Выступления Министра

27.05.1913:32

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Республики Куба Б.Родригесом Паррильей, Москва, 27 мая 2019 года

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1
Скачать файл

Смотреть это видео на Youtube

Уважаемые дамы и господа,

Переговоры с моим кубинским коллегой Б.Родригесом Паррильей прошли в традиционно товарищеской, доверительной атмосфере.

Обменялись мнениями по широкому спектру вопросов двусторонней и международной повестки, а также о процессах интеграционного строительства на пространстве Латинской Америки и Карибского бассейна, в том числе в контексте ситуации в Венесуэле. Говорили о предпринимаемых Вашингтоном попытках «переформатировать» этот регион под себя в духе возрождаемой «доктрины Монро». Мы, естественно, не приемлем такие подходы. Будем твердо отстаивать нормы и принципы Устава ООН.  

Взаимный настрой глав государств России и Кубы на комплексное укрепление стратегического партнерства между нашими странами был подтвержден в ходе официального визита в Москву Председателя Государственного Совета и Совета Министров Кубы М.Диас-Канеля Бермудеса в ноябре прошлого года. Подтвердили наше намерение твердо следовать тому курсу, который был определен в ходе переговоров на высшем уровне.

С удовлетворением отметили интенсивность диалога на политическом уровне, обменов по межпарламентской линии, между отраслевыми министерствами и ведомствами. Проанализировали возможности для расширения связей в экономической, инвестиционной и культурно-гуманитарной сферах. Этому активно способствует деятельность Российско-Кубинской Межправительственной комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству и регулярные встречи ее сопредседателей. Упомянутый механизм демонстрирует свою эффективность, помогая многоплановому и бесперебойному развитию наших связей в материальной области.

В контексте продвижения задач, которые поставлены нашими кубинскими друзьями по развитию своей страны, российские компании участвуют в реализации крупномасштабных долгосрочных проектов – в энергетике, металлургии, в сфере транспортной инфраструктуры, по поставкам автомобильной и железнодорожной техники, в области сельского хозяйства и легкой промышленности. У нас позитивные планы на будущее по всем указанным направлениям, а также в сферах здравоохранения, биофармацевтики, информационно-коммуникационных технологиях, мирного атома,  сотрудничество по мирному освоению космоса.

В ноябре отмечается 500-летие Гаваны – это большой праздник для наших кубинских друзей. Российские деятели культуры и искусства примут активное участие в торжествах, посвященных этому юбилею. 

Обсудили дальнейшие пути наращивания нашего внешнеэкономического сотрудничества в условиях очень непростой и не улучшающейся международной обстановки. Уверены, что подписанный нами сегодня новый двусторонний План проведения межмидовских политических консультаций на 2020-2022 гг. будет этому в полной мере способствовать. Высоко оцениваем взаимодействие наших стран в мировых делах, выступаем с единых позиций по всем принципиальным вопросам глобальной политики, в том числе при голосовании в ООН. Нас объединяет общее видение того, как суверенным государствам следует выстраивать контакты между собой. В первую очередь, речь идет о приверженности международному праву, включая принцип невмешательства во внутренние дела, мирное разрешение споров и приоритет многосторонней дипломатии.

Опыт Кубы подтверждает провал политики диктата в международных отношениях и бесперспективности силового давления. Разделяем с кубинскими друзьями убежденность в неприемлемости нелегитимного санкционного прессинга и подтверждаем категорическое неприятие экономической, торговой и финансовой блокады Кубы со стороны США. Будем и впредь решительно поддерживать справедливые требования Гаваны о безотлагательном прекращении этой блокады. Такая позиция – это солидарное требование подавляющего большинства государств мира. На прошлой сессии Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 2018 г. за резолюцию, которая требует отменить это незаконное эмбарго, проголосовало 189 государств и только 2 подали свои голоса «против».  

Принципиально важно, что у России и Кубы, как подтвердили сегодняшние переговоры, сформирована очень прочная основа для развития отношений стратегического партнерства. Я надеюсь, мы будем руководствоваться задачами, которые поставлены нашими лидерами по дальнейшему обогащению наших дружеских, тесных связей.

Вопрос (адресован Б.Родригесу): Могли бы Вы более подробно рассказать о последствиях «активации» раздела III закона Хелмса-Бертона, который имеет экстерриториальный характер и противоречит международному праву?

С.В.Лавров (отвечает после Б.Родригеса): Хотел бы подтвердить то, что было сказано во вступительном слове. Есть многочисленные резолюции ГА ООН. Решение, которое было принято в Вашингтоне, в корне противоречит не только международному праву, но и требованию подавляющего большинства членов международного сообщества.

Вопрос: Ранее МИД Норвегии заявил о том, что на этой неделе в Осло состоятся переговоры представителей Правительства Венесуэлы и оппозиционера Х.Гуайдо. Какие ожидания у России и Кубы от этой встречи, учитывая, что Госдепартамент США уже заявил, что единственным предметом обсуждения могут стать условия отставки действующего Президента Венесуэлы Н.Мадуро?

С.В.Лавров (отвечает после Б.Родригеса): Министр иностранных дел Кубы Б.Родригес упомянул зону мира, которая была объявлена в Латинской Америке и Карибском регионе в 2014 г. на Саммите Сообщества латиноамериканских и карибских государств (СЕЛАК). Там была принята торжественная Декларация о том, что этот регион остаётся и будет навеки зоной мира, гармоничного сосуществования по формуле «единство в многообразии».

То, что мы сейчас наблюдаем в действиях Вашингтона по отношению к Венесуэле, полностью игнорирует волю самих стран Латинской Америки и Карибского бассейна, потому что американская Администрация прилагает все усилия к тому, чтобы идейные расхождения между отдельными правительствами трансформировались в политические противостояния и даже в военную конфронтацию. Это является проявлением полного неуважения к странам Латинской Америки, их способности самим разбираться в своих делах, как они и решили пять лет назад.

Что касается переговоров между представителями Правительства Н.Мадуро и оппозицией, мы всегда призывали к такого рода шагам. Напомню, что, когда в рамках т.н. «механизма Монтевидео» была выдвинута инициатива о начале таких переговоров без предварительных условий, Президент Венесуэлы Н.Мадуро ответил согласием, а Х.Гуайдо категорически от этого отказался и действовал до сих пор в русле той логики, о которой Вы упомянули в своём вопросе, а именно – в логике США, которые считают, что говорить с Правительством Венесуэлы можно только о сроках и условиях отставки действующего Президента страны. Такие заявления Госдепа США – очередное проявление неуважения ко всей Латинской Америке, венесуэльцам и конкретно к Х.Гуайдо. Если он посылает своих представителей в Осло на переговоры, дайте этим переговорам хотя бы состояться. Не берите на себя роль представителей Администрации, решающих всё даже за своих собственных назначенцев, типа Х.Гуайдо. Всё это некрасиво. Понимаю, что манеры у Администрации США специфические, но можно было бы повежливее.

Подчеркну, мы будем ждать итогов этих переговоров. Рассчитываю, что они позволят двигаться к выработке общеприемлемого для всех венесуэльских сторон согласия.

Вопрос: Президент США Д.Трамп объявил, что его страна отправит 1,5 тыс. военных на Ближний Восток. Как это может отразиться на конфликтах в регионе?

Как Вы оцениваете озвученное Министром иностранных дел Ирана М.Д.Зарифом предложение странам региона подписать договор о ненападении? Сможет ли Россия сыграть посредническую роль в сближении позиций этих стран для подписания такого документа?

С.В.Лавров: Что касается решения Президента США Д.Трампа отправить 1,5 тыс. военнослужащих в дополнение к тем, кто развёрнут в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, то всегда, когда наращивается военный потенциал, риски возрастают. Надеюсь, что здравомыслящие голоса, которые раздаются из Вашингтона, включая уважаемых бывших военачальников, политиков, дипломатов, о безрассудности идеи войны против Ирана, будут услышаны. По крайней мере, у нас есть основания надеяться на это. Не все в американском руководстве одержимы агрессивными устремлениями.

Что касается предложения Министра иностранных дел Ирана М.Д.Зарифа заключить договор о ненападении между странами региона, это перекликается с нашей известной и давней инициативой начать процесс формирования концепции безопасности в регионе Персидского залива с участием прибрежных арабских стран и Исламской Республики Иран. Эту инициативу мы обсуждали недавно достаточно подробно с Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) на уровне министров иностранных дел, обсуждали её и с Исламской Республикой Иран. Пока среди арабов, о которых идёт речь, общей позиции на этот счёт нет, но в любом случае движение нужно выстраивать в направлении формирования такой концепции, системы безопасности, начиная с простых шагов: транспарентность в военных делах, приглашения на учения, выработка других мер доверия при участии в качестве гарантов Лиги Арабских Государств (ЛАГ), ООН, ЕС, пяти постоянных членов СБ ООН. Наши предложения открыты, в них никакого секрета нет. Мы надеемся, что они будут приниматься во внимание.

Договориться о том, чтобы друг на друга не нападать, – это первый шаг к разрядке напряжённости. Мы бы считали правильной договорённость такого рода.

Календарь

x
x

Архив

Дополнительные инструменты поиска

Последние добавленные

Последние добавленные