27.04.1710:30

Об актуальном этапе евразийской экономической интеграции

 

 

(Справочный материал)

 

1 января 2015 г. вступил в силу подписанный президентами Белоруссии, Казахстана и России в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) 29 мая 2014 г. в Астане Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС)[*].

С присоединением к ЕАЭС Армении (2 января 2015 г.) и Киргизии     (12 августа 2015 г.) полноправными членами Союза являются пять государств. Таким образом сформирован единый рынок c емкостью более 182 млн. потребителей и совокупным ВВП свыше 2,2 трлн. долларов США.

Евразийский экономический союз является эффективным, отвечающим современным требованиям интеграционным объединением. В его рамках создаются условия для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения благосостояния населения, их всесторонней модернизации и повышения конкурентоспособности в глобальном масштабе. При его создании учитывался как собственный опыт интеграционного взаимодействия государств-членов, прежде всего, в рамках СНГ, ЕврАзЭС, Таможенного союза и Единого экономического пространства, так и передовой международный опыт, включая практику ВТО.

В пределах таможенной территории Союза во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера. Реализуются четыре свободы – движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы. Функционирование Евразийского экономического союза предполагает координацию экономической политики государств-членов в ключевых отраслях – финансовый сектор, транспорт и энергетика, промышленность и агропромышленный комплекс, торговля.

В 2015-2017 годах проведено четырнадцать заседаний руководящих органов ЕАЭС: пять заседаний Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств и девять заседаний Евразийского межправительственного совета (ЕМС) на уровне глав правительств. На регулярной основе проводятся заседания Совета ЕЭК на уровне вице-премьеров.

На заседании ВЕЭС 31 мая 2016 г. принято решения о создании вспомогательного органа ЕАЭС – Совета руководителей уполномоченных органов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Планируется создать аналогичные структуры, которые объединили бы руководителей ведомств государств-членов ЕАЭС в области аккредитации и стандартизации.

Расширяется договорно-правовая база Союза. В развитие Договора о Евразийском экономическом союзе приняты Основные ориентиры макроэкономической политики государств-членов ЕАЭС на 2017-2018 гг., Соглашение о порядке принятия в ЕАЭС новых членов и прекращении членства в ЕАЭС, Основные направления международной деятельности на 2017 г., Подходы  к развитию торгово-экономического сотрудничества с основными партнерами  ЕАЭС на среднесрочную перспективу, Программа поэтапной либерализации автомобильных перевозок грузов в рамках ЕАЭС на период 2016-2025 гг., концепции формирования общих рынков нефти, нефтепродуктов и газа, Программа формирования общего электроэнергетического рынка, Основные направления реализации согласованной транспортной политики, Положение о внешнем аудите в органах ЕАЭС, План мероприятий по реализации механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности.

Продолжается работа над проектом Соглашения о международных договорах ЕАЭС с третьими странами, их интеграционными объединениями и международными организациями.

Одним из успешных примеров работы Союза является завершение многолетней сложной работы над новым таможенным кодексом ЕАЭС. В настоящее время Кодекс проходит в странах Союза внутригосударственные процедуры, необходимые для его вступления в силу. Этот комплексный документ придет на смену Таможенному кодексу Таможенного союза, принятому в 2009 году. Он создает необходимые основы для полноформатного осуществления единого таможенного регулирования в рамках ЕАЭС. В новый кодекс заложены передовые подходы к информатизации таможенных операций, вводится более удобный для бизнеса алгоритм взаимодействия с госорганами. В настоящий момент документ направлен сторонам для прохождения внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

В 2016 г. завершен процесс формирования общих рынков лекарственных средств и медицинских изделий. На смену национальным нормам принят пакет из более 40 документов, регламентирующих весь цикл обращения этой продукции на таможенной территории Союза.  Это позволит сделать эти социально значимые рынки более прозрачными, снизить цены на товары для потребителя и эффективнее бороться с контрафактной продукцией.

Продолжается работа по формированию единого рынка услуг. Действующие на территории Союза унифицированные правила в 43 секторах услуг (что составляет около 50% от общего объема услуг, предоставляемых в рамках ЕАЭС) позволили максимально упростить процедуры ведения бизнеса: предпринимателям нет необходимости проходить повторно процедуру учреждения в другом государстве ЕАЭС, получать разрешения на деятельность и на работу своих сотрудников. Перечень секторов, в которых должны обеспечиваться правила единого рынка услуг, подлежит поэтапному и согласованному расширению. Так, Решением ВЕЭС от 16 октября 2015 г. определен перечень из 21 сектора услуг, формирование единого рынка которых будет происходить в соответствии с планами либерализации (в течение переходного периода).

С 12 августа 2016 г. в ЕАЭС реализуется пилотный проект по маркировке изделий из натурального меха. Система маркировки создана в целях контроля за оборотом товаров и обеспечением легальности импорта и производства на территориях государств-членов ЕАЭС. Первые месяцы реализации проекта доказали его высокую эффективность. Стоимостной объем рынка меховых изделий составил 17 млрд. руб, в 2 раза превысив показатель за 2015 г., при этом около 20% участников легализовали свой бизнес (начали предоставлять отчетность в налоговые органы).  Благодаря успешному опыту реализации пилотного проекта началась работа по расширению номенклатуры товаров, подлежащих маркировке.

В ходе заседания ЕМС 7 марта 2017 г. в Бишкеке главами Правительств был официально закреплен ежегодный статус международного форума «Антиконтрафакт», учрежденного с целью обмена мнениями и налаживания конструктивного диалога по наиболее насущным вопросам борьбы с контрафактом и создания благоприятных условий для добросовестной конкуренции в рамках Союза.

13 апреля 2016 г. ЕМС утвердил Положение о формировании евразийских технологических платформ. Задачей данных структур является обеспечение системной работы по аккумулированию передовых национальных и мировых достижений научно-технического развития, мобилизации научного потенциала государств-членов для решения прикладных задач по разработке инновационных продуктов и технологий, а также их внедрению в промышленное производство.

В целях повышения доли продукции с высокой добавленной стоимостью в структуре ВВП экономик государств-членов ЕАЭС Решением Совета ЕЭК от 18 октября 2016 г. утвержден перечень приоритетных евразийских технологических платформ (в сфере космоса, медицины, информационно-коммуникационных технологий и др.).

26 декабря 2016 г. в Санкт-Петербурге главами государств-членов ЕАЭС подписано совместное заявление о формировании цифровой повестки Союза, призванное обеспечить тесное сотрудничество в вопросах построения новой экономики, ориентированной на производство наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью.

Еще одним инструментом обеспечения перехода государств-членов ЕАЭС к инновационной модели развития будет служить Евразийский инжиниринговый центр. Концепция его создания была утверждена ЕМС
13 апреля 2016 г. Появление инжинирингового центра расширит возможности взаимодействия между предприятиями в государствах - членах ЕАЭС и будет способствовать модернизации промышленных производств за счет применения инновационного станкостроительного оборудования, выпускаемого на территории Союза.

В целях создания единой площадки для взаимодействия представителей бизнеса государств-членов ЕАЭС 21 мая 2015 г. в Астане было подписано Соглашение о создании Делового совета Евразийского экономического союза – постоянно действующего координационно-совещательного органа предпринимательских кругов государств-членов Союза. В состав Делового совета вошли Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Армении, Конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей) Белоруссии, Национальная палата предпринимателей Казахстана, Киргизский союз промышленников и предпринимателей и Российский союз промышленников и предпринимателей. 24 мая 2016 г. на должность Президента Делового совета был назначен бывший председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии В.Б.Христенко.

Совершенствуется структура и порядок работы органов ЕАЭС. В соответствии с Решением ВЕЭС от 16 октября 2015 г. с 1 февраля 2016 г. каждое государство представлено двумя членами Коллегии ЕЭК. Председателем Коллегии назначен представитель Армении Тигран Суренович Саркисян.

Регулярное наполнение получает международная повестка дня Союза.

В ходе заседания ВЕЭС 14 апреля 2017 г. в Бишкеке рассмотрена заявка Молдавии на получение статуса государства-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе. Члены Высшего совета приветствовали намерение Кишинёва более плотно взаимодействовать с Союзом и приняли решение, в соответствии с которым обращение Молдавии будет одобрено после утверждения Положения о статусе государства-наблюдателя при ЕАЭС.

В ЕЭК поступило около 50 предложений об установлении преференциального режима торговли. Первое соглашение о зоне свободной торговли ЕАЭС заключил 29 мая 2015 г. с Вьетнамом (вступило в силу
5 октября 2016 г.). Запущен переговорный процесс о создании ЗСТ с Израилем, на завершающем этапе находится разработка директив на переговоры об унификации торгового режима с Сербией, одобрено начало переговорного процесса по заключению ССТ с Египтом, Индией, Ираном и Сингапуром.  

Одновременно государствами-членами ЕАЭС на площадке Комиссии изучаются запросы ряда стран, в частности, Таиланда, Иордании, Брунея, обратившихся в Комиссию с инициативой о заключении ССТ с ЕАЭС. Заинтересованность в либерализации торговли с ЕАЭС проявляет Индонезия.

Налажена практика установления Союзом диалоговых механизмов сотрудничества с государствами и интеграционными объединениями, стремящимися к повышению уровня торгово-экономического сотрудничества с ЕАЭС. В 2015-2016 гг. были подписаны меморандумы о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и правительствами Монголии, Перу, Чили, Камбоджи, Сингапура и Южной Кореи. Ведется работа по подготовке аналогичных документов с Бангладеш, Эквадором, МЕРКОСУР, Андским сообществом, КАРИКОМ и Африканским союзом. Интерес к формализации отношений с ЕЭК проявляет Тихоокеанский альянс.

8 мая 2015 г. в ходе заседания ВЕЭС в Москве было принято решение «О начале переговоров с КНР по заключению соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве». Первый раунд переговоров по проекту соглашения состоялся в Москве 17-19 октября 2016 г., второй раунд - в Пекине 11-13 января 2017 г. Как ожидается, будущее соглашение откроет дополнительные возможности для выведения торгово-экономического сотрудничества Союза с Китаем на качественно новый уровень.

Параллельно с подготовкой к переговорам по проекту соглашения с КНР на площадке Евразийской экономической комиссии во исполнение распоряжения ВЕЭС от 16 октября 2015 г. «О взаимодействии государств-членов Евразийского экономического союза по вопросам сопряжения ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути» проводится формирование «банка данных» проектов, имеющих интеграционный эффект и представляющих интерес для государств-членов, а также запуск отраслевых диалогов в формате ЕАЭС-КНР.

Несмотря на непростой политический контекст в фокусе внимания остается задача продвижения в диалоге с Евросоюзом инициативы о формировании общего экономического пространства на евразийском континенте. С целью налаживания эффективного взаимодействия в адрес Председателя Еврокомиссии Ж-К.Юнкера в октябре 2015 г. была передана памятная записка «Евразийский экономический союз – Европейский союз: контуры сотрудничества», содержащая предложения по налаживанию диалога между ЕАЭС и ЕС для реализации цели сближения интеграционных процессов в Евро-Атлантике и Евразии. В ответных письмах председателя Еврокомиссии Ж.-К.Юнкера от 16 ноября 2015 г. на имя В.В.Путина, а затем  от 26 февраля 2016 г. на имя Председателя Коллегии ЕЭК В.Б.Христенко сообщалось,  что Еврокомиссии поручено «проанализировать возможные варианты сближения ЕС и ЕАЭС». Однако «решение о том, при каких обстоятельствах можно будет продвигаться в данном направлении, находится в руках государств-членов ЕС, и оно должно быть, в частности, синхронизовано с выполнением Минских соглашений».

10 ноября 2015 г. Договор о ЕАЭС был зарегистрирован в Секретариате ООН.

                                                                    

[*] На заседании Высшего Евразийского экономического совета
31 мая 2016 г. в Астане главы государств-членов достигли неформальной договоренности об использовании аббревиатуры ЕВРАЗЭС в отношении Союза наряду с аббревиатурой ЕАЭС, зафиксированной в Статье 1 Договора о Евразийском экономическом союзе от
29 мая 2014 г. Ранее аналогичный по звучанию термин – ЕврАзЭС – употреблялся в отношении Евразийского экономического сообщества, прекратившего свою деятельность с 1 января 2015 г.

 

x
x
Дополнительные инструменты поиска