Публикатор

19.01.1719:38

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 19 января 2017 года

75-19-01-2017

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

Содержание

  1. О переговорах Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Казахстана К.К.Абдрахмановым
  2. Об участии Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в открытии выставки «Холокост: уничтожение, освобождение, спасение»
  3. О переговорах Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Министром внешнеэкономических связей и иностранных дел Венгрии П.Сиярто
  4. Об участии Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в «Правительственном часе» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации
  5. Об участии Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в торжественной церемонии открытия XXV Международных Рождественских образовательных чтений в Государственном Кремлевском дворце
  6. О развитии ситуации в Сирии
  7. О переговорах по Сирии 23 января в Астане
  8. Об открытии Генерального консульства России в г.Хургаде (Египет)
  9. О теракте в Мали
  10. Об ошибочном авиаударе правительственных сил Нигерии по лагерю беженцев
  11. Об обострении обстановки в Гамбии
  12. Об итогах президентства Б.Обамы для российско-американских отношений
  13. О ситуации с загородной базой отдыха Постпредства России в Ойстербее
  14. О заявлении Постоянного представителя США при ООН С.Пауэр
  15. О сохраняющихся нарушениях прав мигрантов в странах Европейского союза
  16. Об антироссийских инсинуациях в контексте переговоров по кипрскому урегулированию
  17. Об обвинении России в причастности к совершению кибератак на серверы ОБСЕ
  18. О закрытии русскоязычной школы в Вильнюсе
  19. Из ответов на вопросы:
    1. О переговорах по Сирии в Астане
    2. О ситуации вокруг НКУ
    3. О задержании российского гражданина в Испании
    4. О возможном участии США в переговорах по Сирии в Астане
    5. О перспективах сотрудничества России и США по ситуации в Афганистане
    6. О танце «Калинка»
    7. О переговорах по Сирии
    8. О возможной встречи глав МИД России и Швеции
    9. О российско-греческих отношениях
    10. О ситуации с аккаунтами телеканала «Раша Тудей» в социальных сетях
    11. О встрече заместителей глав МИД России и Японии
    12. О возможном участии США в переговорах по Сирии в Астане
    13. Об отношениях России и НАТО
    14. Об азербайджано-армянских отношениях
    15. О российско-грузинских контактах
    16. О переводах официальной информации на языки стран СНГ

 

О переговорах Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Казахстана К.К.Абдрахмановым

 

20 января Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров проведёт в Москве переговоры с Министром иностранных дел Республики Казахстан К.К.Абдрахмановым.

Министры обсудят ряд актуальных вопросов российско-казахстанских отношений, проведут детальный обзор подходов к важнейшим темам региональной и международной повестки дня.

Внимание будет уделено, прежде всего, взаимодействию России и Казахстана в рамках ЕАЭС, ОДКБ, СНГ и ШОС. Намечено обсудить тематику сотрудничества в СБ ООН. Как известно, Казахстан в 2017-2018 гг. представляет в этом главном органе ООН большую группу Азиатско-Тихоокеанских государств в качестве непостоянного члена.

Стороны рассмотрят ряд организационных аспектов предстоящей в ближайшее время в Астане Международной встречи по сирийскому урегулированию.

Также запланировано подписание Плана сотрудничества между министерствами иностранных дел двух государств на 2017-2018 гг., в том числе с перечнем шагов, посвященных 25-летию установления российско-казахстанских дипломатических отношений. Напомню дату – 22 октября 1992 года.

Переговоры 20 января станут очередным событием в контексте многоуровневого российско-казахстанского диалога и координации деятельности внешнеполитических ведомств в духе союзнических отношений и стратегического партнёрства между нашими странами.

 

Обратно к оглавлению

 

Об участии Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в открытии выставки «Холокост: уничтожение, освобождение, спасение»

 

20 января Министр иностранных дел Российской Федерации примет участие в открытии в Культурном центре ГлавУпДК при МИД России документальной выставки «Холокост: уничтожение, освобождение, спасение». Выставка проводится Российским еврейским конгрессом и приурочена к Международному дню памяти жертв Холокоста, который ежегодно отмечается 27 января.

В мероприятии примут участие представители российских еврейских организаций, дипломатического корпуса, общественные деятели, ветераны Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., бывшие узники нацистских гетто, преподаватели и учащиеся московских школ.

 

Обратно к оглавлению

 

О переговорах Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Министром внешнеэкономических связей и иностранных дел Венгрии П.Сиярто

 

23 января Министр внешнеэкономических связей и иностранных дел Венгрии П.Сиярто посетит с рабочим визитом Москву для переговоров с Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым.

Предполагается продолжить обсуждение актуальных вопросов двусторонних отношений с упором на реализацию договоренностей, которые были достигнуты в ходе встречи Президента Российской Федерации В.В.Путина с Премьер-министром Венгрии В.Орбаном в Москве 17 февраля 2016 г., а также намечается обмен мнениями по международной проблематике, включая борьбу с терроризмом, отношения России с ЕС и НАТО, миграционный кризис в Европе и ситуацию на Украине.

 

Обратно к оглавлению

 

Об участии Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в «Правительственном часе» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

 

25 января Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров выступит на «Правительственном часе» в ходе пленарного заседания Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Планируется обсудить ситуацию в Сирии, перспективы урегулирования внутреннего конфликта на Украине, развитие интеграционных процессов на пространстве СНГ, отношения с США и другими ведущими участниками международных отношений.

Регулярные встречи Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с парламентариями позволяют скоординировать подходы к ключевым проблемам мировой повестки дня, обеспечивать максимальную эффективность совместных усилий исполнительной и законодательной власти в интересах проведения единого внешнеполитического курса Российской Федерации. Как всегда, депутаты смогут задать Министру иностранных дел С.В.Лаврову самые актуальные с их точки зрения вопросы. Поэтому предстоит интересная актуальная дискуссия.

 

Обратно к оглавлению

 

Об участии Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в торжественной церемонии открытия XXV Международных Рождественских образовательных чтений в Государственном Кремлевском дворце

 

25 января Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров выступит на торжественной церемонии открытия XXV Международных Рождественских образовательных чтений.

Предстоящий форум будет посвящен обсуждению событий 1917 г., которые повлияли на дальнейшее развитие российской государственности и ход мировой истории.

Рождественские чтения зарекомендовали себя в качестве крупной диалоговой площадки, которая позволяет обсудить наиболее актуальные вопросы общественной жизни нашей страны. Чтения неизменно отличаются насыщенной повесткой и содержательными дискуссиями, в которых принимают участие представители органов власти, общественных организаций, видные деятели образования, науки и культуры, иерархи Русской православной церкви и других Поместных Церквей.

МИД России традиционно уделяет особое внимание Рождественским чтениям, включая проходящие на их полях Парламентские встречи. Не станет исключением и нынешний форум. Так, представители Министерства примут участие в заседаниях «круглого стола», которые посвящены, в том числе, совершенствованию законодательства о религиозных организациях и проблематике работы с соотечественниками.

 

Обратно к оглавлению

 

О развитии ситуации в Сирии

 

Режим прекращения боевых действий (РПБД) в Сирии, который был введен с 30 декабря 2016 г. при содействии России и Турции, в целом соблюдается на всей территории страны. Его нарушения носят локальный характер и детально разбираются российской и турецкой сторонами, которые являются гарантами договоренностей 29 декабря 2016 г. Мы с удовлетворением констатируем, что после 30 декабря 2016 г. уровень насилия в Сирии заметно снизился, улучшилась гуманитарная ситуация.

В результате деятельности российского Центра по примирению враждующих сторон удалось нормализовать обстановку в местности Вади Барада, недалеко от Дамаска. К режиму прекращения боевых действий присоединилось 9 населенных пунктов этого района, из которых выведено 1268 боевиков. Большинство из них сложили оружие и вернулись к мирной жизни, остальным будет предоставлена возможность по уже отработанной схеме выехать с семьями в Идлиб.

Вместе с тем террористы ИГИЛ, «Джабхат ан-Нусры» и других вооруженных оппозиционных группировок, которые не присоединились к договоренностям 29 декабря 2016 г., не оставляют попыток сорвать действующий режим прекращения боевых действий. Особенно усердствуют в этом «нусровцы», их мобильные отряды преимущественно в ночное время обстреливают позиции участников РПБД, сталкивая их таким образом друг с другом.

Террористы продолжают регулярно подвергать неизбирательным обстрелам шиитские анклавы Фуа и Кафрая в губернаторстве Идлиб, наносят ракетные удары по полностью освобожденному недавно Алеппо, совершают террористические акты с использованием смертников. Это происходит в различных городах и населенных пунктах Сирии, в результате чего имеются жертвы среди мирного населения.

Наиболее сложная обстановка складывается в последние дни в Дейр-эз- Зоре. Террористы ИГИЛ, получив подкрепление из Ирака, силами до 14 тыс. боевиков, предприняли массированное наступление на район, который удерживается сирийской армией. Джихадистам удалось отрезать от контролируемых властями Сирии городских кварталов военный аэродром. Под угрозой находятся около 200 тыс. мирных жителей. Все они несколько лет вынуждены жить в окружении игиловцев и могут рассчитывать только на защиту немногочисленного гарнизона сирийских военных и получение ограниченной гуманитарной помощи, доставляемой воздушным путем. Досадно, но в тоже время и показательно, что многочисленные радетели, те, кто еще недавно выступали с известных вам позиций, в ходе страшных обострений гуманитарного кризиса, в частности, в Восточном Алеппо, близ Дамаска и в других местах, где правительственным войскам приходилось сражаться с террористами и экстремистами, полностью замалчивают трагедию гражданского населения Дейр-эз-Зора. Как будто их «выключили», и этой темы больше в принципе не существует.

Рассчитываем, что международная встреча по сирийскому урегулированию в Астане 23 января будет способствовать консолидации режима прекращения боевых действий в Сирии и создаст благоприятную атмосферу для запуска инклюзивного межсирийского диалога в Женеве под эгидой ООН на основе резолюции 2254 Совета Безопасности ООН, соответствующих решений Международной группы поддержки Сирии (МГПС) и Женевского коммюнике от 30 июня 2012 года.

 

Обратно к оглавлению

 

О переговорах по Сирии 23 января в Астане

 

В этом контексте хотела бы обратить внимание на два вопроса, которые нам очень часто задают представители СМИ. Первый касается якобы имеющего места переноса даты встречи в Астане. Сейчас подготовка этой встречи идет исходя из того, что она намечена на 23 января. Если будут какие-то изменения, то об этом инициативно сообщат стороны, которые являются соорганизаторами и спонсорами этого процесса. В этом вопросе стоит ориентироваться на официальную информацию, а не перепечатывать ссылки на неназванные источники – это просто контрпродуктивно.

Второй вопрос относительно участия представителей иностранных СМИ в мероприятиях 23 января. Сообщаем, что аккредитацию журналистов проводит МИД РК на своем сайте: http://mfa.kz/index.php/ru/press-tsentr/akkreditatsiya-zarubezhnykh-smi/perechen-neobkhodimykh-dokumentov-dlya-akkreditatsii

Весь пакет документов необходимо направить на адрес электронной почты accreditation@mfa.kz с пометкой «Аккредитация». Справки по телефону +7-7172-72-04-24.

Все расходы по перелету и проживанию оплачиваются СМИ самостоятельно.  

При этом казахстанская сторона готова предложить свою помощь в бронировании отелей для представителей иностранных СМИ с предоставлением соответствующих скидок. Также от казахстанской стороны будет организован транспорт от гостиницы до места проведения основного мероприятия.

 

Обратно к оглавлению

 

Об открытии Генерального консульства России в г.Хургаде (Египет)

 

На 22 января намечена церемония официального открытия Генерального консульства Российской Федерации в г.Хургаде (Арабская Республика Египет), которое было учреждено в соответствии с решением Правительства Российской Федерации в рамках имеющейся договоренности с египетской стороной. В церемонии запланировано участие представителей Посольства России в Каире, египетских официальных структур, местных властей, а также соотечественников, проживающих в этом регионе Египта.

В настоящее время ведется прием российских и иностранных граждан по вопросам гражданства, нотариата, легализации и другим. Рассчитываем, что в ближайшее время после запуска паспортно-визового оборудования новое российское загранучреждение будет оказывать весь спектр консульских услуг, включая оформление паспортов гражданам России и выдачу въездных виз для иностранных граждан, желающих посетить нашу страну.

Напомню, что у нас действует консульский портал, соответствующие страницы Консульского департамента в социальных сетях. Конечно, тем, кого  эта новость касается в первую очередь, хотела бы порекомендовать соответствующие сайты загранучреждения на территории Египта.

 

Обратно к оглавлению

 

О теракте в Мали

 

По поступившей информации, 18 января в результате атаки террористов-смертников на военный лагерь в г.Гао на северо-востоке Мали погибло порядка 60 и ранено свыше 100 военнослужащих. В стране объявлен трехдневный национальный траур.

В Москве решительно осуждают это варварское преступление, направленное на дестабилизацию обстановки в Мали и подрыв процесса внутрималийского урегулирования.

Поддерживаем усилия властей Мали по обеспечению стабильности в стране и достижению национального согласия на основе заключенного в 2015 г. Соглашения о мире и перемирии в Мали.

Сочувствуем и соболезнуем в связи с гибелью граждан в ходе этого теракта.

 

Обратно к оглавлению

 

Об ошибочном авиаударе правительственных сил Нигерии по лагерю беженцев

 

По поступающей информации, 17 января самолет ВВС Нигерии в ходе операции против действующей в Сахаро-Сахеле экстремистской группировки «Боко Харам» по ошибке нанес удар по лагерю беженцев на северо-востоке страны. В результате, по предварительным данным, погибло 52 человека, 120 ранено.

В Москве поддерживают усилия государств бассейна озера Чад, включая Нигерию, по борьбе с терроризмом. Выражаем сожаление в связи с трагической случайностью, повлекшей гибель гражданских лиц.

 

Обратно к оглавлению

 

Об обострении обстановки в Гамбии

 

В связи с обострением обстановки в Исламской Республике Гамбии и отсутствием гарантий безопасности, Посольство Российской Федерации в Республике Сенегал и по совместительству в Исламской Республике Гамбии рекомендует гражданам России воздержаться от поездок в эту страну.

 

Обратно к оглавлению

 

Об итогах президентства Б.Обамы для российско-американских отношений

 

Как вы знаете, завтра, 20 января, состоится церемония вступления в должность нового Президента США Д.Трампа. Это вселяет надежду на то, что кризис, в который не зашли, а были заведены российско-американские отношения предыдущей командой Б.Обамы, будет преодолен. В последние дни мы очень много слышали о России,  особенно на внешнеполитическом треке, из уст администрации США, всех ее представителей. Помимо того, что завтра инаугурация, сегодня последний день для уходящей администрации. Представляется, что сделанные в последние дни заявления внешнеполитических деятелей, наших коллег, как мы их называли, наших партнеров, являются для нас поводом подвести некоторые итоги отношений между нашими странами за восьмилетнее пребывание у власти Б.Обамы. Есть о чем поговорить, поэтому говорить буду долго.

Итоги, к сожалению, плачевные. Уходящая демократическая команда сознательно обрушила двусторонние связи до состояния времен «холодной войны», причем до своего последнего дня продолжала и продолжает в последние часы наносить удары по их фундаменту.

Возвращаясь назад, стоит напомнить, что именно Б.Обама в начале своего первого президентского срока в 2009 г. провозгласил лозунг «перезагрузки» всестороннего развития отношений с Россией. На определенном этапе удалось заключить ряд важных двусторонних договоренностей, включая Договор о СНВ (2010 г.).

Партнеров, однако, хватило ненадолго. Обещая на словах сотрудничать в уважительном ключе, в реальности Вашингтон имел в виду взаимодействие в стиле «ведущего и ведомого». Именно так привыкли вести дела в Белом доме и взаимодействовать со странами Западной Европы. Когда стало очевидно, что с Россией такого не получится, в США стали опасаться укрепления наших позиций на мировой арене и начали разворачиваться к конфронтации, в т.ч. активно применять различные инструменты давления.

Хотелось бы особенно подчеркнуть, что это началось задолго до известных украинских событий. Все, что потом прикрывалось и объяснялось Крымом, Донбассом и т.д., не соответствует действительности. Мы об этом неоднократно говорили. Можно привести очень много примеров: антироссийский санкционный закон имени С.Магнитского, который был принят в декабре 2012 г., можно также вспомнить, как еще до событий на Украине американские спецслужбы развернули настоящую «охоту» на россиян в третьих странах, жертвами которой после известного случая с В.А.Бутом на сегодня стали еще 27 граждан России. Американские спецслужбы и другие представители администрации действовали исподтишка, не информируя российские правоохранительные органы о претензиях к нашим соотечественникам (хотя для этого у нас имелась вся законодательная база), а хватая их при выезде за границу.  

В Вашингтоне даже уклонялись от консультаций по налаживанию совместной борьбы с преступлениями в интернете, хотя 60 процентов упомянутых заграничных арестов связаны с обвинениями в хищении данных кредитных карт и денег со счетов. Такие предложения о взаимодействии на данном направлении регулярно и неоднократно делались российской стороной. Точно так же не шли навстречу и по другим вопросам двусторонней повестки дня.

Еще свежи в памяти попытки дискредитировать Олимпиаду в Сочи, (кстати говоря, это было тоже до Крыма), которые активно предпринимались как накануне, так и в дни ее проведения, а впоследствии вылились в беспрецедентную публичную травлю всего российского спорта. Симптоматично, что роль одного из инициаторов отлучения наших спортсменов от международных состязаний играет Антидопинговое агентство США. Напомню, что оно финансируется из американского федерального бюджета.

Переворот в Киеве три года назад, к которому также имеет отношение Администрация Б.Обамы, все окончательно расставил по своим местам в отношениях с нынешней командой в Белом доме. С тех пор как Администрация Б.Обамы открыто провозгласила курс на «системное сдерживание» нашей страны, по инициативе американцев были «заморожены» многие каналы диалога. Полностью развалена деятельность двусторонней Президентской комиссии, которая состояла из 21 рабочей группы.

В рамках санкционного прессинга с 2014 г. Вашингтон под разными предлогами порядка 35 раз вводил и расширял всевозможные ограничения против России. В американских «черных списках» сейчас 172 российских гражданина, а также 350 наших юридических лиц, включая флагманов энергетики, ВПК и финансового сектора.

Для того, чтобы оправдать эту политику и подход был придуман тезис, абсолютно не имеющий под собой никакой фактуры, об «агрессивном поведении» России, который был использован со всей пропагандисткой мощью. Под этим предлогом США наращивали потенциал Пентагона и НАТО у наших границ, продолжали развертывать систему ПРО, вели иные приготовления в военной сфере. Мы об этом вас подробно информировали и давали российскую оценку происходящему. В рамках такой линии, которая подрывала и до сих пор подрывает европейскую и глобальную безопасность, в Белом доме даже стали называть Прибалтику и Польшу «прифронтовыми государствами», как будто серьезно считали возможным некое противостояние с Россией.

При этом провозглашенная Вашингтоном политика «изоляции» нашей страны изначально вызывала только недопонимание. К заявленным целям, которые формулировались как изоляция, было невозможно относиться серьезно. Потом все это оправдалось, потому что концепция с треском провалилась. После того как она провалилась, под это тоже была подведена философская политологическая база. Непосредственно Госсекретарь США Дж.Керри во время одного из визитов в Москву публично признал, что США не могут обойти Россию в решении международных вопросов. Это все умудрились «упаковать» в пару лет: придумать концепцию изоляции, якобы ее внедрить, а потом еще объяснить, почему она не реализовалась – на все эти вещи ушли не десятилетия, а всего пара лет.

Хочу напомнить, что наглядным подтверждением абсурдности концепции изоляции является то, что за 14 месяцев, с мая 2015 г. по июль 2016 г. Госсекретарь США Дж.Керри четырежды побывал в нашей стране, причем каждый раз сам инициировал эти поездки. По его же просьбе состоялись 66 из 70 телефонных разговоров с Министром иностранных дел России С.В.Лавровым в прошлом году. И это только в прошлом году, в разгар изоляции! Сложно представить, сколько было бы телефонных разговоров, если бы ситуация в двусторонних отношениях была бы близкой к нормальной.

Однако попытки выстроить с США работу по отдельным международным проблемам осложнялись непоследовательным поведением Администрации Б.Обамы. Например, в Вашингтоне выдвигали все новые требования применительно к Сирии, а свои обязательства об отмежевании групп сирийской «умеренной» оппозиции от террористических группировок не выполнили. Причем был дан очень большой срок. Прошел год, как США взяли на себя это обязательство. Естественно, ничего не выполнено. Наоборот, вместо того, чтобы выполнять то, что они взяли на себя в контексте мирного урегулирования, под которым подписались сами представители Белого дома, они изо всех сил прикрывали от ударов и даже снабжали оружием боевиков, в частности «Джабхат ан-Нусру». Расчет делался на использование  боевиков для свержения власти в Дамаске. А ведь речь идет не просто о каких-то придуманных «умеренных», а о боевом подразделении «Аль-Каиды». Именно она 11 сентября 2001 г. убила три тысячи американцев, и по американским законам с тех пор любая поддержка террористов – тяжкое уголовное преступление. Про русских хакеров, наверное, теперь знает каждый американец, а про то, что организацию, которая убивала американцев, поддерживала Администрация, не знает никто.

В экономической сфере дела обстояли не лучше. Для этого Вашингтон сделал все возможное в ручном режиме. На международной площадке им были использованы все возможные рычаги, чтобы усложнить жизнь нашим экономическим операторам, да и в целом российской экономике. Вы, наверное, помните, как через какое-то время Б.Обама с удовольствием сказал, что российская экономика «порвана в клочья». Оно, конечно, могло бы быть и так, но хотела бы сказать, что ведущие американские компании не захотели уходить с российского рынка, несмотря на настойчивые призывы Белого дома. Даже внутри США не удалось организовать эту массовую изоляцию, хотя двусторонним экономическим отношениям удалось нанести ущерб. Как вы понимаете, нужно было что-то делать. Мы оттолкнулись от сложившейся ситуации и использовали ее в целях развития собственной экономики, диверсифицировали торговые связи в мире.

Стоит особо отметить, что Администрация Б.Обамы еще несколько лет назад возвела в порядок вещей давление на наши дипломатические учреждения в США. К сожалению, очень неприятной абсолютной нормой, рутиной, повседневностью стали вербовочные подходы к российским сотрудникам. В прошлом году России вдруг на несколько месяцев запретили использовать имеющиеся в загранучреждениях, в частности, большие автобусы. Следом был ужесточен режим пребывания на американской территории официальных российских делегаций – на них распространено требование об уведомлении Госдепартамента о любых выездах за пределы 25-мильной (41-километровой) зоны вокруг РЗУ. Можете себе представить, как был сужен круг возможностей!

Хочу сказать, что сейчас мы об этом говорим публично. Все это время мы пытались конструктивно взаимодействовать с Госдепартаментом США по всем этим вопросам. Это была наша ежедневная работа, которая велась по линии нашего посольства, МИД России, в ходе переговоров двух министров. Все темы поднимались и оговаривались. С другой стороны, мы действительно видим желание представителей Госдепартамента США разобраться в ситуации, многое было искренним, но все это блокировалось на уровне Администрации. Все больше и больше затруднялась работа.

Еще в 2013 г. власти США устроили гонения на своих граждан, которые планировали поучаствовать в ознакомительных поездках в нашу страну по линии Россотрудничества. Вы помните, мы об этом говорили. Их стали вызывать на допросы в ФБР и напрямую запугивать. А в январе 2016 г. дошли до того, что лишили аккредитации пять из шести почетных консулов России в различных штатах – они тоже помогали развивать связи между нашими странами, занимались практической деятельностью, сотрудничеством, в которое были вовлечены обыватели, простые граждане. В такой атмосфере мы работали.

С позиций здравого смысла так же сложно оценивать русофобскую истерию, которая стала нагнетаться в американском обществе в преддверии президентских выборов. Президентские выборы в США – особый фактор, особый этап в двусторонних российско-американских отношениях. Еще прошлым летом Белым домом были вброшены в СМИ бездоказательные, без какой-то фактурной базы обвинения о вмешательстве России в избирательную кампанию и информация о якобы наличии «русских хакеров», которые взламывают сервера, сайты и т.д. Все это постоянно подогревалось СМИ и спецслужбами США через «утечки» и напрямую продвигаемую информацию в своих «карманных» СМИ. Они заставили общественность вариться в этой информационной компиляции из псевдофактов.

После голосования 8 ноября, мне кажется, Администрация Б.Обамы просто перестала себя контролировать. Было ощущение, что на нас решили сорвать всю злобу. Это была не просто какая-то концептуальная история, когда мы были фактором во внутриполитической борьбе, а просто банальная бытовая месть, для осуществления которой подходили все инструменты. И это все из-за того, что проиграла кандидат от демократов Х.Клинтон. А сделано это было для того, чтобы максимально усложнить жизнь избранному президенту Д.Трампу поставить под сомнение победу кандидата. Все это, на наш взгляд, принимало просто болезненные формы. Ложь, а не просто подтасовка про «кибервзломы» и «украденные Москвой выборы», полилась рекой.

У нас есть еще одна версия. Может быть, все это делалось и делается, потому что все это продолжает сейчас нагнетаться, в том числе для того, чтобы оправдаться перед многочисленными спонсорами кампании демократов. Кампания была  не просто дорогой, а одной из самых дорогих, возможно, самой дорогой в истории президентских гонок. Там вращались огромные деньги. Мало того, мейнстримовские СМИ не оставляли у людей сомнений, что может победить какой-либо другой кандидат, а не Х.Клинтон. Все это делалось для того, чтобы привлечь все больше и больше средств. Теперь перед этими людьми нужно нести какой-то отчет. Ведь вскрываются такие нелицеприятные вещи, как использование СМИ, вбросы, которые велись, замалчивание информации. Перед этими людьми необходимо нести не только моральные ответы, но и материальные. Всегда готов ответ на вопрос, кто виноват – правильно, виновата Россия. Многие миллионы долларов вкладывались в расчете на будущие политические и коммерческие дивиденды. Конечно, нужно себя оправдать. Вне зависимости от мотивации, нашим отношениям, прежде всего такой их составляющей, как доверие между нашими странами и народами, был целенаправленно нанесен дополнительный серьезный ущерб.

Совсем особняком стоит ситуация с высылкой из США 35 наших дипломатов в новогодние дни и закрытие доступа к базам отдыха Посольства России и Постпредства при ООН, которые обладают (законом иного не предусмотрено) дипломатическим иммунитетом. Налицо фактическая реквизиция объектов, которые являются российской государственной собственностью и обладают дипломатическим иммунитетом, что является грубейшим нарушением Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года.

Как вы знаете, у нас было принято решение пока воздержаться от зеркального ответа на эти совсем неадекватные выходки. Принцип взаимности в дипломатии, естественно, никто не отменял. Однако поведение Администрации Б.Обамы выглядит настолько нелепо и позорно для такой великой страны, как США, что трудно ассоциировать эти судорожные действия с позицией американского народа.

Нам искренне жаль, что президентство Б.Обамы, особенно его второй срок, стало периодом упущенных возможностей для двусторонних отношений. Мало хорошего оно принесло и остальному миру, нестабильность в котором за последние восемь лет, в том числе из-за безрассудных шагов Вашингтона, усилилась.

Хотелось бы надеяться, что с переменами в Белом доме удастся переломить опасную тенденцию деградации российско-американских связей, вывести отношения из пике, в которые их вогнал Б.Обама. Рассчитываем, что новая администрация Д.Трампа проявит мудрость и нацеленность на нормальный прагматичный диалог, к которому Россия всегда была готова.

 

Обратно к оглавлению

 

О ситуации с загородной базой отдыха Постпредства России в Ойстербее

 

Хотела бы отметить, что по нашей информации и сообщениям прессы, на территории объекта уже побывали неустановленные лица. В сопровождении полиции были срезаны замки на ограде. Все это, конечно, является не только нарушением иммунитета и прав собственника, а является очень опасной тенденцией, которая в принципе нарушает все сложившиеся нормы и представления о законности действия власти.

Еще раз повторю, мы будем следить за этой ситуацией и, конечно, будем ее комментировать по ходу поступления информации.

 

Обратно к оглавлению

 

О заявлении Постоянного представителя США при ООН С.Пауэр

 

Последняя ремарка, завершая эту тему. Я не могу это не прокомментировать, потому что во многом в основе тех действий, которые предпринимали наши американские коллеги в отношении России, лежали завышенные амбиции, а иногда также складывалось впечатление, что это какое-то невежество. Подтверждением этого стало заявление Постпреда США при ООН С.Пауэр, которое она сделала буквально на днях. С.Пауэр заявила, что США победили фашизм и коммунизм, борются с авторитаризмом и нигилизмом.

Давайте разберемся. Здесь названы четыре явления. Кто победил фашизм? Это заявляет человек, работающий в ООН, которая основана международным сообществом по итогам Второй мировой войны. Неужели не стыдно заявлять такие вещи? А где антигитлеровская коалиция и вклад других ее членов? Это только США победили фашизм? Надо было ей еще тогда добавить, что на своей территории, чтобы уж точно расписаться в полном невежестве.

«США победили коммунизм». За столом СБ ООН 15 мест, 5 из которых принадлежат постоянным членам. С.Пауэр ежедневно сидит лицом к лицу с постоянным представителем Китая. Она хотя бы могла поинтересоваться численностью Коммунистической партии этой страны, чтобы просто не было стыдно заходить в СБ ООН.

Сейчас они «борются с авторитаризмом». Столько было сказано слов в предвыборной гонке! Администрация была полностью вовлечена в выборы президента США. Мы все это наблюдали, что тут скрывать. Весь административный ресурс был нацелен только на одно – на победу Х.Клинтон. У меня вопрос,  знает ли С.Пауэр, из каких стран поступали деньги в фонд Клинтонов? Это к вопросу о борьбе с авторитаризмом. Или она считает, что они борются с авторитаризмом путем получения от него денег? Просто должен быть список стран, и тогда будет понятно, с кем взаимодействуют США и от кого непосредственно кандидат в президенты от демократов получает деньги.

По поводу борьбы с нигилизмом я даже говорить не хочу. Это вообще какое-то историческое и философское мракобесье заявлять о том, что крупнейшая в мире страна борется с нигилизмом – это вообще вне комментариев.      

Многое объясняется подобными фразами.                   

 

Обратно к оглавлению

 

О сохраняющихся нарушениях прав мигрантов в странах Европейского союза

 

Обратили внимание на информацию, предоставленную Агентством пограничной и береговой охраны ЕС, которая в 2016 г. зафиксировала 503,7 тыс. попыток нелегального пересечения границ Евросоюза. Большая часть этих людей – 364 тыс. человек из 503,7 тыс. человек – прибыли в государства ЕС через Средиземное море.

Отмечаем, что, несмотря на снижение потоков мигрантов через Эгейское море, на центральносредиземноморском направлении ситуация сохраняется напряженной. Только в Италию из Ливии в 2016 г. прибыла 181 тыс. выходцев из Нигерии, Эритреи, Гвинеи и других африканских государств, что на 20 процентов выше показателей итогов 2015 года. Причем 24 тыс. из приехавших – несовершеннолетние дети без сопровождения. Как вы понимаете, это наиболее уязвимая и нуждающаяся в особом внимании и защите категория, чтобы не стать жертвами преступных сообществ. В этой же ситуации они прибывают в другую страну абсолютно нелегальными способами вообще без какого-либо сопровождения. Что будет дальше с этими детьми, с большинством из них, сомнений просто нет – их судьба трагична.   

Очевидно, что нелегальная миграция по средиземноморскому направлению продолжится и в этом году, что может привести к новым нарушениям и жертвам. По информации Международной организации по миграции, в январе 2017 г. погибло 219 человек.

Кроме того, хотели бы выразить сожаление в связи с абсолютной нерасторопностью соответствующих служб государств-членов ЕС, в частности Германии, которые не смогли вовремя рассмотреть около 943 тыс. заявлений на получение статуса беженца. В результате люди вынуждены в ожидании решения проживать в несоответствующих и неподобающих условиях. Призываем европейских партнеров к неукоснительному соблюдению обязательств по Конвенции ООН о статусе беженцев 1951 г. и Протокола, касающегося статуса беженцев, 1967 года.

Хотели бы вновь напомнить, что причиной обострения миграционной ситуации является безответственная и непродуманная политика, которая направлена на дестабилизацию государств и смену неугодных правительств в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Только пересмотр этой политики и достижение мира и стабильности в Сирии, Ливии, Ираке, Йемене и других странах способны кардинально изменить ситуацию к лучшему.

 

Обратно к оглавлению

 

Об антироссийских инсинуациях в контексте переговоров по кипрскому урегулированию

 

С недоумением восприняли комментарии некоторых СМИ Кипра в контексте недавно прошедшей в Женеве Международной конференции по кипрскому урегулированию. В частности, в ряде статей утверждается, что Россия якобы предпринимает попытки помешать объединению острова. Согласно этой логике, которая излагалась в СМИ, сближение между ЕС и Турцией, как и сотрудничество между ЕС и НАТО, заблокированное из-за неразрешенной ситуации на переговорах между двумя кипрскими общинами, – все это не отвечает российским интересам.

Явно прослеживается недовольство определенных политических кругов, ориентированных на США и Великобританию, российской принципиальной позицией, согласно которой мы выступаем против навязывания кипрским сторонам извне готовых рецептов и искусственной спешки в целях скорейшего выхода на окончательное решение кипрской проблемы любой ценой.

В этой связи хотелось бы еще раз подчеркнуть нашу убежденность в том, что урегулирование кипрской проблемы может быть действительно долгосрочным и прочным только в том случае, если оно станет отражением политической воли греков-киприотов и турок-киприотов и будет принято населением острова. С этим тезисом, насколько мы можем судить, согласны лидеры обеих кипрских общин. Этот подход продиктован здравым смыслом.

Утверждения о каких-либо попытках России заблокировать, воспрепятствовать или, может быть, помешать переговорному процессу не подкрепляются никакими фактами и просто абсурдны.

Хотели бы заметить, что антироссийские инсинуации являются своего рода некой «дымовой завесой», которая прикрывает реальные проблемы, требующие разрешения в рамках кипрского урегулирования. Россия, к примеру, присутствует на Кипре лишь в культурно-гуманитарном и экономическом плане. При этом же в этой ситуации на острове в соответствии с Цюрихско-Лондонскими соглашениями 1960 г. до сих пор существуют суверенные британские базы, что является очевидным анахронизмом в современных реалиях. Однако эта тема никаким образом не отражается в западной прессе и никаких протестных настроений в западных СМИ мы не наблюдаем. 

Мы успешно развиваем отношения с Республикой Кипр в различных областях и уверены в том, что они будут продолжать укрепляться и в случае объединения острова. Знаем о настрое кипрского руководства на поступательное продвижение нашего сотрудничества. Считаем, что антироссийские выпады ряда СМИ не идут на пользу этому процессу и не отвечают интересам самих киприотов. Надеемся на соответствующую реакцию кипрских властей.

 

Обратно к оглавлению

 

Об обвинении России в причастности к совершению кибератак на серверы ОБСЕ

 

Беспрецедентная кампания по дискредитации и очернению России в глазах международного сообщества, к сожалению, заиграла еще одной стороной.

Недавно Вашингтон старался объяснить собственные провалы неким высокотехнологичным вмешательством России в избирательную систему США. Параллельно Вашингтону нужно было «перекинуть» с себя на Россию образ главного мирового «киберагрессора». Хотя из материалов, за которые многие в США поплатились свободой, нам известно, кто на самом деле осуществлял кибератаки и в адрес кого. Но, вместо естественного извинения и прекращения собственной деятельности, направленной на кибератаки  в мировом информпространстве, ряд западных стран продолжает предпринимать усилия по созданию и формированию из России образа страны-киберагрессора, который угрожает международному киберпространству.

Этим же путем, к сожалению, идет и Германия. Видимо, был выбран пример старших партнеров, в частности, германские силовики обвинили Россию в нападении на серверы ОБСЕ, международной организации, которая отвечает за безопасность и стабильность в Европе. Что можно сказать?

Стоит ли говорить, что на этот раз официальных запросов по линии компетентных ведомств, уполномоченных расследовать подобные инциденты, мы снова не получили. Все только в информационном пространстве. Здесь может быть только один вывод – никаких доказательств и фактов у наших партнеров как не было, так и нет.

Особенно абсурдными эти обвинения выглядят в свете того, что всего месяц назад на заседании СМИД ОБСЕ в Гамбурге Министром иностранных дел России С.В.Лавровым был предложен план действий, направленный на укрепление доверия в информационном пространстве. Первый же пункт упомянутого плана включал постулат о необходимости повышения роли и эффективности ОБСЕ в урегулировании кибер-инцидентов, в частности, за счет содействия прямому диалогу на данной площадке.

Россия на протяжении многих лет является одним из «локомотивов» по выработке инициатив, направленных на обеспечение международной информационной безопасности (МИБ). Среди упомянутых инициатив – Концепция конвенции ООН об обеспечении МИБ, подготовленные в рамках ШОС «Правила поведения в области обеспечения МИБ», упомянутый план действий для ОБСЕ и многие другие документы.

Наша страна давно и последовательно выступает за принятие специального уголовно-правового инструмента, который был бы направлен на борьбу с преступлениями с целью наживы в информационном пространстве и «киберхулиганством».

Таким инструментом может стать проект универсальной Конвенции ООН о сотрудничестве в сфере противодействия информационной преступности, разработанный российской стороной. Проект содержит ряд положений, непосредственно направленных на борьбу с умышленным неправомерным доступом к информации в электронной форме, то есть пресловутыми хакерскими атаками.

Российская сторона готова к любому сотрудничеству в противодействии хакерским атакам и имеет в этой области конкретные предложения, в то время как неконструктивная позиция западных государств препятствует развитию международного взаимодействия по данному вопросу. Надеемся, что партнеры перестанут перекладывать ответственность с себя на нас, и вместо этого начнут трезво и независимо оценивать ситуацию.

 

Обратно к оглавлению

 

О закрытии русскоязычной школы в Вильнюсе

 

11 января Вильнюсским городским советом было принято решение о ликвидации русской школы «Сенамесче» путем ее слияния с русско-польской школой «Лепкалне». Это не может не вызывать озабоченности.

Руководство города объясняет необходимость реформы сокращением числа учащихся из-за массовой эмиграции и желанием обеспечить качественное обучение. В случае со школой «Сенамесче» эти доводы звучат просто неубедительно, так как по состоянию на день принятия решения о ее закрытии в ней обучалось около двухсот учеников.

В школах нацменьшинств уверены, что такая «реформа» ведет к значительному сокращению числа русских и польских школ и расценивают ее как планомерное наступление властей на право национальных меньшинств получать образование на родном языке.

Мы рассчитываем, что не только российская сторона, но и профильные международные организации, которые имеют мандат на защиту образовательных прав нацменьшинств, примут меры для восстановления справедливости в данном вопросе.

 

Обратно к оглавлению

 

Из ответов на вопросы:

Вопрос: На каком уровне Россия будет представлена на встрече в Астане? Какие государства подтвердили свое участие именно на этой встрече?

Ответ: Могу сказать, что на сегодняшний момент речь идет об экспертном уровне. Возможны какие-то дополнения и изменения, но мы исходим из экспертного уровня. Конкретную информацию сообщим вам чуть позже.

Что касается подтверждения участвующих государств, помимо тех, кто является коспонсорами этого процесса. Итогового списка у меня нет, потому что он находится только в процессе проработки. Идут активные контакты, телефонные переговоры министров, в частности, Министра иностранных дел С.В.Лаврова с его зарубежными коллегами. Как раз сейчас все находится в стадии формирования. Самое время аккредитоваться на эти мероприятия, заказать билеты и гостиницы. Мы обязательно вас проинформируем, как только будет завершена подготовительная работа.

Вопрос: Как, на Ваш взгляд, можно урегулировать и разрешить противоречия о согласии России и Турции на участие США? Кто будет принимать решение об участии США: нынешнее руководство или будущее?

Ответ: Нынешнее руководство «алес», его нет. Есть надежда, что сегодняшний день для нынешней администрации станет последним. К сожалению, от наследия так быстро не избавиться.

Что касается того, кто будет принимать решение, то речь идет, конечно, о новой администрации. Главное, что я прочитала в информационных агентствах, это то, что была реакция представителей Д.Трампа относительно возможного участия. Они сказали, что этот вопрос будет рассмотрен. Что касается урегулирования вопроса о противоречиях, то для этого есть дипломатия.

Вопрос: Республика Иран не приветствует участие США. Есть ли предпосылки для разрешения этого вопроса?

Ответ: Я думаю, что Вы излишне драматизируете ситуацию. Все переговоры, проговоры и контакты идут вполне конструктивно. Стороны находят общее понимание. Не надо излишне драматизировать этот процесс.

Вопрос: Есть ли речь об участии России в контингенте «голубых касок» в Сирии?

Ответ: Я о таком, честно говоря, не слышала.

Вопрос: Вчера прошли переговоры Министра иностранных дел С.В.Лаврова с его австрийским коллегой С.Курцем. Поднимался ли вопрос нагорно-карабахского урегулирования? Если поднимался, то какая конкретно проблематика обсуждалась, учитывая недавние заявления С.В.Лаврова относительно отсутствия консенсуса в ОБСЕ по ряду договоренностей по карабахскому конфликту и предстоящий визит С.Курца в этот регион?

Ответ: Был рассмотрен очень широкий круг вопросов, которые стоят на повестке как самой организации, так и участия России в ее работе, поэтому практически по всем вопросам прошлись «крупными мазками». Учитывая, что этот вопрос является вопросом Организации, то он был упомянут. Конечно это не переговоры, а вопрос  широкой инвентаризации в контексте перехода председательства к Австрии всех тем, стоящих на повестке ОБСЕ. Дополнительной информации у меня нет.

Вопрос: В Барселоне 13 января испанская сторона задержала программиста из Таганрога С.Лисова по запросу ФБР. Предоставила ли испанская сторона какие-то официальные обвинения? Известно ли, в чем обвиняют нашего программиста? Что российская сторона предпринимала и планирует предпринять в связи с этим?

Ответ: Эта ситуация уже комментировалась сегодня российскими представителями. Своими оценками поделился и Д.С.Песков, К.К.Долгов также высказался на эту тему. Могу сказать, что действительно, 14 января Генконсульство России в Барселоне получило официальное уведомление от испанских властей о том, что 13 января правоохранительными органами Испании в Барселоне был задержан прибывший в эту страну с туристическими целями российский гражданин С.В.Лисов, который был объявлен в международный розыск властями США «за участие в преступной группе, созданной для совершения мошеннических действий с использованием электронных средств и компьютерных злоупотреблений». На данный момент гражданин России находится под стражей в следственном изоляторе Барселоны. Ему назначен бесплатный государственный адвокат. 17 января задержанного российского гражданина посетил российский консульский сотрудник.

Посольство России в Мадриде и Генеральное консульство России в Барселоне предпринимают все необходимые шаги по защите законных прав российского гражданина. Мы будем и дальше информировать вас о ситуации по мере поступления информации.

Вопрос: Сегодня Министр иностранных дел С.В.Лавров подтвердил, что американским партнерам было направлено приглашение для участия во встрече в Астане. Это приглашение было от России или это совместное приглашение от всех стран-участниц? Был ли подтвержден приезд американской стороны?

Ответ: Мы же не только подтвердили, что приглашение было направлено, но уже американская сторона его получила и подтвердила этот факт.  Американская сторона пока не информировала о своем участии, у меня нет информации о том, что было направлено какое-то официальное подтверждение. Я думаю, что это вопрос, в первую очередь, к американской стороне. Не забывайте, что сейчас в самом разгаре процесс подготовки,  сейчас прорабатывается формат встречи и состав участников. Так же, я думаю, обстоит дело и с американским участием с точки зрения самих американцев. Сейчас не та ситуация, когда все ждут, будут ли США участвовать и в каком качестве. У нас есть своя работа, она идет, соответствующее приглашение США направлено, процесс движется  в нужном направлении и пока идет очень конструктивно. От кого направлено это приглашение? Конечно, по согласованию  коспонсоров. Это совместное приглашение. Не надо драматизировать все слухи, которые распространяются в СМИ. Подготовка к встрече идет весьма конструктивно. Исходим из того, что пока встреча будет в Астане, 23 января.

Вопрос: Завтра состоится инаугурация президента США. Как Вы оцениваете перспективы сотрудничества с новой американской администрацией по ситуации в Афганистане и противодействию международному терроризму в этом регионе?

Ответ: В целом, по всему комплексу двусторонних отношений с США и нашего взаимодействия по крупным региональным вопросам есть надежда на восстановление соответствующего уровня контактов и сотрудничества с Вашингтоном. Это комплексный вопрос. Однако наши ожидания связаны не только с конкретным отдельным регионом. Нужно говорить о комплексе двусторонних отношений. Тема борьбы с терроризмом и упомянутая Вами тема Афганистана являются одними из очень серьезных, поскольку с ними связаны глобальные вызовы и угрозы, стоящие не только перед нашими странами, но и перед всем миром.

Повторю и подчеркну уже сказанное, что мы до последнего дня и даже последних часов исходили из того, что готовы работать с уходящей администрацией по всем трекам, по которым у нас велась работа. Очень важно, чтобы вы это поняли. Именно поэтому мы не обнародовали многие факты, не «выливали» в медийное пространство всю накапливающуюся «грязь», которой с каждым днем становилась все больше. Мы ставили в качестве приоритета развитие двусторонних отношений, в том числе сотрудничество с целью решения глобальных вопросов, выше собственных представлений о том, как действуют наши партнеры. Хотя мы видели, что действуют они непорядочно. Понимая, что от взаимодействия России и США зависит решение глобальных международных вопросов, мы ставили это на первое место. Даже в ноябре, декабре и январе у нас не было ощущения того, что с этой администрацией мы не имеем дела, мы имеем дела с этой администрацией до самого последнего дня. Мы не отказывались от контактов, переговоров, телефонных звонков, несмотря на то, что, к сожалению, наши партнеры очень часто поступали так: сначала запрашивали встречи, говорили о планах, предлагали вполне конструктивные вещи, а сразу по завершении этих контактов, буквально в тот же день, как мы расставались, вводили новые санкции. То есть, несмотря на то, что в последнее время они действовали именно так, мы сохранили настрой, который не был персонифицирован, на конструктивную работу. Мы не ставили двусторонние отношения и наше взаимодействие на международной площадке в зависимость от того, кто сейчас у «руля» в США. Мы имеем дело с народом этой страны, наша ответственность на международной арене как двух держав, влияющих на многие мировые процессы, весьма велика. Очень важно это понимать.

Вопрос: В прошлом году при определенной политической картине Вы станцевали «Калинку-малинку». Если посмотреть на сегодняшнюю политическую ситуацию, то какой танец мог бы быть актуален?

Ответ: Я танцую вне зависимости от международной обстановки.

Вопрос: Существует ли какая-то координация между тем, что будет происходить в Астане и в Женеве? Стоит ли ожидать договоренностей в ситуации, когда политический диалог в Женеве еще далек от завершения?

Ответ: Сейчас стоит ожидать запуска самого процесса в Астане. К договоренностям нужно перейти и говорить о них, когда этап запуска пройдет успешно. Речь идет о запуске этого процесса в принципе.

Что касается увязки процесса в Астане с женевской площадкой, то мы ни в коем случае не можем согласиться (и всегда это подчеркивали) с мнением ряда представителей, политологов о том, что один процесс «подминает» другой. Ничего подобного. Рассматриваем эти процессы как взаимозависимые, взаимоувязанные. Исходим из того, что международная встреча в Астане будет способствовать консолидации режима прекращения боевых действий и создаст благоприятную атмосферу для запуска межсирийских инклюзивных переговоров, диалога в Женеве под эгидой ООН. Для нас это взаимоувязанный процесс. Логика именно такая, это звенья одной цепи. Сомнений в этом быть не может.

Вопрос: Когда Вы говорите, что Россия будет представлена на экспертном уровне, можно ли понимать, что уровень будет ниже заместителя Министра? Вы сказали, что приглашение в адрес США было совместно от коспонсоров. Как я понимаю, в их число входит и Иран. Не могли бы Вы это пояснить? Завершатся ли переговоры в Астане 23 января или Вы видите возможность их продления?

Ответ: Направление приглашения – вопрос технический. Я должна это уточнить. Конечно, эта тема обсуждалась коспонсорами, поэтому я и говорю, что не стоит драматизировать наличие разногласий, потому что коспонсоры имеют постоянный контакт и решают все имеющиеся вопросы в «он-лайн» режиме. Я уточню, как технически было направлено приглашение. Во избежание двусмысленностей обязуюсь вернуться к Вам с этой темой сразу после брифинга.

Что касается экспертного уровня, давайте дадим время окончательно сформировать переговорные команды, и мы об этом объявим. Могу сказать, что министерского уровня не предполагается. Что касается участников, то пока мы имеем в виду именно экспертный уровень.

Предполагается, что встреча в Астане продлится несколько дней.

Вопрос: Швеция давно озвучила желание о встрече между министрами иностранных дел. Когда она могла бы состояться?

Ответ: Я могу уточнить, предполагает ли график двусторонних контактов проведение встречи между двумя министрами.

Вопрос: Вы справедливо критиковали те правые и ультраправые газеты, которые влюблены в Америку и Запад и ненавидят Россию. Естественно, моя газета «Харавги» не относится к этой группе.

Некоторые СМИ в Греции и на Кипре в последние дни раздувают несуществующие проблемы между Грецией и Россией по поводу якобы отказа Греции в дозаправке военных кораблей и выдворении дипломатов. Могли бы Вы прокомментировать эти публикации?

Ответ: Во-первых, я бы хотела сказать, что мы критикуем не за влюбленность в кого-то, а за необъективность. Это разные вещи. Мне кажется, что в средствах массовой информации должна быть объективность, а не ангажированность. То, что мы видели, не имеет отношения к влюбленности, есть ощущение, что там есть расчет. Влюбленность – это чувство, а здесь мы столкнулись с какой-то планомерной дезинформацией или желанием представить ситуацию в ином свете. Мы рекомендуем тем СМИ, которые  особенно специализируются на описании очень сложных, многолетних кризисов или проблемных вопросов, быть более объективными, потому что иначе процесс урегулирования может быть только отброшен. Собственно говоря, об этом я и сказала.

Теперь о том, что ряд СМИ фокусировался или пытался выдать перечисленные Вами проблемы за разногласия, крупный кризис между Россией и Грецией. Об этом подробно говорил в ходе своей итоговой пресс-конференции Министр иностранных дел России С.В.Лавров. Я не буду повторять его слова, но хотела бы сказать, что в этом и заключается суть дружеских отношений: можешь ли ты решить проблемные вопросы? У нас с Грецией дружеские отношения, и все вопросы, которые у нас возникают, мы решаем именно в дружеском ключе. Мы можем решить те вопросы, которые у нас есть, и это отличает наши отношения с Грецией. Это является, можно сказать, такой визитной карточкой. СМИ, которые пытаются увидеть в проблемных вопросах кризис в наших отношениях, просто необъективны. Для чего они это делают? Хочется надеяться, что не специально. Может быть, по незнанию. Рекомендуйте им следить за нашими брифингами.

Вопрос: У меня для Вас есть пару интересных новостей из нашего «стана». На «Фейсбуке» телеканалу «Раша Тудей» заблокировали возможность публиковать все, кроме букв, то есть разрешен только текст.

Ответ: А цифры?

Вопрос: Цифры тоже можно.

Ответ: Видите, вводите  нас в заблуждение. Буквы и цифры – это уже не так мало.

Вопрос: На самом деле, мало. Для нас это очень важно. Объяснили это тем, что мы якобы нарушили авторские права при трансляции речи Б.Обамы.

Ответ: То есть опять его обидели, да?

Вопрос: Видимо. Интересный запрос пришел от «Ютьюба». Там администрация спрашивает, есть ли среди сотрудников телеканала люди, которые находятся  в санкционных списках.

У «Твиттера» есть еще проект «Датамайнер», мы им активно пользовались для поиска срочных новостей, платили им за это деньги. Буквально вчера они закрыли нам доступ без объяснения причин, несмотря на то, что у нас с ними было соглашение. Вы пошутили, что  для американцев мы во всем постоянны виноваты.

Ответ: Вы вообще, в принципе во всем виноваты, почему только для американцев?

Вопрос: Для американцев в данном случае. Шутки шутками, но обвинения идут одно за другим, а теперь вот последовали вроде как наказания, которые я перечислил. Как МИД России может это прокомментировать?

Ответ: Во-первых, я бы хотела порекомендовать обратиться в определенные организации. В мире существует целый ряд профильных международных структур, которые занимаются исключительно свободой слова. Существуют международные организации, занимающиеся различными  вопросами, но специализирующиеся на вопросах свободы слова и выражения, недопустимости цензуры и т.д. Я очень Вам рекомендую собрать все нарушения, имевшие место, и направить в эти специализированные структуры соответствующие материалы с просьбой дать им оценку. Стоит настоять на том, чтобы вам был направлен ответ. Все это нужно для понимания того, что происходит.

Во-вторых, необходимо дождаться официальных ответов от организаций, заблокировавших телеканалу трансляцию.

Что касается социальной сети «Фейсбук», то я сама недавно становилась жертвой блокировки, как было заявлено, по «техническим причинам». Потом были направлены соответствующие извинения, материал в моем аккаунте был разблокирован. Эта особая проблема, которая имеет ярко выраженную направленность в  отношении России, к сожалению. Это понятно. Нужно добиться получения от этих структур объяснения того, что происходит.

Первый и второй пункты не взаимосвязаны только на первый взгляд. На самом деле здесь есть прямая связь. Все объяснения, которые канал получит от указанных ресурсов - социальных сетей и компаний, должны лечь в основу писем и обращений в международные профильные организации.

Что касается нас, то мы регулярно сталкиваемся с попыткой блокировки не только телеканала «Раша Тудэй», но и других российских медиаресурсов под техническим предлогом. Используются все методы - от цензурирования без объяснения причин в принципе, до надуманных причин, ограничивается трансляция телевизионного сигнала, предъявляются претензии СМИ, корреспонденты запугиваются исками. Мы все прекрасно помним это в т.ч. на примере ФРГ. Год назад мы прошли эту историю.

Если все это действительно попадает в категорию цензуры под техническими предлогами, то это недопустимо. Это недопустимо в т.ч. и потому, что из того, что Вы сказали, налицо блокировка конкурентных преимуществ, имеющихся у «Раша Тудэй». В этом дело. Речь идет о том, что эта блокировка может использоваться для того, чтобы просто заблокировать часть аудитории и снизить рейтинги. Такое тоже возможно. Ситуация в данном случае вдвойне неприемлема, с одной стороны - это цензурирование, а с другой – цензурирование как инструмент недобросовестной конкуренции.

Мы будем ждать от вас подробных фактов по данной ситуации и соответствующим образом будем готовы поддержать ваше обращение в международные структуры, и не только туда. Часть этих компаний имеют четкую национальную привязку к США. Среди прочего будем запрашивать наших американских партнеров на предмет разъяснений по данной ситуации.

Вопрос: Хотелось бы получить Ваш комментарий относительно запроса от сервиса «Ютьюб» по поводу сотрудников телеканала «Раша Тудэй», входящих в санкционные списки.

Ответ: А чем они мотивируют? Что дальше? Вы должны просто перечислить их?

Повторю, налицо простое использование технических, а в данном случае уже не технических, а вообще не имеющих никакого отношения к работе и функционированию СМИ предлогов для решения своих собственных задач. Это неприемлемо для СМИ тем более, что западные ресурсы многократно жаловались на то, что их притесняют, в частности, в Российской Федерации. Эта логика в принципе непонятна. Если эти ресурсы предъявляют такие высокие требования к уровню и степени свободы в Российской Федерации, то как они могут сами нарушать эти же свободы в отношении российских медиа-ресурсов? Такую логику понять очень сложно.

Вопрос: На этой неделе заместители глав МИД России и Японии И.В.Моргулов и Н.Киси провели встречу. Не могли бы Вы пояснить подробнее, что обсуждалось в ходе этой встречи? Существует ли план диалоговых контактов между МИД России и МИД Японии на ближайшее время?

Ответ: Конечно, существует план диалога, он утверждается в рамках внешнеполитического ведомства. Если Вас интересуют его подробности, то я их уточню и предоставлю конкретные детали.

Что касается встречи заместителя Министра иностранных дел России И.В.Моргулова со старшим парламентским заместителем Министра иностранных дел Японии Н.Киси, то соответствующее сообщение было опубликовано на сайте МИД России. Там подробно сказано, о чем шла речь. Никакой дополнительной информации по этому вопросу у меня нет. Если у Вас есть какой-то конкретный вопрос по этой встрече, не отраженный в сообщении для печати, то я готова буду ответить на него дополнительно.

Вопрос: Я – тот самый человек, который на Форуме ОНФ сказал Вам по-китайски «Я тебя люблю». Я могу повторить это и сейчас.

Возвращаясь к встрече по межсирийскому урегулированию в Астане, которая пройдет 23 января, т.е. уже после инаугурации избранного Президента США Д.Трампа, хотелось бы задать вопрос, предполагается ли на этих переговорах присутствие представителей команды Д.Трампа, возможно, в неофициальном качестве?

Ответ: Соответствующее приглашение было направлено. Сегодня мы уже говорили об этом. Реакция со стороны команды Д.Трампа сегодня тоже последовала, я ознакомилась с ней. Было заявлено, что они будут внимательным образом изучать это предложение. Мы исходим из того, что после инаугурации они могут отреагировать на это приглашение и принять участие. Чтобы узнать, на каком уровне и в каком качестве, нужно дождаться завтрашней инаугурации.

Вопрос: Вы сказали, что Россия рассчитывает на комплексное улучшение отношений с США после прихода новой администрации США. Как Вы видите перспективы разблокирования отношений Россия – НАТО?

На пресс-конференции Министр иностранных дел России С.В.Лавров сказал, что российская сторона считает приоритетным возобновление стратегического диалога с США, включая не только ядерное разоружение, но и вопросы ПРО. Он сказал, что нужно посмотреть, что можно сделать, чтобы размещение системы ПРО в Европе не нарушало стратегический баланс сил. Что здесь могло бы стать предметом переговоров? Есть ли у России какие-то предложения для будущей администрации? 

Ответ: Вы уже сейчас делите историю двусторонних отношений, а скорее позицию Москвы, на две части – до и после инаугурации президента США. Вопрос в том, что наша позиция остается одной и той же до и после нее. Мы были готовы к нормализации, разблокированию, нормальному взаимодействию с США вне зависимости от того, кто находился «у руля». Это ключевой момент. Я уже об этом говорила.

Что касается НАТО, мы много раз подчеркивали, что необходимо сделать, чтобы начать процесс разблокирования. США не должны его блокировать и сейчас он заблокирован не нами. Мы пока ни от чего не отказывались, не сворачивали механизм СРН, не уклонялись от участия во встречах постпредов в рамках СРН, когда началось некое движение в этом направлении. Поэтому как мы могли и хотели работать, точно также мы хотим и можем работать 19, 20 или 21 января. Процесс блокировки взаимодействия Россия – НАТО происходит не по вине российской стороны. Блокировка была осуществлена Альянсом по настоянию США. Это была внешняя работа и работа внутри организации.

Что касается ПРО, то, конечно, это тема двусторонней повестки, которую нельзя избегать. Для нас она является одним из принципиальных вопросов, о чем мы неоднократно говорили. Во внешнеполитическом курсе есть определенные принципы, которые не нарушаются, о чем бы мы не говорили – о НАТО, ПРО или двусторонних отношениях стран, выстраиваемых на определенных принципах. Здесь мы точно также опираемся на определенные принципы. Это один из очень важных, чувствительных вопросов. Мы были открыты к диалогу по этому вопросу на протяжении многих лет, как по линии дипломатов, так и, в первую очередь, по линии военных. Хочу сказать об односторонних действиях США, которые очень напоминали то, что они потом сделали с НАТО, по другим вопросам. Они в одностороннем порядке вышли из Договора по ПРО, начали блокировать работу и диалог. Несмотря на все это, мы просто были готовы к обсуждению этого вопроса. Вспомните, что недалеко от МИД на очень большой площадке была проведена солиднейшая по уровню участников и их подготовленности конференция с участием военных, дипломатов, политологов, экспертов, специалистов в области безопасности по проблематике ПРО, где российская сторона с фактами на руках доказала, что те озабоченности, которые двигают или являются мотивацией США, по крайней мере в публичном пространстве, не соответствуют действительности. На этом мероприятии были изложены схемы, представлены диаграммы. Мы говорили о том, что готовы доказать, что заявленные США основные цели и контрмеры не являются таковыми, что мы готовы вместе работать над укреплением международной стабильности и безопасности, раз это для НАТО является основной целью. В этом нам также было отказано. Этот диалог все дальше и дальше деградировал.

По всем фронтам, будь то ПРО или другие сложные вопросы, мы хотим и готовы работать с США. Но работа предполагает взаимоуважительный диалог на определенных основах – на соблюдении международного права, имеющихся двусторонних договоренностей и т.д.   

Вопрос: Как, по оценке МИД России, в прошлом году складывались отношения между Азербайджаном и Арменией? Есть ли какое-то продвижение в контактах с Грузией?

Ответ: Хотела бы отметить, что по первому вопросу Министр иностранных дел России С.В.Лавров очень подробно изложил нашу позицию в ходе пресс-конференции 17 января. Поэтому, если честно, даже добавить нечего.

Что касается отношений с Грузией, мы фиксировали все конструктивные шаги, которые имели место - встречи, достигнутые решения. Мы нацелены на такое же конструктивное продвижение вперед и дальше.

Вопрос: На прошлом брифинге я поднимал вопрос о том, почему мы не переводим официальную информацию на языки стран СНГ? Мы как СМИ часто попадаем в «информационную карусель», в то время, как можно переводить официальную информацию на иностранные языки, и наши народы были бы хорошо проинформированы о происходящем. Можно ли создать информационный «локомотив» Содружества, чтобы мы понимали друг друга?

Ответ:  Мы будем над этим работать, я Вам это уже обещала. Надо будет этим заняться. Новый год наступил, нужно думать о том, как повышать информационное взаимодействие на пространстве СНГ. Я полностью согласна с Вами, что чем больше мы используем для перевода материалов, тем лучше происходит информирование и, соответственно, понимание позиции нашей страны. Будем работать.

 

Обратно к оглавлению

Дополнительные материалы

Видео

Фотографии

x
x
Дополнительные инструменты поиска