4.09.1416:46

Вступительное слово Министра иностранных дел России С.В.Лаврова перед началом переговоров с Председателем Парламентской ассамблеи ОБСЕ И.Канервой, Москва, 4 сентября 2014 года

2049-04-09-2014

  • en-GB1 ru-RU1

 

 

Уважаемый г-н Председатель,

Уважаемые коллеги,

Приветствуем вашу делегацию в Москве. Хотел бы еще раз поздравить Вас с избранием на пост Председателя Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Мы работали с Вами, когда Вы занимали пост министра иностранных дел Финляндии. Уверен, что в новом качестве мы постараемся внести вклад в нормализацию обстановки в Европе и укрепление стабильности на континенте.

Убеждены, что ОБСЕ может и должна гораздо более активно работать над системными проблемами в сфере общеевропейской безопасности во всех ее измерениях. Этого требуют основополагающие принципы Хельсинкского Заключительного акта и многочисленные декларации, которые принимались в ОБСЕ на высшем уровне, с обязательствами обеспечивать неделимость безопасности и ее равный характер для всех государств евро-атлантического пространства.

В отсутствие системной общеприемлемой юридической базы мы видим главную причину периодического возникновения тех или иных конфликтов, как, например, на Украине, в том, что, несмотря на многолетние инициативы, в том числе со стороны Российской Федерации, эти принципы так и не были кодифицированы на пространстве ОБСЕ. Именно поэтому мы придаем такое значение работе, которая условно называется «Хельсинки плюс 40». Пока мы не разберемся с основами, обеспечивающими деятельность ОБСЕ, пока не оформим их без двойных стандартов, в общеприемлемом толковании, периодически будут возникать различные конфликты и кризисы, и мы будем натыкаться на эту бессистемность. Заинтересованы, чтобы в контексте усилий под названием «Хельсинки плюс 40» все органы ОБСЕ, включая ее Парламентскую ассамблею, постарались учесть опыт последних десятилетий и сделать правильный выбор.

Добро пожаловать. Буду очень рад услышать Ваши оценки происходящего.

***

Мы всегда открыты для диалога, который считаем очень полезным. ОБСЕ действительно может сыграть важную роль, повторю, не только тогда, когда уже случился пожар, а в обеспечении таких основ сотрудничества в Европе, которые делали бы невозможными провокации наподобие устроенной на Украине. Происходящее сейчас в этой стране является главной проблемой. Там идет гражданская война, уничтожается мирное население. Юго-Восток – самая «горячая точка» украинского кризиса. Но не будем забывать и о других частях страны, где пока пытаются не дать выход проблемам, которые испытывают венгры, румыны, болгары, поляки, и о которых в Европе, хотя и говорят, но не вслух. Именно поэтому мы считали принципиальнейшим вопросом обеспечение национального единства на Украине, как об этом договорились 21 февраля с.г. в Соглашении, подписанном П.А.Яценюком и другими тогдашними лидерами оппозиции, а ныне членами правящей коалиции. Как Вы знаете, потом они разорвали это Соглашение, при поддержке США и Евросоюза совершили государственный переворот, отказались от национального единства и стали подавлять регионы, которые не приняли антиконституционный переворот.

С тех пор не было недостатка в мирных инициативах. Мы активно продвигали подходы, которые в итоге закреплены в Женевском заявлении от 17 апреля с.г., согласовали Берлинскую декларацию. Эти документы предполагают немедленное прекращение огня и начало уважительного, инклюзивного, открытого диалога о конституционной реформе с участием всех регионов. Очень печально, что никто из тех, кто подписывал документы вместе с нами (я имею в виду Украину, США и Евросоюз), не заинтересованы, как нам показалось, в выполнении договоренностей. Мы считаем, что наблюдатели ОБСЕ должны докладывать о пагубности сохранения нынешнего тупика.

ОБСЕ и ООН под давлением Запада отказались даже приветствовать в своих документах Женевское заявление, наши западные коллеги в ОБСЕ заблокировали инициативу Действующего Председателя ОБСЕ Д.Буркхальтера, который предложил в развитие Женевского заявления принять развернутую «дорожную карту». Все эти действия и такое поведение Запада вызывает очень большие вопросы относительно искренности того, что делается Брюсселем и Вашингтоном.

Но мы не опускаем руки. Как Вы знаете, Президент Российской Федерации В.В.Путин лично прилагает огромные усилия в прямых контактах с Президентом Украины П.А.Порошенко, чтобы найти такие пути воздействия на ситуацию, которые позволят немедленно прекратить кровопролитие и снять угрозы мирному населению, обеспечить решение гуманитарных проблем и восстановление разрушенной инфраструктуры, а также начало переговорного политического процесса. По итогам этих контактов, включая вчерашний телефонный разговор президентов России и Украины, В.В.Путин сформулировал инициативу из семи пунктов, которая нацелена на то, чтобы помочь киевским властям и ополченцам Юго-Востока согласовать и скоординировано реализовать необходимые для деэскалации обстановки шаги.

Мы надеемся, что эти призывы будут услышаны, прежде всего, в Киеве, Луганске и Донецке. Вместе с ОБСЕ в рамках Контактной группы будем готовы помогать противоборствующим сторонам в практическом плане продвигаться по пути стабилизации обстановки. В Плане В.В.Путина из семи пунктов специально упомянута необходимость международного мониторинга ожидаемой договоренности о прекращении огня между Киевом и ополченцами. Очевидно, что центральная роль в организации международного мониторинга отводится ОБСЕ, которая уже разместила Специальную мониторинговую миссию на территории Украины. Безусловно, другие механизмы ОБСЕ, в т.ч. Верховный комиссар по делам национальных меньшинств, весьма востребованы, потому что ситуация с национальными меньшинствами на Украине, как я уже сказал, далека от идеала.

Дополнительные материалы

Видео

Фотографии

Организация по безопасности сотрудничества в Европе (ОБСЕ)

НАТО

Европейский союз (ЕС)

Отображение сетевого контента

x
x
Дополнительные инструменты поиска