21.03.0121:43

ВЫСТУПЛЕНИЕ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И.С.ИВАНОВА НА СОВМЕСТНОЙ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ ПО ИТОГАМ ВСТРЕЧИ С МИНИСТРОМ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ МАКЕДОНИИ С.КЕРИМОМ В СКОПЬЕ 21 МАРТА 2001 ГОДА

471-21-03-2001

  • ru-RU1 fr-FR1

Выступление

Министра иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванова

на совместной пресс-конференции по итогам встречи с Министром иностранных дел Македонии С.Керимом в Скопье 21 марта 2001 года

Сегодняшний день был насыщен встречами и переговорами с руководством Македонии, на которых мы детально обсудили перспективы развития наших двусторонних отношений, положение на Балканах, взаимодействие наших стран в решении региональных и международных проблем.

Не буду скрывать, что покидаю Скопье крайне обеспокоенным. Сегодня на эту страну, которую по праву можно назвать моделью межэтнического сосуществования и сотрудничества, осуществляется сильнейшая атака террористических сил. Делается все для того, чтобы раскачать ситуацию в Македонии, взорвать межэтнический мир, ввергнуть страну в пучину войны.

К сожалению, в современном мире македонский пример далеко не единственный. Россия неоднократно предупреждала о растущей активности экстремистских организаций в различных регионах мира. Террористический интернационал давно уже стал реальностью, а дуга экстремистской активности, протянувшаяся от Филиппин и Индонезии до Балкан и Кавказа, превратились в открытую линию фронта.

Особую тревогу вызывает и то, что международное сообщество каждый раз опаздывает с принятием превентивных мер против распоясавшихся экстремистов. Как следствие - кровь и страдание невинных людей. Нельзя допустить, чтобы Македония осталась один на один с террористами и сепаратистами. Международное сообщество обязано прийти ей на помощь. Албанские экстремисты должны четко знать, что косовской авантюры им не повторить.

Если говорить в целом о ситуации на Балканах, то она не может не вызывать самой серьезной озабоченности. Мы должны называть вещи своими именами. Попытки прикрыться общими рассуждениями могут лишь осложнить ситуацию.

Сегодня было бы непростительной политической близорукостью не видеть, что на Балканах мы имеем дело с очередным вызовом мировому сообществу со стороны международного терроризма.

При явной подпитке с территории Косово в присутствии множества международных организаций практически открыто действуют националистические, военные организации типа «Освободительная армия Прешево, Медведжи и Буяноваца», «Албанская национальная армия», «Национальная гвардия – национальный фронт», которые не скрывают своих экстремистских, сепаратистских устремлений, направленных на передел границ на Балканах. До настоящего времени в крае действуют около 90 вооруженных и подготовленных албанских «отрядов самообороны» общей численностью более пяти тысяч человек, основу которых составляют бывшие боевики «Освободительной армии Kocoво». Большинство таких отрядов контролируются лидерами, тесно связанными с наиболее радикальными международными экстремистскими организациями.

Мы видим, как сегодня экстремисты стремятся спровоцировать югославское и македонское руководство на применение силы против этнических албанцев. Расчет предельно банален: добиться, чтобы на Западе опять заговорили об «этнических чистках», «массовых расправах над мирным населением», «непропорциональном применении силы». А дальше косовский вариант: «гуманитарная интервенция» для спасения угнетенных албанцев. Хочется верить, однако, что на этот раз не удастся cбить с толку общественное мнение на Западе.

Существенное влияние на процессы в регионе оказывают различные организованные преступные группировки, лидеры которых используют местных националистов для политического прикрытия своей деятельности. В последнее время криминализация Балкан достигла критического уровня. Так, на территории Косово действуют более 40 крупных преступных организаций. Балканы превратились в основной коридор переброски наркотиков в Европу. Ежемесячно только через косовский край переправляется около 40% общего количества героина, поступающего на континент. Важным источником доходов преступных группировок, действующих на Балканах, стали поставки оружия. Причем в условиях, когда граница между Албанией и краем практически открыта, преступные группировки свободно поставляют через нее оружие, наркотики, ворованные автомобили и т.д.

Действия террористов и их криминальных союзников, естественно, не имеют ничего общего с интересами подавляющего большинства албанского населения, которое желает жить в мире.

Пассивная реакция Запада на расширение косовского конфликта на соседние с краем албанонаселенные районы и попытки с помощью уговоров вынудить сепаратистов отказаться от вооруженного насилия лишь способствуют безнаказанности и радикализации их действий. А учитывая криминализацию руководства албанских экстремистов в Косово, Македонии и самой Албании, а также их широкие связи с экстремистскими международными организациями, следует ожидать дальнейшей дестабилизации обстановки и усиления активности применения их военных формирований. Кроме того, если не будут приняты срочные меры, вполне реальной представляется угроза переноса конфликта и на другие страны региона.

Сегодня перед международным сообществом стоит вопрос, от решения которого во многом будет зависеть не только будущее Балкан, но и безопасность самой Европы. И вопрос этот заключается в следующем: как разорвать образовавшийся в регионе порочный круг насилия, этнических чисток, гуманитарных катастроф, страданий мирного населения, потоков беженцев и перемещенных лиц и т.д. Всем должно уже быть очевидно, что этого не добиться ни бомбардировками с воздуха, ни массированным военным присутствием на земле.

Нужны иные подходы, опирающиеся в первую очередь на политическую волю государств региона и активную поддержку международного сообщества.

Россия убеждена, что совместными усилиями можно превратить Балканы в безопасный, стабильный, процветающий регион. Чтобы добиться этого, страны региона должны принять на себя взаимные обязательства по неукоснительному соблюдению базовых принципов межгосударственных отношений, зафиксированных или прямо вытекающих из Устава ООН, а применительно к евроатлантическому региону, и из хельсинкского Заключительного акта ОБСЕ и Хартии европейской безопасности. Речь, прежде всего, идет о нерушимости границ, суверенном равенстве государств, уважении ими территориальной целостности друг друга, неприменении силы или угрозы силой, недопущении использования своих территорий для организации подстрекательства и оказания помощи или участия в полувоенных, террористических или подобных действиях по отношению к другим государствам и т.д. Причем соответствующие договоренности должны быть оформлены как юридически обязывающий документ, а не просто в виде политической декларации.

Такой документ мог бы быть заключен под эгидой ОБСЕ как единственной общеевропейской организации в сфере безопасности - возможно, в качестве приложения к Пакту стабильности для Юго-Восточной Европы. При этом принципиально важно, чтобы указанные взаимные обязательства гарантировались Советом Безопасности ООН, для чего потребуется соответствующая резолюция. Выступая в роли гаранта, СБ ООН имел бы полное право предупреждать возможные нарушения взаимных обязательств, в том числе путем использования принудительных мер по Главе VII Устава ООН.

Сигнал со стороны международного сообщества должен быть недвусмысленным: никакой новой насильственной перекройки границ в Европе, в том числе на Балканах, быть не должно.

Выдвигая это предложение, Россия руководствуется искренним желанием содействовать превращению Балкан из очага напряженности и противоречий в регион мира, стабильности и процветания.

Общие сведения

  • Флаг
  • Герб
  • Гимн
  • Двусторонние
    отношения
  • О стране

Горячая линия

+389 2 311-71-60
Телефон горячей линии для граждан за рубежом, попавших в экстренную ситуацию.

Загранучреждения МИД России

Представительства в РФ

Фоторепортаж