7.03.1917:25

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 7 марта 2019 года

480-07-03-2019

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

 СОДЕРЖАНИЕ

  1. Об участии Министра иностранных дел Российской Федерации в церемонии открытия выставки «К берегам Латинской Америки»
  2. О рабочем визите в Российскую Федерацию Федерального министра европейских, интеграционных и иностранных дел Австрийской Республики К.Кнайсль
  3. О визите Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в Турцию
  4. Об участии Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в 62-й сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам
  5. О текущей ситуации в Сирии
  6. О ситуации в Венесуэле
  7. Об усилении санкционного давления на Кубу
  8. О ситуации в Никарагуа
  9. О ситуации в Донбассе
  10. О попытках фальсификации истории на Украине
  11. О ситуации вокруг ДРСМД
  12. О нагнетании в США общественной дискуссии за возобновление ядерных испытаний
  13. О недружественных действиях властей Чехии в отношении представителя МИД России
  14. О распространяемой в СМИ недостоверной информации о российской недвижимости в Чехии
  15. Об очередных выпадах французских властей в отношении российских СМИ во Франции
  16. Об экспериментах с легализацией немедицинского каннабиса в Нидерландах
  17. Из ответов на вопросы:
    1. О роли России в урегулировании кризиса в Венесуэле
    2. О российско-японских переговорах
    3. О «перезагрузке» российско-американских отношений
    4. О роли ООН в разрешении проблемы лагеря беженцев «Рукбан»
    5. О лагере беженцев в сирийской провинции Хасеке
    6. О российско-американских договоренностях по координации действий в Сирии
    7. О подвиге русского солдата, освободившего Болгарию от Османского ига
    8. Об итогах визита в Болгарию Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева
    9. О высказываниях Председателя Палаты депутатов Парламента Италии Р.Фико относительно участия России в работе ПАСЕ
    10. О развитии ситуации вокруг приднестровского урегулирования после недавних выборов в Молдавии
    11.  О встрече Ф.Сарраджа и Х.Хафтара в Абу-Даби
    12. О решении проблемы возвращения сирийских беженцев на родину
    13. О возможной публикации доклада о расследовании Спецпрокурора США Р.Мюллера о «российском вмешательстве»
    14. О возможном возвращении Сирии в ЛАГ
    15. О плановых российско-северокорейских консультациях
    16. О косовском урегулировании
    17. О вопросах разоружения в контексте недавних высказываний премьер-министра Люксембурга К.Беттеля
    18. О пожеланиях матерям и просто женщинам конфликтующих сторон нагорно-карабахского конфликта накануне 8 марта
    19. О недопуске наблюдателей из России на выборы президента Украины
    20. О гражданах США, задержанных в Новороссийске

 

 

Об участии Министра иностранных дел Российской Федерации в церемонии открытия выставки «К берегам Латинской Америки»

 

11 марта в Большом зале Дома Пашкова при участии Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова и Генерального директора Российской государственной библиотеки В.В.Дуда состоится торжественное открытие выставки редких книг и рукописей из собраний главной библиотеки страны «К берегам Латинской Америки».

В экспозиции будут представлены около 60 книжных памятников, ряд гравюр и рукописей, посвященных экспедициям в Латинскую Америку российских и советских ученых и исследователей, дипломатов, путешественников, поэтов, публицистов и художников XVIII-XX веков.

Мемуары и дневники наших выдающихся деятелей, посетивших Латинскую Америку за полтора века, драгоценны как исторические источники и свидетельство многолетнего культурного и научного интереса России к этим странам.

В мероприятии примут участие главы латиноамериканского дипломатического корпуса в Москве, представители правительственных, научных и культурных кругов.

Приглашаем российские и иностранные СМИ принять участие в данном мероприятии.

Контакт для аккредитации: Дарья Хохлова, пресс-служба Российской государственной библиотеки + 7 916 828 24 07, dr@rsl.ru

Аккредитация проводится до 10:00 11 марта.

К оглавлению

 

О рабочем визите в Российскую Федерацию Федерального министра европейских, интеграционных и иностранных дел Австрийской Республики К.Кнайсль

 

11-12 марта Москву с рабочим визитом посетит Федеральный министр европейских, интеграционных и иностранных дел Австрийской Республики К.Кнайсль.

В ходе намеченных на 12 марта переговоров с Министром иностранных дел России С.В.Лавровым планируется предметно обсудить широкий спектр двусторонних отношений, проанализировать состояние и перспективы развития практического двустороннего сотрудничества, а также обменяться мнениями по представляющим взаимный интерес актуальным международным проблемам.

Приоритетное внимание будет уделено рассмотрению графика политического диалога в текущем году, продвижению разноплановых проектов взаимодействия в торгово-экономической и культурно- гуманитарной сферах, в частности, стартовавшей «перекрестной» акции – Году молодежных обменов – 2019.

В рамках встречи предусмотрено подписание Совместного заявления министров о создании российско-австрийского Форума общественности «Сочинский диалог» – нового механизма взаимодействия по линии гражданского общества, учреждаемого в соответствии с достигнутыми в июне 2018 г. в Вене договоренностями президентов России и Австрии В.В.Путина и А.Ван дер Беллена.

Состоится обмен мнениями по наиболее значимым внешнеполитическим сюжетам, в частности, процессу сирийского урегулирования, включая гуманитарные аспекты, конфликтным ситуациям на Ближнем Востоке и Северной Африке, противодействию международному терроризму, перспективам разрешения внутриукраинского кризиса.

Имеется в виду затронуть нынешнее состояние диалога Россия- Евросоюз, вопросы координации взаимодействия в рамках ОБСЕ, а также на других международных площадках. Планируется сверить подходы по разоруженческой проблематике, вопросам формирования новых контуров европейской безопасности, в частности, в свете выхода США из Договора о ракетах средней и меньшей дальности, сохранению многосторонних договоренностей по иранской ядерной программе, а также по ситуации вокруг Венесуэлы.

К оглавлению

 

О визите Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в Турцию

 

12-13 марта пройдет рабочий визит Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в Турцию (г.Анталья) для участия в седьмом заседании Совместной группы стратегического планирования (СГСП) под председательством глав внешнеполитических ведомств двух стран. Группа действует в рамках возглавляемого президентами России и Турции Совета сотрудничества высшего уровня (ССВУ). Предыдущее, шестое заседание СГСП состоялось 14 марта 2018 г. в Москве.

Намечена обстоятельная «сверка часов» по всем вопросам двусторонней повестки дня в контексте подготовки к очередной встрече лидеров наших стран и предстоящему заседанию ССВУ. Пристальное внимание будет уделено перспективам дальнейшего расширения российско- турецкого торгово-экономического сотрудничества в различных областях, консульской проблематике и наращиванию культурно-гуманитарного сотрудничества в контексте проведения в текущем году в наших странах «перекрестного» Года культуры и туризма.

В ходе предстоящих контактов предполагается провести углубленный обмен мнениями по широкому кругу международных и региональных проблем, включая сирийское урегулирование, сотрудничество в борьбе с терроризмом и оргпреступностью, ситуацию в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, Закавказье, Центральной Азии, на Украине, в Черноморском регионе. Будут затронуты пути повышения эффективности взаимодействия на площадках международных организаций.

В рамках СГСП планируется подписание Плана межмидовских консультаций на 2019-2020 годы.

К оглавлению

 

Об участии Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в 62-й сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам

 

14 марта ожидается участие Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в министерском сегменте предстоящей в Вене 62-й сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам. Данное мероприятие будет носить судьбоносный характер, поскольку по его итогам предстоит определить будущее межгосударственной системы контроля над наркотиками. Российская делегация намерена четко проводить линию на необходимость последовательного выполнения положений трех антинаркотических конвенций ООН и недопущение легализации т.н. легких наркотиков. Как и прежде, особое внимание будет уделено наркоситуации на территории Афганистана, которая не имеет видимых признаков к улучшению.

Глава российского внешнеполитического ведомства намерен призвать международное сообщество к консолидации усилий в противодействии таким современным вызовам, как распространение наркотиков посредством сети Интернет, появление новых психоактивных веществ, а также финансирование терроризма за счет наркотрафика. На основании соответствующих положений Послания Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию до сведения международного сообщества будут доведены осуществляемые на территории России усилия по налаживанию системы паллиативной помощи, включая облегчение доступа пациентов к болеутоляющим препаратам.

Отдельный разговор предстоит по теме укрепления статуса Международного комитета по контролю над наркотиками, который осуществляет мониторинг выполнения государствами их конвенционных антинаркотических обязательств. В этой связи российская делегация вносит соответствующий проект резолюции, который, как мы надеемся, получит широкое одобрение.

«На полях» сессии Комиссии намечено провести мероприятие по линии Шанхайской организации сотрудничества и Управления ООН по наркотикам и преступности, призванное содействовать дальнейшей консолидации усилий между этими организациями на направлении антинаркотической борьбы.

К оглавлению

 

О текущей ситуации в Сирии

 

В целом оцениваем ситуацию в Сирии как стабильную. Основные очаги напряженности сохраняются в Идлибе, на северо-востоке и юге Сирии.

Крайне опасная обстановка складывается в Идлибской зоне деэскалации. Напомню, в начале года террористы нусровского альянса «Хейат Тахрир аш-Шам» (ХТШ) фактически захватили и установили свой контроль над всей зоной деэскалации. Боевики увеличили интенсивность обстрелов позиций правительственных сил, наращивают ударные группировки на направлениях Алеппо, Хама и горная Латакия («Хмеймим»). С начала года зафиксировано порядка 370 подобных инцидентов, в результате которых погибли 25 человек и еще 70 были ранены.

В этих условиях представители министерств обороны России и Турции продолжили активную работу по согласованию комплекса мер в целях эффективного и полного выполнения сочинского Меморандума по Идлибу от 17 сентября 2018 года. Рассчитываем, что в результате реализации достигнутых между военными наших двух стран договоренностей удастся переломить и стабилизировать ситуацию в Идлибе и вокруг него, нейтрализовать исходящую оттуда террористическую угрозу.

На восточном берегу р.Евфрат отряды Сирийских демократических сил (СДС) при поддержке международной антиигиловской коалиции продолжают операцию по зачистке н.п.Багуз. Ситуация на северо-востоке Сирии осложняется еще и тем, что коренные жители этих районов, преимущественно арабы-сунниты, выступают против действий курдских местных администраций. В результате между арабами и курдами происходят регулярные кровопролитные вооруженные столкновения. За последние два месяца было совершено порядка 100 терактов, жертвами которых стали около 200 человек, сотни получили ранения.

В контексте проведения международной коалицией антитеррористических операций на левом берегу р.Евфрат обращает на себя внимание и вызывает серьезную озабоченность игнорирование США и их союзниками вопросов обеспечения защиты мирного населения в нарушение основных норм международного гуманитарного права. Одно из свидетельств этого – бедственное положение в лагере внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) «Аль-Хоуль», расположенном в провинции Хасеке. Напомню, люди бегут в этот и без того перенаселенный лагерь из провинции Дейр-эз-Зор, где коалиция бомбит не только террористов ИГИЛ, но и наносит неизбирательные авиаудары по объектам гражданской инфраструктуры. В результате притока ВПЛ из н.п.Багуз и Хаджин население «Аль-Хоуля» увеличилось с 10 до 47 тыс. человек. При этом прибывающие после нескольких дней пути по пустыне люди размещаются под открытым небом, без палаток, постельных принадлежностей, теплой одежды и других предметов первой необходимости. С начала года уже скончались свыше 80 человек, большая часть из которых дети до года. Многие умерли от переохлаждения. В лагере отмечается острый дефицит продовольствия, питьевой воды, медикаментов. Беженцы страдают от респираторных и кишечных инфекций, лейшманиоза, есть больные туберкулезом, полиомиелитом и проказой.

На фоне пристального внимания международного сообщества к положению в лагере ВПЛ «Рукбан» вызывает удивление равнодушие и замалчивание кризисной ситуации в «Аль-Хоуле». Игнорирование бедственного положения в этом лагере равно, как и в других местах нахождения ВПЛ в Сирии, выглядит, мягко говоря, циничным.

Что касается самого лагеря ВПЛ «Рукбан», то российская сторона настроена оказывать всяческое содействие окончательному решению данной проблемы. Считаем, что необходимо приложить усилия для расформирования лагеря и расселения его жителей, что отвечает их желаниям, которые они четко обозначили в ходе соответствующего опроса ООН.

28 февраля МИД Сирии выразил готовность помочь жителям «Рукбана» вернуться в свои дома в освобожденных районах страны, обеспечить их безопасную транспортировку из лагеря. В оборудованных к проживанию местах созданы все необходимые условия для первоначального приема и размещения беженцев. В частности, в провинциях Хомс, Алеппо и пригородах Дамаска развернуты места для проживания порядка 35 тыс. человек, подготовлены запасы продовольствия воды, медикаментов и предметов первой необходимости. Кроме того, 1 марта сирийская сторона в координации с российскими военными сформировала автобусную колонну для эвакуации ВПЛ. Однако отказ американцев предоставить гарантии безопасности для ее передвижения внутри незаконно установленной 55-километровой т.н. «зоны безопасности» вокруг военной базы США в Ат-Танфе не позволил реализовать эту гуманитарную операцию.

Тем не менее, настроены на продолжение диалога по «Рукбану» со всеми заинтересованными сторонами, включая ООН, США и Иорданию, без предварительных условий и политизации гуманитарных аспектов этой проблемы. Исходим из того, что законное право всех сирийских беженцев и ВПЛ на возвращение в места своего постоянного проживания должно быть обеспечено и реализовано.

На политическом треке отмечаем позитивные подвижки в деле нормализации отношений Дамаска с арабскими странами. Так, 3-4 марта сирийская делегация во главе с Председателем Народного совета Сирии Х.Саббагом приняла участие в 29-й конференции Арабского межпарламентского союза в Аммане. По информации СМИ, Х.Саббаг встретился с Председателем Палаты депутатов Ирака М.Аль-Хальбуси и главой Комитета по международному сотрудничеству Национальной народной ассамблеи Алжира С.А.Абдельхамидом. «На полях» форума также состоялись переговоры спикера парламента САР с Генсекретарем международного Межпарламентского союза М.Чунгонгом, который, в частности, выразил готовность посетить Дамаск.

В Москве приветствуют и поддерживают этот естественный и объективный процесс нормализации вокруг Сирии. Исходим из того, что возвращение Дамаска в арабскую семью, восстановление членства Сирии в ЛАГ, будет дополнительно способствовать стабилизации и оздоровлению ситуации в регионе Ближнего Востока.

Вы видели какие дебаты состоялись в ООН относительно доклада Миссии ОЗХО по установлению фактов применения химического оружия в Сирии. Мы не могли не обратить внимание на заявление Постпреда Великобритании при ООН К.Пирс относительно того, что «отрицание доклада российской стороной является «примером российских научных изысканий вроде «земля плоская»». Я бы хотела сказать несколько слов, г-жа К.Пирс Вас подвело дурное британское образование. Дело в том, что идеи «плоской земли» активнее всего отстаивали именно в Великобритании, для чего было организовано специальное общество «плоской земли», действующее в XIX в., но в XX в. его работа не была свернута, а наоборот продолжилась на новом уровне, так как переехало в США. Учите историю, ее материальную часть. Потом поговорим.

К оглавлению

 

О ситуации в Венесуэле

 

Как и прежде, ключевые дестабилизирующие импульсы продолжают поступать извне. Оправившись после фиаско несостоявшегося «гуманитарного прорыва» с «двойным дном» (все мы прекрасно помним, что писали СМИ на этот счет: «гуманитарная помощь», в состав которой входили просроченные продукты и лекарства, а также колючая проволока и материалы для строительства баррикад), в Вашингтоне принялись за раскрутку нового постановочного действа. Сначала с упорством, достойным лучшего применения, освещали «первый зарубежный вояж» т.н. «врио президента», в который он, как мы помним, отправился вопреки запрету Верховного суда. Затем, с не меньшей энергией принялись грозить последствиями, в случае, если с этим господином что-то случится по возвращении на Родину. Как видим, Правительство Н.Мадуро на провокацию не поддалось, и визитер на общих основаниях беспрепятственно прошел паспортный контроль на въезд. Под камеры шоу продолжилось. Не будем гадать, что будет дальше в этой постановочной истории, но это, конечно, шоу не бесконечное. 

Теперь о более серьезных вещах, выходящих далеко за рамки не только поведения отдельно взятого гражданина, но и венесуэльского внутриполитического противостояния в целом. Получив отпор своим милитаристским планам в отношении Венесуэлы даже от ближайших соратников из числа латиноамериканских стран, твердо заявивших о неприемлемости внешнего вооруженного вмешательства, политистеблишмент в Вашингтоне, тем не менее, не снимает с повестки дня вариант военного вторжения. Было сделано заявление относительно создания коалиции по смене режима в Венесуэле. В последнее время участились полеты вблизи венесуэльских границ разведавиации США. Администрация активизировала контакты по военной линии с соседями Венесуэлы. Зачастил в регион глава Южного командования адмирал К.Фоллер.

Параллельно прорабатывается план «Б». Этот план прекрасно знаком как некоторым странам региона, так и далеко за его пределами. Речь идет о подготовке незаконных вооруженных формирований (об этом мы говорили на прошлом брифинге), заброске их на территорию Венесуэлы в целях осуществления диверсионно-подрывной деятельности, а затем создании очагов сопротивления, с перспективой ввергнуть страну в масштабный внутренний вооруженный конфликт. Каков будет масштаб миграционных последствий в случае реализации этого сценария предсказать невозможно. Об этом неплохо бы подумать тем странам, кто рассматривает возможность предоставления своей территории для подготовки боевиков и складирования запасов оружия. Потом, пожалуйста, не надо созывать международные конференции с вопросом: Что же делать с потоками эмиграции в Латинской Америке? И пытаться ответить на риторический вопрос: Как спасти регион Латинской Америки?     

Подрывная работа, судя по всему, уже ведется. Боливарианское руководство открыто говорит о планах радикальной оппозиции при поддержке из-за рубежа организовать диверсии на национальной территории с задействованием отрядов наемников, сформированных, в том числе, из дезертировавших венесуэльских военнослужащих. В последнее время отмечается увеличение числа различных происшествий на объектах энергетической и коммуникационной инфраструктуры. Продолжается наращивание американского санкционного давления. Делается все возможное, чтобы удушить и обескровить экономику Венесуэлы. По сути, это не что иное, как попытка полной финансовой блокады страны. Венесуэльцев уже обворовали, сделав это из Великобритании. Просто украли деньги. Об этом говорила Исполнительный вице-президент Венесуэлы Д.Родригес в ходе пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел России С.В.Лавровым. Параллельно с этим идет «закручивание гаек», что касается санкций. По сути, это попытка полной финансовой блокады страны. Из Вашингтона раздаются неприкрытые угрозы введения так называемых вторичных санкций за сотрудничество неамериканских граждан и компаний с правительством Н.Мадуро. Расчет строится на том, что планомерное ухудшение качества жизни граждан и блокирование государственных механизмов приведет в конечном итоге к анархии и хаосу. Главная задача Вашингтона на текущем этапе – любой ценой не допустить стабилизации внутриполитической ситуации в Венесуэле не допустить того, в чем так нуждается и чего так желает венесуэльский народ, того, чего в конечном итоге хотели бы соседи Венесуэлы по региону.

В ходе переговоров в Москве Исполнительный вице-президент Венесуэлы Д.Родригес еще раз публично подтвердила готовность президента Н.Мадуро начать конструктивный диалог с оппозицией. Всячески поддерживаем мудрую позицию законного Правительства. Надеемся, что этот сигнал доброй воли будет адекватно воспринят венесуэльской оппозицией, которая, наконец, перестанет гоняться за внешней поддержкой сомнительных с точки зрения закона и опасных по своему содержанию шагов, а возобновит активную политическую деятельность внутри страны в рамках Конституции Венесуэлы и во взаимодействии с официальными властями этой страны. Именно такой вариант урегулирования приветствовали бы в России и многих других государствах мира.

К оглавлению

 

Об усилении санкционного давления на Кубу

 

С обеспокоенностью отмечаем, что США решили действовать «по всем фронтам» – мало того, что они «вцепились» мертвой хваткой в Венесуэлу, так теперь, в параллельном режиме и в своем напористом стиле взялись и за Кубу. Вроде бы два года назад начали дружить – привезли в Гавану несколько самолетов с бизнесменами, обозначали кубинцам радужные перспективы дружбы с США, наобещали всего, подключили Европу, которой разрешили взаимодействовать с Кубой, пожимали руки, фотографировались… Что-то, как всегда, пошло не так. Очевидно, что Вашингтон наращивает нажим на ближайших единомышленников Каракаса, причисляя Гавану к «последним диктатурам в регионе» и обвиняя в подрыве демократии в Венесуэле.

На днях был продемонстрирован еще один одиозный пример усиления антикубинского эмбарго. Госдепартамент США заявил о решении, начиная с 19 марта, разрешить американским гражданам подавать судебные иски против порядка 200 кубинских государственных компаний и предприятий, состоящих в санкционном списке Вашингтона. Этот шаг мотивируется частичным снятием моратория на действие третьего раздела закона Хелмса- Бертона, предусматривающего применение экстерриториальных принудительных мер в отношении иностранных физических и юридических лиц, использующих национализированную собственность на Кубе.

Закон Хелмса-Бертона был принят в 1996 г. на пике очередного витка антикубинской кампании по инициативе американских конгрессменов (давших имя законопроекту), известных своими радикально правоконсервативными взглядами. При этом в течение более чем 20 лет Администрация США не считала необходимым вводить в силу третий раздел этого документа, учитывая крайне негативную реакцию на такой шаг, в том числе со стороны деловых кругов в Европе, Латинской Америке и других регионах мира.

Теперь, судя по всему, настрой в Вашингтоне кардинально изменился. Налицо очередная нелегитимная попытка США экономически «заблокировать» Кубу, создать дополнительные барьеры для социально- экономического развития республики в контексте преобразований, идущих там полным ходом.

Мне смешно слышать и читать аналитические обзоры того, как развивается экономика Кубы или Венесуэлы, с какими проблемами там сталкиваются. У меня один вопрос: А как бы развивалась экономика США, если бы в отношении Вашингтона применялось хотя бы 10% от тех санкций, ограничений и эмбарго, которые применяются к этим странам? Там вообще ничего не осталось бы от экономики. Нужно понимать в каких условиях живут и стараются выживать народы этих стран.  

Вновь перед нами пример политики «двойных стандартов». Ведь мы постоянно слышим доносящиеся из Вашингтона заявления о необходимости реформ на Кубе. Так не стоит кубинцам в этом препятствовать! Они сами разберутся и проведут те реформы, которые им нужны.

Подавляющее большинство представителей международного сообщества, включая и нашу страну, неоднократно солидарно высказывалось против американской блокады Кубы, которая является реликтом «холодной войны» и свидетельством возрождающегося в Вашингтоне имперского образа действий. Это часть реализуемой в Латинской Америке кампании на смену неугодных режимов через вмешательство во внутренние дела, диктат в духе доктрины Монро, применение и даже ссылки на которую в сегодняшних реалиях просто неуместны. 

К оглавлению

 

О ситуации в Никарагуа

 

Внимательно следим за развитием ситуации в Никарагуа.

Приветствуем возобновление 27 февраля общенационального диалога, который в рамках разрабатываемой сторонами данного процесса «дорожной карты» переговоров, призван определить устойчивый алгоритм решения имеющихся проблем. Позитивно оцениваем конструктивные усилия правительства сандинистов, направленные на поиск действенных путей стабилизации внутриполитического положения в стране. Одним из практических шагов на этом направлении стало недавнее освобождение более 100 заключенных, задержанных ранее за участие в беспорядках и вооруженных столкновениях.

Твердо убеждены, что внутренние противоречия должны решаться самими никарагуанцами посредством переговоров, без внешнего вмешательства. Призываем ответственных членов международного сообщества способствовать нахождению взаимопонимания между различными политическими силами в Никарагуа, отказаться от угроз никарагуанской государственности и суверенитету, избегать «псевдодемократизаторскую» риторику.

К оглавлению

 

О ситуации в Донбассе

 

Ситуация на Украине продолжает ухудшаться. В борьбе за сохранение власти киевское руководство продолжает изображать из себя жертву мнимой «российской агрессии». Делается это на фоне откровенного саботажа минского «Комплекса мер», что, безусловно, вызывает большие опасения с нашей стороны. При этом, для оказания поддержки Киеву в Донбасс зачастили западные политики. Так, в феврале там побывало 10 иностранных делегации, а за первую декаду марта – уже три.

Невозможно не заметить, что накануне подобных визитов в Донбасс, как по заказу, наблюдается обострение обстановки. Так, Специальной мониторинговой миссией (СММ) ОБСЕ в период с 8 по 12 февраля на линии разграничения сторон отмечалось снижение количества нарушений режима прекращения огня. Однако накануне приезда в зону т.н. операции объединённых сил (ООС), Посла Норвегии Т.Хорпестада (13 февраля) и посла Франции И.Дюмон (14 февраля), ситуация кардинально меняется. Утром 13 февраля международными наблюдателями фиксируется значительное увеличение количества обстрелов. Только на Донецком направлении количество взрывов по сравнению с предыдущими сутками возрастает с 30 до 430.

Аналогичная ситуация наблюдается и во время «ознакомительной» поездки на юго-восток Украины сенатора США Дж.Эрнст (20 февраля).

Так, если за 2 дня до ее приезда в Донбасс 18 февраля в отчете миссии отмечается уменьшение количества обстрелов, то начиная с 19 февраля в Донецкой области фиксируется их более чем пятикратное увеличение – с 90 до 475 20 февраля.

Обострением ситуации отметился и визит 4 марта в Мариуполь атташе по вопросам обороны при посольстве США на Украине Т.Уоффорда. В этот день артиллерией 79-й бригады ВСУ было обстреляно находящееся в 24-х километрах от Мариуполя село Саханка, из-за чего погиб мирный житель. Это был не единственный обстрел, которому подверглась Саханка за прошедшую неделю. 1 марта из минометов был обстрелян район функционирующей школы. По счастливой случайности никто из детей не пострадал.

Складывается впечатление, что украинское военное командование в пропагандистских целях накануне приезда заграничных «гостей» намеренно провоцирует обострение обстановки в Донбассе. При этом желая продемонстрировать доказательства мнимой «российской агрессии» Киевом подвергаются риску жизни мирных граждан и уничтожаются гражданские объекты.

Показательным в этой связи стал населенный пункт Коминтерново, который только в марте минометными подразделениями 79-й бригады ВСУ обстреливался 10 раз. Разрушено 9 домов и одно административное здание. Эту информацию подтверждают и наблюдатели СММ ОБСЕ, зафиксировавшие 3 марта в Коминтерново повреждения объектов гражданской инфраструктуры вследствие обстрелов украинской артиллерией. При этом 5 марта огнем артиллерии ВСУ повреждена линия электропередач в районе Коминтерново, в результате чего без электроэнергии остались более 1,5 тысяч мирных жителей.

Продолжаются целенаправленные обстрелы со стороны ВСУ Донецкой фильтровальной станции. Так, 3 марта СММ ОБСЕ зафиксировала 51 разрыв артиллерийских снарядов в непосредственной близости от станции, которая обеспечивает потребности в питьевой воде не только населения ДНР, но и жителей подконтрольной Киеву территории Донецкой области.

Призываем СММ ОБСЕ интенсифицировать наблюдательную деятельность в Донбассе. Требуется не фрагментарная информация, а  комплексный взгляд на военные приготовления ВСУ, нужно четко определить сторону, которая провоцирует обострение обстановки и обстрелы, их последствия в плане жертв среди мирного населения и разрушений гражданской инфраструктуры. Требуем от СММ подробного тематического доклада на этот счет.

К оглавлению

 

О попытках фальсификации истории на Украине

 

Киевские власти продолжают проводить целенаправленную политику по фальсификации истории страны.

Обратил на себя внимание недавно опубликованный годовой отчет Украинского института национальной памяти (УИНП) – головного ведомства на Украине, которое под лозунгами возрождения украинской духовности на деле занимается оголтелой антироссийской пропагандой и созданием исторических мифов. Как следует из текста документа, ключевыми направлениями деятельности этой структуры в 2018 г. были: издание и распространение бесчисленного количества брошюр националистического и русофобского характера, организация и проведение мероприятий по чествованию памяти жертв «голодомора», работа по героизации приспешников нацистских палачей из числа ОУН-УПА, разработка ряда нормативно-правовых актов в сфере декоммунизации.

В планах деятельности института на 2019 г., помимо прочего, борьба с российскими «историческими мифами», а также чествование памяти т.н. «жертв» придуманной нынешними киевским властями «российско-украинской войны».

На этом фоне уже привычным выглядит состояние «клинической русофобии», в котором перманентно находится украинское руководство. Вместо того, чтобы плотно заняться решением накопившихся проблем в стране, Президент Украины П.А.Порошенко на каждом углу заявляет о фантомной российской агрессии и призывает «листать страницы о С.Бандере и УПА». Министр иностранных дел Украины П.А.Климкин рассказывает сочиненные им же самим байки «об украинском происхождении» России и Белоруссии.

В целом же, взятый за основу украинской государственной политики исторический ревизионизм напрямую способствует стремительному распространению на Украине агрессивного национализма, ксенофобии и неонацизма. Последствия этих процессов налицо: по улицам украинских городов свободно маршируют прославляющие УПА фашиствующие молодчики, которые оскверняют воинские мемориалы и издеваются над ветеранами. Руководство МВД Украины вместо того, чтобы дать хулиганам отпор, заставляет своих сотрудников публично воспевать С.Бандеру.

При этом происходящие сейчас на Украине попытки героизации нацистских пособников и взращивания последователей палачей из УПА по- прежнему не вызывают должной реакции у кураторов Киева. Похоже, что линия на трансформацию Украины в моноэтническое государство с «зачищенной» памятью пользуется их прямой поддержкой. Однако и на Западе, и в Киеве, по всей видимости, предпочитают не замечать опасность того, что попытки превращения истории в политическое и идеологическое оружие ведут лишь к углублению раскола украинского общества и отдаляют перспективы мирного урегулирования внутриукраинского конфликта на юго- востоке страны.

К оглавлению

 

О ситуации вокруг ДРСМД

 

4 марта Президент Российской Федерации В.В.Путин подписал Указ о приостановлении выполнения нашей страной Договора о РСМД. Этот шаг сделан в ответ на решение Вашингтона о выходе из данного соглашения и после того, как все предпринятые Россией усилия по его спасению были фактически заблокированы либо прямо отвергнуты американской стороной.

Вместо профессионального предметного обсуждения проблемных вопросов в отношении ДРСМД, на чём настаивала российская сторона, США развернули против России ничем не обоснованную, агрессивную пропагандистскую кампанию, основу которой составляют недобросовестные интерпретации и откровенная ложь. К сожалению, никаких признаков изменения такой деструктивной позиции Вашингтона мы не наблюдаем.

На этом фоне констатируем, что США так и не предприняли необходимых действий по устранению нарушений ими обязательств по ДРСМД. Речь, в первую очередь, идет о развертывании на суше пусковых установок «Мk-41», с которых можно запускать ударные крылатые ракеты, что категорически запрещено Договором. Нет никаких подвижек и по т.н. «ракетам-мишеням», применяемым американцами и аналогичным по характеристикам баллистическим ракетам наземного базирования средней и меньшей дальности. То же относится к использованию ударных беспилотных летательных аппаратов, подпадающих под определение «крылатая ракета наземного базирования».

В итоге, исходя из необходимости принятия безотлагательных мер в связи с нарушением Вашингтоном Договора, Россия в интересах обеспечения своей национальной безопасности приостановила его исполнение до устранения американцами допущенных нарушений или до прекращения действия соглашения. Соответствующее официальное уведомление российский МИД 5 марта направил всем государствам-участникам ДРСМД: США, Белоруссии, Казахстану и Украине.

В дальнейшем, как было заявлено Президентом России 2 февраля, на все действия США, связанные с ракетами средней и меньшей дальности, наша страна будет отвечать зеркальным образом. При этом мы оставляем открытой возможность для содержательного диалога, если в Вашингтоне пересмотрят свою контрпродуктивную линию и вернутся к соблюдению ДРСМД.

К оглавлению

 

О нагнетании в США общественной дискуссии за возобновление ядерных испытаний

 

Обратили внимание на появившиеся в американских СМИ публикации относительно необходимости возобновления Соединенными Штатами ядерных испытаний. В частности, в недавней статье бывших руководящих сотрудников Лос-Аламосской лаборатории Дж.Хопкинса и Д.Шарпа в журнале «Вопросы науки и технологий», а также материалах бывшего главы профильного управления Пентагона Р.Монро отмечается, что без натурных ядерных испытаний гарантировать эффективность и надежность стратегического ядерного потенциала США невозможно.

Появление подобных публикаций рассматриваем как подготовку американского общественного мнения к тому, что ядерные испытания – это якобы неизбежная необходимость и без них национальная безопасность США может оказаться под угрозой. Эта логика отвечает взятому Вашингтоном курсу на планомерное воссоздание условий для возможного возобновления ядерных испытаний. В таком контексте становятся ясными причины, по которым США отказываются от ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), а также приняли решение о повышении готовности Невадского испытательного полигона.

Подобные действия оставляют все меньше уверенности в том, что США будут и в дальнейшем соблюдать действующий с 1992 г. мораторий на ядерные испытания. Взятая ими линия не только подрывает международные усилия в пользу вступления в силу ДВЗЯИ, но и открывает прямой путь к развязыванию нового витка гонки ядерных вооружений.

К оглавлению

 

О недружественных действиях властей Чехии в отношении представителя МИД России

 

4 марта занимающему ответственный пост сотруднику МИД России, направлявшемуся в Прагу для участия в двусторонних экспертных консультациях по проблематике недвижимости, по прибытии в аэропорт чешской столицы без объяснения причин было заявлено, что применительно к нему действует запрет на посещение Чешской Республики и пересечь границу он не сможет. Российскому дипломату пришлось вернуться в Москву.

Считаем произошедший инцидент вопиющим примером недружественного поведения чешской стороны, которая продемонстрировала пренебрежение элементарными нормами дипломатического приличия. Ситуация выглядит тем непригляднее, что речь идет о циничном, продуманном демарше, осуществленном с подачи МИД Чехии в адрес коллеги, который как раз курирует вопросы двусторонних отношений. Причем произошло это в канун пражского заседания Российско-Чешской Межправительственной комиссии по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству, для которого была подготовлена позитивная повестка дня.                                                                                     

Прискорбно, что в стремлении угодить антироссийски-заряженным силам как внутри страны, так и за ее пределами в Праге все чаще прибегают к использованию против российских дипломатов провокационных приемов из арсенала «визовых войн».

Разумеется, подобные конфронтационные выпады не останутся без адекватной реакции с нашей страны. Ответственность за вероятные негативные последствия политики по отношению к России целиком ложится на инициаторов таких кампаний.

К оглавлению

 

О распространяемой в СМИ недостоверной информации о российской недвижимости в Чехии

 

В последние дни в информпространстве распространяются разного рода инсинуации на тему российской недвижимости в Чехии. Соответствующие комментарии базируются на неких местных источниках, которые передергивают факты и искажают данные.

Реальная ситуация выглядит следующим образом. В Праге расположены четыре жилых дома, статус которых является сегодня предметом переговоров экспертов двух стран. Каких-либо претензий в отношении использования этих объектов от чешских партнеров не поступало. Поиск сбалансированного решения осуществляется с учетом принципа взаимности применительно к аналогичным объектам чешской стороны в Москве.

Чешскими журналистами было много написано о российских объектах в Чехии. Приглашаем поизучать вопрос относительно чешских объектов в России. Очень интересная тема. 

4-5 марта в Праге прошел очередной раунд консультаций по проблематике недвижимости, в ходе которого сторонам удалось сблизить позиции в вопросе определения юридического статуса и правовых основ функционирования и использования упомянутых объектов.

Для чего нужно было конструктивную повестку, решение вопросов в традиционном для дипломатов правовом русле, таким образом представлять в СМИ данные и искажать их, остаётся загадкой. Для чего нужны конструктивные итоги, портить и заниматься распространением дезинформацией также для нас остается открытым вопросом.

К оглавлению

 

Об очередных выпадах французских властей в отношении российских СМИ во Франции

 

Обратили внимание на опубликованное во французской газете «Ле Паризьен» интервью официального представителя Правительства Франции Б.Гриво, в очередной раз обрушившегося с нападками на телеканал «Раша Тудэй» и агентство «Спутник». Помимо уже ставших традиционными для французского политического истеблишмента обвинений российских СМИ во вмешательстве в электоральные процессы и распространении фейковых новостей, внутриполитические события. Есть недопустимые вещи. Во-первых, если вы боретесь против фейков, а мы знаем, что Франция является «запевалой» в данном процессе, предоставьте хотя бы один факт относительно того, как «Раша Тудэй», «Спутник» или другое СМИ из России или другой страны что-либо не так освещало, публиковало дезинформацию или непроверенную информацию, возможно, получала опровержение, но не считала возможным для себя внести корректировки. Какие-нибудь факты есть? Или будем только слушать бесконечные перепевы заявлений представителей Елисейского дворца?        

В ответ на вопрос, «нужно ли опасаться иностранного вмешательства на европейских выборах», представитель Правительства Франции фактически приравнял «Раша Тудэй» и «Спутник» к движениям «фашосферы» и «патриосферы»: «Все зависит от того, что называется вмешательством. То, что мы наблюдали в президентской кампании 2017 г., – это влияние социальных сетей патриосферы и фашосферы. Оба течения очень близки к СМИ  «Спутник» и «Раша Тудэй», финансируемых Кремлем, которые возникли в значительной степени благодаря поддержке этой фашосферы».

Напомню, что мы уже более месяца ждем реакции французской стороны на российскую дипломатическую ноту с просьбой подтвердить или опровергнуть заявление Президента Франции Э.Макрона в еженедельнике «Ле Пуан», где глава Республики, квалифицировав агентство «Спутник» и «Раша Тудэй Франс» как «прокремлевские» СМИ, поставил их в один ряд с представителями радикальных политических течений, включая ультранационалистические. Подобные же заявления официального представителя Правительства Франции оставляют нам немного вариантов рассчитывать на неточность или оговорку Президента в интервью «Ле Пуан». Видимо, речь идет уже о системной травле во Франции российских СМИ. Невозможно с одной стороны бороться с фейками и дезинформацией, а с другой – травить СМИ. Так не бывает.

Но одними обвинительными высказываниями французские чиновники не ограничиваются. На этом фоне поступила информация, что национальный медиарегулятор Франции (CSA) добивается прекращения сотрудничества между независимой парижской радиостанцией «Алигре FM» и радио «Спутник Франс».  Регулятор призвал радиостанцию ускорить процесс разрыва соглашения со «Спутником», который был запланирован на конец 2019 года. Это ручное регулирование СМИ. Заказ очевиден. Это заказ французского официоза, который выполняется якобы независимыми структурами. Если бы не было этих интервью и заявлений, пересказов неких закрытых встреч, наверное, у нас оставались бы сомнения относительно того, что, возможно, речь действительно идет о желании независимых СМИ не сотрудничать с российскими партнерами. Теперь таких сомнений нет. Это политический заказ, который реализуется.

В очередной раз мы становимся свидетелями того, как французские власти пытаются всеми способами ограничить деятельность российских СМИ в стране, оказывая прямое давление на их французских партнеров и создавая вокруг нашей прессы  атмосферу «токсичности» и недоверия.

Хотели бы услышать на этот счет комментарии от профильных международных структур и правозащитных НПО. Передадим материалы в ОБСЕ. Ждем оценки насколько правомерно оказание прямого давления на независимую парижскую радиостанцию и ее принуждение к ускоренному разрыву партнерских связей с российским СМИ, является ли это соблюдением принципов свободы слова и уважения независимости прессы.

Подчеркиваем, что все подобные акты дискриминации нами тщательно фиксируются и передаются в профильные международные структуры. Как мы неоднократно заявляли, нам искренне не хотелось бы, прибегать к вынужденным ответным мерам в отношении французских СМИ, которые продолжают осуществлять свою профессиональную деятельность в России, не испытывая ни малейших затруднений, несмотря на порой абсурдные материалы, содержащие, в том числе элементы фейка и дезинформации, которые они публикуют. Мы всегда предпочитали действовать иначе – не использовать административные рычаги, не прибегать к каким-либо запретам, но отвечать в публичном пространстве, публиковать опровержения, направлять соответствующие ответы, размещать статьи, давать интервью. Почему так не хотят поступать во Франции, большой вопрос. Чего-то боятся.

Мне понравился сюжет «Евроньюс», в котором говорилось о том, что в среду Верховный комиссар по правам человека обратился к властям Франции с призывом провести тщательное расследование всех зафиксированных случаев неоправданного применения силы стражами порядка. Речь идет о насилии  в отношении «желтых жилетов».  М.Бачелет добавила, что манифестанты выступают в защиту своих экономических прав и прав на участие в делах государства.

На это Пресс-секретарь Правительства Франции Б.Гриво заявил, что «только по окончании расследования можно сказать, есть ли какие-то отклонения от нормы, нужно ли менять какие-то элементы в механизме».

У меня вопрос, если в одном случае нужны расследования и их результаты и только после этого можно принимать какие-то решения, то почему в других случаях, в частности, по телеканалу «Раша Тудэй» и «Спутник», не предоставляются не то, что итоги расследования, а вообще каких-либо материалов на этот счет?

К оглавлению

 

Об экспериментах с легализацией немедицинского каннабиса в Нидерландах

 

Парламент Нидерландов не так давно начал процедуру законодательного одобрения легализации немедицинского производства и распространения каннабиса на «экспериментальной» основе в течение четырех лет.

Считаем, что подобные действия повлекут за собой ряд серьезных последствий. Это приведет к ослаблению государственного контроля над распространением наркотических средств. Вслед за безответственными действиями Уругвая, Канады и Грузии политика Нидерландов в сфере контроля над наркотиками может стать еще одним вызовом для международного сообщества, отстаивающего идеал «мира, свободного от наркотиков». Практическая реализация подобных идей усилит эрозию международного права в соответствующей сфере, а также поставит под вопрос один из ключевых принципов международных отношений pacta sunt servanda. Также снизится эффективность международного антинаркотического сотрудничества и увеличится наркотрафик в соседние страны, в том числе в те, которые добросовестно соблюдают положения трех базовых антинаркотических конвенций.

По мнению Международного комитета по контролю над наркотиками, легализация немедицинского использования каннабиса представляет собой серьезную угрозу здоровью населения, в первую очередь молодежи, а также подрывает международно-правовые основы наркоконтроля и создает еще один опасный прецедент с точки зрения соблюдения глобального правопорядка, открывая дорогу для других стран последовать этому примеру.

Считаем несостоятельными доводы Гааги относительно того, что обсуждаемый проект вписывается в рамки антинаркотических конвенций в части борьбы с преступностью, защиты общественного порядка и укрепления соответствующей научной базы. Подобные эксперименты со здоровьем и безопасностью собственных граждан, по нашему мнению, могут привести к утере контроля над коммерческим наркорынком. Имеем основания полагать, что данные меры направлены, в первую очередь, на выведение производства каннабиса на промышленный уровень и превращение наркоиндустрии в важную статью государственных доходов.

В этой связи хотели бы призвать власти Нидерландов детально рассмотреть все аргументы против такой политики и отказаться от продвижения своего «нарколиберального» эксперимента, который идет вразрез с нормами международного права. Конструктивное решение Гааги особенно актуально в преддверии предстоящего 14-15 марта министерского обзора в рамках 62-ой сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам, который призван подтвердить приверженность всех государств принципу общей и совместной ответственности в решении мировой проблемы наркотиков.

К оглавлению

 

Из ответов на вопросы:

Вопрос: Будет ли Россия предпринимать конкретные меры по защите своих инвестиций в Венесуэлу?

Ответ: Спасибо, что Вы заботитесь о российских инвестициях. Хочу сказать, что есть нечто, объединяющее  Вас с американскими журналистами, а именно: один из самых распространённых вопросов от СМИ Соединённых Штатов посвящён судьбе российских инвестиций в Венесуэлу. Мы очень благодарны всем за заботу. Осуществляются все необходимые шаги для их защиты.

Хочу отметить, что в первую очередь предпринимаются меры по защите государственности Венесуэлы и недопущению полномасштабной гражданской войны в этом государстве, а также по сохранению институтов государственной власти, соответствующих Конституции этой страны. Для этого предпринимаются политические шаги, в т.ч. в переговорном плане. Осуществляется взаимодействие с нашими коллегами и партнёрами.

Поставляется гуманитарная помощь, о чём недавно в ходе пресс-конференций рассказывал своим западным коллегам Министр иностранных дел России С.В.Лавров. Россия говорила о том, что снижение напряжённости в Венесуэле и предотвращение развития негативного сценария требуют оказания гуманитарной помощи. Только настоящей – продовольствием, медикаментами и всем тем, что так необходимо мирному населению, которое хочет выйти из кризиса и развиваться, а не колючей проволокой и материалами для баррикад. Мы делаем соответствующие заявления в международных организациях о недопустимости не то что реализации, а даже планирования какого-либо военного сценария в отношении этого государства.

К оглавлению

Вопрос: Недавно состоялись российско-японские переговоры на уровне заместителей министров иностранных дел. В связи с этим хотелось бы спросить, планирует ли Министр иностранных дел России С.В.Лавров посетить Японию в марте этого года?

Ответ: На данный момент в графике Министра иностранных дел С.В.Лаврова такой визит не значится. Если будут какие-либо изменения, мы Вас проинформируем.

К оглавлению

Вопрос: На этой неделе исполнилось 10 лет со дня так называемой «перезагрузки», которая скорее была все-таки перегрузкой. Что, по Вашему мнению, должно произойти в отношениях между США и Россией, чтобы перезагрузка действительно состоялась?

Ответ: При всей манкости, при всем соблазне использовать такие красивые «пиаровские» ходы, которые иногда действительно хороши внешне, но за ними ничего не стоит, нужно всё-таки говорить о сути вопроса. С развитием средств массовой информации, PR-технологий мы видим, как многие мировые проблемы и кризисы, или просто вопросы пытались решить вот так, с наскока, под красивой картинкой с красивым оформлением – из этого ничего не получалось. Примеров очень много. Последние недели тоже показывают, что расстановкой флагов и массированной информационной кампанией мировые проблемы не решить. Поэтому здесь вопрос заключается не столько в проведении какой-то очередной красивой PR-кампании с кнопками и надписями, сколько в возвращении Соединенных Штатов Америки в правовое русло. Действия в правом русле, с безусловным соблюдением международного права Устава ООН, каким бы это ни казалось скучным и немодным – именно в этом состоит правильный рецепт, который стоило бы выписать Вашингтону. Тогда, полагаю, не только на российско-американском треке пойдет возобновление полноформатного диалога, но и многие другие «нерешаемые» вопросы мировой повестки сдвинутся с мертвой точки.

К оглавлению

Вопрос: Может ли ООН принимать какие-то более решительные шаги, чтобы помочь в разрешении проблемы лагеря беженцев «Рукбан»?

Ответ: Да, безусловно, ООН может это делать. Полагаем, что не только Всемирная Организация, но и все ее институты, которые занимаются гуманитарными проблемами, вопросами беженцев, внутренне перемещенных лиц, могут активно содействовать в разрешении этой ситуации. Здесь даже вопросов нет. Мы находимся в контакте и задействуем этот механизм не только для доведения нашей позиции, но и для реализации того, о чем мы говорим.

К оглавлению

Вопрос: Частично Вы уже затрагивали тему лагеря беженцев в провинции Хасеке. Хотя зона находится под ответственностью международной коалиции, тем не менее, легитимной страной там является Россия. В связи с этим хочется спросить, осуществляет ли Россия конкретные шаги в данном направлении?

Ответ: Что Вы подразумеваете под выражением «конкретные шаги»?  Мы говорим о целой программе, которую мы предлагаем нашим партнерам и которую реализуем. Многое получается, многое не получается в связи с тем, что, как Вы правильно сказали, «на земле» все это находится под контролем так называемой коалиции, ведомой США. У нас есть, что предложить и в теоретическом плане, и в контексте действий «на земле» с задействованием структур ООН.

К оглавлению

Вопрос: На встрече Начальника Генштаба ВС РФ В.В.Герасимова и Председателя объединенного комитета начальников штабов США Д.Данфорда были достигнуты договоренности о координации действий в Сирии. В частности речь шла о ситуации после вывода американских сил с восточного берега Евфрата. Есть ли угроза, что после ухода американцев третьи силы могут контролировать этот регион, например, Турция или, скажем, правительственные войска?

Ответ: Во-первых, мы исходим из того, что все вооруженные контингенты и силы, которые останутся «на земле» в Сирии, будут находиться там исключительно с согласия правительства Сирии – это наша традиционная позиция. И если на то будет желание Дамаска, то, соответственно, так тому и быть. Поэтому эти вопросы нужно непосредственно решать с Дамаском. Отталкиваясь именно от формулировки Вашего вопроса, мне кажется, что, если должны быть опасения, то в связи с тем, что в Вашингтоне опять передумают. Все обещания, заверения и пояснения, которые даются, к сожалению, очень часто корректируются через непродолжительное время. Поэтому мы исходим из того, что, если Вашингтоном даются какие-то гарантии или объяснения своих маневров «на земле», то они будут актуальны хотя бы в среднесрочной перспективе, а какой-либо новый деятель в Вашингтоне не изменит концепцию. Вот это, наверное, одно из главных опасений.

К оглавлению

Вопрос: 3 марта Болгария отмечает День освобождения от турецкого рабства. Как сейчас Россия оценивает тот вклад, который сделали люди, погибшие для свободы Болгарии?

Ответ: В нашей стране никогда не было каких-либо конъюнктурных оценок подвига русского солдата в российско-турецкой войне 1877-1878 гг., освободившей болгар от Османского ига и подарившей надежду на обретение собственного государства. 

По этой теме в нашем обществе всегда существовал консенсус. Наглядное тому подтверждение – ежегодные торжественные церемонии поминовения павших в боях на болгарской земле русских воинов у Часовни Знамения иконы Божией Матери и благоверного князя Александра Невского в Москве. Мероприятия дважды в год (3 марта – в День освобождения Болгарии и 10 декабря – в День взятия Плевны) собирают представителей общественности, политических кругов, военных ведомств, духовенства, а также дипкорпуса, чтобы отдать дань уважения русским героям – простым солдатам и офицерам, положившим на алтарь победы около двухсот тысяч жизней.

Признательны за то, что и в болгарском обществе по-прежнему чтят память воинов России, не подвергают их подвиг и боевое братство тех лет забвению и, тем более, фальсификации в угоду новомодным спекуляциям.

К оглавлению

Вопрос: В России говорят, что болгары неблагодарные. Но каждый день болгарские священники молятся за усопшие души. В городе Плевна похоронено 3,4 тыс. российских солдат, которые воевали за свободу.

Ответ: На мой взгляд, вопрос благодарности  или неблагодарности заключается не только в поминовении усопших, но и в продолжении выстраивания отношений с живыми. Это всегда важно на основе исторического опыта, который имеется у двух народов. Это не столько ответ на Ваш вопрос, сколько я позволила себе немножко пофилософствовать.

К оглавлению

Вопрос: Каковы итоги визита в Болгарию Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева?

Ответ: С уверенностью можно сказать, что третий по счету контакт за последний год между главами правительств двух стран свидетельствует о востребованности и наращивании российско-болгарского сотрудничества, несмотря на непростой международный контекст. Помимо важной символической составляющей – визит проходил в период празднования 141-й годовщины Освобождения Болгарии – состоялся предметный, заинтересованный обмен мнениями по всему комплексу актуальных вопросов и проблем. Надеемся, что обсуждение и реализация совместных проектов, прежде всего в топливно-энергетической сфере, послужит развитию не только двусторонних отношений, но и дальнейшему укреплению энергобезопасности Европы.

По отдельным вопросам как двусторонней повестки дня, так и ситуации в Юго-Восточной Европе рекомендую ознакомиться с материалами, опубликованными на сайте Правительства Российской Федерации и с высказываниями Д.А.Медведева.

К оглавлению

Вопрос: Председатель Палаты депутатов Парламента Италии Р.Фико был в Москве два дня назад. В своем выступлении на пленарном заседании Государственной Думы Российской Федерации он сказал, что участие России в работе Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) необходимо для решения проблем, стоящих перед европейскими странами. Он заявил, что в противном случае будет отрицаться сам принцип межпарламентского диалога. Считаете ли Вы, что Италия может помочь России в сложившейся ситуации?

Ответ: Здорово, что он говорил об этом в России, но об этом нужно говорить в странах Европы непосредственно коллегам-депутатам из тех государств, чьи парламентарии выступали против участия российской делегации в работе ПАСЕ. Для нас это очевидно. Это не вопрос того, что мы выступаем за российскую делегацию и исключительно из патриотических чувств ее поддерживаем. Вопрос – в слове «необходимо». Это необходимо для того, чтобы работа данной структуры была полноценной. Ведь если речь идет об оценке тех процессов, которые происходят на общем европейском пространстве, то как же без России и без участия ее делегации?

Блокировать работу и возможность делать заявления, отвечать на выступления своих коллег в парламенте – это само по себе абсурдно, тем более, когда речь идет о парламенте, объединяющем европейский континент, на котором исторически зародились, по крайней мере, современные контуры парламентаризма. Это тем более абсурдно, когда мы говорим о начале XXI века, когда повсеместно выступают за борьбу, во-первых, за свободу слова, а во-вторых, против фейков. И при этом делегации целой страны не дают возможности при ее же обсуждении принимать в нем участие.

Убеждать в этом Россию не надо. В этом надо убеждать те страны, которые выступали против участия российской делегации в ПАСЕ.

К оглавлению

Вопрос: После недавних выборов в Молдавии Президент Республики И.Н.Додон заявил о возможности быстрого решения приднестровского вопроса. Как эксперты МИД России оценивают обстановку после выборов? Насколько формат «5+2»  близок к конструктивному компромиссу?

Ответ: Когда приходят политические силы, которые заявляют о том, что длившиеся десятилетиями конфликты и проблемные вопросы нужно урегулировать быстро, возникает вопрос – неужели они считают, что их предшественники этого не понимали? Очевидно, что необходимость решения в том числе и этого проблемного вопроса была понятна всем. Не было людей, которые не соглашались бы с тем, что ситуация требует справедливого и уважительного для всех жителей решения, находящегося в правовом русле, и, естественно, политико-дипломатическими методами. Собственно говоря, все механизмы, которые возникли для решения этого вопроса, исходили именно из такого посыла.

Поэтому, с одной стороны, нет ничего плохого в намерениях политиков решать вопросы быстро. Вопрос только в том, чтобы они были действительно привязаны к реальности. Чтобы это было не теоретическим посылом, а постулатом, который был бы привязан к истории вопроса и к реальным возможностям. Как неоднократно говорил Министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров, у дипломатов, как и у врачей, чрезвычайно важно не навредить,  и это нужно всегда помнить.

К оглавлению

Вопрос: Каковы детали встречи Ф.Сарраджа и Х.Хафтара в Абу-Даби?

Ответ: 27 февраля в Абу-Даби благодаря усилиям ООН и ОАЭ состоялась встреча представителей противоборствующих лагерей – главы Президентского совета, премьер-министра Правительства национального согласия Ливии Ф.Сарраджа с командующим Ливийской национальной армией Х.Хафтаром при участии спецпредставителя Генерального секретаря ООН по Ливии Г.Саляме.

По поступающей информации, рассматривались ключевые проблемы ливийского урегулирования, включая задачи завершения переходного периода в Ливии путем проведения всеобщих выборов и формирования единых государственных институтов.

В Москве позитивно воспринимают состоявшиеся в Абу-Даби контакты. Считаем важным продолжение поиска ведущими ливийскими деятелями при поддержке ООН взаимоприемлемых договорённостей в интересах национального примирения и стабилизации в стране.

К оглавлению

Вопрос: В настоящее время в Ливане обсуждается российская инициатива по возвращению сирийских беженцев на родину. Решение проблемы лагеря внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) «Рукбан» также на повестке дня переговоров России и Иордании, поднимается тема возвращения  сирийских беженцев и с Турцией. Можно ли решить эти вопросы комплексно, «одним махом»?

Ответ: «Одним махом», как Вы говорите, их решить не получится, потому что это многокомпонентные вопросы. Они связаны как с беженцами, которые находятся за пределами Сирии, так и с ВПЛ – у многих разделены семьи. Они увязаны и с имеющимися в Сирии территориальными проблемами, которые до сих пор не урегулированы, и с наличием  на территории страны иностранных военных контингентов. Все эти вопросы «одним махом» решить невозможно. Соответственно, и вопрос миграции «одним разом» тоже решить не получится. Мы надеемся, что в лучшем случае это можно будет сделать поэтапно, точечно, с применением  различных методологий и по различным направлениям.

К оглавлению

Вопрос: В США планируют опубликовать доклад о расследовании Спецпрокурора США Р.Мюллера о «российском вмешательстве». Есть ли какой-то ответ  со стороны России? Что ей ждать от этого доклада?

Ответ: При чем здесь Россия? Это абсолютно внутриполитическая история в США. Мы неоднократно говорили об этом. Каждый раз так или иначе межпартийные, а сейчас уже, наверное, в большей степени межклановые, внутриполитические баталии решаются такими громкими историями. В этот раз президентская кампания 2016 г. была основана на факторе некой «внешней угрозы», чуть ли не «внешнего врага», как они говорили. Собственно говоря, на «российской теме» построено все остальное внутриполитическое противостояние в США. Эта тема была хорошо разогрета, по понятным причинам. Один из кандидатов, представитель Демократической партии, многие годы занимался международной повесткой, фокусировался на российской проблематике.  Собственно говоря, это стало некой «козырной картой» во всей кампании. Поэтому и дальнейшее внутриполитическое противостояние в США также было построено, исходя из логики «внешнего влияния». Безусловно, эти внутриполитические игры касаются нашей страны. Это и санкции, и чудовищные заявления, которые мы слышим, и бездоказательные обвинения этой кампании (к сожалению, не через букву «о», а через букву «а»), которые «накрывают» нашу страну и двусторонние отношения, «испепеляя»  их. Данный сюжет также никаким образом не выпадает из целостной картины внутриполитического противостояния в США.

К оглавлению

Вопрос: Были ожидания, что вопрос возвращения Сирии в Лигу арабских государств (ЛАГ) будет решен в ближайшее время – на саммите, который состоится в Тунисе в марте. Тем не менее, это скорее всего не произойдет. Какие препятствия для этого существуют?

Ответ: А Вы не догадываетесь, представляя агентство «Блумберг»... По-моему, только одно. Это попытка наших западных партнеров, которые представляют и возглавляют соответствующую коалицию, всяческим образом не допустить того, что в общем-то станет для них очередным проявлением неудавшейся политики в регионе. А возвращение Дамаска в ЛАГ станет доказательством этого. Да и вообще нормализация отношений, которая уже идет полным ходом, доказывает всю несостоятельность концепции того, что только смена режима дает возможность стране развиваться как внутри собственных границ, так и за ее пределами. Вот это и есть препятствие. Других препятствий, честно говоря, никто не видит.

Есть намеренное желание, может быть, не сорвать, но уж точно помешать возвращению Сирии в ЛАГ. А то, для чего Сирии необходимо вернуться в ЛАГ, а Лиге – восстановить права этого государства в организации, о том, что этот процесс нужен региону, Сирии и странам-соседям, Вам может рассказать любой журналист, представляющий СМИ региона.

К оглавлению

Вопрос: Возвращение САР в ЛАГ неизбежно?

Ответ: В историческом контексте это безусловно. Конечно, ведь это страна региона. Как организация может полнокровно функционировать, если  огромная страна, представляющая целую палитру проблем и перспектив, не входит в число ее участников. Ведь это же не просто «клуб по интересам». Это структура, которая регулирует жизнь региона. Это очевидно.

Международные организации создаются не только среди единомышленников. Не примеряйте на все матрицу НАТО. Не все организации живут и должны жить по этой схеме. В принципе международные структуры и организации создаются не по модели, при которой одна сторона управляет другими, или по любой другой модели, когда все страны думают исключительно одинаково по всем вопросам. Международные организации существуют  по точкам соприкосновения и для возможности решения вопросов, которые стоят на повестке дня этих стран и региона в целом. Это совершенно не означает, что у стран должны быть одинаковые подходы. Собственно говоря, и формы политического устройства государств, которые входят в ЛАГ, настолько разные, что говорить о полном совпадении подходов всех государств просто невозможно. Поэтому организация создавалась не как клуб по интересам или как клуб единомышленников, а как структура для обсуждения насущных проблем региона. В этом контексте без Сирии решать проблемы региона, особенно в сегодняшнем контексте, когда он перенасыщен вопросами, связанными именно с Сирией, просто невозможно. Это очевидно. По крайней мере, с политологической точки зрения.

К оглавлению

Вопрос: По поступившим сообщениям  от  информационного агентства ТАСС,  стало известно, что 14 марта состоится встреча заместителя Министра иностранных дел России со своим северокорейским коллегой. Можете ли Вы подтвердить эту информацию?

Ответ:  С удовольствием подтверждаю информацию ТАСС, тем более, что они ссылаются на Министерство иностранных дел. 14 марта состоятся плановые консультации заместителя Министра иностранных дел России И.В.Моргулова с заместителем Министра иностранных дел КНДР Им Чхон Илем.

К оглавлению

Вопрос: Какие темы будут обсуждаться на данной встрече? Будет ли затронут вопрос визита Председателя Госсовета КНДР Ким Чен Ына?

Ответ: Я не буду предвосхищать события и анонсировать повестку. Мы скажем об этом ближе к самой встрече. Безусловно, будут обсуждаться основные вопросы, связанные с двусторонними отношениями, политическими контактами и, конечно, с ситуацией в регионе в контексте урегулирования.

К оглавлению

Вопрос: Относительно недавно в косовской прессе на албанском языке появилась информация со ссылкой на немецкие СМИ о якобы достигнутой закулисной договоренности между Москвой, Парижем и Вашингтоном о фактической сдаче Белградом Косово. Она уже обсуждается в экспертной среде. Насколько эта информация соответствует действительности?

Ответ: В Вашем вопросе содержится ответ: «косовская пресса на албанском языке со ссылкой на немецкие источники». Серьезно это обсуждать нельзя. Всё, что связано с позицией Сербии по косовскому урегулированию, активнейшим образом комментируется Президентом Сербии А.Вучичем практически в ежедневном режиме. Речь идет о полноформатной оценке переговорного процесса и тех трудностей, с которыми сталкивается руководство Сербии в ходе этих переговоров. В данном контексте всё, что вы обозначили, не оставляет ни малейшей надежды на достоверность данной информации.

Это я Вам дала экспертную оценку. Но этот вопрос надо адресовать в первую очередь сербской стороне.

К оглавлению

Вопрос: Премьер-министр Люксембурга К.Беттель заявил, что разоружение ­ – это единственный способ поддержать мир, а безопасность на европейском континенте невозможно обеспечить без России. Насколько это понимание распространено в европейских верхах? Предпринимает ли Европа шаги по созданию совместной с Россией системы безопасности?

Ответ: Вопрос разоружения очень дискуссионный и обширный. Лучше с ним обратиться к Совету по внешней и оборонной политике, нашим ведущим структурам, концептуально разрабатывающим внешнеполитические подходы. Это интересная тема.

То же, что без России невозможно обеспечить безопасность, ­– очевидно. Одни говорят об этом в негативном ключе, заявляя, ­– что от России веет некой угрозой, другие, что Россия является одним из гарантов стабильности. Но и те и другие признают, что без России обеспечение безопасности и стабильности на европейском континенте невозможно.

Наша страна неоднократно исторически подтверждала свою роль государства, являющегося гарантом стабильности и безопасности, стороной, которая несёт мир, а не агрессию. Вторая мировая война и роль Советского Союза в ней – глобальный пример этого. И в дальнейшем в мирной жизни, в ходе переговорных процессов на международных площадках мирные инициативы, которые предлагались нашей страной и так же служат примером, подтверждающим этот тезис.

Все ли разделяют эту позицию? Все понимают, но не все могут говорить об этом в конструктивном русле (имею в виду европейских политиков).

К оглавлению

Вопрос: Накануне 8 марта, что бы Вы могли пожелать матерям и просто женщинам конфликтующих сторон нагорно-карабахского конфликта?

Ответ: Я пожелаю им только одного: скорейшего урегулирования и мира.

К оглавлению

Вопрос: 11 ноября на территориях республик ДНР и ЛНР были проведены выборы глав республик. Там были наблюдатели из России и стран Запада. Выборы прошли без замечаний со стороны наблюдателей. Скоро выборы президента Украины, куда не пускают наблюдателей от России. Не получится ли так, что главы республик окажутся единственными признанным лидерам от Украины в России? Ведь для России юридически территории республик являются Украиной.  

Ответ: Сложный, диалектический вопрос.

Я буквально сегодня ознакомилась с ремарками Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева относительно избирательной кампании на Украине. Предлагаю Вам также с ними ознакомиться. В них сказано, что кампания грязная. Методология подготовки самих выборов, вне контекста обсуждения самих кампаний кандидатов, беспрецедентна для европейской страны, которая приветствовала и подписалась под большинством основополагающих документов, регулирующих и регламентирующих политическую жизнь на европейском континенте в различных объединениях или просто в страновом качестве каждого государства.

Недопуск наблюдателей, которые были бы направлены туда официальным способом через соответствующие международные институты, тоже беспрецедентное событие.

Если бы не было противоречий между тем, что происходит, как люди хотят жить и живут на территории ДНР, ЛНР и в остальной части Украины, не было бы и проблемы. Суть в том, что люди исповедуют различные взгляды на основополагающие вопросы. Все попытки сблизить позиции, которые получили юридическое оформление в Минских договорённостях, на сегодняшний момент не исполняются именно со стороны киевского режима.

К оглавлению

Вопрос: Могли бы Вы назвать имена граждан США, задержанных в Новороссийске?

Ответ: Я могу подтвердить данные о задержании американских граждан за нарушение миграционного законодательства. Четверо человек были задержаны, двое депортированы по решению суда. Этим вопросом занимаются правоохранительные органы, и все детали у них.

Что касается первого вопроса, в частности, данных ЮНИСЕФ, мы уточним информацию и дадим комментарий.

 

К оглавлению

 

 

 

 

Дополнительные материалы

Видео

Фотографии

x
x
Дополнительные инструменты поиска