12.05.1720:08

Комментарий Департамента информации и печати МИД России по итогам Ежегодного собрания Совета Управляющих Европейского банка реконструкции и развития

953-12-05-2017

  • en-GB1 ru-RU1

9-10 мая в Никосии (Кипр) состоялось Ежегодное собрание Совета Управляющих (СУ) Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), участие в котором приняла российская межведомственная делегация во главе с Министром экономического развития Российской Федерации М.С.Орешкиным.

Одним из центральных пунктов повестки дня стал внесенный по инициативе российской стороны вопрос о нарушении прав России как одного из добросовестных акционеров и соответствия реализуемого Банком с июля 2014 г. т.н. «политического руководства» о прекращении новых операций в нашей стране уставным документам и процедурам ЕБРР.

По сути, независимый многосторонний институт развития подключился к санкционному давлению на Россию под политически ангажированными предлогами. Причем сделано это было в наиболее жесткой форме: ограничения затронули не отдельные сектора экономики или институты, а в целом распространялись на все новые операции ЕБРР в России.

Наши попытки разрешить ситуацию путем открытого диалога в течение почти трех лет результатов не дали; наши аргументы услышаны не были. В результате российская сторона была вынуждена вынести на рассмотрение высшего органа управления Банка проект резолюции о неправомерности ограничения доступа России к ресурсам ЕБРР, потребовала отмены т.н. «политического руководства» и представила в обоснование подробный правовой анализ нарушений учредительных документов ЕБРР при его принятии и реализации, подготовленный в том числе с привлечением экспертизы независимых европейских юристов.

Нашей целью была не постановка вопроса об «отмене санкций». Мы, как хорошо известно, ни с кем эту тему не обсуждаем. Отмена санкций – дело тех, кто их ввел. Но мы, как крупный акционер и самая доходная страна операций, озабочены судьбой ЕБРР, который по вине ряда недальновидных западных акционеров может просто «покатиться под откос».

Выступая на собрании СУ, Министр экономического развития Российской Федерации М.С.Орешкин привлек внимание к ухудшению финансового состояния и перспектив развития Банка, связанных с появлением ряда негативных трендов и управленческих упущений, скрытых за в целом позитивными отчетами. Фактически был представлен исчерпывающий и аргументированный анализ текущего состояния Банка, указывающий на то, что продолжение текущего подхода, тем более в условиях сохранения политики блокирования работы банка в России, лишающего Банк наиболее доходных операций, делает финансовое положение ЕБРР неустойчивым. В результате могут быть понижены кредитные рейтинги, а в перспективе потребоваться докапитализация Банка.

Наши озабоченности встретили понимание у многих членов ЕБРР. Однако, акционеры стран Евросоюза и «Группы семи» заблокировали российскую резолюцию, поддержав предложение Банка о том, что «политическое руководство» в отношении России «не противоречит правилам и процедурам». Тем самым члены ЕБРР признали «правомерным» проведение в рамках международной финансовой организации дискриминационной линии в отношении одного из добросовестных членов по политическим мотивам, а руководство Банка, предложив такое решение, утратило свой нейтральный статус. В очередной раз политическая конъюнктура была поставлена выше принципов здорового финансового сотрудничества и международных экономических интересов, превратив ЕБРР из института развития в средство политического давления.

Особой оценки заслуживает голосование западных акционеров против первого пункта наших предложений о том, что права членов банка не могут быть ограничены иначе, чем это предусмотрено его уставными документами. Это можно охарактеризовать только, как верх политического цинизма. Фактически доноры признались в том, что они использовали банк в политических целях в обход всех правил и процедур.

Следует, правда, отметить, что менеджмент Банка на определенном этапе был готов к возобновлению нефинансового сотрудничества с Россией, учитывая ее роль как одного из значимых акционеров и стран операций. Речь могла идти о консультационных услугах ЕБРР в областях государственно-частного партнёрства, малого бизнеса, поддержки экспорта и целом ряде других сфер взаимодействия. Но западные акционеры выступили против возобновления даже такого минимально возможного объёма взаимодействия, которое, кстати, не противоречит их же собственному «политическому руководству». В очередной раз вынуждены с сожалением констатировать, что западные партнеры не смогли проявить не только политической дальновидности, но и элементарного экономического здравомыслия.

В результате в проигрыше оказался только ЕБРР: его имиджу нанесен ощутимый ущерб, а его финансовые показатели и качество кредитного портфеля должны стать предметом тщательного анализа международных рейтинговых агентств.

Положение дел в отношениях с ЕБРР в очередной раз подтверждает правильность выбора России в пользу активизации взаимодействия с новыми игроками на международном кредитно-финансовом рынке, в частности Азиатским банком инфраструктурных инвестиций и Новым банком развития БРИКС.

x
x
Дополнительные инструменты поиска

Гуманитарное сотрудничество

Гуманитарное сотрудничество