Слайдер Главная

Новостная лента

12.10.1814:26 Выступления заместителей Министра / Новости / Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)

Выступление заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации О.В.Сыромолотова на международной конференции высокого уровня «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху», Минск, 9 октября 2018 года

1916-12-10-2018

  • en-GB1 ru-RU1

Уважаемый г-н Министр,

Уважаемые участники конференции,

Признательны белорусским друзьям и коллегам из ОБСЕ за организацию столь представительной международной конференции по актуальным вопросам противодействия международному терроризму.

Уровень теругроз сегодня остается беспрецедентно велик. Ситуацию усугубляет и тот факт, что в международном антитеррористическом сотрудничестве  по-прежнему сохраняются «двойные стандарты» в отношении террористов и экстремистов. Государства все больше расходятся в своих подходах к задачам борьбы с терроризмом. Данным обстоятельством умело пользуются террористы, которые избегают ответственности за варварские преступления.

Россия обладает уникальным и успешным опытом противодействия международному терроризму, в том числе на собственной территории, на Северном Кавказе. Наш успех был закреплен целым комплексом законодательных, политических, правоохранительных, социально-экономических мероприятий, мерами укрепления общественного, межнационального согласия. Мы создали общегосударственную систему противодействия терроризму и продолжаем модернизировать профильное законодательство и практику.

Готовы делиться этим опытом со всеми заинтересованными международными партнерами, в том числе в ОБСЕ.

Мы вновь продемонстрировали свои наработки в сфере обеспечения антитеррористической защищенности крупных международных мероприятий, организовав на самом высоком уровне безопасное проведение летом 2018 года Чемпионата мира по футболу. Это – большая заслуга российских компетентных ведомств. Признательны иностранным коллегам, которые участвовали в этой работе. 

Именно исходя из собственного богатого и выверенного опыта контртерроризма Россия выступает за соблюдение ряда фундаментальных позиций в борьбе с терроризмом как в национальных границах, так и в рамках профильного международного сотрудничества. Отстаиваем главную роль государств и их компетентных органов во всех этих усилиях. Указываем, что эффективное международное антитеррористическое сотрудничество невозможно без соблюдения Устава ООН, принципов суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств.

При этом приветствуем развитие «государственно-частного партнерства» с гражданским обществом в вопросах антитеррора, но только с учетом традиционных исторических, социально-культурных особенностей каждого государства и общества. И никогда – через голову суверенных государственных структур.

Современный уровень теругроз требует именно такого разделения антитеррористических задач. Только государства и их военные структуры смогли справиться с международным терроризмом, доросшим до масштабов «террористического псевдогосударства». Сегодня в Сирии при поддержке, прежде всего, российских вооруженных сил сирийская армия вернула под контроль официальных властей почти всю территорию, уничтожила более 86 тысяч боевиков «теринтернационала», в том числе 4,5 тысячи выходцев из России и стран СНГ, лишила террористов опорных баз. Миллионы сирийских граждан получили возможность вернуться к мирной жизни.

Еще рано говорить о «капитуляции» международного терроризма. Тергруппировки продолжают активное сопротивление, меняют тактику, уходя «в подполье», усиливают пропагандистскую и вербовочную активность, создают т.н. «спящие ячейки». Продолжается исход из «горячих точек» иностранных террористов-боевиков в страны их гражданской принадлежности или в третьи государствах. Сильнейшим фактором выживания террористов и формирования ими новых очагов остается террористическая идеология, умело распространяемая в глобальном цифровом пространстве.

Не раз указывали на порочные последствия «абсолютизации» западными государствами права на «свободу выражения», по сути, играющие на руку террористам и их пособникам, идеологам и пропагандистам. Пример такой двурушнической линии некоторых стран – поддержка «псевдогуманитарной» организации «Белые каски», в тесной связи с террористами осуществляющей информационно-пропагандистские провокации в Сирии.

Российская Федерация предлагает приступить к предметному обсуждению, в том числе в ОБСЕ, выдвигаемой нашей страной концепции «добровольных контртеррористических самоограничений в СМИ и для официальных лиц». Считаем, что в рамках свойственных им функций СМИ и другим важным источникам публичной информации, в частности, политикам, представителям государств, деятелям науки и культуры, религиозным лидерам, важно выработать специальный «кодекс поведения», который включал бы воздержание от провоцирования или нагнетания негативного информационного контекста, способного вызвать ведущую к терроризму радикализацию общественных и политических, а также индивидуальных настроений.

Бесполезно бороться с терроризмом без перекрытия каналов его финансирования и материально-технической поддержки, в том числе за счет продукции военного назначения. С успехом провели в Москве 3-4 сентября международную конференцию «Противодействие незаконным поставкам оружия в контексте борьбы с международным терроризмом». Благодарим  международных партнеров, включая ОБСЕ, за участие в данном мероприятии. Планируем представить результаты этой дискуссии на профильных международных площадках – в первую очередь, в ООН и ФАТФ.

У России есть конкретные инициативы в пользу недопущения серьезнейших преступлений в информационном пространстве. В ходе 73-й сессии Генассамблеи ООН в этом году внесем два проекта резолюций – в пользу принятия первоначального перечня универсальных правил ответственного поведения государств в информационном пространстве, а также по противодействию использованию ИКТ в преступных целях. Призываем государства-участники ОБСЕ поддержать указанные российские проекты резолюций в сфере ИКТ и присоединиться к их соавторству.  

В заключение, несколько слов о нашем взаимодействии по вопросам контртерроризма в ОБСЕ. Нам не всегда понятна логика активности ОБСЕ в этой сфере, когда, являясь крупнейшим региональным межгосударственным форумом по вопросам коллективной безопасности, Организация часто тратит силы, время и ресурсы на продвижение откровенно второстепенных тем. Так получается с откровенным «размыванием» важнейших задач антитеррора аморфной и неконсенсусной концепцией «противодействия насильственному экстремизму» (ПНЭ). Напомню, что эта концепция так и не получила консолидированного одобрения в ООН.  Не раз указывали, что под предлогом «наилучшего опыта» в сфере ПНЭ государствам навязываются некие международные «стандарты» перевоспитания гражданского общества через голову законных властей, с привлечением «независимых международных экспертов».  Именно так в итоге получаются опасные сценарии незаконного вмешательства во внутренние дела государств, которые только усугубляют угрозы экстремизма и терроризма.

Тем не менее, на фоне пробуксовки многих других региональных форматов сотрудничества ОБСЕ сохраняет за собой роль форума для диалога и согласования решений по ключевым вопросам безопасности. В этом плане считаем очень полезной площадкой ежегодные антитеррористические конференции ОБСЕ. Более того, на наш взгляд, есть еще возможности для повышения антитеррористического профиля Организации – прежде всего, в рамках укрепления межгосударственного диалога, создания для него дополнительных механизмов. Планируем подготовить к предстоящему Совету министров иностранных дел ОБСЕ в Милане соответствующие предложения. Надеемся на их поддержку всеми государствами-участниками Организации.

Российская сторона серьезно подготовилась к участию в конференции, во всех трех ее тематических сессиях. Высококвалифицированные эксперты наших ведомств развернуто представят российский опыт в сфере противодействия терроризму и его предупреждения как в «онлайн»-среде, так и в реальном пространстве, «на земле».

Желаю продуктивной работы участникам конференции.

Благодарю за внимание.

 

Карты

Россия в системе международных отношений