8.02.1914:08

Интервью Постоянного представителя России при ООН в Женеве Г.М.Гатилова информационным агентствам "Россия сегодня" и ТАСС в преддверии Дня дипломатического работника

На женевской площадке активно обсуждается один из важнейших для российской внешней политики вопросов – сирийское урегулирование. Дипломаты Постпредства и Вы лично находитесь в постоянном контакте с офисом Спецпосланника Генсекретаря ООН по Сирии. Вместе с ооновцами в Женеве ведется большая совместная работа, направленная в конечном итоге на установление долгожданного мира на сирийской земле. Есть ли прогресс на этом направлении? Много ли приходится затрачивать усилий по сирийской проблематике российским дипломатам, работающим в Женеве?

Г.М.Гатилов: Проблематика сирийского урегулирования находится в центре всех политических вопросов в Женеве. Это касается как гуманитарной ситуации в Сирии, так и, естественно, темы создания Конституционного комитета. В постпредстве целая группа дипломатов занимается этой проблематикой. Важно, что некоторые из них имеют большой опыт работы на ближневосточном направлении.

Если заглянуть чуть-чуть назад, то следует отметить, что в декабре прошлого года страны-гаранты астанинского процесса согласовали с сирийскими сторонами персональный состав Конституционного комитета. Это было сделано в ходе непростых консультаций как с правительством Сирии, так и с оппозицией. Комитет призван заняться основополагающими аспектами будущего государственного устройства Сирии. Важно отметить, что такой результат стал возможен благодаря кропотливой работе, которую провели стран-гаранты - Россия, Турция и Иран. Эта деятельность осуществлялась практически на протяжении всего прошлого года, начиная с проведения в январе прошлого года в Сочи Конгресса сирийского национального диалога. К сожалению, сформировать Конституционный комитет до конца 2018 года не удалось. Однако благодаря усилиям астанинской тройки была заложена прочная и сбалансированная основа для запуска устойчивого и жизнеспособного политического урегулирования. Хотелось бы рассчитывать, что эта работа будет завершена в самое ближайшее время, и запуск работы Конституционного комитета состоится.

В целом, на сирийском направлении продолжается напряженная работа. Объявлено, что 14 февраля в Сочи состоится очередной саммит стран-гарантов. Поэтому рассчитываем, что все эти усилия, в первую очередь, прилагаемые гарантами астанинского формата, приведут к достижению реальных результатов на треке политического урегулирования в Сирии.

Что касается нового Спецпосланника генерального секретаря ООН по Сирии, то эта фигура в принципе была нам и раньше известна. Он хорошо знаком как по работе в качестве дипломатического представителя Норвегии, так и как международный чиновник. Его хорошо помнят и в ближневосточном регионе, и в Нью-Йорке, а последняя его должность - посол Норвегии в Пекине.

Конечно, судить о его работе на этом новом ответственном посту было бы, наверное, преждевременно. Надо учитывать, что Педерсен заступил на свой пост буквально месяц назад. Но его настрой на выстраивание конструктивного диалога со всеми заинтересованными сторонами и прежде всего самими сирийцами - с правительством и оппозицией - безусловно, заслуживает поддержки. Мы смогли убедиться в этом в ходе уже состоявшихся у нас нескольких встреч с новым Спецпосланником.

Мы со своей стороны готовы оказывать ему всяческое содействие в его непростой миссии, и об этом ему было прямо заявлено в Москве в ходе его первого визита в Россию в этом качестве. 

Надо сказать, что Педерсен пришел работать на это пост, имея уже достаточно солидную базу, наработанную до него. Большую плодотворную деятельность проделал его предшественник - Стаффан де Мистура, с которым у нас сложились самые конструктивные рабочие отношения. Мы считаем важным, чтобы в работе ооновцев по Сирии была бы обеспечена преемственность и для этого следовало бы опираться на уже достигнутые наработки и, не теряя времени, двигаться вперед. 

В условиях обострения геополитической ситуации многие заговорили о новой гонке вооружений. Поскольку Женева является признанной международной «разоруженческой» столицей, где заключались многие важные договора, как обстоят дела на здешних многосторонних площадках, занимающихся вопросами контроля над вооружениями? Каковы приоритеты российской дипломатии?

Г.М.Гатилов: В Женеве был заключен целый ряд исторических международных соглашений. Это, в частности, Договор о нераспространении ядерного оружия, конвенции о запрещении биологического и химического оружия и целый ряд других. К слову сказать, переговоры по договору об СНВ между Россией и США также проходили в Женеве.

Здесь же, как известно, располагается Конференция по разоружению. Это основная переговорная площадка международного сообщества, где в прошлом, собственно, и разрабатывались упомянутые мною многосторонние соглашения. К сожалению, в последние годы Конференция не может похвастаться успехами, и причин для этого много, я не буду сейчас в них углубляться. Главное же состоит в том, что, несмотря на серьезные, зачастую объективные разногласия, конструктивно настроенные делегации все же прилагают энергичные усилия для преодоления длительного застоя в работе Конференции по разоружению.

На днях открылась очередная сессия Конференции, и российская делегация активно приступила к работе. Мы высказали ряд соображений по проекту повестки дня. В частности, привлекли внимание к представленному в ходе председательства России еще в 2017 году документу, сочетающему работу по ядерному разоружению и противодействию ОМУ-терроризму. С учетом того, что угроза применения ОМУ и токсичных химикатов в террористических целях никуда не исчезла, считаем, что наша инициатива является актуальной и может быть разработана в рамках Конференции по разоружению в виде международной конвенции по борьбе с актами химического и биотерроризма.

Главным же нашим приоритетом, впрочем, как и многих других делегаций на Конференции, остается предотвращение гонки вооружений в космосе. На ее решение нацелен российско-китайский проект договора о предотвращении размещения оружия в космосе, который пользуется широкой поддержкой. Мы рассчитываем, что на текущей сессии Конференции этому вопросу будет уделено должное внимание. 

В целом, хотелось бы сказать, что мы выступаем за создание атмосферы конструктивного сотрудничества, основанного на принципах взаимного уважения и равенства, суверенных прав делегаций в рамках Конференции по разоружению. Считаем недопустимым, когда под предлогами, далекими от вопросов разоружения, членов международного сообщества лишают возможности подключиться к работе. Прежде всего, стоит упомянуть в этом плане о затеянных делегацией США публичных препирательствах в связи с заявкой Палестины на статус наблюдателя Конференции. Многие участники выражали озабоченность политизацией ее деятельности, попытками привнести на эту площадку острые проблемы, относящиеся к компетенции других институтов, но никак не связанных с мандатом женевской Конференции.

Или, например, какую роль может сыграть Конференция по разоружению в деле урегулирования острого внутриполитического кризиса в Венесуэле! А ведь именно этот вопрос на днях был намеренно поднят американцами и, по сути, увел всю дискуссию от разоруженческой проблематики в сторону внутриполитического кризиса в этой латиноамериканской стране.

Мы не уклоняемся по существу от тех проблем, которые относятся к повестке дня Конференции. В этой связи следует отметить такую актуальную тему, как ДРСМД. Мы терпеливо разъясняем надуманность американских обвинений о так называемых нарушениях Россией этого договора. Однако в отличие от США делаем это предметно, с фактами и цифрами на руках.

Мы представили нашу точку зрения по ДРСМД. Мы отнюдь не сторонники конфронтационной дискуссии на Конференции по разоружению. Не мы инициируем полемику. Считаем, что Конференция должна заниматься теми вопросами, которые непосредственно относятся к ее мандату, но коль скоро наши западные оппоненты поднимают все эти вопросы, естественно, мы вынуждены отвечать аргументированно и достойно на подобные выпады. Кстати, у нас недавно состоялась встреча с заместителем генерального секретаря ООН по вопросам разоружения Идзуми Накамицу, в ходе которой мы обратили внимание на ненормальную ситуацию, когда, на основе заявлений западных СМИ, именно Россия обвиняется в нарушении  ДРСМД. Хотя это не так, и на брифинге в Москве это было транспарентно и аргументировано доказано. Со своей стороны передали подборку документов по этой теме, включая брифинг в Москве, в которых излагается реальное положение вещей. Если эти вопросы по-прежнему будут подниматься в ходе работы Конференции по разоружению, то, естественно, мы будем со своей стороны делать все, чтобы развеять миф о том, что Россия виновна в том, что договор рухнул.

Женева традиционно считается столицей прав человека. Наверное, сложно работать на этом направлении – ведь Россию часто критикуют за нарушения прав человека.

Г.М.Гатилов: Надо сказать, что Россию часто критикую за нарушения прав человека и делают это без повода и без причины. К сожалению, здесь бытует немало стереотипов. Если сравнивать, например, законодательство различных стран, то, применительно к России, скажем, что правовой и политический режим в нашей стране куда более либеральный и существенно ближе к международным стандартам, чем в странах, которые нас регулярно ругают за нарушения прав человека.

Например, за несанкционированные протесты во многих странах "старой демократии" можно получить вполне реальные тюремные сроки и неподъемные штрафы. А контроль государственной машины за обществом осуществляется там намного более пристально, и системные нарушения прав человека намеренно замалчиваются. По поводу двойных стандартов в этой сфере даже уже и говорить не приходится. Сравните, к примеру, реакцию так называемой правозащитной общественности на протесты на Болотной площади и продолжающиеся выступления "желтых жилетов" во Франции. Создается впечатление, что люди настолько быстро меняют свою позицию в отношении тех или иных событий, что, как говорится, могут переобуваться в прыжке.

В работе на правозащитном направлении мы всегда стремились отделить реальную заботу о лучшей жизни, уважении человеческого достоинства и прав от попыток достичь политических целей. Если отбросить политическую шелуху, то увидим, что Россия активно и стабильно финансирует деятельность ООН на правозащитном направлении, осуществляет целый ряд международных программ в этой области и регулярно выступает с конструктивными инициативы в коллективных органах ООН, включая Совет ООН по правам человека и Генеральную Ассамблею ООН. Буквально на днях у нас состоялись весьма детальные и конструктивные консультации с Верховным комиссаром ООН по правам человека Мишель Бачелет по вопросам стратегического сотрудничества.

В этом плане готовы продолжать активно работать, несмотря на то, что в настоящее время Россия не является членом Совета по правам человека. Вместе с тем, мы имеем достаточно возможностей, чтобы продвигать наши инициативы и добиваться результата, который, действительно, способствовал бы повышению во всех странах стандартов соблюдения прав человека. Мы будем подавать свою заявку на членство в СПЧ на 2021-2023 годы.

В СПЧ Россия будет продолжать добиваться надлежащей оценки вопиющих случаев нарушения прав человека, в том числе на Украине. Это как раз та сфера, где мы видим двойные стандарты. То есть, нам предъявляют претензии в отношении нарушений прав человека (задержаний, арестов и т.д), а наши претензии в аналогичных случаях замалчиваются или им не придают значение. Но это не значит, что мы прекратим добиваться того, чтобы справедливость восторжествовала, и эти вопросы были бы решены так, как они должны быть решены в соответствии с международным правом. 

Мишель Бачелет недавно приступила к работе на посту верховного комиссара ООН по правам человека. У нас с ней постоянные рабочие контакты. Хотелось бы надеяться, что она учтет ошибки и просчеты ее предшественника в этой сфере и будет проводить свою деятельность, опираясь на мнение государств-членов и учитывая их интересы. Пока что, можем сказать, что она все делает достаточно сбалансированно и старается способствовать созданию атмосферы конструктивного сотрудничества в правочеловеческой сфере. 

 Дорого ли России обходится участие в международных организациях?

Г.М.Гатилов: Россия всегда полностью добросовестно выплачивает взносы в международные организации. Это касается как ООН непосредственно, так и всех других организаций ее системы. Мы придаем важное значение деятельности на этом направлении и считаем, что все эти организации могут и должны внести свой вклад в решение тех или иных вопросов,  которыми они заключаются.

Мы являемся основным плательщиком в бюджеты женевских специализированных учреждений ООН, где доля финансового участия государств определяется на основе соответствующей шкалы взносов, утверждаемой Генеральной Ассамблее ООН.

В Женеве это касается таких структур, как ВМО, ВОЗ, МОТ. В других организациях есть свой механизм определения размера взноса, который, в принципе, примерно такой же, как и в других организациях системы ООН. Помимо этих выплат, которые называются обязательными, есть еще добровольное финансирование. Многие страны, в том числе Россия, активно используют такой подход для усиления конкретных программных направлений работы организаций. Если говорить об абсолютных цифрах, включающих как обязательные, так и добровольные взносы, участие нашей страны в женевских международных организациях оценивается в десятки миллионов долларов ежегодно. Конкретно, это порядка 60 млн. долларов в общей сложности. Поэтому одно из приоритетных направлений работы постпредства заключается в обеспечении контроля за тем, как секретариаты этих организаций расходуют выделяемые им средства. Мы неизменно выступаем за соблюдение ими бюджетной дисциплины и поиск путей экономии при осуществлении программной деятельности. 

Какие знаменательные события ждут дипломатическую Женеву в 2019 году?

Г.М.Гатилов: Пожалуй, главное, что в этом году ожидается в Женеве - это 100-летие Международной организации труда. Это старейшая организация, и деятельность МОТ важна для всех, поскольку ее основная цель - достижение социальной справедливости.

Сегодня Россия занимает ведущие позиции в МОТ, являющейся центром по координации международных усилий в сфере труда и занятости. Наша страна вносит заметный вклад в празднование столетия. В этом году в Уфе и Сочи состоятся два крупных международных форума, посвященных теме будущей сферы труда. Кульминацией станет юбилейная сессия Международной конференции труда в июне. Россия примет в ней активное участие на соответствующем уровне.

В последнее время работа ведущих многосторонних объединений социально-экономического профиля так или иначе ориентирована на достижение Целей устойчивого развития, принятых мировыми лидерами в сентябре 2015 г. Не могли бы Вы поподробнее рассказать о том, что такое «устойчивое развитие», а также о роли российской дипломатии в деятельности «женевских» организаций системы ООН на данном направлении.

Г.М.Гатилов: Концепция устойчивого развития предполагает комплексное решение социальных, экономических и природоохранных задач на основе т.н. «интегрированного подхода». Другими словами, необходимо сформировать такую модель развития общества, которая обеспечивала бы поступательный экономический рост при справедливом распределении благ, сохранении социальной стабильности и культурного многообразия, а также без ущерба для окружающей среды. Это колоссальная по своим масштабам задача, требующая мобилизации усилий всех без исключения стран.

Принятая на Саммите ООН «Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» представляет собой всеобъемлющий план действий, своего рода «дорожную карту». В ней содержится 17 целей и 169 задач, которые задают стратегические ориентиры и конкретные параметры межгосударственного сотрудничества в социально-экономической, природоохранной и гуманитарной сферах. Для оценки достигнутого прогресса будут использоваться согласованные на межправительственном уровне статистические показатели, а также многосторонние механизмы мониторинга, важнейшим из которых является Политический форум высокого уровня по устойчивому развитию, действующий под эгидой Экономического и Социального Совета ООН.

Наша страна последовательно поддерживает работу организаций системы ООН, включая специализированные учреждения, региональные комиссии и оперативные агентства. Российские инициативы предполагают комплексный неполитизированный подход к достижению Целей устойчивого развития и пользуются неизменной поддержкой международного сообщества. В ООН, в частности, высоко ценят наш вклад в многостороннее сотрудничество в сфере безопасности дорожного движения, формирования здорового образа жизни, борьбы с неинфекционными заболеваниями. Особо хотел бы отметить ведущую роль нашей страны в работе Европейской экономической комиссии ООН, которая является ключевой региональной площадкой для практического взаимодействия в таких важнейших областях как транспорт, энергетика, леса, жилищно-коммунальное хозяйство, торговля и другие.

Россия в последние годы последовательно наращивает объёмы помощи развивающимся странам. Насколько оправдана такая политика. Не стоит ли перенаправить эти средства на решение наших внутренних проблем?

Г.М.Гатилов: Могу со всей ответственностью заявить, что финансирование проектов содействия международному развитию (СМР) как на двусторонней, так и на многосторонней основе никогда не осуществлялось и не будет осуществляться в ущерб национальным приоритетам.

Россия, как и все ведущие государства мира, рассматривает СМР в качестве действенного инструмента внешней политики. Активная и целенаправленная работа в сфере содействия международному развитию способствует стабилизации социально-экономической и политической ситуации в государствах-партнёрах, является ключевым фактором формирования отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействует устранению очагов напряжённости и конфликтов, а также ведёт к укреплению международного авторитета страны-донора.

Приоритетными получателями российского СМР являются государства СНГ, которые традиционно имеют тесные экономические, политические и культурные связи с нашей страной и играют важную роль в обеспечении её безопасности. При этом особое внимание уделяется участникам интеграционных процессов на евразийском пространстве.

По мере формирования в России целостной национальной системы СМР в общих объёмах нашей помощи будет, несомненно, возрастать доля двустороннего содействия. Пока же значительная часть российского СМР направляется через каналы международных организаций. Оперативные программы и фонды, региональные комиссии, а также спецучреждения системы ООН предоставляют в наше распоряжение весьма эффективный комплексный механизм оказания содействия развитию, включающий отработанные схемы мониторинга потребностей населения страны-реципиента, контроля за реализацией проектов и полноценной отчётности. Намерены и далее эффективно использовать ресурс международных организаций в интересах устойчивого социально-экономического развития стран-партнёров, как это предусмотрено Концепцией государственной политики Российской Федерации в сфере СМР.

Что Вы можете сказать о так называемой «мягкой силе» российской дипломатии? Речь идет, прежде всего, о мероприятиях, организуемых Миссией России на площадке ООН (и не только) в Женеве.

Г.М.Гатилов: Мы занимаемся не только политическими вопросами, но и пытаемся наладить самые широкие отношения с дипломатическим корпусом и ооновскими международниками. В этом и состоит одна из наших задач здесь, в Женеве. Плодотворно сотрудничаем с Культурным комитетом ООН в проведении во Дворце Наций, а также на площадке женевских международных организаций различных информационно-культурных мероприятий.  В частности, каждый год в июне проводим мероприятие, посвященное Дню русского языка в библиотеке Дворца Наций.  В 2018 году организовали выступление артистов Московского Казачьего хора и выставку картин художника-живописца Л.Радевич.

В марте прошлого года «на полях» 37-й сессии Совета ООН по правам человека и провели фотовыставку «Когда крылья важнее. Преодолевая стереотипы», которую открыл Министр С.В.Лавров. Мероприятие продемонстрировало позитивные наработки России в сфере вовлечения инвалидов в культурную и спортивную жизнь в контексте защиты первого российского доклада в Комитете по правам инвалидов.

Приняли участие в «Дне национального костюма», проводимого на ежегодной основе, заняли первое место в номинации «Лучший мужской костюм» и «Лучший костюм делегации».

Совместно с представителями гражданского общества провели мероприятия «Причины и перспективы неонацизма на Украине: этнические аспекты» и «Борьба с прославлением нацизма и неонацизма».

В мае прошлого года в штаб-квартире ООН при поддержке нашей Миссии прошло мероприятие, посвященное недопустимости героизации нацизма, основным организатором которого выступило движение «Бессмертный полк». Конференции предшествовала акция «Бессмертный полк», прошедшая впервые в Женеве.

Одним из основных событий в культурном плане  для нас стал показ во Дворце наций показа дебютного фильма известного российского актера К.Хабенского «Собибор» с участием креативного продюсера киноленты, вице-президента Международной ассоциации прокуроров А.Звягинцевым.

Также, если говорить о памятной для нашей страны и для всего русского народа дате – 9мая (День Победы), следует упомянуть, что команда спортивных активистов Представительства пронесла Георгиевскую ленточку по всей дистанции ежегодного Женевского благотворительного  марафона. Этот шаг получил отражение в СМИ.

Одним из центральных событий в социально-культурном измерении для нас, конечно же, стало такое событие как Чемпионат Мира по футболу, который прошел летом 2018г. в России. Мы очень гордимся успешным проведением Чемпионата и со своей стороны обеспечили необходимое информационное и медийное сопровождение комплекса мероприятий, связанных с проведением ЧМ. В женевском отделении ООН открыли специально оборудованную телевизионными экранами, тематическими стендами и атрибутикой фан-зону. Прямая трансляция матчей обеспечивалась в течении всего периода проведения Чемпионата.

Как Вы знаете, в ноябре в женевском отделении ООН проводится ежегодный благотворительный Базар, организуемый женской гильдией ООН, добровольцами и волонтерами из миссий государств-членов. Сотрудники российского Постпредства всегда принимают в нем активное участие. В 2018 году на ооновском Базаре Россия также была представлена одним из самых динамично развивающимся регионом страны – Татарстаном. Представители татарской диаспоры в Швейцарии исполнили народные песни и танцы в ходе мероприятия.

Еще одним из самых центральных событий прошлого года стал прошедший в ООН при поддержке нашего Постпредства Международный кинофестиваль социально ориентированных короткометражных фильмов, видеороликов и социальной рекламы «ЛАМПА» (г.Пермь), посвященный Международному дню добровольца.

Будем продолжать эту деятельность,  и на этот год у нас намечен целый ряд самых интересных мероприятий, которые, как мы надеемся, привлекут внимание как дипломатического корпуса в Женеве, так и женевской общественности, журналистов, деятелей культуры.

 

Общие сведения

  • Флаг
  • Герб
  • Гимн
  • Двусторонние
    отношения
  • О стране

Горячая линия

+41 (0) 79 367-11-11
Телефон горячей линии для граждан за рубежом, попавших в экстренную ситуацию.

Загранучреждения МИД России

Представительства в РФ

Фоторепортаж