17.08.1813:02

Нота МИД России, направленная Государственному департаменту США 7 августа 2018г.

  • en-GB1 ru-RU1

«Министерство иностранных дел Российской Федерации свидетельствует своё уважение Государственному департаменту Соединённых Штатов Америки и настоящим имеет честь выразить протест в связи с продолжающимся нарушением международного права со стороны Соединённых Штатов Америки в отношении дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации (их подразделений) на территории США (Вашингтон, округ Колумбия, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Сиэтл, штаты Мэриленд и Нью-Йорк; далее - российские представительства) и их помещений, являющихся объектом введённых Государственным департаментом мер, которые направлены на прекращение статуса российских представительств, исключают возможность их использования и даже посещения российскими представителями.

1. Министерство выражает серьёзную обеспокоенность в связи с вышеупомянутыми мерами американских властей, негативные последствия которых выходят далеко за рамки межгосударственных отношений Российской Федерации и Соединённых Штатов Америки, подрывают принципы суверенного равенства государств и международного сотрудничества в целях развития дружественных отношений между нациями и укрепления всеобщего мира.

2. Министерство подтверждает, что не принимает и не считает возможным признать обоснованными и правомерными односторонние действия американских властей, грубо нарушающие иммунитеты и неприкосновенность вышеупомянутых российских представительств и создающие непреодолимые препятствия для выполнения последними их функций, равно как позицию, согласно которой российские представительства были закрыты якобы надлежащим образом, отвечающим применимым международным нормам.

3. Министерство обращает особое внимание на то, что при осуществлении против российских представительств, их сотрудников и членов их семей упомянутых выше мер американскими властями был целенаправленно использован такой «порядок», обосновываемый ссылками на Акт об иностранных миссиях, который исключал любую возможность или существенно затруднял планомерное решение - в разумные сроки - всего комплекса вопросов, связанных с прекращением работы российских представительств (включая вывоз имущества, архивов и обустройство их сотрудников и членов их семей). Вследствие этого американскими властями, помимо прочего, были созданы серьёзные помехи нормальному функционированию действующих российских представительств.

Министерство отмечает, что практическое осуществление указанных мер носило беспрецедентный характер, сопровождалось несанкционированным вторжением американских властей в помещения российских представительств, произвольным снятием государственного флага Российской Федерации, нарушением неприкосновенности их архивов.

Министерство также констатирует, что, несмотря на систематические протесты со стороны Российской Федерации, такого рода репрессивные посягательства, являющиеся несовместимыми с обязательствами Соединённых Штатов по Уставу ООН, Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года, Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года, российско-американской Консульской конвенции от 1 июня 1964 года, Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединённых Наций от 13 февраля 1946 года и Соглашению между ООН и США по вопросу о месторасположении Центральных учреждений ООН от 26 июня 1947 года, к настоящему времени не прекращены.

Российская Федерация ввиду этого была вынуждена применять на её территории в отношении ряда американских объектов ответные меры,  от которых при иных обстоятельствах предпочла бы воздерживаться. Министерство отмечает, что эти меры, тем не менее, пока не были полностью симметричными  - поскольку Российская Федерация не преследует цель прекратить статус помещений дипломатических или консульских представительств Соединённых Штатов и не посягает на иммунитеты и неприкосновенность, предоставляемые таким помещениям, - и оставляет за собой право применения дополнительных контрмер, если Соединённые Штаты продолжат свои нарушения.

4. На сегодняшний день также налицо очевидное грубое нарушение Соединёнными Штатами как государством пребывания ООН обязательств по международному праву перед Организацией и Российской Федерацией как её государством-членом, выразившееся, среди прочего, в нарушении неприконсовенности и блокировании части помещений Постоянного представительства Российской Федерации при ООН.

Власти США при этом демонстративно игнорируют обязательства, вытекающие из вышеупомянутых Конвенции от 13 февраля 1946 года и Соглашения от 26 июня 1947 года, а также решения, принятые по вопросу о помещениях Постоянного представительства России Комитетом по сношениям со страной пребывания и Генеральной Ассамблеей ООН (пункт 3 резолюции 72/124). В частности, несмотря на установленный Генеральной Ассамблеей запрет на привнесение двусторонней повестки дня в дело обеспечения нормального функционирования миссий государств при ООН, власти США безответственно продолжают своё противоправное поведение, которое уже стало предметом серьёзной озабоченности в ООН.

5. Министерство также подтверждает, что считает категорически неприемлемой и неправомерной ситуацию, при которой власти государства пребывания полностью и на неопределённый период времени лишают аккредитующее государство (и уполномоченных им представителей) возможности осуществлять принадлежащее ему на законных основаниях право собственности на соответствующие помещения и находящееся в них имущество. Министерство считает, что подобного рода репрессивные меры по своему характеру и последствиям равнозначны изъятию и захвату вышеупомянутого имущества, используемого аккредитующим государством в суверенных целях.

6. Министерство также обращает внимание на то обстоятельство, что в помещениях российских представительств, из которых, по существу, были  в спешном порядке выдворены его сотрудники и члены их семей, остались вещи, являющиеся личной собственностью указанных лиц.

В этой связи Министерство обращается к Государственному департаменту с требованием обеспечить возможность доступа заинтересованных лиц (из числа сотрудников соответствующих российских представительств и членов их семей)  в вышеупомянутые помещения в целях возвращения принадлежащего им имущества.

7. Министерство, учитывая вышеизложенное, не может считать удовлетворительным содержание нот Государственного департамента, в которых, в ответ на многочисленные просьбы Российской Стороны о доступе в помещения российских представительств, неизменно содержался категорический и немотивированный отказ в таком доступе.

Министерство, в частности, не считает возможным принять формальные заверения Государственного департамента в том, что им предпринимаются «разумные меры для обеспечения безопасности и сохранности имущества», принимая во внимание, среди прочего, что даже обеспечение безопасности и сохранности имущества, произвольно и неправомерно конфискованного, нарушает право на частную собственность, так как собственник неправомерно лишён своих прав и полномочий владеть, пользоваться и распоряжаться указанным имуществом.

Министерство имеет честь, ввиду практикуемых американскими властями систематических отказов в доступе российских представителей в вышеупомянутые помещения, обратиться к Государственному департаменту с требованием о предоставлении самой полной информации:

(а) о мерах, которые, по заверениям американских властей, приняты за истекший период в целях обеспечения безопасности и сохранности имущества;

(b) о текущем состоянии соответствующих зданий и сооружений, предметов их внутренней обстановки и интерьера, обслуживающих эти здания земельных участков, относящихся к ним коммуникаций и т.п.;

(с) об изменениях любого рода, которые со времени принудительного закрытия соответствующих российских представительств произведены в их помещениях без определённо выраженного согласия Российской Федерации - как суверена и собственника этих помещений - в особенности, если такие меры могли повлиять на потребительские качества или рыночную стоимость соответствующего имущества;

(d) о полном списке лиц (с указанием имён, должностей, целей посещения), которые со времени принудительного закрытия соответствующих российских представительств, в отсутствие согласия Российской Федерации, входили в них, а также основаниях такого вторжения на территорию этих объектов вопреки воле их собственника;

e) об использовании части помещений Постоянного Представительства Российской Федерации при ООН властями Соединённых Штатов, которое следует из поступающих счетов за водо- и электроснабжение этих объектов.

Министерство также было бы весьма признательно за информацию Государственного департамента о реквизитах и содержании правовых актов, принятых им на основании Акта об иностранных миссиях, в соответствии с которыми осуществляются так называемые «разумные меры для обеспечения безопасности и сохранности имущества» российских представительств.»

 

«7» августа 2018 г.

Общие сведения

  • Флаг
  • Герб
  • Гимн
  • Двусторонние
    отношения
  • О стране

Горячая линия

+1 202 332-07-37
+1 202 365-21-24
+1 202 298-57-00
+1 202 298-57-01
+1 202 298-57-04
Телефон горячей линии для граждан за рубежом, попавших в экстренную ситуацию.

Загранучреждения МИД России

Представительства в РФ

Фоторепортаж