Публикатор

2.11.1612:02

Россия и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

 

(Справка)

 

ОЭСР объединяет 35 стран мира. Главным направлением деятельности Организации является анализ социально-экономического положения стран-членов, выработка рекомендаций по повышению эффективности экономической и социальной политики и ее координация.

До середины 90-х годов ХХ в. ОЭСР была своего рода «закрытым клубом» развитых стран. В июне 1993 г. было принято решение о расширении взаимодействия с заинтересованными развивающимися государствами, открывшее возможность их вступления в Организацию. Это создало предпосылки для подписания 8 июня 1994 г. Декларации о сотрудничестве между Россией и ОЭСР.  В 1995 г. была принята первая Рабочая программа сотрудничества Российской Федерации с ОЭСР.

16 мая 2007 г. в ходе заседания в Париже Совет ОЭСР на министерском уровне принял решение пригласить Россию, а также Израиль, Словению, Чили и Эстонию к началу официальных переговоров по вступлению в Организацию.
В ноябре 2007 г. Совет ОЭСР утвердил «Дорожную карту» переговоров с Россией. Данный документ содержит общее описание плана вступления, перечень обязательств и нормативных актов ОЭСР, в отношении которых нам необходимо сформировать свою позицию.

В июне 2009 г. в ходе заседания Совета ОЭСР на министерском уровне в Париже Министр экономического развития Э.С.Набиуллина передала генеральному секретарю А.Гурриа утвержденный Правительством Российской Федерации начальный меморандум о позиции нашей страны в отношении нормативно-правовых инструментов Организации. Данное событие ознаменовало практическое начало переговоров по согласованию условий присоединения России к ОЭСР. После вступления России в ВТО и завершения ратификационных процедур в отношении антикоррупционной Конвенции ОЭСР (2012 г.) были сняты главные формальные препятствия на пути членства России в Организации.

Проведенные в рамках процесса вступления двусторонние переговоры продемонстрировали, что по многим показателям Россия вписывается в рекомендованные ОЭСР ориентиры. На начало 2014 г. было вынесено положительное решение в рамках семи профильных комитетов Организации
(по здравоохранению, труду, налоговой политике, рыболовству, судостроению, конкуренции и научно-технической политике). С рядом комитетов, в том числе по статистике и защите прав потребителей переговоры находились в финальной стадии. Обозначились трудности в процессе определения соответствия российского законодательства и правоприменения нормативно-правовой базе ОЭСР в сфере противодействия коррупции, экологической политики, оборота химической продукции, участия государства в экономике, корпоративного управления, политики в области иностранных инвестиций, информационной безопасности, государственной поддержки экспорта, пенсионной политики и др.

17-18 января 2013 г. состоялся рабочий визит генерального секретаря ОЭСР А.Гурриа в Москву, в рамках которого он встретился с Председателем Правительства Российской Федерации Д.А.Медведевым и руководителями профильных российских министерств. 14 февраля 2013 г. А.Гурриа был принят Президентом Российской Федерации В.В.Путиным для личной беседы. Встречи оэсровца с высшим руководством страны были посвящены активизации процесса вступления России в Организацию с акцентом на узкие места в переговорах, поиск и нахождение развязок по проблемным вопросам сотрудничества.

11-13 февраля 2013 г. состоялся первый визит российской парламентской делегации в ОЭСР во главе с Первым заместителем Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.Д.Жуковым, в ходе которого были достигнуты договоренности о законодательной поддержке процесса вступления.

25-26 апреля 2013 г. штаб-квартиру ОЭСР посетила российская правительственная делегация во главе с первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шуваловым. Состоялись встречи с генеральным секретарем ОЭСР А.Гурриа и руководителями основных отраслевых директоратов, в ходе которых были даны развернутые пояснения о российских подходах к решению существующих проблемных вопросов.
В целом визит позволил существенно продвинуть переговорный процесс о вступлении России в Организацию.

Эксперты Организации во главе с генеральным секретарем А.Гурриа внесли значительный вклад в обеспечение российского председательства в «Группе двадцати» в 2013 г. Взаимодействие с ОЭСР на этом направлении способствовало продвижению общей повестки дня – восстановления устойчивого роста в условиях кризиса мировой экономики, решения связанных с этим проблем занятости, создания необходимых условий для долгосрочной стабильности мировой финансовой системы, способствовало укреплению наших позиций в ходе переговорного процесса по присоединению к Организации.

12 марта 2014 г. на закрытом заседании Совет ОЭСР принял решение о временной приостановке переговорного процесса с Россией в связи с событиями на Украине. С 2014 г. представители России не участвуют в ежегодных заседаниях Совета ОЭСР.

Вместе с тем, однако, несмотря на временное приостановление рассмотрения российской заявки, Россия сохраняет официальный статус присоединяющейся страны и продолжает участие в рабочих органах ОЭСР на экспертном уровне. При этом не были полностью заморожены и политические контакты.

В 2015 г. штаб-квартиру Организации в Париже посетили Министр экономического развития Российской Федерации А.В.Улюкаев, начальник Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции О.А.Плохой, заместитель Министра юстиции М.А.Травников, заместитель Министра финансов С.Д.Шаталов, заместители Министра экономического развития А.Л.Ведев и О.В.Фомичев, заместитель Руководителя ФАС А.Г.Цыганов. Руководитель ФНС М.В.Мишустин был переизбран заместителем Председателя Форума ОЭСР по налоговому администрированию, а директор департамента Министерства юстиции Российской Федерации М.В.Виноградов – в состав руководящего органа антикоррупционной группы. Порядка 180 представителей Российской Федерации из более 30 ведомств и организаций приняли участие в мероприятиях ОЭСР на экспертном уровне. 

Широкое распространение получила практика направления Генеральным секретарем ОЭСР посланий российским министрам с изложением основных итогов работы ОЭСР в различных областях с представлением подготовленных документов.

Вместе с тем, говорить о полномасштабном восстановлении переговорного процесса о вступлении России в Организацию в ближайшем будущем было бы преждевременным. Наши отношения с ключевыми государствами-членами этой Организации переживают не лучшие времена. В условиях действующего в Организации принципа консенсуса при принятии решений это усложняет перезапуск процесса присоединения. Наиболее ярко выраженные антироссийские позиции в Организации занимает Канада, которая, в частности, предпринимает попытки блокирования направления приглашений России для участия в комитетах и рабочих группах, в которых наша страна является наблюдателем.

С учетом этого, принят курс на прагматичное развитие отношений с ОЭСР. В соответствии с Планом работы по взаимодействию Российской Федерации с Организацией экономического сотрудничества и развития на 2016 г., одобренным Председателем Правительства Российской Федерации Д.А.Медведевым, стремимся получить максимально возможную отдачу от контактов с Организацией. Такая линия также позволит нам обеспечить необходимый задел в случае принятия сторонами решения о возобновлении переговорного процесса о присоединении России к ОЭСР.

Календарь

x
x

Архив

Дополнительные инструменты поиска