14.03.1818:08

Выступление Постоянного представителя России при ОЗХО, Посла А.В.Шульгина на 87-й сессии Исполнительного совета ОЗХО, Гаага, 14 марта 2018 года

471-14-03-2018

  • en-GB1 ru-RU1

 

Уважаемый господин Председатель,

Нынешний год является для Организации особенным – мы завершаем пятилетний цикл функционирования КЗХО, впереди нас ждёт Обзорная конференция. Это время для подведения определённых итогов.

Безусловно, ОЗХО есть чем гордиться. В прошлом году Российская Федерация на три года раньше установленного срока завершила уничтожение крупнейшего в мире химарсенала. Рассчитываем, что этот знаменательный факт найдёт должное отражение в документах четвертой Обзорной конференции.

В этом же ряду – завершение уничтожения вывезенных из Ливии запасов химоружия при активном содействии международного сообщества. Приветствуем также окончание программы химдемилитаризации в Ираке, о чём на днях было объявлено, и был представлен соответствующий доклад.

Все эти успехи в совокупности являются весомым вкладом ОЗХО в дело укрепления международного мира и безопасности, важнейшими шагами на пути к общей благородной цели – ликвидации целого класса оружия массового уничтожения.

На сегодняшний день осталось лишь одно государство-участник, у которого имеются объявленные запасы химоружия. Хотели бы призвать его взвесить свои возможности относительно ликвидации своего химарсенала, и, следуя нашему примеру, сделать это раньше заявленного срока в строгом соответствии с положениями КЗХО. Полагаем, что выполнить подобную задачу вполне реально, так как у наших партнеров есть для этого все необходимые финансовые, материальные, людские и технологические ресурсы.

Господин Председатель,

Важный вклад в текущий обзорный процесс вносят рабочие группы ОЗХО по будущим приоритетам и подготовке к Обзорной конференции КЗХО. Мы высоко оцениваем их деятельность, признательны их руководителям, послам В.Колоане, С.Нёлке и Г.Пуджа. Состоялись интересные дискуссии, высказано много различных соображений в отношении видения будущего ОЗХО и приоритетов дальнейшей деятельности. Не все эти идеи выглядят бесспорными. Некоторые из них выходят за рамки Конвенции. Тем не менее, рассчитываем, что к концу года мы сможем выработать общие подходы, которые будут пользоваться консенсусной поддержкой.

Господин Председатель,

В повестке дня ОЗХО большое место в течение последних лет продолжает занимать т.н. сирийское химдосье. Важной вехой стало завершение в 2016 г. уничтожения сирийского химарсенала, вывезенного за рубеж. Для справки хотели бы напомнить, что сирийский химический арсенал в свое время создавался с использованием поставок компаний, находившихся во Франции, Германии, Нидерландах и некоторых других странах, как раз из числа тех, которые сейчас громко заявляют об озабоченностях бывшей сирийской военной химпрограммой.

Приветствуем усилия, прилагаемые Техсекретариатом и сирийской стороной для скорейшей ликвидации двух последних бывших сирийских объектов по производству химоружия, которые ранее были недоступны.

Убеждены, что дальнейшая работа на сирийском направлении должна носить технический характер и вестись на прагматичной и деполитизированной основе.

Рассчитываем, что в тесном взаимодействии МООС и сирийских властей будет достигнут реальный прогресс в деле уточнения первоначальной декларации САР. Такая деятельность должна осуществляться на регулярной, беспрерывной основе с прицелом на конкретный результат. Надо, наконец, всем участникам этого процесса, в т.ч. Исполсовету, проявить политическую волю и начать снимать с повестки дня МООС те темы, дискуссия по которым себя полностью исчерпала.

Приняли к сведению информацию Техсекретариата о том, что две прошедшие инспекции сирийского Научно-исследовательского центра в Барзе и Джамрайе (НИЦ) завершились констатацией факта, что никакой запрещаемой по КЗХО деятельности там не велось. В этой связи возникает закономерный вопрос, сколько ещё необходимо инспекций НИЦ, чтобы окончательно закрыть вопрос о контроле над ним?

Господин Председатель,

Мы все, безусловно, движемся по пути к благородной цели – исключению химоружия из жизни человеческого общества. Но, к сожалению, путь к ней проходит через тернии. Наша Конвенция не является универсальной и надо ещё много сделать, чтобы она обрела такой статус. Одновременно видим, что рецидивы применения химоружия в «горячих точках» происходят с пугающей частотой. Свидетельства этому мы наблюдаем в Сирии, где отравляющими веществами активно пользуются террористические группировки, зачастую в провокационных целях, для выдвижения против официального Дамаска обвинений в применении химоружия.

Нас – как и всех в этом зале – очень тревожат недавние сообщения об использовании хлора в Восточной Гуте и в провинции Идлиб. Источниками этой информации являются действующие в стране террористические группировки и аффилированные с ними НПО, типа «белых касок». Такие вбросы охотно подхватываются в столицах некоторых государств, где на самом высоком уровне сыплются обвинения в адрес Сирии и утверждается, что сведения об использовании хлора являются якобы достоверными. При этом ни один из недавних случаев предполагаемого использования хлора не был расследован и задокументирован независимыми международными структурами, в первую очередь ОЗХО.

После громогласных заявлений о виновности сирийских властей в столицах некоторых наших партнёров люди вдруг начинают сами себя опровергать и говорить об отсутствии каких-либо реальных доказательств на этот счёт. Хотели бы напомнить недавние весьма красноречивые признания главы Пентагона Дж. Мэттиса, о которых сообщило американское издание «Newsweek» 8 февраля 2018 года. Он, в частности, признал, что у военного ведомства США нет доказательств того, что правительство Сирии применяло зарин.

Примечательно и то, что мы слышим из Парижа после того, как президент Франции Э.Макрон провёл «красные линии», пообещав в случае появления доказательств применения химоружия сирийскими властями тотчас же распорядиться о нанесении удара по «сирийскому режиму». Со слов французского президента, сказанных им позднее, следует, что Франция до сих пор не располагает документальными фактами, которые бы подтверждали, что в отношении гражданских лиц в Сирии применялось запрещенное химоружие.

Так почему же после всех этих заявлений на высшем уровне рефреном, в том числе и в этом зале, вновь звучат обвинения в адрес сирийских властей в использовании химоружия? А ведь в некоторых столицах договорились уже до того, что, мол, подумывают о нанесении по Сирии удара «возмездия» за химатаки. Расцениваем подобные угрозы как призывы к агрессии против суверенного государства в нарушение всех международно-правовых норм. Считаем это абсолютно недопустимым.

Необходимо обеспечить, чтобы Техсекретариат в рамках своего мандата плотно работал над прояснением ситуации в связи со всеми случаями предполагаемого применения химоружия в Сирии и находок токсичных химикатов в этой стране. Для этого нужна компетентная и скрупулёзная работа всех миссий ОЗХО, созданных для проведения расследований или оказания содействия Сирии. Важно, чтобы МУФС действовала неукоснительно следуя высоким стандартам КЗХО и представляла выверенные, не допускающие никаких сомнений результаты расследований, позволяющие воссоздавать реальную картину произошедшего.

Вызывает серьёзную озабоченность то, что вместо того, чтобы содействовать усилиям ОЗХО, некоторые государства прилагают усилия по созданию неких сепаратных структур для того, чтобы, как они говорят, не дать уйти от наказания тем, кто виновен в применении химоружия. В частности, в январе в Париже прошла встреча, рассчитанная на запуск так называемого «Партнёрства по борьбе с безнаказанностью применения химоружия». Оцениваем это не иначе как попытку сформировать узкий круг государств, которые собираются реализовывать свои геополитические интересы в обход универсальных международных институтов, таких как ОЗХО и СБ ООН. Понятно, что цель этой инициативы - правительство Сирии, которое некоторые называют «режимом». И нас не вводят в заблуждение другие объяснения. Считаем подобную инициативу чрезвычайно вредной затеей. Беспокоит и то, что проявляется стремление каким-либо образом привязать к «партнерству» Техсекретариат ОЗХО. Это подрыв устоев нашей Организации, вовлечение её в недостойные политические игры. Только так мы оцениваем намерение провести «на полях» нынешней сессии ещё одну презентацию «партнёрства».

Господин Председатель,

Вместо того чтобы злонамеренно обвинять Сирию, а заодно и Россию, в мнимых нарушениях КЗХО, Вашингтону и Лондону, возомнившим себя прокурорами, следовало бы подумать, насколько они сами следуют своим обязательствам по этому международному договору.

США и Великобритания в 2003-2011 гг. обнаружили в Ираке более 4,5 тыс. артиллерийских и реактивных химических снарядов и авиабомб, оставшихся со времён С.Хусейна и скрытно уничтожили указанные боеприпасы в одностороннем порядке без верификации со стороны Техсекретариата ОЗХО, что является нарушением пункта 1(a) статьи III КЗХО. Основной причиной засекречивания данных операций стало нежелание Вашингтона афишировать свой прежний вклад в иракскую военно-химическую программу. В частности, 155-мм химснаряды для ствольной артиллерии имели маркировку, указывающую на их производство в США и других западных странах по американской лицензии.

Соответствующий отчёт США официально передали в ОЗХО только в 2009 г. с целью убедить Исполсовет в том, что принятые меры «строго соответствовали духу Конвенции». В свою очередь Техсекретариат лишь принял к сведению данное обстоятельство ввиду «чрезвычайного характера ситуации» и отсутствия в КЗХО положения, оговаривающего порядок уничтожения отравляющих веществ в условиях военных действий.

Таким образом, США и Великобритания грубо нарушили требования КЗХО и избежали при этом какой-либо оценки этого международным сообществом. Общее количество найденных, утилизированных на месте и вывезенных в США боеприпасов не поддается точной оценке.

Мы ещё в начале 2017 г. обратились в Техсекретариат за дополнительными разъяснениями. Нам посоветовали, чтобы мы получили их в контактах с американскими коллегами на двусторонней основе. Мы так и сделали, обратившись к американским партнерам. Однако никаких действий с их стороны не последовало. Вот так они и работают – ни шатко, ни валко. При этом от других требуют скрупулезно и скорейшим образом выполнять свои обязательства.

Другой пример. В соответствии с подпунктом 1(в) статьи III КЗХО США обязаны проинформировать Техсекретариат обо всех фактах оставления химоружия на территории других государств. Не сделав этого сразу после ратификации Конвенции, Вашингтон в настоящее время стремится не допустить обнародования данных сведений третьими странами, опасаясь обвинений в нарушении КЗХО.

В частности, США не признали принадлежность оставленных Пентагоном в Панаме на о. Сан-Хосе архипелага Лас-Перлас семи авиабомб и одного авиационного выливного прибора, снаряженных фосгеном и хлорцианом, хотя эксперты Техсекретариата еще в 2002 г. подтвердили их американское происхождение.

Вашингтон при содействии юридической службы Техсекретариата добился от руководства Панамы согласия объявить указанные боеприпасы как «старое химоружие» и принять на себя обязательство по их ликвидации. После этого панамские власти внесли требуемые изменения в национальную декларацию о наличии в стране отравляющих веществ, взяв тем самым ответственность за его происхождение и уничтожение.

Общее количество брошенных американских химбоеприпасов в Панаме оценивается в несколько тысяч единиц, а достигнутая договоренность дает возможность обеспечить их ликвидацию с минимальным для США репутационным ущербом. Кроме того, следует также иметь в виду, что к оставленному в Панаме химоружию, помимо США, имеют самое непосредственное отношение также Великобритания и Канада.

И наконец, значительное количество оставленного американцами химоружия периода вьетнамской войны обнаружено также в Камбодже. В частности, в 2012 г. в провинции Мондолькири было найдено 58 американских боеприпасов с веществами «Си-Эн» и «Си-Эс», а также 12 выливных авиационных приборов с контейнерами для транспортировки отравляющих веществ. Специальная комиссия ОЗХО установила их принадлежность США.

В 2017 г. в провинции Свайриенг выявлено уже 34 места захоронения химоружия: снаряженные ирритантом «Си-Эс» авиационные бомбы ВВС США, сбрасываемые кассеты и бочки с дистанционными взрывателями. При этом американцы отказались обсуждать с камбоджийской стороной негативное влияние токсичных химикатов на местное население, флору и фауну и игнорируют просьбы о помощи в их утилизации.

Господин Председатель,

Мы приветствуем деятельность Рабочей группы по терроризму и её подгруппы по негосударственным субъектам. Убеждены в необходимости конкретной работы ОЗХО на антитеррористическом направлении. При этом хотели бы подчеркнуть, что наша Организация не является антитеррористической по своему характеру и её возможности в этой области существенно ограничены.

Однако серьёзный вклад в антитеррористические усилия международного сообщества ОЗХО всё же может внести. Значительный неиспользованный потенциал, как нам кажется, заключается в более активной и целенаправленной работе МУФС в отношении расследований террористической деятельности, связанной с применением химоружия негосударственными субъектами. Ведь бесспорным фактом является то, что террористические организации – действующие не только в Сирии – обладают технологиями по производству химоружия, необходимыми для этого промышленными мощностями и активно используют изготовленную ими смертоносную продукцию для достижения своих страшных целей. Кстати, недавние хлорные находки в Сирии, сделанные сирийской армией на освобождённых от террористов территориях, являются подтверждением наличия у боевиков запасов отравляющих веществ.

Уважаемый господин Председатель,

Разумеется, вышесказанным не исчерпывается всё то, что мы хотели бы сказать о работе нашей Организации. По другим актуальным вопросам наша делегация выскажет свою точку зрения по мере их постановки в повестке дня текущей сессии Исполсовета.

Благодарю за внимание.

Просим распространить это выступление в качестве официального документа 87-й сессии Исполнительного совета ОЗХО и разместить его на внешнем сервере Организации.

x
x
Дополнительные инструменты поиска