Публикатор

14.07.1617:40

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 14 июля 2016 года

1320-14-07-2016

  • en-GB1 ru-RU1

Содержание

  1. О переговорах Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Португалии А.Сантушем Силвой
  2. Об участии Министра иностранных дел России С.В.Лаврова во Всероссийском молодежном образовательном форуме «Территория смыслов на Клязьме»
  3. О развитии ситуации в Сирии
  4. О ситуации в Южном Судане
  5. Об итогах работы в России миссии БДИПЧ ОБСЕ по оценке потребностей наблюдения за выборами в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 18 сентября
  6. Об итогах заседания Совета Россия-НАТО
  7. О высказываниях Председателя Правительства Черногории М.Джукановича
  8. Из ответов на вопросы СМИ:
  9. О визите в Россию Госсекретаря США Дж.Керри
  10. О мирном урегулировании проблемы Нагорного Карабаха
  11. О состоявшемся визите С.В.Лаврова в Азербайджан
  12. О подписании США военного соглашения с Иракским Курдистаном
  13. О позиции России по ситуации в ЮКМ 
  14. О визите в Россию Госсекретаря США Дж.Керри
  15. О назначении главой МИД Великобритании Б.Джонсона
  16. О высказывании экс-президента Польши Л.Валенса
  17. О консультациях заместителя Министра иностранных дел России А.Ю.Мешкова с заместителем Министра иностранных дел Турции А.К.Айдыном
  18. О российско-турецких отношениях 
  19. О позиции России по включению «Ахрар аш-Шам» и «Джейш аль-Ислам» в список террористических организаций
  20. О российско-американском сотрудничестве в Сирии
  21. Об опубликованном Госдепартаментом США докладе о проблеме прав человека в Северной Корее
  22. О российско-польских отношениях
  23. О проведении переговоров по Нагорному Карабаху
  24. О решении Республики Корея и США разместить американскую систему ПРО THAAD в РК
  25. Об итогах заседания Совета министров иностранных дел прикаспийских государств 
  26. О российско-британских отношениях 

О переговорах Министра иностранных дел России С.В.Лаврова
с Министром иностранных дел Португалии А.Сантушем Силвой

 

17-18 июля состоится рабочий визит Министра иностранных дел Португалии А.Сантуша Силвы в Российскую Федерацию. Предстоят обстоятельные переговоры с Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым.

Напомню, российско-португальские отношения традиционно базировались на доверительном партнерстве и конструктивном взаимодействии. Однако в последние годы их интенсивность несколько снизилась в контексте общего сокращения контактов по линии Россия-Евросоюз. Вместе с тем? португальское руководство неоднократно демонстрировало настрой на восстановление прежнего уровня сотрудничества. Одним из наиболее ярких этому подтверждений стало проведение в Лиссабоне 29 июня очередного Пятого заседания Смешанной комиссии по экономическому, промышленному и техническому сотрудничеству между Российской Федерацией и Португальской Республикой.

Предстоящие переговоры глав внешнеполитических ведомств наших стран  призваны способствовать преодолению паузы в политическом диалоге после состоявшихся в Португалии в октябре прошлого года парламентских выборов и формирования нового правительства в интересах восстановления положительной динамики развития двусторонних отношений в разных областях и взаимодействия двух стран в поисках решения приоритетных международных проблем.

В ходе встречи Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Португалии А.Сантушем Силвой планируется «сверить часы» по перспективам двустороннего сотрудничества в политической и экономической областях, сделать акцент на двусторонних торгово-экономических отношениях в целях поиска возможностей для их активизации в условиях неблагоприятной внешней конъюнктуры.

Также ожидаем, что значительное место будет отведено разговору о двустороннем сотрудничестве в культурно-гуманитарной сфере. Эта область не только сохранила все позитивные наработки предыдущих лет, но и существенно обогатилась за счет расширения круга участников и использования новых форм взаимодействия.

Важной составной частью переговоров станет оценка текущего состояния отношений России с Евросоюзом и НАТО под углом зрения содействия их нормализации. Предполагается обменяться мнениями по ситуации на Украине, в Сирии и Ливии, поговорить о перспективах совершенствования международной кооперации в борьбе с ИГИЛ. В ходе переговоров будет также рассмотрена деятельность ООН.

 

Назад к оглавлению

 

Об участии Министра иностранных дел России С.В.Лаврова

во Всероссийском молодежном образовательном форуме

«Территория смыслов на Клязьме»

 

22 июля Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров выступит с лекцией перед молодежной аудиторией – будущими специалистами по межнациональным взаимоотношениям в рамках Всероссийского молодежного образовательного форума «Территория смыслов на Клязьме». Основные акценты в выступлении будут сделаны на влиянии межнациональных отношений на политическую ситуацию в мире. Приглашаем журналистов осветить это мероприятие и принять в нем участие.

 

Назад к оглавлению

 

О развитии ситуации в Сирии

 

Несмотря на объявленное 11 июля правительственными войсками продление прекращения огня на 72 часа, незаконные вооруженные формирования (НВФ), которые возглавляются и контролируются «Джабхат ан-Нусрой» и боевиками других незаконных группировок, продолжили попытки потеснить сирийскую армию с занимаемых позиций в ряде кварталов Алеппо. При этом обращает на себя внимание тот факт, что вопреки заявлениям отдельных полевых командиров, отряды т.н. «умеренной» вооруженной оппозиции действуют синхронно с формированиями террористов. В этой связи вновь отмечаем, что в интересах ликвидации на сирийской территории опасного очага международного терроризма необходимо, и чем скорее, тем лучше, четкое разделение между отвергающими террористические методы вооружёнными оппонентами нынешней власти и террористами, в т.ч. из «Джабхат ан-Нусры». Об этом мы говорим регулярно. Вы знаете нашу четкую позицию. По нашему мнению, это давно должно было быть сделано. 

Продолжаются столкновения с «Джабхат ан-Нусрой» и ИГИЛ в провинции Идлиб, в районе Пальмиры, в пригородах Дамаска Дарайе и в Восточной Гуте, в стратегически важном н.п. Манбадж.

5 июля террористом-смертником совершена террористическая атака возле пекарни в г.Хасеке, в результате которой 16 мирных жителей были убиты, около 30 получили ранения.

Между тем, центр по примирению сторон на российской базе Хмеймим информирует, что при содействии российской стороны к режиму локальных перемирий в Сирии примкнуло уже 179 населенных пунктов. Российские военные продолжили доставку гуманитарной помощи нуждающемуся в ней сирийскому населению. На днях ее получили в н.п. Блута и Хамбушийя в провинции Латакия. Напомню, что их жители испытали на себе все ужасы кровавого рейда ИГИЛ, «Джабхат ан-Нусры» и других групп боевиков в августе 2013 г.

И главное, о чем нужно было сказать сегодня. Борьба с терроризмом, в которой Россия оказывает помощь сирийскому народу, не обходится без жертв. Во время выполнения боевого задания в Сирии погибли российские летчики Р.Хабибулин и Е.Долгин. Вечная им память. Это люди, чьи имена будут навсегда вписаны в историю восстановления мира в регионе. Они не будут забыты ни в России, ни в регионе, ни в Сирии – об этом нам говорят сирийские граждане. Их вклад в восстановление мирной жизни в этой стране никогда не будет предан забвению.

 

Назад к оглавлению

О ситуации в Южном Судане

 

В последние дни резко обострилась ситуация в Республике Южный Судан (РЮС). В столице страны Джубе и ее окрестностях произошли ожесточенные столкновения между отдельными подразделениями правительственных войск и вооруженными формированиями оппозиции. Эти столкновения привели к многочисленным человеческим жертвам, в том числе среди гражданского населения. Понесла потери и Миссия ООН – погибли трое миротворцев, включая двух китайских граждан и гражданина РЮС, участвовавших в обеспечении защиты одного из лагерей внутренне перемещенных лиц, число которых снова резко возросло.

Совет Безопасности ООН на экстренном заседании рассмотрел обстановку в Южном Судане, в официальном заявлении Председателя СБ осудил насилие и призвал стороны к немедленному прекращению боестолкновений и демилитаризации района Джубы.

Африканский союз, Восточноафриканская Межправительственная организация по развитию (ИГАД) также обратились с призывом к руководству РЮС принять эффективные меры по полному прекращению боестолкновений, снижению напряженности, обеспечению гарантий безопасности населения страны, неукоснительному выполнению положений подписанного противоборствующими сторонами в августе 2015 г. Соглашения об урегулировании конфликта в Южном Судане.

12 июля по распоряжению Президента РЮС в стране введен режим прекращения огня, предприняты шаги по возвращению вооруженных подразделений в места постоянной дислокации.

Ожидаем от южносуданских сторон незамедлительных действий по нормализации обстановки, возврату на путь национального примирения.

Обращаем внимание и вновь рекомендуем российским гражданам, планирующим в ближайшее время посетить Южный Судан, принять во внимание соответствующие риски и по возможности воздержаться от таких поездок.

 

Назад к оглавлению

Об итогах работы в России миссии БДИПЧ ОБСЕ по оценке потребностей наблюдения за выборами в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 18 сентября

 

20 июня ЦИК России направил приглашения БДИПЧ ОБСЕ провести наблюдение за предстоящими 18 сентября выборами в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. В период с 26 июня по 1 июля в России находилась миссия Бюро по оценке потребностей (МОП) мониторинга этой избирательной кампании. В состав делегации вошли и.о. руководителя отдела по выборам А.Шлык (Белоруссия), ст.советник по выборам Л.Бадалян (Армения), советник по выборам В.Мисев (Македония) и представитель Секретариата Парламентской ассамблеи ОБСЕ А.Бейкер (Дания). Делегация, в состав которой входили выше обозначенные сотрудники, в Москве провела ряд встреч с официальными лицами ЦИК России, МИД России, Минюста России, а также представителями руководящего звена основных политических партий и неправительственных организаций нашей страны. Затем в Санкт-Петербурге представители БДИПЧ имели возможность побеседовать на различные темы, которые их интересуют в городской избирательной комиссии и Конституционном Суде Российской Федерации.

В качестве отчета о пребывании в Российской Федерации миссия 8 июля опубликовала доклад, в котором отмечается, что целый ряд рекомендаций Бюро, переданных российской стороне по итогам наблюдения за парламентскими выборами в России в 2011 г., были учтены. БДИПЧ планирует, об этом также говорится в докладе, направить на предстоящие выборы в Государственную Думу России 80 долгосрочных и 420 краткосрочных наблюдателей от государств-участников ОБСЕ.

Как вам известно, российская позиция сводится к соблюдению взятых на себя обязательств в рамках ОБСЕ, в т.ч. по известному Копенгагенскому документу 1990 г. в части, касающейся приглашения международных наблюдателей на избирательные кампании. Именно на этом основан подход России к тесному взаимодействию с БДИПЧ в вопросе мониторинга предстоящих выборов. Надеемся на понимание со стороны наших коллег из Бюро важности совместными усилиями добиваться применения единых стандартов в оценке проведения избирательного процесса в какой бы стране он не происходил.

О нашем подходе по необходимости единых критериев, стандартов и недопустимости применения двойных стандартов регулярно говорили публично и непосредственно нашим коллегам.    

 

Назад к оглавлению

 

Об итогах заседания Совета Россия-НАТО

 

13 июля в Брюсселе состоялось очередное заседание Совета Россия- НАТО на уровне постоянных представителей. Впервые после возобновления работы данного формата во встрече приняли участие представители Министерства обороны Российской Федерации и военных структур альянса.

Центральной темой обсуждения стали решения варшавского саммита блока по усилению восточного «фланга» альянса и их последствия для европейской и региональной безопасности. Ничего принципиально нового мы не услышали. По сути, если говорить кратко, представители НАТО ограничились изложением итогов саммита в Варшаве.

С российской стороны было особо указано на прямую ответственность НАТО за возможную дальнейшую эскалацию военно-политической напряженности на европейском континенте в результате беспрецедентного наращивания военного потенциала и активности блока в приграничных с Россией регионах, а также в свете продолжающегося строительства системы ПРО США/НАТО в Европе.

Российской стороной был предложен целый ряд вполне конкретных практических шагов в целях укрепления доверия, в том числе по осуществлению полетов самолетами военной авиации на Балтике с включенными транспондерами в развитие поддержанного нами «плана Ниинистё» по повышению авиационной безопасности в данном регионе. Также российской стороной была выражена готовность продолжить детальное обсуждение всего комплекса военно-политических вопросов на уровне военных экспертов.

Эти предложения были сделаны, они на столе. Мы ожидаем конкретной реакции наших коллег – представителей НАТО. Надеемся, что такая реакция последует без каких-то особых задержек и проволочек.  

В ходе заседания российская сторона однозначно решительно отвела попытки альянса выстраивать дискуссию по Украине в русле политических лозунгов и деклараций. С нашей стороны российские дипломаты и представители вывели разговор на предметное обсуждение ситуации в этой стране и хода выполнения Минских договоренностей, акцентировав внимание на важности дальнейшей работы Брюсселя с Киевом на предмет необходимости скорейшего и полного выполнения украинскими властями взятых на себя обязательств. Указали на деструктивный характер натовских усилий по укреплению военного потенциала Киева и проводимых членами альянса военных учений на территории Украины.

В несколько более конструктивном ключе состоялся разговор по ситуации с безопасностью в Афганистане и региональным террористическим угрозам. Было констатировано, что, несмотря на многолетнее пребывание там натовских контингентов, обстановка в этой стране продолжает деградировать, террористические «метастазы» продолжают расползаться по всему региону. Российские представители подчеркнули, что НАТО по-прежнему несет повышенную ответственность за развитие этих процессов.

Несмотря на сохраняющееся стремление альянса использовать Совет Россия-НАТО и его механизм исключительно как канал для продвижения внутриблоковых установок, рассматриваем его как востребованный механизм для консультаций и сближения подходов в интересах укрепления мира и стабильности на европейском континенте.

Хотела подчеркнуть, что мы открыты к продолжению равноправного диалога с альянсом в этом и в других форматах по всему спектру вопросов евроатлантической безопасности.

 

Назад к оглавлению

 

О высказываниях Председателя Правительства Черногории М.Джукановича

 

Мы обратили внимание на опубликованные 12 июля высказывания Председателя Правительства Черногории М.Джукановича о «российской пропаганде», которая, по его мнению, опасна и адресована тем, кто «застрял в тисках ретроградного прошлого». Мы услышали также очень знакомые по заявлениям натовских лидеров идеи о том, что «незанятое ЕС и НАТО пространство будет заполнено иными силами» – Россией или радикальными исламистами. Ставится знак равенство.

Констатируем, что еще до того, как Черногорию втянули в альянс, премьер этой страны в очередной раз «прогнулся» перед руководством этой структуры. Это не новая тактика. Так делали многие новобранцы Североатлантического альянса. Мы видим, как М.Джуканович открыто и недвусмысленно осуществляет курс на целенаправленное разрушение традиционных дружественных отношений между Черногорией и Россией.

Считаю необходимым сказать, что вместо того, чтобы выслуживаться перед чужими, лучше послужить своим, в частности, своему народу. Исходя из этой логики, неплохо было бы сначала провести референдум и спросить у своих людей, что они думают о вступлении в альянс, а потом уже заниматься обслуживанием интересов совершенно не относящихся к государству людей.

О том, почему не проводится референдум, мы говорили много. Руководство Черногории, в частности М.Джуканович, боятся слушать мнение собственного народа. Мы прекрасно понимаем, что результаты этого референдума вполне могут оказаться неудобными персонально для него и для натовской пропагандисткой машины. Все посылы относительно российской угрозы Черногории могут рассыпаться, потому что люди могут высказаться и сказать все, что они думают об этой ситуации.   

Ответственность за последствия антироссийской линии Подгорицы целиком и полностью лежит на нынешних властях Черногории.

 

Назад к оглавлению

 

Из ответов на вопросы СМИ:

Вопрос: В Москве завтра состоятся российско-американские переговоры. Предыдущий опыт показал, что многочисленные контакты и встречи в принципе не привели к какому-то существенному результату в плане борьбы с терроризмом и ситуации в Сирии. Что можно ожидать от предстоящей встречи?

Ответ: Мне кажется, что этот вопрос следовало бы адресовать, в первую очередь, американской стороне. Хочу напомнить, что Государственный секретарь США Дж.Керри  приезжает сюда по желанию американской стороны, по своему желанию, видимо, согласованному с руководством этого государства. С чем едет Дж.Керри, и что приготовил для России Вашингтон, мы узнаем уже сегодня. Сегодня, как об этом уже было сказано представителями Администрации Президента России, он будет принят Президентом Российской Федерации В.В.Путиным. Завтра предстоят переговоры в Министерстве иностранных дел России.

Как вы знаете, мы поддерживаем разговор с нашими американскими коллегами не только во время личных встреч, не только глядя друг другу в глаза, но и в ходе многочисленных телефонных переговоров, которые проходят между главами внешнеполитических ведомств наших стран, в ходе работы наших экспертов, в частности, на европейских площадках, в т.ч. по сирийской проблематике. Конечно, работает Посольство России в Вашингтоне, у нас есть рабочие контакты с американским Посольством в Москве. В принципе мы всегда открыты для обмена идеями, для каких-то предложений, мы никуда не уходили и готовы были их воспринимать на ежедневной основе. Мы поддерживаем этот контакт.

Скоро мы узнаем, с чем едет в Москву Дж. Керри. Он знает, что Россия – страна гостеприимная. Мы  всегда создаем рабочую атмосферу, в которой можно проводить конструктивные переговоры, никогда не отказываемся от контактов, даже несмотря на общий фон, который, к сожалению, не улучшается. Складывается впечатление, что кто-то в Вашингтоне каждый раз намеренно пытается нейтрализовать все позитивные и конструктивные шаги. Мы будем и дальше обращать на это внимание и все-таки пытаться выводить отношения на конструктив и позитив.  

Вопрос: Известно, что в последнее время активизировался миротворческий процесс урегулирования проблемы Нагорного Карабаха, особенно со стороны России, что вполне естественно. С.В.Лавров уже побывал в Ереване и Баку. Планируются ли в обозримой перспективе его новые встречи с армянским и азербайджанским коллегами? 

Ответ: Действительно, только что прошли встречи в Ереване и Баку, основная часть которых была посвящена мирному урегулированию проблемы Нагорного Карабаха. Пока информации по поводу новых встреч у меня нет. Тем не менее, хочу ещё раз подчеркнуть, что контакты поддерживаются не только в форме личных встреч и переговоров. Проводятся также телефонные разговоры, идет взаимодействие на уровне посольств. В целом, работа по НКУ ведётся очень интенсивно.

Вопрос: Вы сопровождали Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в недавней поездке в Баку. Какие впечатления сложились у Вас от города? В этот же период на странице Министерства в «Инстаграм» появились фотографии с видами Баку, которые сопровождались подписью «Солнечный Баку – гостеприимный и красивый город!». Хотели поинтересоваться, кто был инициатором публикации?

Ответ: Надеюсь, Вы не хотите, чтобы я дезавуировала эти заявления? Сотрудники, которые ведут социальные сети, в частности, страницу МИД России в «Инстаграм», полностью отразили точку зрения российской делегации по поводу этого замечательного города, который в последнее время стал еще более красивым. Вы спросили о моих личных впечатлениях. Скажу, что я всегда стараюсь использовать любую возможность, чтобы знакомить аудиторию, в частности, пользователей социальных сетей, с теми местами, куда приезжает делегация Министра иностранных дел. Я это делаю для того, чтобы предоставлять не только формальный, но и неформальный взгляд на визиты, на внешнюю политику, на то, что нас окружает, как нас принимают. Все это тоже очень интересно. Приехав в Баку, мы опубликовали фотографии. Во время визита в Ереван мы также поделились соответствующими фотографиями. До этого был Париж, другие города. Такой неформальный подход, показать который получается, когда есть время и возможность. Нам удается рассказать аудитории, которая следит за деятельностью МИД, какие-то детали, показать что-то интересное, что произошло с тем или иным городом за время, прошедшее с предыдущего визита туда российской делегации. Еще раз повторю, Баку в прекрасном состоянии, это очень красивый город. Каждый раз приезжая я отмечаю для себя что-то новое – что-то было построено, сделано. Там доброжелательные люди и прекрасная кухня.

Вопрос: Во вторник 12 июля США подписали военное соглашение с Иракским Курдистаном о взаимопонимании и поставках вооружений отрядам пешмерга. Как Россия относится к таким действиям со стороны США по отношению к Иракскому Курдистану? Будет ли Россия подписывать аналогичное военное соглашение с этим регионом? Намерена ли Россия оказывать помощь вооруженным курдским отрядам пешмерга в борьбе против терроризма?

Ответ: Для того, чтобы этим заниматься, нам не нужно делать это так же, как это делает кто-то другой. Мы делаем это по-своему, вам это прекрасно известно. Вы знаете, что мы поддерживаем курдов, их движение в борьбе против терроризма, в частности, на территории Ирака, раз уж Вы заговорили именно об этой стране. Мы это делаем так, как полагаем правильным с точки зрения международного права  – по согласованию с официальным Багдадом. Мы информируем вас об этом, иногда рассказываем о происходящем более детально и предметно. Эта работа ведется на постоянной основе.

Что касается деталей соглашения, подписанного американцами, то этот вопрос следует адресовать США. О том, что мы делаем, я Вам сказала.

Вопрос: 12 июля Третейский суд в Гааге вынес вердикт по поводу островов в исключительной экономической зоне Китая. Что Вы думаете об этом решении Гаагского суда, и как Россия относится к китайской политике в Южно-Китайском море?

Ответ: В связи с вердиктом Третейского суда в Гааге по поводу известного иска Филиппин, вынесенным 12 июля, мы хотели бы отметить следующее. Позиция России по ситуации в ЮКМ последовательна и неизменна. Мы выступаем за то, чтобы государства, вовлеченные в территориальные споры в указанной акватории, строго следовали принципу неприменения силы и продолжали поиски путей дипломатического урегулирования имеющихся разногласий на основе международного права,  прежде всего, Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Они должны действовать в духе документов АСЕАН и КНР, а именно Декларации о поведении сторон в Южно-Китайском море, подписанной в 2002 году, и Руководящих принципов её реализации, согласованных в 2011 году.

Мы поддерживаем усилия АСЕАН и КНР, направленные на выработку Кодекса поведения в ЮКМ. Хотелось бы напомнить, что Россия не является участником территориальных споров в данном регионе и не будет в них втянута. Принципиально не становимся на чью-либо сторону. Полагаем, что соответствующие консультации и переговоры должны вестись непосредственно между вовлечёнными сторонами в определённом ими самими формате. Мы также считаем контрпродуктивными попытки вмешательства внерегиональных сил в урегулирование территориальных проблем в ЮКМ. Высоко оцениваем роль Конвенции ООН по морскому праву 1982 года в обеспечении верховенства права при осуществлении деятельности в Мировом океане. Кроме того, чрезвычайно важно, чтобы положения этого универсального международного договора применялись последовательно и таким образом, чтобы не ставить под угрозу целостность установленного Конвенцией правового режима.

Вопрос: Хотелось бы уточнить по поводу предстоящего визита Государственного секретаря США Дж.Керри в Москву. Известны ли конкретные вопросы, которые будут обсуждаться сегодня и завтра?

Ответ: Несколько дней назад мы опубликовали на сайте Министерства подробный материал относительно визита и вопросов, которые будут обсуждаться. Я могу сказать, что, конечно, в центре внимания будет ситуация в Сирии. Обсудим имеющиеся двусторонние вопросы. Наверняка будет затронута тема Украины, а также ряд актуальных вопросов международной повестки дня. Мы исходим из этого.

Еще раз обращаю внимание, что подробный комментарий был опубликован на сайте Министерства иностранных дел.

Вопрос: Вчера стало известно, что МИД Великобритании возглавит Борис Джонсон. Как к этому относится МИД России? Как бы Вы прокомментировали это назначение?

Ответ: Что касается смены игроков-нападающих во внешнеполитическом ведомстве Великобритании, то мы не просто в курсе – Министр иностранных дел России С.В.Лавров направил соответствующие поздравления своему коллеге, который занял этот пост.

Конечно, книга российско-британских отношений давно ждет, когда будет перевернута эта не лучшая страница в истории двустороннего взаимодействия. Да и «взаимодействием» это вряд ли можно назвать. Если у британской стороны при новом руководителе внешнеполитического ведомства будут соответствующие желания и намерения, то мы их, безусловно, поддержим. Так же могу сказать, что по г-ну Ф.Хэммонду (он же Ф.Хаммонд) мы скучать не будем.

Вопрос: Вместо того, чтобы сделать выводы после российско-турецкого кризиса, экс-президент Польши Л.Валенса призывает американцев сбить российский самолет.

Ответ: Не понимаю, что происходит с Польшей. Он так и сказал? Это что-то новое?

Вопрос: Нет, он сказал об этом неделю назад.

Ответ: У меня такое впечатление, что люди, которые связаны с политикой, объявили соревнование: кто придумает более глупую фразу относительно России. Видимо, рассчитывают на хороший приз. Я просто не могу не комментировать это по ходу, потому что мы не успеваем следить за этими глупостями от ряда польских политиков. Кто-то считает эти заявления смешными. Не могу согласиться, что они смешны. Возможно, они были бы смешными, если бы мы слышали их от детей или от людей, которые не связаны с внешней политикой. Но все заявления про «волынскую резню», сбивание российских самолетов людей, которые непосредственно связаны с политикой, международными отношениями, от силовиков назвать смешными не поворачивается язык. Эти люди должны быть ответственными, они должны понимать о чем они говорят.

Вопрос: Сегодня заместитель Министра иностранных дел России А.Ю.Мешков и заместитель Министра иностранных дел Турции А.К.Айдын должны провести переговоры в Москве. Какие вопросы будут обсуждаться?

Ответ: Могу подтвердить, что на сегодня в Москве запланированы политические консультации на уровне заместителей министров иностранных дел России и Турции - А.Ю.Мешкова с российской стороны и А.К.Айдына с турецкой. Основной акцент планируется сделать на возобновлении процесса двустороннего взаимодействия с учетом начавшейся поэтапной нормализации российско-турецких отношений. Будет обсуждаться региональная повестка дня.

Вопрос: Прошло примерно две недели, как руководители двух стран дали поручения министерствам и ведомствам нормализовать отношения между двумя странами. Чем может похвалиться российская сторона, кроме сегодняшних переговоров? В связи с сегодняшними переговорами ожидаете ли Вы с нетерпением результата по снятию запрета на чартеры? Может, Вы хотели бы отдохнуть в Анталии?

Ответ: Вы знаете, я предпочитаю отдыхать в Российской Федерации. В прошлом году открыла для себя Крым и была поражена. В этом году я тоже была в Крыму. Не могу назвать это отдыхом, это была командировка, связанная с пресс-туром зарубежных корреспондентов по приглашению руководства лагеря «Артек» (всем бы такие командировки). Каждый мой приезд в Крым – открытие. Это уникальное место. Уникальное не потому, что мы сейчас считаем его таковым в связи с теми изменениями, которые произошли в геополитическом ландшафте. Исторически это был фантастический курорт. Можно поставить знак равенства между Крымом и здоровьем, Крымом и живой историей, Крымом и прекрасным настроением. Это то, что касается меня лично.

Что касается того, чем мы можем похвастаться. Хвастаться мы не любим, мы любим отчитываться о конкретных делах. Я уже говорила о ведущихся переговорах. Что касается чартерных рейсов. Как Вы знаете – это компетенция не Министерства иностранных дел, этим занимаются Правительство, соответствующие подразделения, структуры. Вы правильно сказали, что соответствующие поручения даны. Мы всегда говорили, что отношения очень легко испортить. Для этого достаточно одного выстрела. Восстановить их всегда не просто, на это требуется время – у нас нет волшебной палочки. Восстановление отношений связано с законами, с изменением соответствующих положений и инструкций. Мы должны быть честными и откровенными. Конечно, на это уйдет время. Еще раз повторю для тех, кто готов сбивать российские самолеты: отношения всегда очень легко испортить, а восстановить их сложно.

Как вы знаете, между главами российского и турецкого внешнеполитических ведомств состоялся контакт, там был намечен план по восстановлению. Работа ведется. Она ведется как между внешнеполитическими ведомствами, посольствами, так и внутри страны - Правительством и соответствующими структурами, которые за это отвечают. Более детальную информацию по отдельным отраслям могу уточнить и предоставить вам чуть позже.

Вопрос: В своей недавней речи в Аспене (штат Колорадо), Госсекретарь США Дж.Керри назвал «Ахрар аш-Шам» и «Джейш аль-Ислам» подгруппами «Джабхат ан-Нусра». Согласна ли Россия с такой оценкой? Выступает ли Россия за включение этих двух вооруженных групп в список террористических организаций?

Ответ: При всем моем уважении к американской стороне по вопросу включения каких-либо групп или подгрупп в террористические списки мы должны быть согласны не с мнениями представителей Администрации США, а  действовать в законном международно-правовом поле. Признанием террористических групп террористами как таковыми занимается Совет Безопасности ООН. Соответственно, те группировки, которые признаны Советом Безопасности ООН таковыми, являются террористическими. Также существует внутреннее законодательство, согласно которому те или иные группировки также могут быть признаны террористическими. Мы не зависим от мнения того или иного политика в его оценке или от изменения его оценки с учетом существующей реальности. Мы всегда из этого исходили.

Вопрос: Возможно ли военное сотрудничество между Россией и США в Сирии, но без участия Президента Сирии Б.Асада? Может быть, это будет предложение Госсекретаря США Дж.Керри, о котором Вы еще не знаете?

Ответ: Давайте не будем обсуждать то, что мы пока не знаем. Пусть он его сначала довезет – это тоже немаловажная часть процесса. Во-первых, как по-русски говорится – «донести и не расплескать». Во-вторых, я не очень понимаю, как Вы себе представляете военное сотрудничество двух стран в третьем государстве без участия этого третьего государства. Это как в Ираке? Или где? Может быть, как в Ливии? Приведите, пожалуйста, примеры, как это может выглядеть.

Отвечая на соответствующие упреки, мы много раз говорили о том, что мы не поддерживаем персонально Президента Сирии Б.Асада, мы говорили, что нас волнует наличие государственности в Сирии и, может быть, в первую очередь, тех сил, которые будут «на земле» иметь способность и возможность противостоять террористической угрозе. Это важно как для самой Сирии, так и для международного сообщества. При всем сочувствии сирийскому народу здесь есть и прагматичный подтекст: если падет Сирия под натиском террористов, страшно представить, что дальше будет не только с регионом, но и в принципе с Европой, с близлежащими странами. Мы неоднократно говорили, что зацикленность на фигуре Б.Асада нам не понятна. Полагаем, что не с этого надо начинать, а с взаимодействия на контртеррористическом направлении без каких-либо предварительных условий. Если выдвигаются какие-то предварительные условия, нас таким образом, подталкивают к игре на руку террористам. Их не должно быть. Контртеррористическая борьба должна быть безусловной, приоритетной. С этого должно все начинаться.

Если Ваш вопрос касается политического процесса, то мы считаем, что его необходимо активизировать и ни в коем случае не довольствоваться снижением темпов, которое мы сейчас наблюдаем.

Вопрос: Недавно Госдепартамент США опубликовал доклад о проблеме прав человека в Северной Корее. Министерство финансов США объявило новые санкции против высшего руководства КНДР. МИД КНДР опубликовало заявление, которое резко осудило подобную провокацию со стороны США как самый враждебный акт, выходящий за рамки конфронтации вокруг проблемы прав человека и политическую интригу, направленную на изоляцию КНДР. Можете ли Вы прокомментировать односторонние санкции против высшего руководства КНДР?

Ответ: Можем. Мы видели этот доклад. Действительно, речь идет о докладе Госдепартамента США по проблеме прав человека в Северной Корее. Мы также видели упомянутый Вами расширенный санкционный список, опубликованный Министерством финансов США, в котором фигурируют представители высшего руководства КНДР. Хотела бы изложить нашу позицию по этому вопросу.

Как известно, Российская Федерация поддержала резолюцию 2270 СБ ООН, которая была принята в марте с.г. в ответ на ядерные испытания и ракетные пуски КНДР. Этот документ обязал все государства-члены ООН соблюдать строгий режим санкций в отношении Пхеньяна. Наряду с этим мы последовательно выступаем против политизации правозащитной тематики и использования правочеловеческой проблематики в качестве инструмента политического давления и вмешательства во внутренние дела государства. Полагаем, что главной задачей сегодня, если говорить о Корейском полуострове, является снижение уровня конфронтации в регионе. Кроме того, первоочередная задача, которая стоит перед всеми, кто так или иначе имеет возможность влиять на ситуацию, заключается в создании необходимых предпосылок для решения проблемы его денуклеаризации. В этом для нас заключается приоритет. С учетом этого мы призываем заинтересованные государства избегать тех шагов, которые могли бы или ведут к дальнейшей эскалации ситуации. Также призываем продолжить усилия в интересах урегулирования проблемы Корейского полуострова, сделать это политико-дипломатическими  средства, безусловно, через диалог.

Вопрос: На этой неделе в Москве прошли переговоры заместителя министра иностранных дел Польши М.Зелковского с Заместителем Министра иностранных дел России В.Г.Титовым. Каковы перспективы российско-польских отношений?

В Кракове в конце июля пройдут всемирные дни молодежи. Это очень массовая акция, будет более двух миллионов человек. Буквально вчера сайт организаторов был взломан хакерами, появились надписи «Аллах Акбар» и «Пришло время расплаты». Это сделали русские хакеры. Польская пресса считает это элементом гибридной войны России против Запада. Не могли бы Вы это прокомментировать?

Ответ: Понимаете, я уже не могу комментировать этот марафон глупостей относительно гибридной угрозы со стороны России, о некой российской агрессии, о российских хакерах, которые проплачиваются и которые все время где-то что-то взламывают. Почему я так говорю? По одной простой причине. Возможно, об этом не знает польская пресса, и я хочу ей об этом рассказать.

Во-первых, в каждой стране существуют соответствующие структуры, которые занимаются информационной безопасностью в различных ее аспектах: есть структуры, которые занимаются технологической защитой, расследованием преступлений в сфере информационной безопасности, международным сотрудничеством в этой сфере. Во всех странах, которые видят в этом проблему, созданы такие механизмы.

Во-вторых. Что мешает, в частности Польше, польскому руководству либо другим странам, которые все время через прессу публично заявляют о неких российских хакерах и агрессивных, гибридных действиях России, предоставить по имеющимся каналам российским соответствующим структурам свои материалы, которые бы доказывали, утверждали или ставили бы какие-либо вопросы, связанные с нарушением их киберпространства, кибербезопасности потенциальными российскими нарушителями? Мы не видим, что мешает. Мы видим странную картину. Периодически в Швеции всплывают т.н. «российские подлодки», в других странах т.н. «российские хакеры» взламывают какие-то сайты, оставляют следы. При этом идет расширение Североатлантического альянса, увеличиваются контингенты, которые размещаются на сопредельных с Россией территориях. Как мы понимаем, все это является информационным сопровождением, кампанией, как раз разъясняющей очень даже недружественные действия со стороны Запада по «накачиванию мускулов», по увеличению собственного военного присутствия у нас на границах. Еще раз повторю: если есть вопросы, задайте их. Пусть польские журналисты зададут вопросы своим экспертам, представителям силовых структур, которые занимаются кибербезопасностью. Почему нет никакого взаимодействия с российской стороной? Почему нет никакой информации, которой бы могла поделиться Польша с Россией и поставить соответствующие вопросы? Почему этого не происходит? Почему всё ограничивается исключительно публичной сферой, какими-то утечками, какими-то передачами данных прессе, какими-то заявлениями о необходимости сбивать российские самолеты либо о российской причастности уже практически ко всему? Единственный совет – не надо идти на поводу у тех, кто вбрасывает и распространяет такую информацию. Ее необходимо проверять.

Да, действительно, была опубликована информация о встрече Первого заместителя Министра иностранных дел России В.Г.Титова с Послом Польши в Москве К.Пелчиньской-Наленч. Что касается упомянутой Вами встречи, я уточню.

Вопрос: Сейчас идут активные переговорные процессы вокруг карабахского вопроса. Россия является главным участником этих переговоров. Министр иностранных дел России С.В.Лавров заявил в Баку, что стороны договорились не раскрывать подробности переговорного процесса, чтобы его «не спугнуть». В Армении, Азербайджане и Нагорном Карабахе абсолютно не знают, о чем ведутся переговоры и на какие уступки стороны готовы. Нет ли у Вас опасений, что такая секретность и отсутствие конкретной информации по переговорному процессу приведет к тому, что достигнутые договоренности станут неприятным сюрпризом для обществ Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха? Именно это может стать причиной провала реализации договоренностей.

Сегодня Анкара заявила, что Министр иностранных дел Турции М.Чавушоглу собирается посетить Азербайджан для проведения переговоров по Нагорному Карабаху. Поможет или наоборот помешает вовлеченность Анкары в этот процесс?

Ответ: Начну со второго вопроса.  Любое конструктивное содействие мирному процессу будет идти на пользу, а любое деструктивное воздействие будет идти во вред. Все зависит от того, каким будет этот вклад и воздействие. Это относится ко всем принципам урегулирования тех или иных международных конфликтов.

Ваш первый вопрос был чрезвычайно сложным. Наверное, одним из самых сложных, на который сейчас пытаются найти ответ.

Сразу предупрежу, что я не смогу Вам дать точного ответа, но попытаюсь поразмышлять. Мне это будет сделать тем более сложнее, потому что я по профессии и роду своей деятельности связана с журналистикой и информацией. Концепция нашей работы - это, конечно, информационная открытость. Мы об этом говорим и пытаемся реализовывать на практике  с максимальной эффективностью и отдачей. Это одна из основных целей Департамента информации и печати МИД России. Вы знаете, что у нас в стране существуют соответствующие оценки и рейтинги информационной открытости. Поэтому это не обсуждается,  информационная открытость -  это приоритет.

Есть переговорный процесс. Если бы он не включал в себя ту или иную сторону, которая задействована в урегулировании, тогда, наверное, ваши опасения были бы абсолютно оправданы. Но этот процесс ведется либо на высшем уровне с участием президентов обоих государств, либо на уровне экспертов, либо на уровне глав внешнеполитических ведомств. Соответственно, экспертные группы с той и другой стороны прекрасно знают, о чем идет речь. Никакого сюрприза ни для одной стороны нет и не может быть. Этот переговорный процесс, челночная дипломатия, которой сейчас, в частности, занимается Россия в связи с НКУ, предполагает постановку вопросов, поиск ответов и возможных развязок. Это колоссальный процесс, в котором задействованы эксперты практически на всех уровнях с той и другой стороны. Никаких неприятных сюрпризов быть не может.

Но есть еще один аспект, также связанный с информацией, журналистикой и работой с общественным мнением. Когда вы спрашиваете, не боюсь ли я, что переговоры, итоги или договоренности станут неприятным сюрпризом, то я могу вам точно сказать: я боюсь только одного -  что этих договоренностей может не быть. Самое главное сейчас сделать так, чтобы этот процесс, который сейчас идет очень активно, завершился конструктивно и действительно принес одной и другой стороне надежду на мир в этом регионе. Вот это самое важное. Если чего и бояться, то только срыва этого процесса. Это очень важно.

Не мне вам рассказывать, что этот переговорный процесс ведется очень долго. На определенных этапах были очень большие ожидания, что вот-вот договоренности будут достигнуты, и ничего не происходило. Вы знаете, что было потом: новые жертвы, новое обострение, новые витки напряженности. Сейчас очень важный момент. Нужно сделать так, чтобы все команды играли на общий результат. Результат действительно должен быть общим, а именно: прекращение насилия, каких-то потенциальных возможностей для новых кровопролитий, жертв и т.д. Сегодня много говорилось про Армению и Азербайджан, мы побывали там и там, мы посещаем обе страны постоянно, разговариваем с дипломатами и обычными людьми. Когда идешь по городу, к нам подходят обычные люди и всех волнует только одно - чтобы больше не было жертв. Это примат, это то, что должно стоять во главе угла. Когда читаю ваши материалы, статьи  других журналистов в Армении и Азербайджане, в них должна быть единая цель и другой цели быть не может – чтобы там больше не погибали люди. Вот это должно быть нашей общей целью. Именно на это нацелены все усилия на данном направлении.

Извините, что это было так пространно и так долго, но это  действительно сложный вопрос.                  

Вопрос: МИД России уже выразил серьезную озабоченность относительно решения Республики Корея и США разместить американскую систему ПРО THAAD в РК. Республика Корея и США настаивают на том, что эта система направлена только на сдерживание ядерных сил КНДР. Считает ли Россия, что это на самом деле вызов близлежащим странам, и размещение THAAD может обострить ситуацию?

Какие ответные меры может предпринять Россия, если проект будет реализован?

 Ответ: Не могу ничего прибавить к тому, что уже было опубликовано 8 июля на сайте МИД России. В заявлении подробнейшим образом изложена наша позиция, а также четко сказано (и другого прочтения быть не может), что этот шаг вызывает у нас очень серьезную озабоченность. Я просто адресую Вас к этому материалу.

Могу добавить, что мы продолжаем внимательно следить за развитием событий на Корейском полуострове и вокруг него. Мы открыты для консультаций со всеми заинтересованными сторонами и странами для обсуждения новых реалий и аспектов, которые складываются сейчас в регионе.

Вопрос: Вчера уже была опубликована новость о том, где будут размещаться эта система. Что Вы можете сказать по этому поводу?

Ответ: Я полагаю на этом свой комментарий исчерпанным. Сегодня мне добавить больше нечего. 

Вопрос: Планируется ли отмена виз для граждан Турции? Когда можно ожидать это событие?

Ответ: Такой информации у меня нет. Я уточню.

Вопрос: Высокая встреча Совета министров иностранных дел в Астане по статусу Каспия приблизила стороны к подписанию Конвенции по этому вопросу. Были ли достигнуты какие-нибудь договоренности на этой встрече?

Ответ: Вчера подробнейшим образом Министр иностранных дел Казахстана Е.А.Идрисов информировал журналистов относительно того, как шла работа, к чему пришли стороны. Свои добавления и оценки сделал Министр иностранных дел России С.В.Лавров. Министры внешнеполитических ведомств прокомментировали ход работы и достигнутые результаты, а также проблемные вопросы, которые еще остались. Стенограмма и видео размещены на официальном сайте МИД России.

 Вопрос: В Баку предстоит встреча глав государств России, Азербайджана и Ирана. Какие вопросы будут обсуждаться?

Ответ: Как Вам известно, у глав государств есть свои пресс-службы. Этот вопрос адресуйте им. У каждой структуры есть разделение обязанностей.

Вопрос: Как Вы считаете, стоит ли ждать изменений в отношениях между Россией и Великобританией после назначения Т.Мэй Премьер-министром? Как Вы относитесь к ее назначению? Что от нее ждет Россия?

Ответ: Сегодня Пресс-секретарь Президента России Д.С.Песков прокомментировал это событие в политической жизни Великобритании.

Что касается двусторонних отношений, то, как вам известно, практически в режиме «нон-стоп» приходят и уходят главы государств, главы внешнеполитических ведомств, происходят те или иные изменения. Мы ориентируемся на конкретные шаги, поступки и заявления. Мы давно открыты к взаимодействию. Мы не видели никаких оснований для того, чтобы двусторонние отношения ухудшались. К сожалению, это произошло.

Повторю, мы открыты к взаимодействию с нашими британскими партнерами на равноправной, взаимоуважительной основе с учетом интересов. Со своей стороны мы учитываем интересы всех наших партнеров, и хотим, чтобы к нам относились также.

Мне кажется, что нужно дать время новому руководству, в частности, внешнеполитическому ведомству Великобритании, для того, чтобы была сформирована повестка, которая будет оглашена и будут сделаны какие-то публичные комментарии об основных направлениях внешней политики этого государства. Посмотрим. Будем исходить из реальных конкретных дел и шагов.

Дополнительные материалы

Видео

Фотографии

x
x
Дополнительные инструменты поиска