14.06.1912:00

Об актуальном этапе евразийской экономической интеграции

1 января 2015 г. вступил в силу подписанный президентами Белоруссии, Казахстана и России в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) 29 мая 2014 г. в Астане Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС)[1].

С присоединением к ЕАЭС Армении (2 января 2015 г.) и Киргизии (12 августа 2015 г.) полноправными членами Союза являются пять государств. Таким образом, сформирован единый рынок c емкостью более 182 млн. потребителей и совокупным ВВП свыше 1,9 трлн. долларов США.

14 мая 2018 г. статус государства-наблюдателя при ЕАЭС получила Республика Молдова.

Евразийский экономический союз является эффективным, отвечающим современным требованиям интеграционным объединением. В его рамках создаются условия для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения благосостояния населения, их всесторонней модернизации и повышения конкурентоспособности в глобальном масштабе. При его создании учитывался как собственный опыт интеграционного взаимодействия государств-членов, прежде всего, в рамках СНГ, ЕврАзЭС, Таможенного союза и Единого экономического пространства, так и передовой международный опыт, включая практику ВТО.

В пределах таможенной территории Союза во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера. Реализуются четыре свободы – движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы. Функционирование Евразийского экономического союза предполагает координацию экономической политики государств-членов в ключевых отраслях – финансовый сектор, транспорт и энергетика, промышленность и агропромышленный комплекс, торговля.

В 2015-2019 гг. проведено 26 заседаний руководящих органов ЕАЭС: 10 заседаний Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств[2] и 16 заседаний Евразийского межправительственного совета (ЕМС) на уровне глав правительств. На регулярной основе проводятся заседания Совета ЕЭК на уровне вице-премьеров.

Расширяется договорно-правовая база Союза. В развитие Договора о Евразийском экономическом союзе был подписан ряд важных соглашений: Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС, Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС. Также утверждены программы формирования общего электроэнергетического рынка, а также общих рынков газа (без включения в нее оставшегося несогласованным положения о методологии тарифообразования в отношении услуг по транспортировке газа), нефти и нефтепродуктов ЕАЭС.

С 1 января 2018 г. заработал один из ключевых документов – новый Таможенный кодекс. С его принятием существенно повысился уровень унификации таможенного законодательства в ЕАЭС. Сохраняющиеся в Кодексе отсылки на национальное законодательство носят преимущественно технологический (технический) характер и, как правило, устанавливают подробную детализацию действий участников соответствующих правоотношений. Документ также значительно расширил полномочия ЕЭК в сфере таможенного регулирования и передал на наднациональный уровень ряд новых компетенций. Кодекс переводит на качественно новый уровень таможенное регулирование. Один из его главных приоритетов – упрощение таможенных процедур. В частности, на это нацелены механизмы «единого окна», электронные методы таможенного декларирования и т.д. Данные нововведения соответствуют передовой мировой практике, а по некоторым аспектам даже опережают ее.

Реализуется утвержденная в ходе заседания ЕМС 25 октября 2017 г. в Ереване «дорожная карта» по ликвидации в 2018-2019 гг. 16 изъятий и ограничений на внутреннем рынке Союза.

В 2017 г. завершен процесс формирования общих рынков лекарственных средств и медицинских изделий. На смену национальным нормам принят пакет из более 40 документов, регламентирующих весь цикл обращения этой продукции на таможенной территории Союза. Это позволяет сделать эти социально значимые рынки более прозрачными, снизить цены на товары для потребителя и эффективнее бороться с контрафактной продукцией.

Продолжается работа по формированию единого рынка услуг. Действующие на территории Союза унифицированные правила в 52 секторах услуг (что составляет более 50% от общего объема услуг, предоставляемых в рамках ЕАЭС) позволили максимально упростить процедуры ведения бизнеса: предпринимателям нет необходимости проходить повторно процедуру учреждения в другом государстве ЕАЭС, получать разрешения на деятельность и на работу своих сотрудников.

Перечень секторов, в которых должны обеспечиваться правила единого рынка услуг, подлежит поэтапному и согласованному расширению. Формирование единого рынка услуг происходит в соответствии с планами либерализации (в течение переходного периода). В 2017 году была запущена реализация 20 планов либерализации, итогом которой будет расширение единого рынка услуг до 60%.

Последовательно устраняются барьеры в рамках торгово-экономического взаимодействия стран Союза. Одним из важных достижений на этом направлении стало признание эквивалентности системы ветеринарно-санитарного контроля Киргизии. В соответствии с Решением ВЕЭС от 8 мая 2015 г. № 6 и Решением Совета ЕЭК от 29 марта 2019 г. на киргизско-казахстанском участке государственной границы отменен ветеринарно-санитарный контроль (надзор) с 30 мая 2019 г. Россия принимала активное участие в создании и оснащении специализированных лабораторий на территории Киргизии. 

Промышленная политика в рамках Союза реализуется государствами-членами в соответствии с пятилетним планом – Основными направлениями промышленного сотрудничества, утвержденными Решением ЕМС от 8 сентября 2015 г. На основе этого документа разработаны, в частности, перечень приоритетных евразийских технологических платформ (в сфере космоса, медицины, информационно-коммуникационных технологий и др.), Положение о разработке, финансировании и реализации межгосударственных программ и проектов в промышленной сфере, учрежден Евразийский инжиниринговый центр по станкостроению. На заседании ВЕЭС 29 мая 2019 г. в Нур-Султане подписано решение о создании Совета по промышленной политике ЕАЭС.

11 октября 2017 г. в Сочи главы государств-членов ЕАЭС утвердили Основные направления реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 г. – программный документ, определяющий контуры сотрудничества при формировании единого цифрового пространства Союза, создании соответствующей инфраструктуры и развитии кадрового потенциала.

В 2018 г. сформирована достаточная нормативная и институциональная базы для запуска первых цифровых проектов. В офис управления цифровыми инициативами при Председателе ЕЭК поступило 37 проектов: 8 были отобраны, 19 – в работе, 10 – отклонены. На реализацию приоритетных цифровых проектов в бюджете ЕАЭС на 2019 г. предусмотрены средства в размере 500 млн. руб. 30 апреля 2019 г. премьер-министры государств-членов ЕАЭС одобрили запуск проекта «Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий».

В целях эффективного использования научного и инновационного потенциала стран Союза в сфере агропромышленного комплекса в ходе ЕМС 26 мая 2017 г. в Казани утвержден Порядок организации совместных НИОКР в данной отрасли. В ходе заседания ВЕЭС 14 мая 2018 г. в Сочи создан Совет по агропромышленной политике ЕАЭС. Он занимается разработкой общей стратегии развития агропромышленного комплекса и скоординированного продвижения союзной продукции на рынки третьих стран.

В ходе заседания ЕМС 7 марта 2017 г. в Бишкеке главами Правительств был официально закреплен ежегодный статус международного форума «Антиконтрафакт», учрежденного с целью обмена мнениями и налаживания конструктивного диалога по наиболее насущным вопросам борьбы с контрафактом и создания благоприятных условий для добросовестной конкуренции в рамках Союза.

В целях создания единой площадки для взаимодействия представителей бизнеса государств-членов ЕАЭС 21 мая 2015 г. в Астане было подписано Соглашение о создании Делового совета Евразийского экономического союза – постоянно действующего координационно-совещательного органа предпринимательских кругов государств-членов Союза. В состав Делового совета вошли Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Армении, Конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей) Белоруссии, Национальная палата предпринимателей Казахстана, Киргизский союз промышленников и предпринимателей и Российский союз промышленников и предпринимателей. 24 мая 2016 г. на должность Президента Делового совета был назначен бывший председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии В.Б.Христенко.

На заседании ВЕЭС 6 декабря 2018 г. в Санкт-Петербурге была подписана Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, которая дополняет имеющиеся в ЕАЭС договоренности по формированию общих рынков новыми инициативами и сферами сотрудничества государств-членов. В орбиту евразийской интеграции были включены такие темы, как образование и наука, здравоохранение, туризм, спорт, торговое межрегиональное сотрудничество. В Декларации указана необходимость стимулирования научно-технического развития, включая проработку совместных проектов в области зеленых технологий, энергосбережения, энергоэффективности, возобновляемых источников энергии, биоинженерии и нанотехнологий, охраны окружающей среды. Сферы, в которых могут реализовываться кооперационные проекты, дополнены космической деятельностью, ядерными и радиационными технологиями. ЕЭК совместно с правительствами государств-членов поручено разработать и представить на утверждение ВЕЭС до конца 2019 г. проект документа, определяющего стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 г. и раскрывающего конкретные механизмы и мероприятия по реализации Декларации.

Регулярное наполнение получает международная повестка дня Союза.

Подписано Соглашение о международных договорах Евразийского экономического союза с третьими государствами, международными организациями или международными интеграционными объединениями, регулирующее порядок рассмотрения государствами-членами инициатив по заключению международных договоров с третьими сторонами в формате ЕАЭС, деятельность единой переговорной делегации нашего интеграционного объединения, порядок координации позиций государств-членов в ходе соответствующих переговоров. Вступление Соглашения в силу создаст четкие рамки и упорядочит процедуры взаимодействия государств-членов и Евразийской экономической комиссии по вопросам, связанным с торгово-экономическим сотрудничеством Союза с внешними партнерами, будет способствовать более эффективному осуществлению международной деятельности ЕАЭС.

Более 50 государств выразили заинтересованность в торгово-экономическом сотрудничестве с ЕАЭС. Первое соглашение о зоне свободной торговли ЕАЭС заключил 29 мая 2015 г. с Вьетнамом (вступило в силу 5 октября 2016 г.). 17 мая 2018 г. в рамках Астанинского экономического форума было подписано Временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли ЕАЭС-Иран. Завершены переговоры по проекту соглашения о свободной торговле с Сербией, ведутся аналогичные переговоры с Сингапуром, Израилем, Египтом, одобрен запуск переговорного трека по либерализации торговли с Индией. На площадке Комиссии рассматриваются запросы других стран, обратившихся в Комиссию с инициативой о заключении ССТ с ЕАЭС (Иордания, Индонезия, Республика Корея, Камбоджа, Монголия, Тунис, Фарерские острова, Чили и другие страны).

Налажена практика установления Союзом диалоговых механизмов сотрудничества с государствами и интеграционными объединениями, стремящимися к повышению уровня торгово-экономического сотрудничества с ЕАЭС. Подписаны меморандумы о взаимопонимании между ЕЭК и правительствами Монголии, Перу, Чили, Камбоджи, Сингапура, Южной Кореи, Андским сообществом, Марокко, Иорданией, Эквадором, Кубой, Таиландом, Бангладеш, Фарерскими островами, АСЕАН, МЕРКОСУР, Исполкомом СНГ, а также Совместная декларация о сотрудничестве ЕЭК и правительства Греческой Республики. Ведется работа по подготовке аналогичных документов с Индонезией, Брунеем, КАРИКОМ, Африканским союзом, Тихоокеанским альянсом.

В ходе заседания ВЕЭС 16 октября 2015 г. в Казахстане было принято Распоряжение № 3 «О взаимодействии государств-членов Евразийского экономического союза по вопросам сопряжения ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути». Данный документ предполагает взаимодействие стран-участниц Союза  по вопросам участия в китайском проекте ЭПШП, в том числе по вопросам соответствующих двусторонних меморандумов с КНР и параллельно с переговорами по заключению торгово-экономического соглашения в формате ЕАЭС-КНР.

17 мая 2018 г. в рамках Астанинского экономического форума было подписано Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с КНР. Документ регулирует вопросы отраслевого сотрудничества, таможенного регулирования, конкуренции, технического регулирования, охраны прав интеллектуальной собственности, электронной торговли, госзакупок, а также меры защиты внутреннего рынка, санитарные и фитосанитарные меры.

6 июня 2019 г. в Санкт-Петербурге «на полях» Петербургского международного экономического форума  подписано Соглашение об обмене информацией и транспортных средствах международной перевозки, перемещаемых через таможенные границы ЕАЭС и КНР. Оно призвано ускорить процедуры таможенного оформления товаров, ввозимых на таможенные территории Союза и Китая, а также повысит транзитную привлекательность стран-участниц соглашения.

Несмотря на непростой политический контекст, в фокусе внимания остается задача продвижения в диалоге с Евросоюзом инициативы о формировании общего экономического пространства на евразийском континенте. С целью налаживания эффективного взаимодействия в адрес Председателя Еврокомиссии Ж-К.Юнкера в октябре 2015 г. была передана памятная записка «Евразийский экономический союз – Европейский союз: контуры сотрудничества», содержащая предложения по налаживанию диалога между ЕАЭС и ЕС для реализации цели сближения интеграционных процессов в Евро-Атлантике и Евразии. В ответных письмах председателя Еврокомиссии Ж.-К.Юнкера от 16 ноября 2015 г. на имя В.В.Путина, а затем  от 26 февраля 2016 г. на имя Председателя Коллегии ЕЭК В.Б.Христенко сообщалось, что Еврокомиссии поручено «проанализировать возможные варианты сближения ЕС и ЕАЭС». Однако «решение о том, при каких обстоятельствах можно будет продвигаться в данном направлении, находится в руках государств-членов ЕС, и оно должно быть, в частности, синхронизовано с выполнением Минских соглашений».

При этом Еврокомиссия, и Европейская внешнеполитическая служба на уровне своих экспертов проводят контакты с экспертами ЕЭК с целью согласования регулятивных вопросов.

 


[1] На заседании ВЕЭС 31 мая 2016 г. в Астане главы государств-членов достигли неформальной договоренности об использовании аббревиатуры Евразэс в отношении Союза наряду с аббревиатурой ЕАЭС, зафиксированной в Статье 1 Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 г. Ранее аналогичный по звучанию термин – ЕврАзЭС – употреблялся в отношении Евразийского экономического сообщества, прекратившего свою деятельность с 1 января 2015 г.

[2] В связи с конституционной реформой и переходом к парламентской форме правления в Армении 15 марта 2018 г. главами государств-членов ЕАЭС подписан Протокол о внесении изменения в Договор о ЕАЭС от 29 мая 2014 г. Данный документ позволяет премьер-министру Армении участвовать в  заседаниях ВЕЭС и принимать решения.

x
x
Дополнительные инструменты поиска