27.06.1911:52

Выступление директора Второго департамента стран СНГ МИД России А.Ю.Руденко на специальной сессии Ежегодной конференции ОБСЕ по обзору проблем в области безопасности «Обеспечение безопасности и стабильности в регионе ОБСЕ в свете событий, связанных с Украиной», Вена, 25 июня 2019 года

1347-27-06-2019

Уважаемые коллеги,

С начала конфликта на юго-востоке Украины миновало пять лет. Несмотря на огромные усилия политиков и дипломатов и затраченные ресурсы, перспективы его завершения по-прежнему туманны.

Ни один из пунктов минского «Комплекса мер» не выполнен. Нереализованными остаются договоренности «нормандских саммитов» в Париже и Берлине – по разведению сил и средств в трех пилотных районах, в т.ч. в Станице Луганской, и «формуле Штайнмайера».

Продолжаются обстрелы жилых районов. Льется кровь, гибнут мирные граждане, страдают дети. В очередях на пунктах пропуска умирают старики, так и не дождавшиеся своих пенсий и пособий.

Временем «упущенных возможностей» стали прошлый год и первая половина нынешнего. Процесс урегулирования оказался «заложником» затянувшейся избирательной кампании на Украине. Для многих в этой стране сам термин «Минск» стал ассоциироваться чуть ли ни с предательством и пораженчеством. Вместо этого предлагались схемы, весьма далекие от духа и буквы этих договоренностей.

Тревожная пауза возникла в переговорном процессе. Работа минской Контактной группы была заблокирована, ни по одному вопросу продвинуться не удалось. Украинские переговорщики либо вообще не являлись на заседания, либо отказывались серьезно в них работать. «Нормандский формат» не собирался около года. Да и какой смысл обсуждать новые шаги, если уже согласованные на высшем уровне обязательства в Киеве под разными предлогами отказывались выполнять?

Более того, принимались законы – об образовании, о государственном языке, о т.н. «реинтеграции» и др. – которые вместо объединения страны работают на прямо противоположное – на еще большее отчуждение жителей Донбасса от Украины.

Возникает резонный вопрос – зачем принимаются такие законы? Действительно ли Украине нужен Донбасс?

Навязанная властями кампания по созданию т.н. «новой поместной церкви», вылившаяся в массовые захваты храмов и грабежи церковного имущества, усугубила раскол страны по лингвистическому, религиозному и этническому признаку. Кстати, провальные результаты этой затеи получили должную оценку одного из ее инициаторов, главы т.н. «Киевского патриархата» Филарета (Денисенко).

Сохраняющаяся транспортная и экономическая блокада Донбасса еще больше отрезает эти территории от Украины.

Определенные надежды связывались с изменениями на украинском политическом ландшафте после оглушительного провала П.Порошенко на выборах. Со стороны нового президента В.А.Зеленского звучали сигналы о желании положить конец братоубийственной войне, снять блокаду и начать восстановление связей с Донбассом. Говорилось даже о наличии некого нового мирного плана выполнения Минских соглашений.

К сожалению, все эти заявления пока остаются красивой фразой. На деле ничего не изменилось. Количество обстрелов опять растет, люди продолжают гибнуть. Вновь назначенные в Контактную группу переговорщики от Украины, попытавшиеся было на заседании 5 июня привнести в дискуссии конструктивный элемент, подверглись публичным оскорблениям и угрозам. Последние же высказывания В.А.Зеленского в Брюсселе, Париже и Берлине о нежелании вести диалог со своими гражданами в Донбассе сделаны «под копирку» с заезженных штампов П.Порошенко.

Внутри страны не стихает спонсированный прежними властями разгул радикалов и неонацистов. Храмы Украинской Православной Церкви (УПЦ) продолжают подвергаться нападениям и захватам. Со дня инаугурации В.А.Зеленского предпринято уже не менее 13 попыток захвата храмов и приходов УПЦ.

Предстоящие в июле парламентские выборы, формирование нового правительства, похоже, вновь задвигают урегулирование в Донбассе на задний план. Сам же конфликт приобретает черты «замороженного».

Затягивание паузы в процессе урегулирования, тем более, на фоне политической нестабильности на Украине, сохраняющегося влияния сторонников силового решения, весьма опасно. В такой ситуации необходимы не просто сигналы, а конкретные шаги.

Все, что нужно для успеха мирного процесса, уже создано. Согласованы и поддержаны Советом Безопасности ООН принципы и механизм урегулирования – минский «Комплекс мер». Сформированы переговорные форматы. «В поле» эффективно работает Спецмониторинговая миссия ОБСЕ.

Не хватает лишь главного – политического мужества со стороны украинских политиков – старых и новых. Ясной и выверенной программы действий Киева по выполнению резолюции 2202 Совбеза ООН. Наличия, наконец, стабильной команды украинских переговорщиков в Контактной группе и «нормандском формате» с четкими полномочиями от Президента В.А.Зеленского.

Что делать, хорошо известно:

– развести силы и средства на линии соприкосновения, начиная с трех пилотных районов, отвести тяжелую артиллерию. Это позволит гарантировать прочный режим прекращения огня;

– ввести в действие Закон об амнистии, согласовать с Донецком и Луганском закон об особом статусе, инкорпорировав туда «формулу Штайнмайера», а затем и закон о местных выборах. Закрепить эти изменения в Конституции;

– снять блокаду и приступить к восстановлению социально-экономических связей;

– осуществить обмен пленными по принципу «всех на всех».

Россия в качестве посредника наряду с ОБСЕ, Германией и Францией готова и дальше содействовать переговорам между Киевом, Донецком и Луганском, в т.ч. в ходе намечающихся контактов в «нормандском формате».

Считаем, что предложенные СММ дополнительные меры укрепления перемирия позволяют создать основу для продвижения и по другим трекам, в том числе по гуманитарному, на основе предложений словацкого Председательства.

Рассчитываем все же, что на следующем заседании Контактной группы 2 июля удастся добиться конкретных результатов. Призываем наших партнеров по «нормандскому формату» публично обозначить свою поддержку тем обнадеживающим тенденциям, которые проявились на последних заседаниях КГ. Это создаст условия для согласования графика дальнейших контактов в формате «квартета».

И последнее. Россия никому и ничего не должна. Наше стремление урегулировать конфликт не носит конъюнктурного характера и, тем более, не является результатом чьего-то давления или угроз. Мы их не боимся. Скорейшее выполнение Минских соглашений отвечает в первую очередь нашим собственным национальным интересам безопасности. Россия хотела бы иметь на своих южных границах стабильную, процветающую и предсказуемую Украину, сотрудничающую на принципах прагматизма и взаимной выгоды.

Спасибо за внимание.

Общие сведения

  • Флаг
  • Герб
  • Гимн
  • Двусторонние
    отношения
  • О стране

Горячая линия

+43 664 88-63-50-17
Телефон горячей линии для граждан за рубежом, попавших в экстренную ситуацию.

Загранучреждения МИД России

Представительства в РФ

Фоторепортаж

  •  Памятник советскому Воину-освободителю в Вене
  •  Коплекс зданий Постпредства России в Вене
  •  Центральная улица Инсбрука
  •  Собор Святого Стефана в Вене
  •  Посольство России в Австрии
  •  Венская ратуша

Памятник советскому Воину-освободителю в Вене