29.03.1709:18

Ответы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на вопросы читателей газеты «Аргументы и факты»

611-29-03-2017

  • en-GB1 ru-RU1

Вопрос: Что случилось с В.И.Чуркиным? Есть ли основания предполагать, что это была неслучайная смерть? Кто станет новым постпредом России в ООН? Опять Россия на заседаниях Совбеза в одиночку противостоит проамериканской компании?

А еще, хорошо бы переименовать в Москве один из Проектируемых проездов, например, № 3843 в Черемушках, в улицу В.И.Чуркина.

Ответ: На протяжении почти 11 лет В.И.Чуркин находился на передовых внешнеполитических рубежах, с честью выполнял служебный долг, блестяще отстаивая интересы России. Неизменно демонстрировал высокий профессионализм, умение в самых сложных ситуациях добиваться максимум возможного, обеспечивать необходимую поддержку наших подходов со стороны единомышленников. Стоит ли говорить, насколько напряженной была такая работа, связанная с постоянными нервными и физическими перегрузками, которые негативно отразились на его здоровье.

Президент В.В.Путин наградил В.И.Чуркина орденом Мужества посмертно. Лучшие качества В.И.Чуркина, его вклад в укрепление авторитета Всемирной организации были отмечены в ходе специального заседания Генассамблеи ООН 21 марта.

Министерство иностранных дел делает все необходимое для увековечивания памяти В.И.Чуркина. Нам постоянно поступают различные инициативы от российской общественности, от зарубежных государств. В частности, прорабатывается предложение о присвоении московской школе, где учился В.И.Чуркин, его имени. Рассматриваются идеи о том, чтобы назвать в его честь улицы или площади в различных городах России. Предлагается учредить международную дипломатическую премию и государственную награду его имени, а также именную стипендию для студентов МГИМО. Разумеется, для этого необходимы как согласие семьи В.И.Чуркина, так и тщательная межведомственная проработка, в которой мы принимаем самое деятельное участие.

Определение кандидатуры нового постпреда России в Нью-Йорке идет в установленном порядке. После ее утверждения руководством страны об этом будет сообщено.

Вопрос: Почему так настаиваем на урегулировании в рамках Минских соглашений, если Украина их не выполняет? Не пора ли Российской Федерации начать формировать повестку дня по Украине и признать ДНР и ЛНР, а не разгадывать, что предпримет Д.Трамп? Сможет ли в ближайшее время Россия присоединить ЛНР и ДНР?

Уважаемый Сергей Викторович, я постоянно смотрю и читаю новости про Донбасс и то, что там творится: убивают, разрушают жилые здания. Почему мы не можем ввести туда свои войска?

Почему Россия не может принудить Украину к миру, как это было сделано с Грузией?

Ответ: Добиваясь скорейшей реализации Минских соглашений, исходим из того, что долгосрочное решение проблем, связанных с поразившим Украину глубоким кризисом, можно найти только политико-дипломатическим путем. Минский «Комплекс мер» от 12 февраля 2015 года был одобрен Советом Безопасности ООН, принявшим соответствующую резолюцию №2202 от 17 февраля 2015 года. Убеждены, что на сегодняшний день альтернативы «Минску» нет. С этим согласны и на Западе.

Главное, что предусматривают Минские соглашения, – прямой диалог Киева с Донецком и Луганском. Ни Россия, ни новый президент США, ни кто-либо еще не смогут сделать за стороны конфликта то, от чего зависит его урегулирование – договориться друг с другом напрямую о взаимных гарантиях безопасности и принципах строительства совместного будущего.

Сегодня очевидно, что процесс урегулирования буксует из-за упорного нежелания украинского руководства выполнять свои обязательства по Минским соглашениям. Продолжим работать над тем, чтобы Киев прекратил блокаду Донбасса и приступил к их полноценной реализации. Рассчитываем на аналогичный подход со стороны западных государств, неоднократно заявлявших о безальтернативности Минских договоренностей и необходимости их скорейшего осуществления.

Россия – мирное государство. У нас нет территориальных притязаний по отношению к соседям. Заинтересованы, чтобы нас окружали благополучные, процветающие страны, с которыми мы бы выстраивали партнерские отношения в духе добрососедства. Вместе с тем, наши усилия и впредь будут нацелены на то, чтобы не позволить «горячим головам» в Киеве запустить на юго-востоке страны новый виток насилия. В любом случае, жителей Донбасса в беде мы не оставим.

Вопрос: Если не считать Украину, Япония – единственная страна, которая выдвигает территориальные претензии к России.

По-прежнему ли готовы отдать, как записано в декларации 1956 года, Шикотан и гряду Хабомаи после заключения мирного договора? Ведь с тех пор появились 200-мильные экономические зоны в море – не надо вести переговоры заново? Где гарантии, что там не появятся какие-нибудь американские радары и ракеты, ведь Япония – союзник США? Как может выглядеть совместная деятельность, о которой договорились в декабре В.В.Путин и С.Абэ на островах, на которые претендует Япония?

Ответ: Совместная декларация СССР и Японии от 19 октября 1956 г. является базовым юридическим документом, восстановившим отношения между нашими странами после окончания Второй мировой войны. Она была ратифицирована парламентами обоих государств и депонирована в ООН в качестве международного договора. В прошлом году мы отметили 60-летие ее подписания.

Вместе с тем, реальность такова, что не все положения данной декларации были тогда осуществимы. Токио отказался подписывать мирный договор и попытался выдвинуть СССР территориальные претензии на четыре острова. Твердо исходим из того, что в рамках переговоров по мирному договору Япония должна однозначно признать итоги Второй мировой войны, на которых уже более семидесяти лет держится современный миропорядок. Пока Токио к этому не готов.

Придаем большое значение договоренности лидеров России и Японии о начале консультаций заместителей министров иностранных дел по вопросам налаживания совместной хозяйственной деятельности на южных Курильских островах. 18 марта состоялся их первый раунд. МИД России – в плотном взаимодействии с другими профильными российскими ведомствами – ведет интенсивную работу с тем, чтобы подобрать действительно экономически значимые проекты, реализация которых содействовала бы социально-экономическому развитию южных Курильских островов, принесла бы ощутимую пользу населению сопредельных российских и японских регионов.

При этом, правовые рамки реализации таких проектов не должны противоречить российскому законодательству. Это – основополагающий критерий осуществления совместной хозяйственной деятельности. Рассчитываем, что она будет способствовать укреплению взаимного доверия между жителями Сахалинской области и Хоккайдо, формированию атмосферы дружбы и взаимопонимания между народами двух стран.

Вопрос: Как вы оцениваете ситуацию в Сирии и в Ираке? Мосул американцам удается штурмовать «нежнее», чем сирийская армия с российской помощью штурмовала Алеппо? Удастся ли задавить террористов в логове или расползутся? Какие сейчас самые главные исходящие оттуда угрозы?

Ответ: Надо понимать, что положение в Сирии и Ираке взаимосвязано. В обоих случаях мы имеем дело с последствиями т.н. «экспорта демократии», вмешательства извне с целью устранения неугодных режимов. Как результат – существенное ослабление государственности, сопровождаемое ростом насилия, экстремизма и радикализма. На территории этих стран образовался опасный очаг международного терроризма, который стремительно расползался.

По просьбе Дамаска российские ВКС оказывали поддержку сирийской армии в борьбе с ИГИЛ, другими террористическими группировками. В результате экстремистам нанесен ощутимый удар, освобожден крупнейший город Сирии Алеппо. Тем не менее, ситуация вокруг Сирии остается сложной. С одной стороны, благодаря запуску «Астанинского формата» при участии России, Ирана и Турции в качестве гарантов, удалось серьезно снизить уровень насилия, приступить к решению наиболее острых гуманитарных проблем, активизировать процесс политического урегулирования на основе резолюции 2254 СБ ООН. Расширяется географическая зона применения режима прекращения боевых действий.

С другой стороны, напряженность не спадает. Террористы из «Хейят Тахрир аш-Шам» (бывшая «Нусра») всячески провоцируют срыв данного режима. Канун очередного раунда межсирийских переговоров в Женеве под эгидой ООН ознаменовался их вылазками в пригородах Дамаска и на севере провинции Хама. Сирийская армия дала боевикам достойный отпор. Тем не менее, эти акции и реакция на них в мире свидетельствуют о том, что далеко не все настроены на поддержку политического решения в Сирии.

Что касается Ирака, то страна продолжает находиться в состоянии затяжного внутреннего конфликта на фоне противостояния иракского государства с ИГИЛ. Дестабилизирующим фактором остается провоцируемый, в том числе извне, межконфессиональный разлом по линии шииты-сунниты. Требует особого внимания курдский фактор. 

Тем не менее, на иракском театре боевых действий произошел коренной перелом. В военном отношении «халифат» здесь терпит поражение. Сейчас идет операция по ликвидации иракского оплота ИГИЛ в Мосуле. К слову, штурмуют этот миллионный город все же иракские силовые подразделения. Так называемая коалиция во главе с США оказывает им огневую поддержку. Сравнение ее действий с «хирургической операцией» вряд ли уместно на фоне многочисленных жертв среди мирных жителей и разрушенной гражданской инфраструктуры.

Все помнят, насколько эмоционально реагировали западные страны и контролируемые ими СМИ на обстановку в сирийском Алеппо. При этом, они продолжают «ретушировать» гуманитарную ситуацию в Мосуле, замалчивать масштабы происходящего. Между тем, из города бежало почти четыреста тысяч жителей, которые оказались в тяжелейших  условиях.

Убеждены, что эффективно справиться с международным терроризмом, бросившим беспрецедентный вызов всему человечеству, невозможно без объединения усилий  мирового сообщества. На решение этой задачи направлена инициатива Президента В.В.Путина о формировании широкого антитеррористического фронта на основе международного права.

Вопрос: Россия видит в Иране партнера и тесно сотрудничает с ним. Но его руководители открыто заявляют о намерении стереть мою страну – государство Израиль – с лица земли. А в Израиле много выходцев из СССР, из России.

Ответ: Россия сыграла важную роль в достижении всеобъемлющих договоренностей по иранской ядерной программе. Исходим из того, что их последовательная реализация не только способствует упрочению режима ядерного нераспространения, но и вносит значительный вклад в укрепление безопасности – как в мировых делах, так и на Ближнем Востоке.

Сегодня российско-иранское взаимодействие – важный фактор в деле обеспечения региональной стабильности. Наш ключевой приоритет – борьба с международным терроризмом, прежде всего в Сирии. Благодаря совместным шагам Москвы, Тегерана и Анкары удалось добиться прекращения огня между сирийскими правительственными войсками и рядом группировок вооруженной оппозиции, создан механизм контроля этого режима. Действия России, Ирана и Турции позволили существенно снизить уровень насилия в Сирии, привели к сокращению территории под непосредственным контролем ИГИЛ.

Что касается наших соотечественников, проживающих за рубежом, в том числе и в Израиле, то защита их прав и интересов – в числе безусловных приоритетов отечественной дипломатии.

Вопрос: Хватает ли в странах Ближнего Востока (если к ним у нас теперь такое внимание) обученных специалистов?

По каким параметрам ведет отбор абитуриентов МГИМО? Правда ли, что это институт для элиты?

Принимают ли в МИД студентов, уже хорошо владеющих 2-3 языками, будущих специалистов-международников из других вузов к себе на практику?

Ответ: На Смоленской площади сложилась хорошая традиция – направлять на работу в загранучреждения в государства Ближнего Востока и Севера Африки только специалистов по региону. Ежегодно принимаем на работу выпускников профильных вузов, глубоко разбирающихся во внешней политике и экономике стран БВСА, хорошо владеющих арабским языком или ивритом. Сегодня все наши диппредставительства полностью укомплектованы высококвалифицированными кадрами.

МГИМО – подведомственный Министерству ВУЗ, «кузница кадров» для отечественной дипломатической службы. При этом, его выпускники успешно трудятся и на других направлениях – в политике, на государственной службе, в науке, журналистике, бизнесе.

Прием в Университет открыт для всех желающих в полном соответствии с российским законодательством – Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», нормативными правовыми актами Минобрнауки России, Рособрнадзора, МИД России. Зачисляются абитуриенты, набравшие проходной балл по сумме ЕГЭ и дополнительному вступительному испытанию (иностранный язык; на факультете «Международная журналистика» – творческий конкурс). Не набравшие проходной балл для поступления на бюджетные места могут претендовать на места с оплатой стоимости обучения – при условии, разумеется, достижения необходимой суммы баллов.

Повторю: прием осуществляется на недискриминационной основе. Исключение составляют отдельные категории граждан, которые при поступлении в ВУЗы страны пользуются льготами в соответствии с законом. Это, в частности, победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд Российской Федерации на международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС, дети-инвалиды, дети-сироты, дети погибших военнослужащих и сотрудников силовых структур. Льготное поступление предусмотрено также для победителей и призеров Телевизионной гуманитарной олимпиады школьников «Умницы и умники», некоторых других профильных олимпиад школьников.

Таким образом, МГИМО – ВУЗ «элитный» в том смысле, что на учебу в него попадают действительно способные, хорошо подготовленные и высокомотивированные молодые люди.

МИД России принимает на практику преимущественно студентов МГИМО и Дипакадемии, поскольку образовательные программы в них в наибольшей степени «заточены» под потребности Министерства. При этом стажировку в Министерстве проходят студенты и других вузов с профильными специальностями, чаще всего – МГУ, РУДН, МГЛУ, СПбГУ. Основные критерии приема – высокая успеваемость, хорошее владение как минимум двумя иностранными языками, в том числе, желательно, одним редким.

Вопрос: Северокорейские ракетные запуски – причина беспокоиться соседям, в том числе России? Или лишь повод для создания в этом регионе элементов глобальной ПРО, то есть, причина для еще большего беспокойства соседей, в том числе России?

Ответ: Безусловно, нам есть о чем беспокоиться в связи с происходящим на Корейском полуострове и вокруг него. Ведь речь идет об опасной военной эскалации вблизи наших дальневосточных рубежей. Северная Корея, имеющая с Россией общую границу, упорно наращивает свой ракетно-ядерный потенциал, постоянно проводит ракетные пуски и ядерные испытания, против чего мы категорически возражаем. Россия – постоянный член СБ ООН – поддержала ряд резолюций с осуждением опасной военной деятельности, выступила за введение ооновских санкций против КНДР с целью побудить ее отказаться от своей ядерной программы. При этом исходим из того, что эти рестрикции не должны негативно сказываться на жизни людей в этой стране.

Вместе с тем, налицо наращивание военной активности в регионе Северо-Восточной Азии не только со стороны Пхеньяна. Например, в эти дни продолжаются беспрецедентные по размаху американо-южнокорейские военные учения у берегов полуострова с привлечением самых современных вооружений, включая стратегические. Их цель – отработка сценария нападения на КНДР. Имеются у США и более долгосрочные планы, часть которых уже реализуется. Имею в виду, в частности, начавшееся размещение в Южной Корее противоракетных комплексов THAAD.

Нам говорят, что американские противоракеты будут направлены исключительно против северокорейских ракет. Но когда речь идет о вооружениях, в том числе являющихся частью такой глобальной стратегической системы, как ПРО, надо учитывать не намерения, а потенциалы. Потенциал же американской противоракетной системы, включающей комплексы THAAD, безусловно, затрагивает наши стратегические силы, негативно сказывается на безопасности не только России, но и Китая, других стран. Поэтому совместно с китайскими партнерами последовательно выступаем против опасных затей Пентагона.

Выход из этой спирали напряженности один – всем заинтересованным сторонам, прежде всего, США и КНДР, следует прекратить или по крайней мере приостановить демонстрацию военной силы и, наконец, сесть за стол переговоров, чтобы договориться о базовых вещах, в том числе о принципах ненападения, отказе от применения и угрозы силой. Только таким образом можно выйти на комплексное урегулирование ситуации в регионе, включая ее ракетно-ядерную составляющую. Альтернативы этому нет. Со своей стороны будем и далее этому всемерно способствовать.

Вопрос: Россию обвиняют в нарушении ДРСМД, который принимался для снижения рисков в Европе. Действительно что-то нарушили?

Ответ: Российское руководство неоднократно подтверждало приверженность обязательствам по ДРСМД. Каких-либо нарушений с нашей стороны не было. США утверждают обратное, но при этом не приводят никакой конкретной информации, которую можно было бы проверить, с тем чтобы прояснить ситуацию.

Неоднократно предлагали Вашингтону отказаться от методов «мегафонной дипломатии», вести разговор по существу проблем, чтобы  снять озабоченности каждой из сторон в связи с ДРСМД, разъяснить возможные спорные моменты. Тем более, что у нас имеются весьма серьезные вопросы к США по поводу некоторых «вольностей» с выполнением Договора самими американцами. Это касается их программы создания «мишеней», аналогичных по характеристикам запрещенным ракетам средней и меньшей дальности, использования ударных беспилотных летательных аппаратов, подпадающих под определение крылатых ракет средней дальности наземного базирования, а также пусковых установок в составе наземных комплексов ПРО, которые могут использоваться и для стрельбы крылатыми ракетами.

Но разговаривать на эти неудобные для себя темы они явно не хотят. Предпочитают спекулировать на тему мифических российских «нарушений» с использованием совершенно бездоказательных обвинений. Это известный  прием, который использовали еще в случае вымышленного ОМУ в Ираке.

Вопрос: Какие отношения у нас с Америкой? «Теплые», дружелюбные и партнерские или «холодные», враждебные и конкурирующие?

150 лет назад в Вашингтоне подписан договор о продаже Аляски Соединенным Штатам (18/30 по новому стилю марта 1867 г.). Как-то отмечаете эту дату?

Уважаемый Министр! Президент США Д.Трамп в своей предвыборной программе заявил, что сделает Америку богатой. Значит, следует ожидать, что его отношения с другими странами (в том числе и с нашей) будут носить преимущественно меркантильный характер? Готовится ли Ваше ведомство и наше правительство к тому, чтобы выгода от этих отношений была взаимной? Будет ли Д.Трампу под силу сломать негативное отношение к нашей стране?

Ответ: К сожалению, в последние годы российско-американские отношения серьезно деградировали: предыдущая администрация США целенаправленно разрушала создававшийся многие десятилетия фундамент сотрудничества, предпринимала против нашей страны различные недружественные шаги, вводила все новые санкции.

Как не раз говорил Президент В.В.Путин, это был не наш выбор. Мы всегда были заинтересованы в нормальном взаимодействии с США, предлагали вместе искать пути решения проблем современного мира, совместно противостоять опасным вызовам и угрозам, таким, например, как международный терроризм. Сегодня мы открыты к работе с администрацией Президента Д.Трампа по оздоровлению ситуации в отношениях. Однако добиться этого получится, только если в Вашингтоне будут на деле учитывать наши национальные интересы, воспринимать Россию как равноправного партнера.

Помимо 150-летия Договора об Аляске на нынешний год приходится целый ряд памятных дат в двусторонних связях с США. Среди них – 210-летие установления дипломатических отношений, 200-летие прибытия русской эскадры на Гавайи, 80-летие легендарного перелета экипажа В.П.Чкалова через Северный полюс в американский Ванкувер. Разумеется, по этим поводам нами и американцами планируются торжественные церемонии, научные конференции, другие мероприятия.

В этой связи заслуживает внимания устойчивый рост интереса граждан наших стран к общим страницам истории. Многие общественные организации выдвигают интересные инициативы, направленные на укрепление гуманитарных связей и улучшение взаимопонимания между народами. Со своей стороны оказываем им поддержку. Рассчитываем, что полезную роль в этом отношении призвана играть созданная при МИД России в феврале межведомственная рабочая группа по вопросам сохранения российского исторического и культурного наследия в США.

Что касается продажи Аляски по Договору 1867 г., то предстоящий юбилей может, конечно, вызывать разные эмоции. Однако это хороший повод вспомнить о вкладе, который россияне внесли в освоение американского континента, в развитие духовной жизни коренного населения Аляски, распространение православия. Столь яркие страницы истории и сегодня остаются важными элементами российского исторического наследия в Америке, мощными факторами, способствующими сближению наших обществ. Вот это мы и планируем отметить.

Д.Трамп шел на выборы под лозунгом «Снова сделаем Америку великой». У нас нет и не может быть против этого возражений при условии, что реализация поставленной цели не предполагает нанесение ущерба другим странам.

Убежден, что между Россией и США возможен конструктивный диалог по любым двусторонним и международным вопросам, если он будет выстраиваться в духе равноправия, взаимной выгоды, реального уважения и учета интересов друг друга, без попыток шантажа и навязывания своей воли. Только на такой основе можно улучшить атмосферу и качество двусторонних отношений, вернуть их на траекторию поступательного развития. Добиться этого непросто. Но, как подчеркнул Президент В.В.Путин, мы готовы пройти свою часть пути.

Вопрос: В России почему-то не понимают страхи маленьких стран Прибалтики перед Россией и ее влиянием, угрожающим их национальной идентичности. Может, не стоит смеяться над этими страхами, а налаживать диалог?

Ответ: Периодически раздающиеся из Вильнюса, Риги и Таллина заявления о том, что Россия угрожает идентичности балтийских стран и вынашивает против них некие агрессивные замыслы, абсурдны и абсолютно безосновательны. Не зря у нас говорят – у страха глаза велики.

Мы-то как раз хорошо понимаем сугубо политическую конъюнктурную подоплеку подобных утверждений – видимо, таким образом пытаются решать внутренние проблемы, мобилизовывать избирателей путем раскручивания образа внешнего врага.

Подобного рода риторика с призывами к ужесточению санкций в отношении России, спекуляциями о «российской военной угрозе», недружественное поведение в международных форматах создает негативный фон в двусторонних делах. Сохраняются и «застарелые» раздражители, связанные в том числе с неблагополучной гуманитарной ситуацией и дискриминацией русскоязычного населения в этих странах. В данной области наши требования подкрепляются рекомендациями профильных международных организаций, доклады которых содержат критические отзывы о ситуации в правочеловеческой сфере в Прибалтике.

Разумеется, не можем не реагировать на такие чувствительные для российского общества темы, как предпринимаемые при участии властей упомянутых государств попытки искажения истории, героизации нацистов и их местных пособников.

В то же время, не видим непреодолимых препятствий для того, чтобы отношения России с прибалтийскими государствами развивались в духе добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества. Всегда открыты к взаимоуважительному диалогу, совместному поиску конструктивных решений накопившихся вопросов. Дело – за встречной готовностью.

Вопрос: Раньше предлагали строить единое пространство от Лиссабона до Владивостока. Идея умерла? Как долго может продлиться охлаждение отношений с ЕС, взаимные санкции?

Ответ: Мы не только не отказываемся от идеи формирования общего экономического и гуманитарного пространства от Лиссабона до Владивостока, но и считаем данный проект весьма перспективным в плане обеспечения долгосрочного и устойчивого развития всего евразийского континента. В качестве его экономической основы видим развитие взаимодействия между Евразийским экономическим союзом и Евросоюзом. Очевидно, что такая совместная работа способствовала бы обеспечению мира и стабильности на обширном пространстве Евразии, позволила бы в перспективе избежать кризисных ситуаций, подобных украинской.

По-прежнему в силе переданные в Еврокомиссию в конце 2015 года предложения Евразийской экономической комиссии о рабочих контактах.

В Брюсселе по-прежнему увязывают нормализацию отношений с выполнением Россией Минских договоренностей. Такая позиция не просто абсурдна – Москва не является стороной внутриукраинского конфликта, но, по сути, побуждает Киев саботировать выполнение взятых на себя в Минске обязательств. Поэтому вопрос об отмене ограничительных мер следует, скорее, задавать стороне ЕС, которая была инициатором раскручивания санкционной спирали.

Не секрет, что от этого страдают рядовые граждане и деловые круги ЕС. По некоторым оценкам, ущерб, нанесенный государствам Евросоюза «санкционной войной», составляет десятки миллиардов долларов в год, сотни тысяч рабочих мест. Знаем, в Европе множатся голоса в пользу возвращения связей с Россией на поступательную траекторию. Всемерно поддерживаем такой настрой. Надеемся, что партнеры смогут самостоятельно определять внешнеполитические приоритеты, не идти на поводу узкой, но крайне агрессивной группы русофобов внутри самого ЕС.

Со своей стороны неизменно открыты к диалогу на принципах равенства и учета интересов друг друга. Наши предложения о путях возвращения к здравому смыслу переданы Председателю Еврокомиссии Ж.-К.Юнкеру в ходе его встречи с Президентом В.В.Путиным в июне 2016 года.

Вопрос: Россия помогает многим странам. Будь то стихийные бедствия, военные действия, как в Сирии, и др. А есть ли примеры помощи других стран России (не считая Великой Отечественной войны).

Ответ: Да, действительно, Россия оказывает значительную гуманитарную помощь нуждающимся странам в целях ликвидации последствий стихийных бедствий и конфликтов. Примеры хорошо известны. Кроме того, наша страна существенно нарастила финансирование международных проектов развития для государств как на пространстве СНГ, так и за его пределами. Объем российского содействия международному развитию достиг уровня в 1,16 млрд. долл. в год.

Россия не нуждается во внешней помощи. Тем не менее, есть многочисленные примеры проявления солидарности зарубежных партнеров с российским народом, когда речь идет о чрезвычайных ситуациях, в том числе о стихийных бедствиях, на территории нашей страны.

В рамках ликвидации последствий пожаров на торфяниках в 2010 году получена помощь со стороны чрезвычайных служб Азербайджана, Белоруссии, Армении, Италии, Болгарии, Казахстана, Франции, Польши, Турции и Латвии. Гуманитарная помощь в виде поставок современных средств защиты и противопожарных технологий направлялась также Германией, Арменией, Эстонией, Швейцарией, Францией, США, Республикой Корея, Китаем, Турцией, Литвой и Австрией.

В 2012 году Азербайджан и Белоруссия направили в Россию гуманитарную помощь пострадавшему от наводнения населению Краснодарского края.

В 2015 году по линии Китайского Красного Креста в Россию поступила гуманитарная помощь для беженцев из Украины, находящихся на территории Ростовской области и Крыма.

Вопрос: Добрый день, уважаемый Министр, я родился в СССР. Почему для русских, которые живут за границей, получить русский паспорт так сложно? В этом плане какие-то облегчения будут в ближайшем будущем? Я хочу вернуться на историческую родину.

У моих внуков гражданство Великобритании и каждый раз, когда они хотят меня навестить, им приходится делать визу и собирать огромный пакет документов. Планируется ли ввести упрощение в визовом режиме для граждан Великобритании, Евросоюза и других стран, имеющих родственников – граждан РФ? С 30 марта, как сообщалось, вводится безвизовый режим аж с ЮАР! Почему бы вообще не отменить визы в отношениях граждан ведущих стран мира, как это сделал Президент А.Г.Лукашенко в феврале 2017?

Ожидается ли на территории союзного государства России и Белоруссии, а может – стран-участниц ЕАЭС – единая виза для граждан третьих стран, что-то наподобие шенгенской визы?

Ответ: Любой человек, имеющий гражданство Российской Федерации, может оформить заграничный паспорт в наших диппредставительствах и консульских учреждениях. Вопрос в том, что для оформления гражданства Российской Федерации существуют определенные требования.

Порядок приема в гражданство регламентируется Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации». В нем четко прописано, что основным условием является проживание на территории нашей страны.

При этом, законодательством установлены преференции для иностранных граждан, у которых есть хотя бы один родитель-гражданин Российской Федерации, проживающий на ее территории, а также для апатридов, имевших ранее гражданство СССР и проживающих в бывших союзных республиках. Эти люди могут оформить российское гражданство без переезда на жительство в Российскую Федерацию. Разумеется, родители-россияне вправе оформить за рубежом российское гражданство своим детям, рожденным в смешанных браках.

Ежегодно российские загранучреждения принимают в гражданство Российской Федерации порядка 50 тысяч человек. Вряд ли можно назвать другую страну, которая предпринимает такие же усилия на данном направлении в отношении соотечественников.

Теперь об упрощении визового режима с Великобританией. Известно, что российским гражданам получить британскую визу намного сложнее, чем британцам – российскую. Например, в их анкете-заявлении на выдачу визы необходимо ответить на сто вопросов, а также предоставить массу различных документов и справок. Наши же требования к заявителям из Великобритании значительно скромнее, поэтому вряд ли можно говорить об «огромном пакете документов». Как известно, в свое время Великобритания не присоединилась к визовому Соглашению Россия-EC, поэтому переговоры с ней проходили в отдельном формате. Однако после воссоединения Крыма с Россией британская сторона заявила о своей неготовности к продолжению диалога. Надеемся, что здравый смысл рано или поздно возобладает, и наши контакты продолжатся, в том числе по проблематике режима въезда для граждан обеих стран.

Что касается Евросоюза, то вопрос регулируется двусторонним Соглашением об упрощении выдачи виз от 25 мая 2006 г. В течение длительного времени с ЕС велись переговоры о постепенном облегчении визового режима и, в перспективе, о его отмене. ЕС выдвинул нам ряд условий, касающихся, в частности, осуществления более плотного контроля в миграционной политике для граждан третьих стран и обеспечения норм безопасности при пересечении границы. Все эти условия мы выполнили. После этого ЕС должен был пойти на ответные шаги. Однако в Брюсселе с принятием решения не торопились, а после воссоединения Крыма с Россией «заморозили» визовой диалог. Тем не менее, мы открыты для возобновления контактов с есовской стороной по этой тематике, но, разумеется, на равноправной основе, с соблюдением интересов обеих сторон и с учетом сложившихся политических реалий.

Сторонники мнения о необходимости российской стороне последовать примеру Белоруссии считают, что после этого западные страны отменят визы для россиян. Убежден, что они ошибаются – не видим, чтобы западные страны пошли Минску навстречу и хотя бы смягчили визовый режим. Исходим из того, что в визовой области важны не декларативные заявления, а конкретные шаги, причем только на взаимной основе. Необходимо учитывать и участившиеся в последнее время террористические атаки в странах Европы, что требует дополнительных мер по обеспечению национальной безопасности. Именно эти соображения ставим во главу угла при проведении нашей визовой политики.

В рамках ЕАЭС вопрос единой визы для граждан третьих стран пока не обсуждается – приоритетное внимание уделяется снятию барьеров на пути перемещения рабочей силы между государствами-членами. Не исключаем, что по мере наращивания процессов евразийской интеграции тема скоординированных подходов к регулированию миграционных потоков применительно к гражданам третьих стран будет выходить на повестку дня.

Особую актуальность в последнее время приобретает проблематика формирования единого визового пространства России и Белоруссии. На протяжении многих лет иностранные граждане свободно пересекали российско-белорусскую границу, не проходя паспортный контроль. Сегодня, в условиях обострившейся террористической опасности, усиления миграционных вызовов, их пропуск фактически прекращен.

Российскими ведомствами разработан проект российско-белорусского соглашения о взаимном признании виз, которое является одним из элементов единого подхода в вопросе въезда граждан третьих стран на территории наших государств. Активно работаем над его формированием, в том числе в рамках Межгосударственной межведомственной рабочей группы по выработке рекомендаций по проведению согласованной миграционной политики России и Белоруссии.

Вопрос: Сергей Викторович, как получается держать в голове столько всякой информации? В любой момент можете выдать справку по отношениям с любой из стран мира? Как тренируете память? Остается ли время на отдых? По-прежнему ли занимаетесь сплавами?

Ответ: На протяжении всей своей деятельности мне, как и моим коллегам по внешнеполитическому ведомству, приходится иметь дело с большим объемом информации. С течением времени процесс запоминания входит в привычку. По сути, речь идет о постоянной тренировке памяти. Хорошая память, равно как и физическая форма – неотъемлемые условия успешного выполнения поставленных руководством задач, максимально продуктивной работы.

На отдых времени остается немного. Но, несмотря на весьма плотный рабочий график, хотя бы раз в неделю играю в футбол. Не забываю и про рафтинг – стараюсь выкроить в году несколько дней, чтобы сплавляться по горным рекам.

Вопрос: Что сделали со шпилем здания МИД? Планируется ли на лицевой стороне высотного здания МИД заменить советский герб на российский?

Ответ: Здание МИД на Смоленской-Сенной площади построено в середине прошлого века. В первоначальном варианте оно шпиля не имело, но на завершающей стадии строительства проект был доработан. Расчеты показали, что каменную надстройку здание не выдержит, и шпиль был сооружен из металлических конструкций и облицован листовой сталью. За шесть с лишним десятилетий элементы конструкции подверглись коррозии. Поэтому было принято решение об их замене.

В процессе демонтажа появилось предложение изготовить уникальную сувенирную продукцию – металл разрезали на несколько сотен частей, которые были использованы для создания оригинальных изделий с символикой Министерства иностранных дел. Один из таких сувениров, насколько мне известно, будет вручен читателю газеты «АиФ», приславшему наиболее интересный вопрос.

Замена на главном фасаде герба СССР на российский не планируется – советский герб представляет исторический архитектурный элемент здания, являющегося объектом культурного наследия. Сейчас ведется его реставрация.

x
x
Дополнительные инструменты поиска