Показывается результатов: 1 - 10 из 654.

Горячая линия

+98-912-210-29-47
+98-21-6670-11-61
Телефон горячей линии для граждан за рубежом, попавших в экстренную ситуацию.
true
true
true

Фоторепортаж

ИСЛАМСКАЯ РЕСПУБЛИКА ИРАН

 

Общие сведения

Иран занимает выгодное геополитическое положение, располагаясь на стыке Ближнего Востока, Закавказья, Центральной и Южной Азии. Площадь территории Ирана – 1 648 тыс. кв. км. Протяженность береговой линии на Каспии и в Персидском заливе - свыше 2440 км. Протяженность сухопутной границы - 5440 км. На севере Иран граничит с Арменией (35 км), Азербайджаном (611 км) и Туркменией (992 км); на западе - с Турцией (499 км) и Ираком (1458 км); на востоке - с Пакистаном (909 км) и Афганистаном (936 км). Свыше половины поверхности страны заняты горами (высшая точка - потухший вулкан Демавенд высотой 5604 м). Пахотные земли составляют 10% площади Ирана; лесами покрыто 7%.

Население: в ИРИ проживает около 79,5 млн. человек (мужчины – 50,7%, женщины – 49,3%), в том числе 68% - в городах. Более половины населения Ирана составляют персы, за ними следуют азербайджанцы (27%), курды, луры, арабы, туркмены, белуджи, армяне, евреи (диаспора насчитывает 25 тыс. человек), представители других национальностей.

Абсолютное большинство населения - мусульмане (99%). Официальная религия - ислам шиитского толка (около 89% мусульман Ирана - шииты, остальные - сунниты). Около 80 тыс. иранцев (этнические армяне) исповедуют христианство несторианского толка, примерно 25-35 тыс. - зороастризм, 25 тыс. - иудаизм.

Официальный язык - персидский. В районах компактного проживания азербайджанцев распространен также азербайджанский (официального статуса не имеет).

В административном отношении Иран делится на 31 провинцию (остан), которые возглавляют генерал-губернаторы.

Столица (с 1785 года) - Тегеран (около 13 млн. жителей). Другие крупные города: Мешхед (1,7 млн.), Исфаган (1,5 млн.), Тебриз (1,2 млн.), Шираз (около 1 млн.), Ахваз (около 1 млн.).

Национальный праздник - годовщина победы Исламской революции 1979 года - отмечается 11 февраля (в високосные годы данное событие отмечается 10 февраля из-за смещения дат иранского и григорианского календарей).

Официальное летоисчисление ведется по мусульманскому календарю - т.н. «солнечной хиджре» (с.х.): год начинается 21 марта и заканчивается 20 марта (21 марта 2015 г. наступил 1394 г.с.х.). Для ряда мусульманских праздников даты рассчитываются по т.н. «лунной хиджре» (25 октября 2014 г. наступил 1436 г.л.х.).

Официальный выходной день - пятница, однако большая часть государственных учреждений не работает и в четверг.

Денежная единица - риал, официальный курс на 14 мая 2015 г. составляет около 28400 риалов за 1 долл. США (рыночный курс – примерно 34500 риалов за 1 долл. США).

С учетом отмены перехода на летнее и зимнее время в Российской Федерации тегеранское время опережает московское на полтора часа в период с 21 марта по 23 сентября и на полчаса в период с 23 сентября по 21 марта. В Иране вернулись к переходу на летнее и зимнее время в 2008 году. На всей территории Ирана действует единый часовой пояс (+3:30 UTC).

Историческая справка

Исламская Республика Иран (ИРИ) начинает свою историю с 1979 года, когда под руководством аятоллы Р.Хомейни, вернувшегося в начале февраля 1979 года из эмиграции во Франции, произошла исламская революция. 11 февраля того же года был свергнут монарх - Мохаммад Реза Пехлеви, 1 апреля 1979 г. путем всеобщего голосования Иран был провозглашен исламской республикой, а 2-3 декабря 1979 г. на референдуме была одобрена конституция ИРИ. В период с 1980 по 1988 гг. длилась ирано-иракская война, унесшая жизни более 150 тыс. иранских граждан.

Государственное устройство

Государственный строй. Политическая система ИРИ основана на выдвинутом аятоллой Р.Хомейни принципе «велаяте факих» (т.е. «правление наиболее авторитетного шиитского правоведа», которое должно сохраняться до появления 12-го «скрытого имама»; последнему, согласно шиитской религиозной доктрине, принадлежит вся полнота власти).

Государственная власть в ИРИ осуществляется формально независимыми друг от друга законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, находящимися под контролем руководителя страны.

Руководитель страны («Верховный руководитель Исламской Республики Иран», «Рахбаре моаззаме джомхурие эсламие Иран») определяет генеральную линию политики ИРИ и осуществляет контроль над претворением ее в жизнь; санкционирует проведение референдумов; назначает и освобождает от занимаемых должностей членов Наблюдательного совета, руководителя Судебной власти, директора Организации телерадиовещания Ирана, начальника Генерального штаба армии, командующего Корпусом стражей Исламской революции (КСИР), командующих родов войск Армии и КСИР.

Он осуществляет общее управление вооруженными силами; наделен полномочиями объявления войны, всеобщей мобилизации военнообязанного населения и заключения мира; разрешает разногласия, возникающие между руководством трех ветвей власти страны; подписывает указ о назначении президента страны после его избрания; обладает правом снятия с поста президента (в случае, если Верховный суд признает его несоответствующим занимаемой должности или если парламент вынесет решение об отставке президента); объявляет амнистию заключенным и смягчает вынесенные им приговоры согласно рекомендациям Судебной власти.

Верховному руководителю подчиняется Высший совет национальной безопасности (ВСНБ), являющийся важнейшим консультативным органом по вопросам безопасности государства, обороны, стратегического планирования и координации деятельности правительства в различных областях.

После смерти Р.Хомейни Верховным руководителем ИРИ 4 июня 1989 года был избран аятолла Сейед Али Хаменеи, занимавший до этого пост президента страны.

Президент («Раис джомхур») возглавляет исполнительную власть в стране. На него возлагается ответственность за исполнение Конституции. Он руководит работой правительства (за исключением тех вопросов, которые непосредственно относятся к ведению Верховного руководителя ИРИ), назначает его членов и представляет их кандидатуры на утверждение парламента, подписывает договоры и соглашения с другими государствами. Президент избирается на четыре года путем прямого голосования и может быть переизбран не более чем еще на один следующий срок.

В ходе 11-х президентских выборов, состоявшихся 14 июня 2013 г., на пост президента был избран Хасан Рухани. Он вступил в должность 4 августа 2013 г.

Собрание исламского совета (Меджлис, «Маджлесе шоурае эслами») – высший законодательный орган ИРИ. В настоящее время однопалатный меджлис состоит из 290 депутатов, избираемых на четыре года путем всеобщих выборов. Меджлис утверждает состав правительства, принимает законы, ратифицирует договоры и соглашения с иностранными государствами, утверждает проект бюджета, получение и предоставление правительством займов и безвозмездной помощи, санкционирует наем иностранных специалистов. Председателем Меджлиса 9-го созыва по итогам состоявшихся в марте 2012 г. выборов стал Али Ардашир Лариджани.

Собрание экспертов (СЭ, «Маджмаэ хобреган») состоит из избираемых всеобщим голосованием на 8 лет 86-ти шариатских правоведов-факихов, пользующихся правом вынесения фетв (юридического заключения о соответствии того или иного действия или явления Корану и шариату). Оно выполняет работу по организации, подготовке и проведению выборов руководителя ИРИ, а также рассматривает и подготавливает изменения и поправки в Конституцию ИРИ. СЭ избирает своего руководителя, принимает его отставку, а в случае необходимости выясняет его дееспособность и целесообразность дальнейшего пребывания на посту. Он же рассматривает и подготавливает изменения и поправки в Конституцию ИРИ.

Закон, определяющий количественный состав СЭ, положение о выборах, устав и процедуру проведения его пленарных заседаний, разрабатывает Наблюдательный совет, который также регистрирует и предварительно обсуждает кандидатуры в состав СЭ.

Председатель СЭ - аятолла Мохаммад Йезди (избран 10 марта 2015 г.).

Наблюдательный cовет (НС, «Шоурае негахбан») состоит из 12 членов - 6 факихов (специалистов в области исламской юриспруденции) и 6 юристов. Факихи назначаются Верховным руководителем, юристы избираются меджлисом. НС осуществляет контроль за соответствием решений меджлиса положениям ислама и Конституции ИРИ. Этот орган рассматривает все нормативные акты, и только после его утверждения они вступают в силу. НС контролирует процесс выборов Верховного руководителя и СЭ, выборы президента, меджлиса и проведение референдумов. В случае возникновения конституционных конфликтов НС дает толкование соответствующих статей основного закона ИРИ.

В силу своего состава Наблюдательный совет является мощным звеном консервативного лагеря, сплотившегося вокруг Верховного лидера. НС отклонил предложенные бывшим президентом-реформатором С.М.Хатами (1997-2005 гг.) законопроекты, предусматривавшие расширение президентских полномочий, а также лишение Наблюдательного совета бесконтрольного права отводить кандидатуры на общенациональных выборах.

Председателем Наблюдательного совета в настоящее время является аятолла Ахмад Джаннати.

Совет по целесообразности принимаемых решений (СЦПР, «Шоурае ташхисе маслахате незам») был учрежден в 1988 г. для решения конфликта, возникшего между парламентом и Наблюдательным советом из-за толкования ряда законодательных актов. СЦПР формирует сам Верховный руководитель ИРИ, который определяет его численный и персональный состав.

СЦПР отводится роль последней официальной инстанции ИРИ в вопросах выработки и урегулирования процедуры принятия политических решений, а также функции конституционного надзора и третейского суда в решении конфликтных ситуаций, возникающих между меджлисом и НС. В 2005 г. решением Верховного руководителя ИРИ СЦПР переданы полномочия по надзору за деятельностью исполнительной, законодательной и судебной властей, а также вооруженными силами и Организации телерадиовещания ИРИ.

Председатель Совета – ходжат-оль-эслам Али Акбар Хашеми-Рафсанджани (занимал пост президента с 1989 по 1997 гг.). Генеральный секретарь – Мохсен Резаи.

Высший совет национальной безопасности (ВСНБ, «Шоурае алие амнияте мелли») был сформирован в целях создания гарантий соблюдения национальных интересов и защиты исламской революции, территориальной целостности и национального суверенитета страны. ВСНБ действует под председательством президента страны и состоит из командующих тремя видами Вооруженных сил страны (Армией, КСИР и Силами охраны правопорядка), начальника Объединенного штаба верховного главнокомандования Вооруженных сил, представителя правительства по делам планирования и бюджета, двух представителей от Руководителя страны, министров иностранных дел, внутренних дел и информации. Начиная с 2003 г., приоритетным направлением деятельности ВСНБ является защита национальных интересов ИРИ в ядерной сфере.

Секретарем ВСНБ с 10 сентября 2013 г. является Али Шамхани.

Судебная власть («Говвее газаие»), согласно действующему законодательству, выполняет следующие обязанности: рассмотрение дел и вынесение приговоров по фактам «несправедливости»; разрешение споров и коллизий; контроль над правильным исполнением законов во всех судах страны; установление преступников, их преследование и наказание; приведение в исполнение исламских уголовных наказаний; принятие мер по предупреждению преступлений и исправлению преступников.

Во главе судебной иерархии ИРИ находится Верховный судебный совет (ВСС, «Шоурае алие газаи») в составе шести членов: главы Судебной власти, председателя Верховного суда, генерального прокурора и трех судей, избираемых из числа судей и самими судьями по всей стране путем тайного голосования на пятилетний срок. Председатель верховного суда и генеральный прокурор назначаются главой судебной власти после консультаций с судьями верховного суда также сроком на 5 лет. Деятельность ВСС непосредственно контролируется Верховным руководителем ИРИ.

С августа 2009 года главой Судебной власти ИРИ является Садег Амоли Лариджани (родной брат спикера меджлиса А.Лариджани).

Вооруженные силы (ВС). Особенность организационной структуры вооруженных сил ИРИ заключается в наличии двух независимых регулярных вооруженных формирований - Армии и Корпуса стражей исламской революции (КСИР), имеющих собственные сухопутные войска, ВВС и ВМС. Кроме того, в условиях чрезвычайной обстановки в распоряжение военного руководства поступают Силы охраны правопорядка (СОП), которые в мирное время подчиняются Министерству внутренних дел. По численности регулярных вооруженных сил (свыше 1 млн. чел.) Иран занимает одно из ведущих мест в регионе Ближнего и Среднего Востока.

Также в распоряжении военного руководства КСИР находятся Силы сопротивления «Басидж» («Нирухае могавемате басидж»), в задачу которых входит призыв, пропаганда и осуществление подготовки гражданского населения, контингенты которого в случае начала боевых действий идут на доукомплектование частей КСИР, а также формирование новых боевых подразделений (по разным оценкам численность резерва «Басидж» составляет 11- 12 млн. человек).

Министр обороны и поддержки вооруженных сил ИРИ – Хосейн Дехкан; главнокомандующий Армией – дивизионный генерал Атаолла Салехи; командующий КСИР - Мохаммад Али Джафари; командующий СОП - бригадный генерал Хоссейн Аштари (с марта 2015 г.).

Основные политические движения ИРИ

В Иране зарегистрировано 260 партий, часть которых действует в качестве различных обществ, движений и других структур. Из них функционирует всего 60 %.

«Общество борющегося духовенства» (ОБД, «Джамэе руханияте мобарез»), основанное в 1979 г., является религиозно-политической группировкой, объединяющей представителей традиционной религиозной элиты, значительная часть которых занимает ключевые посты в государственном аппарате Ирана. В настоящее время наиболее влиятельными членами организации являются бывший президент, председатель СЦПР А.А.Хашеми-Рафсанджани, руководитель Наблюдательного совета ИРИ А.Джаннати, влиятельные религиозно-политические деятели А.А.Натег-Нури, М.Эмами-Кашани, С.Р.Тагави. Большинство членов ОБД придерживаются традиционных консервативных установок, к главным из которых можно отнести незыблемость исламских ценностей, доминирование шиитского духовенства в управлении страной и решительное неприятие проникновения в иранскую жизнь западной культуры и идеологии.

«Общество преподавателей Кумского теологического центра» (ОПКТЦ) - вторая по значимости религиозно-политическая группировка, также объединяющая традиционную религиозную элиту. Руководитель - аятолла М.Язди.

«Партия исламской коалиции» (ПИК) - партия традиционных консерваторов. Генеральный секретарь – Х.Асгароулади, ветеран оппозиционного движения духовенства и представитель рахбара в фонде «Комитет имама Хомейни».

«Ассоциация борющихся религиозных деятелей» (АБРД, «Маджмаэ роуханиюне мобарез») - политико-религиозное объединение иранских умеренных реформаторов, созданное в 1988 г. В ходе президентских выборов 2005 г. АБРД раскололась, ее прежний руководитель М.Кярруби организовал в декабре 2005 г. собственное движение - «Партию народного доверия» («Хезбе этемаде мелли»), запрещенную в Иране после президентских выборов 2009 года, также как и «Организация борцов за исламскую революцию». Генеральный секретарь АБРД - М.Хоэйниха. В настоящее время это объединение в значительной степени оттеснено на обочину политической жизни страны.

Радикальные организации иранских реформаторов («Фронт за демократию и права человека» М.Моина, «Фронт партнерства исламского Ирана» Р.Хатами и другие) ориентируются на полную интеграцию Ирана в мировую политическую и экономическую систему, приоритет западных либерально-демократических ценностей. Эти немногочисленные группировки не имеют прочной социальной базы и пользуются поддержкой части городской интеллигенции, молодежи.

«Фронт стойкости» создан накануне парламентских выборов 2012 г. В его состав входят 11 организаций, в основном недавно сформированных и не отличающихся четко выраженными идейными позициями и опытом политической деятельности. Среди них – «Партия развития и справедливости», «Фронт сторонников валаят-е факих», «Общество молодых созидателей», женское общество «Зейнат», «Общество молодежи исламской революции».

«Фронт устойчивости» объединяет сторонников политики экс-президента страны М.Ахмадинежада. Активными членами партии являются многие известные в Иране политики, работавшие в правительстве М.Ахмадинежада. Считается, что основая опора фронта – Корпус стражей исламской революции. Поддержку этому движению оказывают аятоллы Ахмад Джаннати и Сейед Ахмад Хатами, люди из ближайшего окружения А.Хаменеи. Генеральный секретарь – Мортаза Ага-Техрани.

Социально-экономическое положение ИРИ и внешняя торговля

Иран расположен на пересечении стратегически важных торговых маршрутов между Европой и Азией, занимает четвертое место в мире по разведанным запасам нефти и второе - по запасам природного газа, является вторым по значению экспортером нефти в ОПЕК. Доходы Ирана от продажи нефти достигают 80% от всех экспортных доходов страны, обеспечивают половину государственного бюджета и, по разным оценкам, до 20% ВВП. Иран также богат такими полезными ископаемыми как уголь, хром, медь, железная руда, свинец, марганец, цинк и сера.

Иран входит в число развивающихся промышленно-аграрных стран, при этом его социально-экономическое и валютно-финансовое положение по-прежнему остается достаточно неустойчивым и находится в сильной зависимости от экспортной выручки нефтяной и газовой промышленности. Нефтегазовый сектор Ирана нуждается в техническом переоборудовании, внедрении новых технологий и значительных иностранных инвестициях.

По данным Всемирного банка, объем ВВП ИРИ в 2014 году (по паритету покупательной способности) составил около 138 млрд. долл. США. Государственный долг Ирана в 2014 году - 52 млрд. долл. США. Золотовалютные резервы ИРИ оцениваются в 110 млрд. долл. США. Темпы инфляции в 2014 году составили, по данным ЦБ Ирана, 20% (по неофициальным данным, 35%).

С марта 2011 года вступил в силу 5-й пятилетний план социально- экономического развития страны (2011/2012-2015/2016 гг.). Данный план нацелен на уменьшение зависимости иранской экономики от экспорта нефти, содействие государства развитию частного сектора и, тем самым, повышение эффективности налоговой политики страны.

Негативное влияние на иранскую экономику оказывают антииранские санкции СБ ООН, а также односторонние санкции США, ЕС, Японии, а также ряда других стран. В большей степени они касаются ограничения финансовых отношений с ИРИ, поставок в страну товаров двойного назначения, инвестиций в ядерную и нефтегазовую промышленность, а также передачи Ирану современных технологий.

Безработица является наиболее острой социальной проблемой современного Ирана. Процент безработных в стране, по официальным данным, составляет 14%, по неофициальным, - 25%. Трудоспособное население Ирана - 27 млн. человек.

Товарооборот между Россией и ИРИ за 2014 год составил около 1,68 млрд. долл. США (+5% по сравнению с 2013 г.). Российский экспорт в Иран формируют поставки продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, черных металлов и изделий из них, пиломатериалов и целлюлозно-бумажных изделий, машин, оборудования и транспортных средств, продукции химической промышленности и минеральных удобрений. Россия импортирует из ИРИ товары традиционного иранского экспорта (фрукты, овощи, продукты их переработки, орехи и др.), а также отдельные виды продукции горнорудной, химической промышленности (концентраты руд цветных металлов, изделия из синтетических волокон и др.) и машиностроения (автомобили «Саманд», некоторые электротехнические изделия и др.).

Основными торговыми партнерами Ирана в Азии являются КНР, Индия, Турция, Япония, ОАЭ и Республика Корея.

Товарооборот между Ираном и СНГ (без учета России) за прошедший 2014 год оценивается в размере 9 млрд. долл. США. Среди стран СНГ главными торговыми партнерами Ирана являются Туркменистан, Казахстан, Украина и Узбекистан.

В 2014 году совокупный товарооборот Ирана со странами Европейского союза составил, по данным МВФ, 26 млрд. долл. США. Основными торговыми партнерами ИРИ в Европе являются Германия, Италия, Франция, Нидерланды, Испания и Швейцария.

Товарооборот между США и Ираном в 2014 году составил 320 млн. долл. США.

Наука

Руководство Ирана уделяет серьезное внимание развитию научного потенциала страны. В настоящее время ИРИ входит в число региональных лидеров в данной сфере. Государственные бюджетные ресурсы, в первую очередь, направляются на обеспечение НИОКР в таких областях, как энергетика, в том числе ядерная, автомобилестроение, сельское хозяйство и медицина. Делаются попытки освоить ряд инновационных технологий.

Культура

В Иране традиционно рассматривают свое культурное наследие в качестве одного из основных элементов национальной идентичности. В связи с этим, в иранском руководстве стремятся принимать меры по поддержанию высокого уровня развития культуры. На международном уровне признание находят успехи Тегерана в области кинематографии, музыки и литературы.

Образование

Принимая во внимание молодой состав иранского населения (около 30% населения ИРИ составляют граждане в возрасте от 15 до 35 лет), власти страны прилагают заметные усилия для расширения объемов образовательных услуг, как в сфере среднего, так и высшего образования. Наиболее крупные иранские вузы (Тегеранский университет, Свободный исламский университет и др.) предоставляют приемлемый уровень знаний в технической и гуманитарной областях.

СМИ

В Иране зарегистрировано более 1500 печатных СМИ (тираж - 3 млн. экз. в день, 85 % - на фарси, 15% - на английском, арабском и др. языках).

Основным информационным агентством ИРИ является «Информационное агентство Исламской Республики Иран» (учреждено в 1934 г.). Крупными игроками на иранском информационном поле считаются агентства «Мехр», «Фарс», «Исламское студенческое информационное агентство» («ИСНА»), фокусирующиеся главным образом на внутриполитических событиях.

Теле- и радиовещание в Иране управляется государственным гигантом - «Организацией радио и телевидения ИРИ» («ИРИБ») и включает около 50 телеканалов информационной, религиозной, научно-образовательной направленности. Организация располагает 20 корпунктами за рубежом, в том числе в России, Германии, Великобритании, США, Азербайджане, Таджикистане, Индии и Турции. Вещание ведется на 34 языках.

Положение соотечественников в стране пребывания

Соотечественники в ИРИ весьма немногочисленны (около 120-150 человек) и в большинстве представляют собой жен иранских граждан. Кроме того, в ИРИ живут и работают представители российских компаний.

Генеральное консульство Исламской Республики Иран в Астрахани

Адрес:

414000, г. Астрахань, ул. Адмиралтейская, 3

Генеральный консул - МИРХОССЕЙНИ Сейед Мохаммад

Телефон:

+7(8512)39-56-01

+7(8512)39-56-02

+7(8512)39-56-03

Факс

+7(8512)39-56-04

E-mail

iranastrakhan@chmail.ir

Посольство Ирана в России (Москва)

Адрес:

109028, г. Москва, Покровский бульвар, 7

Посол - САНАИ Мехди

Заведующий консульским отделом - РАХМАНИ Ходжатолла

Советник-посланник - САНЕИ Али Реза

Телефон:

(495) 917-00-39, (495) 917-72-82, (495) 917-24-42, (495) 917-96-79, (495) 917-89-59

Факс

(495)917-96-83

(495)917-30-92

E-mail

ambassador@iranembassy.ru (основной)

consular@iranembassy.ru (консульский отдел)

Web

www.iranembassy.ru

Генеральное консульство Исламской Республики Иран в Казани

Адрес:

420107, г. Казань, ул. Спартаковская, 6

Генеральный консул - ШАЙАН Расул Багернежад

Телефон:

+7(843)526-58-49

Факс

+7(843)526-58-56

E-mail

iranconsulate.kzn@mfa.gov.ir

irankazan@mail.ru

Посольство России в Иране (Тегеран)

Адрес:

39, Neauphle-Le-Chateau (Nofel Loshato) St

Посол - ДЖАГАРЯН Леван Семенович

Советник-посланник - ЮДИНЦЕВ Алексей Владимирович

Телефон:

+ (98 21) 66-70-11-61/63

Горячая линия:

+98(21)6670-1161, +98-912-210-2947

Факс:

+ (98 21) 66-70-16-52

E-mail:

rusembiran@gmail.com

Web

http://iran.mid.ru/

Twitter

Консульский отдел Посольства России

Адрес:

34, Neauphle-Le-Chateau (Nofel Loshato) St

Заведующий консульским отделом - ИЛЬМАМБЕТОВ Руслан Руминдарович

Телефон:

+98(21)6672-8873

+98(21)6672-8874

Факс:

+98(21)6670-1676

E-mail:

teheran@dks.ru

Генеральное консульство России в Исфагане

Адрес:

11, Masjed-e Sofretchi Alley, Chaharbagh-e Pain Ave., Isfahan, 8147735993

Генеральный консул - КУЛИШ Евгений Иванович

Секретарь-референт - КОРНЕЕВ Константин Сергеевич

Телефон:

+98(31) 3222-20-60

Горячая линия:

+98(311)222-20-60, +98(311)691-97-26

Факс:

+98(31) 3222-08-04

E-mail:

rusconsesf@mail.ru

Web

http://www.isfahan.mid.ru/

Генеральное консульство России в Реште

Адрес:

82, Pasdaran St., Rasht

Генеральный консул - БАРАНОВ Максим Анатольевич

Вице-консул - ВИНОГРАДОВА Елена Юрьевна

Телефон:

+98(13) 3333-64-30

Горячая линия:

+98(131) 323-64-30

Факс:

+98(13) 3333-35-77

E-mail:

konsulresht@gmail.com

Web

http://rasht.iran.mid.ru/

РОССИЙСКО-ИРАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Дипломатические контакты России с Персией берут начало в XVI веке. 20 мая 1920 г. правительства РСФСР и Персии обменялись нотами о взаимном признании. 25 декабря 1991 г. Иран выразил готовность продолжать отношения с Россией как государством - преемником СССР.

Важным вкладом в укрепление договорно-правовой базы российско-иранских отношений стало подписание 12 марта 2001 г. в Москве президентами двух стран Договора об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран (вступил в силу 5 апреля 2002 г.).

Российско-иранский политический диалог основывается на совпадении или близости позиций двух стран по большинству вопросов мировой и региональной повестки дня, в частности, построению многополярного миропорядка, укреплению роли ООН в международных делах, противодействию новым вызовам и угрозам, сирийскому и иракскому урегулированию, ситуации в Афганистане.

Россия исходит из того, что взаимодействие с Ираном является важным условием обеспечения национальных интересов нашей страны, укрепления стабильности в Закавказье и Центральной Азии, на Ближнем и Среднем Востоке.

Векторы развития всего комплекса отношений с Ираном задают постоянные контакты на высшем и высоком уровнях. Президенты В.В.Путин и Х.Рухани провели четыре встречи: «на полях» заседания СГГ ШОС в Бишкеке (13 сентября 2013 г.), саммита СВМДА в Шанхае (21 мая 2014 г.), заседания СГГ ШОС в Душанбе (12 сентября 2014 г.), а также 4-го Каспийского саммита в Астрахани (29 сентября 2014 г.). Неоднократно проводились их телефонные разговоры (28 августа и 18 ноября 2013 г., 9 января, 13 марта, 11 июля и 24 ноября 2014 г., 26 марта 2015 г.). 28 января 2015 г. Президент России В.В.Путин принял в Москве спецпредставителя Президента ИРИ, советника Верховного руководителя ИРИ по международным делам А.А.Велаяти, который передал послание Х.Рухани. Ответное письмо было направлено 2 марта 2015 г.

Главы внешнеполитических ведомств регулярно встречаются в рамках сессий ГА ООН, «на полях» других международных мероприятий, общаются по телефону. Закреплению позитивной динамики двусторонних связей в значительной степени способствовали рабочие визиты С.В.Лаврова в Тегеран 11 декабря 2013 г. и мининдел Ирана М.Дж.Зарифа в Москву 16 января и 29 августа 2014 г. На постоянной основе проводятся российско-иранские межмидовские консультации на уровне заместителей министров, в том числе по вопросам двусторонней повестки дня, актуальным проблемам Ближнего Востока и Северной Африки и урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы.

Поддерживаются межпарламентские связи. 16-17 ноября 2014 г. Председатель Госдумы России С.Е.Нарышкин нанёс официальный визит в Иран, в рамках которого провел переговоры с Председателем Собрания исламского совета (Меджлиса) ИРИ А.Лариджани и Председателем Совета по целесообразности принимаемых решений ИРИ А.А.Хашеми-Рафсанджани. 13-14 апреля 2015 г. по приглашению председателя Комитета Госдумы по внешней политике А.К.Пушкова Москву посетил председатель Комиссии по национальной безопасности и внешней политике Собрания исламского совета (Меджлиса) ИРИ А.Боруджерди. Действует Группа дружбы иранского парламента с Федеральным Собранием Российской Федерации. 26-30 октября 2014 г. состоялся визит в Россию (Москва и Чеченская Республика) её руководителя Р.Собханифара во главе депутатской делегации.

Налажен личный контакт между секретарями советов безопасности двух стран. 20-22 октября 2014 г. состоялся визит Н.П.Патрушева в Иран, 13 апреля 2015 г. Секретарь ВСНБ ИРИ А.Шамхани посетил Москву для участия в 10-м заседании секретарей советов национальной безопасности государств-членов Шанхайской организации сотрудничества.

Реализуются договоренности о сотрудничестве на контртеррористическом и антинаркотическом направлениях. В январе 2013 г. в ходе визита в Иран Министра внутренних дел Российской Федерации В.А.Колокольцева заключено соглашение о «правовом союзе» между министерствами внутренних дел двух стран. В декабре 2014 г. в Москве Министр внутренних дел, Генеральный секретарь Штаба по борьбе с наркотиками ИРИ А.Р.Рахмани Фазли подписал План совместных действий ФСКН России и Штаба по борьбе с наркотиками ИРИ в сфере противодействия наркоугрозе на период 2015-2018 гг., а также объявил о решении иранского руководства о присоединении компетентных органов ИРИ к «Центрально-Азиатскому антинаркотическому квартету».

Российско-иранское военно-техническое сотрудничество развивается в строгом соответствии с действующими международно-правовыми нормами. В 2001 г. сформирована Межправительственная российско-иранская комиссия по ВТС, последнее заседание которой прошло в июле 2013 г. в Москве. Пути развития военно-технического сотрудничества двух стран обсуждались в ходе визита в Тегеран зампреда Правительства России Д.О.Рогозина в ноябре 2013 г.

19-20 января 2015 г. Министр обороны России С.К.Шойгу посетил Тегеран с официальным визитом, по итогам которого было подписано межправительственное соглашение о военном сотрудничестве. 16 апреля 2015 г. «на полях» IV Московской конференции по международной безопасности состоялась встреча министров обороны России и Ирана С.К.Шойгу и Х.Дехкана.

Российско-иранский товарооборот в 2014 году составил 1,682 млрд. долл. США, в т.ч. экспорт – 1,327 млрд. долл. США (+13,6% по сравнению с 2013 г.), импорт – 0,355 млрд. долл. США (-17,9% по сравнению с 2013 г.). Действует Постоянная Российско-Иранская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству (МПК). Очередное, одиннадцатое, заседание прошло 8-9 сентября 2014 г. в Тегеране.

Активно развиваются прямые связи между регионами Российской Федерации и провинциями Ирана. В рамках МПК функционирует соответствующая рабочая группа.

Развивается российско-иранское сотрудничество в культурной, гуманитарной и научно-образовательной сферах. 28-29 апреля 2014 г. Советник Президента Российской Федерации по вопросам культуры В.И.Толстой в ходе проведенных в Тегеране мероприятиях, посвященных памяти и творческому наследию Л.Н.Толстого. 16-18 мая 2014 г. и 12-13 апреля 2015 г. состоялись визиты в Иран Помощника Президента Российской Федерации А.А.Фурсенко. 27-30 октября 2014 г. Москву и Казань посетил Вице-президент ИРИ по науке и технологиям С.Саттари. В ходе его визита была озвучена идея создания Российско-Иранского Комитета высокого уровня в научно-технической сфере под сопредседательством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О.Рогозина и С.Саттари. Сейчас в России проходит межведомственная проработка вопроса формирования Комитета.

17-21 марта 2015 г. прошел визит в Москву главы Стратегического совета по международным отношениям при Администрации Верховного руководителя ИРИ, секретаря Штаба по развитию науки и когнитивных технологий Управления по вопросам науки и технологий Администрации Президента ИРИ С.К.Харрази.

Работает Совместная российско-иранская комиссия по диалогу «Православие – Ислам» (последнее, девятое, заседание состоялось 25-27 августа 2014 г. в Тегеране).

Для оказания помощи в подготовке национальных кадров Министерство образования и науки Российской Федерации в 2014/2015 учебном году выделило 70 государственных стипендий (в 2013/2014 г. – 58) для приема на обучение иранских граждан в российских вузах, фактически зачислено на учебу 73 гражданина ИРИ.

Нет информации