Выступления Министра

3.07.1912:35

8WUJUHifMug

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1
Скачать файл

Уважаемые дамы и господа,

Мы провели содержательные переговоры с Генеральным секретарем Организации исламского сотрудничества Ю.Осаимином.

Наша встреча уже не первая. Сегодня подтвердили обоюдную  заинтересованность в поступательном развитии многопланового взаимодействия между Российской Федерацией и ОИС.

Большое внимание уделили приоритетной для исламского мира и многих других стран тематике палестино-израильского урегулирования. Подтвердили приверженность существующей международно-правовой базе, включая соответствующие резолюции ООН, Мадридские принципы и Арабскую мирную инициативу. У нас общее мнение, что попытки разрабатывать какие-то альтернативы, причем делать это келейно,  по сути, рискуют подорвать принцип двугосударственного решения, только отдаляют перспективу устойчивого и справедливого преодоления этой застарелой международной проблемы.

С тревогой констатировали сохраняющуюся неурегулированность конфликтов, а в некоторых случаях даже обострение обстановки в ряде исламских государств. Выразили озабоченность ростом напряженности в зоне Персидского залива. Говорили о том, как иранский фактор сказывается на политических процессах в регионе.

Подтвердили наше предложение о том, чтобы между арабами и Ираном был начат диалог с прицелом на укрепление доверия, транспарентности в сфере военной деятельности и, в конечном итоге, для переговоров о формировании архитектуры коллективной безопасности в этом районе мира с участием арабских государств, Ирана и при самой широкой поддержке международного сообщества, включая Лигу арабских государств и ОИС. 

Говорили о необходимости скорейшего урегулирования других конфликтов на Ближнем Востоке и Севере Африки. У нас общее мнение, что делать это нужно исключительно мирным путем через инклюзивный национальный диалог с опорой на международное право.

Особое внимание уделили необходимости наращивать последовательную, бескомпромиссную борьбу с терроризмом во всех его проявлениях.

Обсудили состояние и перспективы отношений между Россией и ОИС. У нас в России предпринимаются усилия по продвижению отношений с Организацией и ее странами-членами. Усилия российского руководства  пользуются широкой поддержкой в нашем обществе. В этом контексте привлекли внимание на активную деятельность Группы стратегического видения «Россия – исламский мир», в которую входят видные политики, эксперты, бывшие дипломаты из России и исламских государств, призванные продвигать различные культурно-гуманитарные начинания, способствовать углублению межцивилизационного и межрелигиозного диалога. По линии этой Группы планируется целый ряд мероприятий в сентябре текущего года, когда будет отмечаться 50-летие ОИС.

Еще один важный компонент нашего взаимодействия – это экономика. Между Россией и нашими партнерами в исламском мире есть потенциал в сферах торговли и инвестиций. В этой связи отметили важное значение проводимого ежегодно в столице Татарстана в Казани Международного экономического саммита «Россия-Исламский мир». В прошлом году г-н Генеральный секретарь был почетным гостем на этом мероприятии. Надеемся, что ОИС и впредь будет достойно представлена на этих форумах.    

Вопрос: Какие есть возможности для развития партнёрских отношений между Россией и исламским миром в войне против терроризма?

С.В.Лавров: В своих вступительных заявлениях мы с г-ном Генеральным секретарём уже отмечали приоритетность нашей совместной работы по повышению потенциала международного сообщества в борьбе с терроризмом. В практическом плане это проявляется на целом ряде направлений. Мы заинтересованы в том, чтобы как можно больше стран ОИС присоединялись к Международному банку данных по противодействию терроризму, который был создан ФСБ России и который позволяет отслеживать максимально эффективно и оперативно, в режиме реального времени передвижение иностранных террористов-боевиков. Этот феномен стал отдельной крупной проблемой. Сейчас уже есть достаточно фактов, которые подтверждают, что они мигрируют по разным странам, причём не только в регионе Ближнего Востока и Севера Африки, но и далеко за его пределами. В частности, террористы, которых удалось выдавить из Сирии, появляются в Ираке, Ливии и Афганистане. Они уже приглядываются к Центральной Азии – это отдельная тема, которой мы занимаемся с нашими союзниками по ОДКБ. Этот банк данных уже привлёк к себе внимание многих стран мира. Несколько десятков стран являются участниками этого банка данных, в том числе многие мусульманские страны и целый ряд международных организаций, которые специализируются на предотвращении террористической угрозы. Кроме того, мы очень ценим то, что наши мусульманские коллеги в ООН тесно сотрудничают с заместителем Генерального секретаря ООН, начальником Управления по контртерроризму Воронковым. Это российский гражданин. Он занял эту должность примерно год назад. Мы признательны за ту поддержку, которую он получает со стороны государств-членов ОИС. Господин Генеральный секретарь упомянул об особом значении добрых отношений между Россией и страной-хозяйкой ОИС – Королевством Саудовская Аравия. Мы действительно стараемся развивать эти отношения максимально эффективно, доверительно, в стратегическом ключе. Это подтвердилось не так давно в Осаке, когда Президент России В.В.Путин встречался с Наследным принцем М.Бен Сальманом. В том числе они говорили и о подготовке визита Президента России в КСА.

Если мы возьмём контртеррористическое измерение нашего партнёрства с Саудовской Аравией и в целом международную деятельность, направленную на борьбу с терроризмом, то хотел бы выделить инициативу саудовской стороны, которая уже несколько лет финансирует специальный фонд при ООН, призванный помогать налаживать контртеррористическое сотрудничество, обеспечивать реализацию конкретных мер по повышению готовности мирового сообщества к подавлению этой угрозы. Так что у нас помимо политической солидарности в антитеррористической борьбе есть вполне конкретные проекты, которые реализуются на благо укрепления единства мирового сообщества в этом деле.

Вопрос (адресован Ю.Осаимину): Как Вы оцениваете план США по урегулированию палестино-израильского конфликта, в частности его инвестиционную составляющую?

С.В.Лавров (добавляет после Ю.Осаимина): Хочу добавить два слова по проблемам палестино-израильского урегулирования. Мы сегодня об этом подробно говорили. В том числе упоминали тот план, который США называют «сделкой века», но которого пока никто не видел.

Пару недель назад на Бахрейне состоялось мероприятие, которое называлось экономический семинар «Мир во имя процветания», где была презентована идея многомиллиардных инвестиций в регионе – как на палестинских территориях, так и в тех странах, которые многие годы являются странами-прибежищами палестинцев.

Как сказал мой собеседник, уважаемый г-н Генеральный секретарь ОИС Ю.Осаимин, кроме экономической составляющей, мы не видели, как США собираются политически презентовать свой план в том, что касается соответствия резолюциям, которые принимались в СБ ООН, и Арабской мирной инициативе. Не видя всей картины американского понимания урегулирования, очень трудно делать какие-то окончательные выводы.

В предварительном плане скажу, что экономическая часть предполагает порядка 50 млрд долларов инвестиций: около половины от этой суммы – в Палестину, а остальные 25 млрд долларов – в инфраструктуру тех стран, где уже многие годы расположены палестинские беженцы. Если это нацелено на то, чтобы беженцы оставались там навсегда, и для этого соответствующие страны получат определённые финансовые вливания, то уже одно это противоречит решениям СБ ООН, которые предполагают среди прочего такое палестинское государство, которое будет дееспособным и будет принимать беженцев из стран, где они сейчас находятся, прежде всего из Ливана, Египта и ряда других.

Поэтому мы хотим, чтобы наши американские коллеги всё-таки объяснили нам весь свой замысел, а не пытались по кусочку показывать нам какие-то свои идеи. Как сказал г-н Ю.Осаимин, у нас общее понимание необходимости выстраивать эту работу на основе решений СБ ООН и Арабской мирной инициативы. 

Вопрос: Как известно, курды играли немаловажную роль в разгроме ИГИЛ в Сирии. Какую роль играет Россия в восстановлении переговоров между сирийскими курдами и Дамаском, а также прав курдов в Сирии?

С.В.Лавров: Мы занимаем здесь абсолютно четкую позицию с самого начала конфликта – когда предпринимались первые попытки начать процесс политического урегулирования в САР, когда по инициативе Российской Федерации и прошлой администрации США была создана Международная группа поддержки Сирии, а также была согласована и принята резолюция 2254 СБ ООН – была заложена необходимость учитывать интересы всех этнических и конфессиональных групп сирийского общества, включая, как это особо выделялось на всех этапах наших переговоров, интересы курдов.

Когда создавался «астанинский формат» Россия-Турция-Иран, и по его инициативе был созван Конгресс сирийского национального диалога в Сочи в январе 2018 года, особое внимание уделялось необходимости обеспечить полноценное, солидное представительство курдов. В итоге так и произошло. Те решения, которые были приняты Конгрессом сирийского национального диалога и потом одобрены СБ ООН, правительством Сирии и оппозицией, четко обозначают необходимость в полной мере учитывать интересы курдского населения.

Мы сейчас в наших контактах с правительством и представителями курдских организаций объясняем им необходимость прямого диалога в контексте принципов, одобренных мировым сообществом, имею в виду необходимость уважения суверенитета и территориальной целостности сирийского государства. Вижу, что есть интерес со стороны курдов вступить в такой диалог. Мы будем только приветствовать это.

Есть, правда, и помеха. Она заключается в том, что США, к сожалению, спекулируют на курдском факторе. Они пытаются использовать курдов для сколачивания на восточном берегу Евфрата квазигосударства, в том числе, на территориях, на которых курды в Сирии раньше не проживали. Тем самым курдов просто используют для того, чтобы продвигать линию на подрыв территориальной целостности САР и вбивать клин между курдами и арабскими племенами, которые веками жили на этих территориях. Уже есть информация о достаточно серьезных столкновениях между курдами и арабскими племенами. Нас это тревожит. Надеюсь, что США будут избегать действий, нарушающих резолюции СБ ООН и баланс интересов всех этно-конфессиональных групп, проживающих на территории Сирии.

Вопрос: В воскресенье США нанесли удар по базам террористов на северо-западе Сирии. Пентагон подтвердил уничтожение главарей группы, которая подчиняется «Аль-Каиде». Как Вы оцениваете эти действия? Была ли Россия в курсе этих ударов? Почему, на Ваш взгляд, США выборочно наносят удары по террористам? На сегодняшний день мы не видим никаких действий со стороны американцев в отношении «Хейат Тахрир аш-Шам».

С.В.Лавров: Что касается информированности российской стороны, то, как Вы знаете, между военными США и Российской Федерации в Сирии налажен т.н. канал деконфликтинга, по которому происходит обмен информацией с целью избежать непредвиденных, непреднамеренных инцидентов. Это то, что касается наших рабочих отношений с американскими военными.

Во-вторых, думаю, что США, безусловно, понимают сохраняющиеся угрозы терроризма на сирийской территории, особенно на восточном берегу Евфрата, который США незаконно оккупируют в целом ряде районов и осуществляют там действия, не совсем вписывающиеся в логику борьбы с терроризмом.

Наверное, удары были нанесены по главарям «Аль-Каиды». Скорее всего, так оно и есть. Мы приветствуем борьбу с террористами. Но в таких районах, которые контролируют США, создав там некие «зоны безопасности» в одностороннем порядке, например Ат-Танф, находят себе прибежище террористические и экстремистские элементы. Там есть лагерь беженцев «Рукбан», который, по сути, превратился в лагерь заложников. То же самое происходит и чуть севернее, в лагере «Аль-Хоуль» на восточном берегу Евфрата, где нашли прибежище террористы всех мастей. Это тревожит.

Как мы не раз подчеркивали, борьба с терроризмом должна вестись без каких-либо двойных стандартов. На территории Сирийской Арабской Республики (САР), как требует резолюция 2254 ООН, эта борьба должна быть бескомпромиссной, будь то на восточном берегу Евфрата, будь то в идлибской зоне деэскалации, которую тоже спекулятивно используют для, по сути дела, защиты элементов бывшей «Джабхат ан-Нусры». Все это – проявление двойных стандартов. Мы считаем, что это необходимо исправлять. Эта тема – одна из центральных в нашем диалоге с западными коллегами и другими нашими партнерами, когда мы обсуждаем ситуацию в САР и необходимость выполнять требования Совета Безопасности ООН, которые были одобрены единогласно.

 

 

Календарь

x
x

Архив

Дополнительные инструменты поиска

Последние добавленные

Последние добавленные