11.09.1813:38

Выступление от имени государств-участников Договора о создании Союзного Государства России и Беларуси в ходе сессии Совета управляющих МАГАТЭ по пункту повестки дня «Физическая ядерная безопасность», Вена, 10 сентября 2018 года

1638-11-09-2018

 

Уважаемый господин Председатель,

Имею честь выступить от имени государств-участников Договора о создании Союзного государства России и Беларуси.

Принимаем к сведению представленный Совету управляющих доклад Генерального директора МАГАТЭ, посвященный физической ядерной безопасности. С сожалением вынуждены констатировать, что вопреки заявленным целям доклад концентрируется не столько на осуществлении профильной резолюции, принятой консенсусом 61-й сессией Генеральной конференции МАГАТЭ, сколько на выполнении Плана по физической ядерной безопасности на 2018-2021 годы. Складывается впечатление, что упомянутая резолюция, которая, кстати, является для Секретариата основным руководством к действию, и План противопоставляются друг другу. Считаем такой подход неверным. Заметим, что доклад по ядерной безопасности, который готовится и публикуется тем же департаментом Секретариата, полностью адекватен профильной резолюции Генеральной конференции МАГАТЭ, и эту практику пора перенимать коллегам, которые занимаются ФЯБ.

Солидарны с мнением Агентства о том, что основную ответственность за обеспечение ФЯБ на своей территории несут сами государства, которые по своему усмотрению определяют наиболее оптимальные параметры соответствующих национальных механизмов. Подтверждаем свою принципиальную поддержку центральной роли МАГАТЭ в многостороннем сотрудничестве по ФЯБ. Агентство было и остается наиболее авторитетной и технически компетентной в этой области международной организацией. При этом последовательно исходим из того, что любое взаимодействие под эгидой МАГАТЭ, касающееся ФЯБ, должно осуществляться на равноправной взаимоуважительной и инклюзивной основе с опорой на международное право и при должном соблюдении конфиденциальности. Роль самого МАГАТЭ в данном случае – оказывать техническое содействие тем государствам, которые в нем нуждаются по их запросу, не вторгаясь в национальную компетенцию и не подменяя собой государственные органы.

Россия и Беларусь с удовлетворением отмечают, что благодаря эффективным и настойчивым усилиям международного сообщества, предпринимаемым в первую очередь на национальном уровне, на сегодняшний день человечеству удалось не допустить терактов с применением ядерного или другого радиоактивного материала. В значительной мере это результат постоянного пристального внимания к обеспечению физической защиты таких материалов. Убеждены, что физическая защита должна оставаться системообразующим звеном в работе МАГАТЭ по ФЯБ. По совокупности разработанных за последний год документов, организованных мероприятий и реализованных проектов так оно и есть. Придаем особое значение поддержанию устойчивости международно-правовых основ в области обеспечения физической защиты и призываем все страны, которые этого еще не сделали, подписать и ввести у себя в действие Поправку к Конвенции. Приветствуем усилия Агентства по оказанию содействия заинтересованным государствам-членам в осуществлении положений обновленной Конвенции на национальном уровне.

Все остальные элементы программной деятельности МАГАТЭ в области ФЯБ настоятельно рекомендуем отрегулировать таким образом, чтобы они способствовали решению задач в области укрепления физической защиты и противодействия незаконному обороту ядерного материала. Отмечаем в этом плане важную роль систем учета и контроля ядерного материала в вопросе обнаружения в случае его несанкционированного изъятия.

Обращаем внимание, что Секретариат все активнее вводит в оборот выражение «обеспечение физической ядерной безопасности в рамках всего ядерного топливного цикла». Просили бы Секретариат проявлять сдержанность в этом вопросе, чтобы не подсекать базовый принцип о том, что обеспечение физической ядерной безопасности является сугубо национальным делом.

Поддерживаем деятельность Комитета по руководящим материалам в области ФЯБ и подтверждаем его ведущую роль в вопросах формирования и совершенствования Серии изданий МАГАТЭ по ФЯБ. Не возражаем против того, чтобы на добровольной основе и там, где это обосновано, эти рекомендации принимались во внимание национальными органами в контексте налаживания эффективной инфраструктуры ФЯБ. Одновременно призываем Комитет не увлекаться разработкой усредненных типовых схем, которые делали бы национальные системы обеспечения ФЯБ предсказуемыми и уязвимыми. Считаем необходимым предостеречь и от объектового (facility specific) подхода к разработке документов Серии изданий по ФЯБ. Важно не допустить превращения Комитета в кондуит распространения чувствительной информации о подходах и нюансах обеспечения ФЯБ на конкретных типах объектов и установок.

Россия и Беларусь приветствуют все более широкое внедрение интегрированных планов поддержки в области физической ядерной безопасности, которые заключаются с МАГАТЭ заинтересованными странами, прежде всего теми, которые нуждаются в содействии Агентства в плане запуска ядерно-энергетических программ. Полагаем, что упомянутые планы – хорошее подспорье в плане состыковки реальных нужд государств-членов и возможностей Агентства. Просили бы Секретариат подробнее информировать государства-члены о тех изменениях, которые вносятся в структуру и базовые параметры типовых интегрированных планов.

Наши страны остаются последовательными сторонниками укрепления культуры ФЯБ по всему миру, что должно оставаться одним из приоритетов международного сотрудничества в данной области, в том числе под эгидой МАГАТЭ. Наряду с этим констатируем, что с каждым годом все больше стран начинают пользоваться консультативными услугами МАГАТЭ в области ФЯБ. Исходим из того, что соответствующие миссии Агентства остаются сугубо добровольными и главным образом востребованы там, где речь идет о первых шагах в налаживании соответствующей инфраструктуры.

Уважаемый господин Председатель,

Россия и Беларусь отмечают, что программная деятельность МАГАТЭ в области ФЯБ в значительной мере остается заложником внебюджетного финансирования. Считаем необходимым подчеркнуть в этой связи незаменимую на сегодняшний день роль созданного под эгидой МАГАТЭ Фонда физической ядерной безопасности и призываем государства-члены не ослаблять его поддержки. Одновременно выступаем за постепенное увеличение финансирования проектной деятельности МАГАТЭ в области ФЯБ через регулярный бюджет. Убеждены, что только в этом случае можно будет говорить о подлинном прогрессе в обеспечении Агентства достаточными техническими, кадровыми и материальными ресурсами для осуществления согласованных проектов и оказания государствам-членам необходимой технической и консультативной поддержки по их запросу. Призываем Агентство и впредь держать международное взаимодействие по физической ядерной безопасности вне политики, действуя исключительно в рамках Устава и на основе решений директивных органов, в первую очередь резолюций Генеральной конференции МАГАТЭ, имеющих непререкаемый авторитет.

Благодарю Вас.

x
x
Дополнительные инструменты поиска