7.12.1807:00

Интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова греческой газете «Эфимерида тон синдактон», опубликованное 7 декабря 2018 года

2361-07-12-2018

  • en-GB1 ru-RU1

Вопрос: Как можно охарактеризовать нынешний этап российско-греческих отношений?

С.В.Лавров: Вторая половина завершающегося года оказалась для российско-греческих отношений непростой. Политико-дипломатический кризис, который был спровоцирован действиями греческих властей по высылке действующих и бывших сотрудников российских загранучреждений в Греции, привел к временной приостановке межгосударственного диалога. Со своей стороны не предпринимали никаких действий по свертыванию сотрудничества и реагировали лишь на обвинения в наш адрес.

Данное охлаждение не могло устроить ни одну из сторон, поскольку шло вразрез с долгосрочными интересами двух государств. В этой связи достигнутую договоренность о рабочем визите в Москву 7 декабря главы греческого Правительства А.Ципраса считаем своевременной и весьма важной. Исходим из того, что его переговоры с Президентом Российской Федерации В.В.Путиным и Председателем Правительства Российской Федерации Д.А.Медведевым позволят вернуть двусторонний диалог в нормальное русло.

Убеждены, что реальных препятствий, которые мешали бы поступательному развитию российско-греческих отношений, не существует. Мы способны наращивать совместные усилия по углублению связей во всех областях, включая торгово-экономическую и инвестиционную. В числе приоритетов должна быть реализация крупных совместных проектов. Это позволит выйти на новые рубежи взаимодействия. Конкретные направления можно обсудить на предстоящей 11-й сессии Смешанной комиссии по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству.

По-прежнему считаем Грецию важным партнером в деле поддержания мира и стабильности в Европе, в частности, в регионе Восточного Средиземноморья и на Балканах.

Вопрос: Как Вы оцениваете ситуацию на Балканах?

С.В.Лавров: Положение на Балканах вызывает обеспокоенность. Мы видим, что НАТО и Евросоюз наращивают усилия по дальнейшему «освоению» региона. От его стран настойчиво требуют сделать ложный выбор: или с Москвой, или с Вашингтоном и Брюсселем. Такие действия ведут к дальнейшей дестабилизации архитектуры безопасности в Европе, росту напряженности, появлению новых разделительных линий.

Главным очагом нестабильности остается Косово. Приштина не только открыто саботирует выполнение достигнутых при посредничестве ЕС в диалоге с Белградом договоренностей, но и осуществляет все новые провокационные шаги. Уже пять с половиной лет ничего не делается для создания Сообщества сербских муниципалитетов Косово. «Премьер» Р.Харадинай вбросил в парламентскую процедуру пакет законопроектов, чтобы вразрез с резолюцией СБ ООН 1244 и даже в обход косовской «конституции» создать полноценные вооруженные силы. Понятно, что они будут направлены прежде всего против проживающих в крае сербов, особенно в северных районах. 22 ноября в нарушение Центрально-европейского соглашения о свободной торговле Приштина ввела 100-процентные пошлины на ввозимые из Сербии и Боснии и Герцеговины товары. И эта мера также нацелена на создание невозможных условий для выживания косовских сербов.

Фактически под вопросом репутация Евросоюза, его способность принудить косоваров выполнять свои обязательства. На этом фоне весьма ответственную линию проводит сербское руководство. Президент Сербии А.Вучич неоднократно подчеркивал, что рассчитывает на снятие напряженности: зеркальных мер Белград применять не будет, чтобы не обострять кризис.

Дестабилизирующую роль играет в Боснии и Герцеговине Высокий представитель. Режим протектората сковывает ее развитие, процесс примирения, уводит в сторону от строгого выполнения Мирного соглашения, хотя ВП призван быть его блюстителем. Сейчас пытаются дискредитировать проведенные боснийцами выборы в БиГ, создать впечатление, что победа лидера боснийских сербов М.Додика неправомерна.

Налицо грубейшее систематическое вмешательство США и ЕС во внутренние дела Македонии. На повседневной основе ее граждан прямо агитировали голосовать на референдуме 30 сентября за принятие Преспанского соглашения. Референдум, как известно, провалился. В этой ситуации в Собрании 19 октября продавили одобрение конституционных поправок путем шантажа и подкупа депутатов от оппозиции. В этом приняли непосредственное участие иностранные дипломаты, в том числе посол США. Сейчас предпринимаются лихорадочные усилия, чтобы окончательно оформить сделку в начале 2019 года.

Примечательно, что такая спешка подчинена исключительно поставленной Вашингтоном задаче форсированного втягивания Скопье в НАТО. Спекуляции о необходимости одобрения Преспанского соглашения ради ускоренной интеграции в ЕС не выдерживают критики. Переговоры с Брюсселем на эту тему могут, по опыту, тянуться не один десяток лет.

Вопрос: Каковы взгляды России на положение на юге Средиземноморья?

С.В.Лавров: К сожалению, сегодня юг Средиземноморья остается крупным очагом международной напряженности, источником таких опасных угроз, как терроризм, нелегальная миграция, наркотрафик, организованная преступность. В результате массового исхода христианского населения нарушен этно-конфессиональный баланс. Неоднократно говорили, что такое печальное положение – прямое следствие геополитической «инженерии», вмешательства во внутренние дела суверенных государств БВСА, навязывания народам чуждых им моделей развития и рецептов преобразований.

Россия прилагает значительные усилия в интересах оздоровления ситуации в регионе. Благодаря действиям российских военных и энергичным дипломатическим шагам удалось нанести сокрушительный удар по террористам в Сирии, запустить политический процесс, создать условия для возвращения беженцев. Совместно с другими странами-гарантами Астанинского формата – Ираном и Турцией – работаем над формированием Конституционного комитета в русле итогов Конгресса сирийского национального диалога в Сочи. Сейчас на повестке дня  масштабные задачи по восстановлению инфраструктуры САР, что требует сопряжения усилий мирового сообщества и международных гуманитарных структур – без предварительных условий и двойных стандартов. Их успешное решение позволит снизить миграционную нагрузку на Европу.

Россия продолжает вносить вклад в общие усилия по восстановлению государственных институтов, территориальной целостности и суверенитета Ливии. Председатель Правительства Российской Федерации Д.А.Медведев принял участие в Международной «Конференции для Ливии» в Палермо 12-13 ноября. Исходим из безальтернативности инклюзивного межливийского диалога на базе Схиратского политического соглашения 2015 года. Будем и далее оказывать содействие соответствующим инициативам ООН.

Стабильность в Средиземноморье вряд ли возможна без справедливого преодоления застарелой палестинской проблемы на основе известных резолюций СБ и ГА ООН, Арабской мирной инициативы. Делу мира не служат односторонние шаги, направленные на пересмотр международно-правовой базы урегулирования. Россия продолжит способствовать межпалестинскому примирению и возобновлению диалога между сторонами. В частности, предложили провести в Москве встречу лидеров Израиля и Палестины.

По-прежнему привержены всеобъемлющему, справедливому, прочному и жизнеспособному урегулированию кипрской проблемы. Убеждены, что окончательное решение по его различным параметрам должно быть найдено самими кипрскими общинами в ходе переговоров на основе известных резолюций СБ ООН. Считаем неприемлемыми любые попытки навязывания извне готовых рецептов и искусственных временных графиков. Остается в силе и наше предложение о подключении всех постоянных членов Совбеза к выработке окончательного решения по внешним аспектам урегулирования.

Убежден, что лишь с опорой на международное право, ценности взаимоуважительного диалога и дипломатии нам удастся укрепить безопасность и стабильность во всем Средиземноморье, обеспечить его народам мир и процветание.

Дополнительные материалы

Фотографии

x
x
Дополнительные инструменты поиска