18.12.1717:55

Вступительное слово Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе заседания Делового совета при Министре иностранных дел Российской Федерации, Москва, 18 декабря 2017 года

2452-18-12-2017

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

Уважаемые коллеги, добрый день,

Мы начинаем очередное заседание Делового совета.

Как мне кажется, эти встречи обоюдополезны как для представителей органов исполнительной власти, так и для наших деловых кругов.

Сегодня на повестке дня у нас весьма актуальная и  обширная тема – задачи и перспективы укрепления экономического сотрудничества в рамках БРИКС.

В деятельности этого объединения за последние годы произошел количественный и, что важнее, качественный рост. «Пятерка» вступила во второе десятилетие. Можно констатировать, что из «клуба по интересам» она превратилась в полноформатный механизм стратегического партнерства по многим направлениям. Ежегодно проходят два саммита лидеров БРИКС – основной и заседание «на полях» встречи «Группы двадцати» плюс около 100 официальных мероприятий, из них примерно 20 министерского уровня. За этими  цифрами стоит широкая сеть профильного взаимодействия пяти стран, контактов и сотрудничества между деловыми кругами, учеными и представителями гражданского общества.

Углубление стратегического партнерства в БРИКС – один из приоритетов внешней политики России. К голосу «пятерки» прислушивается все больше стран, тем более что ситуация на планете не становится спокойнее и безопаснее. В этой ситуации нам очень важно продвигать полицентричные, многосторонние подходы к решению международных проблем. Это естественный процесс. Он отражает объективное перераспределение глобального баланса сил в пользу стран с формирующимися рынками. Отражением этого стало появление таких форматов, как БРИКС и «двадцатки», которая, к слову сказать, своим существованием означает признание неспособности западных стран самостоятельно решать международные валютно-финансовые проблемы без участия растущих экономик, новых центров экономической мощи и финансового влияния, с которым, конечно, приходит и влияние политическое.

Ясно, что за новое мироустройство, которое должно быть демократическим, еще предстоит побороться. Сдерживающий фактор – попытки ряда государств цепляться за отжившие подходы, сохранить доминирование, навязывать свои модели развития другим народам, в одностороннем порядке и с опорой на силовые методы продвигать свои узкокорыстные интересы.

Напротив, БРИКС – яркий и позитивный пример укрепления многосторонних, коллективных начал в мировых делах. Разные в культурно-цивилизационном отношении государства выстраивают свои отношения на принципах равноправия, взаимоуважения, верховенства международного права и строгого учёта интересов друг друга. Мы едины или близки в анализе ключевых проблем, с которыми сталкивается человечество. В фокусе нашего внимания – формирование справедливой системы глобального управления, которая учитывает интересы всех ключевых стран, включая формирующиеся и развивающиеся экономики. Мы твердо отстаиваем базовые принципы Устава ООН. В этом действительно заключается основа миропорядка - в частности, суверенное равенство государств, невмешательство во внутренние дела друг друга, разрешение споров мирными средствами. Мы вместе с партнерами по БРИКС продвигаем объединительную повестку дня международных отношений, ищем возможности сопряжения подходов в тех сферах, где они пока еще не в полной мере отражают консенсус.

Комплексное сотрудничество БРИКС идёт по трём основным и тесно взаимосвязанным направлениям – политика и безопасность, экономика и финансы, культура и гуманитарные обмены.

Из этих трёх опор объединения самой прочной, пожалуй, остается экономическое взаимодействие, поскольку основу влияния «пятерки» на международной арене по-прежнему составляет  растущий экономический вес государств-участников, их значение как одной из главных движущих сил развития мировой экономики. То, что Индия и Китай являются рекордсменами по темпам роста уже не первый год - всем известный факт. Мы также учитываем такой фактор, как численность населения, огромный инновационный потенциал и богатейшие природные ресурсы «пятерки».

Мы едины в оценках нынешнего состояния дел в мировой экономике и финансах. Мы совместно ищем новые источники экономического роста. Исходим из того, что масштаб и характер современных экономических вызовов предполагают, что развиваться можно только вместе, наращивая кооперационные связи, которые наиболее эффективно выстраиваются в рамках прозрачных многосторонних структур.

БРИКС стремится реформировать устаревшую финансово-экономическую архитектуру мира. Ведется энергичная работа на площадках ООН, «Группы двадцати», МВФ, где на долю БРИКС уже приходится 14, 75% голосов. Не хватает всего 0,25% до блокирующего пакета. Мы отстаиваем основы открытой, равноправной и взаимовыгодной многосторонней торговой системы и роль ВТО как её фундамента. Продолжаем искать пути решения проблемы доминирования ограниченного числа «старых» резервных валют в мировой экономике. В этом направлении идет создание Нового банка развития и Пула условных валютных резервов БРИКС с общим разрешенным капиталом в 200 млрд. долл.

Разумеется, мы заинтересованы в том, чтобы отечественные экономические операторы получали конкретную пользу от участия России в стратегическом партнерстве БРИКС, извлекали выгоду из функционирования механизмов «пятерки», которые созданы в целом ряде очень важных для нашего бизнеса отраслей.

Рассчитываю, что сегодня мы обсудим, как лучше и эффективнее использовать созданные в рамках БРИКС институты и инструменты, в том числе в интересах российского бизнеса. Какие здесь имеются резервы? Что требуется дополнительно? Конечно же, все эти вопросы необходимо обсуждать с учетом специфики подходов каждой из стран «пятерки».

Состоявшийся три месяца назад в китайском Сямэне IX саммит БРИКС получился весьма результативным. Показал, что объединение вступает во второе десятилетие с солидным багажом конкретных и полезных инициатив. В Сямэне был зафиксирован существенный прогресс в реализации принятой на саммите БРИКС в 2015 г. в Уфе Стратегии экономического партнерства, которая определяет точки сопряжения экономических интересов на годы вперед. Сегодня нам предстоит посмотреть не только на то, как выполняются решения, но и обсудить пути продвижения новых российских инициатив в ходе председательства ЮАР в БРИКС, которое наступает в 2018 г.

Хотел бы отметить, что мы высоко ценим роль, которую играют наши профильные ведомства. В первую очередь имею в виду Министерство экономического развития и Министерство финансов. Важный вклад в «пятистороннее» взаимодействие вносят российские участники Делового совета БРИКС во главе с Президентом ТПП России С.Н.Катыриным.

Повторю, что разговор сегодня хотел бы посвятить в первую очередь именно многосторонним проектам. У нас с каждой из стран БРИКС  насыщенные разветвленные контакты, но в этом формате хотелось бы посмотреть на те проекты, которые затрагивают три, четыре, а в идеале и все пять стран этого объединения.

В заключение хочу сказать, что, как бы ни складывалась глобальная экономическая ситуация, БРИКС, как и его экономическое «измерение», остаются востребованными. Главная задача – добиваться того, чтобы его деятельность реально повышала благосостояние народов наших пяти стран. В этой связи трудно переоценить отечественное бизнес-сообщество, которое способно эффективно использовать взаимодополняющий характер экономик стран БРИКС в интересах их устойчивого развития.

Дополнительные материалы

Видео

Фотографии

x
x
Дополнительные инструменты поиска

Международная безопасность