24.05.1909:33

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации А.К.Лукашевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ о ситуации на Украине и необходимости выполнения Минских договоренностей, Вена, 23 мая 2019 года

1076-24-05-2019

Уважаемый господин Председатель,

На Украине сменилась власть. 20 мая вступил в должность новый президент В.Зеленский. Его победа на выборах отчетливо продемонстрировала отношение подавляющего большинства украинцев к провальной политике ушедшего П.Порошенко. Политике, основанной на оголтелой русофобии, поддержке радикального национализма и подавлении инакомыслия. Мировое сообщество убедилось, что люди на Украине хотят мира, а не войны.

Владимир Зеленский, став президентом, взял на себя ответственность за управление страной с огромным грузом проблем, накопленных прежними властями. Прежде всего, это антинародная военная операция в Донбассе и незавершенность урегулирования внутриукраинского кризиса.

Несмотря на отсутствие в инаугурационной речи В.Зеленского упоминания Минских соглашений и необходимости их скорейшей реализации, исходим из того, что избранный президент Украины и его команда осознают значимость минского «Комплекса мер» от 12 февраля 2015 г., одобренного резолюцией 2202 СБ ООН от 17 февраля 2015 г. и поддержанного в заявлении Председателя СБ ООН от 6 июня 2018 г. Этот документ является единственной международно-признанной основой урегулирования кризиса на Украине. Он представляет собой «дорожную карту», устанавливающую четкий набор взаимных обязательств сторон Киева, Донецка и Луганска в военно-политической, социально-экономической и гуманитарной сферах.

Не стоит забывать, что упомянутый документ вырабатывался в недрах нормандского формата. Впоследствии лидеры «нормандской четверки» Франции, ФРГ, Украины и России на саммитах в Париже (2015 г.) и Берлине (2016 г.) наметили приоритеты в вопросах политики и безопасности и пришли к согласию о необходимости синхронизации их решения в рамках минского «Комплекса мер». Его безальтернативность в качестве основы мирного урегулирования была подтверждена и в телефонной беседе лидеров России, Франции и ФРГ два дня назад 21 мая.

Мы все были свидетелями, как более четырех лет прежнее руководство Украины акробатически уклонялось от реализации своих обязательств по минскому «Комплексу мер». Киевские переговорщики лишь имитировали процесс. В силу этого на сегодняшний день полноценно не выполнен ни один пункт минского «Комплекса мер». Диалог в рабочих подгруппах откровенно «пробуксовывал» из-за отсутствия политической воли к урегулированию со стороны Киева. В Донбассе продолжались обстрелы, приносившие смерть, разрушения и страдания мирным жителям. Пытаясь отвлечь внимание международного сообщества от этих бесчеловечных действий, представители Украины раздували миф о «российской агрессии». Которой не существует. Однако этот миф можно эксплуатировать для поддержания имиджа «жертвы», чтобы легче было просить о поддержке. В т.ч. военной и финансовой. Надеемся, что общественность государств-участников ОБСЕ понимает, на что идут выделяемые правительствами отдельных стран средства.

Господин председатель,

Переговорный процесс в минской Контактной группе не должен приостанавливаться. Возникшая в нем сегодня пауза спровоцирована уходом команды прежнего президента и прекращением полномочий ключевых украинских переговорщиков. Сожалеем, что в этой связи не состоялось намеченное на 22 мая заседание Контактной группы. Оно перенесено на 5 июня. Таким образом, работа единственной площадки для прямых контактов сторон внутриукраинского кризиса прервана более чем на месяц. Рассчитываем, что в Киеве без промедлений определятся с новыми представителями в переговорном процессе. Востребованы люди, которые будут обладать должной дееспособностью и проявят ответственный подход, нацеленный на достижение практических результатов.

В своем программном инаугурационном заявлении президент Украины В.Зеленский в качестве основного приоритета по Донбассу указал на прекращение огня. Он заявил о готовности к диалогу и принятию сложных решений. Ближайшие недели и месяцы станут проверкой его слов на деле. Ожидаем, что в русле заявленных целей по установлению «режима тишины» последуют конкретные практические шаги.

Вместе с тем важно, чтобы в Киеве не повторили одну из основных ошибок прежних властей выборочного прочтения минского «Комплекса мер». Прекращение огня его первый и крайне важный пункт, но не единственный. Нельзя забывать и о необходимости прямого диалога с Донецком и Луганском, придания постоянного характера закону об особом статусе Донбасса, согласования модальностей проведения местных выборов, осуществления амнистии участников событий в Донбассе, обмена удерживаемыми лицами по принципу «всех на всех», восстановления социально-экономических связей и т.д. Ничего из этого до сих пор полноценно не сделано. Подчеркну, что лишь реализация положений «Комплекса мер» во всей их взаимосвязи позволит достичь устойчивого мира, основанного на всеобъемлющем политическом урегулировании.

По признанию В.Зеленского, за последние пять лет украинские власти не сделали ничего, чтобы донбассцы почувствовали себя жителями единой страны. Действительно, майданные власти планомерно выталкивали Донбасс из общего социально-экономического и культурного пространства, ужесточали блокаду региона. Кроме того, все это время из Донецка и Луганска наблюдали, как команда П.Порошенко ставила опасные эксперименты по переформатированию идентичности и перекройке исторической памяти жителей Украины, грубо вмешивалась в религиозную жизнь, продвигала русофобские и антиукраинские инициативы, абсолютно не считаясь с мнением людей. Действия киевских властей отнюдь не способствовали преодолению существующих противоречий, а наоборот лишь усугубляли их.

Господин председатель,

В условиях нынешних масштабных внутриполитических перемен на Украине возрастает роль и ответственность Спецмониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ на Украине как в контексте мониторинга приверженности сторон режиму прекращения огня в Донбассе, так и наблюдения за соблюдением прав человека и основных свобод, оказания поддержки их соблюдению, включая права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. Следует сделать все возможное, чтобы разного рода «горячие головы» не смогли воспользоваться сложившейся обстановкой в целях эскалации напряженности.

Важно обеспечить и безопасность наблюдателей Миссии, продолжающих работать в непростых условиях, уберечь их от провокаций наподобие инцидента 15 мая, когда был открыт огонь около патруля СММ, находившегося на подконтрольной ВСУ территории вблизи Донецкой фильтровальной станции.

Уважаемый господин председатель,

Необходимо придать импульс процессу урегулирования кризиса на Украине. Рассчитываем, что новое украинское руководство внимательно проанализирует ошибки прежних властей, препятствовавшие этому, и будет строго и неукоснительно следовать букве и духу минского «Комплекса мер» от 12 февраля 2015 г. В целях его скорейшей реализации призываем партнеров использовать имеющееся влияние на новые власти в Киеве, добиваться добросовестного выполнения ими своих обязательств. Со своей стороны, готовы максимально содействовать активизации прямого диалога между сторонами внутриукраинского конфликта во благо скорейшего достижения мира в братском соседнем государстве.

Благодарю за внимание

x
x
Дополнительные инструменты поиска