24.05.0200:09

ДОГОВОР О СОКРАЩЕНИИ СНП - НОВЫЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ ДОГОВОРНОЙ БАЗЫ В ОБЛАСТИ СОКРАЩЕНИЯ ЯДЕРНЫХ ВООРУЖЕНИЙ (СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ)

1047-22-05-2002

  • en-GB1 ru-RU1

Договор о сокращении СНП - новый этап в развитии договорной базы в области сокращения ядерных вооружений

(справочная информация)

Договор о сокращении СНП будет обеспечивать преемственность и последовательность в развитии двусторонней российско-американской договорной базы в области ядерного разоружения и укрепления стратегической стабильности, формирование которой началось в 70-х годах прошлого столетия.

До настоящего времени Советским Союзом, а затем Россией было заключено более десяти договоров и соглашений с США в этой области, к наиболее важным из которых можно отнести следующие:

Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны

Подписано и вступило в силу 30 сентября 1971 года. Является бессрочным. Предусматривает уведомление сторонами друг друга в случае различных инцидентов и других ситуациях, которые могли бы создавать опасность возникновения ядерной войны.

Соглашение о предотвращении ядерной войны

Подписано и вступило в силу 22 июня 1973 года. Является бессрочным. По этому Соглашению стороны взяли на себя обязательства: по устранению опасности ядерной войны и применения ядерного оружия; воздерживаться от угрозы силой в обстоятельствах, которые могут поставить под угрозу международный мир и безопасность.

Договор об ограничении систем противоракетной обороны

Подписан 26 мая 1972 года, вступил в силу 3 октября 1972 года. Носит бессрочный характер. На протяжении более 30 лет служил основой стратегической стабильности, сдерживал и жёстко ограничивал развитие оборонительной составляющей стратегических сил обеих сторон.

13 декабря 2001 года США заявили о своём выходе из Договора по ПРО.

Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения СНВ (ОСВ-1)

Подписано 26 мая 1972 года, вступило в силу 3 октября 1972 года. Срок действия составлял 5 лет. По этому Соглашению стороны обязались не начинать с 1 июля 1972 года строительство дополнительных стационарных пусковых установок МБР наземного базирования, а также ограничить количество пусковых установок БРПЛ и современных подводных лодок с баллистическими ракетами.

Договор об ограничении СНВ (ОСВ-2)

Подписан 18 июня 1979 года. Предусматривал, в частности, обязательство сторон ограничить с 1 января 1981 года ПУ МБР, ПУ БРПЛ, ТБ, а также БРВЗ суммарным количеством, не превышающим 2250 единиц, и приступить к ограничению тех вооружений, которые были бы на эту дату сверх этого суммарного количества.

Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности (РСМД)

Подписан 8 декабря 1987 года, вступил в силу 1 июня 1988 года.

К 31 мая 1991 года в соответствии с предусмотренными в Договоре сроками и процедурами был полностью завершён процесс ликвидации более 2,5 тысяч ракетных средств наземного базирования СССР и США двух классов – средней дальности (от 1000 до 5500 км) и меньшей дальности (от 500 до 1000 км), а также их пусковых установок, вспомогательных сооружений и вспомогательного оборудования, районов развертывания, ракетных операционных баз и ракетных вспомогательных объектов.

Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1)

Подписан 31 июля 1991 года, вступил в силу 5 декабря 1994 года. Срок окончания действия – 5 декабря 2009 года (возможно продление).

5 декабря 2001 года завершился семилетний период, предусматривающий сокращения до 1600 носителей СНВ (МБР, БРПЛ и ТБ) и 6000 числящихся за ними боезарядов.

Согласно Ст.II нового Договора о сокращении СНВ этот Договор "остаётся в силе в соответствии с его положениями".

Участниками Договора о СНВ являются Россия, Белоруссия, Казахстан, Украина и США. Ликвидация СНВ на территории Белоруссии, Казахстана и Украины, которые стали членами ДНЯО как неядерные государства, завершена.

Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2)

Подписан Россией и США 3 января 1993 года. Ратифицирован Российской Федерацией 6 мая 2000 года. Не вступил в силу, поскольку не ратифицирован американской стороной.

В случае если бы СНВ-2 вошел в число действующих договоров, Россия и США должны были бы сократить свои СНВ до уровня в 3000-3500 боезарядов. Запрещались бы МБР с РГЧ, в том числе должны были бы полностью ликвидироваться тяжелые МБР.

Глоссарий

СНВ – стратегические наступательные вооружения;

СНП – стратегический наступательный потенциал;

МБР – межконтинентальная баллистическая ракета;

РГЧ – разделяющаяся головная часть;

БРПЛ – баллистическая ракета подводных лодок;

ТБ – тяжёлый бомбардировщик;

ПУ – пусковая установка;

БРВЗ – баллистическая ракета "воздух-земля";

РСМД – ракеты средней дальности и меньшей дальности;

ДНЯО – Договор о нераспространении ядерного оружия.

Формат Договора о сокращении СНВ, процедура ратификации

I. Договор о сокращении СНВ носит юридически обязывающий характер. Главным обязательством сторон по Договору является обязательство по сокращению и ограничению стратегических ядерных боезарядов до 1700-2200 ед. к установленному сроку – 31 декабря 2012 года.

Договор подлежит ратификации в соответствии с конституционными процедурами каждой из сторон. Для России это означает: закон о ратификации утверждает Госдума, одобряет Совет Федерации, подписывает Президент России. Он вступит в силу в день обмена ратификационными грамотами.

Договор будет действовать до 31 декабря 2012 года. Предусматривается возможность его продления и возможность замены ранее этой даты последующим соглашением.

Каждая сторона, согласно Договору, имеет право выйти из него – в порядке осуществления государственного суверенитета, письменно уведомив другую сторону об этом за три месяца.

Договор будет зарегистрирован в соответствии со статьей 102 Устава ООН.

(Эта статья, в частности, гласит:

"Всякий договор и всякое международное соглашение, заключённые любым Членом Организации после вступления в силу настоящего Устава, должны быть, при первой возможности, зарегистрированы в Секретариате и им опубликованы".)

Принципы, заложенные в Договоре о сокращении СНП

Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов исходит из признания сторонами их приверженности цели укрепления взаимоотношений путём сотрудничества. В нём констатируется, что новые глобальные вызовы и угрозы требуют установления новых стратегических отношений между Россией и США, опирающихся на подлинное партнерство.

В Преамбуле Договора уточнены принципы, на которых будет строиться такое партнерство в военно-стратегической области: обоюдная безопасность, сотрудничество, доверие, открытость и предсказуемость.

Особое значение имеет впервые появляющееся в российско-американских договорах упоминание принципа обоюдной безопасности. Это – отражение качественно нового этапа в позитивном развитии отношений между двумя странами.

Таким образом, новый Договор делает акцент прежде всего на более развитую основу стратегических отношений между Россией и США, в которой существенно большее место занимают принципы партнёрства и сотрудничества, взаимное признание требований, исходящих от новых глобальных вызовов и угроз.

В Договоре указанием на Совместное заявление президентов России и США в Генуе 22 июля 2001 года подтверждается принцип взаимосвязи стратегических наступательных и оборонительных вооружений.

В Договоре подтверждены обязательства, которые обе стороны несут в соответствии со Статьей VI Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Эта статья устанавливает взаимосвязь между задачей нераспространения ядерного оружия и задачей ядерного разоружения при последовательном продвижении к всеобщему и полному разоружению.

Предусматриваемые Договором сокращения СНВ являются важным вкладом в идущий в настоящее время обзорный процесс ДНЯО в целях подготовки обзорной конференции ДНЯО 2005 года.

Основное содержание Договора о сокращении СНП

Договор предусматривает значительное сокращение стратегических наступательных вооружений. В соответствии с его положениями к 31 декабря 2012 года каждая из сторон должна уменьшить уровни своих стратегических ядерных боезарядов до 1700-2200 единиц, т.е. примерно в три раза по сравнению с предельным уровнем, установленным ныне действующим Договором СНВ-1 (6000 единиц). При этом каждая из сторон будет сама определять состав и структуру своих стратегических наступательных вооружений, исходя из установленного суммарного предела для количества таких боезарядов.

Договором не предусматриваются этапы (график) сокращений. Это позволяет каждой стороне по своему усмотрению планировать снижение уровней имеющихся у нее стратегических ядерных боезарядов. Как свидетельствует опыт выполнения Договора СНВ-1, сокращение стратегических наступательных вооружений является сложным, трудоёмким процессом, требующим много усилий, времени и затрат. Поэтому обе стороны и в отсутствие соответствующих договорных положений смогут самостоятельно составлять такие графики. Существует обоюдное понимание, что для повышения контролируемости Договора потребуется определённая прозрачность в отношении подобных планов сокращений и их выполнения.

В сам Договор заложены условия для его дальнейшего обогащения, укрепления и развития. Имеется в виду, что этим вопросом будет заниматься специально создаваемая Двусторонняя комиссия по выполнению. Она будет собираться не реже, чем два раза в год. Предстоит разработать положение об этой комиссии, определить её функциональные полномочия, цели и задачи.

О соотношении Договора о сокращении СНП и Договора СНВ-1

В Статье II нового Договора зафиксировано согласие сторон в том, что Договор СНВ-1 остаётся в силе. Сделана и особая ссылка на их обязательства по этому Договору.

Договор СНВ-1 будет действовать до 5 декабря 2009 года и при согласии обеих сторон может быть продлён и далее. Это означает, что стратегические наступательные потенциалы России и США по меньшей мере до этого срока будут находиться под двойным взаимодополняющим ограничением двух договоров.

Это важно, среди прочего, и с точки зрения обеспечения надлежащего контроля. Продолжающий функционировать контрольный механизм Договора СНВ-1 будет позволять сторонам отслеживать положение дел в стратегических арсеналах друг друга, в том числе и в интересах нового Договора. Кроме того, как предусмотрено Декларацией о новых стратегических отношениях между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки, положения Договора СНВ-1 послужат основой обеспечения доверия, открытости и предсказуемости при дальнейшем сокращении СНВ наряду с другими дополнительными мерами, подлежащими согласованию, включая меры открытости.

Важную роль при реализации нового Договора призваны сыграть и предусматриваемые СНВ-1 количественные и качественные ограничения носителей СНВ и положения, касающиеся переоборудования таких носителей. В них заключён серьёзный сдерживающий элемент для обратного развертывания боезарядов.

Вопросы взаимосвязи СНВ и ПРО в Договоре о сокращении СНП и Декларации о новых стратегических отношениях между Россией и США

Россия по-прежнему считает одностороннее решение США о выходе из Договора по ПРО ошибочным. Тем не менее, чтобы не допустить создания правового вакуума в сфере стратегической стабильности российская сторона избрала конструктивный путь подготовки новой договорённости с США по СНП. При этом в новом Договоре удалось обеспечить подтверждение обеими сторонами объективно существующей взаимосвязи между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями.

Так, в преамбуле Договора делается ссылка на Генуэзское Совместное заявление президентов России и США по стратегическим вопросам от 22 июля 2001 года, в котором они "согласились, что значительные изменения в мире требуют конкретного обсуждения наступательных и оборонительных систем" и высказались за проведение "интенсивных консультаций по взаимосвязанным вопросам наступательных и оборонительных систем".

Преамбула Договора также отсылает к Совместному заявлению двух президентов о новых отношениях между Россией и США от 13 ноября 2001 года. В нём говорится как об общей приверженности осуществлению значительных сокращений СНВ, так и о договорённости продолжить консультации по стратегической обороне в "широких рамках новых стратегических взаимоотношений".

Декларация о новых стратегических отношениях развивает положения о взаимосвязи. В ней прямо указывается на то, что Россия и США исходят из Совместных заявлений, принятых в Генуе и Вашингтоне. Кроме того, в целях обеспечения предсказуемости действий сторон Россия и США, в соответствии с Декларацией, согласились осуществить ряд мер, направленных на укрепление доверия и расширение открытости в области противоракетной обороны, а также договорились изучить возможные направления сотрудничества в области противоракетной обороны.

Указанные выше положения обеспечивают политико-юридические условия для дальнейшего обсуждения вопроса взаимосвязи между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями, а также для выработки соответствующих дополнительных договорённостей.

Выдержки из упоминаемых в Договоре совместных заявлений и выступлений Президента России

Совместное заявление В.В.Путина и Президента США Дж.Буша по итогам встречи, состоявшейся в Генуе 22 июля 2001 года:

«Мы согласились, что значительные изменения в мире требуют конкретного обсуждения наступательных и оборонительных систем. У нас уже есть некоторые существенные области согласия. Мы вскоре начнём интенсивные консультации по взаимосвязанным вопросам наступательных и оборонительных систем».

Из Совместного заявления Президента Российской Федерации В.В. Путина и Президента Соединенных Штатов Америки Дж.Буша о новых отношениях между Россией и США, Вашингтон, 13 ноября 2001 года:

«Мы договорились, что нынешние уровни наших ядерных вооружений не отражают сегодняшние стратегические реальности. В этой связи мы подтвердили нашу соответствующую приверженность осуществлению значительных сокращений стратегических наступательных вооружений».

Из выступления В.В.Путина перед представителями американской общественности и политическими деятелями США. Российское Посольство в Вашингтоне, 13 ноября 2001 года:

«...Россия заявляет о готовности пойти на значительные сокращения стратегических вооружений. Вот почему сегодня мы предлагаем радикальную программу дальнейших сокращений СНВ - по меньшей мере, раза в три - до минимального уровня, необходимого для поддержания стратегического равновесия в мире. Нам больше не нужно пугать друг друга, чтобы договариваться. Безопасность создают не оружие и горы металла - её создает политическая воля государств и лидеров этих государств.

Да, сегодня мир ещё далек от того, чтобы международные отношения строились исключительно на доверии. К сожалению. Поэтому так важно сегодня опираться на существующий фундамент договоров и соглашений в сфере разоружения и контроля над вооружениями».

Из выступления В.В.Путина на совместной с Дж.Бушем пресс-конференции, Вашингтон, 13 ноября 2001 года:

«Мы обстоятельно обсудили и то, как идёт наш диалог по взаимосвязанным вопросам стратегических наступательных и оборонительных вооружений. В этой области удалось добиться определённого прогресса. В первую очередь, это касается перспектив выработки надёжной и контролируемой договорённости о дальнейших кардинальных сокращениях ядерных потенциалов России и США.

В этой связи должен сказать, что мы высоко оцениваем решение Президента США о сокращении СНВ до обозначенного порога и будем со своей стороны стремиться к адекватному ответу».

Из заявления Президента Российской Федерации В.В.Путина в связи с решением Администрации Соединённых Штатов Америки о выходе из Договора по противоракетной обороне 1972 года, 13 декабря 2001 года:

«Наряду с проблемой противоракетной обороны особое значение в этих условиях приобретает и правовое оформление достигнутых договорённостей о дальнейших радикальных, необратимых и проверяемых сокращениях стратегических наступательных вооружений, по нашему мнению, до уровня 1500 - 2200 ядерных боезарядов у каждой стороны».

Договор о сокращении СНВ – новый этап в развитии договорной базы в области сокращения ядерных вооружений

Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения СНВ (ОСВ-1, 1972 год)

ненаращивание СНВ сверх установленных пределов

Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны

(Договор по ПРО, 1972 год)

Взаимосвязь СНВ-ПРО

Договор между СССР и США об ограничении СНВ (ОСВ-2, 1979 год)

снижение количества носителей СНВ до 2250 единиц

Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности

(Договор о РСМД, 1987 год)

ликвидация более 2,5 тысяч РСМД наземного базирования

Договор между СССР и США о сокращении и ограничении СНВ (СНВ-1, 1991 год)

Сокращение СНВ до 1600 носителей и 6000 боезарядов

Договор между Россией и США о дальнейшем сокращении и ограничении СНВ

(СНВ-2, 1993 год)

в случае вступления в силу – сокращение СНВ до уровня в 3000-3500 боезарядов

Договор между Россией и США о сокращении СНВ (24 мая 2002 года)

снижение количества стратегических ядерных боезарядов до 1700-2200 единиц

Общие сведения

  • Флаг
  • Герб
  • Гимн
  • Двусторонние
    отношения
  • О стране

Горячая линия

+1 202 332-07-37
+1 202 365-21-24
+1 202 298-57-00
+1 202 298-57-01
+1 202 298-57-04
Телефон горячей линии для граждан за рубежом, попавших в экстренную ситуацию.

Загранучреждения МИД России

Представительства в РФ

Фоторепортаж