12.10.1719:30

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ А.К.Лукашевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ, Вена, 12 октября 2017 года

12-10-2017

  • en-GB1 ru-RU1

 

В ответ на выступление

Министра иностранных дел Республики Македонии

 

Уважаемый г-н Председатель,

Приветствуем на заседании Постоянного совета ОБСЕ Министра иностранных дел Республики Македонии г-на Николу Димитрова,

В России с искренним сопереживанием следили за урегулированием острой фазы затянувшегося на 2 года внутриполитического кризиса в Македонии. Последовательно выступали за разрешение противоречий путем диалога самих македонцев в рамках существующих правовых процедур и без вмешательства внешних сил. Рассчитываем на скорейшее восстановление доверия македонского народа к институтам власти и демократическому процессу, планомерное укрепление в дальнейшем стабильности и социального благополучия.

Поддерживаем становление демократического правового государства в Македонии, в котором обеспечиваются мир и взаимопонимание между населяющими его народами. Исходим из безальтернативности развития этого процесса на основе государствообразующей межнациональной модели и с учетом историко-культурных и этно-конфессиональных особенностей Македонии. В преломлении к ОБСЕ такое содействие оказывается по каналам Миссии в Скопье. Отрадно, что помощь полевого присутствия сохраняет свою востребованность для властей.

В принципиальном плане полагаем, что преодоление большинства общих для Юго-Восточной Европы трудностей возможно за счет скоординированных усилий всех государств региона, а также участвующих в посткризисной стабилизации Западных Балкан внерегиональных государств. Уверены, что заложенный в философию сотрудничества синергетический потенциал позволит содействовать урегулированию межэтнических и межконфессиональных противоречий, нараставших в результате исторических процессов и усиленных социально-экономическими проблемами, проявлениями экстремизма и терроризма, которые усугубились всплесками потоков мигрантов из стран Азии и Африки. Рассчитываем, что, действуя в духе взаимопонимания и толерантности, страны Западных Балкан обеспечат сохранение и преумножение своего богатого и разнообразного культурного наследия. Навязывание чуждых морально-этических стандартов едва ли способно обеспечить мир и процветание в этом регионе.

Знаем о стремлении Македонии к интеграции в Европейский союз. Рассчитываем, что этот процесс не будет обусловлен отказом Скопье от развития исторически и экономически обоснованного сотрудничества с другими государствами, в т.ч. с нашей страной. Рецидивы попыток представить Западные Балканы как сферу исключительных интересов ЕС, навязывание искусственного выбора «или с Западом, или с Россией» в корне неверны, исключают возможность многовекторного сотрудничества в интересах самой Македонии и балканского региона в целом. Со своей стороны подтверждаем заинтересованность в поддержании с Македонией обоюдовыгодных отношений.

При выборе способов обеспечения своей безопасности – как это зафиксировано в Хартии европейской безопасности 1999 г. – важно помнить о заложенных в указанном документе важном праве на нейтралитет и постулате неукрепления собственной безопасности за счет безопасности других государств. Напомню, как это записано в разделе II, п. 8 Хартии: «В рамках ОБСЕ ни одно государство, группа государств или организация не может быть наделена преимущественной ответственностью за поддержание мира и стабильности в регионе ОБСЕ или рассматривать какую-либо часть региона ОБСЕ в качестве сферы своего влияния». Этот пункт полностью применим к Западным Балканам. Вступление в НАТО едва ли укрепит национальную безопасность Македонии, которой, как нам представляется, никто из соседей не угрожает. Более того, членство в альянсе – не единственный и не дешевый способ обеспечения безопасности. Североатлантический блок уже много раз доказывал свою неспособность – ни политическими, ни силовыми методами – эффективно противодействовать современным вызовам и угрозам. А вот негативные последствия политики расширения НАТО очевидны и ведут к фрагментации европейского пространства безопасности и росту военно-политической напряженности на европейском континенте. Так что тезис о безальтернативности вступления западнобалканских стран в НАТО, скорее, надуман. В Европе есть страны, которые обеспечивают собственную безопасность вне военно-политических блоков.

Что касается двусторонних отношений России и Македонии, то налицо серьезный нереализованный потенциал. Подтверждаем нацеленность на последовательное выстраивание равноправного партнерства в политической, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах, в прагматичном диалоге и совместном разрешении международных проблем.

В наших общих интересах и силах добиться, чтобы Македония и вся Юго-Восточная Европа стала регионом добрососедского сотрудничества и процветания, а не политизированной полемики и противостояния.

Благодарю за внимание

x
x
Дополнительные инструменты поиска