СМИ России в Калининграде («NewsBalt») обнародовали официальные польские документы 1953 г., в частности Протокол № 13. Источником информации было авторитетное для польских властей общество «Мемориал».  В Протоколе № 13 сказано, что там действительно находятся 56 красноармейцев-танкистов.

Мавзолей снесли, а могила осталась. По последней информации, поступающей из этого польского населенного пункта (который когда был немецким городом), там уже засеяли газон. Существует ли какой-то механизм юридического воздействия на польские власти?

Ответ: Мы комментировали этот случай. Кроме МИД России комментарии давало Посольство России в Варшаве. Как Вы знаете, есть соответствующие соглашения с польской стороной, которые они не выполняют, манипулируя информацией и данными. Я запрошу мнение экспертов. Варианты действий есть. Они различны. Вопрос заключается в юридической оценке соответствующего соглашения (в большей степени в части его выполнения). Существуют и политические действия, начиная с демаршей и заявлений, заканчивая привлечением внимания к этой проблематике на международных площадках.

Все это касается, на мой взгляд,  новой инициативы,  о которой с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН говорил Министр иностранных дел России С.В.Лавров (в ходе участия в политических дискуссиях в Нью-Йорке на прошлой неделе). Речь шла о разработке некоего документа общемирового масштаба, который бы регулировал сферу, связанную с памятниками и их сносом. Идея была озвучена, но на этом наша задача не завершилась. Это только начало. Сейчас контуры этой инициативы прорабатываются для того, чтобы она приобрела вид конкретного документа.

Повторю, что я попрошу экспертов дать соответствующую юридическую оценку выполнения договора.

Вопрос: Недавно в Японии было объявлено о роспуске нижней палаты Парламента.  Дата внеочередных выборов была назначена на 22 октября. С точки зрения российской стороны, какая судьба ждет совместную экономическую деятельность (на Курилах) в случае возможной отставки Правительства С.Абэ после выборов?

Ответ:  Мы исходим из того, что внутриполитический процесс – это внутреннее дело Японии. На сегодняшний момент мы активно работаем с нашими японскими коллегами и последовательно реализуем все, что было намечено и подписано лидерами наших стран.

 

Назад к оглавлению

 

 

 

 

Дополнительные материалы

Видео

Фотографии

x
x
Дополнительные инструменты поиска