Публикатор

16.02.1709:30

О международных документах, регулирующих передачи легкого и стрелкового оружия (ЛСО)

(Справка)

 

На сегодняшний день, по сути, единственным специализированным глобальным документом в сфере борьбы с незаконным оборотом ЛСО является принятая в 2001 г. Программа действий ООН (ПД) по предотвращению и искоренению незаконной торговли ЛСО во всех ее аспектах и борьбе с ней. Программа содержит комплекс мер, которые государства должны предпринять на глобальном, региональном и национальном уровнях в целях борьбы с незаконной торговлей ЛСО, предотвращения попадания оружия в незаконный оборот, к террористическим организациям, организованной преступности, а также государствам, находящимся под санкциями СБ ООН.

ПД предусматривает регулярные обзоры ее имплементации. В 2003, 2005, 2008, 2010, 2014 и 2016 гг. прошли двухгодичные совещания государств (ДСГ) ООН по рассмотрению осуществления Программы, в 2006 и 2012 гг. – Конференция по обзору прогресса в выполнении Программы (Обзорная конференция), а в 2011 и 2015 гг. – совещания правительственных экспертов открытого состава (СПЭОС).

Состоявшиеся мероприятия подтвердили сложившийся в мировом сообществе консенсус в отношении важности Программы и дальнейшей консолидации международных усилий по противодействию незаконному ЛСО. В этой связи подчеркивалась необходимость ее выполнения всеми странами в полном объеме, дальнейшего развития сотрудничества между государствами.

Россия принимает активное участие в работе по реализации Программы, учитывает ее рекомендации при рассмотрении вопросов, связанных с оборотом ЛСО, на регулярной основе представляет доклады о ходе выполнения ПД ООН. При обсуждении дальнейших шагов по реализации ПД ООН российская делегация исходит из следующего:

- первостепенное значение для реализации ПД имеет повышение эффективности национальных законодательств и укрепление регионального сотрудничества в данной области;

- обладая развитой нормативной правовой базой в сфере контроля за ЛСО, Россия готова при необходимости оказывать соответствующую консультативную помощь заинтересованным государствам;

- в случае разработки универсальных критериев и стандартов национальных законодательств в области борьбы с незаконным ЛСО в них могут быть инкорпорированы элементы российской нормативной правовой базы;

- не вызывает принципиальных возражений и дальнейшее развитие ПД при том понимании, что оно должно быть направлено на поиск конкретных и практически реализуемых мер по предотвращению нелегального оборота ЛСО;

- вопросы контроля за легальными передачами ЛСО находятся вне рамок ПД, рассматривать их целесообразно только в контексте конкретных мер, препятствующих попаданию оружия из легального оборота в незаконный (запрет безлицензионного производства, контроль за целевым использованием оружия, отказ от поставок структурам, не уполномоченным государством, усиление контроля за реэкспортом, брокерской деятельностью и оборотом ПЗРК).

Помимо ПД ООН существует также ряд региональных механизмов, направленных на усиление контроля над оборотом ЛСО.

В Документе ОБСЕ о легком и стрелковом оружии (принят Форумом ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности (ФСОБ) 24 ноября 2000 г.) перечислены обязательства сторон по обмену информацией о национальных системах маркировки и о производстве, экспорте, импорте, накоплении и ликвидации ЛСО.

Государства-участники согласились придерживаться общих норм и критериев экспортной деятельности, чтобы предотвратить дестабилизирующее накопление и распространение ЛСО и технологий, связанных с его разработкой, производством, испытаниями и модернизацией. В частности, согласно Документу, при выдаче разрешений на поставки оружия государствам следует принимать во внимание такие факторы, как внутренняя и региональная ситуация в стране-получателе и вокруг нее, практика соблюдения ею международно-правовых и иных обязательств, касающихся, в частности, неприменения силы, нераспространения или других вопросов контроля над вооружениями, законные потребности безопасности страны-получателя, практика управления запасами оружия в стране-получателе, характер и стоимость передаваемого оружия с учетом необходимости наименьшего отвлечения экономических ресурсов на цели вооружения, соблюдение прав человека в стране-получателе.

Участники ОБСЕ обязались пересмотреть свою нормативную правовую базу, чтобы обеспечить наличие соответствующих национальных механизмов для совершенствования координации политики и сотрудничества между учреждениями, отвечающими за соблюдение процедур импорта, экспорта и транзита ЛСО.

Документом установлен ежегодный обмен общей информацией об управлении национальными запасами ЛСО и о процедурах безопасности (начался в 2002 году).

В его развитие принят ряд дополнительных инструментов, среди которых можно выделить «Принципы ОБСЕ по контролю за деятельностью посредников по сделкам с легким и стрелковым оружием» (решение ФСОБ № 8/04), «Принципы ОБСЕ, касающиеся контроля за экспортом переносных зенитных ракетных комплексов» (решение ФСОБ № 3/04), «Типовые элементы сертификатов конечного пользователя и процедуры проверки для экспорта ЛСО» (решение ФСОБ № 5/04). Очередным шагом на пути реализации положений Документа стало принятие Форумом Плана действий ОБСЕ по ЛСО (решение ФСОБ №2/10 от 26 мая 2010 года).

Межамериканская конвенция о борьбе с незаконным производством и оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов,  средств взрывания и других связанных с ними элементов (СИФТА) заключена в 1997 году 33-мя странами-членами Организации американских государств (Антигуа и Барбуда, Аргентина, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гаити, Гайана, Гватемала, Гондурас, Гренада, Доминиканская Республика, Канада, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Суринам, США, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Чили, Эквадор, Ямайка).

СИФТА  - в отличие от ПД ООН и Документа ОБСЕ - является юридически обязывающим документом, в соответствии с которым государства-участники согласились создать и поддерживать эффективную систему лицензирования и разрешения экспорта, импорта и международного транзита огнестрельного оружия, боеприпасов, средств взрывания и других связанных с ними материалов, не разрешать транзит продукции до выдачи соответствующих лицензии или разрешении государством-получателем этого имущества, обеспечивать, чтобы разрешению на экспорт продукции предшествовала выдача необходимых лицензии или разрешении страны-импортера и страны транзита, обеспечивать, чтобы страна-импортер по запросу страны-экспортера информировала последнюю о получении отправленной ею продукции.

Кодекс поведения стран Центральной Америки в отношении передач оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других связанных с ними материалов. Подписан в январе 2006 г. семью странами: Белизом, Гватемалой, Гондурасом, Доминиканской Республикой, Никарагуа, Панамой и Сальвадором.

Кодекс предусматривает, что передачи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других связанных с ними материалов не будут осуществляться в страны или из стран, которые совершают или не препятствуют совершению преступлений против человечности, нарушению прав человека или допускают серьезные нарушения международного гуманитарного права; нарушают оружейное эмбарго или другие санкции, введенные СБ ООН; не предоставляют в полном объеме данные о передачах вооружений в Регистр обычных вооружений ООН; участвуют в каком-либо вооруженном конфликте; разжигают националистическую, расовую или религиозную ненависть, приводящую к дискриминации, враждебности или насилию; осуществляют действия, способные привести к образованию большого количества перемещенных лиц или беженцев; не присоединяются к международным конвенциям или механизмам против терроризма или актов, связанных с терроризмом.

Протокол Сообщества развития Юга Африки (САДК) о контроле за огнестрельным оружием боеприпасами и другими связанными с ними материалами – юридически обязывающий документ, подписанный в августе 2001 года Ботсваной, Замбией, Зимбабве, Лесото, Мавританией, Малави, Мозамбиком, Намибией, Свазилендом, Сейшельскими островами, Танзанией, ЮАР. Вступил в силу в ноябре 2004 года.

Протокол обязывает государства-члены, в частности, ввести в действие необходимые законодательные акты и осуществить другие меры по предотвращению, искоренению незаконного изготовления огнестрельного оружия, боеприпасов и других сопутствующих материалов, их накопления в избыточном количестве, торговли, хранения и использования, а также по борьбе с этими явлениями, квалифицировав эти действия в рамках национального законодательства как уголовные преступления, а также предусмотреть, в соответствии с национальным законодательством, уголовную, гражданскую или административную ответственность за нарушение эмбарго в отношении оружия, введенных Советом Безопасности Организации Объединенных Наций, координировать процедуры импорта, экспорта и передач стрелкового оружия.

Руководство по лучшей практике по имплементации Найробийского протокола в отношении международного контроля за передачами ЛСО. Носит юридически обязывающий характер. Подписано странами Региона Великих Озер и Африканского Рога - Бурунди, Джибути, Кенией, ДР Конго, Руандой, Сейшельскими островами, Сомали, Суданом, Танзанией, Угандой, Эритреей, Эфиопией. Вступило в силу 5 мая 2006 года. Предписывает не разрешать передач ЛСО, которые могли бы нарушить обязательства стран-участниц в соответствии с международным правом, в том числе Уставом ООН, любыми другими подписанными ими договорами или принятыми на себя юридическими обязательствами, общепризнанными нормами международного гуманитарного права или могут быть использованы для нарушения прав и свобод человека, международного гуманитарного права, в актах агрессии против другого государства или народа, для ухудшения внутренней ситуации в стране конечного использования путем провоцирования или продолжения вооруженных конфликтов или усиления напряженности, для осуществления террористических актов, поддержки или поощрения терроризма.

Конвенция Экономического сообщества государств Западной Африки (ЭКОВАС) по легкому и стрелковому оружию, боеприпасам и другим связанным с ними материалами является юридически обязывающим документом. Подписана в июле 2006 года 15-ю государствами Западной Африки: Бенином, Буркина-Фасо, Гамбией, Ганой, Гвинеей, Гвинеей-Бисау, Кабо-Верде, Кот-д’Ивуаром, Либерией, Мали, Нигерией, Нигером, Сенегалом, Сьерра-Леоне, Того. Ее участники обязались запрещать поставки ЛСО, если они нарушают, в том числе эмбарго СБ ООН, запрет на использование силы или угрозы силой, а также на вмешательство во внутренние дела другого государства, универсальные принципы международного гуманитарного права, права и свободы человека, могут способствовать ухудшению внутренней ситуации в стране конечного использования путем провоцирования или продолжения вооруженных конфликтов или усиления напряженности,  осуществлению террористических актов, актов геноцида или преступлениям против человечности,  неконтролируемому накоплению вооружений и региональной нестабильности.

Конвенция Центральной Африки о контроле над ЛСО, боеприпасами к нему, а также над запасными частями и компонентами, которые могут служить для его изготовления, ремонта и сборки. Подписана 30 апреля 2010 г. 11-ю государствами Центральной Африки: Анголой, Бурунди, Габоном, Демократической Республикой Конго, Камеруном, Республикой Конго, Руандой, Сан-Томе и Принсипи, Центральноафриканской Республикой, Чадом и Экваториальной Гвинеей. Ратифицирована Габоном, Камеруном, Республикой Конго, Центральноафриканской Республикой и Чадом. Ее участники обязались предпринимать меры для предотвращения попадания ЛСО в незаконный оборот, укреплять государственный контроль за производством, торговлей, транспортировкой, передачей, хранением и использованием оружия, а также развивать международное сотрудничество в этих целях. Для вступления Конвенции в силу необходима еще хотя бы одна ратификация. 

Общие вопросы международной безопасности и контроля над вооружениями