10.04.1914:25

Интервью Посла России в Польше С.В.Андреева информационному агентству ТАСС, 10 апреля 2019 года

10-04-2019

 

Вопрос: Сергей Вадимович, 3 апреля в российской «Новой газете» опубликовано интервью Посла Польши в России В.Марчиняка, в котором он говорит, в частности, что «траектории развития наших стран расходятся», «мы все больше перестаем понимать друг друга». Вы с этим согласны?

Ответ: Мой уважаемый коллега Посол В.Марчиняк указывает на редкие официальные встречи, но при этом отмечает, что в целом контактов между нашими странами достаточно много, постепенно восстанавливается после резкого падения в 2014-2015 гг. экономическое взаимодействие, Польша остается одним из наших крупных торговых партнеров. Господин Посол призывает возобновлять политический диалог и упрекает российскую сторону в нежелании что-то менять.

Напомню, однако, что это польские власти весной 2014 года заявили нам, что в связи с событиями на Украине прекращают с Россией политические контакты, энергично поддержали и продолжают поддерживать западные санкции против России, отказались от проведения в 2015 г. перекрестных Годов культуры, в 2016 г. приостановили действие безвизового режима приграничного передвижения для жителей Калининградской области и соседних регионов Польши.

Вот уже пять лет мы слышим от польских официальных лиц почти исключительно претензии в адрес России и ее руководства, в основных польских СМИ ведется ожесточенная антироссийская кампания по принципу «о России или плохо, или ничего», в стране нагнетаются страхи по поводу российской угрозы, агентуры, «гибридной войны», вмешательства и т.п.

Несколько лет назад в Польше запущено новое расследование обстоятельств авиакатастрофы под Смоленском 10 апреля 2010 г., в которой погибли Президент Польши Лех Качиньский и сопровождавшие его лица, и ведется оно с очевидным обвинительным уклоном в отношении России. Польские власти развернули широкую и откровенно политизированную кампанию против энергетического сотрудничества между Россией и ЕС, прежде всего против проекта «Северный поток – 2».

Наконец, господин Посол в своем интервью ни словом не обмолвился (а журналист «Новой газеты» вежливо не стал спрашивать) об инициированной польскими властями войне с памятниками советским воинам-освободителям. Впрочем, согласно польской официальной исторической политике они Польшу не освобождали, а оккупировали. Хотя если бы не победа Советского Союза над гитлеровской Германией, за которую только на территории Польши отдали свои жизни 600 тыс. советских солдат и офицеров, не было бы сегодня такой страны на карте и польский народ не жил бы на своей земле.

Такие подходы наших польских партнеров действительно никак не способствуют взаимопониманию между нами. Готовности к нормализации двусторонних отношений с их стороны мы не видим, а без этого одна-другая встреча ничего не изменит.

Вопрос: Посол В.Марчиняк особо обращает внимание на «поведение властей Российской Федерации после смоленской катастрофы 2010 года», их неготовность понять значение этой проблемы для польского общества и вернуть обломки президентского самолета в Польшу. Он не исключает, что обломки будут оставаться в России еще лет 20, и считает, что нерешенность этого вопроса сильно вредит репутации России.

Ответ: После гибели в 2010 г. под Смоленском Президента Л.Качиньского и его делегации граждане России и российское руководство глубоко и искренне сопереживали польскому народу. Российские власти в тех экстремальных условиях сделали все возможное, чтобы по просьбе польской стороны в кратчайшие сроки провести самые необходимые процедуры, как можно скорее передать ей останки погибших и организовать тщательное расследование причин и обстоятельств катастрофы. Эти причины и обстоятельства давно и хорошо известны – они изложены в докладах нашего Межгосударственного авиационного комитета (МАК) и польской «комиссии Миллера» от 2011 г. К трагическим последствиям привели прежде всего плохие погодные условия и ошибки экипажа самолета.

Однако все это время польское следствие не прекращает попыток найти доказательства того, что к катастрофе причастна Россия. Таких доказательств как не было, так и нет, никто из действительно серьезных специалистов не ставит под сомнение выводы докладов МАК и «комиссии Миллера», но в этой ситуации российский Следственный комитет вынужден и дальше разбираться с запросами и версиями, которые выдвигает польская сторона, соответственно, российское расследование не может быть завершено и обломки самолета как вещественные доказательства по этому делу согласно российскому законодательству должны оставаться в распоряжении нашего следствия.

Претензии моего польского коллеги к поведению российских властей после авиакатастрофы я считаю совершенно безосновательными, а вопросы о том, что будет через 20 лет, и насчет репутационных издержек уместно было бы адресовать польскому следствию.

Вопрос: А что Вы скажете на призыв Вашего коллеги развивать институциональные контакты в сфере экономики и, раз уж российская сторона не хочет возобновлять работу Группы по сложным вопросам (ГСВ), вести интеллектуальный диалог в каких-то других форматах?

Ответ: Институциональный формат в экономике – это российско-польская Межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству (МПК), которую возглавляют Министр транспорта России Е.И.Дитрих и Министр инфраструктуры Польши А.Адамчик. МПК не собирается с 2013-го. Года до 2016-го российская сторона еще задавала нашим польским партнерам вопросы на эту тему, но ответов не получала – на том все и замерло. Сейчас у МПК формально есть сопредседатели, но у ее основных рабочих органов – подкомиссий по направлениям сотрудничества – сопредседателей с польской стороны нет, так что разговаривать не с кем.

Что же до Группы по сложным вопросам, вытекающим из истории российско-польских отношений, она в свое время создавалась под эгидой МИД России и Польши, чтобы освободить от этих болезненных тем российско-польский политический диалог. Сейчас политического диалога по решению польской стороны нет, поэтому нет смысла перезапускать и ГСВ. Да и в ситуации, когда в Польше сносят памятники советским воинам и называют их оккупантами, искать компромиссы с такой польской исторической политикой мы не видим смысла.

При этом профессиональный диалог и сотрудничество между российскими и польскими учеными-историками отнюдь не прекращаются: в сентябре прошлого года в Варшаве собиралась на очередное заседание Комиссия российских и польских историков, продолжается работа над совместным методическим пособием по преподаванию истории российско-польских отношений в средних школах – этот проект осуществляется по инициативе научного руководителя Института всеобщей истории РАН академика А.О.Чубарьяна.

Мы обеими руками за расширение гуманитарных и культурных связей между Россией и Польшей. В прошлом основной площадкой интеллектуального диалога между нашими странами был Форум общественности, но и он не собирается с 2013 г. У него есть сопредседатель с российской стороны Л.В.Драчевский, но нет с польской – после сложения этих полномочий известным кинорежиссером К.Занусси. Многие польские интеллектуалы, настроенные на конструктивный диалог с Россией, откровенно говорят нам, что в той атмосфере, которая сейчас существует в Польше вокруг отношений с нашей страной, они предпочитают не рисковать и отложить контакты с российскими коллегами до лучших времен.

Вопрос: Посол Польши видит в российской внешней политике «когнитивную проблему» – считает, что ее трудно понять, как в случаях с присоединением Крыма, российскими военными маневрами у границ стран – членов НАТО, которые создают угрозу непредвиденных инцидентов и непреднамеренного возникновения конфликтов...

Ответ: Что касается обстоятельств возвращения Крыма в родную гавань – они предельно понятны и многократно разъяснялись российским руководством.

А военных учений у наших западных границ и границ союзной нам Белоруссии страны НАТО проводят куда больше, чем наши вооруженные силы на западном направлении. И это не Россия, а НАТО отказывается от диалога между военными специалистами о мерах по предотвращению случайных инцидентов, чреватых опасными последствиями. И наращивание иностранного – американского, натовского – военного присутствия на территории Польши европейскую безопасность, как и безопасность самой Польши, отнюдь не укрепит, тем более что страны НАТО и так далеко превосходят Россию и по размерам военных бюджетов, и по совокупному потенциалу вооруженных сил, в том числе в европейском регионе.

Решение же «когнитивной проблемы» российской внешней политики давным-давно подсказал У.Черчилль: надо просто считаться с российскими интересами – тогда не придется и сетовать на непонимание.

Мы нашим польским коллегам много раз говорили, что готовы к нормальным добрососедским отношениям, но заинтересованы в них не больше, чем польская сторона, ставить нам условия не имеет смысла. Надо прекратить предъявлять нам необоснованные претензии и требования, не допускать некорректных высказываний и действий, в спокойной атмосфере взаимного уважения обсуждать вопросы внешней политики и двусторонних отношений. Если будет на то политическая воля с польской стороны, за Россией дело не станет.

Общие сведения

  • Флаг
  • Герб
  • Гимн
  • Двусторонние
    отношения
  • О стране

Горячая линия

+48 601-25-86-64
Телефон горячей линии для граждан за рубежом, попавших в экстренную ситуацию.

Загранучреждения МИД России

Представительства в РФ

Фоторепортаж