29.09.1713:43

Комментарий заместителя Министра иностранных дел России О.В.Сыромолотова о британско-французской инициативе по борьбе с пропагандой терроризма в сети Интернет

1829-29-08-2017

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

В силу своего авторитетного министерского уровня сентябрьские мероприятия Генассамблеи ООН в Нью-Йорке служат ведущей площадкой для презентации тех или иных международных инициатив. В этом плане нас нисколько не удивили время и место озвучивания «британско-французских предложений» по активизации борьбы с террористической пропагандой в Интернете. Все сделано в стиле лучших «пиар-кампаний». Хотя эти якобы «сенсационные» идеи вызревали у наших партнеров уже достаточное время. В частности, их активно пропагандировала – уже тогда подавая как нечто выдающееся – Премьер-министр Великобритании Т.Мэй на саммите «Группы семи» в Таормине в мае этого года. Схожие меры продвигаются по линии Евросоюза.

Однако дело-то в том, что обо всем этом – о задачах коллективного и энергичного противодействия использованию террористами информационного пространства, Интернета и соцсетей – мы, Россия, говорим давно, годами, и только сейчас последовала реакция, пусть как бы и не связанная с нашими предложениями и инициативами.

Надо признать, сам по себе такой «разворот на 180 градусов» в риторике ведущих западных государств не может нас не радовать: может быть, кто-то на Западе, в руководстве государств, наконец, стал осознавать вроде бы вполне очевидные вещи, о которых Россия и ряд других государств, повторяю, твердили годами. К сожалению, создается впечатление, что это потрясающее осознание пришло только после очередной серии, волны терактов в европейских городах. В любом случае, наверное, лучше поздно, чем никогда.

Мы давно призывали международное сообщество обратить внимание на один из ключевых «движителей» нынешнего взрывного роста терроризма и экстремизма в мире – ответ всегда крылся в неспособности всех государств вместе и единым фронтом противопоставить что-то массированному распространению террористической идеологии и пропаганды. Из-за этой разобщенности и якобы нерешительности мирового сообщества – а на самом деле из-за отсутствия кое у кого политической воли – в последние годы «террористический интернационал» достиг впечатляющих результатов в сфере использования самых современных технических средств и коммуникаций в своих преступных целях – информационных, пропагандистских, мобилизационных.

Напомню, год назад Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров выступал с трибуны Генассамблеи ООН с серьезнейшим призывом нанести терроризму поражение не только военным путем, но и вступить с ним в борьбу «за сердца и умы» людей. Следом за этим в октябре 2016 г. Российская Федерация представила в СБ ООН проект соответствующей резолюции по противодействию теридеологии. Тогда предлагаемые нами апробированные на национальном уровне и эффективные меры, в том числе по недопущению подстрекательства к терроризму и пресечению его публичного оправдания, блокировке и удалению террористического контента в Интернете, западными государствами были сходу, по сути, без обсуждений отвергнуты под предлогом защиты абсолютизируемой на тот момент «свободы слова».

Надо сказать, что такие «в глухой обороне» подходы подозрительно совпали с развернутой в западном информационном пространстве отвратительной кампанией по очернению действий российских ВКС в Сирии, вплоть до оправдания действий террористов «против русских». Мы продолжаем считать, что подобные циничные манипуляции иностранных государств играли и играют на руку террористам, способствуя радикализации общественных настроений, прямо и опасно подстрекая к совершению террористических актов. Хорошо, что наконец-то у наших партнеров – скажу это с долей определенного оптимизма – начнет появляться ощущение той грани, где уж точно нет и не должно быть места для пресловутых «двойных стандартов» в антитерроре.

Возвращаясь к новоявленной «британско-французской инициативе». Мы, в принципе, поддерживаем многие сформулированные в ней подходы и приоритеты: перед всеми нами действительно стоит общая задача добиться того, чтобы остановить часто безнаказанную террористическую пропаганду в Интернете и социальных сетях. Делать это следует с помощью решительных законодательных и правоохранительных мер и, одновременно, в рамках ответственного государственно-частного партнерства с Интернет-компаниями. Кстати, со всеми компаниями, особенно крупными, без «двойных стандартов» и здесь, без искусственных и необоснованных обвинений в адрес, например, россиян. В дополнение к этим усилиям большую роль, на наш взгляд, призваны также сыграть и традиционные, электронные СМИ – в первую очередь, для распространения контрпропаганды, формирования «гражданского иммунитета» против террористической идеологии.

Однако все это останется красивыми, но пустыми лозунгами, если наши партнеры продолжат делить вызовы терроризма в информационном пространстве на те, что «угрожают своим», и те, что касаются «чужих». Это не та сфера, где оправдана борьба за лидерство – ни одному государству мира не уничтожить в одиночку источники и всех носителей терпропаганды, не пресечь распространения террористических идей, идеологии.

Тут снова настораживают прозвучавшие ранее у тех же британцев «оговорки по Фрейду»: мол, круг партнеров для осуществления сотрудничества по предупреждению террористического использования информационно-коммуникационных технологий будет «ограничен», естественно по принципу выбора неких «союзнических демократических государств». Логика «блокового мышления» вновь в действии, во всей красе. Хотели бы предупредить, что в таком случае никаких реальных результатов опять не будет. Напротив, если и в эти инициативы окажется вмонтирована излюбленная западными странами «лазейка» для вмешательства во внутренние дела государств, дестабилизации «неугодных» режимов и оправдания террористов в зависимости от выгодного политического контекста – то вся эта конструкция «борьбы с терроризмом в Интернете» так и останется бутафорией, пусть даже с «красивой» статистикой блокировки западными компаниями по запросу западных государств определенной части террористических материалов.

Мы планируем проанализировать более тщательно британско-французские предложения. В свою очередь, готовы вносить встречные – опираясь на зарекомендовавший себя передовой российский опыт блокирования и удаления террористического и экстремистского контента. При этом остаемся открыты к диалогу с западными партнерами, твердо отстаивая тезис о ведущей роли государства и его компетентных органов в контртерроризме и антиэкстремизме при важных, но вспомогательных, совещательных функциях институтов гражданского общества и частного сектора.

 

 

Общие сведения

  • Флаг
  • Герб
  • Гимн
  • Двусторонние
    отношения
  • О стране

Горячая линия

+33-145-04-61-23
Телефон горячей линии для граждан за рубежом, попавших в экстренную ситуацию.

Загранучреждения МИД России

Представительства в РФ

Фоторепортаж