2 July 201914:34

Foreign Minister Sergey Lavrov’s statement and answers to media questions during a joint news conference following talks with Irish Minister for Foreign Affairs and Trade Simon Coveney, Moscow, July 2, 2019

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

Ladies and gentlemen,

We have had lengthy and, I believe, useful talks.

Ireland is a good partner of ours in Europe. Last September, we marked the 45th anniversary of our diplomatic relations that have always developed based on the principles of equality and mutual respect. We noted that our bilateral dialogue had no serious unresolved problems.

We praised the level of our inter-parliamentary cooperation as well as a mutual interest in promoting contacts between regions. Moscow, St Petersburg and Tatarstan are the leading Russian regions in this regard. We have agreed to expand cultural and educational exchanges.

Last year, even despite the notorious sanctions, we managed to reach a good level of bilateral trade: about $2 billion, which is 33 per cent higher than in 2017. We have agreed to further promote the existing potential in trade and investment. In this connection, we support the activities of the Russian-Irish Intergovernmental Committee on the Development of Business Cooperation, which had a regular meeting last April. This committee is co-chaired by Ireland’s Foreign Affairs and Trade Minister Simon Coveney and Russia’s Justice Minister Alexander Konovalov.

We have discussed topical issues related to international relations, including in the context of Dublin’s intention to run for the non-permanent membership in the UN Security Council in 2021–2022.

Our shared interest lies in promoting trust and mutual understanding on our common continent. We welcomed the positive and healthy dynamics in the Parliamentary Assembly of the Council of Europe, which made important decisions on the inviolability of its Charter stipulating the equal rights and responsibilities of all members of the Council of Europe in all its agencies.

We share the approach that there is no alternative to a political and diplomatic settlement of many crises in the Middle East and North Africa, above all, in Syria. We have informed our colleagues about the efforts that Russia is making, alongside other participants of the Astana format, Turkey and Iran, to implement UN Security Council Resolution 2254.

We also took note of the importance of preserving the Joint Comprehensive Plan of Action. This is a very serious issue.

We talked about the Russian Federation’s other views on international issues, and discussed the situation with strategic stability in the context of the recent contacts between Moscow and Washington, including the meeting between President Putin and President Trump.

We paid a great deal of attention to the relations between Russia and the European Union, primarily, in the context of the abnormal situation that has unfolded since 2014.

We told our Irish colleagues in great detail about our vision of ways to overcome the Ukrainian crisis based on full, strict and scrupulous compliance with the Minsk Package of Measures signed on February 12, 2015, as well as with the agreements that followed, which were achieved within the framework of the Normandy format in 2015 and 2016, and within the framework of the Contact Group, which serves as the key format for carrying out direct dialogue between Kiev, Donetsk and Lugansk, as stipulated by the Minsk Agreements.

I hope that our discussions today were useful to help us better understand each other’s positions.

We are grateful to our colleagues for their assessment of the Brexit situation, which occupies a special place in today’s agenda of the Irish Government.

I am satisfied with the results of the talks, which showed our mutual interest in intensifying our contacts. I hope this will benefit the Russian-Irish ties and serve the interests of our citizens.

Question: Today you noted the importance of preserving the Joint Comprehensive Plan of Action. Could you comment on yesterday’s statement by Iranian Foreign Minister Mohammad Javad Zarif that Iran has expanded its enriched uranium stocks against the backdrop of US-Iranian disagreements regarding the nuclear deal? Does this mean that the JCPOA has been wrecked?

Sergey Lavrov: Of course, we can hear the assessments of current developments, and certain questions arise. But we must grasp the entire picture in order to see what is happening today. We should not view various actions of any party to the JCPOA in isolation because this will not help us draw the right conclusions.

Yesterday, our colleagues form the European Union suggested that our missions at international organisations in Vienna pass a statement urging Iran not to violate its obligations. At the same time, the draft statement said nothing about the reasons for such actions that we are now witnessing and the decisions that have been announced in Tehran.

Bear in mind that the JCPOA is a comprehensive package of obligations and rights of all parties to this agreement. Iran’s voluntary obligations to maintain the maximum ceiling of low-enriched uranium and heavy water stocks are part of this process. This obligation is inextricably linked with Iran’s right to enrich uranium stocks to 3.67 per cent under the JCPOA and to manufacture heavy water. Iran had the right to sell surplus amounts in excess of the established ceiling. This was done rather successfully until now, including after the US withdrawal from this programme on May 10 last year. But Iran continued to maintain preset ceiling and to supply surplus amounts to countries that took them away from it, including Russia.

Not so long ago, in May of this year, the United States adopted a new package of sanctions that forbade anyone to buy Iran’s surpluses of low-grade uranium and heavy water.  Thereby, the US has, in fact, forbidden all UN member states to implement the UN Security Council resolution that approved the JCPOA, which is aimed at solving the Iranian nuclear problem.

This is why it is necessary to look at the entire picture rather than focus on what Iran did today. I would like our European colleagues to realise in full measure their responsibility for preserving the JCPOA. They also have a crucial commitment under this Plan to ensure Iran’s economic interests, including opportunities to sell oil and receive sales revenue. This is an inalienable component of the agreement.

When the US withdrew from this programme and practically forbade anyone to buy oil, the Europeans volunteered to form a mechanism that would enable Iran to sell oil unhampered and receive payments without hindrance as well. We held a special meeting in Vienna in June last year and in New York in September. It took them almost a year to develop this mechanism. They announced its creation a couple of months ago, but not for trading in oil.  It was only for humanitarian supplies not covered by the US sanctions and only for the EU members rather than all those willing to trade with Iran. But even with these reservations, this mechanism has failed, to date, to cater even to one single transaction.

If we speak about the need to preserve the JCPOA, this implies commitments for everyone, at least for all those who are still involved in the Joint Comprehensive Plan of Action. But this does not mean that we can and must urge Iran to comply with all of its commitments while the rest treat them very lightly and even, as we suspect, prefer to abstain from criticising the United States and focus on what Iran is doing.

We call on our Iranian colleagues to display reserve, not to succumb to emotion under any circumstances, and to comply with the key provisions of the IAEA Comprehensive Safeguards Agreement and the Additional Protocol. We also call on our European colleagues to live up to their promises and obligations and make the mechanism they have developed really effective and ensuring the rights that Iran has under the UN Security Council resolution on trade and economic ties. Unless they do this, it will be very difficult to maintain a rational and effective dialogue on preserving the JCPOA. But we will do all we can to preserve this vitally important agreement. It is of special significance not only for settling the concrete situation around Iran, which emerged several years ago and was later solved, but also for strengthening the non-proliferation regime.       

Calendar

x
x

Archive

Advanced settings

Выступления Министра

2.07.1914:34

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Вице-премьером, Министром иностранных дел и торговли Ирландии С.Ковени, Москва, 2 июля 2019 года

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1
Скачать файл

Смотреть это видео на Youtube

Уважаемые дамы и господа,

Мы провели продолжительные и, по-моему, полезные переговоры.

Ирландия – наш добрый партнер в Европе. В сентябре прошлого года мы отметили 45-летие наших дипломатических отношений, которые неизменно развиваются на принципах равноправия и взаимного уважения. Констатировали отсутствие в двустороннем диалоге каких-либо серьезных нерешенных проблем.

Позитивно оценили уровень межпарламентского взаимодействия. Приветствовали обоюдную заинтересованность в укреплении контактов по линии регионов. Лидирующие позиции с российской стороны занимают Москва, Санкт-Петербург и Татарстан. Договорились содействовать расширению культурно-гуманитарных и образовательных обменов.

По итогам прошлого года, даже несмотря на известные ограничения, связанные с т.н. санкциями, нам удалось выйти на неплохие объемы двустороннего товарооборота – порядка 2 млрд долл.США, что на треть превышает показатель 2017 года. Условились работать над дальнейшим раскрытием имеющегося потенциала в торгово-инвестиционной сфере. В этой связи поддерживаем активную работу Российско-Ирландского Межправительственного комитета по развитию делового сотрудничества, очередное заседание которого состоялось в апреле этого года.  С ирландской стороны этот Комитет возглавляет Министр иностранных дел и торговли С.Ковени, с российской – Министр юстиции А.В.Коновалов.    

Обменялись мнениями по актуальным проблемам международных отношений, в том числе в контексте намерения Дублина баллотироваться в непостоянные члены СБ ООН на период 2021-2022 годов.

У нас общий интерес в том, чтобы укреплять доверие  и взаимопонимание на нашем общем континенте. Приветствовали позитивную, здравую динамику в Парламентской ассамблее Совета Европы, где были приняты важные решения о незыблемости принципов Устава этой Организации, которые гарантируют равенство прав и обязанностей всех стран-членов Совета Европы во всех его органах.

У нас общие подходы в том, что касается  безальтернативности политико-дипломатического урегулирования многих кризисов на Ближнем Востоке и Севере Африки, прежде всего, в Сирии. Мы проинформировали наших коллег о тех  усилиях, которые предпринимает Россия вместе с другими участниками «астанинского формата» Турцией и Ираном, для выполнения резолюции 2254 СБ ООН.

Отметили также важность сохранения Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе. Эта проблема весьма серьезная.

Рассказали и о других оценках Российской Федерации международных проблем, в том числе осветили ситуацию в сфере стратегической стабильности в контексте недавних контактов между Москвой и Вашингтоном, включая встречу президентов В.В.Путина и Д.Трампа.

Много внимания уделили отношениям между Россией и Европейским союзом, прежде всего, в контексте той ненормальной ситуации, которая сложилась после 2014 года.

Подробно рассказали нашим ирландским коллегам о том, как мы видим преодоление украинского кризиса на основе полного, строгого и неукоснительного выполнения тех договоренностей, которые закреплены в минском «Комплексе мер» от 12 февраля 2015 г. и в последующих договоренностях, достигавшихся на саммитах «нормандского формата» в 2015 и 2016 гг., а также в рамках Контактной группы, который является ключевым форматом для прямого диалога между Киевом, Донецком и Луганском, как того требуют Минские соглашения.             

Надеюсь, что наши сегодняшние дискуссии были полезными для лучшего понимания позиций друг друга.

Признательны нашим коллегам за их оценки относительно ситуации вокруг «брэкзита», который сегодня занимает особое место в повестке дня Правительства Ирландии.

Я удовлетворен итогами переговоров, которые подтвердили обоюдную заинтересованность в интенсификации наших контактов. Надеюсь, это будет служить интересам российско-ирландских связей и наших граждан. 

Вопрос: Вы сегодня отметили важность сохранения СВПД. Прокомментируйте вчерашнее заявление Министра иностранных дел Ирана М.Д.Зарифа о том, что Иран увеличил запасы обогащённого урана на фоне американо-иранских разногласий по поводу «ядерной сделки». Означает ли это, что СВПД фактически разрушен?

С.В.Лавров: Мы, конечно, слышим оценки происходящего. Вопросы возникают. Но для того, чтобы понимать причины происходящего сейчас, необходимо видеть всю картину целиком. Вырывать из контекста то или иное действие той или иной стороны СВПД – это не поможет прийти к правильным выводам.

Вчера наши коллеги из ЕС предложили срочно в Вене по линии наших представительств при международных организациях принять заявление с призывом к Ирану не нарушать свои обязательства. При этом в проекте заявления ничего не говорилось о том, что послужило причиной тех действий, которые мы сейчас наблюдаем и тех решений, которые были объявлены в Тегеране.

Напомню, что СВПД – это именно всеобъемлющий пакет взаимных обязательств и прав всех участников этой договорённости. Частью этого являются добровольно взятые на себя Ираном обязательства соблюдать лимиты запасов низкообогащённого урана и тяжёлой воды. Это обязательство неразрывно связано с закреплённым в СВПД правом Ирана обогащать уран до 3,67% и производить тяжёлую воду. Излишки сверх установленных лимитов Иран имел право продавать. Что и делалось весьма успешно вплоть до недавнего времени, в том числе и после того как 10 мая прошлого года США вышли из этой программы. Но и тогда Иран продолжал соблюдать лимиты, поставляя излишки странам, которые их у него забирали, в том числе России.

Не так давно, в мае с.г., США приняли новый пакет санкций, которым запретили кому бы то ни было покупать у Ирана излишки низкообогащённого урана и тяжёлой воды. По сути дела США тем самым запретили всем государствам-членам ООН выполнять резолюцию СБ ООН, которая одобрила СВПД по урегулированию иранской ядерной программы.

Поэтому нужно видеть всю полноту этой картины и не просто концентрироваться на том, что сегодня сделал Иран. Я бы очень хотел, чтобы наши европейские коллеги в полной мере осознали свою ответственность за сохранение СВПД. У них в рамках этого Плана тоже есть важнейшее обязательство – обеспечивать экономические интересы Ирана, включая возможности продавать нефть, получать выручку от ее продажи. Это является неотъемлемым компонентом достигнутой договоренности.

Когда США вышли из этой программы и запретили практически всем остальным покупать нефть, европейцы  вызвались сформировать механизм, который позволит Ирану беспрепятственно продавать нефть и так же беспрепятственно получать за это деньги. Мы специально собирались в Вене в июне прошлого года, а затем, в сентябре – в Нью-Йорке. Такой механизм они создавали почти год. Объявили о его создании пару месяцев назад, но совсем не для обслуживания торговли нефтью, а только для гуманитарных поставок, которые не подпадают под американские санкции, и не для всех желающих торговать с Ираном, а только для членов Евросоюза. Но и с этими оговорками этот механизм до сих пор не обслужил ни одну транзакцию.

Если мы говорим о необходимости сохранять СВПД, это подразумевает обязательства для всех. По крайней мере, всех, кто остается участником этого Всеобъемлющего плана действий. Это не означает, что мы можем и должны требовать от Ирана соблюдать все свои обязательства, когда остальные относятся к ним очень легко, и даже есть подозрение, что предпочитают уйти от критики США и сконцентрироваться на том, что делает Иран.

Мы призываем наших иранских коллег проявлять выдержку, ни в коем случае не поддаваться эмоциям и соблюдать ключевые положения Соглашения о всеобъемлющих гарантиях с МАГАТЭ и положения Дополнительного протокола к этому Соглашению. А наших европейских коллег мы призываем все-таки выполнить свои обещания и обязательства и сделать так, чтобы созданный ими механизм стал по-настоящему эффективным, обеспечивающим те права, которые принадлежат Ирану в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН в сфере торгово-экономических связей. Без этого очень трудно будет вести осмысленный и результативный диалог по сохранению СВПД. Но мы будем делать все, чтобы сохранить эту важнейшую договоренность. Она имеет особое значение не только для урегулирования конкретной ситуации вокруг Ирана, которая возникла несколько лет назад и потом была разрешена, но и для укрепления режима нераспространения оружия массового уничтожения.

 

Календарь

x
x

Архив

Дополнительные инструменты поиска

Последние добавленные

Последние добавленные