Выступления Министра

20.09.1915:05

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 20 сентября 2019 года

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1
Скачать файл

Смотреть это видео на Youtube

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Об участии Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в работе 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН
  2. Об участии Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в церемонии открытия выставки, посвящённой 70-летию установления дипломатических отношений между Россией и КНР
  3. Об участии Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в заседании клуба «Валдай»
  4. О голосовании в Совете Безопасности ООН по проектам резолюций по Сирии
  5. О ситуации в Венесуэле
  6. О развитии сюжета с публикацией в «Де Телеграаф»
  7. О попытках препятствования участию крымских журналистов в Обзорном совещании ОБСЕ по человеческому измерению
  8. О высказываниях Министра иностранных дел Эстонии У.Рейнсалу о праве требовать компенсацию от России за ущерб  от «советской оккупации»
  9. О помощи Польше со стороны СССР после Второй мировой войны

Из ответов на вопросы:

  1. О якобы вовлечении Россией соотечественников в мероприятия, направленные против национальной безопасности Латвии
  2. О заявлении США о том, что в Пентагоне есть план, который позволит уничтожить ПВО Калининграда в случае агрессии со стороны России
  3. О позиция России в отношении коалиции США по охране судоходства в Персидском заливе
  4. О свободе слова во Франции
  5. О русофобской статье Посла Украины в Сербии
  6. Об атаках на объекты нефтяной инфраструктуры на территории Саудовской Аравии

 

Об участии Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в работе 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН

 

В период с 24 по 30 сентября в Нью-Йорке пройдет неделя высокого уровня 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН – центрального международного форума для всеобъемлющего рассмотрения широкого спектра наиболее актуальных проблем современности.

Российскую делегацию возглавит Министр иностранных дел России С.В.Лавров. Программа его пребывания в Нью-Йорке будет весьма насыщенной. Предусмотрен целый ряд встреч с главами государств, правительств и внешнеполитических ведомств. Намечены беседы с Генеральным секретарем ООН А.Гутеррешем и Председателем 74-й сессии Генассамблеи ООН Т.Мухаммад-Банде. Министр иностранных дел России С.В.Лавров примет участие в многосторонних встречах постоянных членов Совета Безопасности ООН, БРИКС, ОДКБ и других мероприятиях. 27 сентября Министр выступит с трибуны Генассамблеи ООН.

В нынешнем году неделя высокого уровня совпадает с председательством России в Совете Безопасности ООН (на прошлых брифингах говорили о программе и основных инициативах). В этой связи Министр иностранных дел России С.В.Лавров также примет участие в двух министерских заседаниях Совета 25 и 26 сентября. Первое будет посвящено сотрудничеству ООН с ОДКБ, СНГ и ШОС в сфере борьбы с терроризмом, второе – укреплению мира и безопасности в Африке.

Хотела бы обратить ваше внимание, учитывая скорость развития международных отношений и графики наших зарубежных партнеров и коллег, все может меняться, дополняться, переноситься или отменяться по техническим и логистическим причинам. Исходя из того, что мы получили большое количество вопросов с просьбой подтвердить тот график, который имеется, я хотела бы кратко анонсировать те встречи, которые на сегодняшний момент прорабатываются. У нас в стадии проработки находятся встречи Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Чили Т.Риберой, Министром иностранных дел Алжира С.Букадумом, Министром иностранных дел Венгрии П.Сиярто, Министром иностранных дел Кубы Б.Родригесом, Министром иностранных дел Катара М.Аль-Тани, Министром иностранных дел Японии Т.Мотэги, Министром иностранных дел Колумбии К.О.Трухильо, Министром иностранных дел Марокко Н.Буритой, Президентом Палестины М.Аббасом,  Министром иностранных дел Иордании А.Сафади, Президентом Международного Комитета Красного Креста П.Маурером, Президентом Сербии А.Вучичем,  Министром иностранных дел Израиля И.Кацем, Министром иностранных дел Дании Й.Кофодом, Министром иностранных дел Эквадора Х.Валенсией, Премьер-министром Судана А.Хамдуком, Министром иностранных дел Словакии М.Лайчаком, Министром иностранных дел Сирии В.Муаллемом, Министром иностранных дел Мексики М.Эбрардом, Министром иностранных дел Китая Ван И, Премьер-министром Сент-Винсент и Гренадин Р.Гонсалвесом, вице-премьером и Министром иностранных дел Камбоджи С.Прак, вице-президентом Венесуэлы Д.Родригес. Мы также исходим из того, что прорабатывается встреча с Госсекретарем США М.Помпео. О встречах, которые будут уже утверждены в качестве пунктов графика,  мы будем сообщать вам дополнительно в преддверии этих встреч и обязательно по их итогам.

Еще раз хотела бы обратить ваше внимание на то, что планируются также и многосторонние мероприятия с участием Министра иностранных дел России С.В.Лаврова – это и заседания СБ ООН, которые проводятся по инициативе России в рамках российского председательства в Совете, также не исключена и прорабатывается встреча в «астанинском формате» и традиционная встреча в рамках ОДКБ и целый ряд других мероприятий. Мы также планируем, что состоится традиционное общение Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с ооновскими корреспондентами (дадим отдельный дополнительный анонс).

В этом же контексте хотела бы обратить ваше внимание на статью Министра иностранных дел С.В.Лаврова «Мир на перепутье и система международных отношений будущего». Она опубликована на сайте журнала «Россия в глобальной политике», а также продублирована на ресурсах МИД России (официальном сайте, на аккаунтах в социальных сетях), доступна на английском, французском и немецком языках. Статья посвящена и приурочена к открытию очередной 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, а также посвящена темам развития международных отношений, глобальным проблемам, возможности построения нового мира с учетом того позитивного опыта, который имеется у стран в прошлом, сохранение всего того, что позволяло нашей цивилизации в XX в. по итогам Второй мировой войны жить не вовлекая себя в новые потрясения подобного масштаба.

К оглавлению

 

Об участии Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в церемонии открытия выставки, посвящённой 70-летию установления дипломатических отношений между Россией и КНР

 

30 сентября Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров примет участие в открытии документальной выставки, посвященной 70-летию установления дипломатических отношений с КНР.

2 октября 1949 г., на следующий день после провозглашения Китайской Народной Республики, Советский Союз первым из иностранных государств установил с ней дипломатические отношения, открыв тем самым новую страницу в истории связей двух стран. Экспозиция охватывает период с момента образования КНР до наших дней. На выставке, подготовленной Историко-документальным департаментом МИД России, представлены материалы архивов российского внешнеполитического ведомства и МИД Китая.

Документы, которые будут представлены на выставке, отражают присущие двусторонним контактам взаимные уважение и доверие, обоюдный настрой на плодотворный диалог по самому широкому спектру направлений. Посетители получат представление о процессе становления взаимовыгодного сотрудничества между двумя государствами, беспрецедентном содействии, оказанном Советским Союзом молодой Китайской Народной Республике. Документы и фотоматериалы последних десятилетий, включенные в экспозицию, подтверждают стратегический, всеобъемлющий характер российско-китайского партнерства, в основе которого лежат принципы дружбы, равноправия, добрососедства, нацеленность на решение общих задач в интересах всестороннего развития наших стран, поддержания региональной и глобальной стабильности.

К оглавлению

 

Об участии Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в заседании клуба «Валдай»

 

2 октября Министр иностранных дел России С.В.Лавров примет участие в XVI ежегодной конференции Международного дискуссионного клуба «Валдай», которое состоится в Сочи.

В этом году мероприятие полностью посвящено темам, связанным с восточным направлением внешней политики России. За последние годы роль нашей страны во многих регионах, объединенных широким понятием «Восток», без преувеличения стала ключевой, что закономерно вызывает повышенный интерес у зарубежных партнеров и экспертного сообщества. В 2019 г. Валдайский клуб в сотрудничестве с МИД России посвятил целую серию заседаний различным аспектам ситуации в Азии и на Ближнем Востоке, в которых приняли участие Министр иностранных дел России С.В.Лавров или его заместители. Ежегодная конференция венчает большую тематическую программу.

Выступление Министра состоится в рамках сессии «Ближний Восток в общем контексте российской политики».

К оглавлению

 

О голосовании в Совете Безопасности ООН по проектам резолюций по Сирии

 

19 сентября в ходе заседания СБ ООН делегации Бельгии, Кувейта и Германии под давлением США поставили на голосование проект резолюции, призывающей остановить любые военные операции в Идлибской зоне деэскалации в Сирии.

По сути, в провокационной манере была предпринята попытка вывести из-под удара хозяйничающие в Идлибе террористические организации, щедро подпитываемые из-за рубежа. Это на деле не имело ничего общего с заботой о гражданском населении, которое страдает от засилья террористов в данном районе Сирии. Авторов проекта не остановило даже то, что целый ряд таких организаций признан террористическими по решению Совета Безопасности ООН, предписывающего вести с ними непримиримую борьбу. За всем этим читалось намерение использовать гуманитарные аспекты в политических целях, затвердить разделительные линии в суверенной Сирии, оградить экстремистов от полного разгрома, обособив их на северо-западе страны.

Заветированный Россией и Китаем проект закладывал основу для беспочвенных обвинений сирийских властей и российских военных в нарушении международного гуманитарного права, грозил «дальнейшими мерами» в случае нарушения прекращения огня, то есть фактически лишал возможности наносить ответные удары на участившиеся вылазки террористов, включая их обстрелы гражданских объектов в населенных пунктах и российской авиабазы в Хмеймиме.

Проект полностью игнорировал предпринимаемые «тройкой» астанинских гарантов (Россия, Иран, Турция) усилия по продвижению политического урегулирования в Сирии, а также обходил стороной введенный 31 августа режим тишины, который чуть не был сорван ударом ВВС США по Идлибской зоне.

В ходе работы над проектом российская делегация предложила конструктивные поправки, направленные на то, чтобы прекращение огня не касалось антитеррористических действий. Однако эти поправки были проигнорированы. Соавторы не захотели продолжать работу по поиску консенсусных формулировок текста и, как мы понимаем, под нажимом Вашингтона, форсировали постановку проекта на голосование. Мы также имеем соответствующую информацию, что представители США оказывали на членов Совета Безопасности ООН давление, чтобы процесс согласования резолюции зашел в тупик и не вошел в конструктивное русло обсуждения.

Россия и Китай представили альтернативный проект резолюции о прекращении огня, которое вступило бы в силу с полуночи 20 сентября, но не распространялось бы на антитеррористические военные операции. К сожалению, он поддержан не был.

Россия продолжит помогать восстановлению суверенитета и территориальной целостности Сирии, возвращению страны к мирной жизни и успешному завершению борьбы с терроризмом.

К оглавлению

 

О ситуации в Венесуэле

 

Обстановка вокруг Венесуэлы остается тревожной во многом в связи с политикой Вашингтона, который безответственно раскручивает тему возможности силового вмешательства. Так, в заявлении Госдепартамента США от 17 сентября решение сугубо внутриполитических венесуэльских вопросов увязывается с необходимостью применения «Пакта Рио» (мы о нем подробно рассказывали в ходе прошлых брифингов). При этом американцы возлагают вину за срыв «процесса Осло» на Правительство Венесуэлы. Более лицемерного заявления придумать просто невозможно. Главная причина нынешней паузы в переговорах очевидна – это безрассудная политика Вашингтона. Напомню: после введения новых санкций 5 августа Н.Мадуро заявил о готовности продолжать переговоры на Барбадосе при условии, что радикальная оппозиция осудит незаконные меры Белого дома, чего до сих пор не произошло. Вместо этого Х.Гуайдо заявил недавно об исчерпании возможностей диалога в данном формате. А виновным за провал американцы все равно назначают законное Правительство. Это абсурд, но это еще полбеды. Настоящее изумление вызывает другое: сначала Вашингтон заявляет о невозможности каких-либо контактов оппозиции с Н.Мадуро, а по прошествии нескольких месяцев, обвиняя его самого в срыве переговоров, грозит применением «Пакта Рио». Это какая-то изуверская логика, а может быть ее отсутствие, в любом случае все это подтверждает  абсолютно деструктивный подход американской внешней политики в регионе, целью которой является свержение неугодных правительств.

На этом фоне из самой Венесуэлы поступают позитивные новости. 16 сентября подписано соглашение между Социалистической единой партией Венесуэлы (СЕПВ) и представителями умеренной оппозиции («Движение к социализму», «Прогрессивный авангард», «Решения для Венесуэлы», «Красный флаг» и «Изменимся»), в соответствии с которым сформирована т.н. Платформа национального диалога. Среди зафиксированных «на бумаге» договоренностей есть немало обнадеживающих моментов. Например, возвращение проправительственной фракции к работе в Национальной Ассамблее, обсуждение нового состава избирательного совета и многое другое. Отдельно хотела бы обратить внимание на пункт 5 данного Соглашения. В нем стороны осуждают незаконные антивенесуэльские санкции и требуют их безотлагательной отмены. Такое заявление, на которое так и не решился Х.Гуайдо, подтверждает настоящий патриотизм подписантов от оппозиции, их настоящую, реальную заботу о венесуэльском народе, страдающем от экономического давления США. Данное Соглашение открыто для подписания другими партиями. Так что радикалы могут присоединиться к общевенесуэльским переговорам по поиску взаимоприемлемых путей урегулирования ситуации в этой стране. Могут встать на правильную, миролюбивую сторону истории, а не призывать в Венесуэлу вооруженных интервентов под прикрытием «Пакта Рио».

Приветствуем достигнутое Правительством и конструктивной оппозицией соглашение, открывающее путь к предметному разговору различных партий, готовых поставить судьбы Венесуэлы и ее народа превыше политических амбиций. Хотели бы выразить надежду, что работа сторон пойдет энергично и добросовестно. Убеждены, что только сами венесуэльцы могут найти устойчивое решение накопившихся противоречий, совместно вернуть страну на путь поступательного развития.

Призываем всех членов международного сообщества, действительно заинтересованных в стабилизации обстановки в Венесуэле, последовать российскому примеру: публично поддержать данный формат и не предпринимать каких-либо действий, способных нарушить налаживаемый переговорный процесс.

Еще одним шагом в пользу венесуэльского народа стал бы положительный ответ Вашингтона на предложение официального Каракаса о восстановлении двусторонних дипломатических отношений, в рамках которых США и Венесуэла могли бы обсудить любые разногласия и мирным способом их решить.

К оглавлению

 

О развитии сюжета с публикацией в «Де Телеграаф»

 

15 августа мы привлекли ваше внимание к статье в голландском издании «Де Телеграаф» «Русские запугивают жен голландских пилотов истребителей F-16». Данная публикация – хрестоматийный пример дезинформации, попытка дискредитировать нашу страну путем «вбросов», распространения лжеинформации. Наши комментарии на эту тему были опубликованы в разделе сайта Министерства «Примеры публикаций, тиражирующих недостоверную информацию о России».

История получила развитие на политическом уровне. Депутаты Второй палаты Генеральных Штатов Нидерландов направили обращения Министру обороны Нидерландов А.Бейлевелд, которая 5 сентября обнародовала официальный ответ на запросы парламентариев по данному сюжету.

В своем ответе глава оборонного ведомства Голландии признала, что применительно к случаям, описанным в публикации «Де Телеграаф», установить лиц, угрожавших семьям нидерландских военнослужащих, не удалось. При этом Министр обороны, ссылаясь на вышедший ранее годовой отчет о деятельности Службы военной разведки, не преминула упомянуть о неких «гибридных угрозах со стороны России» и повторить традиционный набор клише о деструктивной деятельности нашей страны по подрыву трансатлантической связки стран-членов НАТО. Это та самая история, которую можно назвать настоящим тандемом между пропагандистами и СМИ, которые поневоле выполняют роль пропагандистов. Сначала в газету вбрасывается информация о том, что якобы «русские запугивают жен голландских пилотов истребителей F-16». Откуда газета берет этот материал? Очевидно от голландских спецслужб. Откуда еще газета может знать эти подробности? Я могу понять, если обратились бы жены голландских пилотов в это издание с жалобами, но жены вряд ли могут рассказать, что это были некие русские люди, которые их запугивали. Мало того, газета выносит эту тему в заголовок. Явно здесь есть связка со спецслужбами. Откуда же иначе газеты бы взяла эту информацию? После этого эта история поднимается на политический уровень и следует якобы официальное расследование с таким явно официальной реакцией на этот счет. В официальной реакции мы видим отсутствии фактов каким-либо образом увязывающих историю с Россией, но при этом опять же за счет пропагандистских инструментов делается все для того, чтобы все-таки включить в эту историю нашу страну, рассказав о ее некоем прошлом деструктивном поведении. Круг замкнулся. Таких пропагандистских колец огромное количество. Это и есть пропаганда, с которой, в частности, НАТО или евро структуры в Брюсселе пытаются якобы бороться. Это тот самый случай. Еще раз хочу обратить ваше внимание, никаких доказательств ни в газете в виде утечек, ни уже в официальном ответе главы оборонного ведомства государства не приводится. Все предполагается сделать за счет манипуляций общественным сознанием.            

Парламент Нидерландов будет рассматривать проект бюджета на следующий год, в который заложено увеличение статьи на военные расходы. Теперь пазл весь складывается. Нетрудно проследить причинно-следственную связь между подобными публикациями, подготовленными накануне обсуждение бюджета официальными ответами, в которых не сказано ничего конкретного, но при этом формируется некое отношение к этой ситуации. Речь идет о крупнейшем голландском издании. Видимо, чтобы такая непопулярная мера прошла, необходимо в очередной раз всех запугать и консолидировать депутатов за счет запугиванием врагом в лице России.

Таким образом, глава оборонного ведомства Нидерландов с одной стороны, подыграла антироссийским настроениям, с другой – ушла от полемики, фактически признала, что никаких конкретных обвинений России предъявить в данном случае невозможно, и подтвердила голословность антироссийских выпадов нидерландских журналистов.

Хотела бы сказать, что именно на такие публикации нужно обращать внимание все тем международным структурам, которые сейчас так рьяно начали бороться с пропагандой. Мне кажется, лучшего примера сложно найти. 

К оглавлению

 

О попытках препятствования участию крымских журналистов в Обзорном совещании ОБСЕ по человеческому измерению

 

В очередной раз участие крымских журналистов в работе Обзорного совещания ОБСЕ по человеческому измерению вызвало агрессивную реакцию со стороны представителей ряда западных делегаций, а также Украины, которые предприняли целый ряд попыток не допустить к микрофону представителей СМИ российского региона. Подчеркну, что речь идет о журналистах, получивших официальную аккредитацию Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ на данное мероприятие. Более того, я хотела бы обратить внимание, что речь идет о тех журналистах и людях, которые исконно жили на территории Крыма.

С 16 по 18 сентября в Варшаве в рамках Обзорного совещания состоялись пленарные сессии, посвященные вопросам свободы слова, средств массовой информации и безопасности журналистов. В качестве выступающих на этой представительной международной площадке были аккредитованы представители ряда крымских СМИ – «Крымской газеты», Крымского информационного агентства, телерадиокомпании «Крым», крымско-татарского телеканала «Миллет».

Однако их попытки выступить (еще раз подчеркну, при полном соблюдении всех процедурных норм) неоднократно блокировались делегациями Украины, Канады и США. Напомню, Украина, как заявляла, идет дорогой, которая «должна привести ее в цивилизованный мир», Канада –  в лице Министра иностранных дел – недавно ассоциировалась с проводимой в Лондоне огромной конференцией «в поддержку СМИ».   

Особенное негодование вызывали выступления главного редактора «Крымской газеты» М.Волконской, ставшей на эти три дня настоящей живой мишенью как для официальных представителей Украины, так и для целого ряда украинских общественных активистов, именовавших себя не иначе как некими «гражданскими журналистами» и правозащитниками. После незамедлительных протестов российской стороны и призывов к организаторам мероприятия и его модераторам соблюдать установленные правила порядка ведения дискуссии организаторы Совещания все-таки дали выступить всем представителям крымского полуострова. Борьба за возможность выступить на конференции по свободе СМИ! Это за гранью.

Осознав, что лишить слова и не допустить крымчан до микрофона не удастся, украинская делегация на определенное время покинула зал заседания, делая при этом в кулуарах совершенно несусветные заявления о возможности и вовсе отказаться от участия в Совещании в дальнейшем, если представителям Крыма будет дано слово (отказывайтесь, никто даже не заметит вашего отсутствия). Правда, на следующий день украинская делегация передумала, в зал вернулась и от дальнейших публичных протестов отказалась.

С одной стороны, мы к такому поведению уже привыкли. Практически аналогичная ситуация складывалась в Варшаве и в прошлом году. Но этим дело не закончилось. В последний день трехдневного марафона в Варшаве по медиапроблематике стало известно о том, что на Украине возбудили дело против крымских журналистов из-за их участия в Совещании ОБСЕ. Это какое-то новое слово в защите журналистов в ходе конференции по свободе СМИ. Согласно публикации на странице в социальной сети «Фейсбук» «постпреда Президента Украины в Крыму» А.Кориневича, офис которого находится в Херсонской области, в отношении участников крымской делегации открыто уголовное производство «по факту нарушения представителями оккупационных СМИ порядка выезда с оккупированной территории… с целью участия в ежегодном совещании ОБСЕ в Варшаве». Анонсируется, что расследование будет проводиться Службой безопасности Украины. Это за то, что журналисты посмели принять участие в конференции ОБСЕ по свободе СМИ и безопасности журналистов.  

Мы, конечно, рассчитываем на соответствующую реакцию руководства БДИПЧ ОБСЕ на этот вопиющий случай.

И последнее. Мы видим, как неприятно целому ряду государств слышать правду об истинном положении дел со свободой слова в Крыму. Слышать ее не из уст ангажированных украинских активистов и пропагандистов, а от непосредственно живущих и работающих в Крыму журналистов (не те, которые туда приехали после 2014 г., а те, кто там родился, жил и всегда находится), ведь они пытаются рассказать только то, что видят сами и чем хотят поделиться из первых рук, они больше ничего не хотят сделать, никакой угрозы никому не представляют. Мало того, по большому счету, они даже не настаивают на том, чтобы верили их выступлениям, они хотят только одного – пригласить всех тех, кто так много говорит о ситуации в Крыму, на полуостров. Что же здесь такого криминального?

Мы много раз обращались к представителям ОБСЕ, сейчас мы обратились к БДИПЧ ОБСЕ. Безусловно, в очередной раз отправим письмо Представителю ОБСЕ по вопросам свободы СМИ А.Дезиру. Мне кажется, что после этой ситуации настал момент все-таки обратиться непосредственно к руководству Украины – оно новое и современное. Господин В.А.Зеленский, обратите внимание на эту вопиющую ситуацию.     

К оглавлению 

 

О высказываниях Министра иностранных дел Эстонии У.Рейнсалу о праве требовать компенсацию от России за ущерб  от «советской оккупации»

 

Рассматриваем такие заявления как личную инициативу того или иного политика. При этом аналогичный заход У.Рейнсалу в прошлом году, когда он, будучи министром юстиции, подписал со своим латвийским коллегой заявление о намерении добиваться от России возмещения ущерба за некую «советскую оккупацию» (в Литве этот демарш не поддержали) в самой Эстонии просто-напросто дезавуировали. Глава Правительства тогда отметил, что «его кабинет заниматься составлением и выдвижением претензий к Российской Федерации не будет».

По существу вопроса еще раз хотели бы подчеркнуть, что российская позиция остается неизменной: мы не приемлем само понятие «советская оккупация», через которое в подобном ключе пытаются интерпретировать освобождение европейских народов от фашистского порабощения. Следовательно, отвергаем и искусственно выдвигаемые к России юридически ничтожные претензии.

К оглавлению

 

О помощи Польше со стороны СССР после Второй мировой войны

 

Как мы говорили на прошлом брифинге, в Варшаве прошло странное мероприятие. Оно должно было быть приурочено к началу Второй мировой войны, в результате вылилось в неизвестно что (с придуманными новыми форматами, новой идеологической подоплекой). В связи с тем, что было большое количество заявлений официальных польских лиц относительно того, что Польша пострадала от Советского Союза, на прошлом брифинге мы обещали предоставить подробную информацию («Каков привет, таков и ответ»). Сколько будут делаться подобные заявления в адрес нашей страны и истории нашей страны, столько и в еще большем объеме мы будем отвечать. Сегодня расскажу о помощи Польше со стороны СССР после Второй мировой войны. Я считаю, что эту информацию нужно знать польской аудитории, так как ее пытались массированно дезинформировать в первые дни сентября текущего года. 

Мы подробно комментировали прошедшие в Польше в связи с якобы 80-летием начала Второй мировой войны памятные мероприятия. Почему «якобы», потому что приурочены они были именно к этой дате, а идеологическая составляющая опять же, как отмечали польские официальные лица, как-то мутировала и вылилась в неизвестно что.     

17 сентября исполнилось 80 лет со дня вступления частей Красной Армии в Западную Украину и Западную Белоруссию. Польский официоз предсказуемо воспользовался этой датой для провоцирования очередного всплеска русофобии, тиражирования безответственных псевдоисторических трактовок тех событий, фальсификации истории.

На этом фоне выглядит откровенной издевкой наказ Президента Польши А.Дуды польским послам активно бороться за историческую правду. Хотела бы напомнить, что борьба за историческую правду осуществляется не пропагандой однобоких антироссийских оценок, не реконструированием исторических фактов с позиций сегодняшнего дня, а работой с первоисточниками, изучением архивных документов, восстановлением событий с опорой на документальные свидетельства и показания очевидцев той эпохи. Литературы сейчас много. Сегодня мы попытаемся в какой-то мере дезавуировать и восполнить тот ущерб, который польские политики нанесли нам своими высказываниями. Хотелось бы привести факты, которые опубликованы в исторической литературе о той огромной финансовой и материально-технической помощи, которую Польша получила от Советского Союза во время и после Второй мировой войны. С многочисленными материалами на эту тему, в том числе с уникальными историческими  документами из фондов Центрального архива Министерства обороны России,  все желающие могут ознакомиться на сайте мультимедийного проекта «Память против забвения. О чем пытаются забыть поляки» (http://helppoland.mil.ru/).

К сожалению, современный польский политический истеблишмент замалчивает эти факты, предпочитая выставлять себя жертвой «тоталитарных режимов» и приписывать нам некую «равную ответственность» наряду с Германией за развязывание Второй мировой войны, продолжает трактовать Договор о ненападении между Германией и СССР 1939 г. (Пакт Молотова-Риббентропа) как «пакт войны» и лицемерно игнорирует тот факт, что Польша активно заигрывала с А.Гитлером и в 1934 г. стала одной из первых европейских стран, подписавших с Германией Договор о ненападении, фактически предполагающий установление союзнических отношений с нацистами. На все попытки пересмотреть заданную трактовку польские официальные лица реагируют крайне болезненно. Нейтральный твит Посла ФРГ в Варшаве Р.Никеля, где он назвал Пакт Молотова-Риббентропа «соглашением о неагрессии», повлек за собой возмущенную реакцию польской элиты, апогеем стали слова бывшего мининдел Польши, нынешнего евродепутата В.Вашиковского о том, что этот Пакт является сговором о разделе Польши и Центральной Европы и «преступлением мирового масштаба».

Странно это слышать от представителей Польши, учитывая, что в  1938 г. именно Польша приняла участие в разделе Чехословакии, по итогам которого ей отошла промышленно развитая Тешинская область. По свидетельству участника тех событий У.Черчилля Польша «с жадностью гиены приняла участие в ограблении и уничтожении чехословацкого государства». Став одним из бенефициаров Мюнхенского соглашения, Варшава строила планы дальнейшей экспансии, имея совершенно конкретные виды на Литву и украинские земли. В январе 1939 г. польский министр иностранных дел Ю.Бек заявил главе германского внешнеполитического ведомства И.Риббентропу, что «Польша претендует на Великую Украину и выход к Черному морю». Еще раньше, в докладе Второго отдела главного штаба Войска Польского отмечалось: «Расчленение России лежит в основе польской политики на Востоке… Главная цель – ослабление и разгром России».

После войны, как гласит создаваемая на наших глазах официальная польская историография, Польша и регион ЦВЕ на десятилетия погрузились во «мрак страданий, порожденных советской оккупацией». Окончательное освобождение якобы наступило лишь в 1989 г. благодаря деятельности польского антикоммунистического подполья. В подоплеке всей этой вакханалии – исторические комплексы польской политической элиты, которая понимает: все, что сейчас происходит – это и есть переписывание истории, и мы с этим мириться не будем. В итоге Польше, отрекшейся от нашей общей победы, от подвига Красной Армии, предавшей своих ветеранов, деливших окопы с советскими солдатами, не остается ничего другого, как проводить памятные мероприятия в компании, которая не предполагает и не предполагала участие представителей той страны, которая действительно сыграла решающую роль в том, чтобы Польша не была «стерта с лица земли». Парадокс ситуации заключается в полном извращении сути исторических событий и попытке навязать эту трактовку будущим поколения в качестве единственно верной.

Теперь факты по поводу помощи. СССР начал освобождение территории Польши от гитлеровских войск летом 1944 года. После образования Войска Польского оказывал ему значительную поддержку вооружением, боеприпасами, продовольствием. За время войны СССР передал Польше 700 тыс. винтовок и автоматов, 3500 орудий, 1 тыс. танков, 1200 самолетов, более 1800 автомашин.

Освободив Польшу ценой жизни 600 тыс. своих военнослужащих, СССР начал реализацию масштабной программы по восстановлению ее экономики, в рамках которой осуществлял поставки в страну продовольствия, медикаментов, сырья, топлива, оборудования и многого другого. Помощь в Польшу начала поступать за 3 года до начала реализации «Плана Маршалла», который западники пытаются представить едва ли не единственным инструментом послевоенного восстановления разоренных гитлеровцами стран.

20 октября 1944 г. было подписано первое соглашение о поставках и условиях расчетов между Польшей и СССР. В конце 1944 г. СССР предоставил Польше беспроцентный кредит на 10 млн руб. Поставки советского сырья и технического оборудования позволили ускорить введение в эксплуатацию польских промышленных предприятий в освобожденных районах, где специальные подразделения Красной Армии помогли восстановить транспортное сообщение и связь.

В январе 1945 г. было заключено соглашение о предоставлении Польше займов в размере 50 млн руб. и дополнительно 10 млн долл.США для нужд внешней торговли. В конце февраля 1945 г. в Польшу было поставлено 45 тыс. т угля, 3 тыс. т керосина, 280 тыс. т моторной нефти, 6 тыс. т соли, 60 т чая. Из ресурсов 1-го и 2-го Белорусских и 1-го Украинского фронтов были переданы 8 тыс. т мяса и 1 тыс. т растительных жиров. Польше было предоставлено также 20 тыс. т текстильного сырья и 100 тыс. шкур (при условии, что 50 % готовой продукции будет продано Советскому Союзу).  

В январе 1945 г. советские республики отправили жителям освобожденной частями Красной Армии и Войска Польского Варшавы из своих ресурсов 60 тыс. т хлеба, а Украина сверх того – 1,5 тыс. ц подсолнечного масла, 1 тыс. ц сахара, 50 ц сушеных фруктов. С марта по ноябрь 1945 г. в Польшу для обеспечения населения и на посевную отгрузили продовольствия на сумму более 1,5 млрд рублей, а также 150 тыс. голов крупного рогатого скота, семена для посевных работ. Ведь речь идет о стране, которая оказывала эту помощь, которая сама нуждалась в первую очередь, потому что была разорена.

В феврале 1945 г. СНК СССР удовлетворил просьбу польского правительства об оказании материально-технической помощи в размере 50% расходов, предусмотренных планом восстановления основных районов Варшавы. Недаром польские строители – очевидцы тех событий – говорили, что половина столицы, восстановленной при участии советских архитекторов, воздвигнута из советского цемента и кирпича.

Все это было сделано в те непростые месяцы, когда на фронте советские войска готовились к решающему удару по нацистской Германии – Берлинской операции.

В июле 1945 г. между СССР и Польшей был подписан торговый договор и соглашение о взаимных поставках товаров (соглашения о товарообороте и платежах заключались ежегодно до 1948 г.), согласно которым СССР обязался поставить в Польшу 250 тыс. т железной руды, 30 тыс. т  марганцевой руды, 25 тыс. т хлопка, 3 тыс. т табака, 2,4 тыс. т льна, 40 тыс. т апатитов, целлюлозы, бумаги.

В 1947 г. Польше были направлены тысячи тонн зерна и продовольствия, что позволило избежать массового голода в связи с засухой.

В 1948 г. было заключено соглашение о поставках в Польшу советского промышленного оборудования на сумму почти в 0,5 млрд долл.США (в конечном итоге на безвозмездной основе).

В течение 1948 – 1950 гг. СССР предоставил Польше кредит на сумму 2200 млн руб.

Я не могу больше продолжать это говорить, потому что это бесконечный список. Вы можете ознакомиться с дополнительными цифрами и данными в тексте брифинга.

Хотела бы сказать, что в счет советской доли германских репарационных платежей (10 млрд долл.США) Польша получила финансовую и материально-техническую помощь  на сумму около 1 млрд долл.США (в основном в виде промышленного и сельскохозяйственного оборудования и другого имущества). Когда США, Великобритания и Франция прекратили репарационные поставки СССР из западных зон оккупации Германии, Варшава продолжала получать поставки в рамках репараций из восточной зоны, а затем ГДР.

Эти меры привели к быстрому и эффективному развитию страны. Первый трёхлетний план восстановления польской экономики, был реализован досрочно. К 1949 г. объем производства промышленной продукции в Польше вырос в 2,5 раза, экономическая отдача от реализации промышленных товаров по сравнению с довоенным периодом увеличилась на 200%. К 1950 г. объем советско-польского товарооборота превысил 1 млрд долл.США. В этом же году стартовал шестилетний этап индустриализации страны, по итогам которого объём производства вырос в 2,5 раза, а число аграрных кооперативов – в 14,3 раза по сравнению с показателями начала шестилетки.

В середине 1950-х гг. СССР перешел от оказания односторонней помощи Польше к расширению с ней взаимовыгодного и равноправного торгово-экономического сотрудничества.

Это же ведь факты. Почему, кто и на каком основании смеет их искажать?

К оглавлению

 

Из ответов на вопросы:

Вопрос: Латвийское агентство «ЛЕТА» опубликовало выдержки из проекта концепции национальной безопасности, подготовленной МВД и Службой государственной безопасности Латвии. Там, в частности, говорится о том, что Россия в последние годы якобы использует поддержку соотечественников для вовлечения их в мероприятия, направленные против национальной безопасности Латвии. Как Вы могли бы прокомментировать эту информацию?

Ответ: Знакомы с сообщениями о предложениях латвийского МВД по формированию политики в сфере национальной безопасности Латвии. По сути, полицейские власти пытаются легализовать тезис о причастности русскоязычного населения к деятельности, якобы подрывающей безопасность Латвийской Республики с подачи России. То есть любого русскоязычного жителя Латвии можно будет легко подвести под подозрение и политически мотивированные репрессии.

То, что нынешние латвийские власти безосновательно назначили Россию главной угрозой своей безопасности и в целом европейскому пространству, уже никого не впечатляет. Теперь же к числу новых вызовов предлагается отнести собственное гражданское общество. Как известно, значительная часть населения Латвии – русскоязычные люди. Они ассоциируют себя с русскими традициями, религией, культурой, чувствуют близость к российской истории. При этом они, естественно, являются неотъемлемой частью латвийского общества и не собираются это отрицать или менять. Россия всегда открыто поддерживает соотечественников в деле сохранения культурной идентичности и защиты от дискриминации так же как это делают и другие страны в отношении своих зарубежных диаспор.

В этой связи уместно напомнить, что в Латвии до сих пор проживает множество людей со статусом «неграждане». Они не признаются латвийскими властями национальным меньшинством. Латвия ратифицировала Рамочную Конвенцию Совета Европы по защите национальных меньшинств с оговорками, которые касаются и запрета на использование языков нацменьшинств в официальной переписке и топографических названиях. Русский язык в Латвии целенаправленно выдавливается из сферы образования и общественной жизни.

Дискриминацию и нарушение прав человека в Латвии регулярно отмечают в своих докладах эксперты ООН, ОБСЕ, СЕ, ПАСЕ, Еврокомиссии. Квалифицируем эту политику как политику принудительного разделения социумов в Латвии в ущерб русскоязычному населению. Эта тема, подобные примеры будут находиться в центре пристального внимания России, международных демократических институтов.

К оглавлению

Вопрос: Как бы Вы могли прокомментировать заявление США о том, что в Пентагоне есть план, который позволит уничтожить ПВО Калининграда в случае агрессии со стороны России?

Ответ: Мы квалифицируем это как угрозу, а подобные заявления как абсолютно безответственные. Видим, с какой легкостью политический бомонд, в частности в США, оперирует столь серьезными и очень сложными вопросами, как мировая безопасность и стабильность, делая это безответственно, исходя из политических, конъюнктурных соображений, в том числе, как мы понимаем, в связи с собственными электоральными процессами. Главное, все это – показатель не только безответственности, но и глупости. Умные, дальновидные люди, которые действительно выражают интересы людей, назначающих или избирающих их на соответствующие должности, никогда не будут делать подобные заявления, понимая, что они наносят репутационный ущерб стране, которую представляют.

Уверена, что квалифицированный ответ будет дан по линии Министерства обороны России с соответствующими примерами и выкладками. Оборонное ведомство всегда четко и безупречно профессионально комментирует подобные темы.

К оглавлению

Вопрос: Какова позиция России в отношении коалиции США по охране судоходства в Персидском заливе?

Ответ: Неоднократно отвечали на этот вопрос. Исходим из того, что все принимающиеся в этом регионе меры должны иметь главную цель – стабилизацию ситуации. К сожалению, политика, в том числе США и целого ряда других государств, приводит к противоположному результату. Никакой дополнительной стабилизации не происходит, только дестабилизация.

Все меры, которые принимаются, должны иметь под собой правовое основание (а многие из них далеки от какого-либо правового поля), а их целью должны быть улучшение и стабилизация ситуации в регионе.

К оглавлению

Вопрос: Газета «Комсомольская Правда» некоторое время назад сообщала о ситуации с французскими активистами движения идентаристов К.Галеном и Р.Эспино, которых за мирную акцию (что признает даже французская прокуратура) суд приморского города Гап приговорил к 6 месяцам тюрьмы. Несколько минут назад пришла новость о том, что известного французского философа А.Сораля приговорили к 18 месяцам тюрьмы за его публичные политические высказывания. Как Вы можете это прокомментировать? Не считаете ли Вы это угрозой свободе слова и политике?

Ответ: Мне кажется, что это в большей степени вопрос реакции гражданского общества и СМИ, нежели внешнеполитических ведомств, но, коль скоро Вы задали вопрос и попросили нас квалифицировать происходящее, я обязана это сделать.

29 августа суд г.Гап вынес решение по судебному разбирательству в отношении трех участников общественного движения «Поколение защитников идентичности». Напомню, они весной 2018 г. в Альпах провели акцию против нелегальной миграции. Суд признал трех фигурантов виновными в совершении действий, которые могут быть восприняты в обществе как узурпация функций государственной власти, и приговорил их к шести месяцам тюремного заключения, а самой организации выставил штраф в размере 75 тыс.евро.

Для того, чтобы интерпретировать данный инцидент (я так понимаю, Вы его интерпретируете как политически мотивированное заключение под стражу), необходимо более детальное ознакомление с материалами уголовного дела. Это точно не наша компетенция. Скорее - компетенция соответствующих общественных или международных организаций.

Вместе с тем столь жесткое отношение к диссидентам во Франции не удивляет. Французская Фемида, несмотря на декларируемую Парижем приверженность гуманистическим идеалам, безжалостно расправляется с инакомыслием в разных его проявлениях. Вспомним российского «революционного художника» П.А.Павленского. До его переезда во Францию именно Париж был наиболее благосклонен к его акциям в Москве. Когда же он начал аналогичные вещи реализовывать во Франции, что-то пошло не так, и он резко перестал нравиться. Уже длительное время в тюрьме сидит общественный активист Ю.Файяр по делу за свою активность по доведению до французской общественности правды о событиях на востоке Украины. Мы полагаем, что дело явно сфабриковано.

К оглавлению

Вопрос: От имени наших читателей и редакции хотел бы Вас поблагодарить за Ваш пост в «Фейсбук», который касался русофобской статьи Посла Украины в Сербии, учитывая, что это его не первая выходка. Украинская дипломатия не просто «наступает на грабли» разрушения государственности Украины, но и «вставляет палки» в колеса процесса налаживания отношений между Россией и Украиной, который проводит президент В.А.Зеленский. Будет ли МИД России высказывать дальнейший протест по этому поводу или Президент Украины В.А.Зеленский должен сам навести порядок в органах исполнительной власти своей страны?

Ответ: В каждой стране свои нюансы направления и назначения послов, наделения их соответствующими полномочиями. Но, так или иначе, Посол – это человек, который представляет не внешнеполитическую службу или Министерство иностранных дел, а все государство. Полномочия ему дает высший орган власти в государстве, и, соответственно, спрашивать с него должны непосредственно в том государстве, которое направляет его на соответствующую работу.

В данном случае Вы охарактеризовали это даже лучше, чем это получилось у меня. Вы назвали это выходкой, и это именно так. Это не экспертное мнение, не политическое убеждение, которое материализовалось в виде статьи, а именно эпатажная выходка. Реакция на подобные выходки должна следовать из столицы. Устраивает ли Киев такое поведение и такая риторика – вопрос к нему. Соответствует ли поведение Посла, а его заявления – тому, что хочет добиться Киев на нынешнем этапе и какие цели хочет реализовать – опять вопрос к ним. Поучать и учить не наша задача. Все – взрослые люди, имеют опыт государственности, суверенитета, самостоятельности, причем отстаивают самостоятельность Украины рьяно. Думаю, что уже можно учиться не в теории, а на собственных ошибках. Но квалификацию подобным выходкам своих послов должен все-таки давать Киев. Если это их устраивает, и это тот уровень разговора, который одобряется Киевом и ведется послами на международной арене от имени Украины как государства, тогда надо так и сказать об этом: это соответствует внешнеполитической доктрине нашего Украинского государства.

Если это не соответствует позиции или внешней политике государства, то тоже стоило бы об этом сказать. Я понимаю, что глобально внешнеполитический курс сейчас только формируется, мы не знаем, будет ли он обновлен или нет. Но таки или иначе пришли новые люди и делаются попытки предпринимать более конструктивные шаги на мировой арене. Есть ощущение, что вместо агрессивной риторики на уровне руководства государства, приоритет отдается реальным, конкретным шагам по улучшению ситуации, а не по ее усугублению. Нужно уже определиться. Но точно не мы должны это делать за Киев.

К оглавлению

Вопрос: Атака на объекты нефтяной инфраструктуры на территории Саудовской Аравии была успешной, несмотря на то, что вдоль границы стоят 88 американских комплексов ПВО «Patriot». Госсекретарь США М.Помпео уже прокомментировал эту ситуацию, сказав, что любые ПВО дают сбой. Президент Российской Федерации В.В.Путин, будучи в Анкаре, предложил Саудовской Аравии поставить российские комплексы, – возможно, более эффективные. Есть ли у России потенциал по налаживанию мирного процесса между саудитами и хуситами, которые взяли на себя ответственность за эту атаку?

Ответ: Во-первых, хотела бы обратить Ваше внимание на наш комментарий, который был опубликован на сайте МИД 16 сентября с.г.

Во-вторых, многое, что делают США в данном регионе, уже больше похоже не на политику, а на глобальный коллапс, не ограничивающийся одной сферой, а затрагивающий все области. Мы же помним, как больше года назад «прекрасные» американские ракеты не попали в цель в Сирии, а сейчас «прекрасные» американские установки ПВО не отразили удар. Это все – звенья одной цепи. Мне кажется, происходит собственное саморазоблачение на примере конкретного региона в контексте того, что США делают и могут предложить современному миру. Хотела бы обратить Ваше внимание, что Президент Российской Федерации В.В.Путин уже прокомментировал эту тему в контексте ПВО и российских возможностей на этот счет.

 

К оглавлению

Календарь

x
x

Архив

Дополнительные инструменты поиска

Последние добавленные

Последние добавленные