22.04.1814:17

Ответы официального представителя МИД России М.В.Захаровой на вопросы телеканала «Дождь» относительно состояния российско-грузинских отношений

768-22-04-2018

  • en-GB1 ru-RU1

Вопрос: В последние несколько лет, пока у власти находится новое грузинское правительство, казалось, появилась надежда на улучшение отношений между Россией и Грузией. Но «дело А.Татунашвили» отбросило эти отношения далеко назад. Почему так получилось?

Ответ: Когда в 2012 г. правительство «грузинской мечты» проявило заинтересованность вывести отношения с Россией из глубокого кризиса, в который их вверг М.Саакашвили, мы немедленно откликнулись. Начался процесс нормализации, который за эти годы принес всем известные позитивные результаты. Восстановилась и многократно выросла взаимная торговля, возобновлено авиационное и наземное транспортное сообщение, сняты действовавшие с 2006 года ограничения по выдаче въездных виз грузинским гражданам, бурно развиваются общественные, культурные, научные, спортивные контакты. Так что «надежда на улучшение отношений», о которой вы говорите, не просто появилась, но и успешно реализовалась.

Надо сказать, это нравится далеко не всем в Грузии и особенно – за ее рубежами. Неудивительно, что противники оздоровления российско- грузинских отношений ухватились за «дело А.Татунашвили». Но несмотря на довольно циничные пропагандистские спекуляции вокруг этого вызывающего сожаление инцидента, отбросить отношения назад не получилось. Все «плоды нормализации», о которых говорилось выше, в полной мере сохраняются.

Вопрос: Премьер-министр Грузии просил российского содействия в расследовании «дела А.Татунашвили». Почему эта просьба фактически осталась без ответа?

Ответ: Ответ на заявление Премьер-министра Грузии Г.Квирикашвили от 9 марта был дан МИДом России в комментарии от 12 марта. В очередной раз попытались объяснить, что мы не можем быть собеседниками Тбилиси по вопросам, выходящим за рамки двусторонней российско-грузинской повестки дня. Именно таков инцидент с А.Татунашвили – гражданином Грузии, который скончался на территории Южной Осетии. Рекомендовали грузинским партнерам обсуждать данный вопрос с югоосетинской стороной.

Пока что в Тбилиси категорически не готовы принять такую логику. Там продолжают перекладывать на Россию вину за собственное неумение, да и нежелание, наладить уважительный диалог с абхазами и югоосетинами.

Это нежелание глубоко укоренено в грузинском политическом классе. Сквозь красивые декларации «о братской любви и примирении» постоянно прорывается враждебность. Грузия продолжает именовать демократически избранные в Абхазии и Южной Осетии органы власти «оккупационными режимами»; подстрекает зарубежных партнеров ужесточать визовую блокаду республик; закатывает истерики по поводу любой культурно-гуманитарной акции республик в европейских странах (даже если речь идет, скажем, о фотовыставке пейзажей); срывает целые спортивные соревнования, если в них ненароком участвует спортсмен из Абхазии. Очень характерен недавний случай, когда посол Грузии в Лондоне разыскала в одном шотландском городе камень в память о погибших в конфликте жителях Сухума и стала направлять ноты с требованием его сноса.

Вот на таком фоне Тбилиси сейчас анонсировал очередную «мирную инициативу» под названием «Шаг к лучшему будущему». Для понимания достаточно сказать, что страницы этого документа насыщены неприемлемым и оскорбительным для югоосетин топонимом «Цхинвальский регион». Неудивительно, что Абхазия и Южная Осетия уже выразили свое неприятие в отношении этой инициативы.

Но вот что примечательно. В тексте документа особо оговорено: участие в рекламируемых льготных грузинских программах не будет означать для абхазов и югоосетин подтверждения или получения гражданства Грузии. Тем самым наконец-то официальный Тбилиси признал очевидное: жители Абхазии и Южной Осетии не считают себя гражданами Грузии и не желают становиться таковыми, даже за щедрые обещания всяческих благ. Признание этого принципиально важного момента позволяет надеяться, что в Тбилиси со временем сумеют полностью осознать и принять политическую реальность. Она заключается в том, что соседями Грузии являются два независимых государства – Республика Абхазия и Республика Южная Осетия. Чем скорее это поймут в Тбилиси, тем будет лучше для Грузии и для всех стран региона.

Вопрос: Знаете ли Вы о нынешнем весьма критическом отношении к России в Грузии? При этом в грузинских СМИ звучит все больше обвинений в адрес россиян, а не российского государства, жесточайшей критике подвергаются деятели культуры, выступающие в России.

Ответ: Известно, что отношения с Россией традиционно являются важнейшей темой внутриполитической дискуссии в Грузии. К сожалению, большинство грузинских СМИ стоят на позиции «во всех бедах виновата Россия» вместо того, чтобы помочь обществу найти реальный выход из исторически конфликтных отношений с Абхазией и Южной Осетией.

Также не секрет, что многие ангажированные СМИ прикладывают большие усилия, чтобы вызвать неприязнь не только к политике России, но и к россиянам вообще. Особого эффекта это не имеет. Сотни тысяч российских туристов на своем опыте чувствуют, как тепло относятся к ним в Грузии. Другое дело, что пока не отменен репрессивный «закон об оккупированных территориях», никто не гарантирован от провокаций, о чем МИД вынужден предупреждать наших граждан.

Вопрос: Как МИД России может прокомментировать постоянное перемещение линии границы между Грузией и Южной Осетией, вызывающее массовые ожесточенные протесты в Грузии?

Ответ: Подобная не соответствующая действительности информация регулярно вбрасывается именно для того, чтобы устроить под камеры очередное шоу с нанятыми статистами, которое потом назовут «массовыми ожесточенными протестами». Сообщения о «движущейся границе» никогда не находят фактического подтверждения, а пару раз даже официально опровергались есовскими наблюдателями в ходе обсуждения на международных площадках. Но об этом, разумеется, СМИ уже не пишут.

Правда же состоит в том, что югоосетинская сторона давно и безуспешно предлагает грузинским властям свериться по имеющимся картам и совместно определить, где на местности проходит линия между Грузией и Южной Осетией. Местному населению нужно, чтобы эта линия была видимой – во избежание непреднамеренных нарушений при сельхозработах, выпасе скота и т.д. Люди, которые из-за преступной авантюры руководства Грузии в августе 2008 году оказались по разные стороны государственной границы, вправе требовать, чтобы новые условия жизни были понятными и предсказуемыми.

Если бы власти в Тбилиси действительно заботились о жителях приграничья, эти вопросы можно было бы легко решить. Но тогда бы исчезла возможность спекулировать на теме мнимого «передвижения границы». Вот и приходится югоосетинской стороне демаркировать границу в одностороннем порядке. При этом особое внимание уделяется тому, чтобы предупредительные знаки или ограждения устанавливались с достаточным отступом от линии границы, то есть гарантированно на территории Южной Осетии.

Вопрос: Для чего России настолько жесткий визовый режим с Грузией? За десять лет, что действует этот режим, в Грузии выросло поколение, никогда в России не бывавшее. Учитывая традиционно высокий уровень личных связей, можно ли считать, что Россия сознательно отказывается от культурного влияния в Грузии?

Ответ: Если под «жестким режимом» вы имеете в виду существовавшие с 2006 года визовые ограничения для грузинских граждан, то они отменены более двух лет назад. Сегодня любой гражданин Грузии может приехать к нам по частному приглашению, которое любой россиянин рутинно оформляет через миграционную службу. Без проблем выдаются учебные, деловые, гуманитарные визы. Не исключаем и введения безвизового режима для граждан Грузии, но для этого нужна совместная проработка вопросов безопасности и антитеррора, а грузинские власти на это пока не идут.

x
x
Дополнительные инструменты поиска