18.02.1920:15

Ответ официального представителя МИД России М.В.Захаровой на вопрос СМИ о российских оценках итогов «Министерской конференции по продвижению мирного и безопасного будущего на Ближнем Востоке»

341-18-02-2019

  • en-GB1 ru-RU1

Вопрос: Как бы Вы могли прокомментировать итоги  прошедшей 13-14 февраля в Варшаве «Министерской конференции по продвижению мирного и безопасного будущего на Ближнем Востоке»?

Ответ: Свое отношение к этому мероприятию мы неоднократно высказывали, причем публично, еще на этапе его подготовки. Отмечали, в частности, что решения по формату проведения данной конференции и ее повестке дня принимались поспешно, келейно, без проведения серьезных консультаций с ООН, ключевыми региональными и внерегиональными игрокам. Указывали на противоречие такого подхода декларировавшейся организаторами цели выработки «коллективной стратегии» на Ближнем Востоке. Прямо заявляли, что видим в этом очередную попытку навязать международному сообществу односторонние рецепты, нацеленные на обслуживание американских геополитических интересов.

Итоги мероприятия полностью подтвердили эти оценки. Стало понятно, что конференция задумывалась и проводилась не ради серьезного обсуждения проблем ближневосточного региона. Ее главным итогом объявлено создание нескольких тематических рабочих групп для обсуждения ряда глобальных вызовов и угроз, таких, например, как терроризм, нераспространение, гуманитарные вопросы и беженцы. Что это, если не попытка запустить «параллельный трек», который займется выработкой односторонних решений? В чем добавленная стоимость создаваемых тематических групп, если большинство отнесенных к их компетенции проблем давно является предметом серьёзного рассмотрения ООН и ее профильных структур?

Похоже, что таким образом США стремятся запустить и возглавить долгоиграющий процесс, способный влиять на ближневосточную политику государств-членов варшавской конференции, направляя ее в выгодное для себя русло. В этом смысле показателен тот факт, что итоговый документ этого форума не носит коллективного характера, а оформлен в виде заявления дуэта сопредседателей – США и Польши. Решение, принятое без должного учета мнений других приглашенных государств, не говоря уже о многих влиятельных странах, в т.ч. региональных, отказавшихся от участия в форуме, разумеется не может претендовать на статус глобальной комплексной стратегии в деле укрепления мира и безопасности на Ближнем Востоке.

Наконец, невозможно игнорировать очевидную антииранскую подоплеку данного мероприятия, которая откровенно прозвучала в том числе и в политизированном выступлении Вице-президента США М.Пенса. Главной целью варшавского форума, как и ожидалось, стала попытка закрепления его участников на позициях поддержки деструктивной повестки дня Вашингтона на тотальное противодействие Тегерану, который нужно было представить в качестве «основного источника нестабильности в регионе».

С сожалением приходится констатировать, что конференция в Варшаве стала очередной иллюстрацией курса американской администрации на создание на Ближнем востоке, и без того перенасыщенном конфликтами и противоречиями, новых «разделительных линий». Однако это - фирменный стиль Вашингтона, уже давно делающего ставку на навязывание односторонних рецептов, наподобие пресловутой «сделки века». В этом же ряду практика сколачивания «коалиций по интересам» - как, например, задуманное к формированию на антииранской основе «Ближневосточное НАТО». Все это уводит от цели достижения долгосрочной стабилизации ситуации в регионе, осложняет перспективы разрешения имеющихся там конфликтных ситуаций.

Со своей стороны исходим из необходимости выработки скоординированных подходов международного сообщества к урегулированию кризисов на пространстве Ближнего Востока и Северной Африки. При этом подобные решения должны быть подлинно коллективными, вырабатываться под эгидой ООН и соответствовать нормам и принципам международного права, в том числе закрепляющим уважение суверенитета, независимости и территориальной целостности всех стран.

x
x
Дополнительные инструменты поиска