Публикатор

7.12.1816:42

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на пресс-конференции по итогам 25-го заседания СМИД ОБСЕ, Милан, 7 декабря 2018 года

2363-07-12-2018

  • en-GB1 ru-RU1

Уважаемые дамы и господа,

Прежде всего, хотел бы еще раз выразить наше искреннее удовлетворение и признательность итальянскому Председательству ОБСЕ, лично Министру иностранных дел Италии Э.Моаверо Миланези, всем его сотрудникам за усилия, которые они прилагали для того, чтобы прошедшее вчера и сегодня ежегодное министерское заседание Организации было плодотворным и успешным.

Мы действительно смогли провести полезный обмен мнениями по наиболее актуальным вопросам региональной и международной повестки дня. Российская делегация на конкретных примерах выразила нашу обеспокоенность, прямо скажем, нездоровой ситуацией, которая сложилась на пространстве ОБСЕ, в том числе по поводу роста на этом пространстве военно-политической напряженности. Видим, как наши коллеги из Североатлантического альянса проводят курс на «сдерживание» России, наращивают военную активность вблизи наших границ, создают военную инфраструктуру на «восточном фронте», как они это называют, пытаются вместо дипломатии заниматься голословными обвинениями, которые не способствуют диалогу. А  ведь только в рамках диалога взаимные озабоченности можно лучше понимать и устранять.

Настораживает и то, что сам термин «международное право» уже все реже используется нашими западными партнерами. Они теперь чаще говорят о «порядке, основанном на правилах» (rules based order). Я не понимаю, в чем отличие этого порядка от международного права, но судя по тому, в каких ситуациях применяется этот термин, наши западные коллеги считают, что международное право – это нечто, требующее универсального согласования, а порядок, основанный на правилах, они выдумывают сами. Это печально. Призываем наших коллег придерживаться всех договоренностей, которые были достигнуты в рамках международно-правовых инструментов. 

Вызывает тревогу и попрание языковых, образовательных и других прав  нацменьшинств, включая религиозные права, подъем неонацистских сил во многих странах Европы, дискриминация и преследование неугодных СМИ. Надеюсь, вы следите за теми инициативами, которые продвигаются в Европе по поводу отсеивания СМИ, которые не отражают точку зрения мейнстрима. Все это препятствует совместной работе по важнейшим вопросам, которые нас должны объединить. Имею в виду, прежде всего, сопряжение интеграционных процессов на западе и востоке Европы, противодействие транснациональным угрозам – терроризму, наркотрафику, киберпреступности. Идеологизированность подходов, стремление опять внести некие элементы из политики «холодной войны» не позволяют сосредоточиться на совместной, коллективной работе по решению действительно важных проблем по устранению реальных, а не выдуманных угроз и рисков.

К заседанию СМИД Россия подготовила четыре проекта решений по очень важным сюжетам: борьбе с терроризмом, повышению  роли ОБСЕ в решении мировой проблемы наркотиков, защите языковых и образовательных прав национальных меньшинств, которые все чаще и чаще не просто ограничиваются, но и ликвидируются, а также по необходимости подтвердить договоренности, которые заключались в рамках ОБСЕ с 1990-х гг. Они требуют обеспечения свободного доступа к информации для медийных структур, общественности и населения. Как я уже упоминал, сейчас такой доступ стараются искусственно регулировать.

К сожалению, ни одно из этих решений не было принято, хотя их актуальность, уверен, ни у кого сомнений не вызывает. Наши инициативы не получили поддержки, потому что их предложила Российская Федерация.         

Не было согласовано ни одного документа по военно-политическим аспектам безопасности. Тем не менее, Россия продолжит участвовать в инициированном в прошлом году Германией «структурированном диалоге по вызовам безопасности» при условии, что эти дискуссии будут деловыми. Мы будем рассматривать конкретные факты и не будем заниматься политизированными разговорами. Самое главное – восстановить в Европе в самых разных форматах, в том числе и в ОБСЕ, а прежде всего, в Совете Россия-НАТО конкретные, профессиональные контакты по линии военных. Это важно для того, чтобы лучше понимать намерения друг друга и снижать риск возникновения опасных инцидентов.

Российским приоритетам отвечают договоренности, которые достигаются в ОБСЕ по экономико-экологической тематике. Имею в виду, в частности, развитие человеческого капитала и цифровую экономику.

Отмечаем и ставим это в заслугу итальянскому Председательству, что ОБСЕ повышает внимание к проблематике Средиземноморья. Эта тема была заложена еще в Хельсинкском Заключительном акте  (как, по сути дела, четвертая корзина). Дискуссии, которые состоялись по средиземноморским делам, показали общую заинтересованность повышать сотрудничество для борьбы с незаконной миграцией, торговлей людьми, особенно, учитывая проблему детей-эмигрантов, которые оказываются в Европе без своих родителей и без какого-либо сопровождения.   

Нас удивило то, что четвертый год подряд не выполняется решение, принятое на СМИД ОБСЕ в Базеле в 2014 г., о необходимости разработать в ОБСЕ две дополнительные декларации – о борьбе с христианофобией и о борьбе с исламофобией вслед за декларацией об антисемитизме. По неким непонятным нам причинам, наши западные партнеры уходят от того, чтобы осудить явления, напрямую затрагивающие интересы христиан и мусульман, которые, к сожалению, продолжают накапливаться. Убеждены, что, по сути дела, провал всех проектов, которые были рассмотрены в рамках гуманитарного измерения ОБСЕ, – следствие глубокого кризиса нашей Организации, которая, как мы неоднократно подчеркивали, нуждается в радикальном реформировании и очищении от различных перекосов и «двойных стандартов».

Рассматривались конфликты на пространстве ОБСЕ. Принято заявление по приднестровскому урегулированию. Оно не является неким прорывом, но хотя бы фиксирует готовность всех участников процесса «5+2» продолжать работать в этом формате. «Тройка» сопредседателей Минской группы ОБСЕ по нагорно-карабахскому урегулированию (Россия, США и Франция) согласовали и выпустили вместе с министрами иностранных дел Армении и Азербайджана заявление о наших намерениях и решимости продолжать добиваться урегулирования этого конфликта.  

Много говорилось об Украине. Причем это уже стало каким-то ритуалом для наших западных партнеров. Какая бы тема ни обсуждалась, они обязательно должны были упоминуть украинский кризис. Мы не уходим от дискуссии, но призываем всех, вместо голословных требований, адресованных почему-то к России, добиться от Киева выполнения его обязательств по минскому «Комплексу мер», который был принят в феврале 2015 года. Высоко оцениваем ту работу, которую проводит ОБСЕ, координируя переговоры между Киевом и Донбассом в Контактной группе при нашей поддержке, а также деятельность Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине, которая должна работать на всей территории этой страны. В ее функции входит, в том числе, отслеживание проявлений национализма, радикализма во всех областях Украины. А таких проявлений там становится все больше.

Разумеется, стремились отразить поддержку Минского процесса в итоговых документах заседания СМИД ОБСЕ, но деструктивная позиция Киева, который стремился насытить любой документ абсолютно неприемлемыми и вымышленными идеями, не позволила принять какой-либо документ на эту тему.

Сожалеем, что в очередной раз не удалось принять общеполитическую декларацию – главный итоговый документ, который замышляется каждый год, но последний раз его удалось принять в 2002 году.

В целом, разговор был полезным. Я думаю, для многих становится ясной бесперспективность продолжения конфронтационных подходов. Мне кажется, что все начинают понимать, хотя еще не все начинают об этом говорить, что необходимо вернуться к тем концептуальным рамкам, которые выдвигали лучшие умы Европы многие десятилетия назад – о необходимости формировать общее экономическое и гуманитарное пространство от Атлантики до Владивостока, а также пространство, на котором безопасность была бы единой и неделимой. Тем более, эта идея была подтверждена в 2010 г. на саммите ОБСЕ в Астане, где был согласован призыв формировать на пространстве от Ванкувера до Владивостока сообщество равной, всеобъемлющей и неделимой безопасности, основанной на сотрудничестве. Слова произнесены и закреплены в документе. Надо их выполнять. Россия к этому готова.

Вопрос: Вчера были разговоры о новых санкциях. Хотела бы спросить, считаете ли Вы, что эти санкции действительно станут проблемой для России, будут иметь экономические последствия для Италии, и смогут ли они помочь найти решение?

С.В.Лавров: Наши итальянские коллеги и многие, если не большинство, стран-участниц ОБСЕ в беседах подчеркивают контрпродуктивность санкций, их пагубность, причем для всех, включая тех, кто эти санкции вводит. Но в данной ситуации мы можем только продолжать нашу линию, которая заключается в том, чтобы обезопасить развитие Российской Федерации от любых возможных рецидивов санкционной политики. А если, насколько я знаю, это на самом деле так, – растет понимание пагубности санкций, то, наверное, те, кто инициировал эту спираль, должны ее прекратить и принять соответствующие решения. Повторю, мы к этому будем готовы, ответим взаимностью. Но на данном этапе, пока Евросоюз находится в плену небольшого, но очень агрессивного русофобского меньшинства, мы будем делать все, чтобы сокращать свою зависимость от каких-либо экономических связей, которые могут стать предметом новых санкций со стороны наших западных партнеров.

Вопрос: Председатель объединенного комитета начальников штабов США Дж.Данфорд допустил, что Вашингтон может выйти из Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД), поскольку Россия, по мнению США, не его соблюдает. Учитывая 60-дневный ультиматум, выдвинутый Вашингтоном, планирует ли Москва какие-либо действия, нацеленные на сохранение этого Договора?

С.В.Лавров: Насчет ДРСМД уже неоднократно высказывался Президент России В.В.Путин, наше Министерство. Мы напоминаем, что США, когда они несколько лет назад начали обвинять нас в нарушении этого Договора, делали это голословно. Из них пришлось буквально «клещами» вытягивать информацию, которая нам позволила бы понять, о чем они говорят и что имеют в виду. В итоге они назвали конкретную ракету – 9М729 – и стали утверждать, что она была испытана в такие-то дни на таком-то полигоне на дальность, запрещенную Договором. Наши данные о том, как эти испытания проходили, говорят об обратном. Она была испытана на дальность, разрешенную Договором, в условиях, которые он предусматривает.

Министры иностранных дел НАТО несколько дней назад на своем заседании поддержали позицию Соединенных Штатов. Была информация о том, что они это сделали после того, как Вашингтон ознакомил их с некими неопровержимыми документами, подтверждающими, что нарушение Договора состоялось. Если это так, то мы таких документов от американцев не получали. Это ровно то, что мы от них просим достаточно давно. Мы по-прежнему готовы к серьезному, профессиональному разговору, а не к ситуации, когда они то и дело взгромождаются на трибуну и на все международное сообщество заявляют такие вещи, которые для начала было бы правильнее, вежливее и корректнее прояснить с другим участником этого Договора.

Что касается Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ), Президент России В.В.Путин не раз говорил о том, что мы заинтересованы в том, чтобы начать переговоры о его дальнейшем продлении. Он истекает в 2021 году, времени остается не так много. Это предложение остается в силе.

Вопрос: Заместитель Председателя Еврокомиссии А.Анси призвал европейские страны сплотиться против российской пропаганды, учитывая приближающиеся европейские выборы. С чем связываете очередные нападки на российские СМИ и новые инсинуации по поводу вмешательства в выборы российских «троллей»?

С.В.Лавров: Это тема вечная, неисчерпаемая. Добавить тут нечего. Это из той же оперы, когда нас обвиняют в нарушении ДРСМД, во вмешательстве в выборы, в попытке подчинить кибер-пространство и вообще все медийное пространство своим интересам. Но ни одного факта я до сих пор не видел.

Каждый раз, когда возникает проблема, мы задаем предельно конкретные вопросы. Например, катастрофа малазийского боинга в украинском воздушном пространстве в июле 2014 года. Мы спрашиваем, где данные с украинских радаров? Мы свои данные предоставили. Где записи переговоров украинских диспетчеров? Ответа нет. Где данные с американских спутников, которые точно есть? Ответа снова нет. Вопросы предельно конкретные. Так и в случае с Солсбери, мы спрашиваем, где Скрипали? Это, наверное, не «хайли лайкли». Тут можно ответить, «да» или «нет», живы или нет. Поэтому нам очень трудно – мы в разных категориях разговариваем с нашими так называемыми партнерами.

Вопрос: Вопрос по соотечественникам. Даже на этом Форуме мы видели, что только ленивый не бил Россию, обвиняя нас во всяческих делах. Вместе с тем, наши соотечественники, работающие под кураторством Россотрудничества, занимаются «софт пауеэр», которая уж совсем такая «софт». Это – масленица, выставки, художественные танцы. В то же время в текущих условиях, когда практически идет «холодная война», наверное, есть смысл уделить внимание изменению концепции работы с соотечественниками. Дать им возможность заниматься историко-патриотической работой, борьбой с русофобией и прорывом информационной блокады. Планируется ли что-то в изменение работы с нашими соотечественниками за рубежом?

С.В.Лавров: Не возбраняется любому человеку, организованному в какое-то общество или ассоциацию, или простому индивидууму заниматься вопросами истории и продвигать в обществе, в котором он живет, патриотические идеи, воспитывать детей в таком духе и в целом – молодежь. Мы всячески поддерживаем такие начинания и, если есть необходимость, будем передавать соответствующие материалы и знакомить с архивными документами. Мы этой работой занимаемся.

Конечно, мы не можем командовать общинами наших соотечественников, являющихся гражданами стран, в которых проживают. Это не в ваших интересах. Нас опять будут подозревать Бог знает в чем.

Но Конгресс соотечественников у нас проводится регулярно. Последний состоялся совсем недавно, в конце октября, выступал Президент России В.В.Путин. Там прозвучали все вопросы, о которых Вы говорите. Мы готовы в рамках международного права, законов стран, где наши соотечественники проживают, оказывать им всяческую поддержку.

Вопрос: США на разных уровнях делают различные заявления по будущему Договора о СНВ. Есть ли ощущение, что США уже сейчас пытаются педалировать эту тему, чтобы пойти «на слом»? Есть ли у России  «план Б» на случай такого развития событий?

С.В.Лавров: Я видел заявление о том, что если ДРСМД прекратит свое существование, то СНВ-3 будет под большим вопросом. Создается впечатление, что готовится почва, чтобы развалить в итоге и этот документ.

У нас есть предложения, которые мы неоднократно передавали США, в том числе в Хельсинки, когда В.В.Путин встречался с Д.Трампом. Я сам передавал предложение Госсекретарю США М.Помпео. Потом они были продублированы во время августовского приезда помощника Президента США по национальной безопасности Дж.Болтона в Москву и в октябре, когда он еще раз приезжал. Это предложения начать серьезный, честный и профессиональный диалог по вопросам ДРСМД, выполнения Договора о СНВ, и ряд других предложений о том, как мы должны рассматривать проблему в сфере стратегической стабильности. Никакого ответа от американцев не поступало. Мы периодически напоминаем им об этом. У них один ответ: вы должны исправить свои ошибки и устранить нарушения, которые вы допускаете. Но так взрослые люди не разговаривают.

Вопрос: Ранее было заявлено о создании механизма по продвижению переговоров России и Японии по мирному договору. На каком этапе сейчас находится работа? Планируются ли какие-то встречи?

С.В.Лавров: Как объявили Президент России В.В.Путин и Премьер-министр Японии С.Абэ в Сингапуре, достигнута договоренность придать дополнительный импульс переговорам о заключении мирного договора на основе Советско-японской декларации 1956 г. В этой декларации сказано, что мирный договор должен быть заключен прежде, чем начнется какой-либо разговор о чем бы ты ни было. Заключение мирного договора означает ни много ни мало признание итогов Второй мировой войны. Мы говорим нашим японским партнерам, что это является абсолютно непреложным первым шагом на всем нашем пути, связанном с мирным договором. Мы ожидаем, что такой шаг будет сделан, иначе нельзя обсуждать что-то другое.

Вопрос: Вчера все мы не раз слышали, что министры иностранных дел призывали Россию освободить украинских моряков и украинские корабли. Готовы ли вы это сделать сейчас?

С.В.Лавров: Они сейчас находятся под следствием. Их посещает наш Уполномоченный по правам человека. К ним обеспечивается консульский доступ. Они чувствуют себя неплохо. Их здоровью ничего не угрожает. Когда закончится следствие, будет суд. Они нарушили международное право и российские законы, незаконно вторглись в территориальные воды России, не покидали эти воды, отказывались отвечать на запросы. Это преступление, которое в любой стране считается таковым. На мексиканско-американской границе просто отдан приказ стрелять на поражение в любого, кто пересечет границу. Мы так не поступали.

Что касается сроков, как только суд завершится, у нас в соответствии с российским законодательством есть разные возможности. Тогда уже можно будет говорить о том, как их судьбу облегчить или договориться о каких-то конкретных шагах. Но это будет сделано только после того, как завершится судебный процесс.

Вопрос: Президент России В.В.Путин сказал, что в России будут выдавать паспорта гражданам Украины в связи со всей этой ситуацией. Значит ли это, что начнется паспортизация жителей Донбасса? Что Вам известно о последних данных по обмену пленными?

С.В.Лавров: Президент В.В.Путин сказал то, что предусмотрено нашим законодательством. У нас есть возможность в облегченном порядке предоставлять гражданство, в том числе украинским гражданам, учитывая, что те, кто хочет получить российское гражданство, по объективным причинам не могут предъявить документ, подтверждающий выход из украинского. Им просто такой документ никто не даст, а если они за ним обратятся, они рискуют оказаться преследуемыми.

Что касается паспортизации, законы не запрещают гражданам, которые живут за пределами соответствующей страны, получать гражданство этого государства. Это происходит в той же Молдавии, Грузии, Абхазии и Южной Осетии. На Украине ведь тоже есть венгерские граждане и россияне с паспортами Российской Федерации. Я здесь не вижу никакой проблемы, никакого «двойного дна».

По обмену пленными год назад был отчасти успешный опыт. Отчасти – именно потому, что произошло неожиданное. Списки были согласованы украинской стороной, Донецком и Луганском. Мы помогали в этом вопросе. Общим числом были выверены десятки и даже сотни фамилий. Они были считаны и перепроверены несколько раз. Когда этих людей привезли в место, где должен был состояться обмен, украинская сторона заявила, что двадцать три человека не могут быть отпущены, потому что они включены в этот список по ошибке. Такая нечистоплотность не очень помогает продолжению разговоров об обмене. Хотя мы эти вопросы ставим. Мы были инициаторами того, чтобы записать в Минских договоренностях пункт, который призывает обменять «всех на всех». Мы по-прежнему за это выступаем. Просто украинская сторона, когда начинаются конкретные согласования списков, постоянно пытается включать в них лиц, которые не имеют отношения к событиям в Донбассе. А именно эти лица, которые участвовали в событиях в Донбассе, имеются в виду, когда мы призываем обменять «всех на всех», как договорились.

Вопрос: Можно ли ввести безвизовый режим для членов семей россиян, которые живут в Европе и, в частности, в Италии?

Итальянские мужья в последние годы не дают разрешения на приобретение детьми, рождёнными от русских жён, итальянского гражданства. Можно ли упростить оформление российского гражданства таким детям?

Ведётся ли работа по разрешению использовать водительские удостоверения российского образца на территории Италии, как это было сделано с дипломами об образовании?

С.В.Лавров: Я за то, чтобы предоставлять российское гражданство детям от смешанных браков, если об этом просит один родитель, в данном случае – мать. Я знаю, что сейчас это не практикуется. Мы предложили внести такие уточнения в нашу практику. Надеюсь, что они будут реализованы.

Что касается введения безвизового режима для родственников гражданина России, то это нужно делать. Мы этим обязательно позанимаемся, но самый простой способ в данной ситуации – получить для них российское гражданство. Ближайший родственник имеет право получить гражданство в облегчённом порядке. Но мы посмотрим, как можно распространить безвизовую практику на ближайших родственников гражданина Российской Федерации.

Относительно водительских прав считаю, что необходимо заключать межправительственное соглашение. Мы сейчас готовим такой многосторонний договор в рамках Евразийского экономического союза. Если это будет предложено нашими партнерами, мы откликнемся конструктивно и будем готовы рассмотреть такой вариант.

Вопрос: Высокий представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ф.Могерини сказала, что вчера во время двусторонней встречи у вас были очень хорошие переговоры. Но она также заявила, что ваше вторжение в Крым было незаконным. Как Вы оцениваете вчерашние переговоры с Ф.Могерини?

После саммита НАТО в Брюсселе звучали заявления относительно ДРСМД, указывающие на наличие новых разработок, которые ставят под вопрос безопасность Евроатлантики. Что Вы об этом думаете?

С.В.Лавров: Я уже дал свои комментарии относительно ДРСМД. Мои вчерашние собеседники, включая Министра иностранных дел Германии Х.Мааса, выражали обеспокоенность этой ситуацией. Если они обеспокоены, то должны воздействовать на своего союзника – США, с тем, чтобы американцы все-таки сели за стол переговоров и стали разговаривать предметно, а не голословно обвинять нас через океан. Мы к такому разговору готовы и предложили рассмотреть проблему ДРСМД в Совете «Россия-НАТО». Но это, как оказалось, не подходит нашим натовским коллегам, которые полностью перекрыли все каналы общения между военными России и НАТО. На такой позиции очень трудно удержаться, если хочешь, чтобы тебя понимали.

Что касается Украины, Крыма, аннексии, оккупации и так далее, то мне нет нужды высказывать оценки, потому что есть факты. Факты заключаются в том, что Запад поддержал государственный переворот в феврале 2014 г. Германия, Франция и Польша за сутки до этого переворота своими подписями гарантировали соглашение между тогдашним Президентом Украины В.Ф.Януковичем и оппозицией. Они оказались недоговороспособными. Этим государственным переворотом их унизили. Вместо предусмотренного соглашением «правительства национального единства» эти путчисты объявили о создании «правительства победителей». На наши обращения в Берлин, Париж и Варшаву о том, что они гарантировали договоренность, которая предполагала создание правительства национального единства и проведение ранних выборов, с указанием на необходимость призвать к порядку путчистов, которые наплевали на их гарантии, нам ничего толком не сказали. Первым актом, который эти путчисты приняли после незаконного захвата власти, была ликвидация закона, который предоставлял льготы для русскоязычных граждан Украины. Лицо этой власти было понятно с первых же дней. Через двое суток после переворота один из тех, кто командовал насилием во время митингов на центральной площади Киева, руководитель неонацистской организации «Правый сектор», который сейчас является депутатом Верховной Рады, Д.Ярош заявил, что русским в Крыму делать нечего. Русский никогда не будет понимать украинцев и чтить украинских героев, имея в виду тех, кто был коллаборационистом и сотрудничал с нацистами в годы Второй мировой войны. Поэтому, продолжал Д.Ярош, русский должен быть либо уничтожен, либо изгнан из Крыма. Вот, что послужило началом тех процессов, которые привели к референдуму в Крыму и решению крымчан воссоединиться с Российской Федерацией. Не надо об этом забывать.

Когда я напоминаю об этом нашим коллегам, в том числе участникам тех событий, которые ставили свои подписи как гарантию реализации Соглашения об урегулировании политического кризиса на Украине от 21 февраля 2014 г., они говорят, что это уже произошло и сейчас нужно что-то делать. Предлагают нам сделать первый шаг. Нам не надо делать первый шаг, а надо выполнять Минские договоренности.

Как в 2014 г. наши западные коллеги «проглотили» произошедший на Украине антиконституционный вооруженный госпереворот, так с тех пор они не могут призвать эту власть к ответу, хотя уже давно поняли, с кем имеют дело. Единожды сказав, что это демократы, наши партнеры уже не могут начать публично их критиковать. В этом и беда.

Президент П.А.Порошенко и его режим пользуются полной безнаказанностью и устраивают провокации наподобие той, что произошла на входе в Керченский пролив из Черного моря.

Буквально через сутки после этой очевидной провокации на одном из катеров, как вы знаете (об этом говорил Президент России В.В.Путин), нашли текст приказа, который эти люди получили от своего командования. В нем было сказано, что надо скрытно, не запрашивая российские власти, пройти через Керченский пролив в Азовское море. Подчеркну: скрытно. Хотя за полтора месяца до этого такие же военные катера пришли и строго выполнили все правила прохода через Керченский пролив: встали на якорь, запросили услуги лоцмана, которые были им предоставлены. Их провели через пролив, и они пошли по Азовскому морю к своим портам. Почему в этот раз они не сделали так же? Ответ только один: они хотели спровоцировать скандал.

Через сутки после этого Президент Украины П.А.Порошенко объявляет военное положение, а еще через три дня американцы заявляют, что им необходимо нарастить свое военное присутствие в Черном море. Как по заказу: произошел инцидент, раздули скандал, тут же ввели военное положение, которое будет использовано для того, чтобы укрепить пока абсолютно несерьезные надежды действующего Президента Украины перед очередными выборами. Тут же появляются инициативы, которые идут в русле намерений США наращивать свое военное присутствие вблизи наших берегов. Если следовать логике «кому это выгодно?», то делайте выводы сами.

Вопрос: Немецкие СМИ сегодня пишут, что глава МИД ФРГ Х.Маас предлагает расширить деятельность миссии ОБСЕ на Азовское море, в том числе из-за инцидента в Керченском проливе. Эта идея будет обсуждаться на предстоящей встрече представителей стран «нормандской четверки» 11 декабря этого года. Обсуждался ли этот вопрос с Вами вчера на двусторонней встрече? Как мы относимся к подобной идее?

С.В.Лавров: Да, Министр иностранных дел Германии Х.Маас ставил этот вопрос на нашей вчерашней встрече, высказывал ряд других идей. Я ему объяснил бесперспективность подобных инициатив.

Конечно, никто не запретит обсуждать это и 11 декабря, и в любой другой день, но ОБСЕ имеет конкретный мандат, который распространяется на всю сухопутную территорию Украины. В нем даже перечислены области, в которых есть представительство Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ. Никаких наблюдений и посредников не требуется ни в Азовском море, ни в Керченском проливе. Требуется строго выполнять правила безопасности при прохождении Керченского пролива, как, еще раз подчеркну, это сделали военно-морские катера Украины в сентябре и как они решили не делать 26 ноября. Конечно, нужно строго соблюдать и уважать территориальную целостность Российской Федерации, не нарушать наших законов.

Вопрос: Как Россия относится к задержанию дочери главы китайской компании «Хуавей»?

С.В.Лавров: Считаю, что это – еще одно проявление той линии, которая вызывает неприятие у подавляющего большинства нормальных стран и людей: линии на экстерриториальное применение своих национальных законов.

Как я понимаю, ее задержали в Канаде по американскому запросу в связи с тем, что эта компания ведет бизнес в Иране. Это запрещено американским законом. Причем здесь Китай? Причем здесь компания «Хуавей»? Это очень аррогантная, великодержавная политика, которую никто не принимает. Она уже вызывает отторжение даже у ближайших союзников США. Надо с этим заканчивать.

Вопрос: Туркменистан преследует граждан, которые имеют двойное гражданство, создавая им всяческие препятствия при выезде из страны, получении внутреннего паспорта гражданина Туркменистана. Можно ли им помочь? Очень много граждан, которые хотят покинуть Туркменистан и переехать в Россию. Можно ли упросить получение статуса переселенца?

С.В.Лавров: Что касается проблемы двойного гражданства, то после того, как наше Соглашение о двойном гражданстве было денонсировано, мы с туркменскими коллегами занимаемся этим вопросом на регулярной основе. Как я понимаю, речь идет о достаточно небольшой группе лиц, которые не успели решить свои вопросы до денонсации Соглашения. Туркменские партнеры заверили нас на самом высоком уровне, что они эти вопросы решат.

В ближайшее время ожидаем конкретных сведений на этот счет.

Вопрос: Есть информация о том, что Вашего коллегу, бывшего Министра иностранных дел Туркменистана Б.Шихмурадова лишили гражданства Туркменистана, как и ряд других людей, которые были обвинены в «террористическом акте». У них осталось только российское гражданство. Можно ли повлиять на власти Туркменистана, чтобы они дали конкретный ответ, живы эти люди или нет?

С.В.Лавров: Я не слышал о том, что Б.Шихмурадова лишили гражданства, но я наведу справки и уточню.

Дополнительные материалы

Видео

Фотографии

x
x
Дополнительные инструменты поиска