Выступления Министра

9.11.1716:18

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 9 ноября 2017 года

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1
Скачать файл

Смотреть это видео на Youtube

СОДЕРЖАНИЕ

  1. О переговорах Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Министром иностранных дел, региональной интеграции и внешней торговли Республики Маврикий С.Лачминараиду
  2. О рабочем визите Министра иностранных дел Республики Беларусь В.В.Макея в Москву
  3. О переговорах в Москве С.В.Лаврова с Министром иностранных дел и культа Аргентинской Республики Хорхе Фори
  4. О переговорах в Москве С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Мексиканских Соединенных Штатов Луисом Видегараем Касо
  5. О встрече Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с участниками научно-образовательной программы «Диалог во имя будущего» Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М.Горчакова
  6. О развитии ситуации в Сирии
  7. Об обсуждении в СБ ООН седьмого доклада Совместного механизма по расследованию
  8. О сборе Пентагоном биоматериала россиян
  9. Об открытии МУС официального расследования ситуации в Афганистане
  10. О завершении Международным трибуналом по бывшей Югославии своей деятельности
  11. О последних событиях на Украине
  12. К годовщине победы Президента Молдавии И.Н.Додона на выборах
  13. О планах Латвии по присвоению статуса «участника Второй мировой войны» лицам, которые воевали по обе стороны фронта
  14. О заявлениях премьер-министра Республики Македонии З.Заева черногорскому радио «Антенна М»
  15. Об открытии в Республике Сербской (Босния и Герцеговина) мемориального знака, посвященного В.И.Чуркину
  16. О медиа-форуме «Россия/Евразия-Карибы: новый рассвет 2017»
  17. Из ответов на вопросы:
    1. О встрече Министра иностранных дел Азербайджана Э.Мамедъярова и сопредседателя Минской группы ОБСЕ
    2. О сотрудничестве России и НАТО в Афганистане
    3. О созыве Конгресса национального диалога Сирии
    4. О совместном использовании Северного морского пути Россией и Китаем
    5. О дате проведения Конгресса национального диалога Сирии
    6. Об установке памятника на месте авиакатастрофы в Смоленске
    7. Об итогах переговоров Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Генеральным секретарем ОБСЕ Т.Гремингером
    8. О российском списке, созданном в ответ на канадский «акт Магнитского»
    9. О возможном законодательном запрете российских телеканалов в США
    10. О посредничестве России в урегулировании северокорейского ядерного кризиса
    11. Ответ на благодарность за помощь в решении конфликта между «Федеральной службой новостей» и «Гугл»
    12. О намерении Великобритании патрулировать пространство над Черным морем
    13. О средствах на сдерживание России в Европе в законопроекте о бюджете Минобороны США
    14. О позиции России по сирийскому урегулированию
    15. О призыве лишить аккредитации в России наиболее антироссийские СМИ США
    16. Об осквернении российских памятников в Болгарии
    17. О ситуации с российской подлодкой, эксплуатируемой в Индии
    18. О праздновании 100-летия революции
    19. О критике в адрес австрийского председательства в ОБСЕ со стороны МИД России
    20. О предстоящем саммите АТЭС

 

О переговорах Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Министром иностранных дел, региональной интеграции и внешней торговли Республики Маврикий С.Лачминараиду

 

12-14 ноября Москву с рабочим визитом посетит Министр иностранных дел, региональной интеграции и внешней торговли Республики Маврикий С.Лачминараиду. Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров проведет с ним переговоры 14 ноября.

Главы внешнеполитических ведомств двух стран обсудят актуальные вопросы дальнейшего развития российско-маврикийских связей в политической, торгово-экономической, гуманитарной и иных областях, продвижения взаимовыгодного партнерства в сферах транспорта, рыболовства, туризма, подготовки кадров.

Предстоит также углублённый обмен мнениями по ключевым аспектам международной и региональной повестки дня с акцентом на проблематику предотвращения и разблокирования кризисных ситуаций на Африканском континенте и на Ближнем Востоке, противодействия международному терроризму, борьбы с пиратством в северо-западной части Индийского океана.

К оглавлению

 

О рабочем визите Министра иностранных дел Республики Беларусь В.В.Макея в Москву

 

По приглашению Министра иностранных дел Российской Федерации С.B.Лаврова 14-15 ноября Москву с рабочим визитом посетит Министр иностранных дел Республики Беларусь В.В.Макей.

На предстоящих переговорах главы внешнеполитических ведомств рассмотрят широкий круг вопросов двустороннего сотрудничества, график предстоящих политических контактов, сверят позиции по актуальным международным и региональным проблемам.

Значительное внимание будет уделено обсуждению перспектив взаимодействия в рамках интеграционных объединений, включая ЕАЭС, СНГ и ОДКБ с учетом председательства Беларуси в данной Организации в текущем году. Особый акцент стороны сделают на проблематике взаимодействия в международных организациях, в том числе в ООН и ОБСЕ.

В числе наиболее важных тем двусторонней повестки дня будет затронут вопрос подготовки проекта российско-белорусского межправительственного соглашения о взаимном признании виз и по иным вопросам, связанным с въездом иностранных граждан и лиц без гражданства на территории государств–участников Договора о создании Союзного государства, которое призвано создать правовую основу для пересечения российско-белорусской границы гражданами третьих стран.

По итогам переговоров планируется подписание Программы согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора о создании Союзного государства на 2018-2019 годы, а также Плана консультаций между министерствами иностранных дел России и Беларуси на 2018 год.

К оглавлению

 

О переговорах в Москве С.В.Лаврова с Министром иностранных дел и культа Аргентинской Республики Хорхе Фори

 

16 ноября в Москве состоятся переговоры Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Министром иностранных дел и культа Аргентинской Республики Хорхе Фори.

Придаем особое значение этому визиту, который рассматриваем как хорошую возможность продолжить диалог по укреплению всеобъемлющего стратегического партнерства. Министры обсудят приоритетные вопросы двусторонней повестки дня, а также ряд международных и региональных проблем, рассмотрят график предстоящих контактов на высшем и высоком уровнях.

Аргентина - наш давний и надежный партнер. Высоко ценим активную линию страны в мировых делах, ее твердую позицию в пользу строгого соблюдения принципов международного права. Особое внимание будет уделено наращиванию взаимодействия на многосторонних площадках, в частности, в рамках ООН, ВТО, а также «Группы двадцати», в которой Аргентина будет председательствовать в следующем году.

Важная составляющая российско-аргентинских отношений - торгово-экономическое сотрудничество. Оно характеризуется постепенным возрастанием объемов двустороннего товарооборота. Необходимым условием для поступательного развития данной сферы является успешная реализация совместных инвестиционных проектов в таких перспективных сферах, как энергетика, в том числе атомная, исследование и мирное использование космоса, создание логистическо-транспортной инфраструктуры.

Рассчитываем на расширение культурно-гуманитарных проектов с Аргентиной, наращивание информационного сотрудничества и взаимного медийного присутствия. На культурных проектах, о которых я упомянула и о которых мы недавно говорили в ходе первых в истории наших внешнеполитических ведомств консультаций по линии пресс-служб, делается особый акцент. Есть не только то, что обсудить, но и конкретные предложения с нашей и  аргентинской сторон.

Ожидаем приезда в нашу страну аргентинской сборной для участия в Чемпионате мира по футболу в 2018 г. На 11 ноября запланирован товарищеский матч между национальными сборными России и Аргентины.

К оглавлению

 

О переговорах в Москве С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Мексиканских Соединенных Штатов Луисом Видегараем Касо

 

17 ноября в Москве состоятся переговоры Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Мексиканских Соединенных Штатов Луисом Видегараем Касо.

Встреча руководителей внешнеполитических ведомств наших стран - результат поступательного развития двустороннего доверительного политического диалога, дополнительный импульс которому придала беседа Президента России В.В.Путина и Президента Мексики Э.Пеньи Ньето «на полях» саммита БРИКС в г.Сямэнь (КНР) 3-5 сентября с.г.

Мексика - важный партнер России. На международной арене наши страны последовательно выступают за формирование демократического и справедливого мироустройства, основанного на принципах равенства и взаимоуважения, укрепление центральной роли ООН в международных отношениях, международного мира и безопасности. Стороны конструктивно сотрудничают в различных многосторонних форматах - в ООН, «Группе двадцати», АТЭС.

Министры обсудят широкий круг вопросов двусторонней повестки дня, включая возможности наращивания и диверсификации торгово-экономических связей, а также углубления культурно-гуманитарного сотрудничества. Предусмотрен обмен мнениями по наиболее актуальным международным и региональным темам.

Рассчитываем, что российско-мексиканские переговоры придадут дополнительную динамику всему комплексу двустороннего взаимодействия, включая политический диалог и разноплановое сотрудничество в практических сферах, будут способствовать укреплению координации наших стран на международной арене.

К оглавлению

 

О встрече Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с участниками научно-образовательной программы «Диалог во имя будущего» Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М.Горчакова

 

17 ноября состоится ежегодная встреча Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с участниками научно-образовательной программы «Диалог во имя будущего» Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М.Горчакова. Данный проект реализуется с 2011 г. и предназначен для молодых зарубежных и отечественных экспертов в области международных отношений.

Придаем большое значение диалогу с представителями научно-экспертного сообщества, придерживающимися широкого спектра позиций и взглядов на мировую политику. Исходим из того, что открытая и свободная дискуссия в этом формате позволяет исследователям глубже ознакомиться с российскими подходами к решению насущных международных проблем, способствует развенчиванию мифов о нашей стране, которые навязываются оппонентами в информационном пространстве.

В ходе встречи Министр поделится оценками международной ситуации, расскажет о приоритетных направлениях работы российского внешнеполитического ведомства и ответит на вопросы участников программы Фонда Горчакова.

К оглавлению

 

О развитии ситуации в Сирии

 

При поддержке ВКС России вооруженные силы САР завершают ликвидацию очага международного терроризма на сирийской земле. Российская Федерация продолжает оказывать Сирии всестороннюю помощь в интересах скорейшей нормализации обстановки, формирования благоприятных условий для преодоления последствий затяжного разрушительного кризиса и вооруженного конфликта.

Российская сторона предпринимает энергичные усилия, в том числе в контактах с ООН и различными международными партнерами, по подготовке к проведению Конгресса сирийского национального диалога. Рассчитываем, что Конгресс станет важной вехой на пути восстановления единства всего этно-конфессионального многообразия сирийского общества, утверждения принципов национального примирения, политического и государственного строительства.

Сегодня в СМИ появились сообщения о падении последнего крупного оплота ИГИЛ в Сирии - города Абу-Камаль. Накануне недалеко от этого населенного пункта произошла встреча бойцов сирийской армии с иракскими военными, которые очистили от игиловцев город Аль-Каим на иракской стороне границы.

Полностью освобожден г. Дейр-эз-Зор. Жизнь в нем постепенно возвращается в нормальное русло, сирийские власти прилагают максимальные усилия для начала работ по восстановлению социально-экономической инфраструктуры и созданию условий для возвращения мирных жителей в свои дома.

Тем не менее, уровень террористической угрозы остается высоким. Разрозненные отряды игиловцев не прекращают провокации и террористические акты. 4 ноября в Дейр-эз-Зоре в результате подрыва управляемого фугаса ранены российские журналисты и саперы, проводившие разминирование. В ночь на 5 ноября террорист-смертник на заминированном автомобиле въехал на территорию крупного лагеря беженцев к северо-западу от Дейр-эз-Зора и привел в действие взрывное устройство - погибли и пострадали более ста человек, преимущественно дети, женщины и старики.

Отмечаем заметный рост поставок гумпомощи ООН в зоны деэскалации. Проводке ооновских конвоев активно помогают военнослужащие из Российского центра по примирению враждующих сторон. Наряду с этим российские военные регулярно осуществляют собственные гуманитарные акции в различных районах страны, доставляют нуждающимся сирийцам продовольственные наборы и предметы первой необходимости, помогают восстанавливать разрушенные террористами школы и больницы.

Российская сторона продолжает работу по укреплению РПБД на всей территории Сирии. Жизнь простых людей на большей части территории страны постепенно меняется к лучшему, приобретает мирный характер. Этому активно пытаются помешать боевики «Джабхат-ан-Нусры» и аффилированных с ней группировок. 7 ноября террористы совершили крупную провокацию в зоне деэскалации Восточная Гута, осуществив массированный минометный обстрел центральных районов Дамаска. Несколько мин попали в квартал, в котором расположено российское Посольство. В ноябре из районов Восточной Гуты террористы вновь нанесли минометный удар по ряду пригородов и районов Дамаска.

Вновь обращаемся к международным и региональным игрокам с призывом оказывать не на словах, а на деле активную поддержку сирийскому народу в поисках путей урегулирования конфликта, а также направлять в наиболее пострадавшие районы САР гуманитарную помощь, не увязывая данный вопрос с предварительными условиями, выдвигаемыми в адрес сирийского руководства.

К оглавлению

 

Об обсуждении в СБ ООН седьмого доклада Совместного механизма по расследованию

 

7 ноября с.г. состоялось заседание Совета Безопасности ООН, в ходе которого был обсужден седьмой доклад Совместного механизма ОЗХО-ООН по расследованию случаев применения химоружия в Сирии (СМР) и перспективы продления мандата этой структуры.

Вы могли ознакомиться с российскими оценками на этот счет, имеющимися в открытом доступе. Обратили внимание на выступление главы СМР г-на Э.Мюле, который как это только было возможно расхваливал использованную Механизмом методологию и преподносил его работу как профессиональную и беспристрастную. При этом ни на один наш конкретный вопрос, касающийся несоответствия выводов доклада СМР строго научному подходу, так и не ответил.

По-прежнему вызывает крайнее недоумение несостоятельная с точки зрения теоретической науки, да и логики настойчивость г-на Э.Мюле, с которой он продолжает утверждать, что использованный в Хан-Шейхуне зарин имеет «сирийское происхождение». Дается простое объяснение - химический состав проб из Хан-Шейхуна совпал с характеристиками прекурсора зарина DF, внесенного Сирией в ее первоначальное объявление по Конвенции о запрещении химического оружия. Странно, что при этом никакие другие версии в расчет даже не брались. И уж тем более подобная логика удивительна с учетом того, что после передачи Сирией в ОЗХО информации о способах синтеза бинарного зарина и наличие в этой Организации проб, отобранных из бывших сирийских запасов, эта рецептура уже давно не является секретом. Напомним также, что именно прекурсор DF уничтожался на американском специализированном судне «Кейп Рэй», где также отбирались его пробы. Кроме того, не лишне напомнить, что, по озвученным российскими экспертами на брифинге в МИД России 2 ноября оценкам, зарин по указанной рецептуре может быть получен не только промышленным, но и кустарным способом.

Что же касается выступления на заседании Н.Хейли, то и здесь как всегда ничего нового - бездоказательные обвинения Дамаска в применении химического оружия и неадекватные намеки в адрес России, что не делает Постпреду США при ООН чести ни в плане дипломатической этики, ни с точки зрения здравого смысла.

А вот с точки зрения здравого смысла, на наш взгляд, сейчас необходимо вспомнить и проанализировать, как американская дипломатия, в том числе на площадке ООН и ее Совета Безопасности, продавливала решения по Ираку, обвиняла это государство в якобы наличии и наращивании ОМУ.

Вы прекрасно помните, какая горячая, точно такая же – без правил, дипломатической этики – напористая полемика велась в ООН относительно «преступного режима С.Хуссейна», который якобы разрабатывал оружие массового уничтожения, имел планы по «мировому господству», сотрудничал с террористами.

Вот только несколько цитат, в том числе специально для нынешнего Постпреда США в ООН. Мы же знаем, что американские коллеги, которые приходят и назначаются, в том числе на эти дипломатические должности, не имеют никакого представления о том, что заявляли их предшественники не то, что десятки лет назад, но и в последнее время. Вот несколько цитат американских деятелей, которые были озвучены в СБ ООН в период 2002-2003 гг.

Например, занимавший в те времена пост постпреда США при ООН Дж.Негропонте заявлял, что режим С.Хусейна использовал химическое оружие против своих соседей и своих собственных граждан; лгал относительно разработки оружия массового уничтожения; подписал Договор о нераспространении ядерного оружия и затем приступил к разработке весьма серьезной программы ядерного оружия.

Госсекретарь США Колин Пауэлл отмечал, что они знали, что С.Хусейн был решительно настроен сохранить имеющееся у него оружие массового уничтожения и производить его в большем количестве. «У С.Хусейна есть химическое оружие. Он применил такое оружие. И Саддам Хусейн не будет испытывать угрызений совести, когда решит применить его снова, применить против своих соседей и против своего собственного народа. И у нас есть источники, которые сообщают нам, что он недавно дал санкции своим полевым командирам применить его. Он не отдавал бы таких приказов, если бы у него не было такого оружия применить его».

На сайте ООН можно поднять все архивные выступления постпредов любой страны в ходе заседаний СБ ООН. Сделайте над собой усилие, проведите такую работу. Это все вам ничего не напоминает? Мне лично напоминает.

Более того, можно бы было это списать не на целенаправленное введение в заблуждение членов СБ ООН, а просто на фактическую ошибку, незнание, недостоверные данные. Но нам попали на глаза недавно вышедшие в свет мемуары бывшего британского Премьер-министра Г.Брауна, в которых содержатся откровения относительно сомнительности причин начала военной кампании против Ирака в 2003-2011 гг. По признаниям бывшего британского премьера США намеренно ввели англичан в заблуждение, сокрыв от них подготовленный еще в 2002 г. военной разведкой сверхсекретный доклад, в котором наличие оружия массового уничтожения у Багдада ставилось под серьезное сомнение.  То есть даже от своих ближайших партнеров-союзников были скрыты данные, которыми в тот момент обладало руководство США (конечно, среди них были и американские дипломаты).

По словам Г.Брауна, в документе (о котором, как написано, он узнал лишь в прошлом году) указывалось на то, что американским военным «не удалось обнаружить в Ираке объекты, на которых производилось, тестировалось или хранилось биологическое оружие», равно как и доказать наличие у Багдада возможностей для стабильного производства химических отравляющих веществ. В докладе отмечалось, что у США не было достоверной информации и в отношении ядерной программы иракцев (признавалось, что 90 процентов анализа на этот счет основывалось на неточных разведданных). Кроме того, ставилась под сомнение способность Багдада производить ракеты дальнего радиуса поражения.

То, с какой настойчивостью, напором, иногда даже хамством, американская дипломатия, в том числе в зале СБ ООН ведет разговор о применении с их точки зрения Дамаском, официальным руководством САР химического оружия, очень напоминает их тактику времен начала 2000-х гг. Но это были не ошибки! Это планомерная, запрограммированная акция по продавливанию своих геополитических интересов. Очень хороший вопрос – были ли эти интересы геостратегическими и геополитическими или же это интересы определенных политических кругов и целого ряда представителей политического истеблишмента США в те годы.

Честно говоря, хочется задать вопрос: может быть, и на этот раз существует некий секретный доклад спецслужб США, о котором мы узнаем спустя некоторое время? А сегодня «все средства хороши», чтобы добиться поставленной цели и обвинить Дамаск в том, что он и не делал.

К сожалению, все это происходит в лучших традициях некоторых представителей американского политистеблишмента. Все-таки должны возникнуть вопросы к тому, как и какими методами работают наши заокеанские партнеры.  

К оглавлению

 

О сборе Пентагоном биоматериала россиян

 

Нам поступило много вопросов от СМИ по поводу сбора Пентагоном биоматериала российских граждан. Сначала в Интернете было много сатирических, саркастических материалов, реплик и реакций на этот счет. Потом, когда последовали соответствующие комментарии от силовых ведомств США, всем стало не смешно. Стали задавать вопросы с просьбой прокомментировать, что все-таки происходит.

Вызывает озабоченность информация о проведении военным ведомством США исследований с биологическим материалом россиян, собранным на территории нашей страны. Речь идет именно о военном ведомстве, это важный момент, на который хочется обратить внимание тех, кому было смешно. Это не сотрудничество по линии, например, министерств здравоохранения двух стран, не обмен данными между научными сообществами. Министерство здравоохранения России, в частности, сказало, что с подобной проблематикой американские коллеги к ним не обращались и никакого взаимодействия по их линии не ведется. Официальные объяснения, распространяемые Пентагоном в данной связи, звучат неубедительно и только вызывают дополнительные вопросы, которые будут поставлены.

Считаем, что министерство обороны США должно представить убедительные доказательства того, что проводимые американскими ВС по данному контракту исследования не нарушают соответствующие нормы международного права.

Такая транспарентность является необходимой в силу сильно подмоченной репутации Пентагона в биологической области. Примеров есть очень много. Можете сами об этом почитать. Если необходимо, сделаем на эту тему дополнительный материал. Достаточно вспомнить недавнюю историю с рассылкой лабораторией им. Л.Саломона (Дагуэйский испытательный полигон сухопутных войск США, штат Юта) живых спор сибирской язвы по всему свету, включая зарубежные военные объекты США, для проведения аэрозольных экспериментов.

Отсутствие транспарентности в медико-биологической деятельности американского военного ведомства, его пристальное внимание в данной связи к России и сопредельным государствам ставит вопрос о необходимости усиления мер по биологической безопасности.

К оглавлению

 

Об открытии МУС официального расследования ситуации в Афганистане

 

Обратили внимание на сообщения относительно запроса прокурора Международного уголовного суда (МУС) о возбуждении расследования ситуации в Афганистане.

Россия последовательно выступает за привлечение к ответственности лиц, виновных в гибели мирных жителей, пытках, жестоком обращении и нападении на объекты гражданской инфраструктуры.

В то же время, мы не убеждены, что МУС, не сумевший зарекомендовать себя как действительно независимый универсальный орган международной уголовной юстиции, способен провести объективное и беспристрастное расследование ситуации в Афганистане. В этом контексте примечательно, что прокурору потребовалось более десяти лет для того, чтобы решиться на запрос о начале расследования.

К оглавлению

 

О завершении Международным трибуналом по бывшей Югославии своей деятельности

 

Исходим из того, что Международный трибунал по бывшей Югославии прекратит свою деятельность до 31 декабря с.г. в соответствии с резолюцией СБ ООН 2329 (2016 г.).

Россия неоднократно отмечала существенную политизированность и предвзятость МТБЮ при рассмотрении им дел. Гражданская война в бывшей Югославии в 90-х годах прошлого столетия - это трагическая страница мировой истории. Однако Трибунал пытается дать однобокую антисербскую трактовку этим событиям.

Предпринимаемые МТБЮ попытки подспудно возложить вину за те или иные преступления на народы, правительства и государства в целом провоцируют напряженность и взаимное недоверие на пространстве бывшей Югославии, реанимируют давние проблемы и межэтнические противоречия в регионе.

Вызывает обеспокоенность и пренебрежение Трибуналом фундаментальными правами обвиняемых. Примеров тому много, в том числе очередной  недавний отказ МТБЮ во временном освобождении бывшего главнокомандующего вооруженными силами Республики Сербской Р.Младича в целях его лечения в Российской Федерации, несмотря на ухудшение состояния его здоровья и предоставление Россией Трибуналу соответствующих гарантий.

Не стал Трибунал и эффективным инструментом международной уголовной юстиции. Будучи трибуналом ad hoc, временным по своей сути институтом, МТБЮ просуществовал более 20 лет и истратил миллиарды на свою деятельность. Россия не раз выражала серьезную озабоченность продлением СБ ООН сроков завершения Трибуналом своей работы.

В этой связи ожидаем скорейшего прекращения МТБЮ своей деятельности и незамедлительной передачи всех нерассмотренных Трибуналом вопросов в «Остаточный механизм». Исходим из того, что «Остаточный механизм» является временной структурой, и настаиваем на его максимальной эффективности с точки зрения соблюдения стандартов правосудия, в том числе сроков судопроизводства.

К оглавлению

 

О последних событиях на Украине

 

К нам поступило большое количество запросов прокомментировать происходящее на Украине. Было много публикаций. Я позволю себе обобщить все вопросы и дать комплексный ответ.

Буквально позавчера С.В.Лавров упоминал о кощунственной выходке украинских националистов в Киеве, которые осквернили мемориал воинской славы, залив цементом Вечный огонь. А на следующий день с Украины пришли вести об очередной гнусной акции вандалов, повредивших в Мелитополе памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны воинам-автомобилистам. В данном контексте поражает цинизм и абсолютное бездействие украинских властей, которые позволяют экстремистам преступно глумиться над памятью тех, кто отдал свои жизни в борьбе с нацизмом. Рассчитываем, что эти преступления будут должным образом расследованы, а виновные понесут заслуженное наказание.

Не можем не реагировать и на другие новости с Украины, где, судя по всему, набирает обороты очередной виток антироссийской истерии. Складывается впечатление, что любой причастный к украинским властным структурам считает своим «долгом» отметиться на этом направлении.

Тон задает сам Президент Украины П.А.Порошенко. На днях он подписал закон «О гастрольной деятельности на Украине», в соответствии с которым российским деятелям культуры можно будет демонстрировать свое искусство в этой стране лишь с благоволения «ценителей прекрасного» из СБУ. Тем самым на Украине вводится режим тотальной цензуры со стороны нынешних украинских силовиков, тех самых «голубых мундиров», с которыми так пафосно прощался П.А.Порошенко, устремляясь в безвизовую Европу. Я бы на его месте еще раз перечитала стихотворение.

Не остается в стороне и кабинет Министров Украины. 8 ноября им «под камеры», публично принято решение о выходе из Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о порядке взаимных поставок вооружения и военной техники, комплектующих изделий и запасных частей, организации ремонта и оказания услуг военного назначения, подписанного 8 февраля 1995 года. Судя по той шумихе, с какой освещалось это событие, украинские власти уже не знают, как еще привлечь внимание к своей «бескомпромиссной» антироссийской позиции. Это абсолютно закономерное развитие ситуации. Мы об этом говорили давно. Своей политикой режим давно загоняет себя в тупик, потому что националистически ориентированные элементы будут требовать все больших проявлений наставлений, которые давал кровавый майдан новой власти, что и происходит.

Отдельное место в этом «параде» неадекватных идей занимает извлеченная в очередной раз из майданного «арсенала» инициатива о разрыве дипломатических отношений с Россией. Эта тема не новая, ее периодически реанимируют на Украине, и делается это именно тогда, когда нужно отвлечь внимание общественности от нарастающих проблем. Здесь есть  абсолютно четкая взаимозависимость. Можно четко проследить взаимосвязь между тем, как поднимается вопрос о разрыве дипотношений, введении визового режима с Россией – многим, что инициируют представители т.н. украинского истеблишмента, с попыткой каким-то образом отвлечь внимание собственного населения от очередных проблем, которые оно испытывает. При этом никто из киевских политиков не задумывается о последствиях такого шага, прежде всего, для миллионов граждан самой Украины, в том числе работающих в России.

Продолжаем следить за происходящим на Украине. Есть надежда,  что здравый смысл все же возобладает, но и она угасает.

К оглавлению

 

К годовщине победы Президента Молдавии И.Н.Додона на выборах

 

Накануне брифинга мы также получили вопрос от молдавского канала «Акцент ТВ». Вопрос звучал так: 13 ноября исполняется год, как в Молдове избран президент, выступающий за улучшение отношений с Россией. За это время сами отношения пережили разное: с одной стороны, увеличился торговый оборот, и граждане Молдовы благодарны за торговую амнистию. С другой - имели место высылка российских дипломатов, депортация экспертов и журналистов. Как Вы оцените эту годовщину с точки зрения развития российско-молдавских отношений? В чем сегодня заключается политика России в отношении страны, в которой де-факто есть двоевластие в руководстве внешней политикой?

Готовы ответить на этот вопрос. 13 ноября исполняется годовщина избрания И.Н.Додона Президентом Республики Молдова.

На посту Президента И.Н. Додон предпринял целый ряд конкретных шагов по налаживанию сотрудничества Молдавии с Россией, ЕАЭС, а также в рамках СНГ.

В текущем году состоялось шесть встреч Президента Российской Федерации В.В.Путина с И.Н.Додоном. Налажен устойчивый диалог по широкому кругу вопросов, позволяющий вести поиск решений наиболее актуальных проблем двусторонней повестки дня.

Достигнутые по итогам встреч глав государств договоренности позволили активизировать торгово-экономическое сотрудничество двух государств. Существенно вырос экспорт молдавских товаров на российский рынок, удалось решить ряд проблем молдавских трудовых мигрантов в России.

В марте И.Н.Додон подал заявку на предоставление Молдавии статуса наблюдателя при ЕАЭС, а в апреле - Президентом Молдавии и Председателем Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Т.С.Саркисяном был подписан Меморандум о сотрудничестве между Молдавией и ЕЭК.

Положительной оценки заслуживают усилия, направленные на продвижение диалога с руководством Приднестровья. Состоялись две встречи И.Н.Додона с главой Приднестровья В.Н.Красносельским. Наметился незначительный прогресс в решении ряда практических вопросов приднестровского урегулирования.

К сожалению, сложившееся на сегодняшний день в Молдавии внутриполитическое противостояние между ветвями власти не позволяет в полной мере реализовать инициативы Президента республики, более широко раскрыть потенциал росийско-молдавского сотрудничества.

Более того, Правительство и парламентское большинство Молдавии в последнее время предприняли ряд шагов по ограничению полномочий Президента. Имеют место и откровенные антироссийские акции. Тем не менее, российская сторона настроена на долгосрочное развитие дружественных партнерских отношений с нейтральной Молдавией, опирающихся на давние исторические связи между нашими народами. Надеемся, что нынешний непростой этап в развитии этой страны будет преодолен.

Желаем успехов как Президенту И.Н.Додону в его деятельности на благо молдавского народа, укрепления российско-молдавского сотрудничества, так и всему дружественному молдавскому народу.

К оглавлению

 

О планах Латвии по присвоению статуса «участника Второй мировой войны» лицам, которые воевали по обе стороны фронта

 

2 ноября Сейм Латвии во втором чтении одобрил законопроект о присвоении статуса «участника Второй мировой войны» лицам, которые воевали по обе стороны фронта. Целью этого законопроекта декларируется «признание заслуг» участвовавших во Второй мировой войне граждан Латвии. При этом для авторов документа не имеет значения, на чьей стороне воевали эти граждане – нацистской Германии или антигитлеровской коалиции. Таким образом латвийские власти в очередной раз сделали шаг к обелению нацистских преступников и приравняли солдат Латышского легиона СС к ветеранам Красной Армии, освободившим мир от фашизма.

Со своей стороны восприняли эту информацию с возмущением. Это далеко не первый случай открытого прославления официальной Ригой фашистских преступников, сопряженного с гонениями на ветеранов Советской Армии. Но каждый раз латвийские власти переходят очередную грань. Считаем абсолютно неприемлемым стремление переписать историю, поставить под сомнение итоги Второй мировой войны и приговор Нюрнбергского трибунала, признавшего СС преступной организацией. Прошедший второе чтение законопроект «О статусе участника Второй мировой войны» – яркое подтверждение тому, что процесс подмены понятий приобретает все более уродливые формы. Кощунственный характер данной инициативы очевиден. Рассчитываем услышать адекватную оценку по этому поводу со стороны международных профильных структур, партнеров Латвии по Евросоюзу и ветеранских организаций.

К оглавлению

 

О заявлениях премьер-министра Республики Македонии З.Заева черногорскому радио «Антенна М»

 

Читали заявления премьер-министра Республики Македонии З.Заева относительно неких планов его ликвидации «по черногорскому сценарию», сделанные в интервью черногорскому радио «Антенна М» 5 ноября с.г.

Считаем, что подобные высказывания не только являются безосновательными инсинуациями и маниакальными конструкциями, но и в принципе похожи на попытку жертвенного самопиара. Главное же, что такие заявления наносят ущерб российско-македонским отношениям и явно контрастируют с декларируемой готовностью Скопье к выстраиванию конструктивного взаимодействия с нашей страной.

Озвученные в таком виде «ужасы» попросту служат прикрытием ускоренного втягивания в Североатлантический альянс балканских государств, пока остающихся за пределами натовских структур. Ради этого во многом был спровоцирован и недавний политический кризис в македонском государстве. Россия никогда не прибегала к вмешательству во внутренние дела Республики Македонии.

К оглавлению

 

Об открытии в Республике Сербской (Босния и Герцеговина) мемориального знака, посвященного В.И.Чуркину

 

6 ноября в городе Восточное Сараево (Республика Сербская, Босния и Герцеговина) состоялась церемония открытия мемориала в память о бывшем Постоянном представителе Российской Федерации при ООН в Нью-Йорке В.И.Чуркине. В ней приняли участие представители Правительства PC и Посольства России в БиГ, некоммерческих организаций и общественности.

Признательны объединению граждан «Восточная альтернатива», руководству Республики Сербской и властям Восточного Сараево за реализацию этой инициативы.

Хотелось бы отметить, что В.И.Чуркин как в самые острые моменты кризиса в БиГ, так и в непростой период постконфликтного урегулирования всеми силами старался вносить конструктивный вклад в дело прекращения кровопролития, защиты мира и безопасности в Юго-Восточной Европе. Бережное отношение к его наследию на Балканах укрепляет нашу уверенность в том, что народы этого претерпевшего тяжелейшие испытания региона будут поступательно продвигаться по пути взаимовыгодного сотрудничества, межнационального и межконфессионального сосуществования, уважения основополагающих принципов международного права.

К оглавлению

 

О медиа-форуме «Россия/Евразия-Карибы: новый рассвет 2017»

 

3 ноября в Гренаде состоялся медиа-форум «Россия/Евразия-Карибы: новый рассвет 2017», организованный Институтом Беринга-Беллинсгаузена, который возглавляет известный телеведущий, заместитель главы ВГТРК С.Б.Брилев, Фондом «Росконгресс» при поддержке МИД России. В мероприятии приняли участие представители российских общественных, деловых кругов и СМИ, а также политики и бизнесмены ряда Карибских государств.

Центральной стала мысль о важности продвижения сотрудничества России с Карибским субрегионом, включающим в себя 14 государств, в контексте глобального баланса сил и формирующегося полицентричного мироустройства. Активизации связей с этими странами служит поступательное наращивание двусторонней договорно-правовой базы, в особенности заключение соглашений о безвизовых поездках граждан. Над этим мы сейчас активно работаем. В сентябре такие документы были подписаны с Гренадой (вступает в силу 24 декабря) и Сент-Китсом и Невисом (вступает в силу 21 ноября). Постепенное превращение Латинской Америки и Карибского бассейна в зону безвизовых поездок для россиян является существенным подспорьем для развития межчеловеческих контактов и народной дипломатии между нашими странами.

К оглавлению

 

Из ответов на вопросы:

Вопрос: Подтверждаете ли Вы тот факт, что в ближайшее время состоится встреча главы Министерства иностранных дел Азербайджана Э.Мамедъярова и сопредседателя Минской группы ОБСЕ?

Ответ: Могу сказать, что с учетом итогов Женевского саммита по нагорно-карабахскому урегулированию сопредседатели планируют до конца года организовать встречу с министрами иностранных дел Азербайджана и Армении Э.Мамедъяровым и Э.А.Налбандяном. Такие контакты запланированы с учетом достигнутых договоренностей 16 октября.

Вопрос: То есть нет точной информации о том, что в ближайшее время может состояться такая встреча в Москве при посредничестве, например, Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова?

Ответ: Я очень четко ответила, что она планируется конкретной организацией. Когда появятся даты и ее конкретные очертания, мы Вас проинформируем.

Что касается контактов по этой проблематике в различных форматах, то они также не исключены и находятся в проработке.

К оглавлению

Вопрос: Сегодня состоится встреча министров обороны НАТО в Брюсселе, на которой будет обсуждаться тема Афганистана, в том числе вопрос увеличения военного континента НАТО. Чего ожидает Россия от принятых НАТО решений по линии Афганистана? Возможно ли сотрудничество России и НАТО в Афганистане?

Ответ: Что значит возможно? У нас это сотрудничество шло полным ходом. У нас есть соответствующий инструмент, механизм для работы — Совет Россия-НАТО, в рамках которого шло полноформатное взаимодействие по проблематике Афганистана. Обсуждались многие темы практического взаимодействия на этом направлении. Эта тема в рамках формата Россия-НАТО была заморожена нашими натовскими коллегами по тем причинам, о которых они говорили. Мы считаем это ошибкой. Диалог нужно не только разблокировать, а наращивать. Причин этому много, одна из них — ситуация в самом Афганистане, которую мы регулярно комментируем. В данном случае сотрудничество было. Оно носило не временный характер. Сотрудничество было институционализировано, то есть по нему есть соответствующая правовая база. Мы считаем, что его нужно не только реанимировать, но и активизировать.

Что касается ожиданий от встреч НАТО, то мы за активное взаимодействие, а не за созерцательное ожидание.

К оглавлению

Вопрос: Как Вы отметили, ожидается созыв Конгресса национального диалога Сирии, на котором будет обсуждаться новая конституция этой страны, в которой должны закрепиться права курдского народа. Президент Сирии Б.Асад недавно заявил, что Дамаск не готов обсуждать вопрос автономии с курдами. Как Вы считаете, не направлены ли его заявления на срыв этот Конгресса? Разделяет ли Россия позицию Дамаска в этом вопросе?

Ответ: Мы не видим со стороны Дамаска каких-либо шагов, которые нацелены на срыв этой инициативы. Это однозначная позиция. Мы находимся в тесном контакте с официальными представителями сирийской власти по всем направлениям и решаем имеющиеся вопросы во взаимодействии.

Наша позиция о необходимости вовлечения курдского населения в обсуждение будущего Сирии остается неизменной. Она была неоднократно и четко изложена на разных уровнях, детализированно излагалась Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым. Эта позиция не претерпела изменений. Мы прекрасно понимаем (и неоднократно подчеркивали это), что исключительно сирийцам необходимо решать свое будущее. В данном случае нельзя говорить о некоем давлении или вмешательстве России в дела Сирии. Мы делаем все возможное для того, чтобы предоставить возможности для сирийцев по налаживанию этого диалога. Тот самый Конгресс, о котором Вы упомянули, может стать дополнительной площадкой для налаживания такого диалога, в частности между различными представителями этно-конфессиональных групп, в том числе курдской. Здесь не нужно искать каких-либо противоречий. Мы исходим из того, что сами сирийцы должны определять свое будущее. При этом мы понимаем, что Сирию населяют разные группы — этно-конфессиональные, религиозные и т.д. Поэтому наша задача — предоставить все возможности в этот очень сложный для Сирии период, поделиться советами и идеями относительно того, как сами сирийцы могут воссоздать свое государство.

К оглавлению

Вопрос: Официальные представители России и Китая недавно в Пекине заявили о решении совместно развивать Северный морской путь или так называемый «Ледовый шелковый путь». Какое значение будет иметь совместное использование Северного морского пути для укрепления сотрудничества между двумя странами? Будет ли этому сопряжению способствовать ЕАЭС и проект «Один пояс-один путь» ?

Ответ: Я могу сказать, что да. Ваш вопрос уже содержит развернутый ответ. Могу только подтвердить, что эта дополнительная форма интеграции, которая должна и может способствовать укреплению двустороннего сотрудничества. Мне кажется, что будет правильнее предоставить Вам развернутые экспертные материалы относительно перспектив развития данного направления. Я сделаю это в ближайшее время.

К оглавлению

Вопрос: Хотелось бы уточнить информацию по поводу Конгресса национального диалога Сирии. Когда можно его ожидать? Есть ли надежда на его проведение 18 ноября, или все-таки он состоится позже? На каком уровне будет представлена Россия?

Ответ: Хотела бы обратить Ваше внимание, что проведение Конгресса сирийского национального диалога на данный момент находится в стадии проработки. На прошлом брифинге было четко сказано, но на это не обратили должного внимания. За прошедшую с последнего брифинга неделю поступало большое количество дополнительных вопросов на этот счет. Было четко обозначено, что организация Конгресса находится в стадии проработки, точная дата и место проведения, формат и участники, представители со стороны организаторов — все это сейчас прорабатывается. Как только мы получим полную картину, об этом будет публично заявлено. Даты, которые появлялись, не были озвучены официально ни по одной из линий исполнительной власти Российской Федерации, которые курируют вопросы, связанные со взаимодействием по Сирии. Эти даты всплывали со ссылкой на кого угодно, кроме как на официальную Москву. Хочу обратить Ваше внимание на комментарий Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова, который он сделал несколько дней назад на пресс-конференции в Москве, о том, что даты, формат, участники находятся в стадии проработки. Мы действительно изначально поделились этой идеей публично, опубликовали список приглашенных, как это виделось изначально. После того, как все это было сделано, тема была взята в детальную проработку с учетом той реакции, которую мы получили. Как только у нас появится точная информация, мы ей поделимся. Большая просьба обращаться к нам. Ориентируйтесь на информацию со стороны организатора, а не на комментарии, которые мы слышали от людей, не имеющих прямого отношения к проведению мероприятия.

К оглавлению

Вопрос: Как известно, в связи с авиакатастрофой в Смоленске 7 лет назад по решению президентов Российской Федерации и Польши, международная комиссия выбрала проект памятника. Этого памятника до сих пор нет, хотя он должен был быть построен. Несколько дней назад оказалось, что территория места катастрофы продана частному лицу. Означает ли это, что памятника не будет? Может ли это считаться ответом на решение польского парламента ликвидировать все коммунистические памятники?

Ответ: Я уточню у наших экспертов, о чем идет речь, и обязательно предоставлю Вам ответ на этот вопрос. Мы ответим на Ваш вопрос в ближайшее время и опубликуем дополнительную информацию на сайте.

Вопрос: Какое внимание на переговорах Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Генеральным секретарем ОБСЕ Т.Гремингером было уделено нагорно-карабахскому конфликту и обязательствам ОБСЕ в его урегулировании?

Ответ: Все, что касается итогов переговоров, уже опубликовано на сайте и было изложено Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым в ходе пресс-конференции.  

К оглавлению

Вопрос: Могли бы Вы подробнее рассказать о созданном на прошлой неделе российском списке в ответ на «акт Магнитского», принятый Канадой? Кто вошел в этот список, и по какой причине? Можно ли получить полный список имен?

Ответ: В ответном комментарии, сделанном по линии внешнеполитического ведомства России, мы сказали, что, к сожалению, снова вынуждены ответить на недружественный акт со стороны Канады, которая приняла очередные списки в отношении российских граждан, введением аналогичных, зеркальных мер. Там же, насколько я помню, содержалось объяснение принципа, по которому формировались списки.

Это не какое-то нововведение, а все та же методология. Речь идет о людях, которые целенаправленно, планомерно ухудшали двусторонние отношения между Россией и Канадой, выступали с крайне антироссийскими и русофобскими заявлениями, отмечались и были замечены в непосредственном участии и даже организации антироссийских акций, кампаний и различных мероприятий. Это методология, лежащая в основе подобных действий.

Что касается публикации полного списка, то мы этого никогда не практиковали. Полагаю, что эти люди прекрасно знают, о ком идет речь, учитывая антироссийский экстаз, в котором они находятся несколько лет. Методология информирования их не нова – при обращении за визой эти люди будут получать отказ с соответствующим объяснением. Ничего нового.

Мы хотели бы, чтобы эта порочная практика, наконец, завершилась. На наш взгляд (и мы это неоднократно подчеркивали), у нас есть действительно серьезные вопросы, которые нам нужно обсуждать с Канадой по линии внешнеполитических ведомств и гражданского общества, представителей различных ветвей власти. Это целый ряд вопросов от политических до гуманитарных, от борьбы с терроризмом до взаимодействия на международных площадках. К сожалению, внимание СМИ и весь потенциал канадского истеблишмента на российском направлении уходит на поддержание и привлечение внимания к подобным акциям. Вынуждены и будем на это отвечать.

Повторю, методология принятия подобных решений и их реализация не новы.

К оглавлению

Вопрос: В докладе сенатского комитета по вооруженным силам мы узнаем, что в документе о военных тратах США, который находится на согласовании между двумя палатами Конгресса, может появиться т.н. «поправка Маккейна», согласно которой кабельным дистрибьюторам не требуется транслировать контент, который контролируется или финансируется российским Правительством. Таким образом, следующим шагом может стать законодательный запрет российских телеканалов в США. Какова Ваша реакция на это?

Ответ: Мы всегда реагируем на то, что либо озвучивается официально, либо хотя бы опубликовано в виде проектов. Сейчас, как я понимаю, речь идет о планах. В любых случаях, которые будут связаны с давлением и гонениями на российские СМИ на территории США, будут предприняты соответствующие меры. Это нам предписывает закон о СМИ, принятый в середине 90-х гг. Мы никогда не прибегали к реализации соответствующих пунктов этого закона. Если работа российских телеканалов, в частности «Раша Тудэй», других СМИ на территории США будет прекращена или будет предпринято все для того, чтобы сделать ее фактически невозможной, то соответствующие статьи российского закона о СМИ будут задействованы и исполнены.

Повторю, мы неоднократно четко подтверждали свою позицию.

К оглавлению

Вопрос: По сообщениям некоторых СМИ, в конце сентября Россия предложила выступить посредником между КНДР и США для переговоров о налаживании отношений, однако, Северная Корея от этого отказалась. Как МИД может прокомментировать данную информацию и планирует ли оказывать такое посредничество в дальнейшем?

Ответ: Российская Федерация активным образом занимается вопросом урегулирования ситуации на Корейском полуострове. Делает это в двусторонних контактах, не менее активно – на международных площадках, в частности, в СБ ООН. Исходим из того, что наши принципиальные оценки ситуации, которые лежат в основе шагов, принимаемых по ее урегулированию, актуальны, проанализированы и стали результатом аналитической работы. Такой подход будет использован и в дальнейшем.

К оглавлению

Вопрос: Хотел бы поблагодарить за помощь в решении конфликта между «Федеральной службой новостей» и «Гугл».

Ответ: В данном случае Ваши оценки очень лестные, но не могу принять благодарность. Мы только ответили на Ваш вопрос и не предпринимали действий. Могу лишь частично принять благодарность. Мы только высказали свою принципиальную позицию и не предпринимали действий. Все лежало в русле ваших отношений с соответствующей компанией.

К оглавлению

Вопрос: Великобритания собирается отправить в Румынию четыре своих истребителя для патрулирования пространства над Черным морем, о чем заявил Министр обороны Великобритании. Он сказал, что перед лицом все более самоуверенной России Великобритания заметно активизировала свои усилия по обеспечению безопасности Европы. Как бы Вы это прокомментировали?

Ответ: Мне кажется, это оговорка по Фрейду в том смысле, что уже не говорится об агрессии России, потенциальной угрозе, а речь идет о том, что Российская Федерация стала самоуверенной. Самоуверенность, агрессия и потенциальная угроза – это разные вещи. Не очень понимаю, почему между самоуверенным и потенциально агрессивным ставится знак равенства. Это совершенно разные вещи, как в контексте человека, так и структуры, организации, объединения, страны. Человек может быть самоуверенным и при этом совершенно неагрессивным, мирным, пацифистом. Разве не может быть самоуверенного пацифиста?

На самом деле в основе постоянного запугивания Россией лежит раздражение тем, что она самоуверенна и уверенна во многих направлениях своей деятельности, при этом не только не отказываясь, а все более и более взывая к необходимости взаимодействия по двусторонним каналам и на международных площадках. В контексте НАТО, по Афганистану мы многократно говорили о необходимости возобновления диалога.

Повторю, начинает всплывать глубинная, истинная мотивация происходящего у наших западных партнеров, коллег по НАТО, когда они наращивают свое военное присутствие вдоль российских границ. Это вопросы не угрозы со стороны России (потенциальной или реальной), а демонстрация недовольства тем, что по многим направлениям своей деятельности, в том числе в контексте внешней политики, Россия становится более уверенным игроком на международной площадке. Всегда нужно напоминать нашим коллегам (что мы и делаем) о том, что мы если и являемся самоуверенными игроками, как они говорят, то предлагаем играть по правилам. Это то, что отличает нас от них. Правила четко определены и прописаны в Уставе ООН.

К оглавлению

Вопрос: В Конгрессе США согласовали законопроект о бюджете Минобороны страны на 2018 г., предполагающий выделить 4,6 млрд. долл. США на сдерживание России в Европе. Как бы Вы могли это прокомментировать?

Ответ: Я уже все сказала по этому поводу в предыдущем вопросе. Стоит также обратиться к нашим коллегам из Министерства обороны России, которые более детально поделились бы экспертной оценкой в плане пропорциональности средств неким потенциальным угрозам.

Когда эти планы будут реализованы в виде перехода от проекта к утвержденному бюджету, тогда будет необходимо прокомментировать это официально как свершившийся факт. Повторю, советую обратиться в Министерство обороны за экспертной оценкой.

К оглавлению

Вопрос: Комментируя слова Министра иностранных дел Сирии В.Муаллема о готовности вести диалог о федерализации в стране, Советник Президента САР Б.Шаабан сказала, что его не правильно поняли, и Дамаск не рассматривает такую возможность. Также Дамаск просит курдов покинуть территории, которые они освободили от ИГИЛ. Какова позиция России по этому вопросу?

Ответ: Как я уже говорила, мы выступаем за широкий диалог между различными представителями этноконфессиональных групп в рамках Сирии как между собой, так и с официальным Дамаском. Мы изначально говорили о необходимости вовлечения всех сирийских сил в этот общенациональный диалог. Вы знаете, что для этого мы содействовали и очень активно работали по продвижению «женевской площадки», были одними из инициаторов создания «астанинской площадки», запускаем работу над Конгрессом сирийского национального диалога, о котором сегодня шла речь. Это наш вклад именно в предоставление возможности самим сирийцам решать свою судьбу.

Наша принципиальная оценка состоит в том, что все этноконфессиональные группы Сирии должны быть вовлечены в работу над будущим страны, ее конституцией, организацией этого государства, его воссоздания и возрождения.

Наши принципиальные оценки по этому вопросу не претерпели изменений. Я понимаю, что какие-то фразы могут быть выдернуты из контекста, при переводе могут быть какие-то изменения, поэтому просьба ориентироваться на наши принципиальные оценки данного вопроса.

К оглавлению

Вопрос: Сегодня в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации прозвучал призыв лишить аккредитации в России наиболее антироссийские СМИ США. Готов ли российский МИД начать отказывать в аккредитации американским СМИ или отзывать уже имеющуюся аккредитацию в качестве ответной меры на все усиливающееся давление на российские СМИ в США?

Ответ: Хочу обратить Ваше внимание, что на упомянутом мероприятии в Совете Федерации был представитель МИД России, заместитель директора ДИП, который должен был выступить и ответить на соответствующие вопросы. В рамках дискуссии в ходе этого мероприятия все было сказано, в том числе публично. Прошу обратить на это внимание.

Что касается форм и методов ответа на соответствующие действия американских властей (а если быть конкретнее, то американских силовиков, которые стоят за попытками выдавливания российских СМИ из США), то все это будет прорабатываться с учетом того развития ситуации в отношении российских СМИ.

Подчерку еще раз, что ни инициативно, ни односторонне, ни для реализации мыслей, желаний или чаяний определенных групп нашего населения мы не будем чинить препятствия американским журналистам или представителям СМИ других стран. Могу подтвердить, что мы получаем большое количество писем, обращений НПО в России, которые возмущены тем, как подается информация о России в западных, в частности, американских СМИ, поведением американских журналистов в кадре в эфире, тем, что Россия не принимает жестких мер по прекращению деятельности американских СМИ на территории нашей страны, занимающихся, с точки зрения многих людей, откровенной дезинформацией. Была крайняя степень возмущения, когда проводилась Олимпиада в Сочи. Очень часто мы получаем потоки писем разгневанных граждан, когда они читают репортажи о проведении Парада 9 мая, когда речь идет о нашем не просто Празднике, а о дате, имеющей отношение к жизни каждой семьи в нашей стране. Все это перевирается, мотивация проведения парадов искажается, описывается это как милитаристские, а не связанные с победой над фашизмом парады. Таких поводов очень много.

Мы получаем письма по электронной почте, по факсу, обычные почтовые конверты с письмами от руки, где люди спрашивают, почему мы не предпринимаем меры. Но мы никогда не использовали имеющиеся у нас законные ресурсы для какого-то влияния, воздействия через административные механизмы на деятельность, в частности американских СМИ, равно как и СМИ других стран. Мы всегда считали, что на распространение фейковой, недостоверной, искажающей ход реальных событий информации или на материалы, не искажающие, но явно не дающие объективную оценку, нужно реагировать не административным ресурсом, даже не привлекая имеющиеся законы, которые могут ограничить деятельность соответствующих СМИ, а наращиванием информационного  потенциала, более оперативным предоставлением большего объема информации, проведением большей работы по взаимодействию с иностранными журналистами. Мы всегда были адептами этой концепции. Однако, когда речь идет о том, что российский телеканал целенаправленно не только ограничивается в своей деятельности (с ограничениями сталкивается не только «Раша Тудэй», но и «РИА Новости», «Спутник», «ТАСС» и другие СМИ и не только в США), а наблюдается стремление использовать всю махину и потенциал возможностей силовых структур США для прекращения деятельности этого канала, который работает прозрачно на законных основаниях и которому не было предъявлено никакой фактуры, обличающей его противоправную деятельность. В этом случае мы будем действовать зеркально, симметрично, с какими-то нюансировками. Повторю, только в качестве ответной меры.  

К оглавлению

Вопрос: Хотелось бы еще раз вернуться к теме осквернения памятников в Европе. Всю последнюю неделю после Вашего предыдущего брифинга в Болгарии интенсивно обсуждался вопрос о том, кто на самом деле спасал болгарских евреев от нацистов во время Второй мировой войны. Президент Болгарии даже заявил, что слова официального представителя МИД России – «или глубокое незнание истории, или провокация». Как Вы это прокомментируете?

Ответ: Президент Болгарии ничего не говорил об осквернении российских памятников?

Вопрос: В болгарских СМИ только появилась реакция МИД Болгарии о том, что предпринимаются меры для поимки и наказания виновных. У Вас есть данные о том, что когда-либо эти виновные были действительно найдены?

Ответ: Как Вы знаете, мы планомерно и на системной основе касаемся проблематики памятников. Видим, что происходит с памятниками, посвященными героям Второй мировой войны, освобождавшим Европу, мир в целом и, в частности, Болгарию от фашизма и нацизма. К сожалению, они все чаще подвергаются осквернению, нападению со стороны вандалов. При этом (мы прекрасно понимаем, что вандалы есть везде) мы не видим адекватной реакции. Это касается оперативности, доведения этих дел до административной или уголовной ответственности. Мы видим, что в отношении этих памятников все больше проявляется агрессивное отношение людей, которые действуют вне исторического контекста, противоправно с учетом итогов Нюрнбергского трибунала и без соответствующей реакции на государственном уровне.

Видели полемику, которая по этому поводу началась в СМИ Болгарии. Почему, когда мы просим защитить наши памятники, а речь идет о защите памяти людей, а не камня, металла, высеченных букв, которые отдали свои жизни не завоевывая, а защищая не свою страну, а чужую, и делаем это разными путями – в ходе переговоров, двусторонних контактов, вынося в публичное пространство, нас не слышат?

Вся эта дискуссия показала, что есть попытка увести весь разговор от фактуры, реальной оценки ситуации с памятниками в историческое русло. Историческую часть пусть комментируют историки. Мы говорим о том, что необходимо уважительное отношение к памятникам тех людей, которые отдали свои жизни для того, чтобы не только освободить, но и защитить жизни народов, конкретных людей, от фашизма и нацизма.

Что касается исторической проблематики, то, еще раз повторю, это вопрос к историкам. Я видела материал, который был опубликован на сайте Российского военно-исторического общества в ответ на соответствующее заявление Министерства иностранных дел Болгарии. Думаю, что стоит его процитировать, привлечь внимание болгарских СМИ к нему.

Мы хотим быть услышанными, чтобы памятники содержались в надлежащем состоянии, чтобы, если они вновь будут подвергаться такой же агрессии со стороны вандалов, то это находило бы соответствующую реакцию официальных властей.

К оглавлению

Вопрос: Сегодня российские СМИ, в частности, «Коммерсантъ» написали о ситуации с российской подводной лодкой, которая эксплуатируется в Индии. Там сказано, что индийцы допустили на нее представителей ВМС США, что вызвало некий скандал между двумя странами. Не могли бы Вы прокомментировать, был ли такой факт и работает ли МИД по данному вопросу?

Ответ: Я могу уточнить у наших экспертов, однако полагаю, что этот вопрос нужно адресовать российскому Министерству обороны.

К оглавлению

Вопрос: 7 ноября было 100-летие революции. Эта дата отмечалась только российскими левыми политическими силами. Российские власти никак не отреагировали на это событие. В то же время во Франции остались гимн, флаг Французской революции. У официальных лиц есть какая-то оценка данного исторического события, которое оказало огромное влияние на мир?

Ответ: Я хотела бы обратить Ваше внимание на то, что 4 ноября в России праздник, который отмечается на государственном уровне, а также на те заявления, которые были сделаны руководством страны, официальными лицами. Думаю, в них Вы найдете ответы на все вопросы. Хочу подчеркнуть, что название этого праздника – День национального единства. Этим многое сказано.

К оглавлению

Вопрос: Почему в последнее время МИД России так остро критиковал австрийское председательство в ОБСЕ?

Ответ: По какому-то конкретному вопросу?

Вопрос: Случай с крымскими журналистами и, думаю, Приднестровье. Хочется понять, существуют ли более глубокие причины недовольства. Второй вопрос по поводу СМИД ОБСЕ в начале декабря. Знаем, что Москва не совсем довольна тем, как сегодня работает ОБСЕ. Вы не могли бы более конкретно рассказать, какие реформы организации предложит Россия?

Ответ: Что касается подготовки к СМИД, то в ближайшее время буду готова предоставить ответ непосредственно Вам. Запрошу развернутый материал относительно подготовки к Совету министров иностранных дел ОБСЕ.

Касательно критики председательства и возможных более глубинных процессов, которые, как Вы сказали, связаны с каким-то недовольством, то хочу сказать, что все, что у нас вызывает непонимание или недопонимание, является рабочим процессом, и мы это озвучиваем в ходе соответствующих мероприятий ОБСЕ. Это относится не только к австрийскому председательству. Это нормальная практика ведения переговоров и работы в рамках любого председательства в ОБСЕ.

Вы упомянули два пункта. По Приднестровью буду готова запросить экспертов. Что касается крымских журналистов, готова Вас информировать сама.

Во-первых, крымские журналисты (настоящие крымские журналисты, не какие-то мифические фигуры, которые дают онлайн-интервью, и никто не знает, крымские это или нет, тем не менее, затем соответствующие материалы ложатся в т.ч. и в документы, готовящиеся по линии ОБСЕ), жившие и живущие на территории Крыма, как в составе украинского государства, так и после соответствующего референдума 2014 г. в составе Российской Федерации, родившиеся там, получившие образование и работавшие в Крыму в качестве журналистов на протяжении десятилетий (многие из них вышли еще из Советского Союза) на протяжении нескольких лет пытаются сделать так, чтобы их голос был услышан, чтобы с ними хотя бы поговорили. Площадка ОБСЕ и мероприятия, конференции, конгрессы, симпозиумы в рамках ОБСЕ, которые проводятся по медийной проблематике – прекрасная для этого возможность.

Тема Крыма постоянно встает, обсуждается правочеловеческая тематика, постоянно цитируются какие-то неназванные журналисты, их данные используются в соответствующих документах. Не в первый раз крымские журналисты пытаются доехать до ОБСЕ, и им отказывают в визах. При этом мы каждый раз заявляем протест, говорим с нашими партнерами, отказывающими во въездных визах. В этом году мы решили оказать содействие и предложить форуму дистанционное участие крымских журналистов в формате телемоста либо видеовыступления.

Каково же было удивление (ведь нас уверяли, что им не могут выдать визы по соответствующим причинам), когда в т.ч. австрийское председательство сказало, что и такое дистанционное участие крымских журналистов, когда им не надо было бы пересекать границы, запрашивать визы, а просто, используя современные технологии, присутствовать на этом форуме не физически, тоже невозможно. Почему? Получается, приходим к первопричине: что вопрос-то не в визах, не в месте их получения, не в паспортах, а лишь в том, что определенным представителям западного мира не нужно слышать голос настоящих крымчан, настоящих крымских журналистов.

Вы даже себе не представляете, каких усилий стоило российской делегации распространить видеообращение крымских журналистов на площадке ОБСЕ. Самое феноменальное в том, что когда речь идет, например, о соблюдении прав человека крымско-татарского населения, делегация Украины может приводить кого угодно, распространять что угодно. И никто не задается никакими вопросами. Все это поощряется. Приходят люди, которые давно не живут в Крыму, не ассоциированы с крымско-татарской диаспорой современного Крыма, которые во многом как раз выполняют роль провокаторов, и им дается слово, трибуна, выделяется время.

Почему же люди, о которых пишутся доклады, сами, от своего лица, а не со стороны Кремля, МИД России, не могут поучаствовать в дискуссии?

Вы знаете, что на площадке пресс-центра МИД мы организовали телемост с крымскими журналистами? Вы, наверное, не приходили, к сожалению. Это были и сами журналисты Крыма, телевизионные каналы, представители общественных организаций, администрации Крыма, которые пытаются прорваться в западное информационное пространство, так часто о них пишущее. Скажите, как им это сделать?

Знаете, в чем парадокс? Во времена холодной войны, противостояния сверхдержав одной из основных тем критики было то, что люди Советского Союза не выпускаются из страны. Сейчас именно западный мир делает все, чтобы заблокировать, в частности, жителей Крыма и не пустить их к себе, потому что они очень боятся, что настоящий голос, не опосредованный через НПО, доклады, может быть услышан, например, в Европе (уже ничего не говорю про США).

Вот конкретный эпизод. Он не связан с какими-то глубинными противоречиями, но с конкретным элементом нашей работы. Как мы публично говорим о том, что вызывает у нас непонимание, так мы и будем это делать. Публично высказывать те претензии, которые у нас есть. Не надо здесь искать никакого антагонизма, глобальных проблем. Есть конкретные детальные вопросы, с которыми сталкиваемся. Это нормальный процесс, но очень хочется, чтобы наконец-то основополагающая мысль, которая заложена, в т.ч. в ОБСЕ, относительно свободы выражения, взглядов, мыслей, СМИ, наконец, заработала.

Разве мы против того, чтобы кто-либо еще высказывался на площадке ОБСЕ, например, по российской проблематике? Вы когда-нибудь такое видели или слышали? Кто угодно высказывается в отношении России, в т.ч. люди, которые не имеют к ней никакого отношения или выдают себя за представителей больших групп населения. Прекрасно, у них есть свой взгляд, они выступают. Можно, чтобы настоящие журналисты, крымчане, о которых постоянно говорится на площадке ОБСЕ, тоже хоть в какой-то форме были бы услышаны? Чего боится ОБСЕ, совершенно непонятно. Ведь была предложена абсолютно нормальная форма онлайн-диалога. Они же не паспорта бы свои показывали или начали рассуждать на глобальные политические темы. Но они были готовы ответить на те самые вопросы, которые ставятся на площадке ОБСЕ, в частности нашими украинскими коллегами, которые могли бы напрямую у них что-нибудь узнать. В очередной раз такой возможности им не было предоставлено.

К оглавлению

Вопрос: О предстоящем саммите АТЭС. В каких сферах Россия ожидает результатов?

Ответ: Вопросы саммитов и участия главы государства в них комментируются по линии Администрации Президента.

К оглавлению

 

Календарь

x
x

Архив

Дополнительные инструменты поиска

Последние добавленные

Последние добавленные