25.05.1817:27

Совместная статья Чрезвычайных и Полномочных Послов государств-членов ЕАЭС, опубликованная в немецком издании "Райнише Пост.Онлайн" 13 мая 2018 года

ЕС-ЕАЭС: на пути к Европе без разделительных линий

Вот уже более трех лет на постсоветском пространстве успешно осуществляет свою деятельность Евразийский экономический союз (ЕАЭС), договор о создании которого вступил в силу 1 января 2015 г. За такой довольно короткий для регионального интеграционного проекта срок объединение добилось заметных успехов, доказав свою практическую значимость и востребованность, став одним из определяющих факторов экономического развития его участников – Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России.

Наиболее значимым достижением является формирование нашими странами крупнейшего – более 183,4 млн. потребителей – внутреннего рынка c совокупным ВВП около 1,8 трлн. долларов США, базирующегося на универсальных правилах и нормах ВТО. Его функционирование призвано обеспечить свободу передвижения товаров, услуг, рабочей силы и капитала между государствами-членами ЕАЭС.

В этих целях ведется последовательная работа по устранению оставшихся изъятий, ограничений и нетарифных барьеров, созданию единых отраслевых рынков в предусмотренных Договором о ЕАЭС сферах многостороннего взаимодействия. Показательным результатом стало формирование в 2017 г. общего рынка лекарственных средств и медицинских изделий, благодаря которому процесс обращения данной продукции стал более транспарентным, а её стоимость будет сокращаться. За ними должны последовать единый рынок электроэнергии (2019 г.), общие рынки газа, нефти и нефтепродуктов (2025 г.), а также единый финансовый рынок Союза
(2025 г.). Во всех указанных случаях ожидаем масштабных синергетических эффектов.

Продолжается работа по формированию единого рынка услуг. В Союзе действуют унифицированные правила, которые пока регулируют около 50% от общего объема предоставляемых в рамках ЕАЭС услуг. Это позволило максимально упростить процедуры ведения бизнеса и снизить административные издержки.

Переход к тесному интеграционному сотрудничеству придал существенный импульс социально-экономическому развитию «евразийской пятерки». В 2017 г. ВВП в ЕАЭС вырос на 1,8%. Рост отмечен во всех наших странах: в Армении - 7,5%, Беларуси - 2,4%, Казахстане - 4%, Кыргызстане - 4,6%, России - 1,5%. Поставки государств-членов ЕАЭС на рынки третьих стран в 2017 г. выросли на 25,4% или на 78,3 млрд.долл.США. Рекордный прирост в прошлом году продемонстрировал внутренний товарооборот, прибавивший в 2017 г. по сравнению с 2016 г. 26,1% до 54,2 млрд. долл.США. Увеличение произошло по всем межстрановым потокам и затронуло большинство товарных позиций, прежде всего, несырьевого характера, что свидетельствует о том, что торговля внутри Союза становится более сбалансированной. Эти успехи сопровождаются устойчивым ростом в ЕАЭС промышленного производства и сельского хозяйства (прирост на 1,7% и 2,5% в 2017 г. соответственно), снижением уровня инфляции в целом по Союзу (с 5,7% в 2016 г. до 3,1% в 2017 г.), созданием новых совместных предприятий и запуском перспективных инвестиционных проектов.

На фоне социально-экономических достижений поступательно развивается правовая база ЕАЭС. 1 января 2018 г. вступил в силу один из ключевых документов – новый Таможенный кодекс Союза. Это событие знаменует выход таможенного регулирования в нашем объединении на качественно новый уровень, соответствующий передовой мировой практике. Кодекс предусматривает существенное расширение электронных технологий в таможенном администрировании и призван стимулировать внешнеэкономическую активность нашего бизнеса. Этому, в частности, должно способствовать значительное (почти в два раза) сокращение сроков таможенного оформления товаров, минимизация «человеческого фактора», отмена большинства бюрократических формальностей, а также появление более удобного алгоритма взаимодействия деловых кругов, в т.ч. зарубежных, с госорганами стран-членов Союза за счет введения механизмов «единого окна» и электронных методов декларирования товаров.

Улучшению бизнес-климата в целом и обеспечению свободы перемещения трудовых ресурсов, в частности, должно послужить запланированное на 2018 г. подписание Договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов ЕАЭС. Граждане наших стран получат равные возможности по реализации своих пенсионных прав. Этому документу мы придаем особое значение, поскольку социальное измерение интеграции – это один из тех критериев, по которым работу Союза оценивают рядовые граждане.

Успешное развитие ЕАЭС обусловливается рядом ключевых факторов. Первоочередным из них является равноправие государств-членов Союза, где все основные решения в ЕАЭС принимаются исключительно консенсусом. Не менее важным аспектом является накопленный ранее значительный совместный багаж сотрудничества в различных сферах экономики, промышленной кооперации, технологий, богатые традиции исторических и культурных связей. Мы всецело дорожим этим объективным конкурентным преимуществом нашего объединения, призванного внести значимый вклад в экономическое процветание наших стран.

Эффективному функционированию Союза способствует системное выстраивание отношений с внешними партнёрами. С 2016 г. успешно действует зона свободной торговли (ЗСТ) с Вьетнамом. Идут переговоры о создании аналогичных ЗСТ с Египтом, Израилем, Индией, Ираном, Сербией и Сингапуром. Большие перспективы видим в подписании соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР, которое должно состояться в 2018 г. Убеждены, что наш Союз и китайская инициатива «Один пояс, один путь» будут эффективно дополнять друг друга. Их сопряжение в перспективе способно стать основой для формирования нового интеграционного контура – Большего евразийского партнерства, призванного гармонизировать взаимодействие формирующихся в регионе многосторонних структур и объединить потенциал стран ЕАЭС, ШОС, АСЕАН, других заинтересованных государств Азии.

Приветствовали бы подключение ЕС к данному формату. Исходим из того, что данный шаг откроет дорогу к построению единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока. Убеждены, что диалог и взаимодействие между различными структурами интеграции способны внести важный вклад в формирование общего пространства без разделительных линий на благо всех его государств, что будет способствовать достижению гармоничного, взаимодополняющего и взаимовыгодного развития процессов интеграции и сотрудничества при уважении интересов друг друга, повышению конкурентоспособности национальных экономик в современном глобализирующемся мировом хозяйстве.

Начать работу в этом направлении можно с небольших, но практически значимых шагов. В частности, со сближения ЕС и ЕАЭС в вопросах технического и таможенного регулирования, результатом которого, как показывают экспертные расчеты, станет значительное увеличение объемов взаимной торговли. Его гармонизацию осуществить весьма реально, учитывая, что законодательство нашего Союза в данных сферах во-многом созвучно подходам официального Брюсселя.      

Более 28 лет назад в Берлине пала стена, разделяющая европейский континент на две части. Это событие навсегда вошло в мировую историю как яркий пример обретения единства в интересах общего развития и процветания. Сейчас пришло время вспомнить тот опыт и способствовать устранению барьеров на пути сотрудничества между ЕС и ЕАЭС. Было бы символично, если бы официальный Берлин взял на себя одну из ключевых ролей в этом процессе.

 

x
x
Дополнительные инструменты поиска