12.09.1713:02

Выступление Главы делегации Российской Федерации, директора Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека, Уполномоченного МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права А.Д.Викторова на открытии Совещания ОБСЕ по обзору выполнения обязательств в области человеческого измерения, Варшава, 11 сентября 2017 года

1666-12-09-2017

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

Уважаемая госпожа Директор,

Уважаемый господин Председатель,

Уважаемые коллеги,

В этом году, благодаря договорённостям, достигнутым в Мауэрбахе, нам удалось осуществить весьма важные кадровые назначения на уровне нового руководства исполнительных структур Организации. Хотели бы еще раз поздравить г-жу И.Гисладоттир с назначением на пост директора БДИПЧ и пожелать ей успехов в этом качестве. Поздравляем также с назначениями Генерального секретаря Т.Гремингера, Представителя по свободе СМИ А.Дезира и Верховного комиссара по делам национальных меньшинств Л.Заньера. Надеемся, что в рамках своих мандатов они будут исходить из необходимости поиска разумных компромиссов, в том числе в целях обеспечения географической сбалансированности работы возглавляемых ими структур.

Убеждены, что в первую очередь необходим пересмотр подходов отдельных институтов ОБСЕ к событиям на Украине, на что мы обращали внимание на прошлой встрече. В корне неприемлема ситуация, когда Организация фактически самоустранилась от беспристрастного анализа положения в стране, где уже много лет продолжается внутренний вооруженный конфликт, развязанный силами, которые пришли к власти в Киеве в результате государственного переворота с применением силы, спонсированного и поддержанного руководством ряда стран ОБСЕ. Кстати, эти же страны пытаются продолжать учить нас соблюдению прав человека. Факты массовых нарушений Киевом прав и свобод человека, включая право на жизнь, свободу выражения мнения, совести, религии и убеждений, языковых и других прав национальных меньшинств, крайне редко получают адекватную оценку со стороны ОБСЕ и ее профильных структур. Серьезную озабоченность вызывает и ситуация в области свободы СМИ в этой стране. Абсолютно недопустимо закрывать глаза и на многочисленные нарушения Киевом своих международных обязательств в сфере противодействия расизму и расовой дискриминации. Широкомасштабно и безнаказанно распространяются разного рода националистические, расистские, неонацистские идеи и идеология.

Cохраняются серьезные претензии к БДИПЧ, которое уходит от комплексных оценок ситуации не только на Украине, но и на всем пространстве ОБСЕ, сосредоточившись лишь на ряде государств «восточнее Вены».

Дисбаланс был хорошо заметен и в сфере электорального мониторинга, в рамках которого деятельность Бюро вызывает все больше вопросов относительно применяемых «стандартов». Активно участвуя в наблюдении за выборами в составе мониторинговых миссий, причем не только по линии БДИПЧ, мы убеждены в необходимости адаптации работы Бюро к современным реалиям и согласования с государствами-участниками ОБСЕ методологической базы наблюдения за выборами. Без этого невозможно будет обеспечить необходимый уровень доверия к Бюро, добиться соблюдения принципов профессионализма и беспристрастности в работе Бюро. Рассчитываем, что новое руководство БДИПЧ приложит усилия для решения существующих проблем.

Мы неоднократно отмечали многолетнюю пассивность Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств в части мониторинга положения русскоязычного меньшинства в Латвии и Эстонии, а также унизительного, если не сказать позорного, статуса «неграждан» – постыдного для современной Европы явления. Ожидаем, что новый Верховный комиссар будет уделять этим вопросам должное внимание.

В связи с постоянно звучащими утверждениями ряда стран о некой «независимости» и «автономности» исполнительных структур ОБСЕ хотели бы подчеркнуть несостоятельность этой концепции. Их деятельность должна выстраиваться в соответствии с решениями коллективных органов ОБСЕ и утвержденными мандатами. Как бюджетная работа, так и внебюджетные проекты не могут выходить за рамки обязательств ОБСЕ, консенсусных решений и поручений. Считаем важным укреплять прозрачность в работе этих структур и их подотчетность государствам-участникам.

До сих пор сохраняются перекосы в подходах ряда государств-участников ОБСЕ к работе на гуманитарном направлении. Двойные стандарты, менторство и – феномен последних лет – попытки протащить в повестку Организации сомнительные элементы, зачастую нацеленные лишь на нагнетание откровенно антироссийских настроений, не способствуют налаживанию диалога по важным для всех нас вопросам.

И это при том, что «к западу от Вены» накопилось большое количество проблем. Речь идет, в первую очередь, о миграционных проблемах в Европе, ставших следствием политики некоторых западных держав по вмешательству во внутренние дела ряда стран на Ближнем Востоке и в Северной Африке в целях их дестабилизации и устранения неугодных режимов. Не добавляет оптимизма отсутствие внятной и единой позиции у Евросоюза, существенный разброс в подходах к решению миграционных проблем его стран-членов, которые варьируются от радикально либеральных до чересчур жестких в отношении прибывающих иностранцев.

Примеров негуманного обращения, а то и насилия в отношении мигрантов и беженцев, к сожалению, хватает. Это способствует усугублению миграционных проблем, повышению спроса на «услуги» расширяющихся сетей торговцев людьми. Особую озабоченность вызывает, по сути, игнорирование западными коллегами экстремистских и террористических угроз в контексте резко возросших миграционных потоков в Европу.

Тема свободы выражения мнения и СМИ превратилась сегодня в инструмент беспринципных политических манипуляций. Объективность информации перестала играть ключевую роль. Наблюдается стремление США и стран Евросоюза разделить международное информационное пространство на два лагеря, где существуют либо «правильные», то есть свои СМИ, либо «пропагандистские» – отражающие альтернативную точку зрения на события в мире, особенно в отношении России и ее интересов. Подмятые Вашингтоном и Брюсселем якобы «независимые» издания, теле- и радиоканалы работают по лекалам неприкрытых двойных стандартов. От этого страдают прежде всего сами журналисты – им угрожают, их высылают, похищают, пытают и даже убивают за инакомыслие. На журналистов наклеивают ярлыки пропагандистов и дезинформаторов, а неугодные Западу СМИ сталкиваются с шельмованием и растущим давлением со стороны властей.

Надеемся, что новый Представитель ОБСЕ по свободе СМИ займется этими проблемами и будет руководствоваться объективными критериями оценки ситуации в государствах-участниках.

Россия неоднократно подчеркивала необходимость обратить самое пристальное внимание на рост проявлений агрессивного национализма и неонацизма на пространстве ОБСЕ. Наши призывы дать принципиальную оценку неонацистским манифестациям и шествиям, «войне» с памятниками освободителям Европы, переписыванию истории Второй мировой войны, прославлению ветеранов «Ваффен-СС» и их приспешников остаются без ответа. Более того, западные коллеги цинично оправдывают подобные явления свободой выражения мнения и неким правом на «собственную трактовку исторических событий».

США, Канада и Евросоюз настолько далеко заходят в стремлении принизить решающую роль Советского Союза в Победе во Второй мировой войне, что закрывают глаза на эти вопиющие факты и заигрывают с крайне радикальными силами. Достаточно вспомнить размещенный недавно на сайте НАТО ролик, прославляющий «лесных братьев». Но особенно ярко мы в этом убедились на примере кампании героизации нацистских пособников на Украине, которая на Западе по большей части замалчивается. И лишь трагические события в американском Шарлоттсвилле в августе этого года всколыхнули международную общественность и продемонстрировали, что потворствовать радикальным взглядам чрезвычайно опасно. Надеемся, что наши коллеги сделают, наконец, должные выводы.

Крайне тревожно положение христиан и мусульман на пространстве ОБСЕ и в соседних регионах. Христиане сталкиваются с колоссальными вызовами. Они становятся жертвами дискриминационных законов. Верующие и священнослужители подвергаются нападениям, преследованиям и даже убийствам. Их проблемы замалчиваются в западных СМИ. Нередки случаи безнаказанного осквернения и разрушения христианских святынь. Растет и нетерпимость в отношении мусульман. Ширятся антимусульманские настроения и выступления, в том числе со стороны официальных лиц, насилие, осквернение мечетей и религиозных символов, призывы к ненависти в социальных сетях. При этом по-прежнему «провисает» поручение СМИД ОБСЕ в Базеле 2014 г. о принятии двух министерских деклараций по борьбе с нетерпимостью в отношении христиан и мусульман. Вызывает недоумение позиция стран, блокирующих под весьма сомнительными предлогами работу над столь важными документами.

Что касается идеи принятия рабочего определения антисемитизма, то Россия готова внести свой конструктивный вклад в этот процесс при том понимании, что необходимо достичь широкий консенсус с привлечением всех заинтересованных кругов, а также подумать над принятием аналогичных определений нетерпимости в отношении христиан и мусульман.

ОБСЕ следует уделять значительно больше внимания правам детей. К сожалению, актуальными остаются такие вопросы, как рост насилия, в том числе сексуального, в отношении несовершеннолетних, торговля детьми, в том числе через интернет-биржи, эксплуатация детского труда и детская преступность. Вызывает озабоченность внедрение в ряде стран принудительного просвещения в области сексуальности, которое нередко негативно сказывается на психическом развитии ребенка и идет вразрез с культурными и религиозными убеждениями родителей.

Не следует забывать и о феномене злоупотреблений со стороны государственных или окологосударственных структур, наделенных правом насильственного изъятия детей у родителей на основании чуть ли не анонимных доносов. Недопустимо, чтобы ювенальная юстиция приводила к вопиющему самоуправству отдельных институтов, ставила под угрозу не только психическое состояние ребенка, но и всю его дальнейшую жизнь.

Неприемлемы и практикуемые в ряде европейских стран такие методы воздействия на детей, как отказ от половой идентичности ребенка, запрет на употребление местоимений женского и мужского рода и другие возмутительные «эксперименты», направленные на уничтожение самоидентификации ребенка. Надеемся на субстантивное обсуждение всего комплекса проблем защиты детей в ходе предстоящего семинара 11-12 октября в Варшаве.

В сфере гендерного равенства исходим из того, что План действий ОБСЕ 2004 г. и существующие решения Организации покрывают широкий спектр проблем в этой сфере, и острой необходимости в его расширении нет. Проект дополнения к Плану действий, который пока не удалось принять, нуждается в доработке, в частности, через уточнение понятия «гендерного равенства» как «равенства между женщинами и мужчинами», а также должный учет экономических, социальных и культурных аспектов прав женщин. Важно следовать принципу равного отношения ко всем категориям прав.

Мы уже не раз отмечали чрезмерное увлечение США и ЕС внешними атрибутами демократии для манипуляции общественным мнением и оказания давления на суверенные государства. Наиболее активным инструментом стало навязывание неолиберальных устоев при полном неуважении к традиционным культурно-историческим особенностям других обществ. Насильственное продвижение своей, якобы единственно верной, шкалы ценностей не может способствовать поддержанию конструктивного диалога и пониманию между народами.

Для достижения положительных результатов в третьей «корзине» в целом и на СМИД ОБСЕ в Вене необходимо отказаться от двойных стандартов и конъюнктурных подходов и вернуться к конструктивному и равноправному диалогу и сотрудничеству.

Благодарю за внимание.

x
x
Дополнительные инструменты поиска

Гуманитарное сотрудничество

Гуманитарное сотрудничество