15.06.1916:15

Об итогах слушаний в межгосударственном арбитраже между Украиной и Россией по спору «о правах прибрежного государства в Черном море, Азовском море и Керченском проливе»

1247-15-06-2019

СООБЩЕНИЕ ДЛЯ СМИ

 

10-14 июня 2019 г. в Гааге прошли слушания в рамках межгосударственного арбитражного разбирательства, инициированного Украиной против России в 2016 г. на основании Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Украина утверждает, что Россия якобы нарушает ее права на эксплуатацию минеральных и живых ресурсов в Черном и Азовском морях, регулирование судоходства в Керченском проливе, охрану морской среды и подводного культурного наследия в морских водах вокруг Крыма.

Россия оспорила компетенцию трибунала рассматривать украинские претензии в мае 2018 г. Несмотря на протесты украинской стороны, арбитраж согласился рассмотреть юрисдикционные возражения России в предварительном порядке, и согласно процедурному постановлению трибунала от 20 августа 2018 г. разбирательство по существу было приостановлено. Стороны дважды обменивались письменными представлениями по вопросам юрисдикции. В ходе двух раундов устных прений им была предоставлена возможность пояснить свои аргументы.

Российскую делегацию на слушаниях возглавлял посол по особым поручениям МИД России Д.А.Лобач. Интересы России также представляла команда российских и иностранных юридических советников, имеющих опыт участия в межгосударственных судебных разбирательствах.

Россия в очередной раз заявила, что сформированный на основании Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. трибунал неправомочен рассматривать переданное ему Украиной дело, поскольку в его основе лежит спор по поводу территориальной принадлежности Крыма.

В марте 2014 г. в результате свободного волеизъявления крымчан Крым стал неотъемлемой частью России. Соответственно Российская Федерация в полном праве осуществлять свой суверенитет, суверенные права и юрисдикцию в морских пространствах, прилегающих к Крымскому полуострову. Претензии Украины к России относительно нарушения ее «морских» прав – не что иное, как очередная плохо завуалированная попытка оспорить наш суверенитет над Крымом.

Россия представила развернутую аргументацию, почему арбитражный трибунал также не обладает юрисдикцией для рассмотрения жалоб Украины, касающихся нашей деятельности в Азовском море и Керченском проливе. В указанных морских акваториях действует режим внутренних вод, и следовательно, на них не распространяются положения Конвенции 1982 г. Соответствующий правовой статус Азово-Керченской акватории был унаследован Россией и Украиной от СССР, подтвержден многолетней двусторонней практикой и закреплен в российско-украинских соглашениях, в т.ч. в Договоре о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24 декабря 2003 г.

Дополнительные юрисдикционные возражения России можно резюмировать следующим образом.

Во-первых, трибунал не обладает компетенцией для рассмотрения значительной части украинских претензий ввиду сделанных Россией и Украиной при ратификации Конвенции 1982 г. заявлений о непризнании обязательных процедур разрешения споров в отношении разногласий, касающихся военной и правоохранительной деятельности, делимитации морских границ, споров, связанных с историческими заливами (к которым относится Азовское море) и правооснованиями.

Во-вторых, согласно ст.297(3)(а) Конвенции 1982 г. Россия не согласилась на передачу в арбитраж споров, касающихся осуществления ею суверенных прав в отношении живых ресурсов в российской исключительной экономической зоне.

В-третьих, арбитражный трибунал, сформированный в соответствии с Приложением VII к Конвенции 1982 г., неправомочен разрешать споры, касающиеся рыболовства, судоходства и защиты морской среды, поскольку в отношении данных категорий споров Россия и Украина выбрали специальный арбитраж по Приложению VIII к Конвенции 1982 г. как основное средство урегулирования споров.

Наконец, одностороннее обращение Украины в арбитраж противоречит положениям российско-украинских договоров, предусматривающих урегулирование спорных вопросов относительно смежных морских пространств «по взаимному согласию сторон», т.е. путем переговоров.

Рассчитываем, что арбитражный трибунал с должным вниманием отнесется к доводам российской стороны и согласится с нашей позицией об отсутствии у него полномочий для рассмотрения указанного спора.

Показывается результатов: 1.
x
x
Дополнительные инструменты поиска

Гуманитарное сотрудничество