27.04.1711:24

О Евразийском экономическом союзе

О ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

(ЕАЭС/ЕВРАЗЭС)[

(Справочный материал)

 

В ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета 29 мая 2014 г. в Астане (Казахстан) президентами России, Белоруссии и Казахстана был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе (далее - ЕАЭС).

1 января 2015 г. Договор о ЕАЭС вступил в силу. Государства – члены: Армения (со 2 января 2015 г.), Белоруссия, Казахстан, Киргизия (с 12 августа 2015 г.) и Россия.

ЕАЭС создан на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Казахстана и Белоруссии как международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью. В рамках Союза обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в ключевых отраслях экономики.

Идея создания ЕАЭС была заложена в принятой президентами России, Белоруссии и Казахстана 18 ноября 2011 г. Декларации о евразийской экономической интеграции. В ней зафиксированы цели евразийской экономической интеграции на перспективу, в том числе была провозглашена задача создания Евразийского экономического союза к
1 января 2015 г.

Создание ЕАЭС означает переход к следующей после Таможенного союза и Единого экономического пространства стадии интеграции.

Основными целями Союза являются:

- создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;

- формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;

- всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

Органами Союза определены Высший Евразийский экономический совет (далее – ВЕЭС, уровень глав государств), Евразийский межправительственный совет (далее – ЕМС, уровень глав правительств), Евразийская экономическая комиссия (далее – ЕЭК, постоянно действующий регулирующий орган Союза со штаб-квартирой в Москве) и Суд ЕАЭС
(в Минске). Предусматривается создание к 2025 г. наднационального органа по регулированию финансового рынка (с расположением в Казахстане), который станет базовым элементом формирования общего финансового рынка ЕАЭС.

Председательство в ВЕЭС, ЕМС и Совете ЕЭК (уровень вице-премьеров) осуществляется на ротационной основе в порядке русского алфавита одним государством-членом в течение одного календарного года без права продления (в 2015 г. – Белоруссия, в 2016 г.  – Казахстан, в 2017 г. – Киргизия).

На заседании ВЕЭС 16 октября 2015 г. определены новые численные параметры Коллегии Евразийской экономической комиссии, персональный состав утвержден на заседании ВЕЭС 21 декабря 2015 г. С 1 февраля 2016 г. каждое государство представлено двумя членами Коллегии ЕЭК:

Саркисян Тигран Суренович - Председатель Коллегии (Армения);

Валовая Татьяна Дмитриевна - член Коллегии по интеграции и макроэкономике (Россия);

Жаксылыков Тимур Мекешевич - член Коллегии по экономике и финансовой политике (Казахстан);[2]

Сидорский Сергей Сергеевич - член Коллегии по промышленности и агропромышленному комплексу (Белоруссия);

Никишина Вероника Олеговна - член Коллегии по торговле (Россия);

Корешков Валерий Николаевич - член Коллегии по техническому регулированию (Белоруссия);

Кадыркулов Мукай Асанович - член Коллегии по таможенному сотрудничеству (Киргизия);

 Жунусов Адамкул Орокеевич – член Коллегии по энергетике и инфраструктуре (Киргизия);

Кусаинов Марат Апсеметович - член Коллегии по конкуренции и антимонопольному регулированию (Казахстан); *

Минасян Карине Агасиевна - член Коллегии  по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям (Армения).

Согласно Договору о ЕАЭС (статья 7) Союз наделяется правом осуществлять в пределах своей компетенции международную деятельность, направленную на решение задач, стоящих перед Союзом. Порядок осуществления международного сотрудничества с государствами, международными организациями и международными интеграционными объединениями утвержден Решением ВЕЭС от 23 декабря 2014 г. № 99.

Постоянно действующим судебным органом Союза является Суд                                                                          ЕАЭС, который обеспечивает применение государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза. В состав Суда входят по два судьи от каждого
государства-члена. Срок полномочий судьи – девять лет. Судьи назначаются на должности Высшим Евразийским экономическим советом по представлению государств-членов.

Союз открыт для вступления любого государства, разделяющего его цели и принципы, на условиях, согласованных государствами-членами. Для получения статуса государства-кандидата на вступление в Союз заинтересованное государство направляет соответствующее обращение на имя Председателя Высшего Евразийского экономического совета.

Финансирование деятельности органов Союза осуществляется за счет средств бюджета Союза, формируемого в порядке, определенном Положением о бюджете Евразийского экономического союза. В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Договора о ЕАЭС Высший Евразийский экономический совет утверждает бюджет Союза, который формируется в российских рублях за счет долевых взносов государств-членов (Армения -1,22%, Белоруссия – 4,56%, Казахстан – 7,055%, Киргизия – 1,9%, Российская Федерация – 85,265%).

Решением ВЕЭС от 10 октября 2014 г. утверждено Положение о символике Союза (флаг и эмблема), а также закреплены порядок и условия ее использования.

В ЕАЭС функционирует режим таможенного союза, в рамках которого применяются Единый таможенный тариф и иные единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьими сторонами, действует единый режим торговли, осуществляется единое таможенное регулирование, происходит свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных Договором.

Договором предусмотрены новые механизмы, направленные на развитие единой внешнеторговой политики. Реализуются совместные меры по развитию экспорта товаров государств-членов Союза на рынки третьих стран, включая страхование и кредитование экспорта, международный лизинг, продвижение понятия «товар Евразийского экономического союза» и введение единой маркировки товаров Союза, совместную выставочно-ярмарочную и экспозиционную деятельность.

Перспективным направлением деятельности Союза в области таможенного регулирования является внедрение и развитие механизмов «единого окна». Эта высокотехнологичная инфраструктура разрабатывается в целях оптимизации административных процедур в рамках ЕАЭС и снижения барьеров в сфере внешнеэкономической деятельности. На территории Союза предприниматели смогут однократно представлять документы в стандартизованном виде через единый пропускной канал, для их последующего использования заинтересованными государственными органами. Тем самым будет осуществляться взаимное признание электронных документов, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности.

Сформированное в рамках Союза единое экономическое пространство позволяет государствам-членам проводить координацию экономической политики в отношении ключевых отраслей.

С целью эффективного функционирования ЕАЭС осуществляется согласованная макроэкономическая политика, которая предусматривает разработку и реализацию совместных действий государств-членов Союза в целях достижения сбалансированного развития экономики. В соответствии с Договором основными направлениями проведения согласованной макроэкономической политики является формирование единых принципов функционирования экономик государств-членов Союза, обеспечение их эффективного взаимодействия, а также разработка общих принципов и ориентиров для прогнозирования социально-экономического развития Сторон.

Решением ВЕЭС от 23 декабря 2014 г. № 110 утвержден перечень секторов (подсекторов) услуг, в которых функционирует единый рынок услуг в рамках ЕАЭС. При этом национальный режим заложен как база, т.е. государство обязано принять полноценный национальный режим в отношении поставщика услуг из стран-партнеров без каких-либо ограничений. В дальнейшем Стороны будут стремиться к максимальному расширению этих секторов, в том числе путем поэтапного сокращения изъятий и ограничений.

Государства-члены договорились об осуществлении скоординированной (согласованной) транспортной политики, направленной на обеспечение экономической интеграции, формирование единого транспортного пространства, объединяющего общие рынки транспортных услуг в сферах автомобильного, воздушного, водного и железнодорожного транспорта. В Договоре содержится положение о том, что международные автомобильные перевозки грузов, выполняемые перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств-членов, осуществляются на безразрешительной основе.

Договором также заложены основы для эффективного использования совокупного энергетического потенциала и оптимизации межгосударственных поставок энергетических ресурсов: формирования общего электроэнергетического рынка Союза и обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики в срок до 1 июля 2019 года; поэтапного формирования общего рынка газа Союза и обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа в срок до 1 января 2025 года; формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза и обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов в срок до 1 января 2025 года.

На территориях государств-членов Союза функционирует общий рынок труда; реализуется свобода передвижения рабочей силы. Гражданам государств-членов ЕАЭС, желающим работать в России, Казахстане, Белоруссии, Армении или Киргизии, не требуется оформлять разрешительные документы, такие как патенты или разрешения на работу.

Взаимное признание дипломов, полученных в учебных заведениях государств-членов, производится в автоматическом порядке. Налог на доходы физических лиц внутри ЕАЭС уплачивается по резидентной ставке с первых дней работы по найму. Гражданам стран ЕАЭС не нужно заполнять миграционные карты при пересечении внутренних границ стран ЕАЭС по заграничным паспортам, если срок их пребывания не будет превышать 30 суток с даты въезда. Кроме того, трудящиеся и члены их семьи освобождаются от регистрации (постановки на учет) в органах внутренних дел на срок пребывания до 30 суток.

Другая важнейшая особенность Договора о ЕАЭС - возможность применения национального режима для граждан государств-членов в части социального обеспечения, в том числе медицинского обслуживания. В каждой стране ЕАЭС медицинские услуги, гарантированные государством, в равной степени доступны всем гражданам стран Союза (речь идет, в первую очередь, о бесплатном оказании услуг по скорой медицинской помощи).

 

[1] На заседании Высшего Евразийского экономического совета
31 мая 2016 г. в Астане главы государств-членов достигли неформальной договоренности об использовании аббревиатуры ЕВРАЗЭС в отношении Союза наряду с аббревиатурой ЕАЭС, зафиксированной в Статье 1 Договора о Евразийском экономическом союзе от
29 мая 2014 г. Ранее аналогичный по звучанию термин – ЕврАзЭС – употреблялся в отношении Евразийского экономического сообщества, прекратившего свою деятельность с 1 января 2015 г.

 

* Назначен на должность Решением Высшего Евразийского экономического совета от 14 апреля 2017 г. в связи с досрочным прекращением полномочий Члена Коллегии ЕЭК Т.М.Сулейменова, который занял пост Министра национальной экономики Республики Казахстан.

* Назначен на должность Решением Высшего Евразийского экономического совета от 14 апреля 2017 г. в связи с досрочным прекращением полномочий Члена Коллегии ЕЭК Н.Ш.Алдабергенова, который занял пост Руководителя Канцелярии премьер-министра Республики Казахстан.

 

 

x
x
Дополнительные инструменты поиска