7.12.1817:24

О принятии Генассамблеей ООН российской резолюции по международной информационной безопасности

2366-07-12-2018

  • en-GB1 ru-RU1

СООБЩЕНИЕ ДЛЯ СМИ 

 

5 декабря Генеральной Ассамблеей ООН принята российская резолюция по международной информационной безопасности (МИБ; «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности»). Ее поддержало подавляющее большинство государств. Более 30 стран из всех регионов мира инициативно стали ее соавторами. 

Этот документ открывает новый этап в глобальной дискуссии по МИБ. Хотели бы напомнить, что в этом году ей исполняется двадцать лет. Эти вопросы были впервые включены в повестку дня ООН в 1998 г. по нашей инициативе.

Символично, что именно в этом юбилейном году Генассамблее удалось принять прорывные решения, нацеленные на реальное укрепление МИБ. Их главная задача – защитить интересы всех стран в цифровой сфере, вне зависимости от того, на каком уровне технологического развития они находятся.

Речь идет о целом ряде исторических новаций в нашем документе. Во-первых, это первоначальный свод из 13 правил, норм и принципов ответственного поведения государств в информпространстве. По сути, это первые в истории «правила дорожного движения» в цифровой сфере. Их смысл – заложить основу мирного взаимодействия государств в ней, обеспечить предотвращение войн, конфронтации и любых агрессивных действий.

Речь идет о таких принципиально важных положениях как обязательства использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) исключительно в мирных целях, соблюдать в информпространстве принцип государственного суверенитета, сотрудничать в борьбе с применением ИКТ в преступных и террористических целях, предотвращать распространение скрытых вредоносных функций в ИТ-продукции (т.н. «закладок»).

Кроме того, в этом своде норм зафиксированы следующие принципы:

- Любые обвинения в злонамеренном использовании ИКТ должны быть доказаны.

- Государства не должны использовать посредников для злонамеренного применения ИКТ.

- ООН должна играть ведущую роль в международной дискуссии по МИБ.

- Суверенитет государств и международные нормы и принципы, проистекающие из суверенитета, применяются к осуществлению государствами деятельности, связанной с ИКТ, и к их юрисдикции над ИКТ-инфраструктурой, расположенной на их территории.

- Государства несут главную ответственность за поддержание безопасной и мирной ИКТ-среды.

Во-вторых, в нашем документе предлагается демократизировать переговорный процесс по МИБ в ООН, сделать его подлинно открытым, демократическим, инклюзивным и прозрачным.

В этих целях в ООН впервые создается рабочая группа по МИБ открытого состава (РГОС). Это означает, что в ее работе смогут участвовать все без исключения государства-члены ООН. Мы твердо убеждены, что эпоха «клубных» договоренностей прошла и что сегодня все страны, вне зависимости от уровня их технологического развития, имеют право принимать прямое участие в переговорах по МИБ в ООН и влиять на принятие решений. Каждый голос важен и должен быть учтен. Лишь таким образом можно заложить основу справедливого и равноправного миропорядка в цифровой сфере.

РГОС будет уполномочена рассматривать весь спектр вопросов обеспечения МИБ. Особое внимание она должна уделить дальнейшей работе над нормами, правилами и принципами ответственного поведения в информпространстве, вопросам применимости в нем международного права и наращиванию цифрового потенциала развивающихся стран. Такой мандат переговорная структура ООН по МИБ получает впервые.  Группа открытого состава позволит каждой стране внести свой вклад в обсуждение этих тем и принятие соответствующих решений.

Кроме того, повышается сам статус дискуссии по МИБ в ООН. В отличие от традиционной группы правительственных экспертов (ГПЭ) ООН по МИБ, РГОС – это полноценный орган Генассамблеи ООН, который может вырабатывать и рекомендовать государствам-членам любые документы, вплоть до проектов международных договоров.

Новым элементом мандата РГОС является изучение возможности организации регулярного институционального диалога с широким кругом участников под эгидой ООН. Иначе говоря, РГОС должна рассмотреть варианты создания постоянно действующей переговорной структуры по МИБ в ООН.

В нашей резолюции впервые предусмотрен механизм межсессионных консультаций РГОС с негосударственными игроками − бизнесом, неправительственными организациями и научным сообществом для обмена взглядами по вопросам, входящим в мандат группы. Это даст возможность подключить их к дискуссии по принципиально важным аспектам использования ИКТ.

Вызывает сожаление, что против этих прогрессивных идей, поддержанных всеми остальными государствами, коллективно выступили западные страны, прежде всего США и члены ЕС. Тем самым они фактически противопоставили себя всему международному сообществу. Симптоматично, что именно эти государства активно нагнетают в СМИ атмосферу недоверия и раскручивают обвинения в кибератаках в адрес третьих стран. Напрашивается вывод, что в реальности они преследуют собственные цели и не заинтересованы в объективном и прагматичном решении проблем, связанных с обеспечением МИБ, а также в придании переговорному процессу по этой теме открытого и прозрачного для всех участников характера.

 

 

 

 

 

x
x
Дополнительные инструменты поиска