22.11.1815:00

Интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова итальянскому информационному агентству «АДЖИ», 22 ноября 2018 года

2220-22-11-2018

  • en-GB1 ru-RU1

Вопрос: Оценка состояния двусторонних отношений и ожидания от Италии в контексте есовских санкций против России.

С.В.Лавров: Наши отношения с Италией традиционно носят конструктивный и многогранный характер. Сегодня они развиваются по нарастающей. Дополнительный импульс общей работе придали состоявшиеся в октябре в Москве переговоры на высшем уровне.

Между двумя государствами налажены тесные связи в торгово-экономической, энергетической, научной, культурно-гуманитарной областях. Несмотря на раскрученную Брюсселем санкционную спираль, порядка 500 итальянских фирм и банковских организаций продолжают работать в России. Со своей стороны оказываем им всемерную поддержку. Например, 24 октября в Москве состоялась весьма содержательная встреча В.В.Путина и Дж.Конте с руководителями крупнейших итальянских компаний («ЭНЕЛ», «Пирелли», «Мэр Текнимонт», «СНАМ», «АНАС» и др.), по итогам которой был подписан солидный пакет межкорпоративных документов. Сейчас на повестке дня – практическая реализация намеченных планов.

Мы ценим то, что в текущих непростых условиях в Европе итальянские партнеры не прекращают взаимодействие с Россией. Такая принципиальная линия объективно способствует поддержанию доверия и оздоровлению ситуации на нашем общем континенте.

Вопрос: Насколько велико для России значение средиземноморского региона?

С.В.Лавров: Средиземноморье занимает важное место в российской внешней политике. Это связано как с традиционно тесными отношениями России с целым рядом его государств, так и наличием многочисленных очагов напряженности, включая Сирию, Ливию, палестино-израильский конфликт. В результате близоруких действий по смене неугодных режимов, навязыванию народам региона чуждых им рецептов развития значительная часть юга Средиземного моря превратилась в источник терроризма и нелегальной миграции. Это – серьезная угроза безопасности всего мирового сообщества, в том числе и нашей страны.

Россия – постоянный член СБ ООН во взаимодействии с другими региональными игроками предпринимает энергичные шаги по эффективному решению накопившихся проблем. В частности, благодаря усилиям наших военных и дипломатов удалось сокрушить террористов в Сирии. Сейчас там постепенно налаживается мирная жизнь, создаются условия для массового возвращения беженцев к родным очагам. Это весьма актуально и важно для Италии, столкнувшейся с наплывом мигрантов. Призываем Рим, других западных партнеров активнее и без предварительных условий подключаться к процессу восстановления разрушенной инфраструктуры САР.

Мы – последовательные сторонники наращивания широкого международного сотрудничества в Средиземноморье  с опорой на ценности партнерства, учета и уважения интересов друг друга, коллективный поиск ответов на общие вызовы, политико-дипломатическое урегулирование имеющихся разногласий. Видим в этом залог устойчивого развития, благополучия и процветания всех без исключения государств и народов региона.

Вопрос: Каковы приоритеты России в сфере энергетического сотрудничества с Италией? Какие последствия может иметь возможная приостановка транзита газа через Украину после 2019 г.?

С.В.Лавров: Энергетика – стратегическое направление нашего многопланового сотрудничества. Эта тема подробно обсуждалась в ходе переговоров Президента В.В.Путина с Премьер-министром Дж.Конте 24 октября. Россия остается крупнейшим поставщиком природного газа в Италию, обеспечивая порядка 35% потребностей Италии в «голубом топливе».

Итальянский бизнес заинтересован в участии в проектах по доставке российского газа в Европу. Компания «Сайпем» задействована в проекте «Северный поток-2». На корпоративном уровне прорабатываются возможности подключения итальянских компаний к строительству газотранспортной инфраструктуры в рамках «южного маршрута» поставок российского газа в европейские страны.

Договор о транзите российского природного газа через территорию Украины истекает в будущем году. Президент В.В.Путин поручил руководству Минэнерго России и «Газпрома» проработать вопрос о его возможном продлении. В Брюсселе в сентябре-октябре с.г. состоялись консультации экспертов России, Украины и ЕС. В данном контексте хотел бы подчеркнуть, что российская сторона не говорила о прекращении транзита газа через Украину после 2019 г. Но его объемы и условия должны быть согласованы в рамках соответствующих переговоров на прагматичной и рыночной основе.

Вопрос: Какие шаги предпринимаются для урегулирования ситуации в Ливии, и по каким направлениям ведется сотрудничество с Италией в этом вопросе? Нет ли планов создать в Ливии российские военные базы, как это сделано, например, в Сирии?

С.В.Лавров: С самого начала кризиса Россия оказывает энергичное содействие предпринимаемым под эгидой ООН усилиям по налаживанию межливийского политического процесса, призванного положить конец гражданской междоусобице. Наша цель – помочь ливийцам преодолеть имеющиеся разногласия и выйти на устойчивые договоренности по параметрам национального примирения. При этом мы твердо убеждены в недопустимости внешнего, тем более вооруженного, вмешательства в ливийский конфликт.

Приветствуем шаги, предпринимаемые различными международными и региональными «спонсорами» урегулирования в Ливии, в частности Италией, с которой у нас плотные контакты по ливийской тематике. Поддержали инициативу Председателя Совета Министров Дж.Конте созвать международную «Конференцию для Ливии» в Палермо 12-13 ноября с.г., где Россию представлял Председатель Правительства Российской Федерации Д.А.Медведев.

Россия не занимает чью-либо сторону во внутриливийском конфликте. Исходим из того, что судьбу страны должны определять сами ливийцы. Убеждены, что инклюзивному межливийскому диалогу нет альтернативы и Ливийское политическое соглашение, подписанное в декабре 2015 г. в г.Схирате, при всех его недостатках, остается единственной жизнеспособной основой для того, чтобы эта страна развернулась лицом к будущему. В таком ключе, руководствуясь безальтернативностью сохранения суверенитета и территориальной целостности Ливии, выстраиваем работу на этом направлении.

Об этом шла речь и в ходе бесед «на полях» Палермской конференции с Главой Президентского совета, Премьер-министром Правительства национального согласия Ф.Сарраджем и Командующим Ливийской национальной армией Х.Хафтаром.

В этой связи параллели с Сирией неправомерны. Российское военное присутствие на сирийской земле осуществляется в полном соответствии с нормами международного права – по приглашению законных властей этой страны. В Ливии же пока только предстоит восстановить государственность.

Вопрос: Каковы прогнозы по развитию ситуации в США, учитывая итоги промежуточных выборов 6 ноября, а также по установлению реального партнерства с Россией?

С.В.Лавров: Мы, конечно, следим за ситуацией внутри США, поскольку она оказывает непосредственное влияние на внешнюю политику Вашингтона, сказывается на общем фоне двусторонних отношений. Результаты прошедших 6 ноября выборов в Конгресс не стали неожиданностью. Их итоги, как представляется, отражают те непростые разновекторные процессы, которые имеют место в американском обществе. Комментировать более развернуто не считаю уместным. Речь идет о внутренних делах суверенного государства, в которые мы принципиально не вмешиваемся, несмотря на то, что нас в этом регулярно и безосновательно обвиняют.

Отмечу лишь, что в Москве сохраняется настрой на налаживание нормальных, конструктивных отношений с Вашингтоном. Однако пока они остаются заложниками разборок в американской политической элите, многие представители которой не стесняются разыгрывать «российскую карту» в своих целях, в том числе предвыборных. С их подачи в СМИ культивируется недоверие к нашей стране, подогреваются русофобские настроения. О постоянно расширяющихся запретах на взаимодействие с Россией даже не говорю. Зацикленность на санкциях в США приобрела параноидальный характер.

В результате сформированный в предшествующие десятилетия фундамент связей, и без того сильно разрушенный при Б.Обаме, продолжает деградировать. Огромный потенциал сотрудничества не используется, что тормозит решение многих насущных вопросов не только двусторонней, но и международной повестки дня.

Между тем Россия и США как обладатели крупнейших ядерных потенциалов несут особую ответственность за поддержание глобальной безопасности. Стремление американского руководства переформатировать, а фактически – устранить существующий международный режим ограничения вооружений, вызывает у нас непонимание и тревогу.

В октябре Президент Д.Трамп, стремясь обеспечить для США «свободу рук» в проецировании военной мощи, объявил о намерении выйти из Договора о РСМД. Некоторые в американском политистеблишменте также ставят под сомнение продление ДСНВ, истекающего в 2021 г. Считаем такую «школу мысли» недальновидной и опасной. Возвращение к философии сохранения мира на основе концепции взаимно гарантированного уничтожения не отвечает реалиям 21 века. Разве возрастает безопасность США (и НАТО) и России от того, что мы вновь начнем смотреть друг на друга через ядерный прицел?

Между тем не уменьшается набор угроз и вызовов, требующих совместной работы наших стран – от борьбы с терроризмом до урегулирования региональных кризисных ситуаций и вопросов климата.

Повторю: Москва открыта к выстраиванию взаимовыгодного партнерства с Вашингтоном. Однако оно должно базироваться на принципах взаимного уважения и учета интересов. Понимания этого мы у американских партнеров пока не видим. Все же рассчитываем, что здравый смысл в Вашингтоне, в конце концов, возобладает. Это отвечало бы интересам не только народов России и США, но и всего мирового сообщества.

Вопрос: Насколько вероятный успех популистских сил на выборах в Европарламент в 2019 г. мог бы способствовать перспективе выстраивания более конструктивного взаимодействия между Россией и странами ЕС?

С.В.Лавров: Результаты выборов в Европарламент в мае следующего года станут выражением воли европейских избирателей. Именно им решать, в пользу каких политических сил отдавать свои голоса. Мы в эти процессы не вмешиваемся.

К сожалению, текущий созыв ЕП в большинстве своем занимает крайне негативную позицию в отношении нашей страны. Заморожено полноформатное межпарламентское взаимодействие (заседания Комитета парламентского сотрудничества Россия-ЕС не проводятся с января 2014 г.). На площадке Европарламента организуются многочисленные мероприятия антироссийской направленности. Регулярно принимаются резолюции, тиражирующие абсурдные антироссийские обвинения.

Хотелось бы надеяться, что будущий состав ЕП будет отражать коренные интересы избирателей государств Евросоюза. В моем понимании, это, в первую очередь, стремление к подлинному добрососедству в нашем общем европейском доме.

x
x
Дополнительные инструменты поиска