Новости ООН

30.04.1911:57

Выступление делегации Российской Федерации на третьей сессии Подготовительного комитета Конференции 2020 года по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия (общие прения), Нью-Йорк, 29 апреля 2019 года

903-30-04-2019

  • en-GB1 ru-RU1

Уважаемый господин Председатель,

Уважаемые коллеги,

1 июля 2018 года мы отметили 50-летие открытия для подписания Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). С совместным заявлением о твердой поддержке ДНЯО в июне прошлого года выступили мининдел «тройки» депозитариев (Великобритания, Россия и США).

50-летний рубеж вступления ДНЯО в силу, к которому мы подойдем в следующем году, напоминает о неоспоримом вкладе этого Договора в создание надежного заслона распространению ядерного оружия в мире и обеспечение международной безопасности и стабильности. ДНЯО по праву можно считать примером эффективности многосторонней дипломатии, эталоном взаимодействия мирового сообщества в решении глобальных международных проблем.

Заключение ДНЯО в 1968 году стало возможным благодаря осознанию мировым сообществом того факта, что ядерная война может привести к катастрофическим последствиям для всего человечества и победителей в этой войне не будет. Понимание опасности гонки ядерных вооружений подтолкнуло к формированию целой архитектуры международно-правовых договоренностей и механизмов в области ядерного нераспространения и контроля над вооружениями, которая с опорой на ДНЯО долгие десятилетия обеспечивала предсказуемость и стабильность в мире. Эта архитектура представляла собой выверенную и четко сбалансированную систему, гарантировавшую всем нам спокойствие и уверенность в завтрашнем дне.

К сожалению, сегодня многие очевидные истины утрачивают свою ценность или подменяются ложными понятиями. Стремление отдельных стран к абсолютному доминированию, подкрепляемое безучастностью большинства членов международного сообщества, открывает путь опасным деструктивным процессам в современном мире. Мы являемся свидетелями слома важнейших базовых договоренностей в области стратегической стабильности и контроля над ядерными вооружениями, отхода от устоявшихся принципов взаимодействия в рамках многосторонних механизмов и форумов в этой сфере. Отказ даже от одного договорного механизма способен разбалансировать действующую архитектуру международной безопасности, а когда под «снос» идет целый ряд общепризнанных и проверенных временем соглашений, то последствия для глобальной стратегической стабильности могут быть самыми серьезными. В результате может создаться ситуация, когда цена недопонимая или ошибки станет роковой.

Одним из первых денонсированных Вашингтоном документов в этой сфере был Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО). Целенаправленный слом Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД) – один из последних примеров политики отказа США от договоренностей, ограничивающих их «свободу рук». С развалом ДРСМД в договорном плане в области ракетно-ядерного разоружения мы откатываемся на 30 лет назад. Ситуация дополнительно осложняется неясностью в отношении Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ), срок действия которого истекает менее чем через два года. Не хотелось бы, чтобы его постигла печальная участь ДРСМД.

Российская Федерация неоднократно подчёркивала, что выступает за продление ДСНВ. Это позволило бы, по крайней мере, выиграть время для изучения возможных подходов к появляющимся сейчас в мире новым вооружениям и способам распространения на них методов контроля. Но прежде чем рассматривать вопрос о продлении, надо решить проблему с односторонним выведением США из засчета внушительной части стратегических носителей, нелегитимно объявленных ими переоборудованными, что мы не можем подтвердить, как того требует Договор. Решить эту серьезную проблему можно. Вопрос – в наличии у Вашингтона политической воли.

Суммарный потенциал стратегических вооружений России в результате сокращений, проводимых в соответствие с двусторонними договорами с США, сокращён на 85% по сравнению с пиковыми уровнями времён «холодной войны». В рамках Договора о РСМД нами были полностью уничтожены два класса ядерных ракет наземного базирования. Россия также на три четверти сократила свой арсенал нестратегических ядерных средств, перевела их в категорию неразвернутых и сосредоточила на центральных базах хранения в пределах национальной территории.

Что касается возможных дальнейших практических мер в области ядерного разоружения и создания условий для их осуществления, то наша позиция на этот счёт подробно изложена в рабочем документе, распространенном на этой сессии. Призываем всех с ним ознакомиться. В условиях ограниченного времени выступления выделим основное: необходимо уделить самое серьёзное внимание формированию предпосылок для соответствующей многосторонней дискуссии, в рамках которой можно было бы предметно обсудить все значимые вопросы, имеющие отношение к поддержанию должного уровня международной безопасности и стратегической стабильности. Это задача для всех нас.

Пока же в этой области продолжают накапливаться проблемы. К числу негативных факторов относится целый ряд шагов, нацеленных на получение односторонних преимуществ, в частности, ничем не ограниченное развёртывание системы глобальной ПРО США, разработка высокоточных стратегических наступательных вооружений в неядерном оснащении, перспектива вывода ударных вооружений в космос, попытки ослабить оборонный потенциал других стран нелегитимными методами одностороннего давления в обход Совет Безопасности ООН, нарушения ДНЯО в контексте реализации небезызвестных «ядерных миссий» НАТО.

В рамках курса на отказ от обязательств, накладывающих равные с другими государствами ограничения в ядерной сфере, следует отдельно упомянуть отказ США от ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Это прямой удар по ДНЯО.

Без урегулирования упомянутых проблем на основе принципа равной и неделимой безопасности вряд ли можно серьёзно говорить о реализации практических мер в области ядерного разоружения с учётом той роли, которое играет ядерное оружие в обеспечении безопасности целого ряда государств. Нам вместе необходимо на основе ДНЯО прочертить магистральный путь вперёд на этом направлении, не отвлекаясь на другие вопросы, которые предстоит решать на более поздних этапах ядерного разоружения.

Приветствуем профессиональный и беспристрастный подход МАГАТЭ при проведении проверок в Иране в рамках реализации Совестного всеобъемлющего плана действий (СВПД). Агентство уже почти четыре года с момента заключения СВПД регулярно подтверждает, что Тегеран четко соблюдает установленные пределы на развитие ядерной программы, в том числе инициативно предоставляя инспекторам МАГАТЭ доступ ко всем интересующим их объектам. Терпение, выдержка и ответственный подход Ирана к выполнению своих обязательств несмотря на постоянные провокации и шантаж, заслуживают самой высокой оценки и уважения. Успешное выполнение «ядерных» положений СВПД со стороны Тегерана представляет ценнейший вклад в укрепление режима ядерного нераспространения.

Россия нацелена на укрепление многостороннего взаимодействия и сопряжение усилий в интересах всеобъемлющего урегулирования ситуации на Корейском полуострове. В целом удовлетворены, что благодаря предпринятым шагам заинтересованных сторон, включая КНДР, удалось снизить напряженность в регионе и запустить переговорные процессы. Понимаем, что достижение целей денуклеаризации Корейского полуострова займет продолжительное время и потребует от всех участников максимального терпения и выдержки. Он должен подкрепляться реальными практическими шагами навстречу друг другу и развиваться на основе компромиссных подходов с упором на создание атмосферы доверия. При этом всем вовлеченным государствам необходимо действовать сообща, развивать многосторонние механизмы решения имеющихся вопросов. В сотрудничестве с партнерами мы прорабатываем план действий, призванный ускорить установление прочного мира на Корейском полуострове и его денуклеаризацию.

Важной региональной темой в рамках ДНЯО является создание зоны, свободной от ядерного и других видов оружия массового уничтожения на Ближнем Востоке (ЗСОМУ). С удовлетворением отмечаем, что за прошедший год на этом направлении удалось осуществить качественный скачок. Принятое в декабре 2018 года решение ГА ООН о созыве Конференции по ЗСОМУ позволяет приступить к практической реализации резолюции 1995 года по Ближнему Востоку.

Россия как соавтор упомянутой резолюции полностью привержена ее выполнению и делает все от нее зависящее. Намерены принять участие в Конференции и содействовать ее успешному проведению. Ожидаем, что США и Великобритания, которые как депозитарии ДНЯО и соавторы документа 1995 года также несут особую ответственность за ее выполнение, направят своих представителей в Нью-Йорк. Отказ сделать это под надуманными предлогами шел бы вразрез с интересами режима ядерного нераспространения и интерпретирован как неготовность следовать своим обязательствам перед международным сообществом.

Кроме того, призываем США безотлагательно ратифицировать Протоколы к Договорам Раротонга, Пелиндаба и Семипалатинскому договору.

Одним из главных приводных механизмов ДНЯО остается система гарантий МАГАТЭ, опирающаяся на заключенные государствами-членами соглашения с Агентством в соответствии со статьей III ДНЯО. Российская Федерация оказывает поддержку и содействие МАГАТЭ в деле развития, обеспечения устойчивости и повышения эффективности проверочных механизмов. Осуществляем это, в частности, по линии национальной программы поддержки гарантий. При этом мы активно работаем в пользу сохранения объективного, деполитизированного и технически обоснованного характера контрольного механизма Агентства. Применение гарантий во всем мире должно основываться на четко регламентированных юридических обязательствах, которые берут на себя государства и МАГАТЭ. Только так можно поддерживать атмосферу доверия к системе гарантий, что является неотъемлемым условием эффективности проверочной деятельности Агентства и целостности основанного на ДНЯО режима нераспространения ядерного оружия.

Исходим из того, что любые существенные изменения в работе контрольного механизма МАГАТЭ должны опираться на единодушную поддержку государств-участников Агентства и утверждаться его директивными органами. Применение субъективных факторов и бездоказательных предположений при проведении проверок и подготовке выводов по гарантиям недопустимо.

Россия последовательно выступает за широкий доступ государств-участников ДНЯО к благам мирного атома, развитие международного сотрудничества в этой области, укрепление роли ядерной энергетики и неэнергетических ядерных технологий в социально-экономическом и промышленном развитии, а также снижении углеродной нагрузки на климат и вредных выбросов. Рассматриваем МАГАТЭ в качестве весьма значимой международной платформы сотрудничества, направленной на освоение и внедрение мирного атома, а также неэнергетических применений в соответствии с целями устойчивого развития, сформулированных ООН. Россия оказывает активную поддержку Агентству в этой работе.

Согласно прогнозам Агентства, в мире по-прежнему сохраняется тенденция роста в использовании ядерной энергии. По состоянию на март 2019 г. в стадии эксплуатации находятся 450 ядерных энергоблоков; в стадии строительства – ещё 55 энергоблоков.

Россия осуществляет широкое сотрудничество с государствами-участниками ДНЯО в интересах реализации своих прав по Статье IV Договора. Российские ядерно-энергетические технологии и решения заслуженно привлекают все большее внимание в различных странах мира. Госкорпорация «Росатом» сооружает 36 энергоблоков в 12 странах» занимая лидирующее положение на мировой арене. Нашей страной заключены «рамочные» межправительственные соглашения о мирном использовании атомной энергии с 53 странами, о сооружении объектов использования атомной энергии – с 18. На отдельном брифинге 6 мая мы подробно расскажем о проектах сотрудничества «Росатома» в области мирного атома.

Уважаемый господин Председатель,

Результаты третьей сессии Подготовительного комитета во многом станут определяющими для Обзорной конференции 2020 года. В ходе нынешней сессии важно подготовить почву для всестороннего продуктивного обзора выполнения положений Договора по трем его ключевым составляющим – ядерное нераспространение, ядерное разоружение и мирное использование атомной энергии, а также принять решения по всем остающимся процедурным вопросам – повестке дня, программе работы и назначении председателя Обзорной конференции.

Российская делегация готова к взаимодействию со всеми государствами-участниками в интересах успешного проведения нынешней сессии и решения стоящих перед ней задач.

Благодарю за внимание.

Отображение сетевого контента

Общие сведения

  • Флаг
  • Герб
  • ООН


 
  • Адрес: Площадь Объединённых Наций (Площадь ООН), 760, Нью-Йорк, NY 10017, США
  • Web: www.un.org/ru/
  • Руководитель организации: Антониу Гутерреш — Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций

Фоторепортаж

  •  Штаб-квартира ООН в Нью-Йорке
  •  Зал Генеральной Ассамблеи ООН
  •  Зал Совета Безопасности ООН
  •  Европейское Отделение ООН в Женеве
  •  Европейское Отделение ООН в Вене
  •  Отделение ООН в Найроби

Штаб-квартира ООН в Нью-Йорке

Навигация