Публикатор

27.03.1811:24

«Группа двадцати» (Справка)

«Группа двадцати» является неформальным форумом государств, которые представляют крупнейшие экономики мира - на их долю в совокупности приходится 90% мирового ВВП и 80% мировой торговли, а также 2/3 мирового населения.

Форум был создан в декабре 1999 г. и первые десять лет функционировал на уровне министров финансов и управляющих центральными банками. Началом деятельности «Группы двадцати» в ее существующем формате - на уровне глав государств - принято считать 15 ноября 2008 г., когда в Вашингтоне состоялся первый саммит «двадцатки».

Статус постоянного члена «Группы двадцати» имеют 19 стран и ЕС (представлен председателем Европейской комиссии и председателем Европейского Совета). В состав «двадцатки» помимо России входят Аргентина, Австралия, Бразилия, Соединенное Королевство, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, ЮАР, Южная Корея и Япония. К участию в саммитах традиционно приглашаются генеральный секретарь ООН, исполнительный директор МВФ, президент Всемирного банка, генеральные директора ВТО и МОТ, исполнительный секретарь ОЭСР, председатель Совета по финансовой стабильности. В качестве постоянного приглашенного гостя в саммитах участвует Испания, а также еще четыре - пять стран по выбору председателя, которые, как правило, включают государства, являющиеся председателями в Афросоюзе, программе «НЕПАД», АСЕАН, а также Сингапур как представителя Группы по вопросам глобального управления.

В организационном плане функционирование «Группы двадцати», не имеющей собственного секретариата, обеспечивается страной- председателем, которая готовит мероприятия и проекты их решений различного уровня (саммит, встречи шерп, профильные министерские и экспертные встречи). Шерпой России является заместитель начальника Экспертного управления Администрации Президента РФ, Представитель Президента РФ в «Группе двадцати» Светлана Владимировна Лукаш.

Председательство в форуме продолжается один год и формально начинается с 1 декабря. В 2018 году пост председателя «Группы двадцати» занимает Аргентина, в 2019 году - Япония, в 2020 - Саудовская Аравия.

Основополагающими предпосылками к возникновению «Группы двадцати» явились динамичное развитие экономической взаимозависимости большинства стран мира и формирование многополярной структуры мировой экономики. На фоне этих тенденций укреплялось понимание лидерами стран «семерки», с одной стороны, и государств БРИК (впоследствии - БРИКС) и развивающихся стран, с другой, необходимости перехода к качественно новому уровню сотрудничества в условиях глобального финансового кризиса.

При этом «Группа двадцати», изначально создаваемая для реагирования на кризисы, трансформируется в эффективную площадку долгосрочной международной координации подходов к широкому спектру вопросов глобальной экономической повестки дня, а также по темам, находящимся на стыке экономики и политики. В этой связи участие в деятельности «двадцатки» является важным направлением внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности Российской Федерации.

В настоящее время участники «двадцатки» осуществляют сотрудничество по следующим конкретным направлениям: координация в области макроэкономической политики и финансового регулирования, налогообложение, торговля и инвестиции, энергетика, климат, сельское хозяйство и продовольственная безопасность, вопросы занятости, здравоохранения, образования, цифровая экономика, содействие развитию, борьба с коррупцией и финансированием терроризма. Обсуждается ряд политических тем. Для более широкого учета мнений в работе «двадцатки» под ее эгидой действуют неправительственные объединения, направляющие лидерам стран-участниц свои рекомендации: деловая двадцатка ("В20"), молодежная ("Y20"), женская ("W20") гражданская ("С20"), профсоюзная ("L20"), научная ("S20"), экспертная ("Т20").

* * *

Ключевой задачей форума является координация в сфере макроэкономической политики и реализации структурных реформ стран «двадцатки» как мера по укреплению роста мировой экономики и устойчивости валютно-финансовой системы. Важным этапом взаимодействия на этом направлении является принятие в 2009 году «Рамочного соглашения об обеспечении уверенного, устойчивого и сбалансированного роста экономик стран «двадцатки»».

Взаимодействие стран-участниц «двадцатки» стало серьезным фактором сдерживания дальнейшей эскалации финансово-экономического кризиса 2008-2010 годов и стабилизации на финансовых рынках. Благодаря созданию «Совета по финансовой стабильности» сама работа над реформой финансового регулирования приобрела системный, плановый характер, а Совет превратился в значимого партнёра МВФ в регулярно проводимых исследованиях по оценке рисков. Практическую отдачу возымели скоординированные шаги по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и уводу корпорациями прибыли в так называемые «налоговые гавани». Сделан существенный вклад и в другие важные решения, включая реформу квот и управления Международным валютным фондом, что позволило России увеличить долю в уставном капитале МВФ до 2,7 %, повысить совокупную долю стран БРИКС.

Проблематика многосторонней торговли тоже начала обсуждаться практически с самого начала деятельности форума на уровне лидеров как элемент антикризисного реагирования, когда «Группой двадцати» в 2008 году было принято решение об отказе от протекционистских мер. Эти вопросы рассматривались с тех пор постоянно как важные источники стабилизации мировой экономики. Дискуссия по тематике роста протекционизма и торговых дисбалансов, связанных с избыточными производственными мощностями привела к решению в 2016 году - в ходе саммита форума в Ханчжоу - о создании Глобального форума по избыточным сталелитейным мощностям, обсуждаются формы развития многостороннего диалога по перепроизводству в других промышленных секторах.

Дискуссия по энергетике, которая также рассматривается «двадцаткой» практически с начала работы лидерского формата в 2008 году, охватывала широкий спектр вопросов, включая энергетическую безопасность, волатильность цен на сырьевых рынках как фактор финансовой и политической дестабилизации. Обсуждалась и тематика «зеленого роста», повышения транспарентности функционирования энергетических рынков. С 2014 года активизировалось обсуждение проблематики энергоэффективности (принят первый план действий «двадцатки» в этой области), а с 2015 года профильный энергетический трэк «двадцатки» стал действовать на постоянной основе, предусматривая экспертные и министерские встречи.

Начиная с решений саммита в Сеуле 2010 года в повестку дня форума прочно вошла проблематика содействия развитию, включая вопросы продовольственной безопасности, развития человеческого капитала, финансирование инфраструктуры, повышение уровня финансовой грамотности населения - через призму совместных действий стран «двадцатки» в целях содействия наиболее пострадавшим от кризиса странам. Особое внимание этим темам и, в целом, достижению Целей устойчивого развития, было уделено «двадцаткой» в контексте принятия в ООН в 2015 году «Повестки дня в области устойчивого развития на период после 2030 года» (Повестки-2030), в связи с чем форум ежегодно принимает свой план действий, нацеленный на реализацию соответствующих обязательств стран, принятых в рамках ООН. В этом контексте расширялась и дискуссия по проблематике изменения климата. При этом в 2017 году под председательством Германии был принят «План действий по энергетике и климату в целях роста» (в контексте реализации Парижского соглашения), а последующее - аргентинское председательство - учредило в 2018 году отдельную климатическую рабочую группу, которая сосредоточилась на вопросах адаптации.

В ходе российского председательства в форуме в 2013 году акцент в обсуждении и разработке мер для решения ключевых экономических и финансовых проблем был сделан на проблематике создания рабочих мест и расширения занятости, продвижении в качестве сквозной темы концепции «достойного труда» для уязвимых групп населения. Другой приоритетной темой, впервые введенной Россией, было финансирование инвестиций как основы экономического роста и создания рабочих мест. Третьим - более углубленным по инициативе российского председательства - акцентом для «двадцатки» стала тема модернизации национальных систем заимствования и управления суверенным долгом.

Дополнительными направлениями глобальной координации по вопросам, имеющим одновременно экономическое и социальное измерение, стали здравоохранение (профильная рабгруппа учреждена германским председательством в 2017 году) и образования (профильная рабгруппа учреждена аргентинским председательством в 2018 году).

Особое место и сквозной характер приобрела тема инноваций и цифровой экономики как нового источника ускорения роста мировой экономики. Она присутствует в повестке форума на постоянной основе с 2016 года по инициативе китайского и последующей поддержке германского председательств. В ее развитие аргентинское председательство - усилившее социальную ориентированность «двадцатки» - выстроило дискуссию по проблематике цифровой экономики через обсуждение проблем будущего рынка труда и образования.

С учетом растущего координационного потенциала «двадцатки» и усиления влияния политических проблем на мировую экономику повестка дня саммитов начала в последнее время расширяться за счет политических тем, включая антитеррористическую проблематику, вопросы миграции и беженцев (преимущественно в рамках проблематики занятости) и международной информационной безопасности, однако пока они не выделены в постоянные самостоятельные трэки. Вместе с тем председательство Германии в форуме провело в 2017 году первую отдельную встречу министров иностранных дел, которые сосредоточились на обсуждении актуальных вопросов международной повестки дня с акцентом на урегулирование кризисов. Аналогичную встречу планирует провести в мае 2018 года Аргентина.