12.04.1719:36

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 12 апреля 2017 года

733-12-04-2017

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

СОДЕРЖАНИЕ

  1. О переговорах Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Министром иностранных дел и сенегальцев за рубежом  Республики Сенегал М.Ндяя
  2. О переговорах Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровас заместителем Председателя Совета министров, Министра иностранных дели по делам эмигрантов Сирийской Арабской Республики В.Муаллемом
  3. О трехсторонней встрече Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова, заместителя Председателя Совета министров, Министра иностранных дел и по делам эмигрантов Сирийской Арабской Республики В.Муаллема и Министра иностранных дел Исламской Республики Иран М.Дж.Зарифа
  4. О переговорах Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Государства Катар М.Аль Тани
  5. О рабочем визите в Республику Абхазия Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова
  6. О позиции России по сотрудничеству в области космического пространства
  7. О ситуации в Венесуэле
  8. Об итогах работы российских парламентариев на 136-й Ассамблее Межпарламентского союза в Дакке и предстоящей в октябре нынешнего года 137-й Ассамблеи МПС в Санкт-Петербурге
  9. О развитии ситуации в Сирии
  10. О хакерской активности в отношении сайта МИД России
  11. О ситуации вокруг В.А.Бута
  12. О развитии ситуации вокруг гражданина России А.В.Лапшина
  13. О развитии ситуации вокруг гражданина России М.В.Уелданова
  14. О Библиотеке украинской литературы в Москве
  15. О реакции Польши на установку новых информационных стендов в Катыни
  16. Об аресте в Италии партии вин из Крыма
  17. Из ответов на вопросы:
    1. О заявлении Минздрава Турции об использовании зарина в сирийском Идлибе
    2.  О российско-турецких отношениях
    3. О кризисе в Венесуэле
    4.  О возможной реакции России на повторение удара США по Сирии
    5. О ситуации на Корейском полуострове
    6. О борьбе с международным терроризмом
    7.  О процессе национального примирения в Афганистане
    8.  О возможности военного удара США по КНДР
    9.  О роли Турции в сирийском урегулировании
    10.  О встрече Президента России В.В.Путина и Госсекретаря США Р.Тиллерсона
    11. О «несостоявшихся» государствах

 

 

О переговорах Министра иностранных дел России С.В.Лаврова

с Министром иностранных дел и сенегальцев за рубежом  

Республики Сенегал М.Ндяя

 

16-18 апреля Российскую Федерацию посетит с рабочим визитом Министр иностранных дел и сенегальцев за рубежом Республики Сенегал М.Ндяй. Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров проведет с ним переговоры 17 апреля.

Между Россией и Сенегалом поддерживается конструктивный, заинтересованный политический диалог, в основе которого созвучность восприятия происходящих в мире процессов, включая формирование полицентричного мироустройства как более справедливой и безопасной системы международных отношений. Осуществляется полезное взаимодействие в различных многосторонних форматах, в том числе в ООН с учётом непостоянного членства Сенегала в Совете Безопасности в 2016-2017 гг. 

Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров и Министр иностранных дел и сенегальцев за рубежом Республики Сенегал М.Ндяя обсудят ключевые проблемы глобальной и региональной повестки дня с акцентом на урегулирование конфликтов на Африканском континенте и Ближнем Востоке, а также борьбу с международным терроризмом.

Особое внимание на предстоящих переговорах будет уделено вопросам продвижения российско-сенегальского взаимовыгодного торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. Объем товарооборота между двумя странами в 2016 г. составил более 82 млн.долл.США. Предстоит углубленный обмен мнениями о путях укрепления деловых связей в сфере рыболовства, геологоразведки, добычи полезных ископаемых. Важное направление наших связей – взаимодействие в гуманитарной сфере, в частности подготовка национальных кадров для Сенегала в российских высших учебных заведениях, где в настоящее время обучается порядка 25 граждан этой страны.

Рассчитываем, что предстоящий визит в Москву Министра иностранных дел и сенегальцев за рубежом Республики Сенегал М.Ндяя придаст дополнительный импульс совместной работе по раскрытию в полной мере потенциала двусторонних отношений, носящих традиционно дружественный характер. 

Назад к оглавлению

 

О переговорах Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова

с заместителем Председателя Совета министров, Министра иностранных дел

и по делам эмигрантов Сирийской Арабской Республики В.Муаллемом

 

По приглашению главы внешнеполитического ведомства Российской Федерации С.В.Лаврова 13-15 апреля Россию с рабочим визитом посетит заместитель Председателя Совета министров, Министр иностранных дел и по делам эмигрантов Сирийской Арабской Республики В.Муаллем.

В ходе переговоров министры обсудят ситуацию в Сирии, которая была атакована и продолжает атаковаться со стороны международных террористов, а также была подвергнута вооруженной агрессии со стороны США. Об этом я скажу еще дополнительно. Будут рассмотрены возможные совместные шаги для минимизации негативных последствий этого грубейшего нарушения международного права для международного и регионального мира и безопасности.

Назад к оглавлению

 

О трехсторонней встрече Министра иностранных дел Российской Федерации

С.В.Лаврова, заместителя Председателя Совета министров, Министра

иностранных дел и по делам эмигрантов Сирийской Арабской Республики

В.Муаллема и Министра иностранных дел Исламской Республики Иран М.Дж.Зарифа

 

14 апреля в Москве состоится трехсторонняя встреча с участием Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова, заместителя председателя Совета министров, Министра иностранных дел и по делам эмигрантов Сирийской Арабской Республики В.Муаллема и Министра иностранных дел Исламской Республики Иран М.Дж.Зарифа.

Основное место на переговорах займет обсуждение военно-политической обстановки в Сирии. Участники встречи обсудят меры по трехсторонней координации с целью недопущения деградации ситуации и подрыва усилий по политическому урегулированию в Сирии в условиях вооруженной агрессии США против Дамаска.

Назад к оглавлению

 

О переговорах Министра иностранных дел Российской Федерации

С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Государства Катар М.Аль Тани

 

15 апреля в Москве состоятся переговоры Министра иностранных дел Российской Федераций С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Государства Катар М.Аль Тани. Это будет продолжением хорошей традиции двусторонних контактов, а также продолжением обсуждения и рассмотрения ситуации в регионе.

В ходе запланированных переговоров будет проведен обстоятельный обмен мнениями по широкому кругу актуальных вопросов региональной и международной повестки дня, тематике дальнейшего развития двусторонних отношений.

Встреча в Москве позволит провести «сверку часов» по ключевым сюжетам происходящего в ближневосточном регионе с акцентом на поиск вариантов урегулирования существующих там кризисных ситуаций и необходимость решительного противодействия угрозе международного терроризма.

Особое внимание предполагается уделить складывающейся ситуации в Сирии и вокруг нее. Предполагается рассмотреть развитие военно-политической обстановки в САР и перспективы продвижения там политического процесса при конструктивном международном содействии.

Значительное место в ходе переговоров займут вопросы дальнейшего развития российско-катарских отношений, включая поддержание регулярного политического диалога и расширения торгово-экономических связей. В этой связи стороны обсудят ход реализации договоренностей, достигнутых в рамках российско-катарской встречи на высшем уровне в январе 2016 г. в Москве.

О  всех вышеперечисленных контактах мы проинформируем вас дополнительно, а по итогам опубликуем развернутые материалы.

Назад к оглавлению

 

О рабочем визите в Республику Абхазия Министра иностранных дел

Российской Федерации С.В.Лаврова

 

В соответствии с достигнутой договоренностью Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров 18-19 апреля посетит Абхазию с рабочим визитом.

18 апреля Министр иностранных дел России С.В.Лавров примет участие в торжественной церемонии официального открытия нового комплекса зданий Посольства России в Абхазии.

19 апреля в Сухуме пройдут переговоры Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Президентом Республики Абхазия Р.Д.Хаджимбой, Министром иностранных дел Абхазии Д.В.Кове, в ходе которых запланирован обстоятельный обмен мнениями по ключевым вопросам повестки дня двусторонних отношений, по тематике укрепления международных позиций Абхазии и координации российско-абхазского внешнеполитического взаимодействия.

Визит Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в Республику Абхазия призван придать дополнительный импульс развитию двусторонних российско-абхазских отношений, базирующихся на принципах союзничества и стратегического партнерства, а также упрочению сотрудничества между внешнеполитическими ведомствами наших стран.

Назад к оглавлению

 

О позиции России по сотрудничеству в области космического пространства

 

Как вы знаете, сегодня отмечается День космонавтики, с чем я вас поздравляю. Он отмечается традиционно широко и торжественно в нашей стране. День космонавтики (он же – объявленный ООН День первого полёта человека в космос) – хороший повод акцентировать некоторые наиболее важные аспекты деятельности Российской Федерации в космической сфере, подразумевая международный аспект этой проблематики.

Развитие космического потенциала страны – один из государственных приоритетов Российской Федерации, о чем неоднократно упоминал Президент России В.В.Путин. Рассчитанная на период до 2025 г. Федеральная космическая программа предусматривает развитие всех базовых направлений. Среди них – освоение планет солнечной системы и изучение Луны с помощью автоматических космических аппаратов, программа пилотируемых космических полётов. Хотела бы еще раз привлечь ваше внимание, учитывая, что у нас здесь присутствует  международная пресса, и нам очень важно донести наши оценки и видение развития этой сферы международного сотрудничества до наших зарубежных  партнеров.

Успешно решается задача обеспечения гарантированного доступа Российской Федерации в космос со своей территории. Чётко определены и последовательно реализуются внешнеполитические приоритеты. Россия выступает за мирное использование космического пространства и предотвращение гонки вооружений в космосе (ПГВК).

Ещё в 2008 г. на рассмотрение Конференции по разоружению в Женеве был представлен российско-китайский проект международного договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов (ДПРОК). В 2014 г. внесена обновлённая версия этого документа.

По сути, единственным государством, выступающим против усилий мирового сообщества на этом направлении, остаются США. В этих условиях для повышения взаимного доверия и транспарентности ещё в 2004 г. Россия в одностороннем порядке взяла на себя политическое обязательство не размещать первой оружия в космосе (НПОК) и призвала все ответственные страны последовать этому примеру. Многие из них, в том числе обладающие значимым космическим потенциалом, уже стали полноформатными участниками НПОК. Ещё больше стран выступили соавторами соответствующей резолюции Генассамблеи ООН, которая третий год подряд принимается подавляющим большинством голосов. На сегодняшний день международная инициатива по НПОК является наиболее эффективной, реально работающей, абсолютно незатратной и набирающей всё большее число сторонников, является мерой транспарентности и доверия в этой сфере. Конечно, основная цель – это предотвращение гонки вооружений в космосе.

Примечательно, что ещё в 2005 г. на саммите Россия-ЕС в Москве была достигнута договорённость о совместных усилиях по ПГВК. Мы считаем, что эти договоренности никто не отменял. Поэтому у нас вызывает немало вопросов сформированная под давлением Вашингтона, вызывающая удивление коллективная позиция ЕС, обязывающая все страны Евросоюза уже третий год подряд воздерживаться от поддержки очень простой и понятной резолюции ГА ООН по НПОК, которая лишь призывает к диалогу в этой области, даже не требуя от не отличающихся независимым и самостоятельным поведением стран ЕС каких-то новых обязательств.

Кроме того, в Комитете ООН по космосу в Вене Россия выдвинула целый комплекс важнейших предложений, призванных обеспечить безопасность космических операций и сохранение космического пространства в качестве безопасной, стабильной и бесконфликтной среды. Ведутся предметные переговоры.

По всем этим темам мы готовы и далее вести максимально конструктивную работу со всеми государствами ради сохранения мирного неба над нашей планетой.

Этот день и этот праздник мы впервые отмечаем без нашего выдающегося космонавта Г.М.Гречко. Он навсегда останется в наших сердцах. Светлая ему память. Мы рассматриваем как незаменимый вклад все, что он сделал для развития космонавтики и международного сотрудничества по мирному освоению космического пространства. Его имя вписано золотыми буквами не только в отечественную историю, но и в историю мировой космонавтики.

Назад к оглавлению

 

О ситуации в Венесуэле

 

Мы получаем большое количество вопросов с просьбой озвучить позицию Москвы на этот счет. 

С тревогой следим за ситуацией в дружественной нам Венесуэле, где не прекращаются столкновения оппозиционно настроенных манифестантов с представителями сил правопорядка, даже несмотря на приближающиеся пасхальные праздники. Сожалеем о погибших и пострадавших в результате раскручивающейся спирали уличных беспорядков. Не можем не отметить растущий риск реализации тех деструктивных сценариев, о которых мы уже  неоднократно говорили и предостерегали и которые напоминают печальные события в Чили в 1970-х годах.

Убеждены, что путь к выходу из политического противостояния в отказе от насилия, именно так мы видим разрешение политического кризиса и возобновление общенационального диалога в интересах совместного поиска ответов и решений на стоящие перед страной острые социально-экономические вызовы.

В этом контексте вызывают озабоченность заявления Южного командования США о том, что дальнейшее усугубление кризиса в Венесуэле якобы может потребовать «незамедлительного ответа на региональном уровне». Необходимо понимать, что такого рода высказывания лишь еще больше добавляют нестабильности и раскачивают ситуацию в этой стране. Нельзя их рассматривать иначе как поощрение венесуэльских радикалов к созданию атмосферы неопределенности и нестабильности, к нагнетанию силовой конфронтации. Появление в Венесуэле очага напряженности представляется нам очень опасной тенденцией. Честно говоря, на наш взгляд, это вряд ли  бы отвечало интересам США и в целом мирового сообщества, включая страны региона.

Еще раз подчеркиваем, что все политические процессы, которые развиваются в Венесуэле, должны оставаться строго в русле конституции, полностью соответствовать ее букве и духу, укладываться в рамки действующего законодательства. Альтернатив решению внутривенесуэльских проблем мирным путем за столом переговоров в рамках конституционной законности нет и не может быть.

Назад к оглавлению

 

Об итогах работы российских парламентариев на 136-й Ассамблее

Межпарламентского союза в Дакке и предстоящей в октябре

нынешнего года 137-й Ассамблеи МПС в Санкт-Петербурге

 

На прошлой неделе в столице Бангладеш Дакке состоялась 136-я сессия Межпарламентского союза. Хотела бы отметить результативность работы российской делегации.

На пленарном заседании Ассамблеи Межпарламентский союз принял инициированную нашей страной резолюцию о роли парламентов в соблюдении принципа невмешательства во внутренние дела государств.

Такие действия мы неоднократно наблюдали в прошлом, в том числе в отношении как бывшей Югославии, так и Ирака, Ливии, а сейчас аналогичным образом пытаются развернуть ситуацию в Сирии. Резолюция поддержана подавляющим большинством делегаций, даже несмотря на ожидаемое сопротивление представителей ряда западных стран.

Еще одно очень важное решение – поддержка российской инициативы по созданию рабочей группы Исполкома Межпарламентского союза по Сирии. Мандат этой группы предполагает разработку мер, которые должны быть приняты мировым парламентским сообществом для продвижения открытого и всеобъемлющего политического урегулирования в Сирии, а также для поддержки эффективных глобальных усилий по борьбе с международным терроризмом в регионе.

Группа получит возможность выезжать на место событий, в частности в Сирию. В ее состав войдут представители как собственно Исполкома (помимо России, уже изъявили желание участвовать Франция, Нидерланды, Иран и Намибия), так и всех шести геополитических групп Межпарламентского союза. Исполком МПС пригласил к сотрудничеству в рамках группы и сирийский парламент, и представителей оппозиции. Представитель России (председатель Комитета Совета Федерации по международным делам К.И.Косачев) выступит координатором этой рабочей группы.

Можно квалифицировать это как продолжение усилий по межсирийскому урегулированию, которые предпринимают российские парламентарии, которое развивается в дополнение к проводящимся телемостам с коллегами из Сирии, Ирана, европейских стран, к организации совместных с европейскими парламентариями поездок в Сирию. Все это, на наш взгляд, дает ощутимый эффект, и точка зрения европейских парламентариев на события в этой стране постепенно меняется. Наша задача не менять ее в нужное нам русло, а сделать ее более объективной, непредвзятой, неангажированной, не следующей мейнстриму.

Участники Ассамблеи в Дакке высказали соболезнования в связи с трагедией в Санкт-Петербурге, солидарность с петербуржцами, а также со всеми россиянами.

Напомню, что следующая Ассамблея МПС состоится в России. В Бангладеш прошла своеобразная «передача эстафеты» от принимающего государства к Санкт-Петербургу. Состоялась презентация города на Неве, обсуждались ключевые пункты повестки дня осенней сессии 2017 г.

В частности, в Санкт-Петербурге планируется принятие еще одной резолюции, инициированной Российской Федерацией, которая будет посвящена 20-летию Всеобщей декларации о демократии. В резолюции будет отражено отсутствие универсальной модели демократии, что демократия не является исключительной привилегией какой-либо одной страны или региона. 

Следует подчеркнуть, что со стороны России будет сделано все необходимое для успешного проведения 137-й Ассамблеи Межпарламентского союза.

Назад к оглавлению

 

О развитии ситуации в Сирии

 

Военно-политическая обстановка в Сирии резко обострилась в результате предпринятого Соединенными Штатами в ночь на 7 апреля массированного удара по аэродрому Шайрат, где базируются самолеты сирийских ВВС. В этом зале и во многих других аудиториях мы давали этому развернутую оценку, делали соответствующие заявления, разъясняли и давали комментарии. Как известно, Россия ответила на этот неприкрытый акт агрессии против суверенного государства-члена ООН решением о приостановке действия российско-американского меморандума о предотвращении инцидентов при полетах авиации в ходе операций в Сирии. Соответствующие разъяснения были даны как по линии Министерства обороны, так и по линии внешнеполитического ведомства. Силовые действия Вашингтона – это серьезный вызов не только региональной, но и международной безопасности.

К сожалению, антироссийские силы на Западе не останавливаются в своем стремлении разрушить позитивные начинания на пути к урегулированию. Они были созданы, главным образом, благодаря усилиям России и ее партнеров по астанинскому процессу, а также специального посланника Генерального секретаря по Сирии С.де Мистуры и его команды в Женеве. 

Некоторые западные СМИ при этом не останавливаются перед продвижениям этих «фейковых» новостей и прямой клеветы. Чего стоит распространенная 11 апреля информация «Ассошиэйтед Пресс» со ссылкой на неназванного «высокопоставленного официального представителя» США о том, будто «Россия заранее знала о готовившейся сирийской химической атаке»!

Как это можно комментировать? Эти новости заставляют комментировать это в том же русле. Давайте попробуем сегодня сделать также. Возможно, за океаном знали о готовящейся террористами провокации и поэтому заранее навели прицелы своих крылатых ракет на сирийский аэродром Шайрат. Мы будем так вести полемику или разговаривать в конструктивном русле? Будем ли мы разрушать до основания СМИ такими «фейками» или придем к пониманию необходимости ответственного подхода к решению уже перезревших международных проблем? Не лучше ли было сначала разобраться, что же на самом деле произошло в Хан-Шейхуне 4 апреля, обеспечить, как это сразу предложила Россия, проведение беспристрастного, объективного и профессионального международного расследования на местности с привлечением специалистов ОЗХО? К сожалению, наши коллеги предпочли действовать иначе.

Действия наших партнеров постоянно повторяют появление на заседании Совета Безопасности ООН «пробирки с белым веществом», с помощью которой США в свое время объясняли необходимость уничтожения режима С.Хуссейна в Ираке в начале 2000-х годов. Аналогии не просто уместны – они очевидны. Есть только одно «но»: сейчас ситуация намного опасней, потому что на сцене появился новый кровавый и коварный игрок – международный терроризм в лице ИГИЛ, «Нусры» и других ответвлений «Аль-Каиды». Как они появились, в результате ошибок каких стран и в каком регионе, я думаю, мы достаточно об этом говорили, чтобы сегодня не повторять.

Независимые эксперты шведской некоммерческой организации «Врачи за права человека» (SWEDHR) подвергли сомнению видеозаписи «жертв химатаки», сопровождающиеся фразами на арабском языке о том, как лучше расположить ребенка перед камерой.

Мы, как и прежде, призываем наших партнеров к равноправному, взаимоуважительному сотрудничеству ради достижения важнейших целей, которые стоят сегодня на повестке всего международного сообщества – ликвидации очага международного терроризма в Сирии и политического урегулирования в этой стране.

Назад к оглавлению

 

О хакерской активности в отношении сайта МИД России

 

Хотели бы вновь коснуться темы хакерской активности. Но сегодня мы разнообразим нашу традиционную рубрику и расскажем о хакерской активности в отношении официального сайта Министерства иностранных дел России.

Хотела бы напомнить, что обвинения против России в области хакерского вмешательства во внутренние дела, в частности США, но и других западных стран мы слышим на протяжении многих месяцев, но ни одного убедительного доказательства предъявлено нам, либо кому-нибудь еще, так и не было. Все утверждения на этот счет строятся в стиле знаменитой фразы Министра иностранных дел Великобритании Б.Джонсона о том, что «у нас нет доказательств, но мы уверены в их причастности». В отличие от западных коллег нам есть, что представить.

Хотела бы сказать, что это достаточно сенсационная информация. Сегодня расскажу, с чем на регулярной основе сталкивается только наше ведомство и только один сайт, хотя есть много сайтов, которые регулярно подвергаются атакам. Думаю, мы вас регулярно будем знакомить с этой статистикой. На этом примере можно понять масштабы задействованных против российских госведомств ресурсов.

По информации специалистов, наш сайт МИД России регулярно подвергается атакам с IP-адресов, которые зарегистрированы на территории США. За один только февраль 2017 г. их было зафиксировано три. В марте 2017 г. мы заметили существенно возросшую активность т.н. «ботов» – автоматизированных программ, которые могут оказывать вредноносное действие на сайт МИД России из США. Их доля от общего количества посетителей страницы составила 88% (1,51 млн. «посетителей-ботов» из 1,77 млн. как раз заходили с территории США). Речь идет именно о заходах не обычных пользователей, интересующимися материалами, а о тех, кто использует весь комплекс действий, которые принято называть «хакерскими атаками», работу компьютеров на этом направлении, все то, что нельзя квалифицировать как легальное и законное использование кибертехнологий. Заходы «ботов» на наш сайт составляют 50%  от общего количества обращений (1,47 млн. просмотров страниц из 2,97 млн. просмотров в целом). Анализ запросов ботов показывает, что все они имеют схожие характеристики (их использует одна и та же программа или организация). По имеющимся данным технических служб нашего ведомства, они поступают в основном из США, из штата Калифорния (64% всех запросов из городов Маунтин-Вью (47%) и Сан-Хосе (17%)), а также из штата Огайо (8%) и округа Колумбия (8%).

Хотелось бы в очередной раз напомнить, что проблема кибербезопасности традиционно занимает одно из приоритетных мест в российской повестке дня не только внутри страны, на этом сфокусированы наши международные усилия. России принадлежит инициатива, которая в рамках ООН приобрела название «Международная информационная безопасность». Мы публиковали много материалов на эту тему на официальном сайте МИД России, в соцсетях, российские представители давали интервью на этот счет. Неоднократно мы призывали наших западных партнеров к многостороннему, подлинному сотрудничеству, направленному на пресечение вредноносных действий хакеров, которые стали одной из существенных дестабилизирующих сил в наше время. Нашим американским партнерам мы бы посоветовали вместо того, чтобы пытаться «завалить» сайт российского внешнеполитического ведомства, направить энергию в мирное русло – делать все возможное, чтобы совместно бороться с киберугрозами.

Повторю, что мы будем и далее отслеживать эту статистику. Еще раз хотела бы сказать, что это конкретные цифры, с которыми уже можно работать непосредственно представителям соответствующих служб США. Если они с таким вниманием относятся ко всему, что связано с кибератаками, на сегодняшнем брифинге мы даем им возможность начать разбираться с тем, как ведут себя хакеры и люди, которые нечистоплотно используют Интернет-технологии, зарегистрированные на территории США или осуществляют свои действия с ее территории.   

Назад к оглавлению

 

О ситуации вокруг В.А.Бута

 

3 апреля Верховный суд США сообщил об отказе принять к рассмотрению апелляцию о пересмотре дела В.А.Бута. При этом каких-либо объяснений о мотивах такого решения дано не было.

В своем прошении адвокаты российского гражданина аргументированно доказывали, что прокуратура США ранее скрыла от суда доказательства оправдательного характера, в результате чего апелляционный и окружной суды г.Нью-Йорка применили неверные правовые критерии при оценке предъявленных обвинений и вынесении приговора.

Принятое Верховным судом США спорное решение, по сути, завершает процедуру обжалования приговора В.А.Буту, поскольку исчерпаны все юридические средства его защиты в рамках американской правовой системы.

МИД России продолжает отслеживать ситуацию с россиянином и принимать необходимые меры для оказания ему консульско-правового содействия, добиваясь его скорейшего возвращения в Российскую Федерацию.

Назад к оглавлению

 

О развитии ситуации вокруг гражданина России А.В.Лапшина

 

Посольство России в Баку продолжает внимательно отслеживать ситуацию в отношении А.В.Лапшина.

В настоящее время следствие по его делу продолжается (срок следствия продлен до 15 июля). Жалоб на условия содержания он не высказывает. Обеспокоенность родственников российского гражданина ухудшением состояния здоровья была доведена до сведения руководства следственного изолятора. По настоятельной просьбе Посольства было проведено медицинское обследование А.В.Лапшина. Я не буду вдаваться в подробности заключения.

Могу сказать, что ситуацию мы держим на контроле. Посольство находится в постоянном контакте с адвокатом и родственниками российского гражданина.

Назад к оглавлению

 

О развитии ситуации вокруг гражданина России М.В.Уелданова

 

По актуализированной информации Посольства России в Азербайджане, первое судебное заседание по делу М.В.Уелданова назначено на 13 апреля. На заседании суда планируется присутствие сотрудников Посольства.

В связи с поступившей в Посольство информацией об ухудшении здоровья российского гражданина 28 марта направлена нота в МИД Азербайджана с просьбой провести срочное медицинское обследование. Соответствующие сигналы о необходимости обследовать его здоровье переданы в Администрацию Президента Азербайджана и в Службу государственной безопасности.

Посольство находится в постоянном контакте с адвокатом и родственниками российского гражданина.

Назад к оглавлению

 

О Библиотеке украинской литературы в Москве

 

Украинские и американские коллеги на заседании Постоянного совета ОБСЕ в Вене 6 апреля подняли вопрос о судьбе Библиотеки украинской литературы в Москве. В этой связи мы хотели бы обратить внимание на следующее.

Прозвучавшие на заседании утверждения о закрытии библиотеки и якобы ликвидации ее книжного фонда не соответствуют действительности. Собрания Библиотеки украинской литературы передаются Центру славянских культур, который создан в Москве на базе Библиотеки иностранной литературы им.М.И.Рудомино. Процесс передачи книжных фондов Центру, который уже успешно функционирует, завершится в 2017 г. Таким образом, любой желающий будет иметь возможность свободно ознакомиться с прекрасными образцами украинской литературы, которые хранятся в Москве.

3 апреля МИД Украины направил ноту протеста в адрес МИД России с требованием передать Украине фонды московской Библиотеки украинской литературы. Подобные претензии вызывают, как минимум, удивление. Библиотека украинской литературы никогда не принадлежала украинской стороне, существовала как самостоятельное государственное учреждение культуры г.Москвы, а ее работа финансировалась из городского бюджета.

Претензии Украины выглядят еще более странными на фоне проводимой украинскими властями политики в отношении печатной русскоязычной продукции. Недавно на Украине утвердили порядок изъятия т.н. «антиукраинской литературы» и опубликовали список запрещенных к ввозу книг. Еще ранее, 8 декабря 2016 г. Верховная Рада Украины приняла законодательные изменения, направленные на ограничение, а, по сути, на запрет доступа на украинский рынок российской печатной продукции. Не говоря уже о введении тотальной цензуры российской кинопродукции, запрете трансляции на Украине российских телеканалов, квотировании теле- и радиовещания с целью вытеснения русского языка, кампании по переименованию топонимических объектов.

В усилиях по дерусификации страны отметился и Киевский городской совет на контрасте того, что происходит в Москве в отношении не только украинской литературы, но и в принципе того, что связано с гуманитарным сотрудничеством, с этой страной и ее культурой. Приведу пример. Киевский городской совет в марте принял решение о переименовании Киевского музея русского искусства в Киевскую картинную галерею и после этого нам еще что-то рассказывают и предъявляют какие-то претензии.

Эти и многие другие действия украинских властей говорят о том, что их лицемерная риторика в защиту якобы ущемленных прав украинского национального меньшинства в России нисколько не препятствует развитию культурной идентичности. На самом деле все обстоит ровно наоборот. По сути, то, что сейчас происходит на Украине – это постоянный процесс дискриминации и принятия все новых дискриминационных мер, направленных на принудительную украинизацию русскоязычного населения Украины.

Еще раз скажу, Украина живет не в каком-то безвоздушном пространстве, географически, культурно и исторически это часть Европы. Украина сделала окончательный выбор в пользу сопричастия в политическом плане к странам Европейского союза, заявляя о том, что для нее являются приматом и приоритетом европейские ценности, в частности, декларируемые в ЕС. Тогда почему эти ценности не включают в себя защиту прав национальных меньшинств? Честно говоря, назвать русскоязычное население Украины «национальным меньшинством» как-то даже язык не поворачивается, учитывая историю и то, что русский язык всегда объединял, а не разъединял. К сожалению, сегодня также очевидно, что Киев, проводя эту политику, еще больше подстрекает русофобов и фактически стремится возглавить процесс ликвидации всего, что может напоминать украинскому народу о совместном с русским народом культурном и духовном наследии.            

Как представляется, в исторической перспективе все это, конечно, бесперспективно и очень вредно.  

Назад к оглавлению

 

О реакции Польши на установку новых информационных стендов в Катыни

 

С недоумением восприняли реакцию польской стороны на установку на ритуальной площадке перед входом в российский Мемориальный комплекс «Катынь» информационных стендов, посвященных судьбе красноармейцев, попавших в плен в результате советско-польской войны 1919-1921 гг.

Хотели бы напомнить, что указанный мемориал является филиалом Государственного центрального музея современной истории России, который планирует открыть в Катыни в 2017 г. новую экспозицию, посвященную истории российско-польских отношений.

Считаем контрпродуктивным стремление Варшавы политизировать трагические страницы совместной истории, использовать их в качестве повода для очередных нападок на нашу страну. Исходим из того, что вопросы истории должны оставаться в ведении историков. Вам известна наша традиционная позиция.

Что касается собственно стенда, то приведенные в нем сведения о масштабах гибели наших соотечественников, якобы «недостоверные», как сочли в Варшаве, подтверждаются новейшими исследованиями ведущих российских специалистов в данном вопросе.

Назад к оглавлению

 

Об аресте в Италии партии вин из Крыма

 

Вчера в СМИ эта тема стала одной из центральных. Поступило много вопросов с просьбой дать оценку.

Рассматриваем произошедший на ежегодной международной выставке вина («VinItaly») в Вероне инцидент с арестом партии российских вин, которые произведены в Крыму, как провокацию, инспирированную представителями киевских властей в Италии, задача которых была бросить тень на успешно проходящий в эти дни официальный визит в Российскую Федерацию Президента Итальянской Республики С.Маттареллы. Сложно понять мотивацию этих людей.

Вызывает недоумение, что итальянские власти, активно выступающие за расширение двустороннего торгово-экономического сотрудничества, не сумели противостоять этой антироссийской затее и провокации. Этот их шаг, как организаторов крупного международного мероприятия, к которому, безусловно, относится «VinItaly», по сути, нарушил свои же обязательства по обеспечению наиболее благоприятных условий для всех участников выставки. Сделанная для оправдания этой акции ссылка на соответствующий регламент Совета ЕС является абсолютно безосновательной. Мы все проверили. Данный документ, хотя и имеет антикрымскую направленность, но не предусматривает запрета на выставочную некоммерческую продукцию, произведенную в Крыму. Поэтому опять же налицо попытка где-то подтасовать факты, выдать желаемое за действительное, увести дискуссию в какую-то другую сторону.   

Посольство России в Риме уже предприняло необходимые шаги по защите интересов российских участников выставки в Вероне. Вынуждены констатировать, что эта история не добавляет реноме организаторам, потому что вызывает большое количество вопросов и оставляет неприятное послевкусие. А для вина это имеет критическое значение.  

Назад к оглавлению

 

Из ответов на вопросы СМИ:

Вопрос: Как бы Вы могли прокомментировать заявление Минздрава Турции, основанного на результатах медэкспертизы, что в сирийском Идлибе был использован зарин?

Ответ: Полагаю, что минздрав Турции в преддверии сезона должен заниматься анализом воды в море на предмет наличия там бактерий, проверять качество пищевой продукции, в том числе в курортных зонах. Вот, на чем сейчас должен концентрироваться турецкий Минздрав.

Вопрос химического оружия находится в компетенции соответствующих международных организаций, в частности, не только созданной специально много лет назад ОЗХО, но и соответствующего подразделения в ее составе, занимающегося расследованием инцидентов с использованием химического оружия непосредственно на территории Сирии. Там есть квалифицированные специалисты, чья работа сфокусирована исключительно и только на расследовании подобных инцидентов. Именно их, а не минздрав Турции или минкульт какой-либо еще страны нужно подключать к решению этих вопросов. Именно на это была рассчитана российская инициатива о срочном направлении туда инспекторов.

Вопрос: Министр иностранных дел Турции М.Чавушоглу призвал Россию отказаться от поддержки Президента САР Б.Асада. Как эти заявления повлияют на отношения с Россией и на роль Турции в коалиции?

Ответ: Мы неоднократно говорили о российской позиции, которая была и остается актуальной, относительно того, что вопрос режима не только в Турции, но и в любой другой стране, – это вопрос внутренней политики страны. Не мы это придумали – это записано в Уставе ООН.

Второй момент, на котором мы постоянно концентрировали внимание мировой общественности, касается того, что в рамках МГПС, куда входит в том числе Турция, были приняты документы, которые прошли затем соответствующую легализацию в СБ ООН, в которых так же говорится о безальтернативности мирного решения сирийского вопроса, заявлено о том, что судьба Сирии находится в руках самих сирийцев. Поставив подписи под этим документом, согласившись с его формулировками, страны взяли на себя определенные обязательства. Думаю, что нужно исходить из этого.

Вопрос: Сегодня вы говорили о кризисе в Венесуэле. Возможно ли какое-то взаимодействие России и стран Латинской Америки, которые могли бы повлиять на решение возникшей проблемы?

Ответ: Мы поддерживаем отношения со странами региона как в двустороннем формате, так и с соответствующими объединениями стран. Мы решаем и обсуждаем различные вопросы, ведем диалог и оказываем содействие законным властям Венесуэлы. Основу этого диалога и нашего взаимодействия составляет на данном этапе желание содействовать разрешению политического кризиса, оценками природы которого я только что поделилась.

Если последуют соответствующие предложения от стран региона или от региональных объединений о расширении взаимодействия, то, полагаю, мы будем готовы их рассмотреть.

Вопрос: Если повторится удар США по территории Сирии, какую реакцию можно ожидать со стороны России?

Ответ: Для меня это неожиданный вопрос. У Вас есть какая-то информация? Вы что-то планируете?

Вопрос: Я сам ничего не планирую. Не совсем понятно, какими будут дальнейшие действия Вашингтона.

Ответ: Смешно. Я пытаюсь смоделировать что было бы, если на брифинге Госдепа аналогичный вопрос задал бы канал «Раша Тудэй». У американских агентств тут же вышли бы заголовки «Раша Тудэй что-то знает о планирующихся ударах».

Мы исходим из того, что расценили произошедшее в качестве акта агрессии. Это агрессия с точки зрения международного права, всех принятых документов в отношении сирийского урегулирования. Мы высказали эту позицию публично, в разговорах с министрами иностранных дел ведущих игроков по сирийскому урегулированию. Как вы знаете, состоялась целая серия телефонных переговоров С.В.Лаврова с его западными коллегами (и не только западными). Сейчас усилия будут продолжены в контексте переговоров с Р.Тиллерсоном.

Как вы знаете, в Москве в пятницу собирается соответствующий формат в составе России, Сирии, Ирана. Конечно, основной вопрос, связанный с Сирией, – это возвращение ситуации в русло коллективной борьбы с международным терроризмом на территории этой страны и максимальное стимулирование мирного процесса как на «женевской», так и на «астанинской» площадках.

Ваш вопрос вызывает встречный вопрос. Исходя из того, что Вы спросили, получается, что удары могут возникнуть спонтанно, без какого-либо основания, и я расцениваю ситуацию именно так. Я отказываюсь верить, что великая страна США может действовать так, как она действовала десятки лет. Все-таки мы живем в 2017 году, а не в 70-х, 80-х или даже в 90-х, когда удары по странам наносились просто потому, что кому-то в Вашингтоне так хотелось. Есть международное право, международное сообщество. Нанося такие удары по территории Сирии, наносится удар именно по коллективным основам принятия важнейших решений в мире. Вот в чем вопрос. На каком-то этапе мы оглядываемся на историю США, американской внешней политики и понимаем, что это в какой-то период было характерно для всех администраций. Поправьте меня, назовите администрацию, которая не совершала подобные действия, отказывалась бы от силовых методов в пользу мирного, дипломатического процесса. Были разные по степени открытости акции – где-то прямые бомбовые удары, где-то материальная поддержка оппозиции и боевиков, где-то совершение ошибок, которые приводили к трагическим последствиям, где-то нарушение международного права. В частности, давайте вспомним Ливию и извращение резолюции.

Сейчас мир подошел к такой опасной черте, а новые вызовы и угрозы приняли такие масштабы, что подобные действия действительно могут стать катализатором не просто чего-то опасного, а трагического. Хочется, чтобы это, наконец, восприняла в качестве важнейшего аргумента крупнейшая во многих смыслах страна нашего мира.

Если Вы что-то узнаете, сразу сообщайте нам.

Вопрос: Будет ли Россия сегодня на переговорах С.В.Лаврова и Р.Тиллерсона поднимать вопрос Корейского полуострова, на котором ситуация обострилась до предела, а также возможность возобновления шестисторонних переговоров по КНДР?

Ответ: Давайте все-таки сохраним интригу, но сделаем это не из желания вас подразнить, а чтобы дать возможность полноценно оценить итоги визита и переговоров по их завершении. Чтобы не делать исключения для Вас и потом отказывать другим журналистам, я бы попросила все вопросы сегодня адресовать Министру иностранных дел России С.В.Лаврову в ходе его пресс-конференции, которую мы планируем на вечер.

Вопрос: Вопрос по поводу уже упомянутой встречи глав МИД России, Ирана и Сирии. На фоне усиления террористической активности, терактов в Санкт-Петербурге и Стокгольме возможно ли создание новой антитеррористической коалиции? Как это скажется на взаимодействии России и Запада в борьбе с глобальной угрозой?

Ответ: Вопрос очень масштабный. Он не столько связан с планирующейся встречей, сколько в большей степени отсылает нас к истории этой проблемы. Вы помните, как пару лет назад Президент В.В.Путин озвучил предложение в стенах ООН о создании действительного общемирового фронта борьбы с терроризмом. В основу этого предложения легли такие принципы, как принятие соответствующей резолюции, коллективные способы борьбы с международным терроризмом, сопряжение усилий не только региональных держав, но и всех стран, которые хотели бы стать участниками такой коалиции. Конечно, главным условием должно быть принятие международно-правового документа, в частности, резолюции СБ ООН, которая бы очерчивала соответствующие рамки этой коалиции, определяла бы мандат ее действий, предполагала бы отчет о ходе выполнения. Так не было бы тех, кто действовал бы по собственному разумению, начинал или заканчивал свое участие в этой коалиции, исходя из собственных воззрений, пытаясь продвигать свою повестку. Была бы действительно слаженная, коллективная работа на прочной международно-правовой основе.

Вы помните, как международное сообщество на эту инициативу прореагировало. К сожалению, все развивалось по сценарию, который был также озвучен российской стороной о том, что случится с миром и как будет развиваться международная обстановка в случае отсутствия такого широкого фронта, основанного на решении СБ ООН.

Как Вы сказали, количество терактов увеличивается, способ их проведения и атаки террористов на мирных граждан становятся абсолютно разными. Самое страшное, что разрозненные ячейки тех или иных организаций соединяются. По большому счету, международный терроризм сейчас набирает колоссальные темпы. С каждым днем актуальность того предложения возрастает. К сожалению, есть и понимание, что амбиции игроков слишком велики, чтобы пойти на такой шаг. В результате отказ от подобных действий и философии может привести к тому, что весь мир станет заложником одной либо нескольких террористических организаций. Главное, чтобы не было поздно. 

Вопрос: Как усиление напряженности между Россией, США и другими странами западной коалиции может повлиять на участие России в процессе национального примирения в Афганистане?

Ответ: Исходим из того, что мы как раз должны работать с США и другими странами для максимального содействия разрешению ситуации в Афганистане. Мы к этому готовы. Вы знаете, что мы действуем открыто, приглашаем США к участию в различных мероприятиях по проблематике Афганистана, безопасности и ситуации в регионе в целом. Надеемся на конструктивный диалог с партнерами. 

Вопрос: Как Россия оценивает возможность военного удара США по КНДР? Предпринимает ли Москва какие-либо попытки урегулировать этот конфликт мирным путем?

Ответ: Вчера мы опубликовали наш материал в преддверии визита в Москву Р.Тиллерсона. Он доступен на сайте МИД России. В нем мы обозначили наши позицию и озабоченность в связи с заявлениями о возможности силового сценария, которые косвенно делаются официальными представителями США, а прямо – через источники и политологов. Могу обратить Ваше внимание на этот материал. Для нас это важный аспект региональной стабильности и безопасности. В этом сообщении, повторю, подробно изложена наша позиция.

Вопрос: Как соотносится поддержка Турцией действий США в Сирии и ее призыв урегулировать кризис через астанинский формат?

Ответ: Вопрос о том, как Анкара совмещает эти два подхода, следует задавать Турции. Мне кажется, официальные представители турецкой стороны должны ответить на вопрос журналистов и политологов о том, как Турция концептуально решает этот вопрос для себя. С одной стороны она содействует мирному процессу, а с другой – приветствует авиаудары, которые ставят крест на любых попытках объединения оппозиции с официальными властями, а также на попытках конкретной работы по трансформации боевиков и террористов в оппозиционную структуру, стимулированию их к отказу от боевых действий. Всему миру был сейчас продемонстрирован кровавый урок о том, как можно и нужно «решать дела». На протяжении нескольких лет все призывали всех сесть за стол переговоров и уговаривали боевиков, террористов и экстремистов сложить оружие, в т.ч. давая им определенные гарантии. Сейчас боевики, террористы и экстремисты зададут логичный вопрос: почему кому-то можно действовать силовыми методами, нанося удары по территории суверенного государства без какого бы то ни было разрешения и четкой, ясной мотивации, а им нельзя, почему их все время пытаются усадить за стол переговоров. Никто не отрицает, что это очень сложный процесс. Мы всегда говорили о том, что мотивировать экстремистов и боевиков ‒ людей, которые несколько лет с оружием в руках отстаивали свою «правду» и видение (хотя, может быть, не истинным, а ложным путем), к тому, чтобы сесть за стол переговоров – это чрезвычайно сложный процесс. Повторю, боевики сейчас этими действиями просто «простимулированы» к продолжению силовой акции.

Многие из этих людей не учились не только в ВУЗах, но даже в школах. Среди них большое количество молодежи и единственная идея, которая им известна – это та, которую им «подарили» террористические организации. Как можно достаточно простым людям объяснить такие действия США? Как можно их разубедить, что сила – это не метод решения сирийского вопроса? Почему благополучные и образованные люди из благополучной страны используют силу в качестве основного двигателя сирийского урегулирования? Нужно задать этот вопрос турецкой стороне и получить от нее ответ, каким образом две эти концепции сосуществуют в рамках единой внешней политики одного государства.

Вопрос: Пройдет ли встреча Президента России В.В.Путина и Государственного секретаря США Р.Тиллерсона? Эта информация то появляется, то опровергается. Если эта встреча состоится, о чем это будет свидетельствовать?

Ответ: Вы прекрасно знаете, что встречи Президента России комментируются сотрудниками Администрации Президента России, Пресс-службой Президента. Обратитесь к коллегам.

Вопрос: Пресс-секретарь Белого дома Шон Спейсер заявил, что единственные страны, которые не поддерживают позицию США по Сирии – это сама Сирия, КНДР, Иран и Россия. Также он сказал, что все они, за исключением России, являются несостоявшимися государствами. Не могли бы Вы прояснить, полный ли это список стран?

Ответ: Это Иран-то «несостоявшееся государство»? Можно просто посмотреть историю этой страны. Вы в состоянии купить учебник истории или какую-нибудь книгу про Иран? Ваше средство массовой информации в состоянии это сделать?

Вопрос: Да.

Ответ: Очень советую Вам отправить такой труд американскому представителю, которого Вы процитировали. Ему стоит понять, о какой стране он говорит.

 

 

Дополнительные материалы

Видео

Фотографии

x
x
Дополнительные инструменты поиска