Публикатор

1.12.1413:56

Выступление статс-секретаря – заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации Г.Б.Карасина на восьмом Европейском русском форуме, Брюссель, 1 декабря 2014 года

2755-01-12-2014

Уважаемые дамы и господа,

Рад возможности принять участие в восьмом Европейском русском форуме, который в очередной раз проходит на площадке Европейского парламента, поделиться российским видением ситуации на нашем общем континенте и путей ее улучшения.

Прежде всего хотел бы ознакомить вас с приветствием Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова организаторам и участникам нашей встречи.

От себя хотел бы добавить, что мы приветствуем активную вовлеченность гражданского общества в осмысление происходящих сегодня в Европе сложных процессов. Убеждены, что деятельность общественных организаций вносит полезный вклад в гуманитарное, культурное и экономическое сближение наших народов. Очевидно, что многообразие форм общения по линии НПО позволяет смотреть на проблемы шире, чем в рамках официальной дипломатии. Возможность вести открытый диалог по любым, даже самым острым сюжетам сегодня особенно востребована.

Это тем более актуально сегодня, когда размышления руководства Евросоюза вращаются вокруг того, является ли Россия сама «стратегической проблемой» или все же партнером для решения стратегических проблем.

Тема и повестка дня нашей встречи весьма актуальны. В результате поразившего Украину глубокого внутриполитического кризиса, который еще предстоит урегулировать, ситуация в регионе Евро-Атлантики серьезно осложнилась, а отношения между Россией и Евросоюзом проходят испытание на прочность. Все это подрывает атмосферу доверия в Европе, препятствует поступательному развитию взаимовыгодного сотрудничества. Убеждены, что такое положение дел – не случайность, а следствие, кульминация накопившихся за последние два десятилетия серьезных системных проблем.

В прошлом столетии Европа пережила многочисленные потрясения, катастрофы двух мировых войн, памятные даты которых широко отмечаются в нынешнем году. Эти трагические события наглядно свидетельствуют, к каким страшным последствиям ведут вера в собственную исключительность, попытки укрепить свою безопасность и обеспечить свои интересы за счет других, сомнительные геополитические игры с «нулевой суммой». Уроки истории призваны укреплять чувство коллективной ответственности за мирное и безопасное будущее нашего общего континента, побуждать современных политиков проявлять мудрость при принятии внешнеполитических решений.

Казалось бы, у нас были все необходимые предпосылки для того, чтобы вывести Европу на устойчивый путь взаимовыгодного партнерства и процветания во благо нынешнего и будущих поколений. Разделявшие континент идеологические барьеры были сняты, служившая их символом Берлинская стена разрушена четверть века назад.

К сожалению, этот уникальный шанс был упущен. Продолжая делить государства на «свои» и «чужие», США, другие страны Запада так и не откликнулись на неоднократные призывы России сформировать систему единой и неделимой безопасности. Не были предприняты необходимые практические шаги по выполнению соответствующих деклараций, принятых в рамках ОБСЕ и Совета Россия-НАТО. Не упразднены, по вине есовских партнеров, визовые барьеры – рудимент прошлой эпохи, серьезно тормозящий наращивание экономического сотрудничества, гуманитарных, культурных связей, контактов между людьми.

В действиях западных партнеров доминировала архаичная логика прямолинейного расширения своего контроля над геополитическим пространством, переноса разделительных линий на восток Европы. Несмотря на данные нам, в том числе на высшем уровне, обещания, НАТО все ближе приближалось к нашим границам. При этом наша страна еще в 2008 году выступила с инициативой кодификации соответствующих обязательств, предложила поработать над проектом Договора о европейской безопасности. К сожалению, мы в очередной раз не были услышаны.

Исторический опыт, – а история жестоко наказывает за незнание своих уроков (В.О.Ключевский), – наглядно свидетельствует, что попытки изолировать Россию неизменно приводили к тяжелым последствиям для всей Европы, в то время как активное вовлечение нашей страны в дела континента сопровождалось длительными периодами мира и устойчивого развития.

Все эти проблемы как в капле воды отразились в ситуации на Украине. Мы неоднократно предупреждали о контрпродуктивности программы «Восточное партнерство», целью которой, если называть вещи своими именами, был отрыв т.н. «фокусных» государств от России, разрыв объединяющих наши государства многовековых связей.

В результате беспрецедентного давления на Киев с целью заставить его сделать искусственный выбор – «с нами или против нас», между развитием сотрудничества на Востоке или на Западе, произошел крах неокрепшей украинской государственности. Попытки возложить вину за произошедшее на Россию бесперспективны и лишены элементарной логики – правда о происходящем пробивает себе путь даже в ангажированных западных СМИ.

Очевидно, что свободное волеизъявление населения Крыма в полном соответствии с нормами международного права и Уставом ООН стало, особо подчеркну, лишь реакцией на государственный переворот – захватившие власть в Киеве радикалы, вместо попыток сплотить украинское общество, выдвинуть позитивную общенациональную повестку дня, ввергли Украину в хаос и кровопролитие, развязали братоубийственную войну на Юго-Востоке.

Попутно замечу, что поводом к началу антиправительственных выступлений послужило решение президента В.Ф.Януковича отложить подписание экономического блока соглашения об ассоциации с Евросоюзом, с тем чтобы проанализировать его последствия для украинской экономики. Сегодня такое решение – об отсрочке применения экономических статей данного соглашения до 1 января 2016 года – принято по итогам консультаций между представителями ЕС, России и Украины. Возникает вопрос: зачем надо было свергать законно избранного президента и проливать кровь?

Под предлогом украинских событий Североатлантический альянс скатился к риторике времен «холодной войны», приостановил сотрудничество с нами, причем в ущерб собственным интересам, заявил о намерении нарастить военное присутствие и увеличить число учений вблизи российских границ. Такая деструктивная линия серьезно подрывает стабильность в Евро-Атлантике и, разумеется, не способствует укреплению доверия в отношениях между Россией и Западом.

Вместе с тем не стал бы характеризовать положение дел в мире как новое издание «холодной войны». Для этого нет никаких оснований. Скатывание к конфронтации, принцип «око за око» - не наш выбор. Как неоднократно подчеркивал Президент В.В.Путин, Россия никому не угрожает, не собирается ввязываться в геополитические игры, интриги и тем более конфликты, как бы и кто бы ни хотел нас туда втянуть. Мы будем работать в сложившихся условиях и всегда готовы к диалогу.

Убежден, что нам под силу преодолеть имеющиеся разногласия, в том числе и по Украине. Для этого необходимо отказаться от порочной логики односторонних действий, попыток решать все вопросы исключительно в своих узкокорыстных интересах. Надо руководствоваться нормами международного права, уважать интересы друг друга.

Сегодня появилась реальная возможность прекратить гражданскую войну на Украине. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Имею в виду подписанный 5 сентября в Минске Протокол относительно совместных шагов, а также Минский Меморандум от 19 сентября о режиме прекращения огня на Украине, которые необходимо неукоснительно соблюдать. Рассматриваем эти документы в качестве ключевых рамок движения к мирному урегулированию внутриукраинского кризиса, основы для запуска инклюзивного диалога в целях поиска путей достижения национального согласия, обсуждения политического будущего и конституционного устройства страны. Выступаем за налаживание устойчивого прямого диалога Киева с Донецком и Луганском в контексте прошедших там выборов, будем и впредь всемерно содействовать созданию благоприятных условий для урегулирования проблем, с которыми столкнулся народ Украины. В интересах недопущения углубления раскола украинского общества, укрепления безопасности в Европе крайне важно, чтобы Украина сохранила внеблоковый статус.

Намерены оказывать всемерное содействие созданию благоприятного климата для решения стоящих перед братским украинским народом масштабных проблем. При этом наши партнеры должны осознавать, что попытки давления на Россию путем односторонних санкций, применение которых нелегитимно и осуждено решениями ГА ООН, лишь подрывают усилия по стабилизации мировой экономики и ни на йоту не приближают решение украинского кризиса.

Исходим из того, что реальной альтернативы взаимовыгодному равноправному сотрудничеству между Россией и ЕС не существует – слишком многое связывает нас в географическом, экономическом, историческом, человеческом планах. Евросоюз является нашим естественным и важнейшим торгово-экономическим партнером. Россия останется на обозримую перспективу крупнейшим поставщиком углеводородов.

Хотел бы подчеркнуть, что, несмотря на наши активные шаги по наращиванию взаимодействия в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Россия никоим образом не отворачивается от Европы. Напротив, мы готовы к расширению сотрудничества с европейскими партнерами, практической работе по формированию единого экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана с опорой на принципы неделимости безопасности и широкого сотрудничества. Очевидно, что обеспечить нашему континенту достойное место в новой международной системе можно только через объединение потенциалов всех его стран, что придало бы мощный импульс их развитию, укрепило их положение на международной арене. Для этого у нас есть все необходимые условия – общие цивилизационные и культурные корни, высокая степень взаимодополняемости экономик, приверженность единым правилам торговли в соответствии с нормами ВТО, на основе которых развиваются и Евросоюз, и начинающий функционировать с 1 января 2015 года Евразийский экономический союз. В рамках реализации такого масштабного проекта возможно обеспечить гармоничное развитие всех государств, как входящих, так и не входящих в различные интеграционные объединения. А Украина могла бы играть естественную роль моста между западом и востоком евразийского пространства. Первым шагом могло бы стать начало переговоров о создании зоны свободной торговли между ЕС и ЕАЭС.

Разумеется, такие усилия невозможно представить без уважения суверенитета государств, без отказа от практики вмешательства в их внутренние дела, от поддержки смены власти в других странах неконституционным путем. В противном случае мы будем вновь и вновь скатываться к кризисам, аналогичным украинскому.

Важную роль в укреплении взаимопонимания в регионе, нахождении развязок имеющихся проблем принадлежит ОБСЕ, включая процесс «Хельсинки плюс 40», запущенный по случаю предстоящего в следующем году юбилея Организации. Ведь для ликвидации разделительных линий любого рода ОБСЕ и была задумана. Будем исходить из этого на предстоящей через несколько дней в швейцарском Базеле встрече министров иностранных дел государств-участников ОБСЕ.

Уважаемые дамы и господа,

Россия готова сотрудничать со всеми, кто проявляет к этому встречную готовность, на основе равноправия и взаимного учета интересов. Будем и впредь продвигать интегрированную, позитивную повестку дня, нацеленную на развитие плодотворных связей между государствами. Практика показывает, что объединение усилий мирового сообщества с опорой на международное право при центральной координирующей роли ООН способствует достижению положительных результатов в решении даже наиболее сложных и запутанных проблем современности.

Наша общая цель – не допустить ни «холодной», ни «горячей» войны, отойти от инстинктов и геополитических стереотипов прошлого. Чрезвычайно важно наладить систему взыскательного и требовательного партнерства, основанного на честном учете взаимных интересов и тревог. Убеждены, что нам вместе это по плечу.