3 July 201912:35

Foreign Minister Sergey Lavrov’s remarks and answers to questions during a joint news conference following talks with Secretary General of the Organisation of Islamic Cooperation Yousef Al-Othaimeen, Moscow, July 3, 2019

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

Ladies and gentlemen,

We have had substantive talks with Secretary General of the Organisation of Islamic Cooperation Yousef Al-Othaimeen.

This is not our first meeting; today we reaffirmed our mutual interest in the progressive development of the multi-faceted interaction between the Russian Federation and the OIC.

We have emphasised the priority of the Palestinian-Israeli settlement for the Islamic world and many other countries, and reaffirmed our commitment to the existing international legal framework, including the relevant UN resolutions, the Madrid Principles and the Arab Peace Initiative. We have a shared opinion that any attempts to work out alternatives, especially covert attempts, actually risk undermining the two-state solution principle and delaying a sustainable and fair resolution to this decades-old international problem.

We noted with alarm the persisting unsettled conflicts, and in some cases even the deterioration in a number of Islamic states. We expressed shared concern about the growing tension in the Gulf and considered how the Iranian factor affects the political processes in the region.

We reaffirmed our proposal that a dialogue should be launched between the Arabs and Iran aimed at strengthening confidence, transparency in the military sphere and, ultimately, negotiations on building a collective security architecture in this region with the participation of the Arab states, Iran and the widest support of the international community, including the Arab League and the OIC.

We talked about the need for the speedy resolution of other conflicts in the Middle East and North Africa. We are equally confident that it should be done exclusively by peaceful means through an inclusive national dialogue based on international law.

Special attention was paid to the need to step up a consistent, uncompromising fight against terrorism in all its manifestations.

We discussed the state and prospects of relations between Russia and the OIC. In Russia we are trying to promote relations with the OIC as well as its member countries and the Russian leadership’s efforts have wide support in our society. In this context, we noted the active work of the Russia-Islamic World Strategic Vision Group, which includes prominent politicians, experts, and former diplomats from Russia and Islamic states, dedicated to promoting cultural and humanitarian initiatives and helping to deepen inter-civilisational and inter-religious dialogue. A number of events are being planned by this group for September on the occasion of the 50th anniversary of the OIC.

Another important component of our interaction is the economy. There is trade and investment potential between Russia and our partners in the Islamic world. In this regard, we noted the importance of the International Economic Summit Russia-Islamic World annually held in Kazan, the capital of Tatarstan. Last year, the Secretary General attended the event as a guest of honour. We hope that the OIC will continue to be adequately represented at these forums.

Question: What are the opportunities for promoting partner relations between Russia and the Islamic world in the fight against terrorism?

Sergey Lavrov: In our opening remarks, Mr Secretary General and I already noted the priority of our joint work to enhance the international community’s potential in the fight against terrorism. As to the practical dimension, this is displayed in a number of spheres. We are interested in having as many OIC countries as possible join the Russian FSB’s International Antiterrorism Database, which makes it possible to keep track of terrorist militants’ movements with maximum efficiency and promptness in real time. This phenomenon has become a major problem in its own right. There are enough facts confirming that they migrate from country to country, and not only in the Middle East or North Africa but also far beyond the region. Specifically, terrorists, who have been ousted from Syria, turn up in Iraq, Libya and Afghanistan. They are already keeping an eye on Central Asia. This is a separate subject for us and our CSTO allies to deal with. Many nations have paid attention to the database that involves several dozen countries, including many Muslim countries, and a number of international organisations specialising in preventing the terrorist threat. Apart from this, we highly appreciate the fact that our Muslim colleagues at the UN cooperate closely with Under-Secretary-General of the United Nations Counter-Terrorism Office Vladimir Voronkov. He is a Russian citizen and took the position approximately a year ago. We are grateful for the support he is receiving from OIC member states. Mr Secretary General has mentioned the special importance of good relations between Russia and the OIC host, the Kingdom of Saudi Arabia. We are really seeking to develop these relations with maximum efficiency and in a trust-based and strategic manner. This was just recently confirmed in Osaka, where President Vladimir Putin met with Crown Prince Mohammad bin Salman. Among other things, they discussed the preparations for the Russian President’s visit to Saudi Arabia.

Turning to the counterterrorist dimension of our partnership with Saudi Arabia and generally the international activities directed at fighting terrorism, I would like to single out the initiative made by Saudi Arabia that has financed for several years a special UN fund intended to help organise counterterrorism cooperation and implement specific measures aimed at enhancing the international community’s readiness to eliminate this threat. Thus, apart from political solidarity in the antiterrorist struggle, we have quite concrete projects implemented for the benefit of strengthening the international community’s unity when it comes to this matter. 

Question (addressed to Yousef Al-Othaimeen): What is your opinion of the US Palestinian-Israeli peace plan, in particular its investment component?

Sergey Lavrov (speaking after Yousef Al-Othaimeen): I would like to say a few words about the Palestinian-Israeli settlement. We talked about it great detail today, including about the plan which the United States has praised as the deal of the century, but which nobody has seen yet.

The Peace to Prosperity economic conference was held a couple of weeks ago in Bahrain, where the initiative on multibillion dollar investments in the region was presented, including in the Palestinian territories and in the countries that have provided refuge to Palestinians for many years.

As my esteemed colleague, OIC Secretary General Yousef Al-Othaimeen, has said, so far we have seen only the economic component, and we do not know anything about the US political plans’ compliance with UN Security Council resolutions and the Arab Peace Initiative. It is very difficult to make any final conclusions when you do not see the whole picture of the US settlement plans.

I can tell you provisionally that the economic component stipulates some $50 billion in investments, half of it in Palestine and the rest in the infrastructure of the countries that have for years given shelter to Palestinian refugees. If the idea is to keep the refugees there forever, as you can perceive from the planned investments in these countries, this provision contradicts the UNSC decisions, which stipulate the establishment of an effective Palestinian state that will be able to receive refugees from the countries where they have taken refuge, primarily Lebanon, Egypt and several other countries.

So, we would like our American colleagues to explain their plan it its totality rather than only give us a glimpse of some of its components. As Mr Al-Othaimeen has said, we have a common vision of the importance of doing this job on the basis of UNSC decisions and the Arab Peace Initiative.

Question: It is a fact that Kurds played a huge role in the defeat of ISIS in Syria. What is Russia’s role in the resumption of talks between Syrian Kurds and Damascus, as well as in the protection of Kurds’ rights in Syria?

Sergey Lavrov: We have taken a clear stand since the beginning of the conflict. The very first steps made towards a political settlement in Syria, the establishment of the International Syria Support Group at the initiative of Russia and the previous US administration, and the coordination and adoption of UNSC Resolution 2254,  stipulate the principle of respect for the interests of all ethnic and religious groups in Syria, including Kurds, as this was specifically noted at all stages in the talks.

When Russia, Turkey and Iran created the Astana format, which initiated the Syrian National Dialogue Congress held in Sochi in January 2018, we focused on the importance of ensuring a full and comprehensive representation of Kurds. This is how it was done, eventually. The decisions that were made at the Syrian National Dialogue Congress and subsequently approved by the UN Security Council, the Syrian Government and the opposition clearly stipulate the principle of full respect for the interests of the Kurdish people.

We use our contacts with the [Syrian] Government and representatives of Kurdish organisations to convince them of the importance of a direct dialogue based on the principles that are upheld by the international community, in particular, respect for the sovereignty and territorial integrity of Syria. I see Kurds’ interest for joining this dialogue. We would welcome this.

However, there is an obstacle. The United States is, regrettably, using the Kurdish factor for speculation. It is trying to use Kurds to create a pseudo-state on the eastern bank of the Euphrates, including in the regions where Kurds never lived in Syria before. Kurds are being used to disrupt the territorial integrity of Syria and drive a wedge between Kurds and the Arab tribes that have lived in these territories for centuries. There have been reports of serious clashes between Kurds and the Arab tribes. This is alarming. I hope the United States will not take any action that contradicts UNSC resolutions and can damage the balance of interests of all the ethnic and religious groups that live in Syria.

Question: On Sunday, the United States carried out an airstrike on the terrorist bases in the northwest of Syria. The Pentagon confirmed the deaths of leaders of the terrorist group, which is part of Al-Qaeda. What do you think about this? Did Russia know about the airstrikes? Why do you think the United States is so selective when it comes to targeting terrorists? So far we have not seen any action by the United States against Hayat Tahrir al-Sham.

Sergey Lavrov: As far as the Russian side is informed, as you know, the military officials of the United States and Russia have a deconfliction channel in Syria for sharing information in order to prevent unforeseen, unintentional incidents. This is what concerns our working relations with the US military.

Second, I think that the United States is undoubtedly aware of the remaining threats of terrorism on the Syrian territory, especially on the eastern bank of the Euphrates, where the US illegally occupies several regions and carries out actions that are not entirely in line with the logic of combating terrorism.

The strikes probably targeted Al-Qaeda leaders. Most likely it was so. We welcome the fight against terrorists. But some regions that the US controls by creating the so-called security zones on a unilateral basis, such as Al-Tanf, have also become home to terrorist and extremist elements. There is a refugee camp, Rukban, which has essentially turned into a camp of hostages. The same thing is happening to the north as well, in the al-Hawl camp on the eastern bank of the Euphrates, which currently houses terrorists of all sorts. That is troubling.

We have repeatedly emphasised that the fight against terrorism must be free of any double standards. As stipulated by UNSC Resolution 2254, the fight on the territory of Syria must be uncompromising – whether on the eastern bank of the Euphrates or the Idlib de-escalation zone, which is currently being used to essentially protect the remnants of the former Jabhat al-Nusra. All of this serves as an indication of double standards. We believe that this must change. This issue is among the most important in our dialogue with our Western colleagues and other partners, when we discuss the situation in Syria and the need to meet the requirements of the UN Security Council that were approved unanimously.

Calendar

x
x

Archive

Advanced settings

Выступления Министра

3.07.1912:35

8WUJUHifMug

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1
Скачать файл

Уважаемые дамы и господа,

Мы провели содержательные переговоры с Генеральным секретарем Организации исламского сотрудничества Ю.Осаимином.

Наша встреча уже не первая. Сегодня подтвердили обоюдную  заинтересованность в поступательном развитии многопланового взаимодействия между Российской Федерацией и ОИС.

Большое внимание уделили приоритетной для исламского мира и многих других стран тематике палестино-израильского урегулирования. Подтвердили приверженность существующей международно-правовой базе, включая соответствующие резолюции ООН, Мадридские принципы и Арабскую мирную инициативу. У нас общее мнение, что попытки разрабатывать какие-то альтернативы, причем делать это келейно,  по сути, рискуют подорвать принцип двугосударственного решения, только отдаляют перспективу устойчивого и справедливого преодоления этой застарелой международной проблемы.

С тревогой констатировали сохраняющуюся неурегулированность конфликтов, а в некоторых случаях даже обострение обстановки в ряде исламских государств. Выразили озабоченность ростом напряженности в зоне Персидского залива. Говорили о том, как иранский фактор сказывается на политических процессах в регионе.

Подтвердили наше предложение о том, чтобы между арабами и Ираном был начат диалог с прицелом на укрепление доверия, транспарентности в сфере военной деятельности и, в конечном итоге, для переговоров о формировании архитектуры коллективной безопасности в этом районе мира с участием арабских государств, Ирана и при самой широкой поддержке международного сообщества, включая Лигу арабских государств и ОИС. 

Говорили о необходимости скорейшего урегулирования других конфликтов на Ближнем Востоке и Севере Африки. У нас общее мнение, что делать это нужно исключительно мирным путем через инклюзивный национальный диалог с опорой на международное право.

Особое внимание уделили необходимости наращивать последовательную, бескомпромиссную борьбу с терроризмом во всех его проявлениях.

Обсудили состояние и перспективы отношений между Россией и ОИС. У нас в России предпринимаются усилия по продвижению отношений с Организацией и ее странами-членами. Усилия российского руководства  пользуются широкой поддержкой в нашем обществе. В этом контексте привлекли внимание на активную деятельность Группы стратегического видения «Россия – исламский мир», в которую входят видные политики, эксперты, бывшие дипломаты из России и исламских государств, призванные продвигать различные культурно-гуманитарные начинания, способствовать углублению межцивилизационного и межрелигиозного диалога. По линии этой Группы планируется целый ряд мероприятий в сентябре текущего года, когда будет отмечаться 50-летие ОИС.

Еще один важный компонент нашего взаимодействия – это экономика. Между Россией и нашими партнерами в исламском мире есть потенциал в сферах торговли и инвестиций. В этой связи отметили важное значение проводимого ежегодно в столице Татарстана в Казани Международного экономического саммита «Россия-Исламский мир». В прошлом году г-н Генеральный секретарь был почетным гостем на этом мероприятии. Надеемся, что ОИС и впредь будет достойно представлена на этих форумах.    

Вопрос: Какие есть возможности для развития партнёрских отношений между Россией и исламским миром в войне против терроризма?

С.В.Лавров: В своих вступительных заявлениях мы с г-ном Генеральным секретарём уже отмечали приоритетность нашей совместной работы по повышению потенциала международного сообщества в борьбе с терроризмом. В практическом плане это проявляется на целом ряде направлений. Мы заинтересованы в том, чтобы как можно больше стран ОИС присоединялись к Международному банку данных по противодействию терроризму, который был создан ФСБ России и который позволяет отслеживать максимально эффективно и оперативно, в режиме реального времени передвижение иностранных террористов-боевиков. Этот феномен стал отдельной крупной проблемой. Сейчас уже есть достаточно фактов, которые подтверждают, что они мигрируют по разным странам, причём не только в регионе Ближнего Востока и Севера Африки, но и далеко за его пределами. В частности, террористы, которых удалось выдавить из Сирии, появляются в Ираке, Ливии и Афганистане. Они уже приглядываются к Центральной Азии – это отдельная тема, которой мы занимаемся с нашими союзниками по ОДКБ. Этот банк данных уже привлёк к себе внимание многих стран мира. Несколько десятков стран являются участниками этого банка данных, в том числе многие мусульманские страны и целый ряд международных организаций, которые специализируются на предотвращении террористической угрозы. Кроме того, мы очень ценим то, что наши мусульманские коллеги в ООН тесно сотрудничают с заместителем Генерального секретаря ООН, начальником Управления по контртерроризму Воронковым. Это российский гражданин. Он занял эту должность примерно год назад. Мы признательны за ту поддержку, которую он получает со стороны государств-членов ОИС. Господин Генеральный секретарь упомянул об особом значении добрых отношений между Россией и страной-хозяйкой ОИС – Королевством Саудовская Аравия. Мы действительно стараемся развивать эти отношения максимально эффективно, доверительно, в стратегическом ключе. Это подтвердилось не так давно в Осаке, когда Президент России В.В.Путин встречался с Наследным принцем М.Бен Сальманом. В том числе они говорили и о подготовке визита Президента России в КСА.

Если мы возьмём контртеррористическое измерение нашего партнёрства с Саудовской Аравией и в целом международную деятельность, направленную на борьбу с терроризмом, то хотел бы выделить инициативу саудовской стороны, которая уже несколько лет финансирует специальный фонд при ООН, призванный помогать налаживать контртеррористическое сотрудничество, обеспечивать реализацию конкретных мер по повышению готовности мирового сообщества к подавлению этой угрозы. Так что у нас помимо политической солидарности в антитеррористической борьбе есть вполне конкретные проекты, которые реализуются на благо укрепления единства мирового сообщества в этом деле.

Вопрос (адресован Ю.Осаимину): Как Вы оцениваете план США по урегулированию палестино-израильского конфликта, в частности его инвестиционную составляющую?

С.В.Лавров (добавляет после Ю.Осаимина): Хочу добавить два слова по проблемам палестино-израильского урегулирования. Мы сегодня об этом подробно говорили. В том числе упоминали тот план, который США называют «сделкой века», но которого пока никто не видел.

Пару недель назад на Бахрейне состоялось мероприятие, которое называлось экономический семинар «Мир во имя процветания», где была презентована идея многомиллиардных инвестиций в регионе – как на палестинских территориях, так и в тех странах, которые многие годы являются странами-прибежищами палестинцев.

Как сказал мой собеседник, уважаемый г-н Генеральный секретарь ОИС Ю.Осаимин, кроме экономической составляющей, мы не видели, как США собираются политически презентовать свой план в том, что касается соответствия резолюциям, которые принимались в СБ ООН, и Арабской мирной инициативе. Не видя всей картины американского понимания урегулирования, очень трудно делать какие-то окончательные выводы.

В предварительном плане скажу, что экономическая часть предполагает порядка 50 млрд долларов инвестиций: около половины от этой суммы – в Палестину, а остальные 25 млрд долларов – в инфраструктуру тех стран, где уже многие годы расположены палестинские беженцы. Если это нацелено на то, чтобы беженцы оставались там навсегда, и для этого соответствующие страны получат определённые финансовые вливания, то уже одно это противоречит решениям СБ ООН, которые предполагают среди прочего такое палестинское государство, которое будет дееспособным и будет принимать беженцев из стран, где они сейчас находятся, прежде всего из Ливана, Египта и ряда других.

Поэтому мы хотим, чтобы наши американские коллеги всё-таки объяснили нам весь свой замысел, а не пытались по кусочку показывать нам какие-то свои идеи. Как сказал г-н Ю.Осаимин, у нас общее понимание необходимости выстраивать эту работу на основе решений СБ ООН и Арабской мирной инициативы. 

Вопрос: Как известно, курды играли немаловажную роль в разгроме ИГИЛ в Сирии. Какую роль играет Россия в восстановлении переговоров между сирийскими курдами и Дамаском, а также прав курдов в Сирии?

С.В.Лавров: Мы занимаем здесь абсолютно четкую позицию с самого начала конфликта – когда предпринимались первые попытки начать процесс политического урегулирования в САР, когда по инициативе Российской Федерации и прошлой администрации США была создана Международная группа поддержки Сирии, а также была согласована и принята резолюция 2254 СБ ООН – была заложена необходимость учитывать интересы всех этнических и конфессиональных групп сирийского общества, включая, как это особо выделялось на всех этапах наших переговоров, интересы курдов.

Когда создавался «астанинский формат» Россия-Турция-Иран, и по его инициативе был созван Конгресс сирийского национального диалога в Сочи в январе 2018 года, особое внимание уделялось необходимости обеспечить полноценное, солидное представительство курдов. В итоге так и произошло. Те решения, которые были приняты Конгрессом сирийского национального диалога и потом одобрены СБ ООН, правительством Сирии и оппозицией, четко обозначают необходимость в полной мере учитывать интересы курдского населения.

Мы сейчас в наших контактах с правительством и представителями курдских организаций объясняем им необходимость прямого диалога в контексте принципов, одобренных мировым сообществом, имею в виду необходимость уважения суверенитета и территориальной целостности сирийского государства. Вижу, что есть интерес со стороны курдов вступить в такой диалог. Мы будем только приветствовать это.

Есть, правда, и помеха. Она заключается в том, что США, к сожалению, спекулируют на курдском факторе. Они пытаются использовать курдов для сколачивания на восточном берегу Евфрата квазигосударства, в том числе, на территориях, на которых курды в Сирии раньше не проживали. Тем самым курдов просто используют для того, чтобы продвигать линию на подрыв территориальной целостности САР и вбивать клин между курдами и арабскими племенами, которые веками жили на этих территориях. Уже есть информация о достаточно серьезных столкновениях между курдами и арабскими племенами. Нас это тревожит. Надеюсь, что США будут избегать действий, нарушающих резолюции СБ ООН и баланс интересов всех этно-конфессиональных групп, проживающих на территории Сирии.

Вопрос: В воскресенье США нанесли удар по базам террористов на северо-западе Сирии. Пентагон подтвердил уничтожение главарей группы, которая подчиняется «Аль-Каиде». Как Вы оцениваете эти действия? Была ли Россия в курсе этих ударов? Почему, на Ваш взгляд, США выборочно наносят удары по террористам? На сегодняшний день мы не видим никаких действий со стороны американцев в отношении «Хейат Тахрир аш-Шам».

С.В.Лавров: Что касается информированности российской стороны, то, как Вы знаете, между военными США и Российской Федерации в Сирии налажен т.н. канал деконфликтинга, по которому происходит обмен информацией с целью избежать непредвиденных, непреднамеренных инцидентов. Это то, что касается наших рабочих отношений с американскими военными.

Во-вторых, думаю, что США, безусловно, понимают сохраняющиеся угрозы терроризма на сирийской территории, особенно на восточном берегу Евфрата, который США незаконно оккупируют в целом ряде районов и осуществляют там действия, не совсем вписывающиеся в логику борьбы с терроризмом.

Наверное, удары были нанесены по главарям «Аль-Каиды». Скорее всего, так оно и есть. Мы приветствуем борьбу с террористами. Но в таких районах, которые контролируют США, создав там некие «зоны безопасности» в одностороннем порядке, например Ат-Танф, находят себе прибежище террористические и экстремистские элементы. Там есть лагерь беженцев «Рукбан», который, по сути, превратился в лагерь заложников. То же самое происходит и чуть севернее, в лагере «Аль-Хоуль» на восточном берегу Евфрата, где нашли прибежище террористы всех мастей. Это тревожит.

Как мы не раз подчеркивали, борьба с терроризмом должна вестись без каких-либо двойных стандартов. На территории Сирийской Арабской Республики (САР), как требует резолюция 2254 ООН, эта борьба должна быть бескомпромиссной, будь то на восточном берегу Евфрата, будь то в идлибской зоне деэскалации, которую тоже спекулятивно используют для, по сути дела, защиты элементов бывшей «Джабхат ан-Нусры». Все это – проявление двойных стандартов. Мы считаем, что это необходимо исправлять. Эта тема – одна из центральных в нашем диалоге с западными коллегами и другими нашими партнерами, когда мы обсуждаем ситуацию в САР и необходимость выполнять требования Совета Безопасности ООН, которые были одобрены единогласно.

 

 

Календарь

x
x

Архив

Дополнительные инструменты поиска

Последние добавленные

Последние добавленные