Слайдер Главная

Новостная лента

14.06.1818:35 Новости

Выступление заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации С.А.Рябкова на Конференции, приуроченной к 50-летию открытия для подписания ДНЯО, Москва, 14 июня 2018 года

1153-14-06-2018

  • en-GB1 ru-RU1

 

Наша с Вами конференция приурочена к знаменательному событию мирового масштаба – пятидесятилетней годовщине открытия для подписания Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), которое мы все будем отмечать 1 июля.

Значение этого Договора для обеспечения международного мира и безопасности невозможно переоценить. ДНЯО сыграл ключевую роль в предотвращении распространения ядерного оружия, заложил основу для последовательного движения по пути разоружения, прежде всего ядерного, и развития широкого международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. Его по праву можно считать примером эффективности многосторонней дипломатии, эталоном взаимодействия мирового сообщества в решении глобальных международных проблем.

На сегодняшний день ДНЯО объединяет 191 государство. В нем не состоят лишь Индия, Пакистан, Израиль и недавно получивший независимость Южный Судан. КНДР, которая не выполнила должным образом требования о выходе, формально считается участником этого Договора. Все страны, присоединившиеся к ДНЯО, добровольно согласились со всеми его положениями, включая закрепление за пятью постоянными членами Совета Безопасности ООН статуса официально признанных ядерных государств.

По экспертным оценкам, не будь ДНЯО, ядерным оружием к настоящему моменту теоретически могли бы обзавестись до 50 стран. И хотя полностью исключить появления новых государств с военным ядерным потенциалом всё же не получилось, Договор существенным образом ограничил политические и экономические возможности для создания или приобретения ядерного оружия.

Решение Обзорной конференции 1995 года о бессрочном продлении Договора позволило придать ДНЯО постоянный характер, обеспечить предсказуемость и устойчивость его функционирования, защитило от влияния политической конъюнктуры и  открыло широкие перспективы для укрепления Договора.

Сегодня с опорой на ДНЯО успешно функционирует целая система эффективных норм и механизмов по предотвращению распространения ядерного оружия, в совокупности и составляющих международный режим нераспространения ядерного оружия. Этот режим постоянно развивается и адаптируется к новым реалиям, сохраняя свою востребованность и способность адекватно реагировать на современные вызовы и угрозы в области ядерного нераспространения.

Пятьдесят лет существования ДНЯО убедительно доказали действенность сбалансированной структуры содержащихся в нём обязательств по трем ключевым составляющим – ядерное нераспространение, мирное использование атомной энергии и разоружение. Практически все решения в рамках обзорного процесса ДНЯО опирались на этот важнейший принцип, включая План действий 2010 года, и его сохранение является залогом успешного функционирования Договора в будущем.

Несмотря на неоспоримые успехи, которых удалось добиться благодаря ДНЯО, на протяжении всего периода своего существования Договор подвергался серьёзным испытаниям на прочность. К сожалению, и к пятидесятилетнему рубежу мы подходим в очень непростых условиях. Существенное негативное влияние на ситуацию внутри ДНЯО оказывает международная обстановка, которая характеризуется сегодня ростом стратегической непредсказуемости, напряженности и конфликтности, недоверия между государствами, отказом от коллективных механизмов сотрудничества, расшатыванием самих международно-правовых основ.

В рамках Договора мы наблюдаем углубление противоречий между ядерными и неядерными государствами, усиление разногласий и внутри этих групп стран. Подрыву и ревизии подвергаются общепризнанные нормы и механизмы в области ядерного нераспространения. Свои конъюнктурные интересы некоторые государства ставят выше задач укрепления режима нераспространения ядерного оружия. Именно такой подход, в частности, стал причиной безрезультатного завершения обзорной Конференция 2015 года, когда США, Великобритания и Канада безответственно заблокировали принятие её итогового документа.

В ходе недавно прошедшей в Женеве второй сессии Подготовительного комитета Конференции 2020 года по рассмотрению действия ДНЯО проявились и новые пагубные тенденции, провоцирующие «разогрев» ситуации в рамках ДНЯО. В частности, были предприняты попытки использовать обзорный процесс в качестве «трибуны» для оказания  беспринципного политического давления на отдельные государства, включая даже Россию. Под надуманными предлогами на площадку ДНЯО стали привноситься темы, не имеющие никакого отношения к Договору. Среди них - вопросы химического оружия.

Всё это серьёзно усложняет и без того непростую ситуацию внутри Договора, где противоречия по отдельным вопросам повестки дня сохраняются и даже усиливаются. Одна из таких тем – ядерное разоружение. Этой проблематике  в последние годы, в том числе под давлением группы государств, выступающих за скорейший и безусловный отказ от ядерных арсеналов, уделяется в рамках обзорного процесса приоритетное внимание. Мы понимаем благородные мотивы, которыми руководствуются эти страны. Вместе с тем, подобные инициативы представляются преждевременными и дезориентируюшими. Сокращение ядерных арсеналов происходит не в вакууме, а в условиях современного мира, который становится всё более турбулентным и непредсказуемым. Поэтому мы призываем подходить к задаче ядерного разоружения трезво и реалистично. Ядерное разоружение слишком серьёзный, крайне сложный и исключительно ответственный процесс, чтобы позволить и сюда привносить эмоции.

Исходим из незыблемости положений статьи VI ДНЯО в её взаимосвязи с соответствующими частями преамбулы Договора. Достижение прекращения производства ядерного оружия, уничтожение всех существующих его запасов и исключение ядерного оружия и средств его доставки из национальных арсеналов по определению просто не может обеспечиваться в отрыве от усилий по заключению Договора о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем. Движение в направлении ядерного разоружения должно быть взвешенным и поэтапным, с твёрдой опорой на укрепление международной безопасности и стабильности, а также основополагающий принцип неизменного повышения уровня равной и неделимой безопасности для всех. Необходимо подключение к соответствующим усилиям всех без исключения государств, а в первую очередь тех из них, кто уже обладает военным ядерным потенциалом.

Что касается России, то наша страна строго выполняет все свои обязательства в сфере ядерного разоружения. В русле статьи VI Российская Федерация за последние тридцать лет внесла беспрецедентно значимый вклад в продвижение к безъядерному миру, сократив размеры своего ядерного потенциала на 85 процентов. Мы также в четыре раза сократили количество нестратегических ядерных вооружений и перевели такое оружие в категорию неразвёрнутого, сосредоточив его на базах центрального хранения в пределах национальной территории.

Для дальнейшего развития процесса ядерного разоружения необходимо сосредоточить усилия международного сообщества, прежде всего на решении актуальных проблем в области международной безопасности и стабильности. Среди них – выход из Договора по ПРО, а затем ничем не ограниченное одностороннее развёртывание систем глобальной противоракетной обороны США, отказ от ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), разработка высокоточных стратегических наступательных вооружений в неядерном оснащении, перспектива вывода ударных вооружений в космос, нарастающие количественные и качественные дисбалансы в сфере обычных вооружений. Наращивание неурегулированности всех этих проблем разрушает доверие между государствами и, по сути, сводит на нет все разоруженческие усилия.

Исключительно важная роль в усилиях по ограничению и сокращению ядерных вооружений принадлежит ДВЗЯИ, который был призван создать надёжный заслон на пути распространения и совершенствования ядерного оружия. Отказ США от линии на его ратификацию и создание у себя условий для ускоренного возобновления ядерных испытаний наносят серьёзнейший удар по Договору. К сожалению, сегодня большинство государств постыдно умалчивают об этой проблеме, ограничиваясь лишь прежними дежурными фразами в поддержку Договора, делают вид, как будто отказ США от ратификации ДВЗЯИ не так уж и катастрофичен. На самом деле всё куда серьёзнее. Необходим объективный анализ ситуации вокруг ДВЗЯИ и принятие адекватных мер по формату участия в уже созданных структурах государства, которое ратифицировать Договор и не собирается.

Другой острой темой в рамках ДНЯО является создание на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного и других видов оружия массового уничтожения (ЗСОМУ). Арабские государства крайне озабочены отсутствием прогресса с выполнением резолюции 1995 года по Ближнему Востоку. Ситуация осложняется тем, что США после проведенного ими обзора своей внешней политики ставят под сомнение возможность продолжения работы по ЗСОМУ в рамках ДНЯО и обставляют дальнейший прогресс на этом направлении целым рядом предварительных условий, в том числе не имеющих никакого отношения к Договору и резолюции 1995 года. Такая линия одного из соавторов резолюции 1995 года по Ближнему Востоку вызывает крайне негативную реакцию внутри ДНЯО. На ПК-2 ДНЯО в Женеве три региональные группы – Арабская, Африканская и ДН – выступили с жёсткой критикой линии Вашингтона по ЗСОМУ.

Очевидно, что данная проблематика станет одной из центральных на Обзорной конференции 2020 года. Если на ней не удастся согласовать дальнейшие шаги на этом направлении, последствия могут быть самыми серьёзными. Россия как соавтор резолюции 1995 года по Ближнему Востоку привержена безусловному выполнению обязательств по ней и готова к взаимодействию со всеми заинтересованными сторонами по возобновлению диалога в целях созыва Конференции по ЗСОМУ. Хорошей основой для такого решения служат представленные Россией в прошлом году в Вене предложения в отношении выстраивании работы по созыву Конференции по ЗСОМУ, которые нашли широкую поддержку среди участников Договора.

На фоне повышенного внимания к проблематике ядерного разоружения на второй план в рамках обзорного процесса ДНЯО смещаются вопросы нераспространения ядерного оружия, гарантий МАГАТЭ и мирного использования атомной энергии. Хотя эти темы являются не менее значимыми и сложными, требующими внимательного рассмотрения и принятия необходимых решений.

Основой проверки выполнения государствами их обязательств по ДНЯО была и остается система гарантий МАГАТЭ. Доверие государств-участников к контрольному механизму Агентства является ключевым фактором устойчивости режима нераспространения ядерного оружия. Необходимо последовательно укреплять систему гарантий МАГАТЭ, прежде всего за счёт постепенной универсализации Дополнительного протокола, заключение которого остается сугубо добровольным делом каждого государства-участника ДНЯО. При этом реформы, модификации и «эволюция» гарантий были бы оправданы только в том случае, если сама система останется объективной, деполитизированной, технически обоснованной, понятной для государств-членов и основанной на правах и обязанностях сторон в соответствии с заключенными ими соглашениями с Агентством. Внедрение в процесс осуществления гарантий субъективных элементов неизбежно повлечет за собой неустойчивость контрольного механизма МАГАТЭ к политической конъюнктуре, а значит – размывание фундаментального принципа невмешательства во внутренние дела государств. Это может привести к пагубным последствиям как для системы гарантий, так и для ДНЯО в целом.

Реформа создает риск, что в процесс оценки выполнения государствами их обязательств по нераспространению может быть привнесена несоответствующая действительности информация из открытых источников и от т.н. «третьих сторон» (спецслужб различных заинтересованных государств). При этом проект выводов о выполнении государствами их нераспространенческих обязательств как и до реформы готовится международными чиновниками внутри Секретариата МАГАТЭ, и эта практика не изменится. Просто в таком случае от субъективного мнения этих чиновников, от их доверия или недоверия к тому или иному источнику информации зависел бы характер весьма важных выводов по гарантиям. Иными словами, процесс, который раньше был техническим, может превратиться в политический.

Убеждены, что самый плотный политический контроль со стороны государств-членов МАГАТЭ за реформой системы гарантий – это благо и залог долговременной устойчивости основанного на ДНЯО режима нераспространения ядерного оружия. Для сохранения доверия к системе гарантий исключительно важна транспарентность Секретариата Агентства в отношении всех значимых параметров реформы. На наш взгляд, выводы по гарантиям должны делаться исключительно на основании той информации, достоверность которой Секретариат МАГАТЭ готов отстаивать в открытой дискуссии в директивных органах Агентства. Сведения, достоверность которых не может быть доказана таким образом, а также оценочные суждения, наподобие «very likely» или «highly likely» не могут приниматься в расчет при подготовке заключений по гарантиям.

Ядерное нераспространение идет рука об руку с освоением мирных атомных технологий и является залогом дальнейшего продвижения по пути развития атомной науки и энергетики. Возрастающий интерес к мирному атому, а в особенности – к мирной атомной энергетике – это мощная и объективная тенденция современности. Сегодня в мире эксплуатируется свыше 450 атомных энергоблоков, еще 55 находятся в стадии строительства. Растет также заинтересованность в развитии проектов технического сотрудничества, а также в неэнергетическом применении ядерных технологий.

Россия является самой последовательной сторонницей максимально широкого использования атомной энергии в мирных целях. Убеждены, что все механизмы, которые необходимы для преодоления связанных с этим рисков распространения, уже созданы и работают достаточно эффективно. Именно поэтому наша страна является одним из самых активных участников международного взаимодействия в области мирного атома. В настоящий момент Госкорпорация «Росатом» осуществляет за рубежами России проекты, направленные на сооружение 33 новых атомных энергоблоков. Мы поставляем нашим партнёрам исключительно безопасные и устойчивые с точки зрения распространения легководные атомные реакторы. Активно развиваем технологии замкнутого ядерного топливного цикла. Являемся крупнейшим производителем обогащенного уранового продукта и крупным поставщиком радиоактивных изотопов.

Особенность российского подхода в том, что наша страна не просто поставляет партнёрам ядерный или иной радиоактивный материал, или атомное энергетическое оборудование. Мы помогаем нашим партнёрам в создании целой атомной отрасли, включающей в себя науку, обеспечение ядерной и физической ядерной безопасности, а также подготовку национальных кадров. Мы уделяем особое внимание взаимодействию с неядерными государствами-участниками ДНЯО и должному учёту нужд развивающихся районов мира. Тем самым, Россия как никто другой способствует практической реализации статьи IV ДНЯО.

Серьезным вызовом режиму ДНЯО можно считать действия США по выходу из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы, который единодушно был признан всеми участниками Договора ключевым достижением в области ядерного нераспространения, примером решения сложных нераспространенческих проблем с опорой именно на ДНЯО. Предусмотренные СВПД меры, включая меры верификации и контроля, а также механизмы обмена информацией, носят беспрецедентный характер и дают надежную гарантию исключительно мирного характера ядерной программы Тегерана.

Важно понимать, что столь вольное обращение Вашингтона с международными соглашениями, включая одностороннюю корректировку своих национальных, но переставших быть удобными «обязательств», способно привести к самым тяжелым последствиям для режима ядерного нераспространения. Ситуация вокруг СВПД может иметь негативную проекцию на появившиеся перспективы  урегулирования ядерной проблемы Корейского полуострова, добавить в атмосферу контактов участников конфликта дополнительные элементы тревожности, взаимного недоверия и подозрения.

Россия, стоявшая ещё у истоков ДНЯО и являющаяся одним из депозитариев Договора, чувствует особую ответственность за его судьбу. Для обеспечения целостности и устойчивого функционирования ДНЯО важно предпринимать последовательные усилия для оздоровления общей атмосферы конструктивности и взаимодействия внутри Договора, добиваться сближения позиций по различным вопросам повестки дня обзорного процесса, избегать ненужной политизации, проявлять крайнюю осмотрительность в любых предпринимаемых действиях как в отношении ДНЯО, так и других международных договоренностей, разрабатываемых с опорой на ДНЯО.

Россия будет и далее неуклонно работать со всеми заинтересованными государствами, кому небезразлично будущее Договора, в интересах его дальнейшего устойчивого функционирования и укрепления.

 

Карты

Россия в системе международных отношений